Тема исторической реконструкции в проекте «Живая история» на платформе молодежного медиахолдинга «Есть talk!» (творческая работа)
|
Введение 3
Глава 1 Историческая реконструкция: история развития, сущность понятия,
отражение в СМИ 8
1.1 Сущность понятия «историческая реконструкция» и ее роль в
популяризации истории 8
1.2 Мультимедийный проект: особенности жанра 16
Глава 2 Тема исторической реконструкции в мультимедийном проекте
«Живая история»: процесс создания и анализ 24
2.1 Концепция мультимедийного проекта «Живая история» 24
2.2 Анализ авторских материалов 32
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Глава 1 Историческая реконструкция: история развития, сущность понятия,
отражение в СМИ 8
1.1 Сущность понятия «историческая реконструкция» и ее роль в
популяризации истории 8
1.2 Мультимедийный проект: особенности жанра 16
Глава 2 Тема исторической реконструкции в мультимедийном проекте
«Живая история»: процесс создания и анализ 24
2.1 Концепция мультимедийного проекта «Живая история» 24
2.2 Анализ авторских материалов 32
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена возросшим в последние годы интересом общественности к истории. Так, 2020 год в России уже объявлен годом Памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Данный указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, вступил в силу со дня его подписания президентов Российской Федерации В.В. Путиным 8 июля 2019 года. Президент часто призывает изучать историю. 41-е заседание Российского организационного комитета «Победа» состоялось в Москве 11 декабря 2019 года. На нем президент России заявил, что «Попытки искажения исторической правды не прекращаются» и «В истории нет и не может быть невыгодных, неудобных страниц, она нужна в совокупности как единое целое для нас и для будущих поколений, без всяких прикрас и изъянов...»1. Президент РФ Владимир Путин также поддержал идею о том, чтобы прописать в Конституции норму о недопустимости фальсификации истории. С инициативой выступил член рабочей группы по подготовке изменений в Основном законе, глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Движение исторической реконструкции становится все более узнаваемым феноменом последних лет. Современное общество уже не хочет изучать что-либо только по учебникам. В моду входят новые интерактивные методы обучения. На протяжении 2000-х отмечаются - хотя и не всегда явные - попытки реабилитации и адаптации исторической реконструкции как «законного» метода исторического исследования.
Новые методы изучения истории требуют массового освещения, популяризации. Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» освещает все виды деятельности университета и города, направленные на развитие молодежи, поэтому уделяет внимание и теме исторической реконструкции.
Мультимедийный история - современный вид медиатекста. Сегодня для создания журналистского текста требуется не только использовать классические приемы журналистики, но и применять новейшие технологии. Мультимедийная текст - относительно новая форма передачи информации в журналистике, которая быстро набирает популярность, поскольку соответствует запросам молодежной аудитории, которая хочет знать больше, но при этом обладает «клиповым» мышлением.
Кроме того, мультимейдиные виды передачи информации являются перспективным и удобным средством в предоставлении журналистского материала, что даёт дополнительное обоснование его изучению.
Объект выпускной квалификационной работы - проекты сетевых изданий, направленные на популяризацию истории.
Предмет - цикл авторских материалов «Живая история» Молодёжного медиахолдинга «Есть tnlk!», направленный на популяризацию новых методов изучения истории.
Цель выпускной квалификационной работы - подготовка авторского проекта по теме исторической реконструкции «Живая история» для Молодежного медиахолдинга «Есть talk!», направленного на популяризацию новых методов изучения истории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать научные представления по теме исторической реконструкции;
2) проанализировать освещение темы исторической реконструкции в СМИ;
3) разработать концепцию проекта по теме исторической реконструкции, направленного на популяризацию новых методов изучения истории;
4) в соответствии с концепцией написать и опубликовать авторские материалы в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг „Есть talk!''», посвященные теме исторической реконструкции;
5) провести самоанализ авторских материалов с точки зрения достижения цели и реализации задач, сформулированных в концепции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по типологизации интернет-СМИ: А.И. Акопова «Электронные сети как новый вид СМИ» [2]; М.М. Лукиной «СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету» [33]; А.Б. Носика «СМИ в Интернете как бизнес и предприятие» [43].
