Развитие творческого мышления как инструмент повышения адаптивности личности в подростковом возрасте
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 9
1.1 Понятие социально-психологической адаптации личности в
исследования зарубежных и отечественных психологов 9
1.2 Понятие адаптивности как свойства личности в психологических исследованиях. Специфика адаптивности в подростковом возрасте 25
1.3 Психологические особенности развития творческого мышления в
подростковом возрасте 36
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ результатов исследования адаптивности и уровня развития
творческого мышления старших подростков на констатирующем этапе эксперимента 51
2.3 Программа развития творческого мышления как инструмента
повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 64
2.4 Результаты исследования адаптивности личности старших
подростков на контрольном этапе эксперимента 68
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 9
1.1 Понятие социально-психологической адаптации личности в
исследования зарубежных и отечественных психологов 9
1.2 Понятие адаптивности как свойства личности в психологических исследованиях. Специфика адаптивности в подростковом возрасте 25
1.3 Психологические особенности развития творческого мышления в
подростковом возрасте 36
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ результатов исследования адаптивности и уровня развития
творческого мышления старших подростков на констатирующем этапе эксперимента 51
2.3 Программа развития творческого мышления как инструмента
повышения адаптивности личности в подростковом возрасте 64
2.4 Результаты исследования адаптивности личности старших
подростков на контрольном этапе эксперимента 68
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Актуальность исследования. В связи с социально-экономическими, политическими изменениями, происходящими в современном обществе, влекущими его обновление, перед молодым поколением встают несколько иные задачи, чем 15-20 лет назад. Человек 21 века должен уметь делать правильный выбор и нести ответственность за него, обладать такими личностными качествами как конструктивность, мобильность, динамизм, толерантность, критичность, самостоятельность. Сформированность этих качеств обеспечивает психологическую устойчивость личности с одной стороны, а с другой - способствует формированию мобильности поведения и, соответственно, повышает его адаптивность в интенсивно изменяющихся условиях.
Адаптивность как свойство личности проявляется в широком спектре компетенций: в способности принимать на себя ответственность, сопереживать другому человеку, анализировать собственные действия, в способности к саморазвитию и самообразованию, в умении действовать в нестандартных ситуациях, принимать самостоятельные решения, в умении организовывать и контролировать свою деятельность и свои эмоциональные проявления, в умении вести диалог и взаимодействовать с другими людьми на основе принятия и взаимопонимания.
Особую значимость проблема адаптации и адаптивности приобретает в старшем подростковом возрасте, так как именно в данный период актуализируются процессы саморазвития, самореализации и творческого самовыражения личности (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, Л.М. Фридман). В то же время, именно старший подростковый возраст оценивается педагогами как наиболее трудный в вопросах взаимодействия и воспитания, характеризуется разнообразными поведенческими нарушениями, трудностями в построении межличностных контактов, нарушениями учебной деятельности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из эффективных механизмов повышения адаптивности личности подростка будет развитие у них творческого мышления, с одной стороны, позволяющего реализовать подростку потребность «быть не как все», с другой стороны, в безопасных условиях взаимодействия с педагогом-психологом обеспечивает принятие собой и другими своей индивидуальности.
Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах - Г.А. Балл, М.М. Врублевская, С.М. Редлих, Л.И. Новикова, В.М. Степанов, Л.П. Буева, М. Варгамян и др.
Проблема социально-психологической адаптации личности широко исследуется в зарубежной психологии - А. Адлер, Г. Олпорт, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Исследователи выделяют внешние и внутренние условия адаптации. К первой группе относятся параметры окружающей среды, а ко второй - индивидуальные личностные особенности. Важнейший аспект, отражающий внешние условия адаптации - это характеристики совместной деятельности, основными признаками которой являются наличие единой цели и общей мотивации и т.д.
Проблему адаптивности личности в психологических исследованиях поднимали Г.А. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Алдашева, О.П. Санникова, О.В. Кузнецова и другие, но в данных работах отражены лишь частичные аспекты изучаемого психологического явления. Преимущественно в исследованиях представлен анализ уровней адаптивности, количественные характеристики данного свойства личности. Критерии адаптивности описаны в работах В.Г. Асеева, Г.М. Зараковского, В.А. Пономаренко, А.А. Теличкина, В.К. Калина. В то же время, отмечается дефицит работ, посвященных изучению факторов, механизмов и инструментов повышения адаптивности личности и адаптационных ресурсов личности в подростковом возрасте.
