Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 7
1.1. Исследование вопросов формирования коммуникативной культуры у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры у младших школьников на уроках русского языка 27
2.1. Диагностика формирования коммуникативной культуры у младших
школьников на уроках русского языка 27
2.2. Организация работы по формированию коммуникативной культуры у
младших школьников 36
2.3 Контрольный срез 40
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А Март. Рассказ. В. Сухомлинский «Как Николай стал храбрым» 59
Приложение Б Формулы речевого этикета 61
Требованиями современного ФГОС НОО четко определены задачи по формированию всесторонне развитой личности, владеющей культурными компетенциями, в том числе и языковой. В условиях функционирования русского языка как государственного особое значение приобретает культура устной речи - важнейшего средства общения, воспитания и всестороннего развития личности. Совершенствование учебно- воспитательного процесса в начальной школе направлено в том числе и на формирование высокой речевой культуры младших школьников, уважения к своим культурным традициям и государственному языку. Важным направление образования является воспитание личности, которая стремится к реализации своего потенциала, открыта для изучения нового материала, способна в различных ситуациях сделать выбор и нести ответственность за него. В этой связи особую значимость приобретает работа, которая направлена на формирование коммуникативной культуры речи младших школьников, поскольку приобретенные учащимися на начальной ступени образования знания и речевые умения становятся основой коммуникативного взаимодействия, формируя нормативность речи.
Проблема формирования коммуникативной культуры всегда была в центре усиленного внимания отечественных психологов и педагогов: труды A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, B. А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.К. Марков, Л.М. Митина и других.
Вопросы, формирования коммуникативной культуры учащихся в образовательном пространстве школы рассматривались учеными Г.М. Андреевой, И.А. Зимней, И.Ф. Исаевой, В.Г. Костомаровым, Н.Б. Крыловой, А.В. Петровского, В.А. Сластенина, О.Г. Тринитатской и др.
Поиск путей оптимизации языкового воспитания, прежде всего формирование культуры речи учащихся на начальном этапе обучения в школе обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования - выделить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной культуры речи младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование коммуникативной культуры речи младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования - формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка будет проходить эффективно, если:
- посредством обогащения содержания образования ситуациями социального взаимодействия;
- последовательное введение обучающихся в коммуникативно - игровую деятельность, содействующую формированию умений конструктивного общения с ровесниками;
- применение общеучебных коммуникативных знаний и умений, конструктивного общения в решении жизненных задач связанных с социокультурным поведением у обучающихся;
- создание учебных ситуаций, направленных на активизацию речевой деятельности.
Согласно цели и гипотезе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Выявить уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников.
3. Разработать и реализовать педагогические условия, направленные на формирование коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка.
4. Доказать эффективность комплекса педагогических условий по
формированию коммуникативной культуры младших школьников на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
а) теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование и моделирование учебно-речевой деятельности; синтез эмпирического материала;
б) эмпирические - целенаправленное педагогическое наблюдение и анализ уроков русского языка; беседы; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Новизна исследования заключается в создании научно обоснованной технологии формирования культуры речи младших школьников на уроке русского языка.
Практическую значимость исследования составляют определенные ведущие принципы и критерии отбора языкового материала, подобрана система упражнений для формирования основных коммуникативных признаков речевой культуры. Разработка может быть полезна учителям начальных классов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Коммуникативную культуру личности, предполагает не только следование нормам, но и умение сознательно выбирать наиболее целесообразные варианты речевого поведения (точные в смысловом отношении, стилистически уместны, выразительны), находить адекватную по ситуации новую речевую форму, а также целенаправленно и искусно использовать языково-выразительные средства и формулы речевого этикета в зависимости от цели и обстоятельств общения.
Коммуникативная культура общения-многокомпонентное образование, основанное на соответствующих знаниях, умениях, навыках, системе моральных ценностей и позволяет реализовать коммуникативное взаимодействие с учетом этико - психологических принципов и норм в конкретном обществе и конкретных ситуациях; это приобретенные человеком знания, умения и навыки общения, которые созданы, приняты обществом и реализуются в нем, отражая коммуникативные традиции определенного этноса.
