Диминутивные существительные в повести А.И. Куприна «Яма»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИМИНУТИВОВ В
СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 8
1.1 Диминутивы как тип производного слова 8
1.2 Семантическая и словообразовательная характеристика существительных
диминутивов 11
1.3. Функции диминутивов в речи 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ-ДИМИНУТИВОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И. КУПРИНА «ЯМА» 27
2.1 Художественные приемы, средства создания образов и языковое своеобразие повести 27
2.2. Лексико-грамматические разряды диминутивных существительных 38
2.3 Тематические группы диминутивных существительных 45
2.4. Словообразовательные особенности существительных-диминутивов в произведении А.И. Куприна «Яма» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИМИНУТИВОВ В
СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 8
1.1 Диминутивы как тип производного слова 8
1.2 Семантическая и словообразовательная характеристика существительных
диминутивов 11
1.3. Функции диминутивов в речи 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ-ДИМИНУТИВОВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И. КУПРИНА «ЯМА» 27
2.1 Художественные приемы, средства создания образов и языковое своеобразие повести 27
2.2. Лексико-грамматические разряды диминутивных существительных 38
2.3 Тематические группы диминутивных существительных 45
2.4. Словообразовательные особенности существительных-диминутивов в произведении А.И. Куприна «Яма» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность настоящего исследования обусловлена возросшим интересом лингвистической науки к изучению языковых средств выразительности в художественном произведении. Диминутивная лексика является ярким средством эмоциональной и иносказательной выразительности. Необходимость ее дальнейшего изучения с точки зрения словообразования, семантики и выразительных возможностей в художественном тексте позволит уточнить представления об уменьшительности как словообразовательной категории, об особенностях индивидуального стиля А.И. Куприна.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, содержащих семантическую и словообразовательную характеристику диминутивов, можно выделить работы М.Г. Даниеловой [Даниелова 1985], Л.И. Осиповой [Осипова 1968], В.Г. Чургановой [Чурганова 1974] и др.
Творчество А.И. Куприна и языковые особенности его произведений изучены достаточно подробно в отечественной лингвистике и литературоведении. Среди научных исследований назовем труды «А.И. Куприн. Критико-биографический очерк» В.Н. Афанасьева [Афанасьев 1960], «Творчество А.И. Куприна» А.А. Волкова [Волков 1981], «Купринская манера письма» Л.А. Качаевой [Качаева 1980], «Перечитывая Куприна» С.И. Чупринина [Чупринин 1991].
Несмотря на имеющиеся многочисленные работы, связанные с темой исследования, особенности функционирования существительных- диминутивов в контексте произведений А.И. Куприна еще не были предметом самостоятельного научного рассмотрения.
Объект исследования - диминутивные существительные в художественном тексте повести А.И. Куприна «Яма».
Предмет исследования - особенности функционирования диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма».
Цель бакалаврской работы - выявить лексико-семантические и словообразовательные особенности существительных-диминутивов и их функции в произведении А.И. Куприна.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить различные точки зрения на проблему изучения существительных-диминутивов как типов производных слов в современной лингвистической литературе.
2. Охарактеризовать специфику диминутивов как типа производного слова.
3. Методом сплошной выборки отобрать из повести А.И. Куприна существительные-диминутивы.
4. Описать лексико-грамматические разряды: диминутивных существительных.
5. Классифицировать обозначенные имена существительные с точки зрения их семантики и характера производящей основы.
6. Установить набор аффиксов, участвующих в образовании диминутивов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) метод изучения учебной и научной литературы;
2) метод сплошной выборки примеров из произведения;
3) метод анализа и обобщения полученных фактов;
4) описательный метод;
5) биографический метод;
6) метод классификации и типологизации языковых средств;
7) метод контекстного анализа.
