Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ И СТУДЕНТОВ

Работа №104118

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы здорового образа жизни учащихся средних школ и студентов
1.1 Здоровый образ жизни как проблема научного исследования
1.2 Психологические особенности представлений учащихся средних
школ и студентов о здоровом образе жизни
1.3 Содержательно-функциональная модель развития приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психологической структуры здорового образа жизни студентов и учащихся средних школ
2.1 Описание процедуры экспериментального исследования
2.2 Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы по изучению психологической структуры представлений о здоровом образе жизни студентов и учащихся средних школ
Глава 3 Психологические условия и средства формирования приверженности к здоровому образу жизни студентов и учащихся средних школ
3.1 Обоснование психологических упражнений как средства развития приверженности к здоровому образу жизни студентов и учащихся средних школ
3.2 Результаты апробации цикла психологических упражнений по развитию приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Тест«Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья»
Приложение Б Опросник«Профиль здорового образа жизни- ПроЗОЖ»
Приложение В Опросник эрудированности в вопросах здорового образа
жизни
Приложение Г Образец согласия на участие в эксперименте

Актуальность исследования. Происходящие позитивные изменения в России во второй половине двадцатого и начале двадцать первого веков в части становления и развития профилактической медицины, как целостной системы, охватывающей все слои населения, проблема здоровья учащейся молодежи (школьников, студентов), его охрана и укрепление остается актуальной и не теряет своей значимости на современном этапе развития Российского общества. В Российской Федерации на различных уровнях власти уделяется внимание укреплению здоровья населения и в особенности молодого поколения.
Нормативные правовые акты, регламентирующие укрепление здоровья нации, обуславливают деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества в части разработки целевых долгосрочных и краткосрочных проектов и программ, направленных на развитие приверженности к здоровому образу жизни населения страны и прежде всего, подрастающего поколения.
Вместе с тем, смертность в молодежной и подростковой среде, обусловленная, в том числе, негативными поведенческими проявлениями, появление новых вирусных заболеваний (например, коронавирусная инфекция SARS-COV-2, вызвавшая пандемию COVID-19 в мире) актуализируют вопрос о человеческом здоровье и здоровом образе жизни. Решения данных вопросов определяют актуальность и необходимость проведения научных исследований в данной сфере.
В последние десятилетия в психологических и педагогических исследованиях широкое распространение получил подход к сохранению, воспитанию и развитию здоровья учащихся школ, ВУЗов, представленный в трудах И.В. Жуковой, В.Н. Ирхина, И.В. Ирхиной, Н.П. Абаскаловой, Э.Н. Вайнера, Г.А. Калачева, Т.В. Чапала и других авторов.
Исследования в области приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов направлены на изучение как общего круга вопросов в данной сфере, так и выявление различных специфических аспектов данных вопросов, которые являются многогранными, остаются дискуссионными и требуют дальнейшего изучения.
Предварительное исследование обозначенной проблемы позволило выявить, что в деятельности педагогических работников образовательных учреждений недостаточно используется психолого-педагогический опыт, накопленный в отечественной и зарубежной науке, что подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Анализ научных подходов и психолого-педагогической практики позволили с позиции обоснования актуальности изучаемой проблемы выявить противоречия между:
• объективной потребностью государства и общества в здоровом подрастающем поколении и недостаточной теоретической базой, практических разработок в части, касающейся формирования приверженности к здоровому образу жизни студентов и подростков;
• высоким потенциалом психологических технологий и их недостаточном использовании в деятельности педагогических работников образовательных учреждений.
Сформулированные противоречия позволили определить проблему исследования магистерской диссертации, заключающуюся в научно­практической разработке алгоритма психологических практик, направленных на формирование приверженности к здоровому образу жизни студентов и подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанного комплекса психологических упражнений, способствующих формированию приверженности к здоровому образу жизни учащихся и студентов.
Объект исследования: процесс развития приверженности здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов.
