Факультативный курс «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн» как форма дополнительного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1. Факультатив как форма дополнительного образования 8
1.1 Основные подходы обучению детей в дополнительном образовании 8
1.2 Факультатив как форма дополнительного образования в школе 14
1.3 Факультет как форма дополнительного исторического образования 22
1.4 Нормативные основания проектирования курсов по выбору на уровне среднего общего образования 24
1.5 Особенности разработки курсов по выбору в условиях реализации ФГО в среднем общем образовании 26
Глава 2. Факультативный курс «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн» для 5 класса 35
2.1 Содержание факультативного курса «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн» 35
2.2 Календарно-тематический план по факультативному курсу «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн» 41
2.3 Формы проведения занятий по факультативному курсу 49
2.4 Разработка методической копилки для использования на факультативном курсе 55
Глава 3. Рекомендации по проведению факультативного курса «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн» 56
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение 67
Греко-персидские войны кардинально изменили расстановку сил в Средниземнаморском регионе. Привели к объединению греческих полисов, возвышению Афин, расцвету демократии, в то время как Персия была вынуждена отказаться от претензий на восточное Среднеземноморье и остановить расширение своих владений на Запад.
В ходе греко-персидских войн произошли важнейшие изменения в экономике, внешней и внутренней политике Греции и Персии.
Однако, в современном курсе истории для полного всестороннего изучения данной темы отводится не достаточно много времени. Факультатив позволит подробно рассмотреть не только предпосылки и ход конфликтов, но и проследить изменения, произошедшие в военном искусстве, тактике, стратегии противников, научить школьников анализировать основные этапы военного конфликта на примере греко-персидских войн. Кроме того, рассмотрение в рамках факультатива «Военное искусство Эллады» причинно-следственные связи о слабости разобщенного государства, могуществе государства единого будут полезны при изучении подобных тем во всем курсе истории. Например, событий Столетней войны или периода Ордынского ига.
Источниками в изучении темы послужили: Антидэвовская надпись Ксеркса, Геродот История, Пьянков И.В «Восточные страны державы Ахеминидов в сочинение Ктесея».
Работы авторов таких авторов являются научно-методическим-источником: Е.В.Саплина, Б. С. Лапустин, А.И. Саплин «История древнего мира» учебник для 5 класса; В.П. Уколова, Л.П. Миринович «История древнего мира» учебник 5 класса; С.В. Колпаков, Н.А. Селунская «История древнего мира»; А.А. Вигасин, Г.И. Годер «История древнего мира». Эти источники помогли осуществить методическую разработку и разработать идеи для факультативного курса.
Целью выпускной квалификационной работы, является выявить все особенности и возможности факультативного курса как формы дополнительного образования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие факультатива как формы дополнительного образования.
2. Выявить формы и методы преподавания в рамках факультативного курса темы военного искусства Эллады и Персии в период греко-персидских войн.
3. Представить программу, методические рекомендации по проведению факультативного курса на тему «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн»
Объект исследования: Образовательный проект в рамках дополнительного образования
Предмет исследования: Особенности факультативного курса, как формы дополнительного образования
Цель современного российского школьного образования – воспитание высоконравственного, ответственного, компетентного, творческого гражданина. На ее достижение направлено множество инструментов, главным из которых несомненно является школа. Школьное образование в рамках федерального государственного образовательного стандарта предоставляет учителю широкий выбор методов, приемов, форм работы с учащимися. Наряду с основной, урочной работой, учителям доступна такая форма работы как дополнительное образование.
В ходе выполнения данной работы была рассмотрена такая форма школьного дополнительного образования, как факультатив, рассмотрены его особенности и возможности, которые он предоставляет учителю для достижения главной его цели – обучения и воспитания учеников.
Факультативный курс - необязательный дополнительный учебный курс, изучаемый в школе по выбору. Он рассчитан на наиболее мотивированных, активных учеников и призван решить целый ряд задач школьного образования:
Увеличить у обучающегося заинтересованность к исследуемому предмету
Углубить представление содержания этого предмета
Стимулировать познавательную работу
Стимулировать умственное, внутренне и физическое развитие
Подготовить обучающегося к независимому подбору, к истоку рабочей деятельности, а кроме того продолжению общего образования
Факультативный курс может быть разработан самим учителем в соответствие с интересами и запросами учеников и незаменим при изучении такого школьного предмета, как история.
