Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки

Работа №103663

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки 9
1.1 Особенности развития произвольного внимания у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Дидактическая сказка как средство развития произвольного
внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки 23
2.1 Выявление уровня развития произвольного внимания у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию
произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки 32
2.3 Оценка динамики уровня развития произвольного внимания
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 53
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 63
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 64
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 65


Актуальность данной темы обусловлена тем, что большое количество детей старшего дошкольного возраста не могут справиться с программой дошкольной образовательной организации, имеют разные проблемы при усвоении информации. Одна из главных проблем, почему у них присутствует проблема при усвоении информации - это усталость, у них не устойчивое внимание, плохая память, не достаточно развито мышление. Данная проблема прослеживается по всему миру, она становиться одной из актуальных психолого-педагогических проблем современного мира.
В разных странах подход в обучении данных детей разный, данных детей называют тоже по-разному «дети с задержкой психического развития»; «дети с ограниченными возможностями в обучении»; «дети с трудностями в обучении»; «отстающие в обучении». В Германии использовали такой термин для данных детей «дети с нарушением в поведении», данный термин возник из-за того, что у данных детей прослеживались проблемы с поведением. В США таких детей называли «дети с минимальным поражением головного мозга», данной проблемой с детьми занимались не педагоги, а врачи.
Проводимые исследования показали, что у детей, которых присутствуют трудности с обучением - это дети «с задержкой психического развития», их психические функции не сформировались по уровню их возраста. У данных детей присутствует так же не до конца сформированная эмоционально-волевая сфера, из-за чего они не могут быть внимательными в процессе образовательной деятельности, которая длится 30-35 минут, они не могут сосредоточиться, сконцентрироваться на данной деятельности.
В.П. Глухова, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, Л.Ф. Чупрова подробнее изучали эту тему в своих работах. В любой предметной деятельности дошкольника внимание выступает одним из главных психологических условий его успешности. Развитие произвольного внимания играет немаловажную роль в деле подготовки дошкольника к школьному обучению. Умение и способность произвольно обратить внимание на то, что само по себе не интересует, но необходимо для усвоения школьных знаний и программы, является одним из важнейших условий успеха в школьном обучении.
Вопросам развития внимания у старших дошкольников посвятили свои исследования Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Т.В. Ендовицкая, А.А. Люблинская, В.Д. Небылицына, В.В. Ночевкина, Т.В. Петухова, Е.П. Соколова, Д.И. Узнадзе, Е.Д. Хомская.
В психолого-педагогических исследованиях, в которых накоплено достаточно большое количество материала по данной теме, указывается, что дети с задержкой психического развития имеют свои особенности, которые их отличают от детей с умственной отсталостью и от детей с нормальным психическим развитием. Развитие психики у ребенка очень сложный процесс, которым занимались исследователи зарубежной и отечественной психологии. Данный процесс очень противоречивый, и который подвержен большому количеству факторов, которые взаимодействуют друг с другом. Нарушение скорости мозговой структуры может быть обусловлено несколькими неблагоприятными обстоятельствами, такими как биологические, психолого-педагогические и социальные.
В произвольном внимании детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии, видится одно из главных условий, позволяющих организовать успешный учебно-воспитательный процесс.
В специальной психологии есть значительное число исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей, имеющих задержку психического развития. В работах В.И. Лубовского говорится о недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, дефицитарности основных свойств внимания, к которым относится концентрация, объем, распределение. Однако, в настоящее время отсутствуют значительные теоретико-экспериментальные психологические исследования, посвященные разработке проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей дидактической сказки для реализации данного процесса.
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки».
Выявленное противоречие позволяет выделить проблему исследования: каковы возможности развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность дидактической сказки в развитии произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: дидактическая сказка как средство развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки возможно, если:
- составлены дидактические сказки, в соответствии с возрастными особенностями и показателями произвольного внимания;
- подобраны и включены в развивающую предметно-пространственную среду наглядный материал к сказкам и дидактические задания, используемые в самостоятельной деятельности детьми.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки.
2. Выявить уровень развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки.
Методы исследования, которые были использованы для реализации поставленных задач:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения исследований об особенностях развития произвольного
внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, А.А. Ухтомский);
- положения исследований об особенностях и условиях развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Г.М. Жаренкова, Н.С. Жукова, Н.А. Каше);
- результаты исследований о возможностях дидактической сказки в развитии психических процессов (Л.В. Дедешко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, Г.З. Праздникова, Л.В. Круглова).
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада»» детский сад № 198 «Вишенка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 11 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования: определена и доказана возможность развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки.
Теоретическая значимость: теоретически обосновано содержание дидактических сказок с целью развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработанные дидактические сказки, направленные на развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития могут быть использованы для построения коррекционной работы по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития учителями-дефектологами, педагогами-психологами дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 наименования) и 3 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами. Основной текст изложен на 62 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Произвольное внимание - это осознанно направляемое и регулируемое внимание, взаимосвязанное с усилиями воли и специально поставленной целью. Актуальность данной темы обусловлена тем, что большое количество детей старшего дошкольного возраста не могут справиться с программой дошкольной образовательной организации, имеют разные проблемы при усвоении информации. Одна из главных проблем, почему у них присутствует проблема при усвоении информации - это усталость, у них не устойчивое внимание, плохая память, не достаточно развито мышление.
В.П. Глухова, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, Л.Ф. Чупрова подробнее изучали эту тему в своих работах. В любой предметной деятельности дошкольника внимание выступает одним из главных психологических условий его успешности. Развитие произвольного внимания играет важную роль в деле подготовки дошкольника с задержкой психического развития к школьному обучению.
По данным констатирующего этапа исследования в группе обследованных детей 6-7 лет с задержкой психического развития преобладал низкий уровень развития произвольного внимания.
В данном исследовании мы предложили, что развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством дидактической сказки возможно, если:
- составлены дидактические сказки, в соответствии с возрастными особенностями и показателями произвольного внимания;
- подобраны и включены в развивающую предметно-пространственную среду наглядный материал к сказкам и дидактические задания, используемые в самостоятельной деятельности детьми.
В результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 6-7 лет с задержкой психического развития произошли качественные изменения показателей развития произвольного внимания.
Таким образом, по данным, которые мы получили в контрольном эксперименте можно сказать, что проделанная работа является результативной и позволяет повысить уровень развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития произвольного внимания. Количество детей с низким уровнем развития произвольного внимания уменьшилось на 37%, со средним уровнем развития произвольного внимания наоборот увеличилось на 37%.
Следовательно, содержание работы с применением дидактической сказки может использоваться учителями-дефектологами для развития произвольного внимания у детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных организациях. Поставленная в работе цель и задачи решены, гипотеза исследования доказана.



