Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА СВЕРДЛОВСКА И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1940-е - 1980-е годы)

Работа №103909

Тип работы

Диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы205
Год сдачи2016
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ДЕЛА В СВЕРДЛОВСКЕ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО АРХИВНЫМ
ДОКУМЕНТАМ И МАТЕРИАЛАМ ПРЕССЫ) 12
1.1. Личный архив Г.П. Рогожниковой как основная документальная
база исследования 12
1.1.1. Г.П. Рогожникова как деятель хоровой культуры Урала и
фондообразователь 12
1.1.2. Документальный состав и содержание архива 22
1.2. Документы Государственного архива Свердловской области 36
1.3. Архив Свердловского областного отделения Всероссийского
хорового общества 38
1.4. Другие архивные источники 41
1.5. Пресса о хоровой культуре Свердловска и Свердловской области.. 44 ГЛАВА 2. ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА СВЕРДЛОВСКА И СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА 54
2.1. Г осударственный социальный заказ и советская массовая песня... 54
2.1.1. Массовая песня сталинской эпохи 59
2.1.2. Массовая песня во времена «оттепели» и «периода застоя».. 68
2.1.3. Жанровая и стилевая палитра хорового исполнительства от
«оттепели» до «перестройки» 73
2.2. Деятельность Свердловского областного отделения
Всероссийского хорового общества как фактор развития хоровой культуры Свердловска и Свердловской области 1950-х - 1980-х годов 80
2.2.1. История Свердловского областного отделения
Всероссийского хорового общества 80
2.2.2. Праздники песни 86
2.2.3. Фестиваль «Уральские самоцветы» 97
2.2.4. Хоровое воспитание детей 108
2.2.5. Деятельность Свердловского областного отделения
Всероссийского хорового общества «на селе» 129
ГЛАВА 3. ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ СВЕРДЛОВСКА И
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1940-х - 1980-х ГОДОВ 138
3.1. Хоровая капелла Свердловской филармонии 139
3.2. Хор студентов дирижерско-хорового отделения Уральской
государственной консерватории им. М.П. Мусоргского 146
3.3. Хор Уральского государственного университета
им. А.М. Горького 152
3.4. Ансамбль старинной музыки «Хорал» Уральского
государственного университета им. А.М. Горького 160
3.5. Народная хоровая капелла Дворца культуры им. И.В. Окунева
Уралвагонзавода г. Нижнего Тагила 171
3.6. Народный коллектив «Мужской академический хор
им. Ф.Д. Демидова-Полякмана электролизного цеха
Богословского алюминиевого завода» г. Краснотурьинска 183
3.7. Хор пожарников военной части № 17 г. Краснотурьинска 187
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 194
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 196
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Одной из приоритетных социокультурных задач настоящего времени является сохранение высокого уровня отечественной хоровой культуры, отличавшего в прошлом столетии эту сферу общественно значимой художественной деятельности.
Функционирование хоровой культуры в формах композиторского творчества, исполнительства и образования в XX в. было чрезвычайно интенсивным на всей территории России и, в частности, в Свердловске/Екатеринбурге и Свердловской области. В организационном и творческом руководстве хоровым делом за советский период истории государства был накоплен большой опыт, который сегодня может помочь выявить наиболее жизненные, соответствующие задачам современности традиции и определить перспективы дальнейшего развития хорового искусства. Именно поэтому теоретическое осмысление и обобщение хорового опыта прошлых десятилетий является актуальной исследовательской проблемой.
Центром внимания настоящей работы становится хоровая культура Свердловска и Свердловской области в 1940-е - 1980-е гг. (преимущественно до середины 1980-х). Именно за эти четыре с половиной десятилетия в Свердловске была создана база профессионального хорового образования (дирижерско- хоровые отделения в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского), в концертной и общественной жизни уральского региона заняло устойчивое положение хоровое исполнительство: продолжали творческую деятельность профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, велось хоровое воспитание в школах, немузыкальных вузах, на предприятиях, в селах, складывались традиции хоровых праздников и фестивалей.
К настоящему времени в изучении истории хоровой культуры Свердловска, области и, шире, Среднего Урала наблюдается следующая картина: при основательном исследовании истоков музыкальной культуры региона краеведением (труды С.Е. Беляева, Л.К. Шабалиной ) музыкальной науке известно малое количество более близких по времени фактов, знание и осмысление которых необходимо для решения сегодняшних проблем хорового дела. Степень изученности истории становления и развития хорового исполнительства на территории Свердловска и Свердловской области в период с 1940-х по 1980-е гг. до сих пор незначительна - работы, посвященные ближайшей истории и современному состоянию хорового дела на Среднем Урале, немногочисленны. Преимущественно это небольшие статьи, содержание которых не претендует на полномасштабный анализ и востребованные ныне обобщения. В имеющихся же исследованиях хоровой культуры России в целом и Урала в частности (труды Б.В. Асафьева, В.П. Ильина, С.Е. Беляева, Е.В. Майбуровой, С.И. Мирошниченко, А.Э. Мурзина, И.Я. Мурзиной, Б.С. Штейнпресса и др. ), данный период освещен лишь в той или иной степени, согласно конкретным задачам этих трудов. Таким образом, целостная картина развития хоровой культуры Свердловска и Свердловской области обозначенного периода в настоящий момент еще не создана.
