Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Работа №103665

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА
§1 Благотворительность: понятие, сущность и виды
§ 2 Политика корпоративной социальной ответственности
§ 3 Формы благотворительной деятельности в рамках социальной
ответственности бизнеса
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУПНЫМИ БИЗНЕС -
КОМПАНИЯМИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ И ВТОРИЧНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ)
§ 1 Направления и цели благотворительной деятельности крупных
компаний Свердловской области (анализ вторичных данных)
§ 2 Организационные особенности осуществления благотворительной деятельности (по материалам экспертного интервью)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. По­этому особенно большое значение сегодня приобретают новые эффективные инструменты управления устойчивым развитием. Широкое распространение во всем мире получила концепция социальной ответственности бизнеса в ка­честве апробированного эффективного инструмента обеспечения устойчивого развития компании.
На сегодняшний день тенденции развития бизнеса подтверждают необ­ходимость его социальной направленности. Успешные бизнесмены стараются не только развивать свое дело, но и оказывать помощь обществу в решении различных проблем, что не только говорит о благополучии их деятельности, но и об их человеческих качествах, что является немаловажным фактором в успехе компании среди конкурентов. Многообразие форм, методов и моделей социальной ответственности бизнеса, знание которых необходимо для наибо­лее эффективного ее осуществления, делает вопрос изучения социальной от­ветственности бизнеса особенно актуальным1.
Благотворительность играет важнейшую социальную роль, являясь од­ной из форм компенсации недостатков перераспределения общественных благ. Целый ряд проблем затрудняет развитие этого социального института в России.
Благотворительность — это оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается. Основной чертой благотвори­тельности является добровольный выбор вида, времени и места, а также со­держания (целевой) помощи.
Необходимо понимать, что бизнес и благотворительность всегда были тесно связаны. Сейчас в этой сфере есть масса направлений и возможностей для социально полезной деятельности. Благотворительностью в сфере бизнеса может заниматься как отдельный человек, так и целое предприятие. Данный вид деятельности всегда ценился как маркетинговое решение, и применяется в большинстве случаев крупными компаниями. Бизнесмены, действительно заботящиеся о благотворительных направлениях деятельности бизнеса, как правило, стараются это не афишировать. Самым главным в подходе, который называется социальной ответственностью бизнеса, является то, что он предпо­лагает ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил в об­ласти этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответ­ственность, таким образом, может наступить, когда на территориях, являю­щихся ресурсной базой для данного вида бизнеса, происходит замедление вос­производства трудовых ресурсов (то есть социальные проблемы) в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требова­ниям и запросам общества.
В современных условиях в российскую благотворительность входит в набор моральных обязанностей, принимаемых тем или иным индивидом вме­сте со статусом. Так как принятие статуса осуществляется добровольно, то та­кого рода «благотворительность» выступает в качестве морально-статусной нормы. По мнению российского исследователя Антонович И.В., «для государ­ства благотворительность есть особая форма имущественных отношений, свя­занных с движением материальных ресурсов. Поэтому оно относится к ней весьма заинтересованно как к хозяйственной деятельности и совершенно без­различно к тому, что это в первую очередь этический и культурный феномен, приводящий в движение совсем другого рода ценности - этические и культур- ные»2.
За последние годы возникло много новых благотворительных организа­ций, деятельность которых направлена на разработку и реализацию целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, на формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На конец 2010 года в России было зарегистрировано около 9 тысяч общественных объединений. Из них более чем 1,5 тысячи можно отнести к благотворительным.
Развитая организованная благотворительность является неотъемлемой частью гражданского общества, а оно, в свою очередь, - важнейшей предпо­сылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Со­гласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований общества к политической системе и, возможно, ее под­держки, и благотворительность является новой и динамично развивающейся сферой российского общества. Год за годом популярность и значение этой темы уверенно повышается, развивается законодательная основа ее функцио­нирования, постоянно растет количество заинтересованных людей, готовых поддерживать и развивать эту сферу. Деятельность негосударственных неком­мерческих организаций (далее по тексту - НКО) помогает в решении эконо­мических и социальных задач в различных странах во всем мире, независимо от уровня их развития. Правовая регламентация в благотворительной сфере является чрезвычайно важным моментом, от которого зависит прозрачность этого сектора и интенсивность благотворительной деятельности, особенно со стороны компаний3.