Материалом для исследования послужили примеры словоупотребления диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма». В результате анализа данного произведения нами были отобраны методом сплошной выборки 995 диминутивных единиц, которые были классифицированы на основе различных признаков, обозначенных в задачах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Значение существительных-диминутивов определяется значением суффиксов субъективной оценки и включает в себя уменьшительность (по объему, размеру, высоте, габаритам, значимости и т.п.), осложняемую различными эмоционально-оценочными значениями (ласкательность, уничижительность, презрительность и т.п.).
2. Самыми многочисленными по составу в произведении А.И. Куприна являются следующие семантические группы по значению аффиксов: 1) меньший по степени проявления, интенсивности; 2) незначительная значимость явления; 3) меньший по размеру, высоте, габаритам и т.п.
3. Диминутивные существительные в повести А.И. Куприна представлены многими лексико-грамматическими разрядами, однако чаще всего писатель использует диминутивы со значением лица, диминутивы с конкретно- предметным значением.
4. Слова-диминутивы являются одним из ярких средств выражения авторской оценки в повести, при этом наиболее активно в произведении реализуются положительные оценочные значения.
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить представления о диминутивах как словообразовательной категории, включающей типичные суффиксы, при помощи которых они образуются, их словообразовательное значение и продуктивность, типы производящих основ, а также проследить роль существительных-диминутивов на материале конкретного художественного произведения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате исследования удалось выявить, во-первых, лексико-семантические и лексико-грамматические разряды существительных-диминутивов, во-вторых, группы данных существительных по характеру производящих основ, в-третьих, сделать выводы об особенностях их функционирования в повести А.И. Куприна.
Апробация исследования проведена на внеклассном мероприятии в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 имени Н.Ф. Семизорова» в 6 «А» классе в период педагогической практики.
Доклады по теме бакалаврской работы были представлены на Студенческих Днях науки в ТГУ 05.04.2017, 03.04.2018: «Особенности словообразования диминутивов в современном русском языке (на примере повести А.И. Куприна «Яма») », «Средства создания характеров в повести А.И. Куприна «Яма», «Состав, семантика и словообразование диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма»; на Самарской областной студенческой конференции 19.04.2018. На всех мероприятиях доклады: были отмечены Дипломами победителя II и III степени.
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении охарактеризованы актуальность, объект, предмет и цель исследования, обозначены задачи и методологическая основа дипломной работы, сформулированы положения, которые вынесены на защиту.
В первой главе «Теоретические основы изучения диминутивов в современной лингвистике» охарактеризованы диминутивы как тип производного слова, выявлены семантические и словообразовательные особенности существительных-диминутивов и их функции в речи.
Во второй главе «Особенности функционирования существительных- диминутивов в произведении А.И. Куприна «Яма» выявлены лексико-грамматические разряды и тематические группы диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма», охарактеризованы их словообразовательные особенности.
В заключении мы представили выводы, полученные в ходе исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, содержащих семантическую и словообразовательную характеристику диминутивов, можно выделить работы М.Г. Даниеловой [Даниелова 1985], Л.И. Осиповой [Осипова 1968], В.Г. Чургановой [Чурганова 1974] и др.
Творчество А.И. Куприна и языковые особенности его произведений изучены достаточно подробно в отечественной лингвистике и литературоведении. Среди научных исследований назовем труды «А.И. Куприн. Критико-биографический очерк» В.Н. Афанасьева [Афанасьев 1960], «Творчество А.И. Куприна» А.А. Волкова [Волков 1981], «Купринская манера письма» Л.А. Качаевой [Качаева 1980], «Перечитывая Куприна» С.И. Чупринина [Чупринин 1991].
Несмотря на имеющиеся многочисленные работы, связанные с темой исследования, особенности функционирования существительных- диминутивов в контексте произведений А.И. Куприна еще не были предметом самостоятельного научного рассмотрения.
Объект исследования - диминутивные существительные в художественном тексте повести А.И. Куприна «Яма».
Предмет исследования - особенности функционирования диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма».
Цель бакалаврской работы - выявить лексико-семантические и словообразовательные особенности существительных-диминутивов и их функции в произведении А.И. Куприна.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить различные точки зрения на проблему изучения существительных-диминутивов как типов производных слов в современной лингвистической литературе.
