Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений

Работа №103941

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития просодики речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений 9
1.1 Закономерности развития просодической стороны речи у детей
старшего дошкольного возраста 9
1.2 Особенности развития просодической стороны речи у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи 15
1.3 Вокальные упражнения как средство развития просодики речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 20
Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений 27
2.1 Выявление уровня развития просодической стороны речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
посредством вокальных упражнений 42
2.3 Динамика уровня развития просодической стороны речи у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи 53
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение А Список детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, участвующих в экспериментальной работе 70
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 71
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 72


Речь взрослого человека служит отражением его развития, маленького же непосредственно влияет на развитие. Разговорную речь обрамляет ее просодическая сторона. Подобно работе ювелира, просодика красиво оформляет звучание, делая его эмоционально-выразительным. Психолог и лингвист Н.И. Жинкин в ходе своих исследований сделал вывод о том, что просодика - наивысший уровень развития речи. При развитой просодики речи человек имеет характерные интонацию и тембр голоса, четкую дикцию, способность владеть разными темпами речи, делать ударения и паузы по смыслу, а голос здесь играет роль основного компонента просодики.
Развитие просодической стороны речи человека происходит уже в онтогенезе: на разных этапах возникают различные вокализации. Звуки для маленького человека служат средством общения со взрослым, так интонация звуков малыша свидетельствует о его благополучном состоянии или наоборот. Для ребенка старшего дошкольного возраста просодика по- прежнему играет огромную роль в речевом развитии. Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушение всех компонентов данной системы. Речь таких детей монотонна, невнятна, фонетическая сторона неразвита, то есть просодические компоненты речи не сформированы. Помимо этого, наблюдаются сложности с речевым дыханием, которое выступает основой звучащей речи. Дети 5-6 лет с таким диагнозом имеют нарушения артикулирования, голосообразования. Они держат длинные паузы из-за сложностей в оформлении самого высказывания.
Значительный опыт педагогов-практиков позволяет установить, что развитие речи детей происходит в процессе естественного владения голосом. При специальном коррекционном воздействии можно развить просодическкую сторону речи, однако важно при этом еще и увлечь ребенка во время занятия, чтобы повысить эффективность как такового.
Для развития просодической стороны речи актуальным средством на сегодняшний день остается вокалотерапия. Вокальные упражнения преодолевают дефекты речи у детей с общим недоразвитием речи. Они развивают просодические компоненты, улучшают подвижность мышц языка и губ, решают задачи артикуляционной и дыхательной гимнастики. Этот приятный и эффективный метод развивает речевое дыхания в ходе естественного владения голосом, без криков и напряжения. Занятия пением всегда динамичны и радостны для ребенка. Пение приводит в гармонию личность ребенка, эмоционально успокаивает его. Музыкальные занятия доступны и интересны ребенку, а сама музыка, как свидетельствуют нейпропсихологические данные, оказывают прямое влияние на мозговую активность ребенка.
Развитая просодика речи ребенка позволит ему лучше овладеть родным языком, легче коммуницировать со сверстниками и взрослыми, яснее и точнее выражать свои мысли и настроение. Крепкий голос, способный служить средством общения, поможет перенимать опыт и культуру поколений, воспринимать и воспроизводить знания школьного обучения. Большое значение развитию просодической стороны речи придают такие ученые, как Н.В. Нищева, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, М.Ю. Картушина, Е.Ф. Архипова и другие ученые.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью осуществления целенаправленной работы по развитию просодику речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным уровнем владения педагогами соответствующими методами и приемами.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности вокальных упражнений в развитии просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Тема исследования: «Развитие просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений».
Исходя из вышесказанного, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений.
Объект исследования: процесс развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитие речи
Предмет исследования: вокальные упражнения как средство развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений будет возможно, если:
- организовано взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя с учетом направлений коррекционно-развивающей работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- подобран комплекс вокальных упражнений для развития компонентов просодической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- организована поэтапная работа по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений.
Определены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений.
