Введение 8
1. Теоретические аспекты стратегии развития торгового предприятия 10
1.1. Понятие и сущность стратегии развития предприятия 10
1.2. Процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия 16
2. Анализ элементов стратегии ИП Соловьев Д.А 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия 36
3. Разработка элементов стратегии развития ИП Соловьев Д. А 43
3.1. Мероприятия по совершенствованию стратегических целей
развития предприятия 43
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 46
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения
В быстро меняющихся условиях окружающей среды, в ситуации накаленной обстановки на конкурентном рынке, в изменении запросов и положения потребителя, в условиях повсеместной информатизации и автоматизации, изменении роли человеческих ресурсов, доступности новейших технологий возросло значение стратегии развития, позволяющей организации выживать в долгосрочной перспективе.
В сложившихся условиях компании должны не только делать акцент на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит поспевать за изменениями, происходящими в их окружении, учитывать их, извлекая их них пользу для организации.
Целью бакалаврской работы является исследование теоретических, практических аспектов разработки стратегии развития, разработка элементов стратегии развития ИП Соловьев Д. А.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность стратегии развития предприятия;
- рассмотреть процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ИП Соловьев Д. А.
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия;
- разработать стратегические цели развития предприятия;
- оценить эффективность предлагаемых решений по реализации стратегии развития.
Объектом исследования является деятельность ИП Соловьев Д. А.
Предметом исследования - элементы стратегии развития предприятия.
В процессе выполнения работы были использованы статистические, бухгалтерские и математические методы и приемы, PEST-анализ, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на деятельность компании, SWOT-анализ, позволяющий оценить взаимовлияние факторов внешней и внутренней среды.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе данной работы представлены теоретические аспекты стратегии развития торгового предприятия: понятие и сущность стратегии развития предприятия, процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия.
Во второй главе дается общая характеристика предприятия, рассматриваются основные направления его деятельности и организационная структура, анализ внутренней и внешней среды предприятия.
В третьей главе представлена разработка элементов стратегии развития предприятия ИП Соловьев Д. А. и оценка эффективности предлагаемых решений по реализации стратегии развития.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, данные периодической печати, справочная литература и прочие актуальные источники информации.
Практическая значимость проведенного анализа определяется в формировании комплексной оценки состояния организации на данном этапе деятельности и в выработке навыков разработки и реализации предложенной стратегии развития в перспективе.
Анализ деятельности ИП Соловьев Д. А. показал, что в период с 2014 по 2016 гг. произошло увеличение объема реализации продукции. Данную тенденцию можно охарактеризовать как положительную, так как увеличение объемов может привести к увеличению эффективности деятельности и рентабельности предприятия в целом.
Также в ходе анализа было выявлено, что предприятие ИП Соловьев Д. А. в целом работает равномерно, но все же подвержено сезонным колебаниям.
Анализ трудовых ресурсов показал, что в течение исследуемого периода численность ИП Соловьев Д. А. увеличилась. Следует отметить, что численность руководящего состава оставалась неизменной на протяжении трех лет и является достаточной, что облегчает процесс управления на предприятии. За 3 года увеличилась численность специалистов на 5 человек
Анализ динамики полной себестоимости реализованной продукции ИП Соловьев Д. А. показал, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом рост себестоимости связан, прежде всего, с увеличением объема производства. Для производства большего объема требуется больше затрат. В 2016 году полная себестоимость продукции также имела тенденцию к повышению.
В условиях рыночной экономики для более объективной оценки степени прибыльности или убыточности важно использовать показатели рентабельности. Они характеризуют относительную доходность предприятия. Данный показатель увеличивается как в 2015 году, так и в 2016, что положительно характеризует деятельность предприятия.
Проанализировав деятельность ИП Соловьев за 2014-2016 гг., была предложена следующая стратегия развития:
3) Инновационная стратегия: расширение ассортимента выпускаемой продукции, изготовление блюд японской кухни.
4) Ресурсная стратегия: повышение квалификации поваров на курсах: «Организация контроля качества за производимой продукцией».