2. Охарактеризовать специфику диминутивов как типа производного слова.
3. Методом сплошной выборки отобрать из повести А.И. Куприна существительные-диминутивы.
4. Описать лексико-грамматические разряды: диминутивных существительных.
5. Классифицировать обозначенные имена существительные с точки зрения их семантики и характера производящей основы.
6. Установить набор аффиксов, участвующих в образовании диминутивов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) метод изучения учебной и научной литературы;
2) метод сплошной выборки примеров из произведения;
3) метод анализа и обобщения полученных фактов;
4) описательный метод;
5) биографический метод;
6) метод классификации и типологизации языковых средств;
7) метод контекстного анализа.
Материалом для исследования послужили примеры словоупотребления диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма». В результате анализа данного произведения нами были отобраны методом сплошной выборки 995 диминутивных единиц, которые были классифицированы на основе различных признаков, обозначенных в задачах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Значение существительных-диминутивов определяется значением суффиксов субъективной оценки и включает в себя уменьшительность (по объему, размеру, высоте, габаритам, значимости и т.п.), осложняемую различными эмоционально-оценочными значениями (ласкательность, уничижительность, презрительность и т.п.).
2. Самыми многочисленными по составу в произведении А.И. Куприна являются следующие семантические группы по значению аффиксов: 1) меньший по степени проявления, интенсивности; 2) незначительная значимость явления; 3) меньший по размеру, высоте, габаритам и т.п.
3. Диминутивные существительные в повести А.И. Куприна представлены многими лексико-грамматическими разрядами, однако чаще всего писатель использует диминутивы со значением лица, диминутивы с конкретно- предметным значением.
4. Слова-диминутивы являются одним из ярких средств выражения авторской оценки в повести, при этом наиболее активно в произведении реализуются положительные оценочные значения.
Научная новизна исследования заключается в попытке обобщить представления о диминутивах как словообразовательной категории, включающей типичные суффиксы, при помощи которых они образуются, их словообразовательное значение и продуктивность, типы производящих основ, а также проследить роль существительных-диминутивов на материале конкретного художественного произведения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате исследования удалось выявить, во-первых, лексико-семантические и лексико-грамматические разряды существительных-диминутивов, во-вторых, группы данных существительных по характеру производящих основ, в-третьих, сделать выводы об особенностях их функционирования в повести А.И. Куприна.
Апробация исследования проведена на внеклассном мероприятии в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 имени Н.Ф. Семизорова» в 6 «А» классе в период педагогической практики.
Доклады по теме бакалаврской работы были представлены на Студенческих Днях науки в ТГУ 05.04.2017, 03.04.2018: «Особенности словообразования диминутивов в современном русском языке (на примере повести А.И. Куприна «Яма») », «Средства создания характеров в повести А.И. Куприна «Яма», «Состав, семантика и словообразование диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма»; на Самарской областной студенческой конференции 19.04.2018. На всех мероприятиях доклады: были отмечены Дипломами победителя II и III степени.
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении охарактеризованы актуальность, объект, предмет и цель исследования, обозначены задачи и методологическая основа дипломной работы, сформулированы положения, которые вынесены на защиту.
В первой главе «Теоретические основы изучения диминутивов в современной лингвистике» охарактеризованы диминутивы как тип производного слова, выявлены семантические и словообразовательные особенности существительных-диминутивов и их функции в речи.
Во второй главе «Особенности функционирования существительных- диминутивов в произведении А.И. Куприна «Яма» выявлены лексико-грамматические разряды и тематические группы диминутивных существительных в повести А.И. Куприна «Яма», охарактеризованы их словообразовательные особенности.
В заключении мы представили выводы, полученные в ходе исследования.
При распределении диминутивных существительных в повести
А.И. Куприна «Яма» по лексико-грамматическим разрядам мы обнаружили, что собственных имен намного больше, чем нарицательных. Из 995 отобранных методом сплошной выборки диминутивов 540 - имена собственные. В процентном соотношении: 54,27 (имена собственные) к 45,73 (имена нарицательные).
