Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАХ В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА: КЛАССИЧЕСКИЕ, НЕКЛАССИЧЕСКИЕ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Работа №103981

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы137
Год сдачи2016
Стоимость5730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования страха в философской антропологии 17
1.1 Специфика постановки проблемы страха в контексте философских
интерпретаций природы человека 18
1.2 Проблема страха в рамках формирования классического и
неклассического понимания природы человека 37
Глава 2. Страх в контексте представлений о природе человека в современной философии: позитивность страха и стратегии самосозидания 67
2.1 Фундаментальный страх и нормативное существование:
экзистенциалистская интерпретация природы человека 68
2.2 Страх в стратегиях самосозидания: постнеклассическая философская
критика интерпретаций природы человека 85
Заключение 114
Список литературы 118


Современное общество ориентирует человека на необходимость проживать собственную жизнь максимально насыщенно, предлагая ему многочисленные варианты того, как его жизнь может быть устроена, чем наполнена и как проведена. Распорядиться таким социальным «рецептом» человек должен сознательно, заряжая себя на успешность собственной жизни, и в этом стремлении каждый видит себя защищенным, получая символическую поддержку своим личным амбициям, стремлениям и планам. Однако, подгоняемый к тому, чтобы реализоваться на фоне других, человек непрестанно и болезненно сталкивается с самим собой, не сознающим ни своих действительных возможностей, ни своих пределов.
Весь спектр переживаний и состояний, сопровождающих эту ситуацию, открывается человеку как его уникальность, которая не исчерпывается ни социальными стереотипами, ни представлениями о самом себе. Современный человек оказывается в ситуации растерянности, утраты основания собственной жизни и твердого представления о самом себе, существуя среди многочисленных угроз и опасностей (терроризм, эпидемии, международные конфликты, преступность, оккультные практики, неконтролируемый рост цен), которые общество производит, и от которых стремится защитить. Не только каждый в отдельности человек переживает угрозы по отношению к собственному существованию, но и человеческое сообщество в целом сталкивается с глобальным кризисом доверия. Свидетельствами этому являются нарастающая геополитическая напряженность, экономическая конкуренция за рынки и ресурсы, глобальные экологические проблемы и, может быть, главная опасность сегодняшнего дня - утрата ясного представления о роли человека, его природе, возможностях и ответственности в мире.
Несомненно, человек переживает угрозы, свойственные любому другому участнику внешних событий, в которые он вовлечен, и переживает их совместно с другими, но его переживания составляют глубокое и емкое содержание его личности. И страх как раз является одним из таких переживаний, которые заставляют как отдельного человека, так и общество в целом обращать пристальное внимание на свою собственную историю (в самом широком смысле этого слова). Подобный опыт дает возможность выработать стойкость и сохранить целостность и единство перед трудностями и вызовами, которые неизбежно являются частью становления и существования в конфликтном, конкурентном мире.
Проблема страха открывает широкое поле для разнообразных научных исследований в области философской антропологии, этики, социальной философии, психологии, социологии, истории культуры и религии. Междисциплинарность и антропологическое содержание проблемы страха - залог ее научной актуальности. Гуманитарное знание, которое нацелено на то, чтобы понимать, а не только описывать, предмет своего исследования, неминуемо будет отталкиваться от его антропологического содержания. Однако, с учетом поставленных современной эпохе и ее философии «диагнозов», говорить однозначно о сущности такого неясного и сложного феномена, как человек, не представляется более возможным.
