Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по выбранной теме
1.1 Влияние и значение спортивных игр на инвалидов-колясочников 6
1.2 Методы, средства и формы физического воспитания инвалидов
колясочников 15-16 лет 8
1.3 Особенности инвалидов-колясочников 15-16 лет 12
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования 16
2.2 Методы исследования 16
2.3 Организация исследования 19
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Обоснование применения разработанного комплекса физических
упражнений с элементами спортивных игр для инвалидов-колясочников 15-16 лет 21
3.2 Результаты сравнительного анализа 25
3.3 Обсуждение результатов 36
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Актуальность исследования. Многолетняя практика развитых стран доказывает, что спортивные игры благоприятно сказываются на адаптации и реабилитации инвалидов-колясочников в обществе [21].
Сунагатова Л.В., Марченкова У.А., в своей литературе утверждают, что «рост инвалидности - тенденция мировая. В мире около 650 миллионов официально зарегистрированных инвалидов. По достоверной информации Всемирной организации здравоохранения 10% населения в мире, это инвалиды, и их число только увеличивается» [20].
Спортивные игры в кругу инвалидов-колясочников перестали быть новизной. Все чаще мы видим, что люди с ограниченными возможностями, способны вести борьбу и выигрывать. Попова С.Н, в своей литературе пишет, что «систематические посещения занятий адаптивной физической культурой значительно повышают функциональности организма и помогает его оздоровлению, содействует улучшению координационных способностей в функционировании опорно-двигательного аппарата и других систем. А так же благоприятно влияет на психический фон инвалидов» [16].
Игровая деятельность решает одну из главных задач, обеспечение всестороннего развития координационных качеств инвалида-колясочника. Бегидова Т.П., пишет, что «в это входит: ориентировка в пространстве, точно и быстро реагировать на сигналы, ритм, равновесие» [2].
Цель исследования: изучение влияния спортивных игр на показатели координационных способностей у инвалидов-колясочников 15-16 лет.
Задачи исследования:
1) Оценить показатели координационных способностей у инвалидов- коля-сочников 15-16 лет на начальном этапе исследования.
2) Разработать и внедрить комплекс по развитию координационных способностей у инвалидов-колясочников 15-16 лет, с элементами спортивных игр.
3) Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности разработанного комплекса.
Предметом исследования: эффективность физических упражнений с элементами спортивных игр на показатели координационных способностей у инвалидов-колясочников 15-16 лет.
Объектом исследования: учебно-тренировочный процесс, который направлен на развитие координационных способностей у инвалидов- колясочников 15-16 лет.
Новизна исследования: заключается в использовании комплекса упражнений с элементами спортивных игр для улучшения координационных способностей инвалидов-колясочников 15-16 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, применение разработанного комплекса с элементами спортивных игр, будет способствовать улучшению координационных способностей инвалидов-колясочников 15-16 лет.
Практическая значимость. Разработанный комплекс может быть использован методистами, инструкторами и тренерами в различных видах двигательной деятельности, а также в практике работы с инвалидами- колясочниками.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 1-ой главы, которая теоретически раскрывает влияние спортивных игр на улучшение координационных способностей у инвалидов-колясочников 15-16 лет; 2-ой главы, включающей задачи, методы и организацию исследования; 3-ей главы, содержащей обсуждение результатов исследования, а также заключение, список используемой литературы. Работа представлена на 42 страницах, 6 таблицах, 7 рисунках, список использованной литературы включает в себя 21 источник.
В результате проведенного педагогического эксперимента выявлено, что применение разработанного комплекса упражнений, с элементами спортивных игр, эффективно способствует улучшению координационных способностей у инвалидов-колясочников 15-16 лет экспериментальной группы в отличие от контрольной группы, в которой установлены более низкие показатели координационных способностей.
Использование спортивных игр эффективно, сказалось на росте координации и физических качеств. Спортивные игры благоприятно влияют, как на физическое состояние, так и психологическое состояние инвалидов- колясочников. В нашем педагогическом эксперименте выявлено, что в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной группой, так же улучшились показатели общей физической подготовленности. На это повлияло то, что в экспериментальной группе были использованы физические упражнения и спортивные игры, способствующие адаптации к физическим нагрузкам инвалидов-колясочников 15-16 лет.
В результате нашего педагогического эксперимента выявлено, что применение разработанного комплекса физических упражнений, с элементами спортивных игр, поспособствовали эффективному улучшению координационных способностей в экспериментальной группе, так как по всем контрольным испытаниям в ходе исследования были получены достоверные показатели (p<0.05), в контрольной группе, по всем контрольным испытаниям, показатели улучшились не значительно.
Установлено, что показатели общей физической подготовленности в экспериментальной группе достоверно улучшились в сравнении с контрольной группой, на это повлияло применение разработанного комплекса физических упражнений, со средствами спортивных игр, способствующих адаптации к физическим нагрузкам.