Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками

Работа №103668

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками 10
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы коррекции
произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 10
1.2 Игры с логоприщепками как средство коррекции
произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 21
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками 30
2.1 Выявление уровня развития произносительной стороны речи
у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 30
2.2 Содержание и организация работы по коррекции
произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками 43
2.3 Выявление динамики развития произносительной стороны речи
у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 53
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 65
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 66
Приложение В Комплекс игр с логоприщепками 67
Приложение Г Конспект фронтального занятия с применением игр с логоприщепками 74
Приложение Д Конспект группового занятия с применением игр с логоприщепками 77
Приложение Е Конспект индивидуального занятия с применением игр с логоприщепками 80
Приложение Ж Результаты исследования на контрольном этапе 82

В современное время все больше дошкольных образовательных организаций сталкиваются с такой проблемой, как речевые нарушения у детей. Нарушение произносительной стороны речи, является одной из актуальных задач логопедии. При тяжелом нарушении речи у детей происходит нарушение функций речедвигательного анализатора, что отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем и проявляется в нарушении фонематического слуха.
При нарушении фонематического слуха отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. Изучением проблемы обучения и воспитания детей с тяжелым нарушением речи, включая коррекцию речевого дефекта, занимались педагоги Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данной категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Также, сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи).
Проблемой исследования произносительной стороны речи занимались такие ученые, как: А.Г. Богомолова, К.П. Беккер, Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, М. Совак, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Полезно детям играть в игры с прищепками, они помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют речевую активность детей.
Использование в коррекционной работе игр с логоприщепками помогает детям непринужденно усваивать речевой материал. Игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики, тем самым подготавливая руку ребенка к письму. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
В результате теоретического анализа современных исследований было выявлено противоречие между необходимостью в коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием игр с логоприщепками в данном процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности игр с логоприщепками в коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коррекция произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками.
Объект исследования: процесс коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: коррекция произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками.
Гипотеза исследования: коррекция произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками будет возможна, если:
- разработано содержание игр с логоприщепками в соответствии с этапами коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
- включены игры с логоприщепками в коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда и детей;
- организована для родителей презентация игр с логоприщепками для автоматизации звуков у детей.
Исходя из цели и поставленной гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками.
2. Выявить уровень развития произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать и апробировать содержание работы по коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- исследования коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (Т.В. Волосовец, Л.В. Лопатина, М.Ф. Фомичева);
- исследования коррекции речи у детей дошкольного возраста с помощью игр с логоприщепками (А.М. Бородич, Л.С. Волкова, И.Е. Тихеева, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграмм и таблиц).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 3», структурное подразделение детский сад «Березка», г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Новизна исследования: заключается в том, что обоснована возможность коррекции у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи произносительной стороны речи посредством игр с логоприщепками.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что охарактеризованы уровни произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс игр с логоприщепками, направленный на коррекцию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, может быть использован в своей практике учителями-логопедами и педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (21 наименование), 7 приложений. Для иллюстрации текста используются 13 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 64 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи актуальна для образования. При тяжелом нарушении речи у детей происходит нарушение функций речедвигательного анализатора и, проявляется это в нарушении фонематического слуха, при котором отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, их перестановка или пропуск. Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки, каковыми и являются игры с логопедическими прищепками.
Для экспериментального исследования по формированию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи были выбраны диагностические методики Н.В. Нищевой, направленные на изучение уровня сформированности произносительной стороны речи, а именно состояние звукопроизношения гласных звуков, глухих и звонких парных согласных в твердом и мягком звучании, свистящих, шипящих, аффрикатов и сонорных звуков, а также состояние дыхательной, голосовой функции и просодических компонентов речи.
Анализ данных показал, что у детей возникали трудности с заменами, искажениями и пропусками звуков, недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата, характер темпа и ритма речи у них, в основном, замедленный, неспособны употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации, не верно расставляют паузы в речевом потоке или же вовсе не выставляют их, имеют дисритмичную речь, недостаточный объем дыхания, короткую продолжительность речевого вдоха, немодулированный, чрезмерно тихий либо глухой голос.
Таким образом, проведя контрольный этап, мы обнаружили, что лишь у 4 детей (40%) сформированность произносительной стороны речи, приближена к норме, а 6 детей (60%) имеет низкий уровень развития.
Исходя из цели исследования, выдвинутой гипотезы и результатов констатирующего эксперимента мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по коррекции произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством игр с логоприщепками.
Из результатов исследования, мы выявили положительную динамику показателей сформированности произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи: показатели низкого уровня снизились на 3 ребенка (30%), среднего - повысились на 2 ребёнка (20%), показатели высокого уровня повысились на 1 ребенка (10%).
Произошедшая динамика доказывает эффективность проведенной нами работы и правильности гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования, а именно поэтапная коррекция произносительной стороны речи посредством игр с логоприщепками и вовлечение родителей и педагогов в коррекционный процесс произносительной стороны речи не только на занятиях с учителем-логопедом, но и в повседневной жизни. А это значит, что гипотеза подтвердилась.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс игр с логоприщепками, направленный на коррекцию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи может быть использован учителями-логопедами и педагогами дошкольных образовательных организаций.



