Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений

Работа №103943

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений 9
1.1 Особенности развития мыслительных операций у детей 6-7
лет с нарушениями слуха 9
1.2 Нейропсихологические упражнения как средство развития
мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений 25
2.1 Выявление уровня развития мыслительных операций
у детей 6-7 лет с нарушениями слуха 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию
мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений 39
2.3 Динамика развития мыслительных операций у детей 6-7
лет с нарушениями слуха 49
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 61
Приложение Б Сводная таблица результатов на констатирующем этапе 62
Приложение В Индивидуальная коррекционная-развивающая работа по развитию мыслительных операций 63
Приложение Г Сводная таблица результатов на контрольном этапе 70


Актуальность исследования. «В настоящее время особенно актуальна проблема исследования мышления старших дошкольников с нарушениями слуха, так как непосредственно связана с успешностью их обучения, от результатов которого зависит их социальная адаптация» [1]. При правильном подходе к ребенку в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, умение оперировать мыслительными операциями, речь и творческое воображение. «У дошкольников с нарушенным слухом отмечаются специфические особенности в развитии мышления, которые проявляются в неравномерном развитии мыслительных операций, обусловленном степенью нарушения слуха и разных иерархических отношениях между ними у каждой из категорий - глухих и слабослышащих.
Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение в связи с предстоящим поступлением детей в школу. Однако, в настоящее время у большинства детей с нарушениями слуха, поступающих в школу, слабо сформированы мыслительные операции необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление слабослышащих детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций очень мало» [1].
Проблему изучения особенностей мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха изучали многие отечественные и зарубежные ученые такие как, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, А.П. Розова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшкова.
«Л.В. Занков и И.М. Соловьев разработали экспериментально - психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, провели исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи таких детей и обобщили результаты этих исследований» [1].
«К.И. Вересотская рассмотрела процесс узнавания глухими детьми изображений предметов в зависимости от положения в пространстве; Л.В. Занков и Д.М. Маянц исследовали особенности произвольного запоминания наглядного материала. М.М. Нудельман исследовал изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании, Э.С. Бейн - константность зрительного восприятия. Ж.И. Шиф изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятие ими цвета. М.Е. Хватцев изучал развитие письменной речи и чтения у глухих школьников» [1].
«Многие исследования имели сравнительный характер - особенности глухих детей рассматривались в сравнении со слышащими или умственно отсталыми сверстниками. Такой подход давал авторам возможность формулировать рекомендации, позволяющие эффективно работать с детьми всех категорий. И.М. Соловьев с 1930 года занимался исследованиями особенностей познавательной сферы глухих детей. Совм естно со своими сотрудниками А.П. Розовой и Е.Н. Обозовой, он провел сравнительные исследования зрительного и осязательного восприятия глухих детей, на основании которых удалось установить закономерности развития этих видов восприятия. Важное значение для становления сурдопсихологии, имела монография И.М. Соловьева «Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений», в которой анализировались особенности познания различий и сходства, обусловленные уровнем психического развития человека» [1].
Под руководством И.М. Соловьева был осуществлен синтез результатов экспериментальных исследований психического развития глухих детей, который нашел свое отражение в коллективном труде - «Психология глухих детей». В книге показано, как под влиянием специального обучения достигается компенсаторное развитие психики детей с нарушениями слуха.
Продуктивное развитие мыслительных операций и высших психических функций дошкольников с нарушениями слуха будет происходить, если проводить с детьми нейропсихологические упражнения и игры. На современном этапе развития нейропсихологии за последние 8-10 лет все большее распространение получила нейропсихология детского возраста. Развитие направления нейропсихологии, связано с результатом социального запроса, который исходил из различных детских учреждений - детских садов, общеобразовательных и специальных школ. Причиной запроса явились признаки отставания некоторых детей в психическом развитии и рост количества таких детей, воспитывающихся в детских учреждениях и дома, отставание большой группы детей в готовности к обучению в школе и трудности их адаптации к новым школьным условиям и требованиям, рост процента неуспевающих в обучении в школе детей.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха и недостаточным использованием нейропсихологических упражнений в этой работе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности нейропсихологических упражнений в развитии мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Предмет исследования: нейропсихологические упражнения как средства развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений будет возможным, если:
- отобраны серии нейропсихологических упражнений с учетом индивидуальных особенностей развития мыслительных операций;
- включены серии нейропсихологических упражнений в индивидуальную коррекционно -развивающую работу по развитию мыслительных операций учителя-дефектолога с детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений.
2. Выявить уровень развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений.
4. Оценить динамику уровня развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого -педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретико -методологическая основа исследования:
- исследования особенностей развития мыслительных операций у детей 6-7 лет в работах Е.Ч. Запасника, Р.С. Немова, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф;
- исследования особенностей детей с нарушением слуха Р.М. Боскис, Т.В. Власовой, И.М. Соловьева, Н.В. Яшкова;
- исследования развития мыслительных операций посредством нейропсихологических упражнений Т.В. Ахутиной, Н.Г. Манелис, Л.С. Цветковой.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №189 «Спутник» городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие 4 воспитанников с нарушениями слуха.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности нейропсихологических упражнений в развитии мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушением слуха посредством нейропсихологических упражнений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством нейропсихологических упражнений может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (27 источников), 4 приложения. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 14 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха, позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления» [1].
«Анализ понятия «мыслительные операции» и сравнительный анализ различных вариантов к трактовке данного понятия позволил с учетом современных подходов рассматривать представления и понятия о мыслительных операциях, как об одном из способов мыслительной деятельности, посредством, которого человек решает мыслительные задачи» [1].
Дети 6-7 лет с нарушениями слуха зачастую лишены возможности развивать мыслительные операции из -за искаженной связи с внешним миром, и, как следствие, у них недостаточно развиты мыслительные операции.
«Анализ исследований Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, Р.С. Немова, Л.С. Сахарова позволяет выделить следующие показатели развития мыслительных операций у детей у детей 6-7 лет с нарушениями слуха: мыслительные операции анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации» [1].
«Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что низкие показатели уровня развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха, обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствует система работы по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха; недооцениваются потенциальные возможности использования нейропсихологических упражнений для развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха» [1].
На основе результатов констатирующего эксперимента, а также исследований в области развития мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями слуха были проведена работа с детьми посредством использования нейропсихологических упражнений.
Были отобраны серии нейропсихологических упражнений с учетом индивидуальных особенностей развития мыслительных операций. Также мы включили серии нейропсихологических упражнений в индивидуальную коррекционно -развивающую работу по развитию мыслительных операций учителя-дефектолога с детьми
Результаты сравнения, констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали, что количество детей 6-7 лет с нарушениями слуха показавших высокий уровень развития мыслительных операций составило 25%, количество детей 6-7 лет с нарушениями слуха со среднем уровнем составило 50%.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование нейропсихологических упражнений в работе по развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушением слуха определено верно.
Гипотеза нашла свое подтверждение, задачи, поставленные в начале работы, выполнены в полном объеме, цель работы достигнута.