В ходе работы над темой был разработан факультативный курс по истории Древнего мира по теме «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн» для учеников 5 класса; подобраны формы и методы работы с учениками в рамках изучения курса; разработаны методические рекомендации для работы с курсом.
Целью факультативного курса является изучение военного искусства Эллады и Персии в период греко-персидских войн. Выбор темы не случаен – ученики 5 класса часто очень интересуются историей, смотрят научно-популярные, исторические фильмы, читают книги.
Греко-персидские войны кардинально изменили расстановку сил в Средниземнаморском регионе. Привели к объединению греческих полисов, возвышению Афин, расцвету демократии, в то время как Персия была вынуждена отказаться от претензий на восточное Среднеземноморье и остановить расширение своих владений на Запад. В ходе греко-персидских войн произошли важнейшие изменения в экономике, внешней и внутренней политике Греции и Персии. Именно поэтому тема греко-персидских войн становится очень важной для понимания исторических процессов, протекавших в древности в данном регионе. А наполненность материала историческими событиями, формы и методы работы, подобранные в соответствие с возрастными психологическими особенностями учащихся 5 класса делают его еще и интересным.
Анализируя проделанную работу, следует отметить, что курс обучает многим навыкам, предполагает самостоятельный поиск информации по теме «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн», ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, рефератов, презентаций результатов исследований; анализ точек зрения современников и историков на жизнь исторических деятелей, формулирование собственной позиции; обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх. Все это делает курс насыщенным и практически значимым.
Содержание курса в работе представлено по следующим темам: Военное искусство в период 500-494 гг. до н.э.; Военное искусство в период - 492-490 гг. до н.э. э.; Военное искусство в период походов Ксеркса I (480-479 гг. до н.э.); Военное искусство в период 478-449 гг. до н.э. Итак, тематика курса предполагает высокий уровень насыщенности конкретно-историческим материалом, обобщения исторической информации. Это связано со спецификой содержания курса, недостаточно раскрытого на базовом и продвинутом уровнях.
Содержательная последовательность проблемно-хронологических блоков курса напрямую связана с программой 5-го класса. Вообще военное искусство как явление представляет собой очень сложное и многогранное понятие. Факультативный курс помогает лучше понять основные определения, события и ключевые моменты истории.
Апробирование результатов данной выпускной квалификационной работы производилось на базе МКОУ Венгерская СОШ.
Результаты презентации образовательных результатов на площадках различного уровня:
Выступления на родительском собрании в 5 классе. Выступление на школьном педагогическом совете
Выступления на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла МКОУ Венгерская СОШ
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и Тайшетского района.
Обучающиеся по программе «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн», проявили большой интерес к изучению данного факультатива. В ходе факультативного курса дети разрабатывали проекты «Знаменитые полководцы Эллады и Персии», мини-проект «Триера», также схематично изображали ход военных сражений на карте. На основе полученных знаний дети сыграли в сюжетно-ролевую игру «Полководцы Эллады и Персии».
Считаю, что дальнейшую работу по программе «Военное искусство Эллады и Персии в период греко-персидских войн» необходимо продолжать. Факультативный курс вызвал большой интерес у учащихся и имеет большой потенциал. В дальнейшем планируется участие в научно-практических конференциях школы и района, участие в конкурсах исследовательских проектов с наиболее мотивированными учениками.
1. Антидэвовская надпись Ксеркса / Пер. В.И. Абаева // Хрестоматия Греция по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. Антидэвовская надпись Ксеркса / Пер. В.И. Абаева // Хрестоматия Греция по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. – М.: Изд-во Персия вост. лит., 1963. - C. 366-367.
2. Геродот. История: Персия в 9 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. Антидэвовская надпись Ксеркса / Пер. В.И. Абаева // Хрестоматия Греция по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. – М.: Изд-во Персия вост. лит., 1963. - C. 366-367.
3. Геродот. История: Персия в 9 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Ладомир: АСТ, 1999. - С. 5-582.
4. Ксенофонт. Греческая история / Пер. С.Я. Лурье. 2-изд. - СПб.: Алетейя, 1993. - 448 Афины с.
5. Фукидид. История / Пер. Ф.Г. Мищенко – М.: Академический Греция проект: Трикста, 2019 - 576 Афины с.
6. М.: Ладомир: АСТ, 1999. - С. 5-582.
7. Ксенофонт. Греческая история / Пер. С.Я. Лурье. 2-изд. - СПб.: Алетейя, 1993. - 448 Афины с.