Современная философская антропология находится в таком положении, когда она, казалось бы, лишена своего предмета, поскольку ее основной вопрос (вопрос природы человека) утратил явный смысл, поэтому задачей современных исследований является не только поиск ответа на вопрос о природе человека, но и поиск наиболее перспективного способа постановки этого вопроса. При разнообразии взглядов на человека, которые существуют на сегодняшний день, его природа остается принципиально скрытой. Мы можем говорить о философской антропологии как о совокупности конкурирующих интерпретаций, каждая из которых является своеобразным «герменевтическим проектом», попыткой сформулировать основания для понимания человека из контекста обстоятельств его существования, соответствующих не столько исторической или культурной ситуации, сколько неким фундаментальным характеристикам самого человеческого существования. Интерпретация становится способом обращения к «скрытой» природе человека, которая не может быть понята вне контекста обстоятельств, ее задающих, поэтому, когда мы говорим о человеке, мы, в первую очередь, рассматриваем такие контексты, в которых проявляется его природа.
Проблема страха становится естественным путем истолкования природы человека, поскольку страх в философском понимании всегда связан со способом взаимодействия человека с условиями его существования, и поэтому страх позволяет проблематизировать интерпретации природы человека и проверять их аутентичность. В этом отношении, проблема страха созвучна современной исследовательской стратегии, она заставляет переосмысливать, ставить под вопрос сущность человека в современности.
Степень научной разработанности проблемы
Проблема страха не является предметом исследования исключительно современной философии, хотя получила наибольшее развитие именно в рамках философии конца XIX - середины XX века. Эта проблема имеет значительную традицию исследования, начиная с античной философии, заканчивая современными междисциплинарными исследованиями.
Отправной точкой диссертационной работы является обращение к корпусу текстов, составляющих базу классической философской антропологии: А. Гелен, Х. Плеснер, М. Шелер, а также к целому кругу авторских исследований, в которых проблематизируется статус и задачи философской антропологии как дисциплины: П. Адо, К. А. Гельвеций, П. С. Гуревич, Э. Гуссерль, Ф. Дескола, В. Дильтей, И. Кант, Э. Кассирер, Б. В. Марков, П. Тейяр де Шарден, Е. Финк, Т. Флинн, М. Фуко, поскольку исследования природы человека составляют фундамент философских представлений о страхе. Философская антропология появилась как школа, вобравшая в себя широкий контекст новоевропейских философских исследований человеческой природы, базой для которых стали представления о человеке в контексте формирования классической и неклассической философии.
Основой для рассмотрения позиции классической философии стали новоевропейские исследования природы человека и сущности страха в работах: Ф. Бэкона, Ф. М. Вольтера, К. А. Гельвеция, Т. Гоббса, П. А. Гольбаха, Р. Декарта, И. Канта, Ж. О. Ламетри, Дж. Локка, Н. Макиавелли, М. Монтеня, Ш.- Л. Монтескье, Б. Паскаля, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы, Д. Юма, а также работы, рассматривающие модернистское представление о человеке и специфику понимания страха в контексте классической философии: Т. Адорно, В.А. Андрусенко, В. Виндельбанд, Э. Геллнер, Д. Дюкло, М. К. Мамардашвили, Г. Маркузе, Е. Л. Петренко, К. Поппер, К. Робин, М. Фуко, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер, О. Шпенглер, А. Шюц.
Реконструкция классической традиции понимания страха в контексте представления о природе человека потребовала также обращения к античной и средневековой философии, прежде всего, к текстам Августина, Аристотеля, Диогена Лаэртского, Платона, Эпикура, и к наиболее авторитетным и авторским исследованиям по античной и средневековой антропологии, этике и культуре: П. Адо, В. А. Андрусенко, А. С. Гагарин, А. А. Гусейнов, Ж. Делюмо, Э. Р. Доддс, Г. В. Драч, С. Жижек, В. Т. Звиревич, Ж. Ле Гофф, А. Ф. Лосев, А. Макинтайр, К. Тейлор, М. Фуко, Й. Хейзинга, Л. Шестов, Дж. Эннес.
Большей частью рационалистически ориентированные классические исследования человеческой природы фокусируются на приоритете разума в структуре человеческой природы, которая нуждается в том, чтобы ее совершенствовать путем освобождения человека от заблуждений и страстей (в числе которых рассматривается и страх), искажающих его природу в этическом, психофизическом и гражданском смыслах.
