Становление и развитие чеченской национальной государственности: правовой аспект организации и развития с ХХ по начало ХХI вв. (Чеченский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ С ХХ ПО ХХI В.: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО, ПОСТСОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО ПЕРИОДОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
1.1. Чечня и её государственность на различных исторических этапах………
1.2. Роль и значение Грозного в становлении чеченской государственности…
ГЛАВА II. ЧЕЧЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ – ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ
2.1. Ключевые вопросы государственно-правового возрождения автономии после восстановления Чечено-Ингушской АССР в 1957 г. ………………….
2.2. Ретроспектива советской чеченской государственности…………………
2.3.Зарождение идей суверенитета в Чечено-Ингушетии и нормативно-правовые процессы их реализации (конец 80-х гг. и начало 90-х гг. ХХ столетия)……
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
3.1. Принятие декларации государственного суверенитета и создание национального анклава, находившегося в состоянии сецессии (анализ декларативных и нормативно-правовых актов)…
3.2. Чеченская государственность в начале ХХI cстолетия: проведение референдума 23 марта 2003 года и его значение для современного периода……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
ГЛАВА I. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ С ХХ ПО ХХI В.: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОГО, ПОСТСОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО ПЕРИОДОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
1.1. Чечня и её государственность на различных исторических этапах………
1.2. Роль и значение Грозного в становлении чеченской государственности…
ГЛАВА II. ЧЕЧЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ – ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РЕТРОСПЕКТИВЫ
2.1. Ключевые вопросы государственно-правового возрождения автономии после восстановления Чечено-Ингушской АССР в 1957 г. ………………….
2.2. Ретроспектива советской чеченской государственности…………………
2.3.Зарождение идей суверенитета в Чечено-Ингушетии и нормативно-правовые процессы их реализации (конец 80-х гг. и начало 90-х гг. ХХ столетия)……
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
3.1. Принятие декларации государственного суверенитета и создание национального анклава, находившегося в состоянии сецессии (анализ декларативных и нормативно-правовых актов)…
3.2. Чеченская государственность в начале ХХI cстолетия: проведение референдума 23 марта 2003 года и его значение для современного периода……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………
Развитие и совершенствование современных форм правового регулирования общественных отношений, повышение его эффективности – одна из важнейших задач, стоящих перед современной российской юридической наукой. Исследование государственности в национальных субъектах с позиции российского федерализма несёт важную историко-правовую нагрузку и имеет устойчивую необходимость дальнейших изысканий. В этой связи данная тема приобретает повышенный статус научного интереса.
Степень разработанности. Решение обозначенных задач невозможно в рамках одной лишь только юридической науки. Это связано с тем, что государственность – явление многогранное, связанное с геополитическими, этническими, историческими, культурными и иными особенностями развития на различных исторических этапах. Данное исследование находится на стыке разных научных направлений. В этой связи в ходе работы над обозначенной темой автор опирался на положения и выводы трудов отечественных ученых правоведов и историков. Таких как А.М. Бугаева, Х.А. Гакаева, А.М. Дудаева, Мусы М. Ибрагимова, Д.Х. Сайдумова, Т.У. Эльбуздукаевой и др.
Объектом исследования – выступают государственно-правовые институты и правовые акты, регулирующие взаимоотношения государственных органов власти и управления, политико-правовые идеи и взгляды, характеризующие уровень развития государственности чеченского народа.
Предметом исследования является государственно-правовое развитие Чечни в составе РСФСР и РФ, взаимоотношения центральных и местных органов государственной власти и управления, идеи о федерализме и автономии, их реализация в условиях Чечни на различных исторических этапах.