В контексте данного произведения уменьшительно-ласкательные формы личных имен передают либо положительное отношение автора к персонажам повести, либо сочувственное отношение персонажей друг к другу.
В анализируемом произведении присутствуют следующие разряды имен нарицательных существительных-диминутивов: конкретные, вещественные и отвлеченные. Из 455 имен нарицательных вещественные представлены 4 единицами, отвлеченные - 31, а конкретные - 419. В процентном соотношении: 1,1 (вещественные), 6,81 (отвлеченные), к 92,09 (конкретные).
По характеру производящей основы конкретные существительные- диминутивы в произведении «Яма» объединяются в следующие тематические группы:
1) диминутивы с производящей основой с конкретно-предметным значением;
2) диминутивы с производящей основой со значением времени;
3) диминутивы с производящей основой со значением лица.
Вещественные диминутивы образованы от производящей основы со значением вещественности.
К отвлеченным относятся диминутивы с производящей основой со значением процесса, признака, состояния.
Конкретные диминутивные существительные представлены в повести «Яма» наиболее разнообразно и объемно и занимают 92,09% от общего количества нарицательных диминутивов.
Их функции достаточно разнообразны: передача эмоциональной оценки («ласкательность», «умиление», «пренебрежение», «снисхождение»), передача эмоционального отношения говорящего/повествователя к объекту именования, выражение размерных значений, конкретизация рационально-оценочного компонента и создание положительного эмоционального фона всей коммуникации.
С точки зрения лексического значения существительные-диминутивы в повести А.И. Куприна «Яма» распределяются на десять тематических групп:
- имена собственные (Анночка, Манька, Женечка, Манечка};
- имена-функции (старичок, скандалисточка, сиделочка};
- одежда и обувь (курточка, сапожки, штанишки, рубашка, кофточка); аксессуары (бантик, кисточки, ленточка, цепочка, крестик};
- животные и их детёныши (обезьянка, жеребенок); названия животных и их детенышей, которые характеризуют людей (ягненочек, поросенок, барашек, собачонка, собачка, галчонок, ягненок, голубка};
- предметы быта, мебели, личные вещи (книжечка, сундучок};
- части тела (ручка, кудряшки, височки, головка};
- жилые помещения, строения, заведения и их части (кабинетик, ночлежка, кабачок, балаганчик};
- элементы пейзажа, предметы ландшафта (стволики, дорожка};
- природные явления, состояния и части суток (утречко, денек};
- продукты питания, напитки (плиточка (шоколада), маслице}.
Словообразовательный анализ рассматриваемых диминутивных существительных показал, что наиболее активно в словообразовании существительных-диминутивов используются суффиксы -очк(а)/-ечк(а) и -к(а). Количество диминутивов, имеющих, помимо уменьшительности, различные оценочные значения (уменьшительно-ласкательность, ласкательность, пренебрежение, презрение и насмешка), значительно больше, что объясняется тем, что слова-диминутивы являются одним из ярких средств выражения авторской оценки в повести.
Обобщая результаты проведенного исследования, можем сделать следующие выводы:
1. Большое количество диминутивов, охватывающих многочисленные предметные области отображаемой действительности, в повести А.И. Куприна «Яма» является яркой языковой особенностью данного произведения и отображает ключевую авторскую концепцию об измельчании и опошлении чувств, морали и нравов общества.
2. В контексте повести А.И. Куприна «Яма» диминутивные слова становятся средством авторского отношения к героям произведения. Наиболее активно в повести писателя реализуются положительные оценочные значения. Автор, рассказывая о нелегкой судьбе девушек из публичного дома, сочувствует им, но подчеркивает духовную неразвитость девушек, поэтому все они трагично заканчивают свое существование. Кроме того, диминутивы являются средством речевой характеристики персонажей повести.
