ВВЕДЕНИЕ 6
1 Анализ аналогов разрабатываемого оборудования 11
1.1 Конструктивно-технологические особенности стенда для освидетельствования
газовых баллонов СОБ-40Р 12
1.2 Конструктивно-технологические особенности стенда технического
освидетельствования баллонов СТОБ 300 14
1.3 Конструктивно-технологические особенности карусельной установки УКПк .... 15
2 Разработка конструкции стенда для переосвидетельствования газовых
баллонов 21
2.1 Техническое задание 21
2.2 Техническое предложение 24
2.3 Конструкторские расчеты основных элементов разрабатываемого устройства ... 29
3 Технологический процесс освидетельствования газовых баллонов 31
3.1 Оценка степени повреждений металлокомпозитных баллонов 31
3.2 Технологический процесс освидетельствования газовых баллонов 36
4 Безопасность и экологичность стенда для переосвидетельствования
газовых баллонов 37
4.1 Конструктивно-технологическая характеристика для стенда для
переосвидетельствования газовых баллонов 37
4.2 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных
профессиональных рисков 38
4.3 Методы и технические средства снижения профессиональных рисков 40
4.4 Обеспечение пожарной и техногенной безопасности 42
4.5 Разработка технических средств и организационных мероприятий по
обеспечению ПБ участка переосвидетельствования газовых баллонов 43
4.6 Организационно-технические мероприятия по предотвращению пожара 44
4.7 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого технологического процесса переосвидетельствования газовых баллонов 46
5 Расчет эффективности спроектированной конструкции 49
5.1 Определение себестоимости изготовления 49
5.2 Определение затрат на заработную плату 50
5.3 Определение затрат на содержание и эксплуатацию оборудования 51
5.4 Определение общих затрат на изготовление конструкции 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Работа с техническими газами требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации газоиспользующего оборудования и газовых резервуаров, которые должны периодически подвергаться аттестации (рисунок 1). Важно понимать, что плановое освидетельствование баллонов - это не прихоть контролирующих органов, а необходимая мера для своевременного выявления дефектов конструкции и предотвращения опасных ситуаций на производстве [8, 10].
В соответствии с ПБ 03-576-03 «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», все баллоны, предназначенные для транспортировки и хранения сжатых газов, должны подвергаться техническому освидетельствованию.
Проведение своевременного технического освидетельствования баллонов является обязательным требованием промышленной безопасности.
Своевременное освидетельствование баллонов и качественная подготовка позволяет добиться высокой чистоты газов после наполнения (газы высокой и особой чистоты). Без проведения освидетельствования газовых баллонов заправка и эксплуатации емкостей для хранения и перевозки газа недопустимы. Освидетельствование баллонов и вынесение заключения по ним может выполнять только организация, которая имеет все необходимые разрешения и полномочия от соответствующих государственных надзорных органов.
Периодичность технической аттестации для работающих под избыточным давлением сосудов составляет 5 лет. То есть с даты изготовления каждые 5 лет баллон должен обязательно подвергаться испытаниям, во время которых определяют целостность корпуса и вентиля, массу конструкции, внутреннюю емкость и способность выдерживать повышенное давление.
Однако в некоторых ситуациях освидетельствование выполняют раньше установленного срока, когда:
- сломан вентиль;
- в месте соединения баллон-вентиль обнаружена утечка;
- на горловине неисправно или отсутствует кольцо;
- поврежден башмак;
- окраска наружной поверхности является некачественной.
Решение о ремонте или выбраковке таких сосудов принимают только по результатам визуального осмотра и технических исследований.
Проверку состояния осуществляют в следующей последовательности:
1) Подготовка. На этапе подготовки из емкости удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку поверхности с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой.
2) Визуальный осмотр. Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей.
3) Проверка массы и вместительности. Чтобы определить, насколько коррозия и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Взвешивание выполняют на весах с точностью 200 г. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой сосуд, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема.
4) Гидравлическое испытание. Для определения прочности емкости ее наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.