Цель и задачи исследования: на основе проведенного анализа и осмысления использования понятия «чеченская государственность» предпринимается попытка раскрытия природы и значения этого явления для федеративного государства, регионального и федерального права и законодательства. При этом мы предпринимаем попытку выявления уникальных традиций и особенностей советской и российской государственности в отношении традиционного общества чеченского народа. Определена степень влияния на эффективность функционирования федеративного многонационального государственного механизма, на реализацию правовых норм; предпринимается попытка связать специфику конституционного развития России с особенностями российской государственности. Осуществлен анализ государственного переворота в автономной республике в 1991 г., как основы «турбулентно-кумулятивного» процесса сецессии из федеративного государства посредством двойного действия: а) внутренней сецессии составной части субъекта в лице Ингушетии (Ингушской); б) заявления о суверенитете Чеченской Республики, объявленного силами, ориентированными на суверенизацию республики, пришедшими к власти методом революционных действий: захват зданий исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов. Научная новизна и практическая значимость: выстроены и проанализированы в хронологическом порядке ключевые события в Чеченской Республике историко-правового значения, объективная и всестороння оценка которых не утратила своей актуальности на современном этапе ввиду осложнения общественно-политической ситуации вокруг Российской Федерации (события на востоке Украины). В рамках настоящей работы проанализированы такие документы, как Конституция ЧИАССР 1978 г., Декларация о государственном суверенитете Чеченской Республики. Сформулирован вывод, содержащий оценочные характеристики относительно правового статуса Чеченской Республики в период с 1991 по 1999 г.
Степень разработанности. Решение обозначенных задач невозможно в рамках одной лишь только юридической науки. Это связано с тем, что государственность – явление многогранное, связанное с геополитическими, этническими, историческими, культурными и иными особенностями развития на различных исторических этапах. Данное исследование находится на стыке разных научных направлений. В этой связи в ходе работы над обозначенной темой автор опирался на положения и выводы трудов отечественных ученых правоведов и историков. Таких как А.М. Бугаева, Х.А. Гакаева, А.М. Дудаева, Мусы М. Ибрагимова, Д.Х. Сайдумова, Т.У. Эльбуздукаевой и др.
Объектом исследования – выступают государственно-правовые институты и правовые акты, регулирующие взаимоотношения государственных органов власти и управления, политико-правовые идеи и взгляды, характеризующие уровень развития государственности чеченского народа.
Предметом исследования является государственно-правовое развитие Чечни в составе РСФСР и РФ, взаимоотношения центральных и местных органов государственной власти и управления, идеи о федерализме и автономии, их реализация в условиях Чечни на различных исторических этапах.
Цель и задачи исследования: на основе проведенного анализа и осмысления использования понятия «чеченская государственность» предпринимается попытка раскрытия природы и значения этого явления для федеративного государства, регионального и федерального права и законодательства. При этом мы предпринимаем попытку выявления уникальных традиций и особенностей советской и российской государственности в отношении традиционного общества чеченского народа. Определена степень влияния на эффективность функционирования федеративного многонационального государственного механизма, на реализацию правовых норм; предпринимается попытка связать специфику конституционного развития России с особенностями российской государственности. Осуществлен анализ государственного переворота в автономной республике в 1991 г., как основы «турбулентно-кумулятивного» процесса сецессии из федеративного государства посредством двойного действия: а) внутренней сецессии составной части субъекта в лице Ингушетии (Ингушской); б) заявления о суверенитете Чеченской Республики, объявленного силами, ориентированными на суверенизацию республики, пришедшими к власти методом революционных действий: захват зданий исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов. Научная новизна и практическая значимость: выстроены и проанализированы в хронологическом порядке ключевые события в Чеченской Республике историко-правового значения, объективная и всестороння оценка которых не утратила своей актуальности на современном этапе ввиду осложнения общественно-политической ситуации вокруг Российской Федерации (события на востоке Украины). В рамках настоящей работы проанализированы такие документы, как Конституция ЧИАССР 1978 г., Декларация о государственном суверенитете Чеченской Республики. Сформулирован вывод, содержащий оценочные характеристики относительно правового статуса Чеченской Республики в период с 1991 по 1999 г.
