Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков сотрудничества у младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №104073

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
I. Теоретические аспекты формирования навыков сотрудничества
на уроках литературного чтения
1.1. Специфика формирования навыков сотрудничества у младших школьников на уроках литературного чтения....
1.2. Педагогические условия формирования навыков
сотрудничества младших школьников 18
Вывод по 1 главе 26
II. Опытно-экспериментальное исследование процесса
формирования навыков сотрудничества у младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Методика исследования и выявление уровней
сформированности навыков сотрудничества у младших школьников 27
2.2 Проектирование и апробирование цикла уроков
литературного чтения по формированию навыков сотрудничества у младших школьников 41
2.3 Анализ и обобщение динамики уровня сформированности
навыков сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения 48
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 63


Актуальность исследования обусловлена тем, что модернизация системы образования выдвигает целый ряд требований: это должны быть современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности.
Перед учителем стоит задача применения наиболее результативных методов обучения и воспитания. Одним из эффективных методов обучения является использование навыков сотрудничества. Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования сотрудничества.
Построение навыков сотрудничества на уроках литературного чтения заключается в разработке таких ситуаций, которые не дают ученикам действовать репродуктивно и позволяют им находить новые способы взаимодействия. Исследователь Г.А. Цукерман в своих работах рассматривает «сотрудничество» как определенную способность ребенка определять ситуации, которые требуют использования готовых примеров и ситуаций с помощью которых ребенок определяет условия задачи самостоятельно [14].
Навык сотрудничества является ведущим фактором учения на всех этапах обучения литературному чтению. Межличностные отношения в системах: «учитель-ученик» и «ученик-ученик» представляют собой определенное средство для достижения заданного результата даже тогда когда ученик еще не может овладеть системой познавательных действий.
Тем самым навык сотрудничества с учителем, который не регламентируется задачей немедленного усвоения конкретных задач направляется в русло совместного достижения результата. Развитие навыков сотрудничества позволяет формировать не только познавательные, но и исполнительские действия и операции не в их узко структурных связях, а в широком контексте смыслообразования и целеобразования, отвечающих своеобразию социальной функции осваиваемой деятельности.
Проблема исследования. В настоящее время в начальной школе существует множество различных форм и систем обучения. Но не каждая система или форма обучения предполагает формирование навыков сотрудничества. Одним из эффективных направлений в решении обозначенной проблемы, на наш взгляд, является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, превращающая ребёнка в настоящего субъекта учения. Такая деятельность возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предметом исследования является формирование навыков сотрудничества на уроках литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования теоретически обосновать и практически доказать эффективность комплекса уроков литературного чтения направленного на формирования навыков сотрудничества.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование навыков сотрудничества у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным при следующих условиях:
- проведения комплекса упражнений по формированию навыков сотрудничества у младших школьников;
- использование специальных групповых и коллективных форм работ.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования.
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков сотрудничества у младших школьников.
2. Изучить особенности формирования навыков сотрудничества на уроках литературного чтения.
3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня сформированности навыков сотрудничества у младших школьников.
4. Проектировать и апробировать комплекс учебных заданий на уроках литературного чтения для формирования навыков сотрудничества младшими школьниками.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- принципы организации навыков сотрудничества в начальной школе, сформулированных в трудах В.А. Ляудис, М.С. Соловейчик, В. Дойз Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.;
- научные труды, раскрывающие проблему сотрудничества (Г.Г. Кравцов, С.Г. Якобсон, А.А. Тюков, Й. Ломпшер, Г. Магин, А.В. Петровский, Х.Й.Лийметс, В.П. Панюшкин, Л.И. Айдарова, Т.А. Матис, Д.И. Фельдштейн, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, А.И. Донцов, В.В. Рубцов, А.К. Маркова и др.);
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ психолого-педагогической и методической литературы; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2016-2017 гг. и состояло из четырех этапов.
Первый этап (2016 г.) был теоретико-поисковом на данном этапе осуществлен анализ методической литературы по проблеме нашего исследования, был разработана база и программа теоретико - методологического исследования, подобраны и теоретически обоснованы пять авторских методик исследования, которые позволяют оценить навыки сотрудничества в начальной школе.
Второй этап (2017г.) был опытно-поисковом на данном этапе провели констатирующий эксперимент, после чего провели анализ полученных результатов исследования, на основе полученных результатов разработали теоретически обосновали и внедрили в процессе формирующего эксперимента комплекс заданий по формированию навыков сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения.
Третий этап(2017г.) был заключительным, в ходе которого провели контрольный эксперимент, на основании полученных данных определили эффективность комплекса заданий по формированию навыков сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения, сформулированы выводы, оформлены материалы дипломного исследования.
Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе нашего исследования результаты могут быть использованы педагогами начальных классов, а также студентами при проведении уроков литературного чтения и для формирования навыков сотрудничества в начальной школе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, полученные теоретические выводы и разработанные рекомендации обеспечиваются анализом методологических оснований, которые базируются на фундаментальных, психолого-педагогических концепциях современного начального образования; обоснованными педагогическими и психологическими предпосылками; проведением педагогического исследования совместно с практической педагогической деятельностью и ориентацией на нее.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБУ СОШ №31 г. о. Тольятти.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (источников). Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В контексте нашего дипломного исследования рассмотрены психолого-педагогические характеристики формирования навыков сотрудничества младших школьников, даны определения понятия сотрудничества. Рассмотрены особенности сотрудничества младших школьников. Приведены и охарактеризованы типы учебных заданий на формирования сотрудничества младших школьников. Рассмотрены педагогические принципы обучения навыков сотрудничества младших школьников на уроках литературного чтения. Рассмотрены особенности урока литературного чтения, приведены типы уроков литературного чтения направленных на формирование навыков сотрудничества. Рассмотрены задания на уроках литературного чтения направленные на формирование навыков сотрудничества младших школьников. Определены общие правила организации групповой работы.
В процессе определения методики исследования были выявлены критерии, определены и описаны уровни и показатели сформированности навыков сотрудничества у младших школьников.
Опытно-экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап исследования имел цель, определенную логику построения, выводы.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента было осуществлено проектирование и апробирование комплекса заданий, направленных на формирование навыков сотрудничества у младших школьников. В комплекс были включены учебные задания по литературному чтению. Проведение заданий вызвало у учащихся положительные эмоции, интерес к групповым заданиям.
В результате анализа на контрольном этапе эксперимента было выявлено, что данный комплекс разработанных заданий способствует динамике развития навыков сотрудничества у младших школьников: в экспериментальной группе низкий уровень понизился на 5%; средний уровень понизился на 7%; высокий уровень повысился на 12%.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.
Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.