Исходя из вышесказанного, можно выделить одну из основных задач ис­следования, которая звучит следующим образом: почему бизнес, среди мно­жества форм социальной ответственности, выбирает именно благотворитель­ность.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следую­щим: благотворительность играет важнейшую социальную роль, являясь од­ной из форм компенсации недостатков перераспределения общественных благ. В современном мире, в благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний, 87% корпораций заявляют о намере­ниях развивать благотворительное направление. Российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб. в год. Каждая вто­рая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на бла­готворительность от 11 до 17% чистой прибыли. Некоторые компании для осу­ществления благотворительной деятельности создают собственные фонды или занимаются социальными инвестициями. Несмотря на актуальность, дан­ная тема плохо изучена, поэтому, мы считаем необходимым более подробно изучить это направление на примере крупных региональных компаний Сверд­ловской области.
С учетом обозначенной актуальности исследования, был определен объ­ект и предмет исследования.
Объект исследования - благотворительная деятельность бизнеса.
Предмет исследования - особенности реализации благотворительной деятельности в рамках политики социальной ответственности бизнеса на при­мере региональных компаний.
Объект и предмет исследования определили цель - выявить особенности реализации благотворительной деятельности крупными бизнес компаниями Свердловской области в рамках политики социальной ответственности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать благотворительность как направление реализации социальной ответственности бизнеса;
2. Определить инструменты и виды благотворительной деятельности;
3. Обозначить содержание и инструменты реализации политики соци­альной ответственности крупными бизнес компаниями;
4. Выявить организационные формы благотворительной деятельности, применяемые в рамках политики социальной ответственности бизнеса;
5. Определить на основании вторичных данных и данных интервью направления и цели благотворительной деятельности крупных бизнес-компа- ний Свердловской области (на примере конкретных организаций);
6. Выявить на основании вторичных данных и данных интервью, орга­низационные особенности осуществления благотворительной деятельности.
Поставленная цель и сформулированные задачи определили структуру работы: она содержит введение, две главы (теоретическую и исследователь­скую), заключение, библиографический список и приложения. В первой главе мы рассматриваем понятие благотворительности, ее виды, формы, знакомимся с политикой корпоративной социальной ответственности и с формами благо­творительной деятельности в рамках социальной ответственности бизнеса. Во второй главе речь пойдет об особенностях осуществления благотворительной деятельности крупными бизнес - компаниями. Будут определены цели и направления деятельности крупных компаний Свердловской области и выяв­лены организационные особенности осуществления благотворительной дея­тельности.
Для реализации поставленных задач, в выпускной квалификационной работе проведено эмпирическое исследование в русле качественной страте­гии. Методом сбора эмпирических данных выступило экспертное интервью. Также были привлечены вторичные данные для выявления особенностей осу­ществления благотворительной деятельности крупными бизнес - компаниями Свердловской области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие благотворительности можно трактовать абсолютно по-раз­ному, но в рамках нашего исследования ее можно охарактеризовать, как дея­тельность, с помощью которой частные ресурсы добровольно распределяются их владельцами с целью помощи бедным, а также для решения общественных проблем и улучшения условий общественной жизни.
Благотворительность включает в себя различные инструменты, посред­ством которых, одни оказывают помощь другим. Это могут быть материаль­ные ценности и нематериальные. Помимо прочих, стоит выделить такой ин­струмент, как корпоративная благотворительность. Корпоративная благотво­рительность — это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или поддержке социальных проектов. Это именно то, что мы подробно изучаем в данной работе.