2. Выявить уровень развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений.
4. Выявить динамику уровня развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теоретические положения Д.В. Вильсона, А.А. Митринович- Моджеевской, Ф.Ф. Рау в области коррекционно-педагогической работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- теоретические положения Л.Б. Дмитриева, О.С. Орловой, С.Л. Таптаповой, Л.М. Телеляевой, С.Е. Уланова в области развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- теоретические положения Е.С. Алмазовой, Л.В. Нейман, О.В. Правдиной об использовании вокальных упражнений для развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовать следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогических, психолингвистических источников информации по проблеме исследования, обобщение собранного материала; эмпирические: изучение и анализ анамнестических данных, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы качественной и количественной обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. АНО ДО «Планета Детства «Лада» детский сад № 201 «Волшебница» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны: комплекс вокальных упражнений для развития компонентов просодической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и план развития просодической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована последовательность работы и взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя с учетом направлений коррекционно- развивающей работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на каждом этапе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное содержание поэтапной работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений может быть использовано в практической деятельности учителем-логопедом при взаимодействии с музыкальным руководителем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований). Для иллюстрации текста используется 2 таблицы, 15 рисунков. Основной текст работы изложен на 69 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений, позволил определить, что рассматриваемая проблема считается актуальной в педагогической теории и практике, так же, в данном вопросе много неизученных направлений, которые требуют дальнейшего исследования.
Анализ понятия «просодическая сторона речи» и сравнительный анализ различных вариантов к трактовке данного понятия позволил с учетом современных подходов рассматривать просодическую сторону речи, как сложный комплекс элементов, включающий мелодику голоса, темп, высоту, тембр и интонацию голоса для выражения различных синтаксических значений и категорий, экспрессии и эмоций.
На этапе констатирующего эксперимента мы, опираясь на исследования В.И. Филимоновой, выделили показатели уровня развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В соответствии с выделенными показателями мы подобрали диагностические задания.
Мы получили следующие результаты:
- низкий уровень (ЭГ - 40%, КГ - 40%). У дошкольников этого уровня речь невнятна, затрудняется в чистом интонировании и мелодике голоса. Звукопроизношение малопонятное, нет четкости, наблюдаются проблемы в произношении трех и больше звуков;
- средний уровень (ЭГ - 50%, КГ - 40%). У детей речь имеет не ярко выраженную тембровую окраску (сип), речь практически внятная, интонирует нечисто, дыхание правильное с помощью педагога. «Звукопроизношение неотчетливое, расплывчатое, имеются проблемы в проговаривании двух звуков, дети способны проконтролировать проговаривание и сами видят свои проблемы, но им нужна помощь экспериментатора для правильного звукопроизношения;
- высокий уровень (ЭГ - 10%, КГ 20%). Речь детей имеет ярко выраженную тембровую окраску, дыхание диафрагмальное, чисто интонирует, дыхание правильное, без шума. Ритм произнесения фразы «отчетливый, без затруднений, внятный, в их речи не присутствуют искажения, замены, пропуски, им не нужна помощь экспериментатора для выполнения заданий.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, обусловлены следующими особенностями педагогической практики:
- отсутствует система работы развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- недооценивается потенциальные возможности использования вокальных упражнений для развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- недостаточная методическая подготовленность педагогов к решению задач по развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством использования вокальных упражнений.
Мы предположили, что развитие просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений будет возможно, если:
- организовано взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя с учетом направлений коррекционно-развивающей работы по развитию просодики речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- подобран комплекс вокальных упражнений для развития компонентов просодической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- организована поэтапная работа по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений.
На первом этапе было разработано содержание взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя с учетом направлений коррекционно-развивающей работы по развитию просодики речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На втором этапе был подобран комплекс вокальных упражнений для развития компонентов просодической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Также был разработан план, включающий вокальные упражнения для развития просодической стороны детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
На третьем этапе была организованна поэтапная работа по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений с учетом уровня развития у детей: речевого дыхания, мелодики голоса, темпа речи, высоты голоса, тембра голоса, интонации речи.
