Личные неимущественные права ребенка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 7
1.1. Понятие личных неимущественных прав ребенка 7
1.2. Система международно-правовых актов, регулирующих личные
неимущественные права ребенка 12
1.3. Система нормативно-правовых актов Российской Федерации,
регулирующих личные неимущественные права ребенка 18
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 25
2.1. Право жить и воспитываться в семье 25
2.2. Право на общение с родителями и другими родственниками 33
2.3. Право на защиту 39
2.4. Право выражать свое мнение 47
2.5. Право на имя, отчество и фамилию, изменение имени и фамилии 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 7
1.1. Понятие личных неимущественных прав ребенка 7
1.2. Система международно-правовых актов, регулирующих личные
неимущественные права ребенка 12
1.3. Система нормативно-правовых актов Российской Федерации,
регулирующих личные неимущественные права ребенка 18
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 25
2.1. Право жить и воспитываться в семье 25
2.2. Право на общение с родителями и другими родственниками 33
2.3. Право на защиту 39
2.4. Право выражать свое мнение 47
2.5. Право на имя, отчество и фамилию, изменение имени и фамилии 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Исторически обусловленным и актуальным на современном этапе представляется понимание вопроса о том, что права детей необходимо защищать повсеместно, однако правовые механизмы защиты прав детей начинают разрабатываться, создаваться и реализовываться только в ХХ в. Будущее человечества - это сегодняшние дети, которым предстоит обеспечивать существование мира на Земле, решая глобальные проблемы, брать на себя ответственность за происходящее на планете, именно сегодня их права должны быть реализованы и защищены должным образом, поскольку они должны развиваться в соответствующих условиях как личности. Права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок, принято именовать правами ребенка или Rights of children.
Ребенку крайне необходимо жить, формироваться и развиваться в атмосфере добра, мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Когда в семье есть ребенок, то в ней царят благо, счастье и радость, и любить ребенка в семье надо таким, какой он есть независимо от того, что он умный, красивый, сильный, способный, отлично учится или все наоборот; его надо любить за то, что это он и что он есть, что предусмотрено и законодательством. Однако с печалью можно отметить, что в современном обществе бывает и так, когда сами родители, педагоги, воспитатели, правоохранители, да и в целом государство вольно или невольно нарушают повсеместно права детей.
«Внутрисемейные личные неимущественные отношения не только способны испытывать на себе правовое воздействие, но и нуждаются в нем, особенно в современных условиях, характеризующихся снижением роли исторически сложившихся основных регуляторов этих отношений неправового характера: морали, нравственности, обычаев, традиций, религии и других социальных норм. В связи с этим актуальность проблем правового регулирования данных отношений не только не утрачена, но и резко возрастает. Необходимо отметить, что эти проблемы оказались практически не разработанными в доктрине семейного права, так как наука не сумела своевременно уловить необходимость существенного повышения роли правового регулирования личных неимущественных внутрисемейных отношений и продолжала считать право слишком грубым инструментом для вмешательства в личные дела семьи. Таким образом, не был своевременно разработан механизм правового регулирования указанных отношений, способный заменить иные их регуляторы, утратившие свое значение» .
Целью работы является комплексное изучение личных неимущественных прав ребенка в Российской Федерации.
Для достижения цели работы требуется решить следующие задачи:
- дать определение понятия личных неимущественных прав ребенка;
- исследовать систему нормативно-правовых актов, регулирующих личные неимущественные права ребенка;
- рассмотреть виды личных неимущественных прав ребенка.
Объектом исследования являются общественные отношения в области прав детей в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие виды личных неимущественных прав в Российской Федерации.
Методология исследования представлена диалектическим методом, формально-юридическим, историко-правовым, сравнительно-правовым методами научного знания.
Научная новизна диссертации состоит, в первую очередь, в том, в ней с позиций современных положений юридической науки проанализированы понятие и содержание личных неимущественных прав детей в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение понятия личных неимущественных прав, под которыми автор понимает субъективные личные права, возникающие с момента рождения, а также в силу закона, имеющие длительный по времени характер, прекращающиеся по достижении полной дееспособности, характеризующиеся отсутствием возмездности, имущественной самостоятельности, реализующиеся преимущественно между членами семьи; направленные на воспитание, образование, обеспечение духовного развития и формирование его полноценным членом общества.