Неклассическое понимание природы человека формируется в широком контексте философского иррационализма. Ключевым моментом неклассических интерпретаций природы человека становится проблематизация страха в качестве специфического переживания, выражающего взаимодействие человека с пределами его существования. Г. В. Ф. Гегель уделяет внимание проблеме страха в известном отрывке из «Феноменологии духа», в котором рассматривается престижная борьба Раба и Господина. Значимым аспектом рассмотрения сущности человека в гегелевской системе является проблема «границы». Понимание границы как формы диалектического взаимодействия качеств позволяет сформулировать представление о человеке как о негативном существе, нацеленном на преодоление собственной природы. В историческом аспекте граница характеризует ситуацию столкновения самосознаний в престижной борьбе, исходом которой становится уникальный опыт существования в продуктивном для формирования самосознания конфликтном отношении человека к его природе.
В качестве содержания автономного самосознания страх проблематизируется и С. Кьеркегором. Беспредметный характер человеческого страха (страх перед Ничто), на который обращает внимание С. Кьеркегор, дает возможность охарактеризовать человека в его предельной открытости и конфликте «промежуточного» существования. Для прояснения значимых аспектов рассмотрения проблемы страха в контексте человеческого существования в работах Г. В. Ф. Гегеля и С. Кьеркегора диссертация обращается к работам: А. А. Александрова, Ж. Батая, А. С. Богомолова, А. Веленса, В. Виндельбанда, П. Гардинера, И. А. Ильина, А. Кожева, О. Коли, К. Н. Любутина, В. Н. Новицкого, Д. В. Пивоварова, В. А. Погосяна, Б. Рассела, П. Сингера, Л. Шестова.
Проблема границы актуализируется также в рамках исследований экзистенциально-антропологических измерений страха в работах представителей философии жизни, экзистенциальной философии, а также в широком круге авторских исследований, посвященных экзистенциальной философии и психологии: Н. Аббаньяно, О. Ф. Больнов, Н. А. Бердяев, А. С. Богомолов, И. А. Бондаренко, М. Бубер, А. Веленс, Р. М. Габитова, А. С. Гагарин, П. П. Гайденко, К. М. Долгов, Т. Н. Захарова, А. Камю, Л. Е. Кандалинцева, Е. Коссак, С. А. Левицкий, М. К. Мамардашвили, Н. Н. Мерзлякова, Р. Мэй, Ф. Ницше, А. В. Перцев, Е. М. Полуяхтова, А. М. Руткевич, Ж.-П. Сартр, С. Л. Скворцов, Г. М. Тавризян, М. Таннер, П. Тиллих, М. Унамуно, В. Франкл, М. Хайдеггер, С. В. Чиркова, К. Ясперс.
Именно в контексте экзистенциальной философии страх начинает рассматриваться как перспективное и уникальное переживание, качественно отражающее взаимодействие человека с пределами его существования и потому способное выступить гарантом целостности человеческого «Я». М. Хайдеггер рассматривает страх в контексте направленности человека к смерти как способ переориентироваться с рассеянного обыденного состояния «серединности» на глубоко «собственное», подлинное существование.
Философия жизни, экзистенциализм, классический психоанализ и экзистенциальная психология открывают широкое поле для дискуссий вокруг глубокого кризисного состояния современного человека, утратившего надежные основания классического представления об открытости разуму природы вещей и его собственной природы. Современный антропологический кризис и значение страха в контексте представления о кризисном состоянии современного человека в своих работах рассматривали: Ф. Арьес, Ж. Батай, Дж. Батлер, 3. Бауман, Ж. Бодрийар, Э. Гуссерль, Ж. Деррида, К. Дернер, Ф. Дескола, С. Жижек, Г. Зиммель, Г. Йонас, Ю. Кристева, М. Кундера, Э. Левинас, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Д. Лэнг, Г. Маркузе, Г. Олпорт, В. Райх, Е. Н. Романова, Р. Рорти, Т. Сас, С. Л. Скворцов, П. Слотердайк, З. А. Сокулер, С. Л. Франк, В. Франкл, З. Фрейд,
Э. Фромм, К. Хорни, Ж.-М. Шеффер, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, К. Г. Юнг, К. Ясперс.