Предмет исследования: детерминанты формирования приверженности к здоровому образу жизни учащихся и студентов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что применение разработанного комплекса психологических упражнений для учащихся средних школ и студентов будет способствовать формированию приверженности к здоровому образу жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
• изучить и проанализировать источники научной литературы, по проблеме формирования приверженности здоровому образу жизни и рассмотреть психологические особенности представлений подростков и студентов о здоровом образе жизни;
• определить исходный уровень и разработать комплекс упражнений, способствующих формированию приверженности учащихся и студентов здоровому образу жизни;
• апробировать и проверить эффективность разработанного комплекса психологических упражнений, направленных на формирование приверженности учащихся и студентов к здоровому образу жизни.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие положения:
• идеи о взаимосвязи педагогики с психологией в рамках образовательного процесса личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Ю.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, М.И. Рожков, И.В. Ульянова и другие);
• концепция социализации личности (И.А. Липский, А.В. Мудрик, Ф.Ш. Мухаметзянова,В.Ш. Масленникова, З.Г. Нигматов, Т.М. Трегубова и другие);
• психолого-педагогические теории о содержании здоровья и здорового образа жизни (Н.М. Амосов, В.М. Бехтерев, И.П. Березин, Н.П. Дубинин, В.Е. Каган, П.Ф. Лесгафт, Ю.П. Лисицын, И.И. Мильман, М.И. Покровская и другие);
• научные подходы об ведущей роли системы образования в процессе развития личности и ее связи с обществом (Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, Т.С. Панина, Е.В. Ткаченко и другие);
• методологические особенности построения педагогических систем (И.В. Жукова, В.П. Беспалько, Г.И. Ибрагимов, А.А. Кирсанов, М.И. Махмутов, Г.В. Селевко, Ю.С. Тюников и другие);
• научные подходы к вопросам правильной организации деятельности образовательных учреждений, направленных на технологии поддержания и укрепления здоровья (Д.Л. Абаскалова, В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.С. Кукушкин, Л.М. Митина, и другие);
• валеологичесике подходы в вопросах формирования приверженности здоровому образу жизни (В.А. Ананьев, Ю.К. Бахтин, Д.Н. Давиденко, Г.А. Калачев, Н.С. Козлов, В.В. Колбанов, В.П. Куликов, А.И. Суббето, Л.Г. Татарникова и другие);
• идеи о механизмах сохранения, совершенствования и формирования феномена «здоровье» (В.Н. Ирхин, 3.М. Казин, В.Л. Казначеева, Е.В. Ушакова и другие).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы, анализ нормативных правовых актов, анализ локальных учебно-методических документов, определяющих программы и планы обучения студентов и подростков в образовательной организации, обобщение, индукция, моделирование;
• эмпирические: психологическое тестирование, анкетирование,
экспертный опрос, наблюдение, беседа, математико-статистической обработки экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: студенты ФГБОУ ВО
«Калининградский государственный технический университет» и Балтийский федеральный университет имени И. Канта в количестве сорока человек; учащиеся МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 8» города Советска Калининградской области и МАОУ лицей 35 имени Буткова В.В. город Калининград в количестве сорока человек; в качестве экспертов были привлечены педагогические работники и психологи указанных образовательных учреждений в количестве двенадцати человек. Всего в экспериментальной работе приняли участие девяносто два человека.
Новизна исследования заключается в реализации авторского опыта работы в данной области, который был преобразован в экспериментальную разработку (комплекс психологических упражнений), направленную на формирование приверженности учащихся и студентов к здоровому образу жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании на основании проведенного анализа положительной роли психологических упражнений, применяемых в деятельности педагогических работников и психологов образовательных учреждений с целью формирования приверженности к здоровому образу жизни учащихся и студентов.
Основные теоретические аспекты настоящего исследования могут быть использованы для дальнейшей работы, направленной на повышение мотивации студентов и подростков вести здоровый образ жизни.