2. Предлагаем дополнить СК РФ ст. 6.1 следующего содержания: «Статья 6.1. Обычаи российского семейного права
1. Обычаями российского семейного права признается исторически сложившаяся, содержащая нормы семейного права, вырабатываемые в результате действия физических и (или) юридических лиц, поддерживаемые государством и (или) физическими и (или) юридическими лицами, форма российского семейного права.
2. Обычаи российского семейного права не должны противоречить принципам российского семейного права (ст. 1 настоящего Кодекса), нормативным правовым актам, содержащим нормы российского семейного права, а также нормативным правовым договорам, содержащим нормы права».
При написании работы использовались труды таких авторов как: Абрамов В.И., Автономов А.С., Агарков М.М., Алексеев С.С., Антокольская М.В., Бахарева О.А., Белоус И.В., Беспалов Ю.Ф., Вершинина Г.И., Вилейта А.П., Воронина С.В., Гонгало Б.М., Громоздина М.В., Даниленков А.В., Долинская В.В., Елисеева А.А., Емелина Л.А., Ермолова О.Н., Ершов В.В., Ершова Е.А., Захаров Д.Н., Каламкарян Р.А., Король И.Г., Красавчиков О.А., Малеин Н.С., Малеина М.Н., Мамедова М.К., Матвеева М.В., Нечаева А.М., Никулинская Н.Ф., Павлова Л.В., Пергамент А.И., Пирогова Е.Е., Поротиков А.И., Пчелинцева Л.М., Рузакова О.А., Серебрякова А.А., Сорокин С.А., Суховерхий В.Л., Тагайназаров Ш.Т., Тарасенкова А.Н., Тарусина Н.Н., Темникова Н.А., Титова Т.А., Топорнин Б.Н., Туманова Л.В., Ханукаев Ю.Э., Ходусов А.А., Хомякова М.Е., Шерстнева Н.С., Шийко-Окрух Малгожата. Шикула И.Р., Якушев П.А., Ярошенко К.Б.
Нормативная база представлена международно-правовыми актами, Семейным и Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами, подзаконными актами. Эмпирической базой исследования послужили материалы правоприменительной практики.
Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, где в первой - три параграфа, а во второй - пять, заключения и списка используемой литературы.
Ребенку крайне необходимо жить, формироваться и развиваться в атмосфере добра, мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Когда в семье есть ребенок, то в ней царят благо, счастье и радость, и любить ребенка в семье надо таким, какой он есть независимо от того, что он умный, красивый, сильный, способный, отлично учится или все наоборот; его надо любить за то, что это он и что он есть, что предусмотрено и законодательством. Однако с печалью можно отметить, что в современном обществе бывает и так, когда сами родители, педагоги, воспитатели, правоохранители, да и в целом государство вольно или невольно нарушают повсеместно права детей.
«Внутрисемейные личные неимущественные отношения не только способны испытывать на себе правовое воздействие, но и нуждаются в нем, особенно в современных условиях, характеризующихся снижением роли исторически сложившихся основных регуляторов этих отношений неправового характера: морали, нравственности, обычаев, традиций, религии и других социальных норм. В связи с этим актуальность проблем правового регулирования данных отношений не только не утрачена, но и резко возрастает. Необходимо отметить, что эти проблемы оказались практически не разработанными в доктрине семейного права, так как наука не сумела своевременно уловить необходимость существенного повышения роли правового регулирования личных неимущественных внутрисемейных отношений и продолжала считать право слишком грубым инструментом для вмешательства в личные дела семьи. Таким образом, не был своевременно разработан механизм правового регулирования указанных отношений, способный заменить иные их регуляторы, утратившие свое значение» .
Целью работы является комплексное изучение личных неимущественных прав ребенка в Российской Федерации.
Для достижения цели работы требуется решить следующие задачи:
- дать определение понятия личных неимущественных прав ребенка;
- исследовать систему нормативно-правовых актов, регулирующих личные неимущественные права ребенка;
- рассмотреть виды личных неимущественных прав ребенка.
Объектом исследования являются общественные отношения в области прав детей в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие виды личных неимущественных прав в Российской Федерации.