Одной из существенных причин, объясняющих такое положение дел, является неравномерное документирование этапов истории хорового дела на Урале. Так, в фондах Государственного архива Свердловской области, крупнейшего хранилища документов по истории Урала и Сибири, имеются существенные пробелы в документации истории хорового искусства, прежде всего - исполнительства, 1940-х - 1980-х гг.. Недостаточно документирована не только история отдельных творческих коллективов, игравших в свое время ведущую роль в хоровом исполнительстве Урала, но даже история крупнейшей организации - Свердловского областного отделения Всероссийского хорового общества (ВХО ).
Между тем, свидетельства истории отнюдь не утрачены - они, как правило, хранятся в личных архивах музыкантов, имевших то или иное отношение к хоровому делу прошлого столетия. Особую ценность представляют специально собиравшиеся личные архивы деятелей, стоявших у основания советской хоровой культуры. Так, ценнейшие свидетельства истории хоровой культуры Свердловска и Свердловской области середины - 2-й половины XX в. хранит архив профессора Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Галины Петровны Рогожниковой (1919-1999). Большой вклад в сохранение истории хоровой культуры Урала принадлежит также дочери Галины Петровны - профессору Уральской консерватории Алле Григорьевне Литвиной, которая, продолжая дело Галины Петровны, приумножает ее архив новыми документальными источниками. Назревшая необходимость введения в научный обиход документов личного архива Г.П. Рогожниковой, а также архивных материалов других деятелей хоровой культуры Урала делает актуальным исследование этих архивов и акцентирует его краеведческую составляющую, способствуя созданию целостной картины функционирования хоровой культуры региона.
Важными источниками, позволяющими ликвидировать информационный недостаток в освещении периода 1940-х - 1980-х гг., являются материалы прессы: как центральной, так и местной. Их исследовательский потенциал велик не только в плане сиюминутного отклика на происходившие события художественной жизни, но и в качестве носителей информации идеологического порядка. Это тем более важно, что освещаемые в исследовании десятилетия обнимают собой сразу несколько сложнейших периодов в истории государства, каковыми являются сталинская эпоха как уникальное явление с точки зрения тотальной ангажированности государством всех сфер функционирования культуры, «оттепель» как попытка освобождения культуры от диктата государства, «период застоя» как попытка вернуть влияние государства на культуру.
Именно поэтому одним из основных аспектов рассмотрения хоровой культуры Свердловска и Свердловской области 1940-х - 1980-х гг. в настоящей работе является ее анализ сквозь призму государственного социального заказа, под которым подразумевается «совокупность требований, методов и способов управления государственным аппаратом социокультурной ситуацией в обществе» [109, с. 3-4].
Все сказанное свидетельствует об актуальности настоящего исследования.
Объектом исследования является хоровая культура Свердловска и Свердловской области 1940-х - 1980-х гг., документированная в архивных источниках и материалах прессы.
Предмет исследования - содержание и формы функционирования хоровой культуры Свердловска и Свердловской области 1940-х - 1980-х гг. в контексте смен социокультурных парадигм.
Цель исследования - создание по возможности полной и целостной картины функционирования хоровой культуры Свердловска и Свердловской области 1940-х - 1980-х гг. на основе документальных источников, выявленных к настоящему времени.
Задачи исследования:
•составление биографического очерка жизни и творческой деятельности Г.П. Рогожниковой;
•систематизация и каталогизация документов личного архива Г.П. Рогожниковой;
•выявление документальных источников по истории хоровой культуры Свердловска и Свердловской области в фондах Государственного архива Свердловской области, личном архиве Г.П. Рогожниковой и других частных архивах, а также в публикациях прессы;
•рассмотрение функционирования хоровой культуры Свердловска и области в социокультурном аспекте;
•документированная реконструкция творческих биографий наиболее значимых профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов Свердловска и Свердловской области 1940-х - 1980-х гг.
Материал исследования составили архивные источники, материалы периодических изданий и исследования хоровой культуры России, Урала, Екатеринбурга/ Свердловска.
