Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования привлекательного HR-бренда
предприятия 7
1.1 Понятие HR-бренда и история зарождения концепции 7
1.2 Подходы к формированию HR-бренда в современных условиях 12
2 Анализ актуального состояния HR-брендинга предприятия ООО «Тепло
Хоум» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого
предприятия 19
2.2 Анализ системы управления персоналом и использования трудовых
ресурсов в Компании ООО «Тепло Хоум» 26
3 Разработка мероприятий по формированию HR-бренда предприятия ООО
«Тепло Хоум» 31
3.1 Создание сайта предприятия для развития HR-бренда компании 31
3.2 Обучение сотрудника навыкам продвижения бренда компании в
электронных коммуникационных сетях 35
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Приложение А Дерево связей ООО «Тепло Хоум» 45
Приложение Б Финансовая (бухгалтерская) отчетность по данным Росстата ООО «Тепло Хоум» 46
Приложение В Отчет о финансовых результатах ООО «Тепло Хоум» 48
Приложение Г Динамика выручки и прибыли ООО «Тепло Хоум» 49
Приложение Д Показатели финансового анализа за 2018 год
Совсем недавно в российской практике слово «бренд» мало использовалось. Позднее становится понятным, что все, что мы едим, пьем, во что одеты и как отдыхаем - это все стало называться «брендом». В последнее время «брендинг» применялся в основном в сферах потребления. Но в последнее время все чаще стали говорить об эйчар-брендах, или брендах компании в качестве работодателя. И вот теперь эйчар-бренды - не редкость. Более того теперь без «приличного» бренда работодатель имеет завышенные расходы на привлечение персонала и удержание сотрудников, которые можно было избежать и, тем более, сократить.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных авторов по вопросам привлекательности бренда работодателя. Понятие и сущность бренда работодателя для сотрудников и потенциальных работников рассмотрены в трудах М.О. Макашева, О.Г. Кузьминой, В.Л. Музыканта, Н.В. Антоновой, К. Дробко, и др. В указанных работах рассматривается концепция, технологии развития бренда работодателя, но категорически недостаточно уделяется внимания вопросу построения и развития HR-бренда предприятий малого бизнеса. Актуальность темы исследования позволила сформулировать ее цель и задачи.
Цель бакалаврской работы - разработка мероприятий, направленных на совершенствование HR-бренда предприятия.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к HR-бренду работодателя;
2. Изучить процесс формирования HR-бренда в компании ООО «Тепло Хоум»;
3. Разработать мероприятия, направленные на совершенствование привлекательности HR-бренда предприятия;
Объект исследования в работе - Общество с ограниченной ответственностью «Тепло Хоум», основной деятельностью которого является строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.
Предмет исследования - HR-бренд организации.
Теоретико-методологическая база строилась на трудах отечественных и зарубежных специалистов, которые непосредственно занимались изучением специфики HR-бренда и особенностями его формирования.
В ходе написания выпускной квалификационной работы применялись методы информационного, системного анализа данных документной информации, финансово-экономический анализ, графического представления данных, проведение опросов и наблюдений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения результатов, полученных в бакалаврской работе, предприятиями, заинтересованными в развитии своего HR-бренда.
Апробация работы заключается в обсуждении ее результатов на студенческой конференции при защите отчета по преддипломной практике.
Структура бакалаврской работы. Работа включает введение, три раздела, заключение, список используемой литературы, приложения.
В первом разделе изучены теоретические аспекты брендинга работодателя, изучены подходы к формированию привлекательности организации в качестве работодателя.
Во втором разделе бакалаврской работы дана характеристика ООО «Тепло Хоум», проведен анализ динамики основных экономических показателей, проведено исследование актуального состояния HR-брендинга объекта исследования. В разделе 3 обоснована социально-экономическая целесообразность разработанных мероприятий, направленных на совершенствование - HR-бренда предприятия.
В последнее время «брендинг» применялся в основном в сферах потребления. Но в последнее время все чаще стали говорить об эйчар- брендах, или брендах компании в качестве работодателя. И вот теперь эйчар- бренды - не редкость. Более того теперь без «приличного» бренда работодатель имеет завышенные расходы на привлечение персонала и удержание сотрудников, которые можно было избежать и, тем более, сократить.