Сегодня, тенденции развития бизнеса подтверждают необходимость его социальной направленности. Социально-ответственное поведение является важным аргументом в конкурентной борьбе на рынке капиталов. Социальная отчетность дает возможность чувствовать себя комфортно партнерам и инве­сторам, которые отслеживают затраты компании и оценивают эффективность использования ресурсов компании.
В современном мире, в благотворительной деятельности принимают участие 70% всех российских компаний. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли.
Осуществляя свою благотворительную деятельность, как правило, ком­пании придерживаются определенных целей. Например: повышение устойчи­вости бизнеса и развития региона присутствия, решение социальных проблем, укрепление репутации на рынке товаров/услуг. Это несколько наиболее попу­лярных целей благотворительной деятельности, но помимо них есть и множе­ство других.
Среди форм реализации благотворительной деятельности можно отме­тить: грантовые конкурсы, партнерские программы, поддержка инициатив со­трудников.
Некоторые компании создают собственные благотворительные фонды и через них осуществляют благотворительную деятельность, другие, делают это через «посредников» в лице других благотворительных фондов или вносят по­жертвования, участвуя в благотворительных мероприятиях, одним из таких является «Екатерининская ассамблея». Чем крупнее компания, тем активнее она сочетает благотворительность и имиджевую рекламу.
В случае создания собственного благотворительного фонда, жертвова­телем выступает крупный бизнес, поэтому, проще осуществлять благотвори­тельную деятельность т.к. легче привлечь партнеров, ведь за спиной данного фонда стоит крупная компания. В данном случае, репутация бизнес - компа­нии, ее имидж, переносится на благотворительные программы, проекты, кото­рые реализуются в рамках благотворительной деятельности бизнеса.
Направления благотворительной деятельности организаций самые раз­ные, но, на наш взгляд, одно из самых востребованных направлений - это по­мощь детям. Целевая группа «дети» в разных фондах сужается до следующих категорий: дети-инвалиды, талантливые дети. Так же, это многодетные семьи, семьи и люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, пенсионеры, вете­раны, молодежь, учащиеся. Направлений множество и только самой компании решать, в каком русле осуществлять свою благотворительную деятельность.
В данном случае стоит выделить благотворительный фонд «Синара», оказывающий помощь не на прямую целевым группам, а различным НКО, ре­ализующим социальные проекты. Среди направлений можно выделить и сле­дующие: культура, спорт, здравоохранение и др.
Нам удалось выделить несколько методов привлечения финансирова­ния, по мнению информантов, все они по-своему эффективны. Это: СМИ (ТВ, радио, газеты), сайт, социальные сети, краудфандинговые платформы, прове­дение мероприятий (концертов, вечеров, благотворительных акций и т.д.), сотрудничество с корпоративными донорами, распространение информации о фонде посредством листовок, буклетов и пр., ящики пожертвований в обще­ственных местах, личные обращения к частным донорам, проведение меро­приятий, направленных на привлечение подрастающего поколения в сферу благотворительности, корпоративное волонтерство.
Еще одним интересным методом привлечения финансирования, на наш взгляд, является мероприятие под названием «Екатерининская ассамблея». Центральным событием ассамблеи является большой благотворительный аук­цион, на котором в качестве лотов выставляются предметы из частных коллек­ций бизнесменов, политиков, спортсменов, музыкантов и художников. Со­бранные в ходе аукциона денежные средства в виде гранта идут на нужды вы­бранного на конкурсной основе благотворительного проекта.
Г оворя о формах взаимодействия с благополучателем, мы выделили не­сколько. Если в роли благополучателя выступают дети, то зачастую, взаимо­действие ведется представителями фонда с родителями этих ребят. Т.е., фонды могут взаимодействовать напрямую или через каких-либо посредников. Например, если говорить о помощи БФ «Синара» различным НКО, которые, в свою очередь, направляют средства на помощь нуждающимся, то можно ска­зать, что НКО - это, своего рода, посредник. Так же, к этой форме можно от­нести «Екатерининскую ассамблею».
