Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого мышления как инструмент повышения адаптивности личности в подростковом возрасте

Работа №103965

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 9
1.1 Понятие социально-психологической адаптации личности в
исследования зарубежных и отечественных психологов 9
1.2 Понятие адаптивности как свойства личности в психологических исследованиях. Специфика адаптивности в подростковом возрасте 25
1.3 Психологические особенности развития творческого мышления в
подростковом возрасте 36
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ результатов исследования адаптивности и уровня развития
творческого мышления старших подростков на констатирующем этапе эксперимента 51
2.3 Программа развития творческого мышления как инструмента
повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 64
2.4 Результаты исследования адаптивности личности старших
подростков на контрольном этапе эксперимента 68
Заключение 75
Список используемой литературы 78


Актуальность исследования. В связи с социально-экономическими, политическими изменениями, происходящими в современном обществе, влекущими его обновление, перед молодым поколением встают несколько иные задачи, чем 15-20 лет назад. Человек 21 века должен уметь делать правильный выбор и нести ответственность за него, обладать такими личностными качествами как конструктивность, мобильность, динамизм, толерантность, критичность, самостоятельность. Сформированность этих качеств обеспечивает психологическую устойчивость личности с одной стороны, а с другой - способствует формированию мобильности поведения и, соответственно, повышает его адаптивность в интенсивно изменяющихся условиях.
Адаптивность как свойство личности проявляется в широком спектре компетенций: в способности принимать на себя ответственность, сопереживать другому человеку, анализировать собственные действия, в способности к саморазвитию и самообразованию, в умении действовать в нестандартных ситуациях, принимать самостоятельные решения, в умении организовывать и контролировать свою деятельность и свои эмоциональные проявления, в умении вести диалог и взаимодействовать с другими людьми на основе принятия и взаимопонимания.
Особую значимость проблема адаптации и адаптивности приобретает в старшем подростковом возрасте, так как именно в данный период актуализируются процессы саморазвития, самореализации и творческого самовыражения личности (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, Л.М. Фридман). В то же время, именно старший подростковый возраст оценивается педагогами как наиболее трудный в вопросах взаимодействия и воспитания, характеризуется разнообразными поведенческими нарушениями, трудностями в построении межличностных контактов, нарушениями учебной деятельности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из эффективных механизмов повышения адаптивности личности подростка будет развитие у них творческого мышления, с одной стороны, позволяющего реализовать подростку потребность «быть не как все», с другой стороны, в безопасных условиях взаимодействия с педагогом-психологом обеспечивает принятие собой и другими своей индивидуальности.
Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах - Г.А. Балл, М.М. Врублевская, С.М. Редлих, Л.И. Новикова, В.М. Степанов, Л.П. Буева, М. Варгамян и др.
Проблема социально-психологической адаптации личности широко исследуется в зарубежной психологии - А. Адлер, Г. Олпорт, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Исследователи выделяют внешние и внутренние условия адаптации. К первой группе относятся параметры окружающей среды, а ко второй - индивидуальные личностные особенности. Важнейший аспект, отражающий внешние условия адаптации - это характеристики совместной деятельности, основными признаками которой являются наличие единой цели и общей мотивации и т.д.
Проблему адаптивности личности в психологических исследованиях поднимали Г.А. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Алдашева, О.П. Санникова, О.В. Кузнецова и другие, но в данных работах отражены лишь частичные аспекты изучаемого психологического явления. Преимущественно в исследованиях представлен анализ уровней адаптивности, количественные характеристики данного свойства личности. Критерии адаптивности описаны в работах В.Г. Асеева, Г.М. Зараковского, В.А. Пономаренко, А.А. Теличкина, В.К. Калина. В то же время, отмечается дефицит работ, посвященных изучению факторов, механизмов и инструментов повышения адаптивности личности и адаптационных ресурсов личности в подростковом возрасте.
Таким образом, на основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в старшем подростковом возрасте?
Объект исследования: адаптивность личности.
Предмет исследования: творческое мышление как инструмент повышения адаптивности личности
Цель исследования: повышение адаптивности личности старших подростков посредством развития творческого мышления.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческого мышления будет способствовать повышению адаптивности личности у старших подростков.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования, разработать программу эмпирического исследования.
3. Выявить актуальный уровень развития творческих способностей и адаптивности личности старших подростков в экспериментальной и контрольной группах.
4. Разработать и апробировать программу развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в старшем подростковом возрасте в экспериментальной группе.
