Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТЕПЕНИ И КОРНИ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №104093

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТЕПЕНИ И КОРНИ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ... 9
§ 1. Понятие логико-математического анализа содержания темы школьного курса математики 9
§ 2. Цели обучения теме «Степени и корни», ее место в курсе алгебры основной школы 11
§ 3. Анализ содержания теоретического материала по теме «Степени и корни»
в учебниках алгебры основной школы 14
§ 4. Анализ содержания задачного материала темы «Степени и корни» в учебниках разных авторов 29
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТЕПЕНИ И КОРНИ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ . 33
§ 5. Методы, формы, средства обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы 33
§ 6. Методические рекомендации по обучению теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы 40
§ 7. Типология задач основного государственного экзамена по теме исследования 45
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54


Актуальность исследования. Математика - составная часть человеческой культуры, важная компонента для развития личности. В результате изучения обучающимся предметной области «Математика» развивается логическое мышление, получается представление о математических моделях; учащийся овладевает умением применять математические знания при решении различных учебных задач, развивает математическую интуицию [46].
Сложение, вычитание, умножение и деление являются главными арифметическими действиями. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, и при умножении одного и того же числа много раз они тратили много ненужных усилий. Решение нашел древнегреческий математик Диофант Александрийский. В своей знаменитой арифметике он впервые описывает натуральную степень числа: «Все числа состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. Среди них находятся квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато - квадраты - от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо -кубы - от умножения кубов самих на себя» [13].
Математики средних веков стремились сократить число символов и ввести единое обозначение. Француз Никола Шюке ввел свою символику и добавил нулевой и отрицательный показатель степени. Он писал показатель сверху и справа от коэффициента мелким шрифтом. Такая символика приближена к современной [18].
Обратимся к истории возникновения корня.
Термин корень имеет сложную и долгую историю. Древние греки понимали извлечение квадратного корня строго геометрически, как нахождение стороны квадрата по известной площади. Впервые обозначение V ввел в 1525 году Кристоф Рудольф. Происходит этот знак от первой буквы слова «radix», что означает «корень» [16].
Показатель степени появился в знаке корня в 18 веке благодаря Валлису и «Универсальной арифметике» Ньютона [10].
В курсе алгебры основной школы обучающиеся усваивают действия со степенями и корнями, изучают понятие «арифметический корень», способы преобразования алгебраических выражений, содержащих степени и корни. Кроме того, усвоение темы «Степени и корни» в курсе алгебры предполагает формирование навыков решения уравнений, неравенств и их систем. Основы темы «Степени и корни» закладываются уже на начальном этапе обучения алгебре [50].
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в курсе основной школы.
Предмет исследования: методика обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие логико-математического анализа содержания темы школьного курса алгебры.
2. Выявить цели обучения теме «Степени и корни».
3. Провести анализ теоретического материала темы «Степени и корни» в учебниках разных авторов.
4. Провести анализ заданного материала по теме «Степени и корни» в учебниках разных авторов.
5. Рассмотреть методы, формы и средства, используемые при обучении теме «Степени и корни».
6. Привести методические рекомендации для обучения теме «Степени и корни».
7. Рассмотреть задачи основного государственного экзамена по теме исследования, составить их типологию.
Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы; анализ передового опыта учителей математики; подборка и самостоятельное решение задач по теме исследования; обобщение и систематизация материала.
На защиту выносятся: методические особенности обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: проблема, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы. Проведен логико -математический анализ содержания темы исследования. Выявлены основные цели и планируемые результаты обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы. Проанализировано содержание теоретического и задачного материала по данной теме в учебниках алгебры основной школы.
Глава II посвящена методическим основам обучения теме «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы. В ней рассмотрены методы, формы и средства обучения теме исследования. Приведены методические рекомендации по обучению степеням и корням. Составлена типология задач основного государственного экзамена по теме исследования.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты выпускной квалификационной работы.
Список литературы состоит из 52 источников. Объем работы составляет 59 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящем исследовании были выявлены особенности содержания и методологии изучения темы «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы.
В ходе логико-математического и методического анализа темы «Степени и корни» было выявлено, что логическая последовательность изучения тем «Степень» и «Корень» основана на том, что непосредственно операции возведение в степень и извлечение корня, связанные с данными понятиями, также следуют одна за другой в аспекте формирования навыков их осуществления.
Вместе с тем выделен пропедевтический аспект в изучении темы «Степени и корни», который подразумевает закладывание основ для формирования знаний еще до начала изучения алгебры в курсе основной школы.
Получены следующие результаты:
1. Изучено понятия логико-математического анализа содержания темы «Степени и корни» в курсе алгебры основной школы.
2. Выявлены цели темы «Степени и корни», определено ее место в курсе алгебры основной школы.
3. Изучен федеральный государственный стандарт, и выявлены планируемые результаты изучения темы.
4. Рассмотрен теоретический материал по теме «Степени и корни», проанализированы школьные учебники разных авторов.
5. Выполнен анализ содержания задачного материала по теме «Степени и корни», рассмотрены примеры задач и их решения.
6. Рассмотрены методы, формы и средства, используемые при обучении теме исследования.
7. Приведены методические рекомендации для обучения теме «Степени и корни».
8. Проанализированы задачи основного государственного экзамена, содержащие степени и корни; составлена их типология.
Практическая значимость работы определилась тем, что в ней разработаны учебные материалы для преподавания темы «Степени и корни», подобрана система задач для указанной темы. Данная работа может быть использована как педагогами, так и учащимися при подготовке к самостоятельной и контрольной работам, ОГЭ по математике.



1. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.; под ред. Г. В. Дорофеева. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
2. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
3. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.; под ред. Г. В. Дорофеева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
4. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
5. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.; под ред. Г. В. Дорофеева. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.
6. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. 21-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
7. Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
8. Алгебра. Методические рекомендации. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова и др. - М.: Просвещение, 2015. - 246 с.
9. Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 191 с.
10. Александрова Н. В. История математических терминов, понятий, обозначений: Словарь -справочник, изд. 3-е. — СПб.: ЛКИ, 2008. — С. 82. — 248 с.
11. Бакирова А.Ю. Методика преподавания математики. Учебное пособие / А.Ю. Бакирова. - Т., 2007.
12. Горелов Ю.И. Объяснительно -иллюстративный и репродуктивные методы обучения электротехническим дисциплин / Ю.И. Горелов // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2013. - Вып. 12. Ч. 2. - 198 с.
13. Диофант. Арифметика и книга о многоугольных числах / Перевод с древнегреческого И.Н. Веселовского; Под ред. И.Г. Башмаковой. - М.: Наука, 1974. - 328 с.
14. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика: 5 класс. Учебник в
двух частях. Часть 1 / Г.В. Дорофеев [и др.]. - М.: Ювента, 2011. - 176 с.
15. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика: 5 класс. Учебник в
двух частях. Часть 2 / Г.В. Дорофеев [и др.]. - М.: Ювента, 2011. - 240 с.
16. Знаки математические // Математическая энцклопедия; Под ред. И.М. Виноградова. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 2.
17. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика: 5 класс. Учебник / И.И. Зубарева [и др.]. - М.: Мнемозина, 2013. - 270 с.
18. История возникновения степени числа [Электронный ресурс]:
открытый урок. - Режим доступа: http ://ш1гигокоу.ги/открытый-
урок/возведение-в-степень/история-возникновения-степен-числа.й1ш1 -
Последнее обновление: 01.05.2018.
19. Колягин, М. Ю. Школьный учебник: вчера, сегодня, завтра [Электронныйресурс] / М. Ю. Колягин. - режим доступа:http://www.portal-slovo.ru/art/36369.php- Последнее обновление: 29.04.2018.
20. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - 432 с.
21. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособие для студентов физ. -мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е. И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. -223 с.: ил.
22. Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. / А.В. Ланков. - М.: Учпедгиз, 1951. - 330 с.
23. Лебедева С.В. Современные формы и средства обучения математике: Учебно -методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. - Педагогическое образование (профиль подготовки - Математическое образование) / С.В. Лебедева. - Саратов, 2012. - 131 с.
24. Литвиненко, В. Н. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: учебное пособие для студентов физико - математических специальностей педагогических институтов и учителей / В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: «ABF», 1995. - 352 с.
25. Лихачев Б.Т.. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М. -2001. - 505 с.
26. Миндюк, Н.Г. Алгебра. Методические рекомендации. 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.Г. Миндюк, И.С. Шлыкова. - М.: Просвещение, 2016. - 192 с.
27. Миндюк, Н.Г. Методические рекомендации. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.Г. Миндюк, И.С. Шлыкова. - М.: Просвещение, 2017. - 239 с.
28. Мордкович, А. Г. Алгебра. 7кл.: в 2 частях. Часть 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 17-е изд., доп. - М.: Мнемозина, 2013. - 175 с.
29. Мордкович, А. Г. Алгебра. 7кл.: в 2 частях. Часть 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 17-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 271 с.
30. Мордкович, А. Г. Алгебра. 8кл.: в 2 частях. Часть 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 215 с.
31. Мордкович, А. Г. Алгебра. 8кл.: в 2 частях. Часть 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 12-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2010. - 271 с.
32. Мордкович, А. Г. Алгебра. 9кл.: в 2 частях. Часть 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 12-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 224 с.
33. Мордкович, А. Г. Алгебра. 9кл.: в 2 частях. Часть 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. - 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2010. - 223 с.
34. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра. Учебник. 9 класс, - М.: 2010 г. - 224 с.
35. Новик И.А. Практикум по методике обучения математике / И.А. Новик. - М.: Дрофа, 2008. - 240 с.
36. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://math-o ge. sdamgia.ru/?redir= 1/Последнее обновление 10.05.2018
37. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. помобие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-512 с.
38. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
39. Потапов, М.К. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: - Просвещение, 2015. - 191 с.
40. Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - М.: Дрофа, 2007. -158 с.
41. Пыжова Т.А. Математика: Учебное пособие для углубленного изучения математики в 7 классе / Т.А. Пыжова, Т.В. Лупенко, И.А. Масленникова. - М.: МИФИ, 2009. - 76 с.
42. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
43. Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.
44. Сластенин В.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
45. Утеева Р.А. Дифференцированное обучение математике учащихся средней школы: Пособие по спецкурсу и семинару для студентов мат. спец. педвузов. - М.: Прометей. - 1996. - 118 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййр://минобр- науки.рф/документы/938. - Последнее обновление 01.11.2018
47. Харитонова И.В. Методы обучения и научные методы в преподавании математики / И.В. Харитонова // Вестник Мордовского университета. - 2008. - № 3. 274 с.
48. Big Ideas Math: Algebra 1 Student Journal. - 2014. - 227 p.
49. Herman, J., Kucera, R., Simsa, J., Dilcher. K. Equations and inequalities: elementary problems and theorems in algebra and number theory. - 2000. - 344 p.
50. Hawkes, H.E. First course in algebra/ H.E. Hawkes, W.A. Luby, F.C. Touton. - Boston: Ginn and company, 1910. - 334 p.
51. Schoenfeld, Alan H, ed. Learning to think mathematically: Problem solving, metacognition, and sense-makingin. New York: MacMillan, 1992. - 334 - 370 p.
52. Zawaira, A., Hitchcock, G. A primer for mathematics competitions. - New York, 2009. - 360 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