ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИВОПИСНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ
1.1. Психолого-физиологические аспекты восприятия
1.2. Сущность и содержания понятия «живописное восприятие»
1.3. Особенности обучения живописи и развития живописного восприятия учащихся художественной школы
1.4. Критерии и уровни развития живописного восприятия у учащихся ДХШ
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИВОПИСНОГО ВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ ДХШ
2.1. Организация опытно экспериментальной работы (констатирующий
эксперимент)
2.2. Модель методической системы формирования живописного восприятия у учащихся детской художественной школы на уроках живописи, на примере выполнения натюрморта
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию живописного восприятия у учащихся ДХШ (формирующий эксперимент)
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общая характеристика работы
Детская художественная школа и школы искусств являются начальным звеном в системе художественного образования, где формируются академические основы изобразительной грамоты и раскрывается художественный потенциал ребенка. От уровня подготовки учащихся в художественной школе зависит качество образования в средних специальных и высших учебных заведениях. Обучение ребенка в художественной школе строится на комплексе дисциплин, таких как цветоведение, живопись, рисунок, композиция и история искусства. Преподавателю необходимо воспитать творческую личность, с наличием определенных знаний, умений и навыков.
Постановлением правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации, которая направленна на развитие художественного образования и на создание непрерывной системы профессионального образования, начиная с художественной школы и заканчивая высшим учебным заведением. В результате от педагога требуются освоение современных приемов работы, которые способны сформировать определенные компетенции учащегося и развить такие качества как художественное мышление, творческий вкус, способность быстрой адаптации к условиям современной действительности.
Внесенные изменения в закон «Об образовании» от 16 июня 2011 года № 145- ФЗ изменили статус детских художественных школ и школ искусств на предпрофессиональные учебные заведения. С 2013 года все художественные школы стали реализовывать предпрофессиональное образование, руководствуясь федеральными государственными требованиями в сфере образования Российской Федерации, отныне каждое учреждение должно подчинятся определенным правилам и нормам.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» были утверждены ряд мер по популяризации научной, творческой и образовательной деятельности, а также по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей. Основной целью данной программы является эффективное развитие обучения, которое направленно на получение качественного, доступного и инновационного образования, отвечающее все современным требованиям.
Важнейшей составляющей в художественной школе является живописная подготовка учащихся. Нельзя не согласится с высказыванием отечественного педагога В.А.Сухомлинского в том, что эстетическое воспитание, и обучение живописи во всей ее многообразности и многоцветии способствует формированию живописных качеств. Живопись используя такой яркий атрибут как цвет, оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие, влияя на эмоции и чувства. Живописная подготовка требует особого внимания, так как способность реалистично, при помощи живописи изображать действительность является общей для многих видов изобразительного искусства, таким образом именно формирование живописного восприятия у учащихся является главной задачей педагога.
Актуальность исследования определяется тем фактом, что именно в художественной школе у учащихся, формируются предпосылки к живописному восприятию окружающего мира, которые необходимы для дальнейшей продуктивной художественной деятельности, в основе которой лежит творческое мышление. А также закладываются основы предпрофессиональной подготовки учащихся, которые заключаются в умение владеть приемами и способами живописного изображения натуры.
Анализируя теоретические труды в области психологии ученых: В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.С. Кузина, Е.И. Игнатьева показал, что восприятие представляет собой сложный психофизиологический процесс, который включает в себя познание, осмысление и изображение, в результате данного процесса появляются эмоциональные образы, воздействующие на чувства. Рассматривая восприятия ребенка можно сделать вывод о том, что восприятие представляет собой сложный процесс мышления, внимания и памяти, которые основываются не генетической связи теоретической и практической деятельности.
Проблема формирования живописного восприятия ребенком в процессе изобразительной деятельности рассматривалась многими авторами, теоретиками и учеными, однако в большинстве случаев данная проблема рассматривает в качестве объекта учащихся дошкольного и младшего школьного возраста. Не сегодняшний момент практически нет исследований в области формирований живописного восприятия у учащихся подростков. Однако именно в этом возрасте, и происходит крупный скачек в понимании основ изобразительного искусства, именно в подростковом возрасте уже завершён процесс перестройки психических процессов и наступает период зрительного анализа, но это не значит, что отсутствует перспектива формирования живописного восприятия.