1. Балаков A. H. Виды дидактических игр для дошкольников.
[Электронный ресурс] URL:
https://kladraz.ru/metodika/vidy-didakticheskih-igr-dlja-doshkolnikov.html (дата
обращения: 04.10.2021).
2. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М. : Изд-ние Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», 2008. 128 с.
3. Геловани Н. А. Дидактические игры. [Электронный ресурс] URL:
https://wiki.mgpu.ru/index.php(дата обращения: 04.10.2021).
4. Гизатуллина О. М. Психологические особенности детей с ТНР.
[Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/14/psihologichesk ie-osobennosti-detey-s-tnr (дата обращения: 04.10.2021).
5. Ианьес-Бланко А. Ф. Психологические особенности детей с тяжелыми
нарушениями речи. [Электронный ресурс] URL:
https://sch514u.mskobr.ru/dou_edu/zdanie_4/obrazovanie/logopedicheskaya_sluzhba/ psihologicheskie_osobennosti_detej_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi_tnr/ . (дата обращения: 04.10.2021).
6. Исмаилова М. Л. Дидактическая игра в жизни ребенка. [Электронный ресурс] URL: http://www.kirov.spb.ru/dou/46/(дата обращения: 04.10.2021).
7. Кириченко О. В. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев
рук. Игры с прищепками. [Электронный ресурс] URL:
http://www.logopedy.ru/portal/logopeduseful/166-prischepki.html(дата обращения: 04.10.2021).
8. Козлова М. В. Дидактические игры и их значение в развитии
дошкольника. [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/05/didakticheskie-igry-i-ih-znachenie-v -razvitii-doshkolnika (дата обращения: 04.10.2021).
9. Кузнецова Т. В. Логопедические игры с использованием прищепок.
[Электронный ресурс] URL:
https://kopilkaurokov.ru/logopediya/presentacii/logopedicheskie_igry_s_ispolzovanie m_prishchepok. (дата обращения: 04.10.2021).
10. Куфтяк Е. В., Одинцова М. С. Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/(дата обращения: 04.10.2021).
11. Полякова О. В. Игры с прищепками в работе учителя-логопеда.
[Электронный ресурс] URL:
https://polyakovaov-ppds1.edumsko.ru/articles/post/2512510 (дата обращения: 02.10.2021).
12. Пышнограева Е. Н. Игры с прищепками на логопедических занятиях в
подготовительной группе. [Электронный ресурс] URL:
https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-pyshnograeva/ispolzovanie-igr-s-prisch epkami-na-logopedicheskih-zanjatijah.html (дата обращения: 04.10.2021).
13. Семенова Е. Ю. Коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000070. (дата обращения: 04.10.2021).
14. Стрелина Е. В. Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями
речи. [Электронный ресурс] URL:
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/obshhaya_xarakteristika_detej_s_tyazhelyimi_ narusheniyami_rechi/#:~:text (дата обращения: 04.10.2021).
15. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М. : Изд-во Наука, 1989. 192 с.
16. Федотова О. И. Тяжелые нарушения речи. [Электронный ресурс] URL: https://emberint.ru/articles/tnr/(дата обращения: 04.10.2021).
17. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста. [Электронный ресурс] URL:
http://mpgu.su/staff/filicheva-tatyana-borisovna/(дата обращения: 04.10.2021).
18. Шаховский Л. С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. Заведений. М. : Изд-во центр ВЛАДОС, 2003. 680 с.
19. Infourok.ru. Игры с прищепками. [Электронный ресурс] URL:
https://infourok.ru/igri-s-prischepkami-v-rabote-logopeda-1934234.html (дата
обращения: 07.10.2021).
20. LogopediaCentr.ru. Что такое ТНР и методы его коррекции. [Электронный ресурс] URL: https://logopediacentr.ru/narusheniya-rechi/tnr/(дата обращения: 04.10.2021).
21. Ped.bobrodobro.ru. Логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общими нарушениями речи. [Электронный ресурс] URL: https://ped.bobrodobro.ru(дата обращения: 04.10.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