Формирование коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 7
1.1. Исследование вопросов формирования коммуникативной культуры у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 27
2.1. Диагностика формирования коммуникативной культуры у младших
школьников на уроках русского языка 27
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной культуры у
младших школьников 36
2.3 Контрольный срез 40
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А Март. Рассказ. В. Сухомлинский «Как Николай стал храбрым» 59
Приложение Б Формулы речевого этикета 61
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 7
1.1. Исследование вопросов формирования коммуникативной культуры у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 27
2.1. Диагностика формирования коммуникативной культуры у младших
школьников на уроках русского языка 27
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной культуры у
младших школьников 36
2.3 Контрольный срез 40
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А Март. Рассказ. В. Сухомлинский «Как Николай стал храбрым» 59
Приложение Б Формулы речевого этикета 61
Требованиями современного ФГОС НОО четко определены задачи по формированию всесторонне развитой личности, владеющей культурными компетенциями, в том числе и языковой. В условиях функционирования русского языка как государственного особое значение приобретает культура устной речи - важнейшего средства общения, воспитания и всестороннего развития личности. Совершенствование учебно- воспитательного процесса в начальной школе направлено в том числе и на формирование высокой речевой культуры младших школьников, уважения к своим культурным традициям и государственному языку. Важным направление образования является воспитание личности, которая стремится к реализации своего потенциала, открыта для изучения нового материала, способна в различных ситуациях сделать выбор и нести ответственность за него. В этой связи особую значимость приобретает работа, которая направлена на формирование коммуникативной культуры речи младших школьников, поскольку приобретенные учащимися на начальной ступени образования знания и речевые умения становятся основой коммуникативного взаимодействия, формируя нормативность речи.
Проблема формирования коммуникативной культуры всегда была в центре усиленного внимания отечественных психологов и педагогов: труды A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, B. А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.К. Марков, Л.М. Митина и других.
Вопросы, формирования коммуникативной культуры учащихся в образовательном пространстве школы рассматривались учеными Г.М. Андреевой, И.А. Зимней, И.Ф. Исаевой, В.Г. Костомаровым, Н.Б. Крыловой, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, О.Г. Тринитатской и др.
Поиск путей оптимизации языкового воспитания, прежде всего формирование культуры речи учащихся на начальном этапе обучения в школе обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования - выделить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной культуры речи младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование коммуникативной культуры речи младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования - формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка будет проходить эффективно, если:
- посредством обогащения содержания образования ситуациями социального взаимодействия;
- последовательное введение обучающихся в коммуникативно - игровую деятельность, содействующую формированию умений конструктивного общения с ровесниками;
- применение общеучебных коммуникативных знаний и умений, конструктивного общения в решении жизненных задач связанных с социокультурным поведением у обучающихся;
- создание учебных ситуаций, направленных на активизацию речевой деятельности.
Согласно цели и гипотезе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Выявить уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников.
3. Разработать и реализовать педагогические условия, направленные на формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка.
4. Доказать эффективность комплекса педагогических условий по
формированию коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
а) теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование и моделирование учебно-речевой деятельности; синтез эмпирического материала;
б) эмпирические - целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ уроков русского языка; беседы; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Новизна исследования заключается в создании научно обоснованной технологии формирования культуры речи младших школьников на уроке русского языка.
Практическую значимость исследования составляют определенные ведущие принципы и критерии отбора языкового материала, подобрана система упражнений для формирования основных коммуникативных признаков речевой культуры. Разработка может быть полезна учителям начальных классов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проблема формирования коммуникативной культуры всегда была в центре усиленного внимания отечественных психологов и педагогов: труды A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, B. А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.К. Марков, Л.М. Митина и других.
Вопросы, формирования коммуникативной культуры учащихся в образовательном пространстве школы рассматривались учеными Г.М. Андреевой, И.А. Зимней, И.Ф. Исаевой, В.Г. Костомаровым, Н.Б. Крыловой, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, О.Г. Тринитатской и др.
Поиск путей оптимизации языкового воспитания, прежде всего формирование культуры речи учащихся на начальном этапе обучения в школе обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования - выделить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной культуры речи младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование коммуникативной культуры речи младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования - формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка будет проходить эффективно, если:
- посредством обогащения содержания образования ситуациями социального взаимодействия;
- последовательное введение обучающихся в коммуникативно - игровую деятельность, содействующую формированию умений конструктивного общения с ровесниками;
- применение общеучебных коммуникативных знаний и умений, конструктивного общения в решении жизненных задач связанных с социокультурным поведением у обучающихся;
- создание учебных ситуаций, направленных на активизацию речевой деятельности.
