Введение 5
1. Теоретические аспекты совершенствования фирменного стиля компании . 7
1.1 Понятие, цели, функции и элементы фирменного стиля 7
1.2 Цели, задачи и этапы формирования фирменного стиля 14
1.3 Проблемы и пути совершенствования фирменного стиля малого
торгового предприятия 20
2 Исследование эффективности деятельности ИП «Гришин» 28
2.1 Краткая характеристика ИП «Гришин» и анализ показателей 28
деятельности в 2017-2019 гг 28
2.2 Характеристика продукции и анализ внешней среды ИП «Гришин» 37
2.3 Оценка фирменного стиля ИП «Гришин» 48
3. Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ИП «Гришин» за счет совершенствования фирменного стиля 57
3.1 Мероприятие по совершенствованию фирменного стиля ИП
«Гришин» за счет формирования потребительского профиля клиента 57
3.2 Мероприятие по совершенствованию фирменного стиля за счет
проведения рекламной компании в социальных сетях 61
3.3 Мероприятие по совершенствованию фирменного стиля ИП «Гришин» за счет проведения тренингов коммуникативной компетентности 64
3.4 Обоснование экономической эффективности мероприятий 66
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 70
Приложение А Элементы фирменного стиля компании Benetton Group 75
В настоящее время первостепенную важность для хозяйствующих субъектов приобретают вопросы практической значимости фирменного стиля компании для повышения узнаваемости её продукции, повышения доверия к компании, увеличения вследствие этого объема продаж, выручки и прибыли и повышения конкурентоспособности в условиях насыщенного рынка.
Фирменный стиль - это визуальный образ фирмы, набор графических элементов (логотип, визитка, конверт, бланк и другая продукция), созданных в одном стиле. В широком смысле фирменный стиль понимается как маркетинговая концепция и инструмент маркетинга, позволяющий сделать компанию более презентабельной перед партнерами и клиентами, повысить узнаваемость фирмы и уровень доверия к ней потребителей. Формирование фирменного стиля позволяет найти и удерживать свою нишу на рынке среди множества конкурирующих предприятий. В совокупности с высоким качеством и оптимальной ценой фирменный стиль способствует продвижению бренда, увеличению продаж и финансовых результатов.
При этом наиболее удачный и эффективный фирменный стиль присущ зарубежным компаниям с долгой историей развития, продукция которых получила мировую известность. В настоящее время многие российские малые предприятия основывают бизнес на продажах продукции известных мировых брендов. В их числе видное место принадлежит итальянской компании Benetton Group SpA - производителю одежды с сетью магазинов, в которых продаются товары марок United Colors of Benetton, Undercolors of Benetton, Sisley. Компания обладает уникальным фирменным стилем, определяющим её финансовый успех.
Актуальность выбранной темы бакалаврской работы обусловлена тем, что на современном этапе оптимальный фирменный стиль представляет собой одну из важнейших маркетинговых концепций, которая осуществляется всеми участниками рынка для повышения конкурентоспособности фирмы.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности деятельности ИП «Гришин» за счет разработки мероприятий, направленных на совершенствование фирменного стиля предприятия.
Для достижения цели в работе поставлен ряд задач:
- изучить теоретические аспекты совершенствования фирменного стиля компании;
- провести анализ эффективности деятельности и фирменного стиля ИП «Гришин»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование фирменного стиля данного предприятия.
Объект исследования - малое торговое предприятие ИП «Гришин», основным видом деятельности которого является продажа одежды бренда United Colors of Benetton. Предмет исследования организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования фирменного стиля ИП «Гришин».
Научную и теоретическую основу исследования по данной проблеме составляют труды таких ученых, как Ю.К. Баженов, Е.А. Бондаренко, А. Борисов, Л.А. Корчагова, Ф.Г. Панкратов, Л.В. Подорожная, А.Н. Саломатин, Д.В. Сендеров, Е.В. Ромат, О.Г.Цурри и др.
Анализируемый период охватывает 2017-2019 годы.
Структурно бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.
Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы, обусловило ее актуальность и цель бакалаврской работы, что потребовало проведения комплексного исследования, результаты которого представлены в данной бакалаврской работе.
В настоящей выпускной квалификационной работе было проведено исследование деятельности малого предприятия розничной торговли ИП «Гришин», основным видом деятельности которого является торговля мужской, женской и детской трикотажной одеждой бренда United Colors of Benetton, производимой итальянской компанией Benetton Group SpA.
Целью создания ИП «Гришин» является обеспечение конкурентоспособности фирмы с помощью маркетинговых инструментов и своевременной адаптации представляемой услуги к требованиям потребителей.
Выпускная квалификационная работа содержит три раздела. В первом разделе изучены теоретические аспекты совершенствования фирменного стиля компании.
Во втором разделе проведено исследование эффективности деятельности и фирменного стиля ИП «Гришин» в 2017-2019 гг. По итогам исследования сделаны следующие выводы.