Методология исследования представлена диалектическим методом, формально-юридическим, историко-правовым, сравнительно-правовым методами научного знания.
Научная новизна диссертации состоит, в первую очередь, в том, в ней с позиций современных положений юридической науки проанализированы понятие и содержание личных неимущественных прав детей в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение понятия личных неимущественных прав, под которыми автор понимает субъективные личные права, возникающие с момента рождения, а также в силу закона, имеющие длительный по времени характер, прекращающиеся по достижении полной дееспособности, характеризующиеся отсутствием возмездности, имущественной самостоятельности, реализующиеся преимущественно между членами семьи; направленные на воспитание, образование, обеспечение духовного развития и формирование его полноценным членом общества.
2. Предлагаем дополнить СК РФ ст. 6.1 следующего содержания: «Статья 6.1. Обычаи российского семейного права
1. Обычаями российского семейного права признается исторически сложившаяся, содержащая нормы семейного права, вырабатываемые в результате действия физических и (или) юридических лиц, поддерживаемые государством и (или) физическими и (или) юридическими лицами, форма российского семейного права.
2. Обычаи российского семейного права не должны противоречить принципам российского семейного права (ст. 1 настоящего Кодекса), нормативным правовым актам, содержащим нормы российского семейного права, а также нормативным правовым договорам, содержащим нормы права».
При написании работы использовались труды таких авторов как: Абрамов В.И., Автономов А.С., Агарков М.М., Алексеев С.С., Антокольская М.В., Бахарева О.А., Белоус И.В., Беспалов Ю.Ф., Вершинина Г.И., Вилейта А.П., Воронина С.В., Гонгало Б.М., Громоздина М.В., Даниленков А.В., Долинская В.В., Елисеева А.А., Емелина Л.А., Ермолова О.Н., Ершов В.В., Ершова Е.А., Захаров Д.Н., Каламкарян Р.А., Король И.Г., Красавчиков О.А., Малеин Н.С., Малеина М.Н., Мамедова М.К., Матвеева М.В., Нечаева А.М., Никулинская Н.Ф., Павлова Л.В., Пергамент А.И., Пирогова Е.Е., Поротиков А.И., Пчелинцева Л.М., Рузакова О.А., Серебрякова А.А., Сорокин С.А., Суховерхий В.Л., Тагайназаров Ш.Т., Тарасенкова А.Н., Тарусина Н.Н., Темникова Н.А., Титова Т.А., Топорнин Б.Н., Туманова Л.В., Ханукаев Ю.Э., Ходусов А.А., Хомякова М.Е., Шерстнева Н.С., Шийко-Окрух Малгожата. Шикула И.Р., Якушев П.А., Ярошенко К.Б.
Нормативная база представлена международно-правовыми актами, Семейным и Гражданским кодексом РФ, иными федеральными законами, подзаконными актами. Эмпирической базой исследования послужили материалы правоприменительной практики.
Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, где в первой - три параграфа, а во второй - пять, заключения и списка используемой литературы.
Жизнь и здоровье человека являются безусловными ценностями любого общества, любого государства, интегрируемые в национальные правовые системы. В отечественной науке можно встретить различные позиции ученых об универсальности и приемлемости международных правовых стандартов в области прав и свобод человека для всех стран. Большинство ученых придерживаются позиции, что права и свободы универсальны, их содержание соединяют в единую ценностную нить общий процесс развития современного общества и государства, продуцируют позитивные преобразования современных правовых систем.
Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь в семье. Тем не менее, иногда нахождение ребенка в родной семье является неблагоприятным и даже опасным. В таких случаях при наличии указанных в законе оснований возможно лишение нерадивых родителей прав. В настоящее время лишение родительских прав является высшей мерой ответственности родителя, однако эта мера является обратимой и закон допускает восстановление исправившихся родителей в правах.
Восстановление родительских прав производится в судебном порядке, если: родитель изменил образ жизни, отношение к воспитанию ребенка и др. В судебном разбирательстве родитель должен доказать произошедшие изменения.