Среди архивных источников главное место занимает архив Г.П. Рогожниковой, составивший основную источниковую базу исследования. Материалы Г.П. Рогожниковой касаются истории формирования и развития профессиональных и самодеятельных коллективов на Среднем Урале, истории проведения праздников песни и музыкальных фестивалей «Уральские самоцветы», а также материалы о деятельности Свердловского областного отделения Всероссийского хорового общества (COO ВХО) и работе дирижерско- хорового факультета Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.
Именно опорой на источники из архива Г.П. Рогожниковой во многом определяются хронологические рамки исследования, ограниченные рубежом 1930-х - 1940-х гг. снизу и преимущественно серединой 1980-х гг. сверху. Основной массив документов из архива Рогожниковой до 1940-х гг. был ею проработан и опубликован в периодической печати (газеты «Советская культура», «Уральский рабочий», «Вечерний Свердловск») и изданиях: О музыке и музыкантах Урала (Свердловск, 1959), Научно-методические записки Уральской консерватории (Свердловск, 1957), Слово о мастере (Екатеринбург, 2009) . Документация по 1940-м - 1980-м гг. была собрана, но не обработана Галиной Петровной. В результате, ценные сведения о хоровой культуре этих годов до настоящего времени были почти неизвестны музыкальной исторической науке и музыкальному краеведению. При всем том, автор в ходе исследования обращается к документации из разных частных архивов, в том числе и Г.П. Рогожниковой, как более раннего, так и более позднего периодов.
К архивным источникам примыкают материалы прессы, а именно: соответствующие исследуемому периоду публикации в местных и центральных журналах и газетах (вне какой-либо отраслевой ориентации), носящие «летописный» характер. В жанровом отношении это, преимущественно, критические статьи и заметки, обзоры, анонсы культурных событий города и области.
Особое место в работе занимают музыкально-социологические труды Е.С. Власовой: документированное исследование «1948 год в советской музыке» и докторская диссертация «Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций» [17; 18], и И.Б. Резник: кандидатская диссертация «Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов» и исследование «Музыкальная жизнь Свердловска в 1930-е гг.: из архивов города» [109; 110].
Ценный материал по истории ВХО содержит диссертационное исследование Е.В. Щаповой «Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия» [170]. Автором приняты во внимание также работы исторического направления: Е.М. Сабадышиной «Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры» [115].
Безусловно ведущая в настоящем исследовании, музыкально-краеведческая составляющая позволяет рассматривать его в ряду подобных работ по истории музыкальной культуры регионов: Южного и Среднего Урала, Башкирии, Перми, Новосибирска, [9-12; 58; 59; 67; 79; 104; 119; 155; 164].
Отдельно следует выделить материалы, связанные с публикацией в прессе, книжных изданиях и интернет-изданиях партийных документов: постановлений, резолюций, решений, принимавшихся на съездах и совещаниях ВКП(б) и КПСС по вопросам культурной политики советского государства.
Автор обращается также к трудам по истории отечественной музыкальной культуры, истории и теории хорового искусства, историческим, теоретическим, социологическим работам по массовой музыкальной культуре XX в., а также к работам публицистического характера.
Методы исследования. Исходными и основополагающими ддя работы стали методы источниковедения, включающие в себя поиск, собирание, систематизацию и каталогизацию документов.
При рассмотрении хоровой культуры Свердловска и области в контексте времени используются методы музыкальной социологии и исторического музыкознания.
Реконструкция биографии Г.П. Рогожниковой и творческих «биографий» хоровых коллективов обратила автора соответственно к биографическому и просопографическому (исследующему те или иные сообщества как коллективные биографии) методам исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
• Г.П. Рогожникова - выдающийся деятель хоровой культуры Урала;
• личный архив Г.П. Рогожниковой по совокупности хранящихся в нем документов представляет собой одновременно продукт и памятник хоровой культуры советской эпохи;
• хоровая культура, как наиболее зависимая от государственного социального заказа сфера музыкальной культуры, имела в Сверддовске и Свердловской области 1940-х - середины 1980-х гг. все условия: а) ддя создания органа, координирующего и контролирующего все звенья хорового дела в уральском регионе - Свердловского областного отделения ВХО; б) для поддержания высокого уровня хорового профессионализма в заведениях музыкальной культуры и музыкального образования; в) для формирования профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов и их активного взаимодействия; г) для стабильного функционирования общественно значимых массовых хоровых действ.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• впервые масштабно представлена фигура Г.П. Рогожниковой как основателя хорового дела на Среднем Урале в середине - второй половине XX в.;
• систематизирован и введен в научный обиход архив Г.П. Рогожниковой в полном его составе;
• детально описана многосторонняя деятельность Свердловского областного отделения ВХО;
• реконструированы творческие пути ряда репрезентативных хоровых коллективов;
• воссоздана целостная картина функционирования хоровой культуры Свердловска и Свердловской области 1940-х - 1980-х гг.