1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. М. : Издательский центр «Академия», 2014. 96 с.
2. Баданина Л. П. Психология познавательных процессов. М. : Флинта: МПСИ, 2017. 214 с.
3. Баксакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. М. : НПО: «МОДЭК», 2015. 64 с.
4. Бабкина Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология, 2014. № 5. С. 40-45.
5. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М. : Энас, 2017. 136 с.
6. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. М. : 2013. 127 с.
7. Бондарев И. П. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 127-131.
8. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. Спб. : Дом Михайлова, 2015. 208 с.
9. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. М. : ЧеРо, 2015. С. 467-505.
10. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. М. : Просвещение,2016. 461 с.
11. Голенская О. И. Дидактическая сказка как средство эмоционально¬
волевого развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый, 2019. № 52 (290). С. 253-255. URL: https://moluch.ru/archive/290/65816/(дата
обращения: 12.11.2021).
12. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания. М. : ЧеРо, 2015. С. 518-533.
13. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. СПб. : 2017. 204 с.
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М., 2016. 243 с.
15. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 2016.
С. 50-103.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. 37 с.
17. Иванова Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР. СПб. : 2012. 248 с.
18. Иденбаум Е. Л. Становление познавательной деятельности детей с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях // Дефектология. 2010. № 2. С. 19-31.
19. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. : Академия, 2015. 291 с.
20. Лурия А. Р. Внимание и память. М. : Академия, 2015. 137 с.
21. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : (Олигофренопедагогика) : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Б. П. Пузанова. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2010 480 с.
22. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. М. : ТЦ Сфера, 2016. 104 с.
23. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М. : Школьная Пресса, 2017. 280 с.
24. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие. М. : Изд-во Институт практической психологии, Воронеж : НПО «Модэк», 2016. С. 218-238.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