Проблему визуального восприятия с точки зрения психологии и физиологии изучали многие исследователи и ученые М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффкой, К. Левин, Э. Рубин, Т.В. Ахутин, Н.М. Пылаев, А.Р. Лурия и другие, учёные проводили экспериментальные исследования с целью изучения процессов визуального восприятия окружающего мира.
Проблема формирования живописных качеств, навыков и живописного восприятия в частности является центральной проблемой в художественной педагогике. Вопросом формирования живописного восприятия и живописных качеств с различных позиций рассматривались исследователями
• педагогами, как Г.В. Беда, Б.В. Иогансон, Д.Н. Кардовский, Н.П. Крымов, В.С. Кузин, Н.Э. Радлов, Н.Н. Ростовцев, П.П. Чистяков, в процессе теоретического изучения наблюдается единство мнений в том, что живописное восприятие, как базовая способность для дальнейшего творческого воспитания юного художника является наиболее важной.
Проблематикой развития живописных способностей на занятиях живописи в разное время занимались в своих диссертационных исследованиях Ю.В. Коробко, И.Н. Лукин, А.А. Унковский, Е. Хижняк, Е.В. Воронина, И.П. Грошева, М.И. Бурцева, Т.Л. Журикова, Н.В. Блохина, Л.А. Батаева, Н.В. Виноградова.
На сегодняшний день отсутствует единая методическая система формирования живописного восприятия у учащихся как с точки зрения теории, так и практики. Как следствие в большинстве случаев уровень формирования живописного восприятия у учащихся художественной школы
• низкий. Основным средством в решении данной проблемы становится методическая система, которая направлена на поиск средств, методов, приемов, педагогических технологий, наиболее эффективно активизирующая процесс формирования живописного восприятия у учащихся художественных школ.
Противоречия исследования заключаются между возможностью формирования живописного восприятия учащихся детской художественной школы средствами живописи натюрморта и отсутствием методической системы развития данного восприятия; отсутствием диагностических методик определения уровня его сформированности; отсутствием программ, систем упражнений и заданий, направленных на эффективное его развитие.
Цель диссертационного исследования, заключается в формировании живописного восприятия у учащихся ДХШ и ДШИ на уроках живописи на примере натюрморта.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования:
• проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования;
• определить особенности обучения живописи и формирования живописного восприятия учащихся художественной школы;
• определить пути, методы и средства формирования живописного восприятия;
• разработать критерии и уровни формирования живописного
восприятия у учащихся художественных школ;
• разработать модель методической системы формирования живописного восприятия у учащихся художественных школ, на примере натюрморта;
• апробировать предложенную модель методической системы формирования живописного восприятия у учащихся художественных школ, на примере натюрморта.
Проблема исследования, заключается в определении эффективных путей и методов, способствующих развитию живописного восприятия учащихся в процессе освоения искусства живописи, на примере натюрморта.
Объектом исследования является процесс формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ.
Предметом исследования является содержание, формы, методы и средства обучения, способствующие формированию живописного восприятия у учащихся ДХШ в процессе изображения натюрморта на уроках живописи.
Гипотеза исследования формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ будет осуществляться наиболее эффективно если:
• определенны целесообразные формы, приемы и методы формирования живописного восприятия;
- разработан оценочный компонент, критерии и уровни формирования живописного восприятия;
• разработана и экспериментально проверена в учебном процессе модель методической системы формирования живописного восприятия.
Методологическую основу исследования составляют исследования и положения в области психологии и педагогики искусства, раскрывающие роль художественного образования в процессе формирования живописного восприятия.