Таким образом, на основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в старшем подростковом возрасте?
Объект исследования: адаптивность личности.
Предмет исследования: творческое мышление как инструмент повышения адаптивности личности
Цель исследования: повышение адаптивности личности старших подростков посредством развития творческого мышления.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческого мышления будет способствовать повышению адаптивности личности у старших подростков.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования, разработать программу эмпирического исследования.
3. Выявить актуальный уровень развития творческих способностей и адаптивности личности старших подростков в экспериментальной и контрольной группах.
4. Разработать и апробировать программу развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в старшем подростковом возрасте в экспериментальной группе.
5. Определить адаптивности личности старших подростков экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента. Провести сравнительный анализ.
Теоретико-методологической основой исследования стали философские, психологические, социально-психологические концепции, раскрывающие проблему социальной адаптации и адаптивности личности (А.Г. Маклаков, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Д.М. Гвишиани, В.Н. Садовский, А.И. Усманов). Основу для изучения роли творческого мышления в развитии личности составили работы Т.А. Абрамовой, Л.С. Выготского, И.П. Калошиной, А.Я. Найном, С.Н. Сериковым, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым, Н.М. Яковлевой и др.
Методы исследования.
Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
Психодиагностические методы: 1) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда; 2) шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); 3 Тест креативности Е.П. Торренса (оценивается беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию и абстрактность названий).
Методы математической статистики: описательная статистика, сравнительный анализ (ф-критерий Фишера), корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).
Опытно-экспериментальная база исследования: ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15-16 лет: 15 человек - экспериментальная группа, 15 человек - контрольная группа.
Новизна исследования состоит в том, что работе теоретически и эмпирически обосновано творческое мышление как одно из условий повышения адаптивности личности в подростковом возрасте, а также определены потенциальные возможности развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности старших подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме адаптивности в старшем подростковом возрасте и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в работе педагога-психолога в образовательных организациях при реализации коррекционно-развивающей, консультативной и профилактической деятельности, а также при подготовке методического материала и рекомендаций для педагогов и родителей.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической и психолого-развивающей работе с испытуемыми.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
1. Адаптивность личности, уровень ее психологического благополучия прямо взаимосвязано с творческим мышлением. Чем в большей степени старшие подростки оптимально реализовывают свои внутренние возможности, удовлетворяют свои основные социогенные потребности, переживают состояние самоутверждения, тем в большей степени испытывают состояние психологического благополучия и, соответственно, развивается креативность и творческое мышление. Таким образом, адаптивность и 7
психологическое благополучие может выступать как одно из условий развития творческого мышления старших подростков.
2. Разработана и апробирована программа развития творческого мышления как инструменты повышения адаптивности личности в подростковом возрасте. Программа включает в себя работу по трем основным сферам развития личности подростка - коммуникативная, интеллектуальная и творческая. Основные задачи, реализуемые в программе направлены на актуализацию потребности подростков в развитии познавательных функций и интеллектуальных способностей; актуализацию показателей творческого мышления - гибкость, беглость, разработанность идей; обучение видеть заданную ситуацию с нескольких сторон и применять творческого мышление в повседневной жизни; обучение коммуникативным приемам в процессе межличностного взаимодействия; формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу и новациям; совершенствование личностных качеств: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Адаптивность как свойство личности проявляется в широком спектре компетенций: в способности принимать на себя ответственность, сопереживать другому человеку, анализировать собственные действия, в способности к саморазвитию и самообразованию, в умении действовать в нестандартных ситуациях, принимать самостоятельные решения, в умении организовывать и контролировать свою деятельность и свои эмоциональные проявления, в умении вести диалог и взаимодействовать с другими людьми на основе принятия и взаимопонимания.
Особую значимость проблема адаптации и адаптивности приобретает в старшем подростковом возрасте, так как именно в данный период актуализируются процессы саморазвития, самореализации и творческого самовыражения личности (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, Л.М. Фридман). В то же время, именно старший подростковый возраст оценивается педагогами как наиболее трудный в вопросах взаимодействия и воспитания, характеризуется разнообразными поведенческими нарушениями, трудностями в построении межличностных контактов, нарушениями учебной деятельности. В связи с этим, на наш взгляд, одним из эффективных механизмов повышения адаптивности личности подростка будет развитие у них творческого мышления, с одной стороны, позволяющего реализовать подростку потребность «быть не как все», с другой стороны, в безопасных условиях взаимодействия с педагогом-психологом обеспечивает принятие собой и другими своей индивидуальности.
Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах - Г.А. Балл, М.М. Врублевская, С.М. Редлих, Л.И. Новикова, В.М. Степанов, Л.П. Буева, М. Варгамян и др.
Проблема социально-психологической адаптации личности широко исследуется в зарубежной психологии - А. Адлер, Г. Олпорт, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Исследователи выделяют внешние и внутренние условия адаптации. К первой группе относятся параметры окружающей среды, а ко второй - индивидуальные личностные особенности. Важнейший аспект, отражающий внешние условия адаптации - это характеристики совместной деятельности, основными признаками которой являются наличие единой цели и общей мотивации и т.д.
Проблему адаптивности личности в психологических исследованиях поднимали Г.А. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Алдашева, О.П. Санникова, О.В. Кузнецова и другие, но в данных работах отражены лишь частичные аспекты изучаемого психологического явления. Преимущественно в исследованиях представлен анализ уровней адаптивности, количественные характеристики данного свойства личности. Критерии адаптивности описаны в работах В.Г. Асеева, Г.М. Зараковского, В.А. Пономаренко, А.А. Теличкина, В.К. Калина. В то же время, отмечается дефицит работ, посвященных изучению факторов, механизмов и инструментов повышения адаптивности личности и адаптационных ресурсов личности в подростковом возрасте.
Таким образом, на основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в старшем подростковом возрасте?
Объект исследования: адаптивность личности.
Предмет исследования: творческое мышление как инструмент повышения адаптивности личности
Цель исследования: повышение адаптивности личности старших подростков посредством развития творческого мышления.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие творческого мышления будет способствовать повышению адаптивности личности у старших подростков.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования, разработать программу эмпирического исследования.
3. Выявить актуальный уровень развития творческих способностей и адаптивности личности старших подростков в экспериментальной и контрольной группах.
4. Разработать и апробировать программу развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности в старшем подростковом возрасте в экспериментальной группе.
5. Определить адаптивности личности старших подростков экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе эксперимента. Провести сравнительный анализ.
Теоретико-методологической основой исследования стали философские, психологические, социально-психологические концепции, раскрывающие проблему социальной адаптации и адаптивности личности (А.Г. Маклаков, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, Д.М. Гвишиани, В.Н. Садовский, А.И. Усманов). Основу для изучения роли творческого мышления в развитии личности составили работы Т.А. Абрамовой, Л.С. Выготского, И.П. Калошиной, А.Я. Найном, С.Н. Сериковым, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым, Н.М. Яковлевой и др.
Методы исследования.
Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
Психодиагностические методы: 1) методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда; 2) шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); 3 Тест креативности Е.П. Торренса (оценивается беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию и абстрактность названий).
Методы математической статистики: описательная статистика, сравнительный анализ (ф-критерий Фишера), корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена).
Опытно-экспериментальная база исследования: ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 15-16 лет: 15 человек - экспериментальная группа, 15 человек - контрольная группа.
Новизна исследования состоит в том, что работе теоретически и эмпирически обосновано творческое мышление как одно из условий повышения адаптивности личности в подростковом возрасте, а также определены потенциальные возможности развития творческого мышления как инструмента повышения адаптивности личности старших подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме адаптивности в старшем подростковом возрасте и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в работе педагога-психолога в образовательных организациях при реализации коррекционно-развивающей, консультативной и профилактической деятельности, а также при подготовке методического материала и рекомендаций для педагогов и родителей.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Личное участие автора исследования заключалось в разработке экспериментального плана, выборе методик для проведения эмпирической части, диагностической и психолого-развивающей работе с испытуемыми.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на аттестации на кафедре «Дошкольная педагогика, прикладная психология».
Положения, выносимые на защиту
1. Адаптивность личности, уровень ее психологического благополучия прямо взаимосвязано с творческим мышлением. Чем в большей степени старшие подростки оптимально реализовывают свои внутренние возможности, удовлетворяют свои основные социогенные потребности, переживают состояние самоутверждения, тем в большей степени испытывают состояние психологического благополучия и, соответственно, развивается креативность и творческое мышление. Таким образом, адаптивность и 7
психологическое благополучие может выступать как одно из условий развития творческого мышления старших подростков.