Практическая значимость исследования. Разработанный комплекс психологических упражнений может быть использован в организации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в части, касающейся формирования приверженности к здоровому образу жизни учащихся и студентов.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность научного исследования, сформулирована проблема и цель работы, определены объект, предмет и гипотеза исследования, поставлены задачи, отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны методы исследования.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы проблемы здорового образа жизни студентов и подростков как научного исследования, дан обзор литературных источников, отражены психологические особенности представлений подростков и студентов о здоровом образе жизни и возможности системы образования в данном вопросе в процессе обучения.
Вторая глава посвящена описанию процедуры проведенного экспериментального исследования по изучению психологической структуры здорового образа жизни студентов и подростков, произведена оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы по изучению изменений психологической структуры представлений и отношения к здоровому образу жизни студентов и подростков.
В третьей главе отражены психологические условия и средства формирования приверженности к здоровому образу жизни студентов и подростков, изложены результаты апробации разработанного комплекса психологических упражнений, направленного на развитие приверженности к здоровому образу жизни студентов и подростков.
В заключении сделаны выводы о важности приверженности здоровому образу жизни как фактору становления на всех этапах онтогенетического развития личности и важной роли педагогических работников и психологов образовательных организаций, в психологическом сопровождении учебно - воспитательного процесса.
Список литературы содержит научные источники по исследуемой проблеме, используемые в процессе проведенного исследования.
Приложения включают описание диагностических методик и тренинговых упражнений, использованных в исследовательской работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрение проблемы, состоящей в поиске и выявлении теоретико­практического базиса для обоснования научного подхода к развитию приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов, дает возможность подвести итог как теоретико-методологической, так и опытно-экспериментальной частям магистерской диссертации, который подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы и сформулированных положений, выносимых на защиту.
В рамках проведенного магистерского исследования по проблеме развития приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов представлено комплексное обоснование теоретических и эмпирических методов исследования с фиксацией шагов проведения эксперимента. Актуальность исследования обусловлена необходимостью укреплять потенциал населения и повышать уровень здоровья молодого поколения.
Рассмотрение проблемы, состоящей в поиске и выявлении теоретико­практического базиса для обоснования научного подхода к развитию приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов, дает возможность подвести итог как теоретико-методологической, так и опытно-экспериментальной частям магистерской диссертации, который подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы и сформулированных положений, выносимых на защиту.
В рамках проведенного магистерского исследования по проблеме развития приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов представлено комплексное обоснование теоретических и эмпирических методов исследования с фиксацией шагов проведения эксперимента. Актуальность исследования обусловлена необходимостью укреплять потенциал населения и повышать уровень здоровья молодого поколения.
Проведенная аналитическая работа по различным аспектам здорового образа жизни позволила рассмотреть концептуальные подходы к ее решению, исследовать сущность исследуемого явления, уточнить специфику его понятийно-терминологического аппарата.
На основе изученных научных работ была разработана содержательно­функциональная модель развития приверженности к здоровому образу жизни студентов и учащихся средних школ. В основе модели лежит социальный заказ на разработку технологии повышения уровня здоровья молодого поколения, в качестве средств развития приверженности к здоровому образу жизни обозначены средства психологического сопровождения (социально - психологический тренинг, психофизический тренинг, беседы, рефлексия и пр.). Проведенный теоретико-методологический анализ рассматриваемой проблемы позволил спланировать опытно-экспериментальную работу.
Экспериментальная работа состояла из двух этапов - констатирующий и формирующий. На констатирующем этапе посредством анкетирования, а также использования стандартизированных тестовых методик был изучен уровень представлений о здоровом образе жизни у студентов и учащихся средних школ. Также были изучены психологические элементы здорового образа жизни, отношение респондентов обеих выборок к здоровому образу жизни, степень удовлетворения собственным здоровьем, а также специфику ведения здорового образа жизни в период пандемии COVID-19. На основе полученных экспериментальных данных был сделан вывод о том, что большое количество респондентов обеих выборок (учащиеся средних школ и студенты) нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в виде развития мотивации и стремления вести здоровый образ жизни. Студенты и учащиеся средних школ осознают ценность здорового образа жизни, но их стремления спонтанные, у них нет алгоритма ведения здорового образа жизни, за исключением тех, кто посещает спортивные секции и тех, в чьих семьях здоровый образ жизни является традиционным явлением.
