Введение 5
1 Анализ исходных данных и известных технических решений 6
1.1 Общая характеристика современных кузовов автомобилей 6
1.2 Оценка свариваемости материала автомобильного кузова 9
1.3 Описание применяемого технологического процесса ремонта кузовов
сваркой 11
1.4 Задачи работы 17
2 Разработка проектной технологии 19
2.1 Выбор способа сварки 19
2.3 Описание разработанного процесса ремонтной сварки 23
3 Безопасность и экологичность проектного технологического 26
процесса 26
3.1 Технологическая характеристика объекта 26
3.2 Идентификация профессиональных рисков 27
3.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 29
3.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 30
3.5 Обеспечение экологической безопасности технического объекта 32
4 Оценка экономической эффективности проектной технологии 34
4.1 Исходная информация для выполнения экономической 34
оценки предлагаемых технических решений 34
4.2 Расчёт фонда времени работы оборудования 36
4.3 Расчёт штучного времени 37
4.4 Заводская себестоимость базового и проектного вариантов технологии 39
4.5 Капитальные затраты по базовому и проектному вариантам технологии
44
4.6 Показатели экономической эффективности 47
Заключение 50
Список используемой литературы и используемых источников 51
Несмотря на кажущуюся простоту, ремонт кузова автомобиля занятие достаточно сложное. Малые толщины, лакокрасочное покрытие, каждый дефект, нуждающийся в ремонте сваркой является строго индивидуальным и расположен случайным образом.
Преимущественно применяют ацетилено-кислородную сварку и механизированную сварку в среде углекислого газа. Дуговая сварка обладает такими положительными качествами, как большая концентрация энергии. Следовательно, зона термического влияния меньше, производительность при сварке выше. Однако малые толщины не позволяют в полной мере использовать положительные стороны данного процесса.
Повышение эффективности кузовного ремонта заставляет искать более эффективные способы сварки, позволяющие повысить производительность выполнения работ. Также необходимо повышение стабильности качества и бездефектности сварных соединений, что положительно скажется на последующем эксплуатационном ресурсе кузова в целом.
Поэтому новые разработки в области сварки материалов малых толщин применительно к кузовному ремонту являются актуальными.
В настоящее время усилия ученых-сварщиков сконцентрированы в области создания импульсных технологий. Их усилиями разработаны следующие разновидности данного способа: применение модулированного тока; применение пульсирующей дуги; применение импульсной технологии подачи присадочной проволоки. Каждый из перечисленных вариантов обеспечивает повышение производительности и качества ремонтной сварки. Следует лишь подобрать вариант обеспечивающий повышение производительности и качества ремонта при сравнительно небольших капитальных затратах.
Таким образом, цель работы - повышение производительности и качества при ремонте кузовов легковых автомобилей.
В настоящей выпускной квалификационной работе поставлена цель - повышение качества ремонтных сварных соединений кузова легкового автомобиля и производительности ремонта.
При выполнении базовой технологии сборки и сварки балки применяется два способа сварки - механизированная среде активного газа и ацетилено-кислородная.
Наиболее приемлемым вариантом является механизированная в среде активного газа. В последнее время все чаще применяется вариант механизированной сварки с импульсных технологий.
При анализе возможных способов импульсной ремонтной сварки были рассмотрены: 1) сварка модулированным током; 2) сварка пульсирующей дугой; 3) импульсно-дуговая сварка; 4) сварка с импульсной подачей проволоки.
Принято решение построение проектной технологии сварки выполнять на базе импульсно-дуговой сварки.
Анализ патентных и литературных источников позволил определиться с необходимым оборудованием - приставка к стандартному источнику питания сварочной дуги, которая обеспечивает горение дуги импульсами.
Разработан технологический процесс ремонтной сварки кузова с использованием варианта импульсного горения сварочной дуги. Применение данного способа позволяет повысить производительность процесса и уменьшить количество брака.