Апробация исследования. Настоящая работа выполнена на кафедре теории музыки Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры. В процессе подготовки диссертационного исследования автор принял участие в следующих конференциях: Международная научная конференция «Чтения памяти С.В. Смоленского: Хоровое искусство в Х1Х-ХХ! вв. - тенденция и перспективы» (Казань, 2012), Международная конференция «Творчество Родиона Щедрина в контексте времени» (Екатеринбург, 2012), VII Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке: перспективы развития» (Чебоксары, 2016). По теме диссертации опубликовано восемь статей, в том числе три статьи в изданиях, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией РФ.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в курсах «История хоровой культуры Екатеринбурга и Свердловской области» и «Музыкальная культура Урала» на дирижерско-хоровом и музыковедческом и исполнительских отделениях средних специальных и высших музыкальных заведений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В истории отечественной хоровой культуры XX в. десятилетия с 1940-х по 1980-е гг. занимают особое место: на них пришлись все главные события советской эпохи - сталинские репрессии, Великая Отечественная война, развенчание культа личности, свободные голоса «оттепели», монументальность «застоя», радостные и тревожные предчувствия начала «перестройки». Будучи наиболее мобильной в плане отклика на общественные движения, хоровая культура обозначенного времени предстает своего рода зеркалом, в котором отражаются в художественной форме перипетии жизни государства и судьбы отдельных людей.
Главной фигурой настоящего исследования стала Галина Петровна Рогожникова - талантливый музыкант, созидатель и хранитель уральской хоровой культуры середины - второй половины XX столетия. Личный архив Г.П. Рогожниковой представляет не только научный интерес, но и является свидетельством времени по составу и содержанию хранящихся в нем документов. Все сказанное позволяет определить историческое место Г.П. Рогожниковой в ряду выдающихся деятелей хоровой культуры Урала, а ее архив характеризовать как продукт и памятник советской эпохи.
Анализ хоровой культуры Урала 1940-х - 1980-х гг. в контексте государственного социального заказа позволил рассмотреть советскую массовую песню, составлявшую основу репертуара хоровых коллективов, как социокультурное явление, развитие которого непосредственно подчинялось партийно-государственному регулированию. В работе показаны изменения смыслового наполнения понятия «массовость», определяемого сменой социокультурных парадигм: от массовости по исполнительскому составу, содержанию и бытованию в сталинскую эпоху, через массовость «оттепели» как социально-психологическое противостояние государственному социальному заказу к массовости «периода застоя» как сегмента хорового творчества, обусловленного государственно-политическим ангажементом.
Анализ архивных материалов и публикаций в прессе, связанных с деятельностью Свердловского областного отделения ВХО, позволил прийти к выводу, что областное отделение Общества представляло собой слаженную систему управления хоровой культурой уральского региона. Последовательное изложение событий и фактов деятельности этой организации свидетельствует о том, что Свердловск к концу 1950-х гг. имел все условия для создания органа, координирующего и контролирующего все звенья хорового дела в уральском регионе. Эти условия: благоприятная социокультурная ситуация, партийно - государственная поддержка, наличие квалифицированных профессиональных и управленческих кадров, достаточное количество хоровых коллективов в Свердловске и области, сценических площадок для проведения массовых культурных мероприятий с участием хора. Данный комплекс позволил добиться высокой результативности работы организации в следующих основных направлениях: развитие хоровой самодеятельности, осуществление взаимосвязи между профессиональным и любительским хоровым исполнительством, поддержание высокого уровня хорового профессионализма в заведениях музыкальной культуры и музыкального образования, хоровое воспитание детей и юношества, музыкально-просветительская работа в селах.
Систематически проводимые Свердловским отделением ВХО грандиозные праздники песни и фестиваль «Уральские самоцветы» следует рассматривать тоже как атрибут эпохи, свидетельство процветания государства, что являлось прямым подтверждением результативности культурной политики государства брежневского периода - единственного и, одновременно, последнего времени стабильности в истории существования СССР.
Реконструкция творческого пути хоровых коллективов, наиболее репрезентативных с точки зрения 1940-х - 1980-х гг., позволила создать целостную картину хорового исполнительства в Свердловске и Свердловской области как активного функционирования профессиональных и самодеятельных хоров.
К итогам проведенной работы можно отнести также следующие:
• результаты, полученные в процессе реконструкции биографии Г.П. Рогожниковой и восстановления творческого пути ряда хоровых коллективов, вносят новые сведения в региональное музыкальное краеведение;
• создание целостной картины функционирования хоровой культуры Свердловска и Свердловской области способствует расширению представлений о художественных, социокультурных, исторических процессах, которые происходили в российских регионах в 1940-е - 1980-е гг.;
• анализ основных линий деятельности Свердловского областного отделения Всероссийского хорового общества демонстрирует пример системного руководства хоровым делом во всем его объеме, что может стать ориентиром для организации хорового дела в новых социальных и культурных условиях XXI в.