На формирующем этапе эксперимента были разработан и апробирован комплекс психологических упражнений, направленный на развитие приверженности здорового образа жизни, а также посредством критериев математической статистики была доказана их эффективность. Упражнения реализовывалась с помощью дистанционных образовательных технологий (платформа ZOOM).
В ходе освоения психологических упражнений и теоретических занятий апробации респонденты усвоили не только специфику эффективного ведения здорового образа жизни, но и познали его сущность и значимость в своей жизни. Это обусловлено тем, что в рамках проводимого комплекса упражнений, студенты и учащиеся средних школ находились в активной деятельностной позиции (познавали информацию, работали с ней, выполняли тренинговые упражнения и целенаправленным самопознанием), полученные знания воспринимались ими как индивидуально-личностная ценность, которой они готовы руководствоваться при организации своей жизнедеятельности. Проанализировав полученные данные после освоения комплекса психологических упражнений, проведя их количественный и качественный анализ посредством методов математической статистики, можно отметить подтверждение выдвинутой в начале исследования гипотезы, достижение поставленной цели и решение научно-исследовательских задач в полном объеме.
Учитывая многоплановость изучаемой проблемы и ее междисциплинарный аспект, при ограниченных возможностях текстового объема магистерского исследования, многие вопросы остались за границами представленной работы. Они определены как перспективы дальнейшего исследования и включают в себя:
- расширение арсенала психолого-педагогических средств, способствующих повышению мотивации и формированию идеологии здорового образа жизни в подростковой и студенческой среде;
- углубленное изучение сущности психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса студентов и учащихся средних школ в части, касающейся внедрения технологий ведения здорового образа жизни в социокультурную среду образовательных организаций.
Значимость настоящего магистерского исследования определяется ее актуальностью в реалиях современных требований государства и общества к здоровьесбережению молодого и подрастающего поколения. Полученные результаты магистерского исследования могут быть использованы не только в образовательных организациях, учащиеся которых вошли в выборку экспериментального исследования, но и в других образовательных организациях страны. Полученные данные могут послужить отправной точкой для разработки программ и методичек по повышению эффективности процесса развития приверженности к здоровому образу жизни учащихся средних школ и студентов, а также для оптимизации существующих программ учебно- воспитательного процесса и повышения качества жизни учащихся юношей и молодежи.


1. Абакумова Ю. Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС. 2016. С.90-93.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., перераб. и доп. Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 2016. 176 с.
3. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006.384 с.
4. Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 100 с.
5. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов-на- Дону: Феникс; Киев: Здоровье, 2015.245 с.
6. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. / Пер. Е.В. Алымовой. СПб. : Издательство СПбГУ, 2004.183 с.
7. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореферат дис. кандидата педагогических наук / Л.Н. Атмахова. Екатеринбург, 2006. 23 с.
8. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно­воспитательного процесса. М., 2008. 480 с.
9. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть III / В.Ф. Базарный. Сергиев Посад, 1995. С. 45.
10. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности / Р. Бака // Теория и практика физической культуры. № 5. 2006. 52 с.
11. Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
12. Безух К. Е. Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учителей средней школы / К.Е. Безух // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: материалы I заочной всероссийской научно­практической интернет-конференции (г. Омск, июнь-сентябрь 2010 г.). Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. С.79-82.
13. Богачева Е. А. Обучение здоровому образу жизни на основе формирования навыков / Е.А. Богачева // Вестник БелИРО: научно-метод. журнал ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». 2016. № 1. С.90-100.
14. Большой психологический словарь / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. СПб. : Прайм Еврознак, 2004. 672 с.
15. Бурцев В. А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Чебоксары, 2007. 22 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