Введение 4
Глава 1. Понятие и общая характеристика правоотношений между
родителями и детьми 7
1.1 Понятие правоотношений родителей и детей в семье 7
1.2 Основания возникновения и прекращения правоотношений
родителей и детей 177
Глава 2. Права и обязанности родителей и детей 233
2.1. Личные и имущественные права ребенка в семье 233
2.2. Содержание прав и обязанностей родителей 377
Глава 3. Особенности отдельных видов правоотношений между родителями и детьми 488
3.1. Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями 488
3.2. Осуществление прав родителей при раздельном проживании с
ребенком 522
Заключение 722
Список используемой литературы и используемых источников 755
Современное семейное законодательство основано на спорных идеях, касающихся структуры и динамики родительских отношений, сложившихся в советский период. Из-за этого применение закона на практике является не только спорным, но и медленным, отставая от потребностей современного общества. область семейного права, касающаяся законных прав разлученных родителей, является одной из наиболее сложных и спорных. Эти аргументы объясняются конфликтом интересов родителей, которые часто используют эти реалии в своих собственных интересах, в значительной степени в ущерб ребенку. Например, наличие отдельного места жительства является основным манипулятивным фактором увеличения или уменьшения влияния родителей на ребенка. Особенно сильным является конфликт между родителями в межкультурных семьях.
Неудивительно, что защита прав детей и родителей в межкультурных браках уделяется правительству первоочередное внимание в семейной политике Российской Федерации.
В Семейном кодексе Российской Федерации указаны основы правовой защиты детей от насилия в семье. В законе общее понятие «родительские права и обязанности» объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав и обязанностей, принадлежащих родителям как субъектам родительских правоотношений. Права детей больше по объему, чем родительские, им уделяется наибольшая доля внимания. Как подтверждение этому законодатель в Семейном кодексе РФ подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.
Столь серьезные перемены в законодательстве требуют нового подхода к правовому регулированию имущественных отношений родителей и детей.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в данное время российские семьи переживают большой кризис. Отказ семейных пар от юридического оформления своих отношений, падение авторитета брака как союза, порождающего между вступившими в него лицами взаимные права и обязанности, и как следствие - уход от ответственности в сфере семейных отношений, все возрастающее число разводов, снижение рождаемости, брошенные дети, сиротство при живых родителях, уклонение от уплаты алиментов, отказ от помощи родителям - вот далеко не полный перечень негативных явлений в жизни семьи. Семья является особым социальным институтом общества, отношения в семье могут быть урегулированы правовыми нормами не в полном объеме и не в полной мере.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена также и тем, что семейные правоотношения постоянно усложняются, что требует соответствующей реакции законодателя. Речь идет о своевременном реагировании на изменяющуюся ситуацию в обществе и потребности субъектов семейных правоотношений, фактическое и формальное согласие которых в большинстве ситуаций имеет правовое значение.
Объектом исследования являются семейно-правовые отношения родителей и детей в действующем семейном законодательстве РФ.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, иные источники, регламентирующие правоотношения между родителями и детьми.
Цель работы - охарактеризовать сущность и особенности правоотношений родителей и детей.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью решения следующих задач:
- изучить понятие и содержание родительского правоотношения;
- рассмотреть основания возникновения правоотношений между родителями и детьми;
- охарактеризовать отдельные элементы правоотношений между родителями и детьми;
- проанализировать права несовершеннолетних детей;
- рассмотреть права и обязанности родителей.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы правоотношений родителей и детей вызывают постоянный интерес среди исследователей, проводятся сравнительно-правовые исследования российского и зарубежного законодательства. Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены Андреевой Л.С., Козаевой А.Т., Корочкиной О.И., Лебединской В.П., Молчаковым А.В., Нечаевой А.М., Серебряковой А.А., Товкач А.Л., Черкасовой И.А., Шиловской А.Л., Шолгиной О.И..
Методология и методика исследования. Инструментом в получении фактического материала послужили традиционные методы материалистической диалектики: исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический, а также наблюдение, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование, моделирование и обобщение.
Теоретической базой исследования являются труды по гражданскому, семейному праву, иных областей научного знания, в которых рассматривались вопросы правоотношений родителей и детей.
Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, законодательство по семейному праву, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, ведомственные подзаконные нормативные акты.
Эмпирической базой исследования являются материалы выборочно изученных гражданских дел по рассматриваемой теме.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Научная новизна состоит в том, что комплексного исследования института правоотношений родителей и детей с учетом современных реалий и правоприменительной практики не проводилось.