Специфика интернет-СМИ изучались по работам М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой «СМИ в пространстве интернета» [32]; В.М. Жеребина, О.Н. Вершинской и Н.А. Ермаковой «Информационные ресурсы повседневной жизни населения» [23]. Жанровая система интернет-журналистики исследовалась по трудам А.А. Тертычного «Особенности жанрообразования в интернет-СМИ» [55]; Н.Г. Лосевой «Контент интернет-СМИ» [31].
Концепция авторского проекта разрабатывалась с опорой на работу И.М. Дзялошинского «Концепция современного периодического издания» [20].
Для реализации творческих задач проекта изучались работы Л.Е. Кройчика «Публицистический текст как жанр и как дискурс» [28]; С.Г. Корконосенко «Основы журналистики» [27]; А.А. Тертычного «Жанры переодической печати» [54]; Г.В. Лазутиной «Жанры журналистского творчества» [30]; и А. А. Богдановой «Современное медиапространство: виртуальная коммуникация интернет-СМИ и пользователя» [8]. А также рассматривалась научная работа на тему исторической реконструкции С. В. Богданова «Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции России» [7].
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили авторские публикации на тему исторической реконструкции, опубликованные на сайте Молодежного медиахолдинга «Есть talk!», а также проекты с аналогичной тематикой: «Настоящий 1945», мультимедийный проект новостного интернет-издания Lenta.ru- «Воин. Бунтарь. Атеист», Проект «Вещь», «Дети войны» и «Дни Великой войны» Молодежного медиахолдинга «Есть talk!».
Хронологические рамки изучения эмпирической базы включают период с 1 января по 20 мая 2020 года.
В работе были использованы следующие методы решения поставленных задач: библиографический метод - для отбора научных и учебных источников по теме исследования; сравнительно-сопоставительный метод - для описания существующих видов реконструкций; метод проектирования - для разработки концепции авторской рубрики; теоретико-типологический метод для характеристики «базовой платформы» сайта Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!»; структурно-семантический и функциональный анализы текста - для разработки и оценки содержательно-формальных характеристик авторских материалов.
Для реализации творческих задач проекта были использованы следующие методы: наблюдение - для получения информации о внешних характеристиках героев; интервью - для получения необходимых сведений от экспертов; проработка документов - для получения исторических сведений о развитии исторической реконструкции в Тольятти.
Практическая значимость: проект реализован в соответствии с заказом Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!». Результаты проекта могут быть использованы в учебном процессе подготовки бакалавров по направлению «Журналистика», на курсах по журналистике по изучению темы исторической реконструкции.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются объект, предмет, цель и задачи исследования, ее теоретико-методологическая и эмпирическая базы, структура и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются проекты сетевых издания, направленные на популяризацию истории, критерии создания концепции авторских проектов и рубрик на тему истории, изучаются элементы мультимедиа, используемые в интернет-проектах.
Во второй главе подробно описаны концепция авторского цикла и процесс работы над авторскими публикациями на тему исторической реконструкции, представлен семантико-синтактический и прагматический анализ авторских работ.
В заключении делаются выводы по итогам работы. Список используемой литературы включает 59 наименований.
Движение исторической реконструкции становится все более узнаваемым феноменом последних лет. Современное общество уже не хочет изучать что-либо только по учебникам. В моду входят новые интерактивные методы обучения. На протяжении 2000-х отмечаются - хотя и не всегда явные - попытки реабилитации и адаптации исторической реконструкции как «законного» метода исторического исследования.
Новые методы изучения истории требуют массового освещения, популяризации. Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» освещает все виды деятельности университета и города, направленные на развитие молодежи, поэтому уделяет внимание и теме исторической реконструкции.
Мультимедийный история - современный вид медиатекста. Сегодня для создания журналистского текста требуется не только использовать классические приемы журналистики, но и применять новейшие технологии. Мультимедийная текст - относительно новая форма передачи информации в журналистике, которая быстро набирает популярность, поскольку соответствует запросам молодежной аудитории, которая хочет знать больше, но при этом обладает «клиповым» мышлением.