Анализ результатов теоретического исследования помог выявить сильные стороны работодателя и сонаправить их с ключевыми потребностями целевой аудитории. При разработке ценностного предложения работодателя, адресованного целевой аудитории в лице существующих и потенциальных сотрудников, важным является нахождение баланса между «подачей» и «получением». Если на рынке кандидатов больше, чем спрос на них, можно позволить себе сместить акценты на требования к сотрудникам. Именно такая ситуация складывается на рынке труда в 2020 году в результате пандемии коронавируса.
С другой стороны, когда кандидатов на рынке меньше, чем спрос на них, акцент смещается на предложения в большей степени способные привлечь и удержать.
Важность восприятия бренда как единого целого. Ключевые ценности компании должны отражаться во всех ее действиях и заявлениях, в коммуникациях с разными целевыми аудиториями и стейкхолдерами. Инвесторы станут заинтересованы в высоком доходе, бизнес-партнеры станут больше доверять и стремятся к сотрудничеству, потребители увидят в организации надежных производителей продукции слуг. Сотрудники получают уверенность в завтрашнем дне, узнают о возможности для роста и развития.
В результате наблюдений за работой сотрудников, изучения документной информации и исследования широкого спектра научной литературы [3], [12], [13], [16], во втором разделе работы были сформулированы недостатки брендинга ООО «Тепло Хоум»:
1. Отсутствие широкой известности компании на рынке строительства инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения в условиях конкурентной среды.
2. Отсутствие в коллективе коммуникативного канала для обмена не только служебной, но и социально-значимой информацией.
3. Отсутствие компетенции у сотрудников компании по продвижению бренда в электронных коммуникационных сетях.
Для устранения выявленных недостатков, автором предлагается ряд мероприятий, направленных на совершенствование привлекательности HR- бренда предприятия:
1. Повысить привлекательность компании для привлечения еще большего количества стейкхолдеров, партнеров по бизнесу.
2. Внедрить в коллективе коммуникативный канал для обмена не только служебной, но и социально-значимой информацией.
3. Позиционировать бренд компании среди сотрудников и улучшать его ценность.
4. Обучить одного из сотрудников поддержке бренда организации.
Первым мероприятием в работе является предложение по разработке сайта организации, как действенного инструмента по совершенствованию привлекательности HR-бренда предприятия. Расчетами доказано, что в результате внедрения выручка предприятия достигнет 5885,3 тыс. руб, т.е. возрастет на 58,3 тыс.руб., уровень производительности труда возрасте на 7,28 тыс. руб.
В результате обучения сотрудника по программе «SMM-менеджер» для уверенного управления организационным сайтом как инструментом привлекательности бренда организации, ощутим социальный эффект в виде совершенствования коммуникационных связей между сотрудниками организации, а также с внешней средой.
1. Антонова, Н.В. Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения [Электронный ресурс] / Н.В. Антонова. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 211 с. - ISBN 978-5-7598-1676-8.
- Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1018697(дата обращения: 26.04.2020).
2. Гостев А. Чем сильнее эйчар-бренд, тем меньше расходы на персонал. URL:https://hr-portal.ru/article/chem-silnee-eychar-brend-tem-menshe-rashody-na-personal(дата обращения: 26.04.2020)
3. Дайер, Д. Procter &Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов: Практическое руководство / Дайер Д., Далзелл Ф., Олегарио Р. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 524 с.: ISBN 978-5-9614-5785-8.
- Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1003547(дата обращения: 26.04.2020).
4. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом : учебник для бакалавров / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова. - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 208 с. - ISBN 978-5-394-03704-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1091211(дата обращения: 26.04.2020).
5. Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер ; пер. 9-го англ.
изд. - 4-е изд., электрон. - Москва : Лаборатория знаний, 2020. - 802 с. - ISBN 978-5-00101-819-3. - Текст : электронный - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1094835(дата обращения: 23.04.2020).
6. Дробо, К. Секреты сильного бренда: Как добиться коммерческой
уникальности / Дробо К. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 276 с.: ISBN 5- 9614-0109-X. - Текст : электронный - URL:
https://znanium.com/catalog/product/923764(дата обращения: 26.02.2020).
7. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебник / Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. - Москва : ИЦ РИОР, 2020. - 288 с.: -
(Высшее образование (карман. формат)). - ISBN . - Текст : электронный. - URL: https: //znanium.com/catalog/product/1047094 (дата обращения:
24.04.2020).
8. Классика менеджмента: пер. с анл./ под ред. М. Уорнера. Спб.: Питер, 2018. - 475 с.
9. Кондрашова Р.Ю. HR-брендинг и корпоративная культура современной организации /Кондрашова Р.Ю. // «ФОРУМ» - научно-практический журнал Волгоградского филиала МГЭИ. - 2015. - № 3 - С.28¬35.