Развитие просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи проводилась поэтапно. За основу при определении этапов развития нарушений просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи было взято исследование В.И. Филимоновой, которая определила этапы работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи:
- первый этап - развитие у детей речевого дыхания;
- второй этап - развитие у детей мелодики, темпа, высоты и тембра голоса;
- третий этап - развитии у детей речевой интонации.
После проведения формирующего этапа провели контрольный эксперимент, который позволил нам выявить следующую динамику в экспериментальной группе:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 40%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 20%;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 20%.
Результаты в контрольной группе остались без изменений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанное содержание и организация поэтапной работы по развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством вокальных упражнений, способствовала развитию у детей следующих показателей:
Состояние компонентов речевого дыхания
- мелодика голоса,
- темп речи,
- высота голоса,
- тембр голоса,
- интонация.
Разработанный комплекс вокальных упражнений для развития просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, учитывающих механизм и структуру речевого дефекта, способствовал развитию просодической стороны речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Результаты свидетельствуют, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.



1. Алмазова Е. С. Методика логопедической работы по устранению просодической стороны речи. М. : Академия, 2020. 286 с.
2. Артемов В. А. Психология речевой интонации (интонация и просодия) : Лекции к спецкурсу. М. : Академия, 2020. 342 с.
3. Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики. СПб. : Нева, 2019. 252 с.
4. Брызгунова Е. А., Гвоздев А. Н. Звуки и интонация русской речи. М. : Владос, 2019. 287 с.
5. Вильсон Д. А. Нарушения речи у детей. М.: Логос, 2020. 448 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : ДетствоПресс,
2018. 472 с.
7. Гончарук Л. Е., Орлова О. С., Уланов С. Е. Функциональные нарушения голоса у детей и подростков (клиника и лечение). М. : Академия. 2020. 268 с.
8. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л. Фониатрия и фонопедия. М. : Логос, 2020. 272 с.
9. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.: Академия, 2019. 143 с.
10. Ковшиков, В. К. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М. : АСТ, 2019. 252 с.
11. Когновицкая Т. С., Крылов Б. С., Кузьмин Ю. И. Интонационные характеристики речи дошкольников и дифференцированная методика логопедической коррекции речевых нарушений // Механизм речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. М. : Логос 2020. С. 117-121.
12. Корж О. Н., Новикова Е. В. Использование песен на занятиях в логопедической группе // Логопед. № 10. 2019. С. 23-28.
13. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР. СПб. : Союз, 2020. 188 с.
14. Матвеева Г. А. Формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. М. : Логос, 2019. 256 с.
15. Правдина О. В. Логопедия. М. : Академия, 2019. 114 с.
16. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка.
Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 2019. 2018. 336 с.
17. Соколова А. С. Теоретические основы интонационной
выразительности речи у дошкольников с ОНР. М. : Владос, 2019. 400 с.
18. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. М. : АСТ, 2020. 103 с.
19. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М. : МОДЭК МПСИ, 2020. 240 с.
20. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: книга для логопеда. М. : Академия, 2019. 326 с.
21. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М. : АСТ, 2019. 248 с.
22. Тонкова-Ямпольская Р. В. Основы логопедии М. : Академия, 2019. 370 с.
23. Торсуева И. Г. Интонация и смысл высказывания. М. : Владос,2019. 257 с.
24. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М. : АСТ, 2020. 234 с.
25. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : Задачи речевого развития. М. : Сфера, 2019. 204 с.
26. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. : Гном Пресс, 2021. 189 с.
27. Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации. СПб. : Питер, 2018. 227 с.
28. Швачкин Н. Х. Развитие речи ребенка. М. : НПО «МОДЭК», 2019.138 с.
29. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. СПб. : Нева, 2019. 263 с.
30. Яровенко О. И. Становление интонационной системы языка у группы детей дошкольного возраста. Становление речи и усвоение языка ребенком. М. : Изд-во вызовы МГУ, 2020. 346 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