2. Разработана и апробирована программа развития творческого мышления как инструменты повышения адаптивности личности в подростковом возрасте. Программа включает в себя работу по трем основным сферам развития личности подростка - коммуникативная, интеллектуальная и творческая. Основные задачи, реализуемые в программе направлены на актуализацию потребности подростков в развитии познавательных функций и интеллектуальных способностей; актуализацию показателей творческого мышления - гибкость, беглость, разработанность идей; обучение видеть заданную ситуацию с нескольких сторон и применять творческого мышление в повседневной жизни; обучение коммуникативным приемам в процессе межличностного взаимодействия; формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу и новациям; совершенствование личностных качеств: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Адаптивность как свойство личности проявляется в широком спектре компетенций: в способности принимать на себя ответственность, сопереживать другому человеку, анализировать собственные действия, в способности к саморазвитию и самообразованию, в умении действовать в нестандартных ситуациях, принимать самостоятельные решения, в умении организовывать и контролировать свою деятельность и свои эмоциональные проявления, в умении вести диалог и взаимодействовать с другими людьми на основе принятия и взаимопонимания.
По проблеме адаптивности личности в теоретической главе исследования были проанализированы работы Д.А. Андреевой, В.С. Олейникова, И.К. Кряжевой, А.А. Налчаджян, Л.Д. Столяренко и других. В научной психологической литературе, при рассмотрении понятия адаптации, часто используют близкий по звучанию, но не схожий по смыслу термин «адаптивность». В ряде исследований дается определение данного термина: тенденция индивида к реализации в жизнедеятельности уже существующих усилий, ведущих к осуществлению целесообразных деяний, получивших подтверждение предыдущим опытом (Т.В. Рогачев); комплекс адаптивных качеств, характеризующих потенциальные возможности индивида как субъекта адаптации в границах совместного существования с внешними условиями (Л.Д. Столяренко); комплекс личностных качеств индивида, характеризующих потенциальные умения индивида взаимодействовать с внешним миром (А.А. Налчаджян). В подростковом возрасте адаптивность как свойство личности становится наиболее важным для дальнейшего личностного развития.
В результате проведения экспериментальной работы были получены следующие результаты:
У подростков, принимавших участие в исследовании, доминирует низкий уровень адаптивности. Это выражается в отсутствии у них желания быть естественными и искренними в отношениях, имеют сомнения в собственной значимости, «застревают» на переживании обид. Принимая самостоятельное решение, старшие подростки с трудом освобождаются от влияния других людей. Также подростки склонны не доверять не только другим, но и себе, поэтому легко стесняются, тушуются, боятся, что подумают о них другие, пребывают в растерянности. Преобладает низкий уровень психологического благополучия.
Адаптивность личности, уровень ее психологического благополучия прямо взаимосвязано с творческим мышлением. Чем в большей степени старшие подростки оптимально реализовывают свои внутренние возможности, удовлетворяют свои основные социогенные потребности, переживают состояние самоутверждения, тем в большей степени испытывают состояние психологического благополучия и, соответственно, развивается креативность и творческое мышление. Таким образом, адаптивность и психологическое благополучие может выступать как одно из условий развития творческого мышления старших подростков.
Разработана и апробирована программа развития творческого мышления как инструменты повышения адаптивности личности в подростковом возрасте. Программа включает в себя работу по трем основным сферам развития личности подростка - коммуникативная, интеллектуальная и творческая. Основные задачи, реализуемые в программе направлены на актуализацию потребности подростков в развитии познавательных функций и интеллектуальных способностей; актуализацию показателей творческого мышления - гибкость, беглость, разработанность идей; обучение видеть заданную ситуацию с нескольких сторон и применять творческого мышление в повседневной жизни; обучение коммуникативным приемам в процессе межличностного взаимодействия; формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу и новациям; совершенствование личностных качеств: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.
После реализации формирующего этапа эксперимента отмечается положительная тенденция к выраженности понимания и реализации внутренних своих внутренних возможностей подростков, снижается конфликтность во взаимоотношениях личности и группы, ориентация на адекватное удовлетворение своих социогенных потребностей, соответствие ролевым ожиданиям. Также, снижается количество подростков с низким уровнем психологического благополучия и его показателей.