Можно сделать вывод о достижении цели достижении цели работы
1. Алешин Н.П., Гладков Э.А., Бродягин В.Н., Кузнецов П.С., Копотева Е.Н., Шолохов М.А. Импульсные технологии управления каплепереносом при MIG/МАОсварке // Сварка и диагностика - 2014 - №3.
2. Алешин Н.П., Лысак В.И., Лукьянов В.Ф. Современные способы сварки: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. 59 с.
3. Алешин Н.П. Физические методы неразрушающего контроля сварных соединений. М.: Машиностроение, 2006. 368 с.
4. Бабинец А.А., Рябцев И.А., Панфилов А.И. Влияние способов дуговой наплавки порошковой проволокой на проплавление основного металла и формирование наплавленного металла // Автоматическая сварка. - 2016. - № 11. - С. 20-25.
5. Быковский О.Г., Петренко В.Р., Пешков В.В. Справочник сварщика. М.: Машиностроение, 2011. - 336 с.
6. Горина, Л. Н. Обеспечение безопасных условий труда на производстве: учеб. пособие. Л. Н. Горина. Гриф УМО. Тольятти : ТолПИ. 2000. 79 с.
7. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Изд. «Зеркало», 1995. 288 с.
8. Гринин А. С., Орехов Н.А. Экологический менеджмент : учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 206 с.
9. Действия населения в чрезвычайных ситуациях. Пособие. Под общей редакцией В.А. Владимирова. М.: МЧС России. 1995. 230 с.
10. Доронин О.Н. Разработка электроискровой технологии упрочнения прокатных валков из белого чугуна. Автореферат диссертации кандидата технических наук. М.: 2013. 22 с.
11. Дрягалин, М. А. Модернизация технологического процесса ремонтной сварки кузова автомобиля [Электронный ресурс] // Бакалаврская
работа. Тольятти, ТГУ. - 2020. - 55 с.
https://dspace.tltsu.ru/handle/123456789/9835
12. Егоров А.Г., Уполовникова Г.Н., Живоглядова И.А. Правила оформления выпускных квалификационных работ для бакалавриата и специалитета: учебно-методич. пособие по выполнению дипломного проекта. Тольятти.: ТГУ, 2011. 87 с.
13. Ельцов В.В. Восстановление и упрочнение деталей машин: учебное пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. 280 с.
14. Жерносеков А.М. Влияние вылета электрода на параметры шва при импульсно-дуговой сварке сталей // Автоматическая сварка - 2004 - №8.
15. Зайцев К.В. Совершенствование технологии процесса ультразвуковой обработки поверхностей стальных деталей перед нанесением газотермических покрытий. Автореферат диссертации кандидата техн. наук. Тюмень. 2011. 19 с.
16. Землянушнова Н.Ю. Совершенствование технологии ремонта колец опорно-поворотных устройств // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2009. №4. С. 34
17. Климов А.С. Выпускная квалификационная работа бакалавра:
Учебно-метод. пособие по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки 150 700.62
«Машиностроение». Тольятти: ТГУ, 2014. 52с.
18. Князьков А.Ф., Князьков В.Л. Исследование сварочно-технологических свойств покрытых электродов при сварке модулированным током // Сварочное производство - 2011 - №10 - С. 15-18
19. Козулин М.Г. Технология изготовления сварных конструкций. Учеб-метод. пособие к курсовому проектированию. - Тольятти: ТГУ 2008. 77 с.
20. Колганов Л. А. Сварочное производство. Учебное пособие. Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. 512 с.
21. Косинцев В.И. Основы проектирования химических производств и оборудования / В.И. Косинцев [и др.] - Томск: Томский политехнический университет, 2013. - 395 с.
22. Крампит А.Г., Зернин Е. А., Крампит М. А. Современные способы импульсно-дуговой MIG/MAG сварки // Технологии и материалы : технический научно-производственный журнал. — 2015. — № 1. — 10 с.
23. Крюков, А.В., Павлов Н.В., Зеленковский А.А. Особенности сварки с импульсной подачей электродной проволоки // Технология машиностроения. 2013. № 7. С. 30—31.