Хоровая культура Свердловска и Свердловской области в контексте времени и места, автор пришел к заключению, что, с точки зрения времени, она представляла собой систему взаимодействия композиторского, исполнительского и образовательного ее компонентов; функционирование этой системы «запускалось» государственным социальным заказом и существовало в формах концертной, образовательной и просветительской практики. С точки зрения места, хоровая культура очерченного геополитического пространства не имела и не могла иметь каких-либо принципиальных отличий, - это была культура, типологически идентичная существовавшей в крупных городах на всем советском пространстве. Региональным отличием являлись лишь некоторые формы воплощения государственного социального заказа и наличие в репертуаре хоровых коллективов произведений уральских композиторов.
Настоящая работа - лишь первая ступень в осмыслении столь широкой темы, каковой видится тема истории хоровой культуры Урала. Так, отдельного исследования требует всесторонний анализ репертуара хоровых коллективов, только намеченный в данной работе. Востребовано сегодня обобщение советских
методик хорового воспитания. Ждут своего часа монографические исследования о выдающихся деятелях хоровой культуры Урала, которые, в свою очередь, должны составить основание для разработки важнейшей темы о роли личности руководителя в хоровом исполнительском искусстве. Все это следует делать для того, чтобы не ушел безвозвратно в прошлое богатейший опыт, накопленный в советские времена и имеющий все основания стать фундаментом для хоровой культуры сегодняшнего дня.



1. Абелян Л.М. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка [Текст] / Л.М. Абелян // Музыкальное воспитание в школе : сб. ст. / сост. О. Апраксина. - М., 1978. - Вып. 13. - С. 47-54.
2. Аверьянова О. Всероссийскому хоровому обществу - 25 лет (страницы истории) [Текст] / О. Аверьянова. - М. : Сов. композитор, 1985. - 120 с.
3. Агаева Т.Н. Очерк истории любительского хорового пения в России [Текст] / Т.Н. Агаева // Русское хоровое общество - 100 лет. - М., 1979. - С. 6-39.
4. Алексимова М.М. К вопросу о современном камерно-хоровом исполнительстве [Текст] / М.М. Алексимова // Советское хоровое исполнительство (50-80-е годы) : сб. тр. / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. - М., 1988. - Вып. 98. - С. 71-77.
5. Асафьев Б.В. Избранные труды [Текст]. В 5 т. Т. 5 / Б.В. Асафьев. - М. :
Изд. Акад. наук СССР, 1957. - 388 с.
6. Асафьев Б.В. Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны [Текст] / Б. Асафьев // Миясиз : Вести. Санкт- Петербург. гос. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. - 2015. - № 4 (44). - С. 3-8.
7. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве [Текст] : сб. ст. / Б.В. Асафьев ; сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л. : Музыка, 1980. - 216 с.
8. Белоненко А. Выражение духа народа [Текст] / А. Белоненко // Сов. музыка . - 1981. - № 10. - С. 71-75.
9. Беляев С.Е. Из прошлого художественной культуры Урала [Текст] : избр. ст. и очерки / С.Е. Беляев. - Екатеринбург : УГК им. М.П. Мусоргского, 2009. - 150 с. - ХЗБИ 978-5-98602-042-6.
10. Беляев С.Е. История музыкальной культуры Урала (XVIII - начало XX в.) [Текст] : курс лекций / С.Е. Беляев. - Екатеринбург : Диамант, 1996. - 64 с.: ил.
11. Беляев С.Е. Музыкальная культура Среднего Урала [Текст] : учебник для детских муз. шк. и шк. искусств / С.Е. Беляев, Л.А. Серебрякова. - Екатеринбург : УГК им. М.П. Мусоргского, 2005. - 219 с., илл. - 18ВИ 5¬98602-002-2.
12. Беляев С.Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции [Текст] / С.Е. Беляев. - Екатеринбург, 1995. - 43 с.
13. Бушева А.П. Возрождение А.А. Юрловым русской духовной музыки XVI¬XVIII веков на концертную эстраду [Текст] / А.П. Бушева // Александр Юрлов : сб. ст. / ред.: Козляков В.В. и Бушева А.П. - Тамбов, 2002. - С. 41¬52.
14. Быкова И. Музыкальному воспитанию - системный подход [Текст] / И. Быкова // Сов. музыка. - 1981. - № 2. - С. 15-20.
15. Величко А. Дмитрий Шостакович: первые дни войны [Текст] / А. Величко // МНЬТСНЬ : Вести. Санкт-Петербург. гос. консерватории им. Н.А. Римского- Корсакова. - 2015. - № 3 (43). - С. 3-6.
