ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
§1 Благотворительность: понятие, сущность и виды
§ 2 Политика корпоративной социальной ответственности
§ 3 Формы благотворительной деятельности в рамках социальной
ответственности бизнеса
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУПНЫМИ БИЗНЕС -
КОМПАНИЯМИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ И ВТОРИЧНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ)
§ 1 Направления и цели благотворительной деятельности крупных
компаний Свердловской области (анализ вторичных данных)
§ 2 Организационные особенности осуществления благотворительной деятельности (по материалам экспертного интервью)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. Поэтому особенно большое значение сегодня приобретают новые эффективные инструменты управления устойчивым развитием. Широкое распространение во всем мире получила концепция социальной ответственности бизнеса в качестве апробированного эффективного инструмента обеспечения устойчивого развития компании.
На сегодняшний день тенденции развития бизнеса подтверждают необходимость его социальной направленности. Успешные бизнесмены стараются не только развивать свое дело, но и оказывать помощь обществу в решении различных проблем, что не только говорит о благополучии их деятельности, но и об их человеческих качествах, что является немаловажным фактором в успехе компании среди конкурентов. Многообразие форм, методов и моделей социальной ответственности бизнеса, знание которых необходимо для наиболее эффективного ее осуществления, делает вопрос изучения социальной ответственности бизнеса особенно актуальным1.
Благотворительность играет важнейшую социальную роль, являясь одной из форм компенсации недостатков перераспределения общественных благ. Целый ряд проблем затрудняет развитие этого социального института в России.
Благотворительность — это оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания (целевой) помощи.
Необходимо понимать, что бизнес и благотворительность всегда были тесно связаны. Сейчас в этой сфере есть масса направлений и возможностей для социально полезной деятельности. Благотворительностью в сфере бизнеса может заниматься как отдельный человек, так и целое предприятие. Данный вид деятельности всегда ценился как маркетинговое решение, и применяется в большинстве случаев крупными компаниями. Бизнесмены, действительно заботящиеся о благотворительных направлениях деятельности бизнеса, как правило, стараются это не афишировать. Самым главным в подходе, который называется социальной ответственностью бизнеса, является то, что он предполагает ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответственность, таким образом, может наступить, когда на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса, происходит замедление воспроизводства трудовых ресурсов (то есть социальные проблемы) в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества.
В современных условиях в российскую благотворительность входит в набор моральных обязанностей, принимаемых тем или иным индивидом вместе со статусом. Так как принятие статуса осуществляется добровольно, то такого рода «благотворительность» выступает в качестве морально-статусной нормы. По мнению российского исследователя Антонович И.В., «для государства благотворительность есть особая форма имущественных отношений, связанных с движением материальных ресурсов. Поэтому оно относится к ней весьма заинтересованно как к хозяйственной деятельности и совершенно безразлично к тому, что это в первую очередь этический и культурный феномен, приводящий в движение совсем другого рода ценности - этические и культур- ные»2.
За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и реализацию целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, на формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На конец 2010 года в России было зарегистрировано около 9 тысяч общественных объединений. Из них более чем 1,5 тысячи можно отнести к благотворительным.
Развитая организованная благотворительность является неотъемлемой частью гражданского общества, а оно, в свою очередь, - важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований общества к политической системе и, возможно, ее поддержки, и благотворительность является новой и динамично развивающейся сферой российского общества. Год за годом популярность и значение этой темы уверенно повышается, развивается законодательная основа ее функционирования, постоянно растет количество заинтересованных людей, готовых поддерживать и развивать эту сферу. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций (далее по тексту - НКО) помогает в решении экономических и социальных задач в различных странах во всем мире, независимо от уровня их развития. Правовая регламентация в благотворительной сфере является чрезвычайно важным моментом, от которого зависит прозрачность этого сектора и интенсивность благотворительной деятельности, особенно со стороны компаний3.
Исходя из вышесказанного, можно выделить одну из основных задач исследования, которая звучит следующим образом: почему бизнес, среди множества форм социальной ответственности, выбирает именно благотворительность.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующим: благотворительность играет важнейшую социальную роль, являясь одной из форм компенсации недостатков перераспределения общественных благ. В современном мире, в благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний, 87% корпораций заявляют о намерениях развивать благотворительное направление. Российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб. в год. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли. Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды или занимаются социальными инвестициями. Несмотря на актуальность, данная тема плохо изучена, поэтому, мы считаем необходимым более подробно изучить это направление на примере крупных региональных компаний Свердловской области.
С учетом обозначенной актуальности исследования, был определен объект и предмет исследования.
Объект исследования - благотворительная деятельность бизнеса.
Предмет исследования - особенности реализации благотворительной деятельности в рамках политики социальной ответственности бизнеса на примере региональных компаний.