Кроме того, мультимейдиные виды передачи информации являются перспективным и удобным средством в предоставлении журналистского материала, что даёт дополнительное обоснование его изучению.
Объект выпускной квалификационной работы - проекты сетевых изданий, направленные на популяризацию истории.
Предмет - цикл авторских материалов «Живая история» Молодёжного медиахолдинга «Есть tnlk!», направленный на популяризацию новых методов изучения истории.
Цель выпускной квалификационной работы - подготовка авторского проекта по теме исторической реконструкции «Живая история» для Молодежного медиахолдинга «Есть talk!», направленного на популяризацию новых методов изучения истории.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) систематизировать научные представления по теме исторической реконструкции;
2) проанализировать освещение темы исторической реконструкции в СМИ;
3) разработать концепцию проекта по теме исторической реконструкции, направленного на популяризацию новых методов изучения истории;
4) в соответствии с концепцией написать и опубликовать авторские материалы в сетевом издании «Молодежный медиахолдинг „Есть talk!''», посвященные теме исторической реконструкции;
5) провести самоанализ авторских материалов с точки зрения достижения цели и реализации задач, сформулированных в концепции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по типологизации интернет-СМИ: А.И. Акопова «Электронные сети как новый вид СМИ» [2]; М.М. Лукиной «СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету» [33]; А.Б. Носика «СМИ в Интернете как бизнес и предприятие» [43].
Специфика интернет-СМИ изучались по работам М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой «СМИ в пространстве интернета» [32]; В.М. Жеребина, О.Н. Вершинской и Н.А. Ермаковой «Информационные ресурсы повседневной жизни населения» [23]. Жанровая система интернет-журналистики исследовалась по трудам А.А. Тертычного «Особенности жанрообразования в интернет-СМИ» [55]; Н.Г. Лосевой «Контент интернет-СМИ» [31].
Концепция авторского проекта разрабатывалась с опорой на работу И.М. Дзялошинского «Концепция современного периодического издания» [20].
Для реализации творческих задач проекта изучались работы Л.Е. Кройчика «Публицистический текст как жанр и как дискурс» [28]; С.Г. Корконосенко «Основы журналистики» [27]; А.А. Тертычного «Жанры переодической печати» [54]; Г.В. Лазутиной «Жанры журналистского творчества» [30]; и А. А. Богдановой «Современное медиапространство: виртуальная коммуникация интернет-СМИ и пользователя» [8]. А также рассматривалась научная работа на тему исторической реконструкции С. В. Богданова «Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции России» [7].
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили авторские публикации на тему исторической реконструкции, опубликованные на сайте Молодежного медиахолдинга «Есть talk!», а также проекты с аналогичной тематикой: «Настоящий 1945», мультимедийный проект новостного интернет-издания Lenta.ru- «Воин. Бунтарь. Атеист», Проект «Вещь», «Дети войны» и «Дни Великой войны» Молодежного медиахолдинга «Есть talk!».
Хронологические рамки изучения эмпирической базы включают период с 1 января по 20 мая 2020 года.
В работе были использованы следующие методы решения поставленных задач: библиографический метод - для отбора научных и учебных источников по теме исследования; сравнительно-сопоставительный метод - для описания существующих видов реконструкций; метод проектирования - для разработки концепции авторской рубрики; теоретико-типологический метод для характеристики «базовой платформы» сайта Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!»; структурно-семантический и функциональный анализы текста - для разработки и оценки содержательно-формальных характеристик авторских материалов.
Для реализации творческих задач проекта были использованы следующие методы: наблюдение - для получения информации о внешних характеристиках героев; интервью - для получения необходимых сведений от экспертов; проработка документов - для получения исторических сведений о развитии исторической реконструкции в Тольятти.
Практическая значимость: проект реализован в соответствии с заказом Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!». Результаты проекта могут быть использованы в учебном процессе подготовки бакалавров по направлению «Журналистика», на курсах по журналистике по изучению темы исторической реконструкции.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются объект, предмет, цель и задачи исследования, ее теоретико-методологическая и эмпирическая базы, структура и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются проекты сетевых издания, направленные на популяризацию истории, критерии создания концепции авторских проектов и рубрик на тему истории, изучаются элементы мультимедиа, используемые в интернет-проектах.