В настоящей работе мы обозначили наиболее полный дескриптивный хронологический охват (от становления и дальнейшего развития) чеченской государственности. Мы ставили задачу собрать и реконструировать концептуально структуру и содержание историко-правовой периодизации государственного устройства и развития чеченского общества. Политико-правовая квинтэссенция чеченской государственности, выступает в постоянной борьбе за идеалы, в целом характерные каждому народу, но в силу сложных исторических обстоятельств, складывавшихся столетиями в данном регионе мира. В Чечне большинство вопросов имеет более содержательное наполнение и трактовки: стремление народа к свободе (возникшее в период колониальной политики царизма на Северном Кавказе и обретение широты реализации прав и интересов чеченского народа в советский период, затем уничтожение этих достижений в результате распада СССР); ложная трактовка и интерпретация исторических событий трагического плана, стремление сохранить национальную идентичность и фактические действия направленные внутренними и внешними врагами, чтобы уничтожить её, используя радикальную риторику, – очевидцами этих событий были современники, проживавшие в Чечне в конце 90-х ХХ столетия. Большинство процессов, происходивших здесь на протяжении всего ХХ столетия и почти двадцать лет ХХI в., носит анафорический смысл. Мы руководствуемся здесь известным латинским выражением – temporis filia veritas – истина – дочь времени. Чеченская государственность как правовое явление, изученное через хронологическую периодизацию, требовало переложения в логический экспликанд по сложной казуальности действий.
Реконструированная хронология даёт нам право сформулировать единый вывод: чеченская государственность наиболее ярко сформировалась за последние два столетия, при различных политико-правовых ориентациях, вполне закономерно формировались различные институты. На каждом из этапов эти институты показывали различную степень эффективности.
Чеченское общество, начиная с ХХ столетия и по настоящее время, в философском осмыслении нуждалось в формировании управленческих институтов с целью защиты интересов народа. За исключением политико-правового бездействия в период середины и конца 90-х гг. ХХ столетия, поставившего под угрозу потерю обретенной государственности.
Мы можем рассуждать о наличии правового иллогизма, ввиду: дискредитации идеи государственности вкупе с полным бездействием власти (ассоциировавшей себя с возможностью принятий новых институций) выразилось в отсутствии желания ее (государственности) действенной защиты и цивилизованного развития. Так, с 1991 по 1999 г. был осуществлен мощный урон чеченской государственности , схожий с тем, что был причинен чеченскому обществу в период депортации 1944 г., когда созданная государственность была уничтожена последователями имперской политики легализовавшимися в советской властной вертикали.
Современное развитие (в рамках федеративного государства) чеченской государственности предполагает строительство с уклоном к традиционно-правовым устоям с позитивно-правовым комплексом целей. Мы убеждены, что настоящая периодизация способствует выработке новых перспективных реконструкций историко-правового анализа чеченской государственности.
Настоящая работа на основе апробированных выводов и результатов станет основой для дальнейшего комплексного научного исследования.
Реконструированная хронология даёт нам право сформулировать единый вывод: чеченская государственность наиболее ярко сформировалась за последние два столетия, при различных политико-правовых ориентациях, вполне закономерно формировались различные институты. На каждом из этапов эти институты показывали различную степень эффективности.
Чеченское общество, начиная с ХХ столетия и по настоящее время, в философском осмыслении нуждалось в формировании управленческих институтов с целью защиты интересов народа. За исключением политико-правового бездействия в период середины и конца 90-х гг. ХХ столетия, поставившего под угрозу потерю обретенной государственности.
Мы можем рассуждать о наличии правового иллогизма, ввиду: дискредитации идеи государственности вкупе с полным бездействием власти (ассоциировавшей себя с возможностью принятий новых институций) выразилось в отсутствии желания ее (государственности) действенной защиты и цивилизованного развития. Так, с 1991 по 1999 г. был осуществлен мощный урон чеченской государственности , схожий с тем, что был причинен чеченскому обществу в период депортации 1944 г., когда созданная государственность была уничтожена последователями имперской политики легализовавшимися в советской властной вертикали.
Современное развитие (в рамках федеративного государства) чеченской государственности предполагает строительство с уклоном к традиционно-правовым устоям с позитивно-правовым комплексом целей. Мы убеждены, что настоящая периодизация способствует выработке новых перспективных реконструкций историко-правового анализа чеченской государственности.
Настоящая работа на основе апробированных выводов и результатов станет основой для дальнейшего комплексного научного исследования.