Практическая значимость исследуемой работы заключается в том, что полученные по итогам исследования выводы по вопросу совершенствования могут быть использованы в дальнейшем для продолжения научной работы.
Отношения между родителями и детьми являются естественными и законными и отражают наиболее характерные черты семейных отношений. поэтому исследование таких вопросов имеет первостепенное значение для разработки доктрин/концепций семейного права. Тем не менее, концепция родительских отношений недостаточно развита и представляет собой серьезную проблему, ведущую к множеству сложных вопросов семейного права как в теории, так и на практике. В последние годы все больше внимания уделяется проблемным законодательным и процедурным вопросам в делах, связанных с семьей, и судебных решениях, касающихся процесса и последствий развода и прекращения родительских прав.
Ребенок - лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, т.е. 18 лет.
Это определение дано в Конвенции ООН о правах ребенка. Российская Федерация присоединилась к ней в 1990 году. Обязанностью РФ явилось приведение в соответствие с Конвенцией действующего СК. В Конституции РФ и Семейном Кодексе появились правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних детей. Ребенок стал субъектом права, это произошло впервые в истории России.
Семь статей в Семейном Кодексе посвящены правам ребенка. Их можно разделить на два сектора: личные права ребенка и имущественные права. Кроме этого, в СК РФ прописаны положения о том, что все дети равны, в браке они рождены или нет, роли не играет, равны родные дети и те, которые усыновлены.
Ребенок получает права с момента рождения. Определение дееспособности ребенка дается в Гражданском Кодексе РФ и Семейном Кодексе РФ.
Конвенция о правах ребенка гласит о том, что государство должно уважительно относиться к правам детей и обеспечивать их, не допуская дискриминации. Все дети имеют права, это не зависит от расовой, религиозной принадлежности, убеждений, происхождения, социального статуса. Семейное право в РФ обеспечивает права несовершеннолетних детей, рефератов на эту тему достаточно.
Правоотношение между ребенком и родителем возникает на основе юридического факта - рождения ребенка в зарегистрированном браке. Согласно статье 48 СК РФ происхождение ребенка от матери может устанавливаться на основании документов медицинского учреждения, где проходили роды.
Представляется возможным сделать некоторые выводы о необходимости совершенствования семейного законодательства по вопросам, касающимся порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно:
- иск о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно, должен рассматриваться либо одновременно, либо после определения судом места жительства несовершеннолетнего для надлежащего понимания, кто из родителей является отдельно проживающим;
- определение места жительства ребенка с одним из родителей должно означать, что с этого момента объем родительских прав меняется. Определение места жительства ребенка с одним из родителей означает, что правовой статус родителя, с которым проживает ребенок, отличается (не равен) статусу родителя, который проживает отдельно и с учетом этого устанавливается порядок участия каждого родителя в воспитании ребенка;
- в случае неуплаты родителем, проживающим отдельно, алиментов без уважительной причины длительное время (от шести месяцев и более), т.е. при ненадлежащем исполнении родительской обязанности по содержанию ребенка, суд вправе на определенный срок лишить родителя, проживающего отдельно от ребенка, права на общение с ним;
- органы опеки и попечительства в процессе рассмотрения судами дел о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно (и определения места жительства ребенка с одним из родителей), представляют в суд по запросу акт о жилищно-бытовых условиях без дачи заключения по делу и не участвуют в деле;
- необходимо установить обязательное проведение судебной психолого-педагогической экспертизы только в отношении детей, не достигших 10-летнего возраста, с обязанностью возмещения расходов обоими родителями в равных частях. В отношении несовершеннолетних детей, достигших 10-летнего возраста, суд вправе обязать родителей представить психолого-педагогическое исследование и выслушать мнение ребенка в суде.
1. Азарова, Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей / Е. Г. Азарова // Журн. рос. права. - 2015. - № 2. - С. 65¬81.
2. Андреева Л.С. Историко-правовой аспект осуществления
родительских прав // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2.
3. Бледный С.Н., Волкова М.А. История правопознания: психологическая теория права Л.И. Петраржицкого. Рос. Акад. Естеств. Наук, Отд-ние «Сослов. и нац. традиции», Моск. ин-т коммун. хоз-ва и стр- ва. Москва,2016.
4. Величкова, О. И. Совершенствование семейного
законодательства по вопросам медиации / О. И. Величкова // Актуал. проблемы рос. права. - 2017. - № 5. - С. 50-55.