Согласно цели и гипотезе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Выявить уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников.
3. Разработать и реализовать педагогические условия, направленные на формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка.
4. Доказать эффективность комплекса педагогических условий по
формированию коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
а) теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование и моделирование учебно-речевой деятельности; синтез эмпирического материала;
б) эмпирические - целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ уроков русского языка; беседы; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Новизна исследования заключается в создании научно обоснованной технологии формирования культуры речи младших школьников на уроке русского языка.
Практическую значимость исследования составляют определенные ведущие принципы и критерии отбора языкового материала, подобрана система упражнений для формирования основных коммуникативных признаков речевой культуры. Разработка может быть полезна учителям начальных классов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Коммуникативную культуру личности, предполагает не только следование нормам, но и умение сознательно выбирать наиболее целесообразные варианты речевого поведения (точные в смысловом отношении, стилистически уместны, выразительны), находить адекватную по ситуации новую речевую форму, а также целенаправленно и искусно использовать языково-выразительные средства и формулы речевого этикета в зависимости от цели и обстоятельств общения.
Коммуникативная культура общения-многокомпонентное образование, основанное на соответствующих знаниях, умениях, навыках, системе моральных ценностей и позволяет реализовать коммуникативное взаимодействие с учетом этико - психологических принципов и норм в конкретном обществе и конкретных ситуациях; это приобретенные человеком знания, умения и навыки общения, которые созданы, приняты обществом и реализуются в нем, отражая коммуникативные традиции определенного этноса.
Коммуникативная культура общения младших школьников рассматривается как интегрированное понятие, включающее социально-нравственные нормы поведения и культуры речи. Структура культуры речевого общения младшего школьника складывается из правильности речи, коммуникативной целесообразности и других качеств речи (точности, выразительности), реализуемых в языковых и неязыковых средствах общения и формулах речевого этикета.
Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, что определяется обществом для установления речевого контакта собеседников. Под речевым этикетом детей младшего школьного возраста мы понимаем не только совокупность общеупотребительных вербальных и невербальных средств вежливости, которыми они должны естественно пользоваться в межличностном взаимодействии, но и уровень сформированности их внутренних моральных побуждений к этикетном речевого поведения, понимание значимости этикетных норм и правил общения и желание и умение пользоваться ими в тех или иных коммуникативных ситуациях.
В исследовании раскрыто содержание понятия «формирование коммуникативной культуры учащихся начальной школы на уроках русского языка» как процесса приобретения и закрепления необходимых знаний, умений и навыков правил культуры общения, выразительных средств языка и формул речевого этикета.
Роль уроков русского языка заключается в предоставлении образцов качественной речи и стимулировании учащихся сделать собственную речь содержательной, правильной, выразительной, богатой, что является важной родниковой базой методики формирования речевой культуры учащихся начальной школы.
Оценка уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников определялась следующими критериями и показателями: когнитивный (показатели: знакомство с коммуникативными качествами речи (правильность, точность, выразительность); с языковыми и неречевыми средствами общения; с формулами речевого этикета); коммуникативно-продуктивный (показатели: наличие коммуникативных качеств речи; умение уместно использовать языковые и неязыковые средства общения в спонтанной речи; умение выделять нужные формулы речевого этикета, коммуникативно - креативный (показатели: умение целесообразно выражать собственное мнение (коммуникативная целесообразность высказывания); творчески использовать языковые и неязыковые формы общения; придерживаться этикетных норм в соответствии с ситуацией).
Обозначенные критерии и показатели были положены в основу характеристики уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников: высокий, достаточный, средний, низкий. К каждому критерию и показателю была подобрана серия диагностических задач, направленных на выявление уровней развития умений. Как выяснилось, на констатирующем этапе исследования высокий уровень сформированности речевой культуры учащихся был выявлен у 5,7 % ЭГ и 6,4 % КГ, достаточный - 13,0 % ЭГ и 11,2 % КГ, средний - 29,5 % учащихся ЭГ и 30,5 % КГ, низкий - 51,8 % учащихся ЭГ и 51,9 % КГ.
Педагогическими условиями эффективного формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка были: коммуникативное направление формирования культуры общения; взаимосвязь языковых и неязыковых средств общения; наличие положительной мотивации на уроках; включение в цикл уроков русского языка упражнений по развитию речи и формированию речевого этикета.