5. Определить адаптивности личности старших подростков экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента. Провести сравнительный анализ.
Теоретико-методологической основой исследования стали философские, психологические, социально-психологические концепции, раскрывающие проблему социальной адаптации и адаптивности личности (А.Г. Маклаков, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Д.М. Гвишиани, В.Н. Садовский, А.И. Усманов). Основу для изучения роли творческого мышления в развитии личности составили работы Т.А. Абрамовой, Л.С. Выготского, И.П. Калошиной, А.Я. Найном, С.Н. Сериковым, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым, Н.М. Яковлевой и др.
Методы исследования.
Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
Психодиагностические методы: 1) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда; 2) шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); 3 Тест креативности Е.П. Торренса (оценивается беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию и абстрактность названий).
Методы математической статистики: описательная статистика, сравнительный анализ (ф-критерий Фишера), корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).
Опытно-экспериментальная база исследования: ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15-16 лет: 15 человек - экспериментальная группа, 15 человек - контрольная группа.
Новизна исследования состоит в том, что работе теоретически и эмпирически обосновано творческое мышление как одно из условий повышения адаптивности личности в подростковом возрасте, а также определены потенциальные возможности развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности старших подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме адаптивности в старшем подростковом возрасте и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в работе педагога-психолога в образовательных организациях при реализации коррекционно-развивающей, консультативной и профилактической деятельности, а также при подготовке методического материала и рекомендаций для педагогов и родителей.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической и психолого-развивающей работе с испытуемыми.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
1. Адаптивность личности, уровень ее психологического благополучия прямо взаимосвязано с творческим мышлением. Чем в большей степени старшие подростки оптимально реализовывают свои внутренние возможности, удовлетворяют свои основные социогенные потребности, переживают состояние самоутверждения, тем в большей степени испытывают состояние психологического благополучия и, соответственно, развивается креативность и творческое мышление. Таким образом, адаптивность и 7
психологическое благополучие может выступать как одно из условий развития творческого мышления старших подростков.
2. Разработана и апробирована программа развития творческого мышления как инструменты повышения адаптивности личности в подростковом возрасте. Программа включает в себя работу по трем основным сферам развития личности подростка - коммуникативная, интеллектуальная и творческая. Основные задачи, реализуемые в программе направлены на актуализацию потребности подростков в развитии познавательных функций и интеллектуальных способностей; актуализацию показателей творческого мышления - гибкость, беглость, разработанность идей; обучение видеть заданную ситуацию с нескольких сторон и применять творческого мышление в повседневной жизни; обучение коммуникативным приемам в процессе межличностного взаимодействия; формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу и новациям; совершенствование личностных качеств: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адаптивность как свойство личности проявляется в широком спектре компетенций: в способности принимать на себя ответственность, сопереживать другому человеку, анализировать собственные действия, в способности к саморазвитию и самообразованию, в умении действовать в нестандартных ситуациях, принимать самостоятельные решения, в умении организовывать и контролировать свою деятельность и свои эмоциональные проявления, в умении вести диалог и взаимодействовать с другими людьми на основе принятия и взаимопонимания.
По проблеме адаптивности личности в теоретической главе исследования были проанализированы работы Д.А. Андреевой, В.С. Олейникова, И.К. Кряжевой, А.А. Налчаджян, Л.Д. Столяренко и других. В научной психологической литературе, при рассмотрении понятия адаптации, часто используют близкий по звучанию, но не схожий по смыслу термин «адаптивность». В ряде исследований дается определение данного термина: тенденция индивида к реализации в жизнедеятельности уже существующих усилий, ведущих к осуществлению целесообразных деяний, получивших подтверждение предыдущим опытом (Т.В. Рогачев); комплекс адаптивных качеств, характеризующих потенциальные возможности индивида как субъекта адаптации в границах совместного существования с внешними условиями (Л.Д. Столяренко); комплекс личностных качеств индивида, характеризующих потенциальные умения индивида взаимодействовать с внешним миром (А.А. Налчаджян). В подростковом возрасте адаптивность как свойство личности становится наиболее важным для дальнейшего личностного развития.
В результате проведения экспериментальной работы были получены следующие результаты:
У подростков, принимавших участие в исследовании, доминирует низкий уровень адаптивности. Это выражается в отсутствии у них желания быть естественными и искренними в отношениях, имеют сомнения в собственной значимости, «застревают» на переживании обид. Принимая самостоятельное решение, старшие подростки с трудом освобождаются от влияния других людей. Также подростки склонны не доверять не только другим, но и себе, поэтому легко стесняются, тушуются, боятся, что подумают о них другие, пребывают в растерянности. Преобладает низкий уровень психологического благополучия.