Основой для рассмотрения проектов разрешения современного антропологического кризиса и исследования страха в контексте постнеклассической философии стали актуальные интерпретации природы человека в работах таких авторов, как: П. Адо, Ж. Батай, Ф. Гваттари, Ж. Делез, С. Жижек, Х. А. Марина, Р. Мурад, К. Робинсон, П. Слотердайк, С. Тобиас, Д. Тэйлор, Р. Филлион, М. Фуко, Б. Хофмайер. Авторы этих работ предлагают исследовать возможности и формы реализации независимого аутентичного существования в практиках «самосозидания» и сопротивления деструктивным для человека дисциплинарным воздействиям, привлекая ресурс негативности человеческой природы для того, чтобы конвертировать присущее человеку беспокойство по поводу собственных границ в конкретные стратегии суще ствов ания.
При всем разнообразии общегуманитарных, специальных, историко-философских исследований, посвященных проблеме страха в частности или рассматривающих в целом представления о природе человека, все же полноценного исследования страха как предмета философской антропологии на сегодняшний день не существует. По всей видимости, это связано с такой трудностью как неопределенность предмета исследования. Проблема страха в философском контексте долгое время принадлежала области философской психологии, то есть, была частью учений об устройстве и способностях души человека. На сегодняшний день эту часть предметной «нагрузки» берет на себя такая дисциплина как психология, со своим представлением о предмете страха, необходимой методологии и задачах исследования (во многом ориентированных на практические запросы к этой дисциплине).
С другой стороны, страх как философский предмет исследования, несомненно, отсылает к традиции философского экзистенциализма, сделавшего страх одним из специфических понятий собственной антропологии. Экзистенциализм, безусловно, самобытное и глубоко разработанное в исследовательской литературе философское направление, но, как любое направление или подход, имеет свои границы и свой предел актуальности как общечеловеческой, так и научной. На сегодняшний день философский предмет страха остается открытым вопросом, который необходимо разрешать в связи с актуальным философским контекстом представлений о человеке. Таким образом, философско-антропологическое содержание страха становится само по себе проблемой, которая требует адекватной постановки и поиска методологии.
Основная проблема исследования заключается в необходимости рассмотрения взаимосвязи представлений о сущности страха с философскими интерпретациями природы человека для прояснения оснований современного философско-антропологического исследования страха.
Данная проблема может быть сформулирована в виде следующих вопросов: в чем заключается специфика постановки вопроса о сущности страха в рамках философско-антропологического исследования и какова роль понимания природы человека для определения оснований исследования страха? Являются ли «природа человека» и «страх» универсальными философскими понятиями или в различных интерпретациях происходят парадигмальные изменения, при которых их содержание становится принципиально отличным? В какой мере актуальные философские исследования ориентируются на классическое и неклассическое представления о природе человека и сущности страха при рассмотрении способов разрешения современного антропологического кризиса?
Цель диссертационной работы - исследовать с точки зрения философской антропологии страх в контексте классических, неклассических и постнеклассических философских интерпретаций природы человека.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Попытка определения специфического философского предмета страха заставила обратить внимание на те условия, в которых мы имеем возможность зафиксировать присутствие страха. Такими условиями оказываются преграды или угрозы, с которыми сталкивается живое существо, не имея собственного ресурса для противоборства им или предотвращения их влияния. В случае человеческого страха необходимо говорить еще и о специфическом переживании и осмыслении таких угроз или преград. Совокупность фундаментальных для человека преград мы обозначили как пределы, очерчивающие его существование.