Коммуникативная культура общения младших школьников рассматривается как интегрированное понятие, включающее социально-нравственные нормы поведения и культуры речи. Структура культуры речевого общения младшего школьника складывается из правильности речи, коммуникативной целесообразности и других качеств речи (точности, выразительности), реализуемых в языковых и неязыковых средствах общения и формулах речевого этикета.
Речевой этикет — это система устойчивых формул общения, что определяется обществом для установления речевого контакта собеседников. Под речевым этикетом детей младшего школьного возраста мы понимаем не только совокупность общеупотребительных вербальных и невербальных средств вежливости, которыми они должны естественно пользоваться в межличностном взаимодействии, но и уровень сформированности их внутренних моральных побуждений к этикетном речевого поведения, понимание значимости этикетных норм и правил общения и желание и умение пользоваться ими в тех или иных коммуникативных ситуациях.
В исследовании раскрыто содержание понятия «формирование коммуникативной культуры учащихся начальной школы на уроках русского языка» как процесса приобретения и закрепления необходимых знаний, умений и навыков правил культуры общения, выразительных средств языка и формул речевого этикета.
Роль уроков русского языка заключается в предоставлении образцов качественной речи и стимулировании учащихся сделать собственную речь содержательной, правильной, выразительной, богатой, что является важной родниковой базой методики формирования речевой культуры учащихся начальной школы.
Оценка уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников определялась следующими критериями и показателями: когнитивный (показатели: знакомство с коммуникативными качествами речи (правильность, точность, выразительность); с языковыми и неречевыми средствами общения; с формулами речевого этикета); коммуникативно-продуктивный (показатели: наличие коммуникативных качеств речи; умение уместно использовать языковые и неязыковые средства общения в спонтанной речи; умение выделять нужные формулы речевого этикета, коммуникативно - креативный (показатели: умение целесообразно выражать собственное мнение (коммуникативная целесообразность высказывания); творчески использовать языковые и неязыковые формы общения; придерживаться этикетных норм в соответствии с ситуацией).
Обозначенные критерии и показатели были положены в основу характеристики уровней сформированности коммуникативной культуры младших школьников: высокий, достаточный, средний, низкий. К каждому критерию и показателю была подобрана серия диагностических задач, направленных на выявление уровней развития умений. Как выяснилось, на констатирующем этапе исследования высокий уровень сформированности речевой культуры учащихся был выявлен у 5,7 % ЭГ и 6,4 % КГ, достаточный - 13,0 % ЭГ и 11,2 % КГ, средний - 29,5 % учащихся ЭГ и 30,5 % КГ, низкий - 51,8 % учащихся ЭГ и 51,9 % КГ.
Педагогическими условиями эффективного формирования речевой культуры младших школьников на уроках русского языка были: коммуникативное направление формирования культуры общения; взаимосвязь языковых и неязыковых средств общения; наличие положительной мотивации на уроках; включение в цикл уроков русского языка упражнений по развитию речи и формированию речевого этикета.
По результатам конечного этапа исследования, учащиеся ЭГ достигли значительных положительных сдвигов относительно уровней сформированности культуры речи в процессе литературного чтения. Высокий уровень обнаружили 21,2 % учеников (было 5,7 %); достаточный - 29,2% учащихся (было 13 %); уменьшилось количество тех, кто находился на среднем уровне - 23,1 % (было 29,5 %) и низкой - 26,5 % (было 51,8%). Произошли определенные изменения и в уровнях формирования культуры речи учащихся на КГ, однако они не были ощутимыми: подавляющее большинство школьников осталась на низком (40,6%) и среднем (26,2%) уровнях (было соответственно 51,9 % и 30,5 %), высокого уровня достигли только 11,7% учащихся (было 6,4 %).
Таким образом, была достигнута цель научного исследования и подтверждены положения выдвинутой гипотезы.
1. Абрамлина, О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся / О. Г. Абрамлина. Орёл. 2013. 243 с.
