Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ШТАМПОВ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №103813

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основ проблемы возникновения изобразительных штампов в детском рисунке 10
1.1 Художественно-творческая деятельность детей как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Особенности и специфика выполнения и содержания детского
рисунка 19
1.3 Педагогические условия преодоления изобразительных штампов в
детских рисунках в системе дополнительного образования 28
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке и апробации методического обеспечения по преодолению изобразительных штампов
в детских рисунках в системе дополнительного образования 37
2.1 Разработка методического обеспечения по преодолению
изобразительных штампов в детских рисунках в условиях дополнительного образования 37
2.2 Оценка эффективности использования методического обеспечения
по преодолению изобразительных штампов в детских рисунках в условиях дополнительного образования 54
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложения 74

Актуальные тенденции развития социокультурной ситуации в России определяются особенностями современной эпохи, ознаменованной гуманитаризацией процессов воспитания и образования, где появляются возможности повышения качества развития творческого потенциала любой личности, то есть усовершенствование способностей каждого человека к функциональному сознательному творчеству.
На дошкольный возраст приходится первый период активного творческого процесса у человека. Именно в этот период взросления определяется, будет ли ребенок в будущем творческим человеком. На наш взгляд, одним из самых главных условий общего развития дошкольника является развитие его творческих качеств.
В системе современного художественного образования не прослеживается четких методик по преодолению штампов при создании графических образов. Многие педагоги, обучая детей творчеству, дают основные базовые схемы рисования, не уделяя должного внимания процессу варьирования образа в рисунке. Это ведет к закрепощению ребенка в процессе творческой деятельности, нежеланию и неумению рисовать что-то новое, ранее ему незнакомое. Если не следить за этим процессом и не пытаться им управлять, ребенок может так и не научится рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных образов.
Отсюда, возникает вопрос: когда и как нужно учить ребенка различным способам изображения? Необходимость анализа и разработки методического обеспечения процесса преодоления изобразительных штампов в творческой деятельности у детей как условия развития художественного творчества, недостаточное внимание к этой проблеме, как в системе общего образования, так и системе дополнительного образования определяют актуальность и практическую значимость темы исследования.
Данное исследование посвящено устранению противоречий между:
- недостаточной разработанностью методик в вопросе преодоления изобразительных штампов у детей на занятиях изобразительной деятельности и необходимостью преодоления стереотипности в изобразительном искусстве;
- развитием в детской изобразительной деятельности негативности как репродуктивного, так и свободного метода обучения и отсутствием методического обеспечения, позволяющего преодолеть изобразительные штампы в художественно-творческой деятельности детей.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каким должно быть методическое обеспечение, позволяющее преодолеть изобразительные штампы в художественно-творческой деятельности детей.
Актуальность рассматриваемого вопроса, противоречия и проблема определили выбор темы исследования: «Методическое обеспечение процесса преодоления изобразительных штампов у детей в системе дополнительного образования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методическое обеспечение, направленное на преодоление изобразительных штампов у детей на уроках изобразительной деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: методическое обеспечение урока как средство преодоления изобразительных штампов на занятиях изобразительной деятельностью.
Гипотеза исследования основа на предположении о том, что преодолеть изобразительные штампы в художественно-творческой деятельности детей, возможно, если на занятиях в системе дополнительного образования будет использовано следующее методическое обеспечение:
- система упражнений и творческих заданий, направленных на развитие приемов в интерпретации;
- динамические пособия, которые помогают детям определить ключевые понятия в таких дисциплинах как цветоведение, композиция;
- развивающие игры по комбинаторике, которые поддерживают соревновательный момент, вносят сюрпризный момент на уроке, а также развивают воображение;
- использование на уроках разнообразных техник получения изображений.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме творческого отношения ребенка к изобразительной деятельности;
- уточнить содержательную характеристику понятия «изобразительные штампы в детском рисунке»;
- разработать методическое обеспечение, направленное на преодоление изобразительных штампов в детском рисунке ;
- осуществить экспериментальную проверку эффективности методического обеспечения процесса преодоления изобразительных штампов у детей в системе дополнительного образования.