Классические тексты немецкой философской антропологии (работы
А. Гелена, Х. Плеснера, М. Шелера), предлагают рассматривать помещенность человека в эти пределы как особую его «позициональность» или ориентированность на эти пределы. Предельное человеческое существование осмысляется исходя из специфики отношения к границам; выступая одновременно в качестве преграды и перспективы, граница характеризует принципиальную негативность и экспансивное стремление как фундаментальные черты человеческого бытия.
Страх как раз отражает двойственность пограничного существования человека, указывая на то, в чем сходятся психологический и этический компоненты претерпевания страха. Оба эти стремления по отношению к пределам, описанные с психологической точки зрения как стремления к безопасности и развитию, в поступке приобретают характер стратегии, которую реализует человек как этическое существо. Совершать мужественный или трусливый поступок - не означает испытывать или не испытывать страх, а означает избирать и проводить в жизнь индивидуальную стратегию по отношению к состоянию страха и тем границам и угрозам, которыми он был вызван.
Рассмотрев философскую традицию исследования природы человека, мы сформировали три базовых подхода, различным образом рассматривавших человеческую эксцентричность. Мы определили первый из них как классический, который описывает человека как существо, обретающее свою сущность в процессе познания. Сформулированный в античной антропологии как дельфийский принцип «познай самого себя» и оформившийся в новоевропейской философии в идею просветителей о человеке как о «рациональном моральном субъекте», этот подход рассматривал страх как существующую внутри человеческой природы негативную склонность претерпевать аффекты, искажающие ее (сущности или природы) совершенную рациональную форму.
Неклассический подход к исследованию природы человека помещает в центр существования человека переживание границ и позиций, которыми он до известной степени может быть исчерпан (экзистенциализм делает акцент на небиологической составляющей существования человека). Когда К. Ясперс говорит о «ситуативности» - это означает невозможность представить человека, который бы не занимал определенную «позицию» по отношению к собственному существованию. Одним из таких фундаментальных отношений выступает страх, очерчивающий человека в его трансцендирующем стремлении, направленном на переживание пределов не только как преград, но и как перспектив, горизонта возможностей, открывающегося человеку как его свобода или Ничто. Проект исследования сущности человека, предложенный классической философской антропологией, был своеобразной попыткой выкристаллизовать сущность человека, учитывая достижения специальных научных дисциплин и широкий контекст современных, в том числе и неклассических исследований.
Однако современную антропологическую ситуацию можно также описать как кризис классического представления о человеке, характерной чертой которого становится функциональное, нормативное отношение к существованию. Подход, который мы сформулировали как постнеклассический, построен вокруг рассмотрения человека как совокупности дискурсивных элементов, влияний, в которые он вовлечен. Провоцирующие разрыв между сферой переживаний и сферой поступков, задавая «невротический» (по определению К. Хорни, К.Г. Юнга) или «цинический» (по определению П. Слотердайка, С. Жижека.) тип личности, эти влияния играют роль властных структур. Человек исчерпывается стимулами; желания, страхи и ценности продуцируются как элементы заданного в определенных социальных пределах человеческого существования, а само существование теряет свое эмоциональное и экзистенциальное содержание.
Обращаясь к альтернативной античной философской традиции, М. Фуко предпринимает попытку реабилитации целостности человека в форме этики самосозидания, основанной на духе сократовского принципа «заботы о себе». Учитывая, что предельный опыт в своем этическом аспекте приобретает характер стратегии, которую избирает и реализует человек, можно говорить об опыте предельного существования как особой стратегии самосозидания, в которой носителем «власти» над собой будет выступать сам субъект. Такая этическая стратегия выступает основой сопротивления деструктивным воздействиям, поскольку в форме совокупности практик рассматривает работу с переживаниями и осмыслением их в рамках критического существования. Человеческая сущность выступает предметом самостоятельного возделывания, а страх дает основание если не подлинности существования в экзистенциальном смысле, то обеспечивает необходимый «эффект» (страстность, заинтересованность), который провоцирует человека на самосозидание.