Методы исследования:
• метод тестирования, анкетирования (контрольные срезы);
• теоретический анализ научных и методических работ по изучаемой проблеме;
• социологический анализ (изучение учебных программ и планов по предмету живопись в детской художественной школе);
• наблюдение и анализ реального педагогического процесса;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий);
• статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Теоретическая значимость:
• выявлены составляющие живописного восприятия у учащихся художественной школы в процессе обучения живописи;
• обозначено понятие «живописное восприятие» которое представляет собой визуальный процесс, обогащенного художественного видения, при котором учитывается умение находить неразрывную связь цвета с многообразием нюансных отношений натуры, в связи с освещением, расположением предметов в пространстве, композицией, воздушной и линейной перспективой и умением художника воздействовать на зрителя;
• определены критерии и уровни установления степени сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ на уроках живописи на примере натюрморта;
• разработана методическая система формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ на уроках живописи на примере натюрморта.
Практическая значимость:
• разработана методическая система формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ на уроках живописи на примере натюрморта, включающая систему заданий и упражнений поэтапного усвоения живописных понятий;
• результаты проверены и могут быть использованы в педагогической практике и образовательном процессе МБУ ДО ДХШ им. И.П. Тимошенко, а также специалистами художественных отделений школ искусств, общеобразовательных школ с углубленным изучением живописи и средними специальными заведениями.
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детской художественной школы имени И.П. Тимошенко» городского округа Сызрань. В нем участвовали учащиеся в возрасте от 10 до 12 лет, всего в эксперименте приняло участие 16 детей, среди которых 10 учащихся обучались ранее по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Курсы по подготовке к поступлению в ДХШ».
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап был посвящен постановке цели; определению задач, формулированию объекта, предмета, гипотезы; изучению и осмыслению проблемы исследования; анализу теоретической литературы в различных областях науки; определению методической базы исследования; установке определенных параметров анализа и оценке работ учащихся; организации экспериментального исследования.
Второй этап был посвящен более глубокому изучению научной литературы для проведения экспериментальной работы; обоснованию и разработке критериев оценки и уровней формирования живописного восприятия; обоснованию и разработке методической системы по формированию живописного восприятия у учащихся художественной школы; проведению констатирующего и формирующего эксперимента.
Третий этап был посвящен систематизации теоретического и экспериментального материала по проблеме исследования; формулированию итогов исследования.
Научная новизна исследования:
• определено содержание живописного восприятия учащихся как основы эстетического, эмоционального, творческого и художественного восприятия окружающего мира;
• определены критерии и уровни формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ (теоретический, практический, творческий);
• выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ на уроках живописи на примере натюрморта;
• разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ на уроках живописи на примере натюрморта. Методическая система включает в себя три компонента: содержательный, методический, практический, содержащий цели и задачи, систему заданий и упражнений и способная оказать педагогическое воздействие на формирование живописного восприятия.
Достоверность исследования основана на полученных результатах и выводах, а также обеспечена теоретической и методологической базой. Данные получены в результате практической опытно-экспериментальной проверки, путем использования комплекса методик исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов в сборниках научных статей, в том числе в изданиях, реферируемых ВАК РФ. Материалы исследования обсуждались на кафедре изобразительного искусства Тольяттинского государственного университета, на педагогических советах ДХШ им. И.П. Тимошенко г.о. Сызрань.
На защиту выносятся.
1. Уровни (высокий, средний, низкий) и критерии формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ, которые свидетельствуют об уровне теоретической осведомленности обучаемых в области живописной грамоты; критерии, по которым оцениваются практические результаты учебной деятельности ученика; критерии, по которым оценивается творческая выразительность в работах ученика.
2. Диагностика определения уровня сформированности живописного восприятия у учащихся ДХШ: констатирующая и формирующая.