Полученные результаты исследования, направленного на повышение адаптивности личности старших подростков посредством развития творческого мышления, позволили подтвердить выдвинутую гипотезу. Соответственно, составленную программу, возможно, использовать в практической работе педагогов-психологов организаций, а также психолого- практиков в работе с подростками.
По проблеме адаптивности личности в теоретической главе исследования были проанализированы работы Д.А. Андреевой, В.С. Олейникова, И.К. Кряжевой, А.А. Налчаджян, Л.Д. Столяренко и других. В научной психологической литературе, при рассмотрении понятия адаптации, часто используют близкий по звучанию, но не схожий по смыслу термин «адаптивность». В ряде исследований дается определение данного термина: тенденция индивида к реализации в жизнедеятельности уже существующих усилий, ведущих к осуществлению целесообразных деяний, получивших подтверждение предыдущим опытом (Т.В. Рогачев); комплекс адаптивных качеств, характеризующих потенциальные возможности индивида как субъекта адаптации в границах совместного существования с внешними условиями (Л.Д. Столяренко); комплекс личностных качеств индивида, характеризующих потенциальные умения индивида взаимодействовать с внешним миром (А.А. Налчаджян). В подростковом возрасте адаптивность как свойство личности становится наиболее важным для дальнейшего личностного развития.
В результате проведения экспериментальной работы были получены следующие результаты:
У подростков, принимавших участие в исследовании, доминирует низкий уровень адаптивности. Это выражается в отсутствии у них желания быть естественными и искренними в отношениях, имеют сомнения в собственной значимости, «застревают» на переживании обид. Принимая самостоятельное решение, старшие подростки с трудом освобождаются от влияния других людей. Также подростки склонны не доверять не только другим, но и себе, поэтому легко стесняются, тушуются, боятся, что подумают о них другие, пребывают в растерянности. Преобладает низкий уровень психологического благополучия.
Адаптивность личности, уровень ее психологического благополучия прямо взаимосвязано с творческим мышлением. Чем в большей степени старшие подростки оптимально реализовывают свои внутренние возможности, удовлетворяют свои основные социогенные потребности, переживают состояние самоутверждения, тем в большей степени испытывают состояние психологического благополучия и, соответственно, развивается креативность и творческое мышление. Таким образом, адаптивность и психологическое благополучие может выступать как одно из условий развития творческого мышления старших подростков.
Разработана и апробирована программа развития творческого мышления как инструменты повышения адаптивности личности в подростковом возрасте. Программа включает в себя работу по трем основным сферам развития личности подростка - коммуникативная, интеллектуальная и творческая. Основные задачи, реализуемые в программе направлены на актуализацию потребности подростков в развитии познавательных функций и интеллектуальных способностей; актуализацию показателей творческого мышления - гибкость, беглость, разработанность идей; обучение видеть заданную ситуацию с нескольких сторон и применять творческого мышление в повседневной жизни; обучение коммуникативным приемам в процессе межличностного взаимодействия; формирование эмоционально положительного отношения к креативному процессу и новациям; совершенствование личностных качеств: независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение.
После реализации формирующего этапа эксперимента отмечается положительная тенденция к выраженности понимания и реализации внутренних своих внутренних возможностей подростков, снижается конфликтность во взаимоотношениях личности и группы, ориентация на адекватное удовлетворение своих социогенных потребностей, соответствие ролевым ожиданиям. Также, снижается количество подростков с низким уровнем психологического благополучия и его показателей.
Полученные результаты исследования, направленного на повышение адаптивности личности старших подростков посредством развития творческого мышления, позволили подтвердить выдвинутую гипотезу. Соответственно, составленную программу, возможно, использовать в практической работе педагогов-психологов организаций, а также психолого- практиков в работе с подростками.
Подобные работы
- Развитие творческого мышления обучающихся профессиональной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка системы дидактических заданий по развитию логического мышления бакалавров профессионального обучения средствами педагогического дизайна (Череповецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2020 - Информационный буклет как средство формирования коммуникационной культуры студентов
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов первокурсников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Дидактическая игра как средство развития умений диалогической речи обучающихся на среднем этапе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика выученной беспомощности у обучающихся колледжа в процессе обучения управленческо-экономическим дисциплинам
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательского интереса у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА И
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ.
Диссертация , педагогика. Язык работы: Украинский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2005