Таким образом, мы определили страх как состояние, связанное с опытом пределов, которые переживаются, осмысляются и проектируются человеком. Причем, двойственное действие страха позволяет говорить как о репрессивном или негативном аспекте страха, который эквивалентен базовой животной стратегии избегания, так и о проективном или продуктивном аспекте, который реализуется в форме этических стратегий и индивидуального опыта предельного существования.
В заключение данной работы имеет смысл еще раз обратить внимание на междисциплинарный характер проблемы страха. С одной стороны, всестороннее понимание страха невозможно без рассмотрения его философско- антропологического содержания, а, значит, проблему страха необходимо будет изучать в контексте понимания природы человека. С другой стороны, отдельные дисциплины, замкнутые в своей научной области, не способны выработать фундаментальный подход к изучению страха, когда, в первую очередь, существует запрос на «рецепт излечения» от страха. Поэтому предпринятая в данной работе попытка применения целого спектра философских методов не только для выявления сущности страха, но и для обоснования возможных индивидуальных стратегий взаимодействия с ним, представляется полезной для построения многостороннего исследовательского подхода.



1. Абакумова, T. B. Философские аспекты феномена страха : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Т. В. Абакумова. - Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. - Якутск : [б.и.], 2000. - 18 с.
2. Аббаньяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм / Н. Аббаньяно. - СПб.: Алетейя, 1998. - 507 с.
3. Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского / Блаженный Августин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 440 с.
4. Августин. О бессмертии души / Блаженный Августин. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 511 с.
5. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо ; пер. с фр.
В. П. Гайдамака. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.
6. Адо, П. Философия как способ жить / П. Адо. - М.: Изд-во «Степной ветер» ; СПб.: ИД «Коло», 2005. - 288 с.
7. Александров, А. А. Проблема человека в философии Гегеля /
A. А. Александров. - Екатеринбург : Издательство Уральского государственного университета, 2004. - 475 с.
8. Андрусенко, В. А. Социальный страх (опыт философского анализа) /
B. А. Андрусенко. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 168 с.
9. Аристотель. Политика / Аристотель ; пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. - М.: «Издательство АСТ», 2002. - 393 с.
10. Аристотель. Этика / Аристотель ; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 492 с.
11. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес ; пер. с фр. В. К. Ронина ; общ. ред. С. В. Оболенской ; предисл. А. Я. Гуревича. - М.: Прогресс-академия, 1992. - 526 с.
12. Батай, Ж. Теория религии. Литература и зло / Ж. Батай ; пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. - Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.
13. Батай, Ж. История эротизма / Ж. Батай ; пер. с фр. Б. Скуратова. - М.: Логос : Европейские изд., 2007. - 198 с.
14. Батлер, Дж. Подчинение, сопротивление, переозначивание. Между Фрейдом и Фуко / Дж. Батлер // Психика власти : теории субъекции. - Харьков : ХЦГИ ; СПб.: Алетейя, 2002. - С. 74-92.
15. Бауман, З. Глобализация : последствия для человека и общества / З. Бауман. - М.: Весь мир, 2004. - 188 с.
16. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман ; пер. с англ.
С. А. Комаров. - СПб.: ИД «Питер», 2008. - 238 с.
17. Бердяев, Н. А. Диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев ; сост. и вступ. ст. В. Н. Калюжного. - М.: ООО «Издательство АСТ» ; Харьков : «Фолио», 2003. - 620 с.
18. Бердяев, Н. А. Опыт парадоксальной этики / Н. А. Бердяев ; сост. и вступ. ст. В. Н. Калюжного. - М.: АСТ ; Харьков : Фолио, 2003. - 701 с.
19. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - М.: АСТ, 2005. - 333 с.
20. Бодрийяр, Ж. Город и ненависть / Ж. Бодрийяр // Логос. - № 9. - 1997. - С. 107-116.
21. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. - М.: Добросвет, 2000. - 389 с.
22. Богомолов, А. С. Экзистенциализм : философия, религия, литература. Вместо послесловия / А. С. Богомолов // Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. - М.: Политиздат, 1980. - С. 339-356.