Во второй главе подробно описаны концепция авторского цикла и процесс работы над авторскими публикациями на тему исторической реконструкции, представлен семантико-синтактический и прагматический анализ авторских работ.
В заключении делаются выводы по итогам работы. Список используемой литературы включает 59 наименований.
Официально историческая реконструкция в России берет начало в 90-х годах прошлого века. Соответственно, до этого деятельность реконструкторов практически не освещалась в СМИ. После распада СССР, во время формирования Российского государства как правового государства, роль истории с целью сплочения граждан резко возросла, и историческая реконструкция стала организовываться уже с поддержкой правительства страны (а не как частная инициатива). На государственном уровне реконструкция контролируется Российским военно-историческим обществом.
В Тольятти историческая реконструкция появилась в начале 2000-х, и за 20 лет в городе сформировалось несколько организаций, описанию деятельности которых и был посвящен авторский проект.
Реконструкцию рассматривают как метод получения научного знания и как любительское движение. Научное направление исторической реконструкции предполагает системный подход к изучению материала, использует экспериментальный метод для получения новых знаний. Любительская форма реконструкции позволяет получать новую информацию об истории участникам и доносить ее до зрителей, тем самым популяризируя историю.
Для популяризации истории стоит популяризировать тему реконструкцию. В качестве способа популяризации в рамках выпускной квалификационной работы был выбран мультимедийный проект.
Появление мультимедийных текстов связано с активным использованием интернета в 90-е годы. Именно тогда журналистский текст начал сильно трансформироваться. Проявилась трансформация жанров, текст утратил статичность (с точки зрения формы), массовая аудитория стала больше внимания уделять оформлению материалов в СМИ. Журналистам пришлось искать новые способы привлечения аудитории. Мультимедийную историю исследователи выделяют как новый жанр. Текст в данном жанре равен по значимости с другими видами информации (аудио, видео, гиперссылки, инфографика и т.д.), то есть в нем обязательно присутствуют мультимедийные компоненты, без которых не получится полностью авторскую историю.
Автор выпускной квалификационной работы подготовил журналистский проект «Живая история», который посвящен теме исторической реконструкции. Автор использовал жанровую конвергенцию, синтезировав такие жанры как story, корреспонденцию и интервью.
Материалы цикла «Живая история» были подготовлены для сетевого издания «Молодёжный медиахолдинг “Есть talk!”», размещены на сайте talk- on.ru.
Автором работы были написаны четыре публикации:
1. О балах, этикете и общении через танец. Что такое историческая реконструкция и кто занимается ей в Тольятти (https://talk- on.ru/materials/spetsproekty/O_balakh_et..).
2. Две войны за два дня. Кто и как организует военно-исторические
реконструкции в Тольятти (https://talk-on.ru/materials/spetsproekty/Dve_voyny_z..).
3. О старинном языке, сражениях на шпагах и мушкетерах из «Княжичей». Кто и зачем сражается на мечах сегодня?
4. Туристическая палатка и швейная машинка. Чем занимаются исторические реконструкторы в период самоизоляции.
Публикации были проанализированы автором выпускной квалификационной работы на предмет соответствия концепции. Основная тема проекта - историческая реконструкция города Тольятти. Проект может пополняться новыми публикациями, которые подготовят студенты младших курсов кафедры «Журналистика».
Все виды информации из семантической группы гармонично дополняют друг друга в подготовленных текстах. Дескриптивная информация встречается во всех авторских текстах. Валюативная информация содержится в комментариях героев материалов. Прескриптивная и нормативная информация представлена в текстах в различном пропорциональном соотношении.
Образы героев в полной мере раскрываются перед читательской аудиторией посредством грамотно выстроенной логики повествования.
С прагматической точки зрения материалы являются актуальными, так как поводом для их написания служат значимые информационные поводы. Подготовленные тексты релевантны, так как могут быть потенциально интересны и полезны массовой аудитории. Все материалы являются общеполезными. Три материала из четырех имеют одинаковую структуру. Четвертый текст отличается по структуре, поскольку представляет собой подборку комментариев людей, занимающихся исторической реконструкцией. Материалы проекта рассчитаны на широкую аудиторию, легко декодируемы.