Для проверки гипотезы и решению поставленных задач используются следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической и методической литературы по организациям образовательного процесса в дополнительном образовании;
- эмпирические: анкетирование, проведение опросов, бесед, наблюдение за образовательным процессом и деятельностью педагогов и обучающихся;
- статистические: ранжирование, шкалирование, математическая и статистическая обработка полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых:
- по проблемам выбора средств, методик и технологий преодоления и интерпретации изобразительных штампов (А.В. Бакушинского, А.А Мелик- Пашаева, В.С. Мухиной, Т.Г. Казаковой, Б.П. Юсова, С.Е. Игнатьева, Н.П. Сакулиной и др.);
- концепции познавательной и интеллектуальной активности личности, как в общепсихологическом, так и возрастном аспекте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.);
- труды по диагностике детского рисунка (Ю.А. Полуянова, Т.В. Снегирева, Д. Дилео, Н.А. Лепская, Т.Г. Казакова и др.).
База проведения исследования. Эксперимент проводился на базе дополнительного образования «Жигулевская Долина» ТГУ в Центре Дополнительного Образования Детей «Академия». В исследовании приняли участие 15 дошкольников.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2017 по 2019 годы.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата изысканий. Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретические основания исследования по изучаемой проблеме, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (2018-2019 гг.). Реализована программа опытно-экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнена содержательная характеристика понятия «изобразительные штампы в детском рисунке»;
- разработано методическое обеспечение, направленное на преодоление изобразительных штампов в детском рисунке;
- обоснована система упражнений и творческих заданий, направленных на повтор, комбинаторику, вариацию и импровизацию и обеспечивающих необходимый уровень изобразительных знаний, умений и навыков.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и углублении знаний о сущности, содержании и структуре процесса преодоления изобразительных штампов в детском рисунке.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных методических материалов, направленных на преодоление изобразительных штампов:
- комплекс упражнений;
- динамических пособий;
- развивающих игр по комбинаторике.
разработаны методические рекомендации по преодолению изобразительных штампов, через механизмы интерпретации (от повтора к комбинаторике, вариации и импровизации) на занятиях изобразительной деятельностью.
Все вышеперечисленное может применяться как практическое руководство в работе воспитателей, педагогов изостудий и учителей начальной школы. Результаты исследования могут быть применены на курсах повышения квалификации в системе дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли свое отражение на международном педагогическом форуме молодых ученых «Современные проблемы развития образования, обучения и воспитания в России и за рубежом» (Москва, 2018 г.); в сборнике научных статей «Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Выпуск 15» (Тольятти, 2018 г.). В процессе выступления на научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ» 12 апреля 2018 года, секция «Современные подходы к воспитанию и развитию ребенка», доклад на тему «Творческая деятельность дошкольника в системе дополнительного образования».
Личное участие автора выражается в изучении концептуальных основ и практического состояния проблемы; в разработке комплекса упражнений, динамических пособий, развивающих игр для детей младшего возраста в процессе преодоления изобразительных штампов на занятиях изобразительной деятельности; в апробации методического обеспечения, направленного на преодоление изобразительных штампов детском рисунке.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, таблиц и приложений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изобразительные штампы в художественно-творческой деятельности детей это стереотипное изображение графических образов. Штамп («клише») в искусстве в основном понимается как шаблон, известный образец, повторяемый в различных произведениях, не являющийся продуктом творчества автора, следовательно, в изобразительной деятельности штамп возникает из многократно повторяющегося художественного приема, который в контексте детского изобразительного творчества не имеет широких интерпретаций.
2. Основу методического обеспечения по преодолению изобразительных штампов составляют механизмы интерпретации (от повтора к комбинаторике, вариации и импровизации) на занятиях изобразительной деятельностью. Методическое обеспечение состоит из обоснованной системы упражнений и творческих заданий, направленных на повтор, комбинаторику, вариацию и импровизацию и обеспечивающих необходимый уровень изобразительных знаний, умений и навыков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Особенностью проявления изобразительных штампов у дошкольников является преобладание стереотипности в следующих категориях:
- формообразующие элементы;
- типичные образы;
- сюжет;
- композиция;
- цвет;
- приемы детализации и декорирования.