А.И. Куприна «Яма» по лексико-грамматическим разрядам мы обнаружили, что собственных имен намного больше, чем нарицательных. Из 995 отобранных методом сплошной выборки диминутивов 540 - имена собственные. В процентном соотношении: 54,27 (имена собственные) к 45,73 (имена нарицательные).
В контексте данного произведения уменьшительно-ласкательные формы личных имен передают либо положительное отношение автора к персонажам повести, либо сочувственное отношение персонажей друг к другу.
В анализируемом произведении присутствуют следующие разряды имен нарицательных существительных-диминутивов: конкретные, вещественные и отвлеченные. Из 455 имен нарицательных вещественные представлены 4 единицами, отвлеченные - 31, а конкретные - 419. В процентном соотношении: 1,1 (вещественные), 6,81 (отвлеченные), к 92,09 (конкретные).
По характеру производящей основы конкретные существительные- диминутивы в произведении «Яма» объединяются в следующие тематические группы:
1) диминутивы с производящей основой с конкретно-предметным значением;
2) диминутивы с производящей основой со значением времени;
3) диминутивы с производящей основой со значением лица.
Вещественные диминутивы образованы от производящей основы со значением вещественности.
К отвлеченным относятся диминутивы с производящей основой со значением процесса, признака, состояния.
Конкретные диминутивные существительные представлены в повести «Яма» наиболее разнообразно и объемно и занимают 92,09% от общего количества нарицательных диминутивов.
Их функции достаточно разнообразны: передача эмоциональной оценки («ласкательность», «умиление», «пренебрежение», «снисхождение»), передача эмоционального отношения говорящего/повествователя к объекту именования, выражение размерных значений, конкретизация рационально-оценочного компонента и создание положительного эмоционального фона всей коммуникации.
С точки зрения лексического значения существительные-диминутивы в повести А.И. Куприна «Яма» распределяются на десять тематических групп:
- имена собственные (Анночка, Манька, Женечка, Манечка};
- имена-функции (старичок, скандалисточка, сиделочка};
- одежда и обувь (курточка, сапожки, штанишки, рубашка, кофточка); аксессуары (бантик, кисточки, ленточка, цепочка, крестик};
- животные и их детёныши (обезьянка, жеребенок); названия животных и их детенышей, которые характеризуют людей (ягненочек, поросенок, барашек, собачонка, собачка, галчонок, ягненок, голубка};
- предметы быта, мебели, личные вещи (книжечка, сундучок};
- части тела (ручка, кудряшки, височки, головка};
- жилые помещения, строения, заведения и их части (кабинетик, ночлежка, кабачок, балаганчик};
- элементы пейзажа, предметы ландшафта (стволики, дорожка};
- природные явления, состояния и части суток (утречко, денек};
- продукты питания, напитки (плиточка (шоколада), маслице}.
Словообразовательный анализ рассматриваемых диминутивных существительных показал, что наиболее активно в словообразовании существительных-диминутивов используются суффиксы -очк(а)/-ечк(а) и -к(а). Количество диминутивов, имеющих, помимо уменьшительности, различные оценочные значения (уменьшительно-ласкательность, ласкательность, пренебрежение, презрение и насмешка), значительно больше, что объясняется тем, что слова-диминутивы являются одним из ярких средств выражения авторской оценки в повести.
Обобщая результаты проведенного исследования, можем сделать следующие выводы:
1. Большое количество диминутивов, охватывающих многочисленные предметные области отображаемой действительности, в повести А.И. Куприна «Яма» является яркой языковой особенностью данного произведения и отображает ключевую авторскую концепцию об измельчании и опошлении чувств, морали и нравов общества.
2. В контексте повести А.И. Куприна «Яма» диминутивные слова становятся средством авторского отношения к героям произведения. Наиболее активно в повести писателя реализуются положительные оценочные значения. Автор, рассказывая о нелегкой судьбе девушек из публичного дома, сочувствует им, но подчеркивает духовную неразвитость девушек, поэтому все они трагично заканчивают свое существование. Кроме того, диминутивы являются средством речевой характеристики персонажей повести.