16. Виноградов Б. Работа над дикцией в хоре [Текст] / Б. Виноградов. - М., 1967. - 103 с.
17. Власова Е.С. 1948 год в советской музыке [Текст] : документиров. исслед. / Е.С. Власова. - М. : Классика-ХХС 2010. - 456 с. : ил., 16 с. ил. - КВП 978¬5-89817-323-4.
18. Власова Е.С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций [Текст] : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Е.С. Власова. - Москва, 2010. - 42 с.
19. Власть и художественная интеллигенция [Текст]. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике, 1917-1953 / под ред.
А.Н. Яковлева ; сост. А. Артизов, О. Наумов. М. : МФД, 1999 - 872 с. - (Россия. XX век. Документы). - ISBN 5-85646-040-5.
20. Времена и люди [Текст] : к 60-летию основания дирижерско-хорового фак. РАМ им. Гнесиных : сб. ст. / сост. О.М. Судакова. - М. : РАМ им. Гнесиных,
2006. - 170 с.
21. Ганжа А. Тематизация времени в советской массовой песне [Текст] / А. Ганжа // Логос. - 2014. - № 3 [99]. - С. 41-66.
22. Гиммельфарб Е. Марк Израилевич Паверман - дирижер, педагог, человек [Текст] / Е. Гиммельфарб // Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала : сб. ст. - Екатеринбург, 1996. - С. 165-171.
23. Горбич СМ. Мой любимый дирижерско-хоровой [Текст] : (к 85-летию муз. училища им. П.И. Чайковского) / СМ. Горбич. - Екатеринбург, 2002. - 59 с.
24. Государственный академический Московский областной хор (1956-2006) [Текст] : к 50-летию коллектива: хроника творческой деятельности. Статьи. Воспоминания. Репертуар / сост. И.Ю. Мякишев. - М. : Империум Пресс,
2007. - 128 с.
25. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века, 50-80-е годы [Текст] / Г.В. Григорьева. - М. : Сов. композитор, 1989. - 206 с.
26. Гюнтер X. Поющая родина: Советская массовая песня как выражение архетипа матери [Текст] / X. Гюнтер // Вопр. литературы. - 1997. - № 4. - С. 46¬61.
27. Данилевич Л. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны [Текст] / Л. Данилевич. - М. ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1948. - 87 с.
28. Данилевич Л. Советская музыка о В.И. Ленине [Текст] : очерки / Л. Данилевич. - М. : Музыка. - 1976. - 159 с., нот.
29. Дмитревский Г.А. : дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах [Текст] / ред.-сост. А.Б. Павлов-Арбенин. - СПб. : НИИ Химии СПбГУ, 2000. - 220 с., ил. - ISBN 5-7997-0227-1.
30. Доброхотова О.И. Певцы Урала [Текст] / О.И. Доброхотова // Сов. музыка. - 1965. - № 4. - С. 11-26.
31. Друзья-однополчане [Текст] : О песнях, рожденных войной. М. : Воениздат, 1975. - 253 с., нот.
32. Дуков Е.В. Власть как муза муз: отечественный опыт [Текст] / Е.В. Дуков // Между обществом и властью: массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века. - М., 2002. - С. 7-20.
33. Егоров А. Теория и практика работы с хором [Текст] / А. Егоров. - М. ; Л., 1951. - 239 с.
34. Елисеева-Шмидт Э.С. Энциклопедия хорового искусства [Текст] / Э.С. Елисеева-Шмид. - М. : Добросвет : КДУ, 2001. - 502 с.
35. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: теория, методика, практика [Текст] /
В.Л. Живов. - М. : Владос, 2003. - 272 с.
36. Зак В.И. О мелодике массовой песни (опыт анализа) [Текст] / В.И. Зак. - М. : Сов. композитор, 1979. - 357 с.
37. Зарудко В. Грандиозный музыкальный праздник [Текст] / В. Зарудко, В. Лихт // Сов. музыка. - 1981. - № 1. - С. 67-81.
38. Из истории хоровой культуры Урала [Текст] : сб. ст. / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского ; сост. А. Литвина. - Екатеринбург, 2004. - 60 с.
39. Ильин В.И. Очерки истории хоровой культуры первой половины XX века [Текст]. Ч. 2 / В.И. Ильин. - СПб. : Композитор, 2003. - 120 с. - 18ВИ 5-7379¬0159-9.
40. История современной отечественной музыки [Текст]. Вып. 1 : учебник / ред. М.Е. Тараканов. - М. : Музыка, 2005. - 480 с. : нот. - 18ВИ 5-7140-0560-0.
41. История современной отечественной музыки [Текст]. Вып. 2 : учебник / ред. М.Е. Тараканов. - М. : Музыка, 1999. - 477 с. : нот. - 18ВП5-7140-0419-1.
42. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления [Текст] : избр. ст. и докл. / Д.Б. Кабалевский. - М. : Педагогика, 1986. - 192 с.
43. Казачков С.А. Дирижер хора - артист и педагог [Текст] / С.А. Казачкова. - Казань : Казан. гос. консерватория, 1998. - 308 с. - ISBN 5-85401-018-6.
44. Казачков С.А. Формы меняются проблемы остаются: Вопросы
современного хорового исполнительства [Текст] / С.А. Казачкова // Сов. музыка. - 1978. - № 4. - С. 59-60.
45. Карабатов Р.П. The main Tendencies of the Choir Culturein Ekaterinburg [Текст] / P. Карабатов // Гуманитарное развитие музыканта в современном обществе : материалы докл. студенческой науч.-практ. конф., Екатеринбург, 9 апр. 2012 г. / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2012. - С. 105-110.
46. Карабатов Р.П. Ансамбль «Хорал». Ensemble of old music “Choral” [Текст] / Р.П. Карабатов // AVDREVUE : literarni magazine prospolecnostaumeni ; rocnik MMXIII. - Praha, Ceska republika, 2013. - C. 12-15.
47. Карабатов Р.П. Выдающийся деятель хоровой культуры Урала Галина Петровна Рогожникова и ее архив [Текст] / Р.П. Карабатов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 9. - С. 30-33.
48. Карабатов Р.П. Из истории хорового общества Свердловской области [Текст] / Р.П. Карабатов // Проблемы музыкальной науки. - 2014. - № 4 (17). - С. 114-121.
49. Карабатов Р.П. История хоровой капеллы Свердловской республиканской филармонии в 1940-е - 1970-е годы (по материалам архивов) [Текст] / Р.П. Карабатов // Музыка в системе культуры : науч. вести. Урал. консерватории. - 2013. - Вып. 6: Творчество Родиона Щедрина в контексте времени : сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения композитора. - С. 166-173.
50. Карабатов Р.П. Народная академическая хоровая капелла дворца культуры им. И.В. Окунева «Уралвагонзавода» г. Нижнего Тагила: из истории хоровой культуры Среднего Урала [Текст] / Р.П. Карабатов // Вести. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 31. - С. 60-68.
51. Карабатов Р.П. Некоторые тенденции в хоровой культуре в Екатеринбурге в 1940-90-е годы [Текст] / Р.П. Карабатов // Чтения памяти С.В. Смоленского: Хоровое искусство в XIX - XXI вв.: Тенденции и перспективы : материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 23-25 окт. 2012 г.). - Казань, 2013. - С. 147-151.
52. Карабатов Р.П. Советская массовая песня сталинского периода сквозь призму государственного социального заказа [Текст] / Р.П. Карабатов // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.) : в 2 т. - Чебоксары, 2016. - Т. 1. - С. 109-111.
53. Кастальский А.Д. Чаяния нового направления и обновления путей музыкального искусства [Текст] / А.Д. Кастальский // Русская духовная музыка в документах и материалах / ред.-сост., автор вступит. ст. и коммент.
С.Г. Зверева. - М., 2006. - Т. 5: Александр Кастальский: Статьи, материалы, воспоминания, переписка. - С. 133-136.
54. Конен В. О прошлом и настоящем [Текст] / В. Конен // Сов. музыка. - 1966. - № 10. - С. 38-41.
55. Корев Ю. Советская массовая песня [Текст] / Ю. Корев // Советская музыка на подъеме : сб. ст. - М. ; Л., 1950. - С. 215-240.
56. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения [Текст] : учебное пособие / В.И. Краснощеков. - М. : Музыка, 1969. - 299 с.
57. Круглова Т.А. Советское искусство в контексте процессов массовизации культуры в XX веке [Текст] / Т.А. Круглова // Культура XX века : материалы докл. регион. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 2-5 дек. 2002 г. / Урал. гос. консерватория ; отв. за вып. Н.А. Вольпер. - Екатеринбург, 2003. - С. 8-14.
58. Кузыев Р.У. Башкирское искусство за 30 лет [Текст] / Р.У. Кузыев // Расцвет просвещения и культуры в Башкирии. - Уфа : Башгосиздат, 1947. - С. 17-24.
59. Курленя К.М. Парадигмы развития региональной отечественной культуры (на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия) [Текст] : дне. ... д-ра искусствоведения / К.М. Курленя. - Новосибирск, 2008. - 503 с.
60. Левандо П.П. Проблемы хороведения [Текст] / П.П. Левандо. - М. : Музыка, 1989. - 1967 с.
61. Левит С. Советская музыка в борьбе за мир [Текст] / С. Левит. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - 200 с.
62. Леонидова М. Хоровое искусство - в массы [Текст] / М. Леонидова // Муз. жизнь. - 1958. - № 7. - С. 16-17.