Анализ технико-экономических показателей выявил, что в 2017-2019 гг. деятельность фирмы ИП «Гришин» являлась прибыльной. «В анализируемые годы товарооборот и выручка увеличивались. Затраты росли меньшими темпами, что обеспечило получение прибыли, которая увеличивалась. Возросли активы предприятия и его собственный капитал, повысилась рентабельность хозяйственной деятельности» [50].
При этом внешняя среда, в которой работало малое торговое предприятие ИП «Гришин», не благоприятствовала торговле модной фирменной одеждой: анализируемые 2017-2019 годы характеризовались спадом потребительского спроса в торговле одеждой из-за снижения доходов населения. Тем не менее, предприятие сумело удержать конкурентные позиции и сохранить покупателей.
Однако фирменный стиль менеджментом предприятия понимается в узком смысле, как оформительская деятельность с сохранением форменного стиля компании - поставщика продукции. Ассортимент продаж распылен, что неэффективно для малой фирмы. Не сформирован потребительский профиль своей аудитории и своего целевого клиента.
Для сохранения конкурентной позиции фирма ИП «Гришин» должна применять маркетинговый анализ и использовать возможности рекламы товаров в социальных сетях.
Автором разработаны следующие мероприятия, направленные на совершенствования фирменного стиля предприятия:
- повышение эффективности деятельности ИП «Гришин» за счет формирования потребительского профиля клиента;
- повышение эффективности деятельности ИП «Гришин» за счет проведения рекламной компании молодежной одежды в социальных сетях;
- повышение эффективности деятельности ИП «Гришин» за счет проведения тренингов коммуникативной компетенции.
В «результате изменений, которые произойдут в итоге внедрения предложенных в работе мероприятий, произойдет рост выручки от продаж, снижение себестоимости проданных товаров, вырастет рентабельность бизнеса» [50]. Таким образом, предложенные мероприятия являются экономически эффективными. Внедрение в практику предлагаемых рекомендаций позволит усовершенствовать фирменный стиль ИП «Гришин» и повысить финансовые результаты и эффективность деятельности фирмы.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок и изменений) // Собрание законодательства РФ.- 2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от
18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019). Ст. 1477. Товарный знак и знак обслуживания [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/9489e6b560df698055655d14f93f770f826b9b8b/
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) // СЗ РФ. 2002.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/
5. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав
потребителей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/
6. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/
7. Федеральный закон от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/documentcons/(утратил силу)
8. Федеральный закон от 11.12.2002 № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons (утратил силу с 2008 г)
9. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // СПС Консультант плюс
10. Абросимов, И. Д. Менеджмент как система управления
хозяйственной деятельностью [Текст] / И.Д. Абросимов, В.П. Медведев. - М.: Инфра-М, 2015. - 80 с.
11. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для вузов : [Текст] / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 320 с.
12. Агафонова, М.Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле и документооборот. Учебное пособие : [Текст] / М.Н. Агафонова. - М.: Дело и Сервис, 2015 г. - 304 с.
13. Афанасьев, Л. П. Экономика предприятия (фирмы): практикум : учеб. пособие для экон. спец. вузов : [Текст] / Л. П. Афанасьев и др. ; под ред. О. И. Волкова, В. Я. Позднякова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 330 с.
14. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учеб. для экон. вузов : [Текст] / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет ; под ред. М. И. Баканова. - М. : Финансы и статистика, 2015. - 288 с.
15. Балаева, А. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития : [Текст] / А. Балаева, М. Предводителева // МэиМО, №3-2015.
16. Бондаренко, Е.А. Роль фирменного стиля в деятельности
организации // Экономика и бизнес. 2017. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/article/n/rol-firmennogo-stilya-v-deyatelnosti-
organizatsii
17. Борисов, А. Торговля в России - больше, чем торговля : [Текст] / А. Борисов // Современная торговля. - 2015. - №1. - С. 6-10.
18. Бородушко, И.В. Стратегическое планирование и контроллинг [Текст] / И.В. Бородушко, Э.К. Васильева. - СПб.: Питер, 2016. - 192с.
19. Васильев, С.В. Стратегический менеджмент: учебно¬
методическое пособие [Текст] / С.В.Васильев. - СПб.: Питер, 2015. -136 с.
20. ВВП стран: рейтинг МВФ в 2017-2018 гг. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/obs
21. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник [Текст] / О.С. Виханский. - М.: Экономист, 2016. - 102 с.
22. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в электронной форме (п.ы 1 и 3 ст. 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
23. Городов О.А. Право на средства индивидуализации. - М.: Волтерс Клувер, 2016. - 448 с.
24. Гусев, А. А. Стоимость бизнеса в системе стратегических управленческих решений [Текст]: Монография / А.А. Гусев. - М.: ИНФРА-М , 2015. - 178 с.