1. Аникина, С.А., Золотарева И.В. В помощь школьному учителю / С.А. Аникина, Золотарева И.В.- М.: «Вако», 2014.- 392с.
2. Безруких, М.М. Словарь для педагога / М.М. Безруких- М.: БРЭ, 2016.- 260с.
3. Бунеев, Р.Н. Исследовательская и проектная деятельность в школе / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. - 2013.- №8.- 12-18с.
4. Быстрова, Н.Л. Обучение динамичному чтению / Н.Л. Быстрова, // Начальная школа.- 2015. - №11.- 41-44с.
5. Демидова, Э. Ю. Оценка планируемых результатов в начальной школе / Э. Ю. Демидова.- М.: Просвещение, 2017.- 17с.
6. Козлов, В.В., Кондаков, А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлов, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2015.-79с.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова.- М.: Просвещение,2016.- 153c.
8. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова.- М.: Знание, 2016.- 46с.
9. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов.- М.: Учитель, 2014.- 174с.
10. Пержинская, Е. В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе / Е. В. Пержинская // Начальная школа. - 2016. -№5.С.68-75.
11. Перминова, Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения / Л.М. Перминова // Педагогика.- 2015.- № 10. С. 95-102.
12. Полат, Е.С.Новые педагогические технологии / Е.С. Полат.- М.: Академия, 2016.- 120с.
13. Пономарева, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А. Пономарева.- М.: Просвещение, 2016. - 28с.
14. Савинов, Е.С. Основная образовательная программа / Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2015.- 191с.
15. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах / М. С. Соловейчик,- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016.- 321с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования / М-во образования науки РФ. - М.:
Просвещение, 2015.- 33с.
17. Фролова, С.Л. Мотивация профессионального самообразования / С.Л. Фролова.- М.: Просвещение, 2015.- 233с.
18. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении : науч. метод.пос. / А.В. Хуторской.- М.: Эйдос : Инта образования человека, 2015.-73с.
19. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман.- М.: Генезис, 2015.- 348с.
20. Чупрова, Н.А. Формирование ключевых компетенций через активные педагогические технологии / Н.А.Чупрова. - М.: Просвещение, 2014.-50с.
21. Чутко, Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе: книга для учителя / Н.Я. Чутко.- М.: Просвещение, 2017.- 93с.
22. Ваганова, И. Н. Формирование исследовательских умений младших
школьников на уроках литературного чтения в системе Д. Б. Эльконина - В. В Давыдова [Электронный ресурс] [Web-сайт]
http://rudocs.exdat.com/docs/index-542355.htm.
23. Сотрудничество в начальной школе [Электронный ресурс] [Web сайт]http://www. scienceforum.ru/
24. Формирование учебного сотрудничества [Электронный ресурс] [Web сайт]festival.1september.ru
25. Уроки литературного чтения [Электронный ресурс] [Web сайт] otherreferats.allbest.ru

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