По результатам конечного этапа исследования, учащиеся ЭГ достигли значительных положительных сдвигов относительно уровней сформированности культуры речи в процессе литературного чтения. Высокий уровень обнаружили 21,2 % учеников (было 5,7 %); достаточный - 29,2% учащихся (было 13 %); уменьшилось количество тех, кто находился на среднем уровне - 23,1 % (было 29,5 %) и низкой - 26,5 % (было 51,8%). Произошли определенные изменения и в уровнях формирования культуры речи учащихся на КГ, однако они не были ощутимыми: подавляющее большинство школьников осталась на низком (40,6%) и среднем (26,2%) уровнях (было соответственно 51,9 % и 30,5 %), высокого уровня достигли только 11,7% учащихся (было 6,4 %).
Таким образом, была достигнута цель научного исследования и подтверждены положения выдвинутой гипотезы.
Коммуникативная культура общения-многокомпонентное образование, основанное на соответствующих знаниях, умениях, навыках, системе моральных ценностей и позволяет реализовать коммуникативное взаимодействие с учетом этико - психологических принципов и норм в конкретном обществе и конкретных ситуациях; это приобретенные человеком знания, умения и навыки общения, которые созданы, приняты обществом и реализуются в нем, отражая коммуникативные традиции определенного этноса.
Коммуникативная культура общения младших школьников рассматривается как интегрированное понятие, включающее социально-нравственные нормы поведения и культуры речи. Структура культуры речевого общения младшего школьника складывается из правильности речи, коммуникативной целесообразности и других качеств речи (точности, выразительности), реализуемых в языковых и неязыковых средствах общения и формулах речевого этикета.
Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, что определяется обществом для установления речевого контакта собеседников. Под речевым этикетом детей младшего школьного возраста мы понимаем не только совокупность общеупотребительных вербальных и невербальных средств вежливости, которыми они должны естественно пользоваться в межличностном взаимодействии, но и уровень сформированности их внутренних моральных побуждений к этикетном речевого поведения, понимание значимости этикетных норм и правил общения и желание и умение пользоваться ими в тех или иных коммуникативных ситуациях.
В исследовании раскрыто содержание понятия «формирование коммуникативной культуры учащихся начальной школы на уроках русского языка» как процесса приобретения и закрепления необходимых знаний, умений и навыков правил культуры общения, выразительных средств языка и формул речевого этикета.
Роль уроков русского языка заключается в предоставлении образцов качественной речи и стимулировании учащихся сделать собственную речь содержательной, правильной, выразительной, богатой, что является важной родниковой базой методики формирования речевой культуры учащихся начальной школы.
Оценка уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников определялась следующими критериями и показателями: когнитивный (показатели: знакомство с коммуникативными качествами речи (правильность, точность, выразительность); с языковыми и неречевыми средствами общения; с формулами речевого этикета); коммуникативно-продуктивный (показатели: наличие коммуникативных качеств речи; умение уместно использовать языковые и неязыковые средства общения в спонтанной речи; умение выделять нужные формулы речевого этикета, коммуникативно - креативный (показатели: умение целесообразно выражать собственное мнение (коммуникативная целесообразность высказывания); творчески использовать языковые и неязыковые формы общения; придерживаться этикетных норм в соответствии с ситуацией).
Обозначенные критерии и показатели были положены в основу характеристики уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников: высокий, достаточный, средний, низкий. К каждому критерию и показателю была подобрана серия диагностических задач, направленных на выявление уровней развития умений. Как выяснилось, на констатирующем этапе исследования высокий уровень сформированности речевой культуры учащихся был выявлен у 5,7 % ЭГ и 6,4 % КГ, достаточный - 13,0 % ЭГ и 11,2 % КГ, средний - 29,5 % учащихся ЭГ и 30,5 % КГ, низкий - 51,8 % учащихся ЭГ и 51,9 % КГ.
Педагогическими условиями эффективного формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка были: коммуникативное направление формирования культуры общения; взаимосвязь языковых и неязыковых средств общения; наличие положительной мотивации на уроках; включение в цикл уроков русского языка упражнений по развитию речи и формированию речевого этикета.
По результатам конечного этапа исследования, учащиеся ЭГ достигли значительных положительных сдвигов относительно уровней сформированности культуры речи в процессе литературного чтения. Высокий уровень обнаружили 21,2 % учеников (было 5,7 %); достаточный - 29,2% учащихся (было 13 %); уменьшилось количество тех, кто находился на среднем уровне - 23,1 % (было 29,5 %) и низкой - 26,5 % (было 51,8%). Произошли определенные изменения и в уровнях формирования культуры речи учащихся на КГ, однако они не были ощутимыми: подавляющее большинство школьников осталась на низком (40,6%) и среднем (26,2%) уровнях (было соответственно 51,9 % и 30,5 %), высокого уровня достигли только 11,7% учащихся (было 6,4 %).
Таким образом, была достигнута цель научного исследования и подтверждены положения выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка при изучении глагола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативно-речевых умений
у младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