5) Монтаж вентиля. Перед соединением вентиля и резервуара оба компонента подвергают обезжириванию, после чего просушивают и продувают воздухом. Установка осуществляется с применением уплотнителя, а сила затяжки для резьбы составляет 300-400 Н м.
6) Нанесение клейма. Если по результатам тестирования резервуар допускается к дальнейшей эксплуатации, организация, проводившая аттестацию, выбивает на корпусе индивидуальное клеймо, а также дату проведенной и следующей проверки.
7) Покраска корпуса. В случае неудовлетворительного качества внешнего покрытия цилиндрический корпус покрывается масляной или эмалевой краской или нитроэмалью. При этом не допускается производить окраску емкости под давлением.
В данной работе необходимо спроектировать стенд, на котором могут осуществляться операции в соответствии с рисунком 1.
Условия, при которых баллон не подлежит освидетельствованию и подвергается выбраковке:
уменьшение фактической массы на 7,5% или увеличение объема на 1%;
наличие видимых дефектов корпуса;
выявление недостаточной прочности во время гидравлического испытания;
отсутствие хотя бы одного из паспортных клейм.
Забракованные баллоны, независимо от их назначения, должны быть приведены в негодность путем нанесения насечек на резьбе горловины или просверливания отверстий на корпусе. Это делается для того, чтобы дальнейшая эксплуатация бракованного сосуда была невозможной.
При освидетельствовании газовых баллонов не допускается:
- находиться в помещении испытательного поста (участка) во время наполнения баллонов сжатым воздухом (газом);
- производить подтягивание резьбовых соединений, а также осуществлять замену узлов и деталей газовой системы питания, находящихся под давлением;
- нахождение посторонних лиц в помещениях участков освидетельствования баллонов и испытания топливных систем.
Целью ВКР является проектирование стенда для проведения переосвидетельствования газовых баллонов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- выполнить сравнительный анализ представленных на рынке аналогов разрабатываемого оборудования;
- разработать техническое задание, техническое предложение на разрабатываемую конструкцию и провести конструкторские расчеты элементов конструкции;
- разработать технологический процесс освидетельствования газовых баллонов;
- провести разработку раздела «Безопасность и экологичность стенда для проведения переосвидетельствования газовых баллонов».
В соответствии с поставленной целью, в рамках выполнения ВКР был спроектирован стенд для проведения переосвидетельствования газовых баллонов.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
Во-первых, проведен сравнительный анализ представленных на рынке аналогов стендов для проведения переосвидетельствования газовых баллонов. В качестве наиболее прогрессивного и соответствующего современным мировым тенденциям развития мирового рынка машин и оборудования в данной области техники было выбран стенд модели СОБ-40Р
Во-вторых, разработаны техническое задание, техническое предложение на разрабатываемую конструкцию, проведены конструкторские расчеты.
В-третьих, представлен технологический процесс освидетельствования газовых баллонов
В-четвертых, рассмотрена безопасность и экологичность стенда для переосвидетельствования газовых баллонов.
В-пятых, проведен расчет экономической эффективности проектируемой конструкции, позволяющий сделать вывод о том, что изготовление сконструированного стенда является экономически эффективным и целесообразным.
1 Епишкин, В.Е. Выпускная квалификационная работа бакалавра: учебно-методическое пособие для студентов направлений подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство») / В.Е. Епишкин, И.В. Турбин. - Тольятти : ТГУ, 2018. - 199 с.
2 Амирджанова, И.Ю. Правила оформление выпускных
квалификационных работ: учебно-методическое пособие / И.Ю.
Амирджанова, Т.А. Варенцова, В.Г. Виткалов, А.Г. Егоров, В.В. Петрова - Тольятти : ТГУ, 2019, - 145 с.
3 Петин, Ю.П., Мураткин, Г.В., Андреева, Е.Е. Технологическое проектирование предприятий автомобильного транспорта / Ю. П. Петин, Г. В. Мураткин, Е. Е. Андреева ; Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Тольятти: ТГУ, 2013. - 136 с.;
4 Масуев, М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта/ М. А. Масуев ; - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.;
5 Малкин, В. С. Устройство и эксплуатация технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта / В. С. Малкин ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; каф. "Проектирование и эксплуатация автомобилей". - Тольятти : ТГУ, 2016. - 451 с.