Проект с аналогичной концепцией ранее не был представлен на городском и региональном уровнях.
Таким образом, изученный теоретический материал, а также собственная практика по созданию авторского проекта позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные в данной работе, решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
В Тольятти историческая реконструкция появилась в начале 2000-х, и за 20 лет в городе сформировалось несколько организаций, описанию деятельности которых и был посвящен авторский проект.
Реконструкцию рассматривают как метод получения научного знания и как любительское движение. Научное направление исторической реконструкции предполагает системный подход к изучению материала, использует экспериментальный метод для получения новых знаний. Любительская форма реконструкции позволяет получать новую информацию об истории участникам и доносить ее до зрителей, тем самым популяризируя историю.
Для популяризации истории стоит популяризировать тему реконструкцию. В качестве способа популяризации в рамках выпускной квалификационной работы был выбран мультимедийный проект.
Появление мультимедийных текстов связано с активным использованием интернета в 90-е годы. Именно тогда журналистский текст начал сильно трансформироваться. Проявилась трансформация жанров, текст утратил статичность (с точки зрения формы), массовая аудитория стала больше внимания уделять оформлению материалов в СМИ. Журналистам пришлось искать новые способы привлечения аудитории. Мультимедийную историю исследователи выделяют как новый жанр. Текст в данном жанре равен по значимости с другими видами информации (аудио, видео, гиперссылки, инфографика и т.д.), то есть в нем обязательно присутствуют мультимедийные компоненты, без которых не получится полностью авторскую историю.
Автор выпускной квалификационной работы подготовил журналистский проект «Живая история», который посвящен теме исторической реконструкции. Автор использовал жанровую конвергенцию, синтезировав такие жанры как story, корреспонденцию и интервью.
Материалы цикла «Живая история» были подготовлены для сетевого издания «Молодёжный медиахолдинг “Есть talk!”», размещены на сайте talk- on.ru.
Автором работы были написаны четыре публикации:
1. О балах, этикете и общении через танец. Что такое историческая реконструкция и кто занимается ей в Тольятти (https://talk- on.ru/materials/spetsproekty/O_balakh_et..).
2. Две войны за два дня. Кто и как организует военно-исторические
реконструкции в Тольятти (https://talk-on.ru/materials/spetsproekty/Dve_voyny_z..).
3. О старинном языке, сражениях на шпагах и мушкетерах из «Княжичей». Кто и зачем сражается на мечах сегодня?
4. Туристическая палатка и швейная машинка. Чем занимаются исторические реконструкторы в период самоизоляции.
Публикации были проанализированы автором выпускной квалификационной работы на предмет соответствия концепции. Основная тема проекта - историческая реконструкция города Тольятти. Проект может пополняться новыми публикациями, которые подготовят студенты младших курсов кафедры «Журналистика».
Все виды информации из семантической группы гармонично дополняют друг друга в подготовленных текстах. Дескриптивная информация встречается во всех авторских текстах. Валюативная информация содержится в комментариях героев материалов. Прескриптивная и нормативная информация представлена в текстах в различном пропорциональном соотношении.
Образы героев в полной мере раскрываются перед читательской аудиторией посредством грамотно выстроенной логики повествования.
С прагматической точки зрения материалы являются актуальными, так как поводом для их написания служат значимые информационные поводы. Подготовленные тексты релевантны, так как могут быть потенциально интересны и полезны массовой аудитории. Все материалы являются общеполезными. Три материала из четырех имеют одинаковую структуру. Четвертый текст отличается по структуре, поскольку представляет собой подборку комментариев людей, занимающихся исторической реконструкцией. Материалы проекта рассчитаны на широкую аудиторию, легко декодируемы.
Проект с аналогичной концепцией ранее не был представлен на городском и региональном уровнях.
Таким образом, изученный теоретический материал, а также собственная практика по созданию авторского проекта позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные в данной работе, решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута.