1. Батунина Е. Особенности развития мыслительных операций у
дошкольников [Электронный ресурс]. // Международный образовательный портал MAAM.RU. 2015. Режим доступа : URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-myslitelnyh-operacii-u doshkolnikov.html(дата обращения: 10.02.2022).
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М. : «Юрайт», 2018. 235 с.
3. Гладких Е. О. Педагогические условия сопровождения ребенка с нарушением слуха в дошкольном образовательном учреждении. Саранск : Вестник научных конференций, 2019.
4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. М. : Академия, 2009.
5. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.
Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб. : Питер, 2008. 80 с.
6. Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». М. : Гном и Д, 2006. 127 с.
7. Запасник Е. Ч. Изучение особенностей развития мышления у детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Гродно, 2018. Режим доступа : URL: http ://psixolo giya. org/obshhaya/myshlenie/1576-myslitelnye(дата
обращения: 10.02.2022).
8. 3еньковский В. А. Психология детства. М. : Просвещение, 2016. 344 с.
9. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. М. : АЙРИСпресс, 2017. 416 с.
10. Королева И. В. Помощь детям с нарушением слуха. СПб. : КАРО, 2016. 304 с.
11. Корсакова Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников. М. : Издательство Юрайт, 2017. 156 с.
12. Маслова Л. Н. Развитие речи и дошкольников с нарушениями слуха в процессе занятий и режимных. Саранск. 2018.
13. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / под общей редакцией Т.В. Ахутиной. М. : Секачев, 2017.
14. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб. : Питер, 2008.
15. Николаенко Н. Н. Современная нейропсихология. М. : Речь, 2013.
16. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М : ВЛАДОС, 2004. 344 с.
17. Обухова Т. И. Слухоречевая среда как важное условие формирование коммуникативной компетенции у детей с нарушением слуха. Волгоград. 2019.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурс] СПб. 1998. Режим доступа: URL: http ://azps. ru/hrest/28/9090436. html(дата обращения: 10.02.2022).
19. Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М. : «Дрофа», 2013. 251 с.
20. Сорокин В. М. Специальная психология. СПб. : Речь, 2019.
21. Трутанова И. А. Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения. 2018. 19 с.
22. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: [Электронный ресурс]. М. : Издательский центр «Академия», 2001. Режим доступа : URL : http ://psixolo giya. org/obshhaya/myshlenie/1576-myslitelnye(дата обращения: 10.02.2022).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс] URL:
https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 10.02.2022).
24. Феклистова С. Н. Основы методики слуховой работы (в схемах и таблицах). М. : БГПУ, 2004.
25. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М. : Воронеж, 2006.
26. Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое
консультирование в практике психолога образования. М. : «Спорт и культура - 2000», 2012.
27. Шматко Н. Д. Дети с нарушением. М. : Просвещение, 2020. 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