Интересным представляется факт, что лицо, лишенное родительских прав, полностью утрачивает все права, включая право на общение с ребенком. Тем не менее, на практике такие родители имеют возможность видеться с ребенком, общаться с ним на основании решения опекуна или попечителя. В судебных решениях о восстановлении родительских прав мы зачастую видим указание на общение ребенка с родителем. Однако мы не должны забывать, что лишение родительских прав в первую очередь имеет своей целью не наказание родителя, а защиту ребенка от его негативного влияния. Поэтому, на наш взгляд, общение родителя, лишенного родительских прав, с ребенком до восстановления в правах должно быть невозможно.
Вторая проблема, возникающая в связи с рассматриваемой процедурой, — это отсутствие минимального и максимального сроков восстановления в правах. Представляется, что исправление родителя должно иметь стойкий планомерный характер. Это послужит гарантией того, что в ближайшем будущем не будет стоять вопрос о повторном лишении родительских прав нерадивого родителя.
В связи с чем, на наш взгляд, минимальный срок для возможности обращения в суд в целях восстановления в родительских правах, должен составлять три месяца с момента вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав. Законом не ограничено количество лишений и восстановлений родителя в правах, в каждом конкретном случае вопрос должен решаться индивидуально, однако восстановление в правах после повторного лишения родительских прав безусловно будет маловероятным. Считаем возможным указать на неоднократные факты лишения родительских прав в нормах СК РФ в отношении одного ребенка, как основание невозможности восстановления в родительских правах.
В судебном заседании по рассмотрению требований о восстановлении родительских прав в обязательном порядке принимают участие прокурор, выступающий гарантом вынесения справедливого решения, соответствующего интересам ребенка, и орган опеки и попечительства, обе эти стороны выражают свое мнение об исправлении лица, лишенного родительских прав, и необходимости восстановления его предшествующего правового положения.
В настоящее время во всех развитых странах мира наблюдается процесс ослабления семьи как социального института. Одно из проявлений данного явления - весьма высокий уровень разводов. Как правило, разводы зачастую влекут за собой различные негативные социально-психологические последствия. В том числе, особенно подвержены влиянию последствий развода оказываются дети. Из-за несложившейся семейной жизни родителей, вследствие чего они вынуждены проживать раздельно, отец и мать начинают «делить» ребенка.
Однако, во многих случаях, несмотря на предписание органа опеки и попечительства, некоторые родители злоупотребляют правом, стараясь препятствовать общению ребёнка с другим родителем, дедушкой, бабушкой или другими родственниками. Такие действия обычно обусловлены эмоциональным состоянием родителя и никак не связаны с обеспечением интересов ребенка. Напротив, подобная ситуация является наиболее травмирующей для него, так как родители, пытаясь заставить ребёнка принять чью-либо сторону, вовлекают его в конфликт. Это сказывается на его нервно-психическом состоянии и может привести к различным психическим и личностным проблемам.
При согласованных действиях родителей мала вероятность того, что их дети окажутся участниками конфликта, даже если ребёнок находится в близких отношениях с обоими родителями.
Таким образом, распад брачного союза всегда был и остаётся феноменом, содержащим множество противоречий и трудностей, возникающих в обществе и в семье как социальном институте, приводящий к различным последствиям. Особенно сильно последствия развода негативно влияют на ребёнка. В Российском законодательстве права родителей на ребёнка после развода закрепляют положения Семейного кодекса. В Европейских странах существуют законы, где зафиксированы положения, согласно которым после развода родителей ребёнок находится под их совместной опекой. Также в странах Европы существует практика чередования места проживания ребенка.
Можно заключить, что ребенок имеет ряд прав, которые должны быть полноценно защищены, однако с этим есть ряд проблем, рассмотренных в диссертации. Необходима полноценная трансформация как законодательства, так и правоприменительной практики с учетом иностранного опыта для защиты этих прав.
Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь в семье. Тем не менее, иногда нахождение ребенка в родной семье является неблагоприятным и даже опасным. В таких случаях при наличии указанных в законе оснований возможно лишение нерадивых родителей прав. В настоящее время лишение родительских прав является высшей мерой ответственности родителя, однако эта мера является обратимой и закон допускает восстановление исправившихся родителей в правах.
Восстановление родительских прав производится в судебном порядке, если: родитель изменил образ жизни, отношение к воспитанию ребенка и др. В судебном разбирательстве родитель должен доказать произошедшие изменения.