В результате реализации данной стратегии на предприятии происходит рост объема реализации продукции на 578,26 тыс. руб. Что приводит к росту производительности труда на 0,25%. Этот показатель свидетельствует, что данные мероприятия эффективны для ИП Соловьев.
Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что у ИП Соловьев имеются потенциальные возможности в наращивании объемов реализации, пользующихся спросом у потребителей. При реализации верной стратегии развития предприятие сможет нарастить прибыль и повысить эффективность деятельности.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Принята всенародным голосованием 12.12.1993]: офиц. текст: по состоянию на 14.10.2009. - 79 кб.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Электронный ресурс] : [Принят Государственной Думой 16.07.1998] - 273 кб.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. - М. : Проспект, 2014. - 207 с.
4. Большаков, С. В. Финансовое прогнозирование: теоретические аспекты [Текст] / С. В. Большаков // Финансы. - 2014. - № 10. - С. 53-55.
5. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов [Текст] : учеб. пособие для вузов / Р. Брейли. - М. : ОЛИМП-БИЗНЕС. - 2016. - 268 с.
6. Власова, В. М. Основы предпринимательской деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. М. Власова. -М. : Финансы и статистика. - 2015. - 321 с.
7. Ермалович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Л. Л. Ермалович. - Мн. : Интерпрессервис. - 2015. - 576 с.
8. Логистика [Текст] : учеб. для вузов / А.В. Таничев - Издательский дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2015. - 201 с.
9. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. для вузов / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2013. - 367 с.
10. Илясов, Г. А. Оценка финансового состояния предприятия [Текст] / Г.А. Илясов // Экономист. - 2014. - №3. - С.44.
11. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 327 с.
12. Современные методы практического маркетинга. Стратегии, прикладные методы, тренинги и практикум [Текст] / В. В. Малых ; Моск. психолого-соц. ин-т. - М. ; Воронеж : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та : МОДЭК, 2015. - 228 с.
13. Маркетинг [Текст] : учеб. пособие / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова ; МГИМО, М-ва иностр. дел. - М. : Проспект, 2015. - 231 с.
14. Маркетинговые исследования [Текст] / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - СПб. : Питер, 2013. - 298 с.
15. Методы экономического исследования [Текст] : учеб. для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 767 с.
16. Новиков, В. Г. Анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» [Текст] / В. Г. Новиков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №4. - с.120-137
17. Управление проектами: стандарты, методы, опыт [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.С. Товб, Г.Л. Ципес. - М. : Олимп-Бизнес, 2014. - 239 с.
18. Организация производства на предприятии (фирме) [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. И. Волков [и др.] ; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова ; под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 448 с.
19. Поведение потребителей [Текст] : учеб. пособие для вузов по направлению "Экономика" / И. А. Дубровин. - М. : Дашков и К, 2015. - 289 с.
20. Пелих, А. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Пелих. - М.: Ось-89. -2013. - 96 с.
21. Прыкин, Б. В. Экономический анализ предприятия [Текст] : Учебник для вузов / Б. В. Прыкин. - М. : ЮНИТИ - ДАНА. - 2013. - 360 с.
22. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. для сред. проф. образования / С. М. Пястолов. - М.: Мастерство, 2014. - 336 с.
23. Экономика предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов по экон. спец. / И. В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 304 с.
24. Управление качеством [Текст] : учеб. для вузов / О. В. Аристов. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 446 с.
25. Управление маркетингом и маркетинговый анализ [Текст] : учеб. пособие / В. А. Шаповалов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 345 с.
26. Фащевский, В. Н. Финансы предприятий: особенности и возможности укрепления [Текст] / В.Н. Фащевский // Экономист. - 2014. - С.54.
27. Экономика предприятия [Текст] : курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 280 с.
28. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. П. Любушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 423 с.
29. www.consultant.ru/online- Интернет версия программы «Консультант +».
30. www.garant.ru- Интернет версия правовой системы «Гарант».
31. www.cafebris.ru- Сайт организации ИП Соловьев Д. А.