2. Причинами появления изобразительных штампов у дошкольников являются:
- стремление детей подражать взрослым;
- копирование чужих работ;
- подражание образцам;
- нежелание рисовать незнакомые предметы;
- недостаточные знания ребенка об окружающем мире;
- не развитое воображение;
- неумение ребенка наблюдать;
- не развитые умение и навыки изобразительной деятельности;
- невнимание ребенка на уроке.
Еще на этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что изобразительные штампы присутствуют у всех испытуемых детей, при этом степень шаблонности работ варьируется в зависимости от уровня художественно-творческой активности, креативности ребенка.
Однако исследование позволило выявить группу условий, которые влияют на преодоление изобразительных штампов у детей младшего возраста на занятиях изобразительной деятельностью:
- целенаправленное, системное использование рассказа и беседы, привлекающих внимание детей, а также работу его мыслей и эмоциональную отзывчивость;
- поэтапное усложнение творческих работ (повтор, комбинаторику, вариацию и импровизацию);
- применение различных художественных материалов и техник;
- использование индивидуальных и коллективных работ;
- использование на уроке технических средств и наглядных пособий;
- применение развивающих игр как соревновательный момент;
- качественный подбор иллюстраций, разнообразие его показа;
- обучение детей умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях изобразительного искусства и применение в своей деятельности.
В ходе экспериментальной работе нам удалось подтвердить, что преодолеть изобразительные штампы в художественно-творческой деятельности детей, возможно, если на занятиях в системе дополнительного образования будет использовано следующее методическое обеспечение:
- комплекс упражнений от самых простых («Во что дерево одето?») до самых сложных («Подводный мир»);
- динамическое пособие («Улитка» по цветоведению);
- развивающих игр по комбинаторике «Рыбки»;
- разработаны методические рекомендации по преодолению изобразительных штампов, через механизмы интерпретации (от повтора к комбинаторике, вариации и импровизации) на занятиях изобразительной деятельностью;
- представлены разнообразные техники получения изображения.
Следовательно, цель исследования можно считать достигнутой, а гипотезу доказанной.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы ввиду ее многоплановости. Перспектива дальнейшей работы может быть посвящена созданию тематических творческих мастерских с использованием нетрадиционных техник художественной деятельности, разработанных и реализуемых в системе дополнительного образования.



1. Андрюхина Л.М. Синергетические модели педагогического процесса и их роль в творческой самореализации личности [Текст] // Научные исследования и разработки : сб. науч. ст. Уфа : АЭТЭРНА, - 2015. - С. 144-150.
2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество [Текст] / А.В. Бакушинский. - М. : Просвещение, 2015. - 166 с.
3. Балина, Т.Г. , Горюнова, К.В. Особенности детского рисунка на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 30. - С. 566-570.
4. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 28.01.2018).
5. Беленчук, Л.Н. Никулина, Л.Н. Развитие К.Д. Ушинским идей педагогической антропологии [Текст] // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 32-44.
6. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М. : Просвещение, 2018. - 255 с.
7. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб : Питер, 2012. - 480 с.
8. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : смысл, Эксмо,
2014. - 1136 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, - 2012. - 346с.
10. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] // Психология мышления. - 2015. - № 5 - С. 14-15.
11. Горюнова, Л.В. Школяр, Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки [Текст] // Музыка в школе. - 2018. - № 2.
- С. 30-33.
12. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 2016. - 239 с.
13. Дилео, Д. Детский рисунок, диагностика и интерпретация [Текст] / Д. Дилео. - М : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272с.
14. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М. : Академический Проект; Фонд «Мир», - 2007. - 208 с.
15. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст] / Т.Г. Казакова. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 192 с.
16. Каханович, С.В. Психолого-педагогические основы формирования у детей дошкольного возраста изобразительной грамотности в художественно-творческой деятельности [Текст] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 2 (14). - С. 118-126.
17. Кашницкий, В.И. Программа развития креативности учащихся на уроке изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы [Текст] / В.И. Кашницкий, Л.В. Кузьмичева. М. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. Ч. 1. С. 90-91.
18. Куликанова, Е.В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый. - 2017.
- №34. - С. 106-108.
19. Лепская, Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников: методика 5 рисунков : пособие для учителя [Текст] / Н.А. Лепская. - Москва : НПЦНХО, 2015. - 54 с.
