Введение
Глава 1 Общая характеристика учредительных документов юридического лица
1.1 Понятие, функции и виды учредительных документов юридического лица
1.2 Общие требования к учредительным документам юридического лица
Глава 2 Заключение (принятие) и изменение учредительных документов юридического лица
2.1 Порядок оформления и регистрации учредительных документов юридического лица
2.2 Процедурные особенности внесения изменений в учредительные документы юридического лица
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Согласно положениям гражданского законодательства юридическим лицом является организация, имеющая в своем распоряжении обособленное имущество, которым она отвечает по обязательствам, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, а также нести гражданские обязанности; выступать в суде в качестве истца и ответчика. Несмотря на столь важную роль юридических в гражданском обороте и экономике страны в целом, многие вопросы, связанные с данным институтом до сих пор остаются без должного регулирования. В частности это касается и учредительных документов, которые выступают основой функционирования юридического лица. На сегодняшний день в научной литературе существует не так много исследований, посвященных данной теме. При этом само правое регулирование отношений в части регистрации и изменений учредительных документов юридического лица требует нововведений.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что учредительные документы являются основным и наиболее значимым инструментом регулирования деятельности юридического лица. При этом закон в законе существуют пробелы и противоречия, которые негативно сказываются на правоприменительной практике. Среди проблемных аспектов отдельно стоит выделить деятельность регистрирующего органа, который зачастую выходит за рамки своей компетенции и по-своему толкует некоторые правовые нормы, что приводит к неправомерным отказам в регистрации юридических лиц и изменений в их учредительных документах. В свою очередь это искусственно затягивает процесс регистрации и мешает нормальному осуществлению экономической деятельности в государстве.
Объект исследования - система правоотношений, которые складываются по поводу регистрации юридических лих и изменений в их учредительных документах.
Предмет исследования - нормы отечественного права, материалы периодической печати, а также материалы судебной практики, способствующие формированию целостного представления о процедурных особенностях и проблемных аспектах регистрации юридических лих и изменений в их учредительных документах.
Цель выпускной работы заключается в выявлении актуальных проблем процедуры регистрации юридических лих и изменений в их учредительных документах на основе ее комплексного исследования.
На основе поставленной цели исследования мы можем выделить следующие задачи, необходимые для ее достижения:
• Рассмотреть понятие и сущность правовой категории «учредительные документы юридического лица»;
• Изучить виды учредительных документов юридического лица;
• Ознакомиться с функциями учредительных документов юридического лица;
• Исследовать порядок оформления и регистрации учредительных документов юридического лица;
• Исследовать процедурные особенности внесения изменений в учредительные документы юридического лица;
• Проанализировать судебную практику по вопросам регистрации юридических лих и изменений в их учредительных документах.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Л.И. Барсукова, А.А. Бычкова, Л.Н. Захарова, А.А. Клячин, Н.В. Козлова, А.Ю. Кравченко, М.В. Леус, И.В. Малышева, Т.В. Мельникова, М.В. Москвитина, Ю.С. Поваров, В.Ю. Суханов, Н.В. Титова, С.Ю. Филиппова, И.К. Шабанова.
Нормативную базу исследования составляют: Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об акционерных обществах»,
Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Приказ Роспатента «Об утверждении Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений», Приказ Федеральной налоговой службы «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы. В группу общенаучных методов познания входят: синтез, анализ, сравнение, дедукция, индукция,
диалектический метод. В группу используемых частнонаучных методов входят: формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, метод правовой статистики.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
На основе анализа основных признаков нами было сформулировано следующее определение понятия «учредительные документы юридического лица». Учредительные документы - это пакет документов, являющийся правовой основой деятельности юридического лица, определяющий его правовой статус, а также регулирующий отношения между участниками юридического лица, его должностными лицами и органами, содержание которого имеет особый порядок утверждения и изменения посредством государственной регистрации. Содержание учредительного документа в обязательном порядке характеризуется информацией о наименовании юридического лица, организационно-правовой форме, месте нахождения, порядке управления его деятельностью.
Основными учредительными документами юридического лица являются устав и учредительный договор. Отдельно стоит отметить, что особая категория юридических лиц осуществляет свою деятельность на основании индивидуального закона. Подавляющее большинство юридических лиц действуют на основании устава. Устав представляет собой учредительный документ, на основании которого соответствующее юридическое лицо осуществляет свою деятельность. В научной литературе отсутствует единое мнение относительно правовой природы устава юридического лица. В рамках данного исследования мы пришли к выводу, что относимся к сторонникам понимания устава юридического лица как локального нормативного акта.