6 ОНТП 01 - 91. Общесоюзные нормы технологического
проектирования предприятий автомобильного транспорта / Минавтотранс РСФСР. - М. : Гипроавтотранс РСФСР, 1986. - 75 с.
7 Ременцов, А. Н. Типаж и эксплуатация технологического оборудования : учеб. для студентов вузов, обуч. по направлению подготовки бакалавров "Эксплуатация транспортно-технол. машин и комплексов" / А. Н. Ременцов, Ю. Г. Сапронов, С. Г. Соловьев. - Гриф УМО. - Москва : Академия, 2015. - 302, [1] с.
8 Оборудование для газовой сварки, резки и родственных процессов.
Редукторы и расходомеры для газопроводов и газовых баллонов с давлением газа до 300 бар (30 МПа) = Gaswelding equipment used in welding, cutting and allied processes. Pressure regulators and pressure regulators with flow-metering devices for manifold systems and gas cylinders up to 300 bar (30 MPa) : национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54791-2011 : введен впервые : введен 2013-01-01 / Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии. - Москва : Стандартинформ, 2012. - IV, 23 с.
9 Анурьев, В. И. Справочник конструктора-машиностроителя . В 3 т. Т. 3/ В. И. Анурьев ; под ред. И. Н. Жестковой. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - Москва : Машиностроение, 2006. - 927 с.
10 Правила устройства, содержания и освидетельствования баллонов для сжатых, сжиженных и растворенных газов: Утв. 3/X 1949 г. / М-во электростанций СССР. Глав. гос. инспекция котлонадзора. - Москва ; Ленинград : Госэнергоиздат, 1953. - 24 с.
11 Технологический расчет предприятий автомобильного транспорта: Метод. указания / Сост. Петин Ю.П., Соломатин Н.С. - Тольятти: ТолПИ, 1991 -65 с.
12 Болбас, М. М. Проектирование предприятий автомобильного транспорта / Под ред. М.М. Болбаса. - М. : Адукацыявыхаванне, 2004. - 596 с.
13 Пректирование предприятий автомобильного транспорта: Уч.
пособие / М.М. Болбас и др.- Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2004-320 с.
14 Крамаренко, Г.В. Техническое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания / Г.В. Крамаренко, И.В. Баринов. - М.: Транспорт, 1985. - 230 с.
15 Напольский, Г.М. Технологическое проектирование
автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания / Г.М. Напольский - М.: Транспорт, 1991. - 320 с.
16 Живоглядов, Н.И. Методические указания технологического оборудования - Тольятти, ТолПИ, 1994 - 67с.
17 Анурьев, В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В 3-х т. Т.3 - 5-е изд. - М.: Машиностроение, 1980.
18 Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта : учеб. пособие для вузов / ТГУ ; сост. Л. Н. Горина. - Тольятти : ТГУ, 2003. - 139 с. : ил. - Библиогр.: с. 137.
19 Горина, Л.Н. Инженерные расчеты уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах : учеб. пособие / Л. Н. Горина, В. Е. Ульянова, М. И. Фесина. - Гриф УМО. - Тольятти : ТГУ, 2007. - 134 с. : ил. - Библиогр.: с. 134.
20 Горина, Л.Н. Раздел выпускной квалификационной работы
«Безопасность и экологичность технического объекта» : учебно¬
методическое пособие / Л. Н. Горина, М. И. Фесина ; ТГУ ; каф. управления промышленной и экологической безопасностью. - Тольятти : ТГУ, 2016. - 22 с.
21 Roddy, Dennis. Electronic Communication, Prentice Hall, New Jersey, 1995.
22 Spasov, Peter. Microcontroller Technology, Prentice Hall, New Jersey, 1993.
23 Bogart, Till. Gas ballons, McGrawHill, New York, 1999.
24 Velupillai, Krishna. “Dazzling headlights can snuff out human life”. 2007.
25 Bell, Joseph A. Electric and Electronics, Thomson, USA, 2007.