23. Больнов, О. Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. Введение / О. Ф. Больнов // Философская мысль. - 2001. - №
2. - С. 137-145.
24. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма : Философия существования / О. Ф. Больнов. - СПб.: Лань, 1999. - 224 с.
25. Бондаренко, И. А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования) : Монография / И. А. Бондаренко. - М.: Издательство МГУК, 2000. - 384 с.
26. Боровой, Е. М. Страх и социальное бытие человека : автореферат дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Е. М. Боровой. - Новосибирск : [б.и.], 2006. - 23 с.
27. Бубер, М. Два образа веры : пер. с нем. / М. Бубер ; под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
28. Бэкон, Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2 / Ф. Бэкон. - М.: Мысль, 1978. - 575 с.
29. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения : пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С. 43-272.
30. Веленс, А. Заметки о понятии страха в современной философии /
A. Веленс // Феномен человека : Антология / Сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. - С. 297-306.
31. Виндельбанд, В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками : В 2-х т. Т. 1 : От Возрождения до Просвещения / В. Виндельбанд ; под ред. А. Введенского ; вступ. статья О. Бойцовой. - М.: «Гиперборея» : «Кучково поле», 2007. - 640 с.
32. Виндельбанд, В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками : В 2-х т. Т. 2. : От Канта до Ницше /
B. Виндельбанд ; под ред. А. Введенского. - М.: «Гиперборея» : «Кучково поле», 2007. - 512 с.
33. Виндельбанд, В. Нормы и законы природы / В. Виндельбанд // Избранное : Дух и история. - М.: Юристъ, 1995. - С. 184-209.
34. Вольтер, Ф. М. Философские сочинения : пер. с фр. / Ф. М. Вольтер. - М.: Наука, 1996. - 559 с.
35. Габитова, Р. М. Человек и общество в немецком экзистенциализме : Критика филос. концепций М. Хайдеггера и К. Ясперса / Р. М. Габитова. - М.: Наука, 1972. - 222 с.
36. Гагарин, А. С. Экзистенциалы человеческого бытия в антропологической философии Мартина Хайдеггера / А. С. Гагарин // Проблема антропологии и антроподицеи в философии : коллективная монография. Ч. 2 / Отв. ред. Р. А. Бурханов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. - С. 73-83.
37. Гагарин, А. С. Экзистенциалы человеческого бытия : одиночество, страх, смерть (От античности до Нового времени) : Историко-философский аспект : автореф. дисс. ... д-ра. филос. наук : 09.00.03 / А. С. Гагарин. - Екатеринбург : [б.и.], 2002. - 23 с.
38. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному : Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 495 с.
39. Гардинер, П. Кьеркегор / П. Гардинер ; пер. с англ. Е. Глушенковой. - М.: Астрель : АСТ, 2008. - 192 с.
40. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Издательство «Наука», 2002. - 799 с.
41. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель ; пер. Г. Г. Шпета. - М.: Академический Проект, 2008. - 767 с.
42. Гелен, А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии : Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича ; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 152-202.
43. Геллнер, Э. Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма / Э. Геллнер. - М.: Московская школа политических исследований,
2003. - 252 с.
44. Гельвеций, К. А. Об уме / К. А. Гельвеций ; пер. с фр. под ред.
Э. Л. Радлова ; вступ. ст. М. А. Дынника и Б. М. Кедрова ; примеч. М. Н. Делограмматика. - М.: Мир книги : Литература, 2007. - 560 с.
45. Гоббс, Т. Сочинения : В 2-х т. Т. 2 / Т. Гоббс ; сост., ред., авт. примеч. В. В. Соколов. - М.: Мысль, 1991. - 731 с.
46. Гольбах, П. А. Избранные произведения : в 2-х т. Т. 1 / П. А. Гольбах ; общ. ред. и вступ. ст. Х. Н. Момджяна. - М.: Соцэкгиз, 1963. - 715 с.