Интересным представляется факт, что лицо, лишенное родительских прав, полностью утрачивает все права, включая право на общение с ребенком. Тем не менее, на практике такие родители имеют возможность видеться с ребенком, общаться с ним на основании решения опекуна или попечителя. В судебных решениях о восстановлении родительских прав мы зачастую видим указание на общение ребенка с родителем. Однако мы не должны забывать, что лишение родительских прав в первую очередь имеет своей целью не наказание родителя, а защиту ребенка от его негативного влияния. Поэтому, на наш взгляд, общение родителя, лишенного родительских прав, с ребенком до восстановления в правах должно быть невозможно.
Вторая проблема, возникающая в связи с рассматриваемой процедурой, — это отсутствие минимального и максимального сроков восстановления в правах. Представляется, что исправление родителя должно иметь стойкий планомерный характер. Это послужит гарантией того, что в ближайшем будущем не будет стоять вопрос о повторном лишении родительских прав нерадивого родителя.
В связи с чем, на наш взгляд, минимальный срок для возможности обращения в суд в целях восстановления в родительских правах, должен составлять три месяца с момента вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав. Законом не ограничено количество лишений и восстановлений родителя в правах, в каждом конкретном случае вопрос должен решаться индивидуально, однако восстановление в правах после повторного лишения родительских прав безусловно будет маловероятным. Считаем возможным указать на неоднократные факты лишения родительских прав в нормах СК РФ в отношении одного ребенка, как основание невозможности восстановления в родительских правах.
В судебном заседании по рассмотрению требований о восстановлении родительских прав в обязательном порядке принимают участие прокурор, выступающий гарантом вынесения справедливого решения, соответствующего интересам ребенка, и орган опеки и попечительства, обе эти стороны выражают свое мнение об исправлении лица, лишенного родительских прав, и необходимости восстановления его предшествующего правового положения.
В настоящее время во всех развитых странах мира наблюдается процесс ослабления семьи как социального института. Одно из проявлений данного явления - весьма высокий уровень разводов. Как правило, разводы зачастую влекут за собой различные негативные социально-психологические последствия. В том числе, особенно подвержены влиянию последствий развода оказываются дети. Из-за несложившейся семейной жизни родителей, вследствие чего они вынуждены проживать раздельно, отец и мать начинают «делить» ребенка.
Однако, во многих случаях, несмотря на предписание органа опеки и попечительства, некоторые родители злоупотребляют правом, стараясь препятствовать общению ребёнка с другим родителем, дедушкой, бабушкой или другими родственниками. Такие действия обычно обусловлены эмоциональным состоянием родителя и никак не связаны с обеспечением интересов ребенка. Напротив, подобная ситуация является наиболее травмирующей для него, так как родители, пытаясь заставить ребёнка принять чью-либо сторону, вовлекают его в конфликт. Это сказывается на его нервно-психическом состоянии и может привести к различным психическим и личностным проблемам.
При согласованных действиях родителей мала вероятность того, что их дети окажутся участниками конфликта, даже если ребёнок находится в близких отношениях с обоими родителями.
Таким образом, распад брачного союза всегда был и остаётся феноменом, содержащим множество противоречий и трудностей, возникающих в обществе и в семье как социальном институте, приводящий к различным последствиям. Особенно сильно последствия развода негативно влияют на ребёнка. В Российском законодательстве права родителей на ребёнка после развода закрепляют положения Семейного кодекса. В Европейских странах существуют законы, где зафиксированы положения, согласно которым после развода родителей ребёнок находится под их совместной опекой. Также в странах Европы существует практика чередования места проживания ребенка.
Можно заключить, что ребенок имеет ряд прав, которые должны быть полноценно защищены, однако с этим есть ряд проблем, рассмотренных в диссертации. Необходима полноценная трансформация как законодательства, так и правоприменительной практики с учетом иностранного опыта для защиты этих прав.
Подобные работы
- Личные неимущественные права несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Личные неимущественные права ребенка (Институт государственного администрирования)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ И СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Личные неимущественные правоотношения родителей и детей
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАЩИТА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Личные неимущественные права: некоторые вопросы теории и практики
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Личные неимущественные правоотношения родителей и детей
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - Права ребенка
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