3. Методическая система формирования живописного восприятия у учащихся ДХШ включающая в себя:
а)цель - формирование живописного восприятия у учащихся детской художественной школы на уроках живописи, на примере выполнения натюрморта;
б)задачи:
• учебно-практические: выражены в освоении учеником особенностей живописной грамоты и закономерностей изображения, а также способности учащегося средствами живописи решить поставленные задачи;
• художественно-творческие задачи выражены в формировании учащихся живописного восприятия натуры, обеспечивающее развитие эмоционального, личностного и индивидуального восприятия окружающего мира;
в)экспериментальная программу, в которую включены:
• теоретический компонент, основывающийся на изучение основных законов, принципов цветоведения и применение их в практической работе;
• практический компонент, основывающийся на освоении приёмов единства живописной композиции, а также формировании живописного образа;
• творческий компонент основывается на выработке индивидуальной манеры живописного изображения натуры, и носит ясно выраженный тематический, образный, эмоциональный характер, намечается связь живописи со станковой композицией;
г)комплекс базовых технологий, методов и методический приемов.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение состоит из таблиц, диаграмм, отражающих результаты экспериментальной работы, фотографий работ учащихся, выполненных в течение экспериментальной работы.
Сегодняшнее общество, основываясь на новых образовательных стандартах, ставит перед педагогом не только образовательные задачи, но и цели воспитать ребенка как полноценную творческую личность с определенными компетенциями. Живописная подготовка учащегося художественной школы является сложной и многогранной задачей, и должная основывается на достижении таких дисциплин, как рисунок, цветоведение, история искусства и композиция.
В процессе исследовательской деятельности были сформулированы основные выводы.
Основываясь на анализе научной и методической литературы отечественных и зарубежных авторов было определено, что живописное восприятие - это визуальный процесс, обогащенного художественного видения, которое воплощается в способности видеть красоту окружающего средствами живописного языка. Живописное восприятие находится в неразрывной связи с цветовым видением, в результате данного синтеза образуется процесс, который влияет на образное, художественное мышление ребенка. В результате данного синтеза в живописной деятельности ребенка появляется многообразие цветовых и тональных отношений, появляется пространство, создается колорит и как следствие живописное произведение.
В результате сформированное живописное восприятие складывается из следующих составляющих:
• развитое цветовое видение (способность создавать гармоничный колорит, грамотно использовать основы цветоведения, уметь видеть и распределять тончайшие нюансы цветовых отношений при воздействии на предмет окружающей среды);
• развитое целостностое видение (способность создавать единство между деталями изображения, умение грамотно использовать законы
• развитое живописно - пространственное видение (способность грамотно передавать световоздушную среду, умение обобщать форму и передавать объем средствами светотени и тона);
• эмоциональная выразительность (способность использовать и преобразовывать цвет как образную составляющую, умение предавать средствами композиции творческую идею и замысел).
Изучение педагогического опыта позволили раскрыть причины низкого уровня сформированности живописного восприятия у учащихся художественных школ. В результате были сделаны выводы о необходимости исследования и поиска наиболее эффективных технологий, методов и средств для формирования живописного восприятия. Были рассмотрены методы обучения живописи, предлагаемые разными учеными, которые определяют деятельность преподавателя и учащегося. Основополагающими принципами стали: целенаправленность, научность, систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, единство теоретического и практического. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе должны использоваться современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Педагогические технологии должны быть взаимосвязаны, взаимообусловлены и составлять определенную дидактическую систему, направленную на воспитание и развитие основных ценностей, таких как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Для реализации экспериментальной программы были выделены предлагаемые учеными в разное время методы: репродуктивные;
проблемного обучения; развивающего обучения; творческие
(исследовательские). Среди педагогических приемов: наблюдение,
демонстрация, обсуждение, сравнение, сопоставление, выделение главного.
В результате исследовательской деятельности были разработаны критерии оценки качества работ учащихся в детской художественной школе в определении сформированности живописного восприятия. Выявленные критерии советуют всем требованиям знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования живописного восприятия у учащегося художественной школы. Основываясь на данных критериях, были сформулированы уровни живописного восприятия, что в свою очередь позволило точнее оценить сформированность живописного восприятия у учащегося художественной школы. Критерии и уровни послужили основой для развития методической системы.
Разработанная методическая система формирования живописного восприятия у учащегося художественной школы основана на синтезе теории и практике, а также ориентирована на развитие творческих качеств ребенка. Данная система включает в себя целевые установки для педагога направленные на формирование живописного восприятия.