47. Гусейнов, А. А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. - М.: Республика, 1995. - 351 с.
48. Гуревич, П. С. Философская антропология : учебное пособие / П. С. Гуревич. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. - 607 с.
49. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2009. - 489 с.
50. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология : введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль ; пер. с нем. Д. В. Скляднев ; отв. ред. Я. А. Слинин. - СПб.: Изд-во «Владимир Даль»,
2004. - 399 с.
51. Декарт, Р. Страсти души / Р. Декарт // Сочинения : В 2-х т. Т. 1 / Сост., ред. и вступ. ст. В. В. Соколов. - М.: Мысль, 1989. - С. 481-572.
52. Делез, Ж. Анти-Эдип : Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари ; пер. с фр. Д. Кралечкина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. - 670 с.
53. Делез, Ж. Тысяча плато : Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари ; пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирский ; науч. ред. В. Ю. Кузнецов. - Екатеринбург : У-Фактория ; М.: Астрель, 2010. - 895 с.
54. Делюмо, Ж. Грех и страх : формирование чувства вины в цивилизации Запада / Ж. Делюмо ; пер. с фр. И. Б. Иткин и др. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2003. - 750 с.
55. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе / Ж. Делюмо. - М.: Голос, 1994. - 416 с.
56. Дернер, К. Гражданин и безумие. К социальной истории и научной социологии психиатрии / К. Дернер ; пер с нем. И. Я. Сапожниковой ; под. ред. М. В. Усманской. - М.: Алетейа, 2006. - 544 с.
57. Деррида, Ж. Когито и история безумия / Ж. Деррида // Письмо и различие / Пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. - М.: Академический Проект, 2007. - С. 43-83.
58. Дескола, Ф. По ту сторону природы и культуры / Ф. Дескола ; пер. с фр. О. Смолицкой, С. Рындина ; под общ. ред. С. Рындина. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 584 с.
59. Дильтей, В. Введение в науке о духе / В. Дильтей // Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 1. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - С. 261-727.
60. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский ; пер. с древнегреч. М. Гаспарова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2009. - 608 с.
61. Доддс, Э. Р. Греки и иррациональное / Э. Р. Доддс ; пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова ; послесл. Ф. Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000. - 506 с.
62. Долгов, К. М. От Кьеркегора до Камю : Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / К. М. Долгов. - М.: Искусство, 1990. - 399 с.
63. Драч, Г. В. Рождение античной философии и начало
антропологической проблематики / Г. В. Драч. - М.: Гардарики, 2003. - 318 с.
64. Емельянов, Б. В. Три века русской философии (ХУШ-ХХ вв.) / Б. В. Емельянов. - Екатеринбург : Изд-во Уральск, ун-та, 1995. - 228 с.
65. Жижек, С. Кукла и карлик : христианство между ересью и бунтом /
С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 336 с.
66. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек ; пер. с англ. В. Софронова. - М.: Худож. журн., 1999. - 235 с.
67. Захарова, Т. Н. Л. Шестов и экзистенциальная философия : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / Т. Н. Захарова. - Екатеринбург : [б.и.], 1996. - 196 с.
68. Звиревич, В. Т. Философия древнего мира и средних веков / В. Т. Звиревич. - М.: Академпроект, 2004. - 416 с.
69. Звиревич, В. Т. Античная антропология : от героя-полубога до «человечного человека» / В. Т. Звиревич ; науч. ред. С. П. Пургин. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 244 с.
70. Зиммель, Г. Кризис культуры / Г. Зиммель // Избранное : в 2-х т. Т.1. Философия культуры / Сост. С. Я. Левит и Л. В. Скворцов ; отв. ред. Л. Т. Мильская ; пер. А. В. Дранов и др. - М.: Юристъ, 1996. - С. 489-494.
71. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.
72. Ильин, И. А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин // Собрание сочинений : в 10-ти т. Т. 1 / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1996. - С. 285-330.
73. Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас ; пер. с нем., предисл., прим. И. И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