Объект и предмет исследования определили цель - выявить особенности реализации благотворительной деятельности крупными бизнес компаниями Свердловской области в рамках политики социальной ответственности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать благотворительность как направление реализации социальной ответственности бизнеса;
2. Определить инструменты и виды благотворительной деятельности;
3. Обозначить содержание и инструменты реализации политики социальной ответственности крупными бизнес компаниями;
4. Выявить организационные формы благотворительной деятельности, применяемые в рамках политики социальной ответственности бизнеса;
5. Определить на основании вторичных данных и данных интервью направления и цели благотворительной деятельности крупных бизнес-компа- ний Свердловской области (на примере конкретных организаций);
6. Выявить на основании вторичных данных и данных интервью, организационные особенности осуществления благотворительной деятельности.
Поставленная цель и сформулированные задачи определили структуру работы: она содержит введение, две главы (теоретическую и исследовательскую), заключение, библиографический список и приложения. В первой главе мы рассматриваем понятие благотворительности, ее виды, формы, знакомимся с политикой корпоративной социальной ответственности и с формами благотворительной деятельности в рамках социальной ответственности бизнеса. Во второй главе речь пойдет об особенностях осуществления благотворительной деятельности крупными бизнес - компаниями. Будут определены цели и направления деятельности крупных компаний Свердловской области и выявлены организационные особенности осуществления благотворительной деятельности.
Для реализации поставленных задач, в выпускной квалификационной работе проведено эмпирическое исследование в русле качественной стратегии. Методом сбора эмпирических данных выступило экспертное интервью. Также были привлечены вторичные данные для выявления особенностей осуществления благотворительной деятельности крупными бизнес - компаниями Свердловской области.
Понятие благотворительности можно трактовать абсолютно по-разному, но в рамках нашего исследования ее можно охарактеризовать, как деятельность, с помощью которой частные ресурсы добровольно распределяются их владельцами с целью помощи бедным, а также для решения общественных проблем и улучшения условий общественной жизни.
Благотворительность включает в себя различные инструменты, посредством которых, одни оказывают помощь другим. Это могут быть материальные ценности и нематериальные. Помимо прочих, стоит выделить такой инструмент, как корпоративная благотворительность. Корпоративная благотворительность — это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или поддержке социальных проектов. Это именно то, что мы подробно изучаем в данной работе.
Сегодня, тенденции развития бизнеса подтверждают необходимость его социальной направленности. Социально-ответственное поведение является важным аргументом в конкурентной борьбе на рынке капиталов. Социальная отчетность дает возможность чувствовать себя комфортно партнерам и инвесторам, которые отслеживают затраты компании и оценивают эффективность использования ресурсов компании.
В современном мире, в благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли.
Осуществляя свою благотворительную деятельность, как правило, компании придерживаются определенных целей. Например: повышение устойчивости бизнеса и развития региона присутствия, решение социальных проблем, укрепление репутации на рынке товаров/услуг. Это несколько наиболее популярных целей благотворительной деятельности, но помимо них есть и множество других.
Среди форм реализации благотворительной деятельности можно отметить: грантовые конкурсы, партнерские программы, поддержка инициатив сотрудников.
Некоторые компании создают собственные благотворительные фонды и через них осуществляют благотворительную деятельность, другие, делают это через «посредников» в лице других благотворительных фондов или вносят пожертвования, участвуя в благотворительных мероприятиях, одним из таких является «Екатерининская ассамблея». Чем крупнее компания, тем активнее она сочетает благотворительность и имиджевую рекламу.
В случае создания собственного благотворительного фонда, жертвователем выступает крупный бизнес, поэтому, проще осуществлять благотворительную деятельность т.к. легче привлечь партнеров, ведь за спиной данного фонда стоит крупная компания. В данном случае, репутация бизнес - компании, ее имидж, переносится на благотворительные программы, проекты, которые реализуются в рамках благотворительной деятельности бизнеса.
Направления благотворительной деятельности организаций самые разные, но, на наш взгляд, одно из самых востребованных направлений - это помощь детям. Целевая группа «дети» в разных фондах сужается до следующих категорий: дети-инвалиды, талантливые дети. Так же, это многодетные семьи, семьи и люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, пенсионеры, ветераны, молодежь, учащиеся. Направлений множество и только самой компании решать, в каком русле осуществлять свою благотворительную деятельность.
В данном случае стоит выделить благотворительный фонд «Синара», оказывающий помощь не на прямую целевым группам, а различным НКО, реализующим социальные проекты. Среди направлений можно выделить и следующие: культура, спорт, здравоохранение и др.