20. Левин, С.Д. Ваш ребёнок рисует [Текст] / С.Д. Левин. - М. : Сов. Художник, 2010. - 271 с.
21. Ломов, С.П. Методология художественной деятельности [Текст] // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. №2. - С.49-52.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2013. - 352с.
23. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребёнка в семье [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М. : Редакция журнала «Искусство в школе», 2000. - 144 с.
24. Мухина, B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / B.C. Мухина. - М. : Педагогика, 2001. - 226 с.
25. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. - М. : Просвещение, 2015. - 160 с.
26. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие исследования [Текст] / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. - М. : Издательский центр «Академия»,
2015. - 240 с.
27. Пекина, О.И. Гаврилюк, Е.В. Формирование у детей навыков интерпретации изобразительных штампов [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, - 2015. - №5. - С. 55-59.
28. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М. : Юрайт, 2013. - 512 с.
29. Плестед, Л. Ручной труд и его место в воспитании раннего детства [Текст] / Л. Плестед. - М.: Издательский центр «Академия». 2015. - 430 с.
30. Полуянов, Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов [Текст] / Ю.А. Полуянов, - М. : Рига, 2015. - 15с.
31. Рудаков, В.А. Педагогические условия подготовки младших школьников к творческой деятельности средствами индивидуализации полихудожественной образовательной среды [Текст] // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XI всерос.научно-практ.конф. : в 4.Ч.З. - Челябинск : Образование, 2011. - С. 244-252.
32. Савинкова, Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества [Текст] // Педагогика. - 2016. - № 5 - С. 18-23.
33. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н.П. Сакулина - М. : Просвещение, 2005. - 208 с.
34. Сеульская повестка дня «Цели развития образования в области искусств» [Текст] / ЮНЕСКО. Вторая Всемирная конференция по образованию в области искусств. Сеул, 2010. - 350 с.
35. Смирнов, Н.В. Исследование взаимосвязи успешности совместной деятельности детей младшего школьного возраста с индивидуально-личностными особенностями [Текст] // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: психология. - 2012. - №45 (304). - С. 112-114.
36. Снегирева, Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке [Текст] // Вопросы психологии. - 1995. - №6. - С. 20-33.
37. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере [Текст] / Под ред. Т. А. Барышевой. СПб. : Изд-во. ВВМ, 2014. - 380 с.
38. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : «Ин-т практич. психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2017. - 544 с.
39. Торренс, Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э.П.Торренс - М. : Просвещение, 2018. - 120с.
40. Флерина, Е.А Изобразительное искусство в дошкольных
учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка [Текст] // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. - М. : Академия, 2017. - С.458-465.
41. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства: пособие для учителей. [Текст] / Е.В. Шорохов. - М. : Просвещение, - 2017. - 112 с.
42. Эльконин, Д.Б. Психология развития человека [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
43. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство и детское творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей [Текст] / Б.П. Юсов. - Магнитогорский Государственный Университет : М-во образования Рос. Федерации, 2002. - 406 с.
44. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 2014. - 449 с.
45. Brooks, M. University of New England Australia. What Vygotsky can
teach us about young children drawing? International Art in Early Childhood Research Journal, Volume 1, Number 1. 2019.
https://pdfs.semanticscholar.org/0dd3/6409a7e7aae7d17d0f5e7d993b43cba96fcb.p df.
46. Brooks, M. Drawing to Learn. Unpublished Doctoral thesis, University of Alberta, Alberta, Canada, retrieved 10 February, 2017 from. http: //www.une.edu.au/Drawing/main.html.
47. Cannatella H. Are We Teaching High Art or Low Art? In: Why We Need Arts Education. Sense Publishers, Rotterdam pp 75-99 Springer, Jun 25, 2015 - Education - 116 pages.
https: //link. springer.com/chapter/10.1007/978-94-6300-094-9_7
48. Marni, B. School of Early Childhood Education, Ryerson. University,
Toronto, Canada. Contextual Worlds of Child Art: experiencing multiple literacies through images. Volume: 12 issue: 4, page(s): 367-380 Article first published online: January 1, 2018; Issue published: December 1, 2018
https://doi.org/10.2304/ciec.2011.12.4.367
49. Steele, B. (2018) Spontaneous Drawing: the forgotten language


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