Среди проблемных аспектов процедуры регистрации юридического лица и изменений в его учредительном документе мы выделили следующее. Во-первых, на практике зачастую встречаются случаи, когда регистрирующий орган дополнительно запрашивает данные, которые необходимы для подтверждения информации о месте нахождения юридического лица, содержащейся в учредительных документах. Однако такое положение вступает в противоречие с предусмотренным законом закрытым перечнем документов, необходимых для регистрации юридического лица. В связи с этим считаем возможным, дополнить статью 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пунктом «е», который будет выглядеть следующим образом: «документы, подтверждающие место нахождения юридического лица».
Во-вторых, при выборе наименования юридического лица, указываемого, в том числе и в учредительных документах, учредители должны руководствоваться положениями Гражданского кодекса. Отдельного внимания заслуживает запрет на использование «обозначения, противоречащего общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Последствия наличия такого положения в тексте закона заключается в том, что с его помощью процесс регистрации юридического лица может быть преднамеренно и неумышленно затянут, ввиду дальнейшего обращения в судебный орган за обжалованием действия Инспекции. Поскольку законодательство нуждается в подобном пункте, его исключение является невозможным. Однако с целью внесения конкретики необходимо подготовить обобщение судебной практики, в котором бы подробно раскрывались критерии отнесения наименований к категориям «противоречит общественным интересам», «противоречит принципу морали», «противоречит принципу гуманности».
В-третьих, в ходе анализа судебной практики мы пришли к выводу, что временное изменение места нахождения юридического не является основанием для внесения изменений в учредительные документы юридического лица. В связи с этим предлагаем дополнить абзац первый части третьей статьи 54 Гражданского кодекса следующей формулировкой: «Временное изменение места нахождения органов управления юридического лица не требует внесения изменения в его учредительные документы».
В-четвертых, определенная доля ошибок, совершаемых регистрирующим органом, связана с невнимательностью сотрудников и отсутствием должного контроля за их деятельностью. В некоторых случаях следствием такой ошибки может стать длительное судебное разбирательство. Несмотря на то обстоятельство, что законодатель закрепил возможность привлечь должностное лицо к административной ответственности за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в государственный реестр, эта норма не имеет практической ценности. Анализ судебной практики позволил нам выявить минимальной число случаев привлечения должностных лиц к ответственности за совершение данного правонарушения. Такое положение вещей можно объяснить тем, что заявителю намного проще «простить» ошибку или признать ее своей, чем тратить время и другие ресурсы на доказывание вины сотрудника регистрирующего органа, которому может быть назначен небольшой денежный штраф. Мы придерживаемся точки зрения, что санкция части первой статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях должна быть существенно увеличена, поскольку они следствием таких ошибок может стать значительная упущенная выгода.
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3012.
2. Барсукова Л.И. Основополагающие признаки учредительного документа юридического лица - учредительного договора // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. С. 118120.
3. Бычкова А.А. Актуальные проблемы регистрации юридических лиц в Российской Федерации // Colloquium-journal. №3(27). 2019. С. 26-28.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СЗ РФ. 2006. №52. Ст. 5496.
6. Клячин А.А. Локальные акты в регулировании деятельности акционерных обществ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 6-7. 2016, С. 148-150.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1.
8. Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. К вопросу о правовой природе устава юридического лица // Вестник Московского университета. №1. 2017. С. 64-79.
9. Козлова Н.В., Филиппова С.Ю. Устав юридического лица: правовая природа и место в системе регуляторов корпоративных отношений // Проблемы гражданского права и процесса. 2017. №1. С. 99-106.
10. Кравченко А.Ю., Захарова Л.Н. Государственная регистрация изменений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук №7-2. 2020. С. 164-167.
11. Леус М.В. Учредительные документы юридических лиц // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. №1(73). С. 54-58.
12. Малышева И.В. Правовой характер локальных нормативных актов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. №2. 2016. С. 124-131.
13. Мельникова Т.В. Учредительный договор как юридический факт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. №57. 2008. С. 216-221.
14. Москвитина М.В. Понятие, функции и виды учредительных документов // Российское право. 2017. № 2. С. 88-101.
15. Определение Верховного Суда РФ от 29 мая 2015 г. №305-ЭС15- 3753 по делу № А40-9710/2014 Об отказе в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации // Консультант плюс: справочно-правовая система.