2. Аверьянов, А. Н. Система: философская категория и
реальность [Текст] / А. Н. Аверьянов. М. : Мысль, 1996. 182 с.
3. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб. : Реноме. 2012. С. 140-142.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс. 1998. 376 с.
5. Арефьева, О. М. Технология формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся-билингвов [Текст] / О. М. Арефьева // Мир образования - образование в мире. 2011. № 1. С. 116-123.
6. Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников // РЯШ. 2005. №5. С.3-11.
7. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 286 с.
8. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников / Батуева Г. М. Калининград, 2003. 191 с.
9. Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 110-122.
10. Бодалёв, А.А., Панферов В.Н., Сухов А.Н. Понятие и виды социальных отношений, их связь с общением. // "Основы социально-психологической теории", М., МПА, 1995, С. 99-110.
11. Брудный, А.А. Понимание и общение / А.А. Брудный. Москва : Знание, 1989. 64 с.
12. Буевич А.А. Язык сквозь призму культурных кодов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2014. С. 19
13. Буслаев, Ф. И.Преподавание отечественного языка. М., [1844] 1992. 512 с.
14. Венецкая, А. Б. Гармония общения: Учебно-методическое пособие / А. Б. Венецкая, Т. Г. Исакова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 151 с.
15. Веселкова, О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / О. А. Веселкова ; Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 2000. 21с.
16. Виноградова Н.И., Касьянова Е.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4. С. 28-34.
17. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. М.: УЦ «Перспектива», 2011. С. 102-106.
18. Г. Горецкий. 2-е изд. М. : Просвещение, 2013. 159 с., [2] л. ил. : ил. (Школа России).
19. Гасанова, П.Г. Коммуникативная компетентность и самосознание личности / П.Г. Гасанова // Педагогическое образование и наука. 2011. № 7. С. 30-35.
20. Голант, Е. Я. Организация учебной работы в современной школе [Текст] / Е. Я. Голант. М.: АСТ, 2004. 232 с.
21. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П.; под ред. А.П. Садохина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 33.
22. Давыдова А. М. Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 34-37.
23. Ерёмина, Н. В. Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Н. В. Еремина // "Начальная школа". 2010. №6. С. 23-28.
24. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие коммуникативности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во Моек, ун-та, 2017. С.36
25. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.П. Зимняя М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. С. 45.
26. Канакина, В. П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. 4-е изд. М. : Просвещение, 2013. 143 с. : ил. (Школа России).
27. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г.
Горецкий. 3-е изд. М. : Просвещение, 2013. 144 с. : ил. (Школа России).
28. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г.
Горецкий. 3-е изд. М. : Просвещение, 2013. 144 с. : ил. (Школа России).
29. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина,
30. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, Г. Горецкий. 2-е изд. М. : Просвещение, 2013. 159 с., [2] л. ил. : ил. (Школа России).
31. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. М. : Просвещение, 2013. 160 с., [2] л. ил. : ил. (Школа России).
32. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. М. : Просвещение, 2013. 160 с., [2] л. ил. : ил. (Школа России).
33. Клюева, Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Соколов Г. В., Куров В. Н.:Ярославль: «Академия развития», 1997.
34. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной
компетентности [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.05 / Е.В. Коблянская. Санкт-Петербург, 1995. 16 с. : табл.
Библиогр.: С. 15-16.
35. Крупская, Б. В Конспект урока риторики в 4-м классе "Ваша коммуникативная задача" / Б. В. Крупская // "Начальная школа" 2007. №1. С. 16-23.
36. Куницына, В. Н. Программа учебного курса "Межличностные отношения" [Текст] / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М.
37. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1999. 365 с.
38. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А. А. Леонтьев. : Избр. псих. труды. Л., Воронеж, 2001. 447 с.
39. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] ; гл. ред. В.Н. Ярцева. М. : Советская энциклопедия, 1990. 665 с.
40. Лисина, М. И. Общение и речь / М. И. Лисина. М. : Педагогика, 1985. 208 с.
41. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. / Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р. : Прометей ; Москва ; 2013. 138 с.
42. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. Москва : Директ-Медиа, 2008. 1174 с.
43. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст]/ А.А. Максимова// Начальная школа плюс до и после. 2005. №1. С.3-8.
44. Мещеряков, Б. Г. Психологический словарь [Электрон. ресурс] /
Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Режим доступа :
http://psychological.slovaronl.com.
45. Мудрик В. А. Социальная педагогика / В. А. Мудрик. М. : "Прогресс", 2000. 34 с.
46. Муравьева О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник // О.И. Муравьева. Томск. II из-во Том. ун-та, 2012. С. 29
47. Мурашов А.А. Культура речи учителя. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. С.55
48. Немов Р. С. Социальная психология: Краткий курс / Р. С. Немов, И.Р. Алтунина. СПб. : Питер, 2008. 58 с.
49. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав/Л.Ф.Низаева // Молодой ученый. 2016. №28. С. 933¬935
50. Никитина, Е. Ю., Мишанова, О. Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Г. Мишанова // Начальная школа плюс До и После. 2012. №2. С. 59-63.
51. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М. : Мастерство, 2002, 350 с.
52. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] : приказ Мин. образования Рос. Федерации от 11 февраля 2002 г., № 393 // Веста, образования. 2002. №6. С. 10-40.
53. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. : ТЦ «Сфера», 2001. 240 с.
54. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности : кн. для учителя / Ю. М. Орлов. М. : Просвещение, 2016. С.78
55. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009. 215 с.
56. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В. И. Петрушин. М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. 463 с.
57. Погольша // Куницына В. Н. Межличностное общение: учеб. пособие / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. Санкт- Петербург, 2001. С. 531-532.
58. Поливанова, Н. И. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности [Текст] / Н. И. Поливанова, И. В. Ривина // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
59. Попова, А. А. Универсальные учебные действия в начальном образовании [Текст] : монография / А. А. Попова, Н. Н. Титаренко, Л. Г. Махмутова. Челябинск : ООО «Фотохудожник», 2011. 147 с.
60. Потапова, А. К Развитие коммуникативной активности учащихся начальных классов якутской школы / А. К. Потапова // "Начальная школа". 2006. № 4. С. 4-9.
61. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения).
62. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.
1 [Текст] : учебное издание М. : Просвещение, 2010. 400 с.
63. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.
2 [Текст] : учебное издание М. : Просвещение, 2010. 232 с. 305.
64. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. М. : Просвещение, 2010. 176 с.
65. Реан А. А. Психология личности. СПб. : Питер, 2013. 288 с. : ил. (Серия «Мастера психологии»).
66. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. // В кн. С.Л.Рубинштейн "Проблемы общей психологии", М., Педагогика, 1973. 416 с.
67. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л.
Рубинштейн. СПб. : Питер, 1998. 688 с.
68. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М. : изд-во ПЕР СЭ, 2007. 416 с.
69. Срезневский, И. И. Древние глаголические памятники, сравнительно памятниками кириллицы : прилагается десять листов снимков / труд И. И. Срезневского. СПб., 1866.
70. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. М. : Учпедгаз, 1998. 418 с.
71. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2015. 48 с. (Стандарты второго поколения).
72. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. М. Рига : Педагогический центр "Эксперимент", 2010.
73. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться : Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М., 1992.
74. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. 2013. №10. С. 550-552.
75. Юсупов, И. М., Бевзова Л. В. Учителю об искусстве общения : Учебное пособие. Фрунзе: Мектеп, 1990. 123 с.
76. Яндукова, Т.А Формирование индивидуального характера коммуникативной культуры младших школьников / Т.А. Яндукова // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 1(1). С. 68-70.
77. Яндукова, Т.А. Социально-педагогический подход к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников / М.Д. Горячев, Т.А. Яндукова // Воспитательный потенциал инновационной образовательной среды - Саратов : Просвещение. 2015. С. 80-81
78. Яндукова, Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям / Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8/1 (109). С. 283-287