Проведя исследование на основе экспертных интервью и вторичных данных, мы выяснили, что, во-первых, благотворительная деятельность ком­пании повышает доверие к ней людей. Во-вторых, среди всех форм участия в жизни общества именно благотворительность вызывает наибольший отклик. У многих крупных организаций, благотворительность очень четко встроена в повестку устойчивого развития и в стратегию компании.
Благотворительность должна быть частью стратегии компании, а не еди­ничными инициативами.
Исходя из собранных данных, нами была подробно изучена сфера бла­готворительности, в том числе, благотворительности бизнеса. Мы определили способы реализации благотворительной деятельности, ее направления и цели. Изучили ее формы. Выявили методы привлечения финансирования на благо­творительную деятельность. Проанализировав экспертные интервью, мы про­следили формы взаимодействия фонда и благополучателей, а также, выявили тенденции развития благотворительной деятельности крупного бизнеса в рам­ках корпоративной социальной ответственности.
Благотворительность — это не только проявление благородных чувств и меценатства, патриотизма и амбиций. Как показывает практика, рационально организованная и тщательно продуманная благотворительность вполне может сочетаться с конкретным расчетом, быть эффективной и резуль­тативной.



1. Алексеева, Е. г. Фандрайзинг: мотивации потенциальных жертво­вателей / Е. Г. Алексеева, И. Д. Горшкова // Благотворительность в России. Со­циальные и исторические исследования. — СПб., 2001. — 185 - 219 с.
2. Антонович, И.В. Благотворительность в российском обществе: ис­тория и современность / И.В. Антонович: учебное пособие. - Барнаул: Изда­тельство АГУ, 2011.- 135 с.
3. Белокрыльцева, А., Белокрыльцева, Д., Суворова О. Бизнес. Бла­готворительность. Общественное мнение. - М.: Адреса милосердия, 2006.
4. Беляева, Н. Ю. Нужно создавать условия тем, кто может жертво­вать / Н.Ю. Беляева // Коммерсант. - 2001. - № 99. - 9 -10 с.
5. Божук, С. Г. Корпоративная социальная ответственность : Учеб. для академич. Бакалавриата / С. Г. Божук, В. В. Кулибанова, Т. Р. Тэор. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. - 226 с.
6. Бродский, Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формирова­нии позитивного отношения к благотворительности в российском обществе / Д. Бродский. - М., 1999. - 128 с.
7. Вострухова, В.Н. Социокультурная регуляция благотворительной деятельности в современных российских бизнес-процессах: автореф. дис. ... канд. социол. Наук / В. Н. Вострухова; гос. технол. ун-т Станкин. - М., 2006. - 24 с.
8. Всё о лидерах 2016: по материалам проекта «Лидеры корпоратив­ной благотворительности — 2016». — М.: Форум Доноров, 2016. — 202 с.
9. Все о лидерах 2017: по материалам проекта «Лидеры корпоратив­ной благотворительности - 2017». - М.: Форум Доноров, 2017. - 228 с.
10. Всё о лидерах 2018: по материалам проекта «Лидеры корпоратив­ной благотворительности — 2018». — М.: Форум Доноров, 2018. — 284 с.
11. Всё о лидерах 2019: по материалам проектов «Лидеры корпоратив­ной благотворительности в парадигме устойчивого развития — 2019» и «Репозиторий лучших практик и кейсов в сфере институциональной благотво­рительной и добровольческой деятельности». — М.: Форум Доноров, 2019.
12. Всё о лидерах 2020: по материалам проекта «Лидеры корпоратив­ной благотворительности — 2020». — М.: Форум Доноров, 2020.
13. Гальченко, С. А. Специфика корпоративной социальной ответ­ственности: региональный аспект // Управленец. - 2019. - №1 (24).
14. Голубкова, Н. А. Институционализация корпоративной социаль­ной ответственности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - №2(104). - 128-130 с.
15. Горячева, В.Р. Роль благотворительного сектора в становлении гражданского общества в Российской федерации // МИР (Модернизация. Ин­новации. Развитие), - 2017. - №10. - 120-122 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