Проведена объективная диагностика уровней сформированности живописного восприятия учащихся. Таким образом, анализ проблемы исследования и результаты констатирующего эксперимента
свидетельствовали о необходимости обоснования и разработки содержания и методики по формированию живописного восприятия в художественной школе на занятиях по живописи, включающих систему заданий и упражнений поэтапного усвоения живописных понятий, направленную на усвоение живописных знаний, умений, навыков и развитие живописного восприятия у учащихся. В результате, образовательный процесс был выстроен в соответствии с разработанной методической системой и основан на целях, задачах, условиях и этапах обучения, учащихся в художественной школе.
Разработанная методическая система, является открытой и находит свое отражение во всех изменениях в образовании. Данная система стала действенным инструментом в формировании живописного восприятия у учащихся художественной школы. Таким образом, методическая система дала новый образовательный результат при обучении живописи в виде предметных, личностных и метапридметных связей. Методическая система состоит из целей и задач, методических приемов, методов и технологий, дидактических принципов и различных форм организации учебного процесса. Данная система основывается на взаимосвязи с различными учебными дисциплинами, такими как цветоведение, рисунок и композиция, что непременно способствует более эффективному формированию живописного восприятия.
Применяемы в данной методической системе педагогические методы, приемы и технологии обусловлены возникшей проблемой - превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Результаты исследования позволили определить методики обучения, которые эффективно влияют на формирование живописного восприятия у учащихся. Позволили расширить возможности педагогических действий в коррекции живописной подготовки обучающихся. Полученные результаты убедили в том, что существует еще множество потенциальных возможностей обучения живописи и формирования живописного восприятия у учащихся в целом.
В процессе обучения живописи по экспериментальной программе был замечен интерес к живописи. Для учащихся цвет становится средством передачи образа, живописного изображения окружающей действительности и средством выражения личного отношения к изображаемому. При сопоставлении работ констатирующего и формирующего эксперимента было выявлено существенное различие. Таким образом, основываясь на показателях формирующего эксперимента, более 35% учащихся показали высокий результат, в отличии от констатирующего (5,7 %).
Цели и задачи, которые были установлены в начале исследования, были решены. Качество работ учащихся убеждает в эффективности данной методики и подтверждает выдвинутую гипотезу. Намечена положительная динамика в процессе формирования живописного восприятия.
Таким образом, реализуемые на данный момент результаты не исчерпывают все вопросы исследования, можно считать, что положительный результат работы служит стартом для проведения дальнейшего исследования.
1. Аксенов, Ю. Цвет и линия / Ю. Аксенов, М. Левидова. - М.: Советский художник, 1986. - 326 с.
2. Алексеев, С. С. О колорите / С. С. Алексеев. - М.: Изобразительное искусство, 1974. - 172 с.
3. Алехин, А.Н. Общие методы обучения в школе / А.Н. Алехин. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.
4. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог, школа: книга для учителя / А.Д.Алехин. - М.: Просвещение, 1984.-160 с.
5. Алехин, А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся /
А.Д. Алехин. - Москва.: Просвещение, Владос, 1994. - 160 с.
6. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве: в 2 т. / Л. Б. Альберти; под общ. ред. A. Г. Габричевского. - М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. - 795 с.
7. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2001. - 279 с.
8. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. - Л.: Изд. ЛГУ, 1961. - 456 с.
9. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1968. - 547 с.
10. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1980. - 189с.
11. Асмолов, А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1979. - 151 с.
12. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Ахутина, Н. М. Пылаева.-М.: Академия,2003.- 64 с.
13. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика/ Б. А. Базыма. - Санкт-Петербург.: Речь, 2007. - 205 с.
14. Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе/ А. О. Барщ. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1963. - 299 с.
15. Батаева Л.А. Развитие целостного визуального восприятия учащихся художественной школы дис. ... д-ра пед. наук / Л.А. Батаева. - Омск: ФБГОУ Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, 2014. - 208 с...