10. Коноплёва Г.И. Буйлов К.И. Технократический подход в организации/ Г.И. Коноплева, К.И. Буйлов // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 4. - С. 85.
11. Коттон, Д. Ключевые модели для саморазвития и управления
персоналом. 75 моделей, которые должен знать каждый менеджер / Коттон Д., Егоров В.Н. - Москва :Лаборатория знаний, 2018. - 323 с.: ISBN 978-5¬00101-600-7. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1008403(дата обращения: 26.04.2020).
12. Кузьмина, О.Г. Бренд-менеджмент : учеб. пособие / О.Г. Кузьмина. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 176 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/21301. - ISBN 978-5-16-105501-4. - Текст : электронный. - URL:https://znanium.com/catalog/product/989798(дата обращения: 26.04.2020).
13. Макашев М.О. Бренд: Учеб. пособие для вузов. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2017.- 207 с. - ISBN 978-5-238-00635-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028821(дата обращения: 14.04.2020).
14. Мкртчан А.А. Влияние социально-стратификационных факторов на отношение подростков к телевидению и радио / А.А. Мкртчан // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 37-61.
15. Мосли Р. Главное про бренд работодателя: как выделиться на
фоне одинаковых EVP. URL:
https://togliatti.hh.ru/article/24908?from=article 24910 (дата обращения:
06.02.2020).
16. Музыкант, В.Л. Брендинг: Управление брендом: учебное
пособие/ В.Л. Музыкант. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 316 с. - (Высшее образование: Бакалавриат; Азбука рекламы). - DOI:
https://doi.org/10.12737/2142. - ISBN 978-5-16-100882-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044528(дата
обращения: 26.01.2020).
17. Нетология-групп. Сайт он-лайн обучения. URL:
https: //netology.ru/pro grams/(дата обращения: 26.04.2020).
18. Осовицкая Н. Как собрать концепцию HR-бренда: пошаговое руководство. URL:https: //to gliatti .hh.ru/article/24910(дата обращения: 06.03.2020).
19. «Планета HR» на новой орбите. URL
http: //planetahr.ru/publication/4067/(дата обращения: 10.03.2020).
20. Развитие HR-процессов и использование digital-инструментов в российских компаниях. URL:https://hhcdn.ru/file/16480569.pdf/(дата обращения: 17.01.2020).
21. HR-бренд: что это такое и зачем он нужен? URL:
http://sellwin.by/karera/korporativnoe/hr-brend-chto-etotakoe-i-zachem-on- nuzhen/(датаобращения: 17.01.2020).
22. Чуланова, О.Л. Компетентностный подход в управлении
персоналом: схемы, таблицы, практика применения : учебное пособие / О.Л. Чуланова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 116 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1085265(дата обращения: 14.01.2020).
23. Сайт «Rusprofile» справочник юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusprofile.ru (дата обращения: 10.03.2020).
org.com/company/3033333/graph(дата обращения 15.02.2020)
25. Сайт «Каталог организаций». URL: https://www.list-
org.com/company/3033333(дата обращения 13.02.2020)
26. Сайт компании PLATON-MEDIA. Разработка сайтов. URL: https://platon-media.art/site?yclid=3592248374374737568 (дата обращения: 12.04.2020).
27. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (последняя редакция) URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 116964(Дата обращения 12.03.2020)
28. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 144624/(Дата обращения
12.03.2020)
29. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (последняя редакция) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 54598/ (Дата
обращения: 12.03.2020)
30. Ambler T., Barrow S. The employer brand (англ.) // The Journal of Brand Management: журнал. - 1996. - Vol. 4. - P. 185-206.
31. Backhous, K. Conceptualizing and researching employer branding / K. Backhous, S. Tikoo // Career Development International. - 2004. - Vol. 9, №. 5. - P. 501-517.
32. Barrow S. Turning recruitment advertising into a competitive weapon: paper delivered at the CIPD Annual Conference. - Harrogate: Chartered Institute of Personnel and Development (CIPD), 1990.
33. Kelly Services Inc URL:http://www.kellyservices.ru/RU/Business-
Services/Business-ResourceCenter/Workforce-Trends/KGWI-4- 2014 /(дата
обращения 17.04.2020).
34. Trends/Social-media-and- Technology-RU URL:
http://www.kellyservices.ru/RU/Business-Services/BusinessResource-Center/Workforce (дата обращения 15.04.2020).