25. Дойль, П. Маркетинг и менеджмент стратегии [Текст] / П.Дойль, Ф. Штерн.- СПб.: Питер, 2015. - 204 с.
26. Залялова, Л.Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг : [Электронный ресурс] / Л.Р. Залялова. - Режим доступа: http://www. rusrand.ru.
27. Иванов, В.В. Подходы к формированию систем эффективного менеджмента : [Текст] / В.В. Иванов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №5.
28. История бренда Benetton [Электронный ресурс]. Режим доступа: http s: //brandwiki .ru/brands/fashion/benetton.html
29. Клевцова, Л. Уйти или остаться? Альтернативы на рынке сетевого ритейла / Л. Клевцова // Современная торговля. - 2017. - №4. - С. 10-11.
30. Корчагова, Л.А. Роль и значение фирменного стиля в формировании имиджа компании и продвижении её товаров и услуг / Л.А. Корчагова, В.А. Крушняк // Экономика и бизнес.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-
31. Котлер, Ф. Маркетинг XXI века: Новые маркетинговые технологии [Текст] / Ф. Котлер. - СПб.: Нева, 2012. - 425 с
32. Логотип компании Бенеттон [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://toplogos.ru/logo-united-colors-of-benetton/
33. Миддлтон, Дж. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса. Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен [Текст] / Джон Миддлтон.
- М. : ЗАО Олимп-Бизнес, 2015. -204 с.
34. Новиков, С. Чем отличается оптовая торговля от розничной : [Текст] / С. Новиков // Хозяйство и право. - 2016. - №9. - С. 113-114.
35. Обзор экономики Российской Федерации. - № 155. - 2019 г. Аналитические показатели: Интернет версия [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.cbr.ru/analytics/obs_ex.pdf
36. Основы менеджмента : учебное пособие : [Текст] / Под. ред. В. И. Королева. - М.: Магистр, 2015. - 325 с.
37. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. - М.: Дашков и К°, 2015. - 364 с.
38. Подорожная Л.В. Теория и практика рекламы: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2015. - 344 с.
39. Познянская Я. Вы ещё не продаёте с помощью директ- маркетинга? : [Текст] / Я. Познянская // Управление продажами. - №6. - 2015. С. 23-25.
40. Предпринимательство: Учебник [Текст] / Под ред. М.Г. Лапусты.
- 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 520 с.
41. Роль фирменного стиля в формировании имиджа бренда [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www.soldis.ru/ourvision/detail.
42. Ромат, Е. Реклама: Учебник для вузов. 9-е изд. Сьандарт третьего поколения [Текст] / Е.В. Ромат, Д.В. Сендеров. - СПб.: Питер, 2016. - 544 с.
43. Создание бренда Benetton. Логотип Benetton. [Электронный ресурс] : Режим доступа: [https://www.logomaster.com.ua/index.php?p=4204].
44. Фирменный стиль [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.os-design.ru/services/firmstyle
45. Фирстова, С.Ю. Экономический анализ в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / С.Ю. Фирстова. - М.: КНОРУС, 2012. - 184 с.
46. Цурри, О.Г. Фирменный стиль в создании благоприятного имиджа компании // Экономика и бизнес. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/firmennyy-stil
47. Экономика и организация деятельности торгового предприятия : [Текст] / Под ред. А.Н. Саломатина. - М.: ИНФРА-М, 2015 - 351 с.
48. Benetton Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http s: ZZru.wikipedia. org/wiki/Benetton_Group
49. United Colors Of Benetton в Тольятти [Электронный ресурс]. Режим доступа:https: ZZ2gis. ruZtogliattiZfirmZ.
50. https:ZZwww.instagram.com/benetton_tolyattiZ. Сайт ИП «Гришин»
51. https:ZZtoplogos.ruZlogo-united-colors-of-benetton/- Логотип компании
52. Guo Y. Research on Business Model Innovation of E-Commerce Era [Text] Z Y. Guo - International Journal of Business and Social Science - Center for Promoting Ideas, USA, 2014. - PP. 192-193.
53. Bivona E., Ceresia F. Designing long term oriented policies to build strong Manufacturer-Dealers relationships: a system dynamics approach [Text] Z E. Bivona, F. Ceresia - Palermo: ResearchGate, 2013. - PP. 1-2.
54. Guo Y., Jun HU. Research on Business Model Innovation of E¬Commerce Era [Text] Z Y. Guo, HU Jun - International Journal of Business and Social Science Science - Center for Promoting Ideas, USA, 2014. - PP. 274-275.
55. ClickZ.Marketing Technology Transformation [Электронный ресурс]. URL: https://www.clickz.com/(дата обращения: 03.02.2019).
56. David Meerman Scott. How My Site and Blog Redesign Resulted in 350 Persent Increase in Traffic [Электронный ресурс]. URL: https://www.davidmeermanscott.com/blog(дата обращения: 05.02.2019)