Нам удалось выделить несколько методов привлечения финансирования, по мнению информантов, все они по-своему эффективны. Это: СМИ (ТВ, радио, газеты), сайт, социальные сети, краудфандинговые платформы, проведение мероприятий (концертов, вечеров, благотворительных акций и т.д.), сотрудничество с корпоративными донорами, распространение информации о фонде посредством листовок, буклетов и пр., ящики пожертвований в общественных местах, личные обращения к частным донорам, проведение мероприятий, направленных на привлечение подрастающего поколения в сферу благотворительности, корпоративное волонтерство.
Еще одним интересным методом привлечения финансирования, на наш взгляд, является мероприятие под названием «Екатерининская ассамблея». Центральным событием ассамблеи является большой благотворительный аукцион, на котором в качестве лотов выставляются предметы из частных коллекций бизнесменов, политиков, спортсменов, музыкантов и художников. Собранные в ходе аукциона денежные средства в виде гранта идут на нужды выбранного на конкурсной основе благотворительного проекта.
Г оворя о формах взаимодействия с благополучателем, мы выделили несколько. Если в роли благополучателя выступают дети, то зачастую, взаимодействие ведется представителями фонда с родителями этих ребят. Т.е., фонды могут взаимодействовать напрямую или через каких-либо посредников. Например, если говорить о помощи БФ «Синара» различным НКО, которые, в свою очередь, направляют средства на помощь нуждающимся, то можно сказать, что НКО - это, своего рода, посредник. Так же, к этой форме можно отнести «Екатерининскую ассамблею».
Проведя исследование на основе экспертных интервью и вторичных данных, мы выяснили, что, во-первых, благотворительная деятельность компании повышает доверие к ней людей. Во-вторых, среди всех форм участия в жизни общества именно благотворительность вызывает наибольший отклик. У многих крупных организаций, благотворительность очень четко встроена в повестку устойчивого развития и в стратегию компании.
Благотворительность должна быть частью стратегии компании, а не единичными инициативами.
Исходя из собранных данных, нами была подробно изучена сфера благотворительности, в том числе, благотворительности бизнеса. Мы определили способы реализации благотворительной деятельности, ее направления и цели. Изучили ее формы. Выявили методы привлечения финансирования на благотворительную деятельность. Проанализировав экспертные интервью, мы проследили формы взаимодействия фонда и благополучателей, а также, выявили тенденции развития благотворительной деятельности крупного бизнеса в рамках корпоративной социальной ответственности.
Благотворительность — это не только проявление благородных чувств и меценатства, патриотизма и амбиций. Как показывает практика, рационально организованная и тщательно продуманная благотворительность вполне может сочетаться с конкретным расчетом, быть эффективной и результативной.
1. Алексеева, Е. г. Фандрайзинг: мотивации потенциальных жертвователей / Е. Г. Алексеева, И. Д. Горшкова // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. — СПб., 2001. — 185 - 219 с.
2. Антонович, И.В. Благотворительность в российском обществе: история и современность / И.В. Антонович: учебное пособие. - Барнаул: Издательство АГУ, 2011.- 135 с.
3. Белокрыльцева, А., Белокрыльцева, Д., Суворова О. Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение. - М.: Адреса милосердия, 2006.
4. Беляева, Н. Ю. Нужно создавать условия тем, кто может жертвовать / Н.Ю. Беляева // Коммерсант. - 2001. - № 99. - 9 -10 с.
5. Божук, С. Г. Корпоративная социальная ответственность : Учеб. для академич. Бакалавриата / С. Г. Божук, В. В. Кулибанова, Т. Р. Тэор. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. - 226 с.
6. Бродский, Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в российском обществе / Д. Бродский. - М., 1999. - 128 с.
7. Вострухова, В.Н. Социокультурная регуляция благотворительной деятельности в современных российских бизнес-процессах: автореф. дис. ... канд. социол. Наук / В. Н. Вострухова; гос. технол. ун-т Станкин. - М., 2006. - 24 с.
8. Всё о лидерах 2016: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности — 2016». — М.: Форум Доноров, 2016. — 202 с.
9. Все о лидерах 2017: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности - 2017». - М.: Форум Доноров, 2017. - 228 с.
10. Всё о лидерах 2018: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности — 2018». — М.: Форум Доноров, 2018. — 284 с.
11. Всё о лидерах 2019: по материалам проектов «Лидеры корпоративной благотворительности в парадигме устойчивого развития — 2019» и «Репозиторий лучших практик и кейсов в сфере институциональной благотворительной и добровольческой деятельности». — М.: Форум Доноров, 2019.
12. Всё о лидерах 2020: по материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности — 2020». — М.: Форум Доноров, 2020.
13. Гальченко, С. А. Специфика корпоративной социальной ответственности: региональный аспект // Управленец. - 2019. - №1 (24).
14. Голубкова, Н. А. Институционализация корпоративной социальной ответственности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - №2(104). - 128-130 с.
15. Горячева, В.Р. Роль благотворительного сектора в становлении гражданского общества в Российской федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), - 2017. - №10. - 120-122 с...