63. Литвина А.Г. Массовое хоровое пение на Среднем Урале [Текст] / А.Г. Литвина // Из истории хоровой культуры Урала : сб. ст. / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского ; сост. А. Литвина. - Екатеринбург, 2004. - С. 45-53.
64. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры [Текст] : (краткие очерки) / Д. Локшин. - Изд. 2-е, доп. - М. : Гос. изд-во, 1963. - 214 с.
65. Локшин Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе [Текст] / Д. Локшин. - М., 1957. - 296 с.
66. Лушникова Н.А. Культурное развитие села в 1960-е - 1970-е гг. (на материалах Свердловской и Курганской областей) [Текст] / Н.А. Лушникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - Выл. 7 (13), ч. 3. - С. 129-133.
67. Майбурова Е.В. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми [Текст] / Е.В. Майбурова // Из музыкального прошлого : сб. очерков / ред.-сост. Б.С. Штейнпресс. - М., 1960. - Т. 1. - С. 72-124.
68. Майбурова Е.В. Музыкальная жизнь Екатеринбурга [Текст] / Е.В. Майбурова // Из музыкального прошлого : сб. очерков / ред.-сост. Б.С. Штейнпресс. - М., 1960. - Т. 1. - С. 22-71.
69. Манжора Б.Г. Государственный уральский русский народный хор [Текст] / Б.Г. Манжора. - Свердловск : Свердл. кн. изд-во, 1958. - 148 с. : ил.
70. Марисова И.Б. Пути развития русского современного хорового исполнительства в период 50-80-х годов [Текст] / И.Б. Марисова // Советское хоровое исполнительство (50-80-е годы) : сб. тр. / Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. - М., 1988. - Вып. 98. - С. 5-12.
71. Мастера советской песни [Текст]. Вып. 1 / сост. В.И. Зак. - М. : Сов. композитор, 1977. - 149 с. : ил.
72. Ментюков А. Новосибирский камерный хор [Текст] / А. Ментюков // Сов. музыка. - 1973. - № 12. - С. 45-47.
73. Мешкова А. Массовая музыкальная культура XX века [Текст] : учеб. пособие / А. Мешкова, А. Коробова. - Екатеринбург, 2006. - 120 с.
74. Мжельская М.В. Формирование хоровой, исполнительской и музыкально-театральной культуры в Самаре: середина XIX - начало XX века [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / М.В. Мжельская. - СПб, 2002. - 22 с.
75. Минин В.Н. Ближе к практике [Текст] / В.Н. Минин // Сов. музыка. - 1975. - № 2. - С. 85-87.
76. Минин В.Н. Залог достижения жанра [Текст] / В. Минин // Сов. музыка. - 1981. - № 2. - С. 26-28.
77. Минин В.Н. К проблеме подготовки дирижеров хора [Текст] / В.Н. Минин // Проблемы высшего музыкального образования : сб. трудов. - М., 1975. - Вып. 19. - С. 17-26.
78. Минин В.Н. Могучее средство единения людей [Текст] / В.Н. Минин // Сов. музыка. - 1982. - № 9. - С. 50-52.
79. Мирошниченко С.И. Становление хорового исполнительства на Южном Урале [Текст] / С.И. Мирошниченко. - Магнитогорск, 1999. - 221 с., табл. - 18ВИ 5-88311-010-Х.
80. Михайловская Н. Ансамбль «Дружба» [Текст] / Н. Михайловская // Муз. жизнь. - 1958. - № 13. - С. 14.
81. Музыкальное и художественное образование в социокультурном развитии личности [Текст] : материалы Всерос. конф., посвящ. 50-летнему юбилею фак. муз. и худож. образования УрГПУ, Екатеринбург, 9 аир. 2010 г. - Екатеринбург, 2010. - 184 с. - 18ВИ 978-5-7186-0433-7.
82. Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории и методологии [Текст] : материалы Междунар. науч. конф. 21-23 окт. 2008 г. / РАМ им. Гнесиных. - М., 2009. - 392 с. - 18ВН 978-5-8269-0172-4.
83. «Музыкальный современник» [Текст] : [ред. ст.] // Муз. энцикл. / под ред. Ю.В. Келдыша. - М., 1976. - Т. 3. - Стб. 802.
84. Мурзина И.Я. Культура Урала: очерки становления и развития региональной культуры [Текст]. В 2 ч. Ч. 2 : учеб. пособие для вузов / И.Я. Мурзина, А.Э. Мурзин. - Екатеринбург, 2006. - 246 с.: ил. - 18ВИ 5-7186¬0186-0.
85. Национальные культуры Урала: самобытность, история и перспективы взаимодействия [Текст] : материалы науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2005, - 162 с. : с ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