24. Крюков, А.В. Повышение эффективности механизированной сварки в углекислом газе за счет применения импульсной подачи электродной проволоки. Автореферат диссертации кандидата технических наук. - Барнаул: 2008. - 19 с.
25. Лебедев, В.А. Определение параметров импульсной подачи электродной проволоки при механизированной дуговой сварке и наплавке // Сварочное производство - 2008 - №8 - С.11-15.
26. Лебедев В.А. Особенности сварки сталей с импульсной подачей электродной проволоки // Сварочное производство - 2007 - №8 - С. 30-35.
27. Мозок, В.М. Дополнительные особенности технологии дуговой механизированной и автоматической сварки с импульсной подачей электродной проволоки // Сварочное производство - 2010 - №2 - С. 34-38.
28. Мозок В.М., Лебедев В.А. Ремонт крупногабаритных деталей с использованием управляемой импульсной подачи электродной проволоки // Сварочное производство - 2007 - №6 - С. 31-34
29. Молодык Н. В., Зенкин А.С. Восстановление деталей машин. - М.: Машиностроение, 1989. - 480 с.
30. Павлов Н. В., Крюков А. В., Зернин Е.А. Распределение температурных полей при сварке в смеси газов с импульсной подачей электродной проволоки // Сварочное производство - 2011 - №1 - С.35-36.
31. Павлов Н.В., Крюков А.В., Зернин Е.А. Сварка с импульсной подачей проволоки в смеси газов // Сварочное производство - 2010 - №4 - С.27-28
32. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник. М.:
ИНФРА - М, 2001.- 672 с.
33. Смирнов, И.В. Сварка специальных сталей и сплавов: Учебное пособие / И.В. Смирнов - Тольятти, издательство ТГУ, 2007. - 301 с.
34. Цыганова Е.С. Технология и оборудование для ремонта трубного пучка теплообменника [Электронный ресурс] // Бакалаврская работа. Тольятти, ТГУ. - 2020. - 64 с. URL: http://hdl.handle.net/123456789/13202(дата обращения 24.05.2021).
35. Чебац, В.А. Сварочные работы: Учеб. пособие / В.А. Чебац - 3-е изд. перераб.- Ростов-на-Дону: изд. центр «Феникс», 2006. - 412 с.
36. Черноиванов В.И. Голубев И.Г. Восстановление деталей машин. - М.: ФНГУ «Росинформагротех», 2010. 376 с.
37. Щекин, В. А. Технологические основы сварки плавлением : учеб. пособие для вузов. - Изд. 2-е, перераб / В. А. Щекин - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 345 с.
38. Cresswell R. A. Gases and gas mixtures in MIG and TIG welding // Welding and Metal Fabrication. - 1972. - 40, № 4. - P. 114-119.
39. Dilthy U., Reisgen U., Stenke V. et al. Schutgase zum MAGM - HochleistungsschweiBen // Schweissen und Schneiden. - 1995. - 47, № 2. - S. 118-123.
40. Dixon K. Shielding gas selection for GMAW of steels // Welding and Metal Fabrication. - 1999. - № 5. - P. 8-13.
41. Enancement of steels wear resistance in corrosive and abrasive medium / V. Kaplun, P. Kaplun, R. Bodnar, V. Gonchar // Interdisciplinary Integration of Science in Technology, Education and Economy : monograph /ed. by J. Shalapko, B. Zoltowski. - Bydgoszcz, 2013. - P. 320-329.
42. Lucas, W. Choosing a shielding gas. Pt 2 // Welding and Metal Fabrication. - 1992. - № 6. - P. 269-276.
43. Malinov L.S., Malinov, L.V. Burova D.V., Anichenkov V.V. Increasing the abrasive wear resistance of low-alloy steel by obtaining residual metastable austenite in the structure // Journal of Friction and Wear. - 2015. - №3. - P. 237¬240.
44. Salter, G. R., Dye S. A. Selecting gas mixtures for MIG welding // Metal Constr. and Brit. Weld. J. 1971. № 6. P. 230-233.