Адаптивность личности, уровень ее психологического благополучия прямо взаимосвязано с творческим мышлением. Чем в большей степени старшие подростки оптимально реализовывают свои внутренние возможности, удовлетворяют свои основные социогенные потребности, переживают состояние самоутверждения, тем в большей степени испытывают состояние психологического благополучия и, соответственно, развивается креативность и творческое мышление. Таким образом, адаптивность и психологическое благополучие может выступать как одно из условий развития творческого мышления старших подростков.
Разработана и апробирована программа развития творческого мышления как инструменты повышения адаптивности личности в подростковом возрасте. Программа включает в себя работу по трем основным сферам развития личности подростка - коммуникативная, интеллектуальная и творческая. Основные задачи, реализуемые в программе направлены на актуализацию потребности подростков в развитии познавательных функций и интеллектуальных способностей; актуализацию показателей творческого мышления - гибкость, беглость, разработанность идей; обучение видеть заданную ситуацию с нескольких сторон и применять творческого мышление в повседневной жизни; обучение коммуникативным приемам в процессе межличностного взаимодействия; формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу и новациям; совершенствование личностных качеств: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.
После реализации формирующего этапа эксперимента отмечается положительная тенденция к выраженности понимания и реализации внутренних своих внутренних возможностей подростков, снижается конфликтность во взаимоотношениях личности и группы, ориентация на адекватное удовлетворение своих социогенных потребностей, соответствие ролевым ожиданиям. Также, снижается количество подростков с низким уровнем психологического благополучия и его показателей.
Полученные результаты исследования, направленного на повышение адаптивности личности старших подростков посредством развития творческого мышления, позволили подтвердить выдвинутую гипотезу. Соответственно, составленную программу, возможно, использовать в практической работе педагогов-психологов организаций, а также психолого- практиков в работе с подростками.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М. : Наука, 2007. 336 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб. : Изд. Михайлова, 1998. 312 с.
3. Агаджанян H.A. Учение о здоровье и проблемы адаптации - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2011. 204 с.
4. Алдошина О. Удивительная роль мультипликации // Искусство в школе. 2010. №4. С. 19-21
5. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М. : Сов. радио, 1979.154 с.
6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань : Изд- во Казанского университета, 1996. 567 с
7. Андреева Г.М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 1997. 239 с.
8. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М. : Наука, 2001. 303с.
9. Балакарян К.С. Процессы социализации и адаптации как факторы формирования образа жизни // Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. М., 2004. С.92-100
10. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 92 - 100
11. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. № 2. 1969. С. 118 - 126.
12. Березин Ф.Б. Психофизиологическая, собственно
психологическая и социально-психологическая адаптация как компоненты единого адаптационного процесса // Биологические проблемы Севера. - Магадан, 2003. С.31-43
13. Бернар К. Лекции по экспериментальной патологии. М. : Юрайт, 2019. 330 с.
14. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. М. : Просвещение, 1986. 173 с.
15. Библер В.С. Мышление как творчество. М.,1975. С.152
16. Богомолов А.М. Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности // Вестник КемГУ 2010. №3(43). 27-31 с.
17. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Академия, 2002. 320 с.
18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4
19. Бурьков С.М. Проблемы социальной адаптации личности. Свердловск: МРНК, 2011. 80 с.
20. Валлон П. Психическое развитие ребёнка. М., 1967.
21. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 204 с.
22. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М. : Педагогика, 1973. 96 с.
23. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток: Изд-во Дальневосточного. университета, 2008. 164 с.
24. Воеводин И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях: относительность критериев адаптивности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 2004. Том 01. №4. С. 32-37
25. Волков Б.С. Психология подростка. М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2005. 208 с.
26. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. : Просвещение,1991
27. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 80-84
28. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Л., 2005. 22 с.
29. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. М. : ИП РАН, 1994
30. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб. : Изд-во «Речь», 2001. 507 с.
31. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986. 240 с.
32. Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. 144 с.
33. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН,2003. 318 с.
34. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер, 2007. 358 с.
35. Журавлев Г.Е. Проблемы и перспективы обучения творчеству // Научное творчество: особенности и актуальные проблемы / УНЦ АН СССР. Свердловск, 1984. С. 135-148.
36. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 14-22.
37. Занковский А. И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С.28.
38. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения, 1979
39. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал. 1989. №2
40. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. М.: Просвещение, 2004.
41. Колесков Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка. М. : Педагогика, 1986. 419 с.
42. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : Политиздат, 1989. 378 с.
43. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб. : изд-во СПб. ун-та, 2000. 156 с
44. Коваль Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии.
Новосибирск: СО РАН, 1997
45. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
46. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. №2. С. 5-15.
47. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности / И. К. Кряжева: Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1980. 24 с
48. Кузнецова О.В. Индивидуально-типологические факторы адаптивности личности. Одесса: Прайм, 2005. 197 с.
49. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
50. Кушнир М. Системная теория мышления. Функция искусства в теории мышления. М.: Просвещение. 2017. 138 с.
51. Лазурский А.Ф. О взаимной связи духовных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. №53. С.217-263
52. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002. 198 с.
53. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Москва : Московский психолого-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 478 с
54. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии/ сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия. 1994. С. 46-55.
55. Лодде О.А. Анализ адаптивности личности с позиции структурного подхода // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. №2А. С.49-57
56. Лодде О.А. Детерминанты проявления адаптивности личности с позиции эффективности деятельности (на примере специалистов АСУ) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. №2А. С.58-67
57. Лук А. Н. Психология творчества. М. : Академия. 2008. 336 с.
58. Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. 41-51 с.
59. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука. 1981. 278 с
60. Мельникова H.H. Проблема изучения адаптивных свойств личности // Материалы конференции «Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Челябинск, 2005. С.15-22.
61. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86-95.
62. Москаленко О. Л. Развитие познавательных способностей. Л., 1983
63. Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и
совладания со стрессом. Казань, 2003. 98 с.
64. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988
65. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2004
66. Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб. : Питер, 2000. 600 с.
67. Олейников B.C. Методологический анализ социально-психологической адаптации личности /Дис... канд. фил. наук, М.,1982
68. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 416 с.
69. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Просвещение, 1994.
70. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1985. 469 с.
71. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Наука, 1976. 304 с.
72. Реан A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб, изд-во: Прайм-Еврознак, 2006. 479 с
73. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М. : Знание, 1994. 366 с.
74. Рогачева Т.В. Психология экстремальных ситуаций и состояний. Томский государственный университет, 2015.
75. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.164-168.
76. Розов В.И. Психология экстремальных ситуаций: адаптивность к стрессу и психологическое обеспечение. - Киев: КНТ, 2011. - 487 с
77. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. М., 1996.
78. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.
79. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М. : Наука, 1979. - 352 с
80. Санникова О.П. Риск и принятие решений. - Харьков: ТОВ Алекс+, 2007. - 60 с
81. Сараева Е.В. Защитные механизмы личности. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 101 с.
82. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.
83. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. СПб. : Питер, 1994. 283 с.
84. Степанова С.И. Внешние аспекты адаптации. М., 1977. 234 с.
85. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000
86. Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровья человека: методологические и социальные аспекты. М. : Медгиз, 1976. 184 с
87. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов: Слово, 2002.
88. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: УПМ,1997
89. Тышкова, М. Исследование устойчивости детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. №1. С. 27-34.
90. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1973. 187 с.
91. Фрейд А. Защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ- М», 2003. С. 339-347.
92. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Пер. с англ. - М.: Проспект, 2009.
93. Халифаева О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении // Психология обучения. 2008. № 9. С. 13-22
94. Хартман Х. Эго-психология и проблема адаптации. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
95. Хрящева Н. Ю. Тренинг креативности // Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2004. 256 с.
96. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. М., 1931
97. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
98. Энгельмейер П. К. Теория творчества. Спб. : Образование, 1910. С. 10-37.
99. Ямницкий В.М. Моделирование эмоциональных ситуаций в процессе творческой деятельности // Педагогика и психология. - 1996. - №2, с.65-70
100. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. №6. С. 14-25.
101. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation. Ontario, 1996. pp. 261-282
102. Gopher G. Defense and Growth In: «Theories of Psychopathology». Philadelphia and London, 1967. 276 p
103. Kleinbeck V. Motivation und Berufswahl. Gottingen, 1975. pp. 304- 328
104. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, NY&London, 1968. 112 p.
105. Vailan G.E. Theoretikal hierarchy of adaptive ego mechanisms // Archives of General Psychiatry. 1998. V.24. P. 100-118.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