5. Вологдина, И. В. Права ребенка жить и воспитываться в семье / И. В. Вологдина, Ю. Ю. Гурова // Вестн. образоват. консорциума Среднерус. ун-т. Сер. Гуманитар. науки. - 2016. - № 6. - С. 7-9.
6. Гольтяпина, И. Ю. Право несовершеннолетнего ребенка на содержание родителями и административная ответственность за его нарушение / И. Ю. Гольтяпина // Вестн. Сибир. ин-та бизнеса и информ. технологий. - 2016. - № 4. - С. 87-91.
7. Гриневич И.М. Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав // Молодой ученый. — 2016. — №10. Т.2. — С. 152-154.
8. Давыдова, Ю. Х. Современное состояние правовых институтов по защите прав несовершеннолетних детей в России / Ю. Х. Давыдова // Ист. и соц.-образоват. мысль. - 2015. - № 6-2. - С. 201-203.
9. Каймакова, Е. В. Самозащита прав несовершеннолетних граждан в семейном законодательстве: актуальные вопросы теории и практики / Е. В. Каймакова // Изв. Юго-Запад. гос. ун-та. Сер. История и право. - 2017. - № 3.- С. 48-53.
10. Козаева А. Т. Обеспечение прав ребенка в РФ: проблемы и пути их решения / А. Т. Козаева // Соврем. о-во и власть. - 2017. - № 3. - С. 143¬146.
11. Конвенция о правах ребенка (одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 24.04.2020).
13. Корочкина, О. И. Особенности реализации конституционного права на социальное обеспечение женщин и детей / О. И. Корочкина // Международ. журн. гуманитар. и естеств. наук. - 2017. - № 3. - С. 51-53.
14. Кравчук, Н. В. Наилучшие интересы ребенка: содержание понятия и его место в семейном законодательстве России / Н. В. Кравчук // Актуал. проблемы рос. права. - 2017. - № 5. - С. 97-103.
15. Краснова, Т. В. Защита прав детей и родителей в трансграничных семейных отношениях: проблемы теории и практики / Т. В. Краснова // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Соц.-эконом. и прав. исслед. - 2015. - № 2. -С. 111¬117.
16. Лебединская, В. П. Семейная медиация как новый для Российской Федерации способ защиты прав и интересов детей / В. П. Лебединская // Вестн. Ессентук. ин-та упр., бизнеса и права. - 2017. - № 14. - С. 42-48.
17. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2018. № 2. С. 16.
18. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР // 1976. № 17.
19. Молчаков, А. В. Некоторые сложности защиты семейного права и основные проблемы правоотношений между родителями и детьми / А. В. Молчаков // Ист. и соц.-образоват. мысль. - 2016. - № 5-1. - С. 116-122.
20. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. - 2016. - № 1.- С. 77.
21. Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // Собрание международных документов «Права человека и судопроизводство» // OSCE. Poland.
22. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 24.04.2020).
23. Серебрякова, А. А. Защита имущественных прав детей / А. А. Серебрякова // Ист. и соц.-образоват. мысль. - 2017. - № 2-1. - С. 105-110.
24. Стародумова С.Ю. О соотношении мер защиты и мер ответственности в гражданском праве. В сборнике: Основные проблемы и тенденции развития в современной юриспруденции // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 40-42.
25. Товкач, А. Л. Актуальные проблемы защиты прав несовершеннолетних средствами прокурорского надзора в исполнительном производстве / А. Л. Товкач // Проблемы науки. - 2016. - № 7. - С. 35-39.
26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Черкасова, И. А. Защита материнства и детства в российском семейном праве: теория и практика / И. А. Черкасова, Т. В. Ткаченко // Культура. Наука. Интеграция. - 2015. - № 3. - С. 21-32.
28. Шиловская А.Л. Медиация как способ внесудебного разрешения семейных споров. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2017. № 2(3). С. 41-45.
29. Шиловская А.Л. Личные неимущественные права несовершеннолетних //В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 61-63.
30. Шиловская А.Л. Имущественные права несовершеннолетних // В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.2016. С. 72-74.
31. Шиловская А.Л. Проблемы совершенствования института лишения родительских прав // В сборнике: Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты. Материалы IX Международной научной конференции. В 3-х частях. Ответственные редакторы Ю.С. Руденко, А.В. Семенов.2017. С. 322-328;
32. Шолгина О.И. Интересы ребенка как объект семейно-правового спора: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2018. - 28 с.