8. Фукидид. История / Пер. Ф.Г. Мищенко – М.: Академический Греция проект: Трикста, 2019 - 576 Афины с.
9. М.: Изд-во Персия вост. лит., 1963. - C. 366-367.
10. Геродот. История: Персия в 9 кн. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Ладомир: АСТ, 1999. - С. 5-582.
11. Ксенофонт. Греческая история / Пер. С.Я. Лурье. 2-изд. – СПб.: Алетейя, 1993. - 448 Афины с.
12. Фукидид. История / Пер. Ф.Г. Мищенко – М.: Академический Греция проект: Трикста, 2019 - 576 Афины с.
Нормативные источники
1. Типовое положение об образовательном учреждение дополнительно образования детей. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 26 июня 2012 г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 66 п.3
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
4. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Режимдоступа:http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/
Методические источники:
1. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеоразоват. учреждений / Е.В. Саплина, Б.С. Ляпустин, А.И. Саплин. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2016. 203 с.
2. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеоразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 4-е изд., дораб. – М,: 1998. 206 с.
3. История древнего мира. Колпаков С.В., Селунская Н.А.: учеб. для 5 кл. общеоразоват. учреждений. - М.: Новый дом, 2016. 115 с.
4. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеоразоват. учреждений / В.П. Уколова, Л.П. Маринович. - М.: Просвещение, 2018. 470 с.
Научная литература
1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. 512 с.
2. Античная цивилизация. Под ред. В.Д. Блаватского. – М.: Наука, 2016. 420 с.
3. Античный полис. Межвузовский сборник. Вып. 5. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. 112 с.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебное пособие / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 302 с.
5. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: “Искусство”, 1995. 200 с.
6. Ботвинник М. Н., Рабинович М. Б., Стратановский Г. А., Жизнеописания знаменитых греков и римлян. – М «Просвещение», 1988. 288 с.
7. Т.В. Блаватская В.Д. Блаватский, А.Г. Бокщанин, Л.Н. Казаманова, С.И Ковалев, К.М. Колобова, Я.А. Ленцман, Н.Н.Пикус, О.И. Савостьянова. История древней Греции. М., 1962. 115 с.
8. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб.: “Алетейя”, 1995.
9. Голубцова Е. С. Община, племя, народность в античную эпоху. – М.,; Наука, 1998. - 253 с.
10. Дубровина И.В. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Начальная школа плюс: до и после. - 2015. - №5. - С.1-6.
11. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 464 с.
12. Ильинская Л.С. Древняя Греция: культура и быт. – М., 1968. 540
13. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. - СПб: Питер Пресс, 2012. - 249 с.
14. Коротков, Э.Н. Современные методы в учебном процессе вуза / Э.Н. Коротков. – М.: Наука, 2013. - 439 с.
15. Котикова О.П. Методика преподавания психологии: УМК / О.П. Котикова: – Мн.: МИУ, 2016. - 183 с.
16. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., 1990. 190 с.
17. Лачугина Ю.Н. Психология / учебное пособие/ Ю.Н. Лачугина; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 70 с.
18. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – М.: УРАО, 2014. - 430 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр "Академия", 2014. - 456 с.
20. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2013. - 259 с.
21. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 320 с.
22. Нечаев А.П. Учебник психологии для средних учебных заведений / А.П. Нечаев. – СПб.: Питер, 2013. - 319 с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. - 2013. - 442 с.
24. Педагогика и психология высшей школы / Под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 544 с.
25. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2014. - 592 с.
26. Психологический словарь / Под общ. ред. Ю.Л. Неймер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 640 с.
27. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе. – М.: ИНТРО, 2014. - 318 с.
28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2014. - 127с.
29. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2015. - 459с.
30. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2015. - 800 с.
31. Смолярчук И.В. Методика преподавания психологии / И.В. Смолярчук. – Уфа: БикаИхтика, 2015. - 77 с.
32. Толстых И.Э. К вопросу о преподавании психологии в школе // Электронный журнал "Психологическая наука и образование". – 2015. - №1. - С.1-9.
33. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 224 с.
34. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2015. – 520 с.
35. Хлебунова С.Ф., Н.Д. Тараненко. Управление современной школой. – М.: Издательство "Учитель", 2014. - 431 с.
36. Пьянков И.В. Восточные Афины сатрапии державы Ахеменидов Персия в Афины сочинении Ктесия. // Афтореф. ... канд. ист. наук. - М.: 1966. - 23 с.