ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 8
1.1 Анализ определения уровня заинтересованности по испытываемым
личностью эмоциям 8
1.2 Изучение возможности использования уже существующих
алгоритмов для решения поставленной задачи 9
1.3 Разработка под задачу нового алгоритма на основе уже имеющихся . 17
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 20
2.1 Составление структуры разрабатываемого программного обеспечения
2.2 Составление модели базы данных, определение используемой
системы управления базой данных 28
2.3 Прогнозирование итоговых показателей 31
3 ТЕСТИРОВАНИЕ РАЗРАБОТАННОГО АЛГОРИТМА 35
3.1 Описание тестируемой системы 35
3.2 Проведение теста «Cohn-Kanade» 41
3.3 Демонстрация работы реализованного программного обеспечения .... 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А Псевдокод реализации взаимодействия с внешними системами 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Псевдокод аварийной обработки изображений 52
ПРИЛОЖЕНИЕ В Изображения из теста Kohn-Kanade для демонстрации работы 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Набор фотографий для теста прогнозирования 55
Автоматизация процесса аппаратными средствами определения уровня заинтересованности персон в чем-либо впервые появилась в 2009-м году, и в самом начале точность прогноза уже составляла около 40% по заверению психологов, проверявших результаты работы.
В 2012-м году свет увидел проект «Cohn-Kanade», позволяющий попрактиковаться в написании нейронных сетей, обучающихся на определение уровня заинтересованности персон только по фотографии.
На данный момент активно растет спрос на системы пассивного получения обратной связи компаниями от клиентов о качестве обслуживания, товаров, предоставляемых услуг и т.д. На текущий момент есть несколько систем, позволяющих считывать базовые эмоции посетителей и работников заведения без дальнейшей их обработки, но ни одна из этих систем не позволяет посчитать степень вовлеченности субъектов в какой-либо процесс.
Из косвенных аналогов есть несколько систем для определения вовлеченности персонала в рабочий процесс (например: Keencorp, Affectiva), однако данные системы по большей части опираются на результаты прямых опросов сотрудников, которые могут быть субъективными по ряду причин, из- за чего эти системы нельзя назвать прямым аналогом разрабатываемой системы.
Целью бакалаврской работы является разработка алгоритма для оценки уровня заинтересованности студентов учебным процессом на основе базовых эмоций с применением создаваемого программного обеспечения.
Задачи:
1. Изучить известные алгоритмы определения степени вовлеченности в какой-либо процесс;
2. Проанализировать научные работы в области оценки уровня заинтересованности;
3. Вывести формулу уровня заинтересованности учебным процессом с учетом имеющихся данных по эмоциям каждой персоны;
4. Разработать архитектуру приложения для автоматизации процесса оценки уровня заинтересованности;
5. Реализовать программное обеспечение по разработанной архитектуре.
Объект бакалаврской работы: процесс определения степени вовлеченности студентов в учебный процесс. Предмет бакалаврской работы: алгоритмизация степени вовлеченности на основе базовых эмоций. Данная работа основана на практическом методе исследования с применением моделирования.
Данная работа, как было написано ранее, не имеет прямых аналогов при условии учета вовлеченности с упором на пассивные методы получения информации. На текущий момент работа может использоваться в учебных учреждениях, однако при корректировке множителей эмоций может использоваться также в любом другом месте, где необходимо высчитывание вовлеченности людей во что-либо, будь то работа, развлечения или что бы то ни было еще.
В первой главе проведен анализ трудов Кана и Экмана по интересующей нас теме, подобраны самые подходящие под задачу и в рамках высчитывания степени вовлеченности в учебный процесс рассмотрены алгоритмы Big Data и составлен новый алгоритм под данные условия на основе рассмотренных алгоритмов.
Во второй главе описывается процесс построения архитектуры и реализации программного обеспечения для автоматизации составленного алгоритма с применением внешних систем для определения эмоций и визуализации данных.
В третьей главе проведено тестирование реализованного программного обеспечения на проекте «Cohn-Kanade», результаты точности вычислений сопоставлены средним показателям по всем пользователям проекта.
Выбранная тема совпадает с профессиональными компетенциями, поскольку здесь используется анализ имеющихся математических моделей обработки данных и составление новой, также происходит реализация программного обеспечения.
Результаты работы, как и было сказано, превзошли возложенные ожидания, однако скорость работы с течением времени будет все меньше, поскольку изначально предполагалось использование предыдущих показателей из базы данных, что нельзя было использовать на подобном тестировании. В свою очередь, точность должна расти по мере использования исторических данных.
Выведенную формулу, опираясь на полученные ранее результаты теста, можно считать оптимальной, что полностью подтверждается показателем точности оценки оценки, однако можно попробовать принять участие с измененными множителями для каждой эмоции: возможно, с новыми данными результат будет еще выше.
Разработанное программное обеспечение также можно считать успешным, поскольку при тестировании не было никаких ошибок, притормаживаний и тому подобное, что могло бы привести процесс работы с приложением к непригодности. Также необходимо отметить результаты работы прогнозирования: их нельзя проверить естественным путем, а также
прогнозирование строится без учета нелинейности происходящих во время учебного занятия событий, из чего в перспективе можно было бы добавить новый функционал системе по рекомендациям действий, которые могли бы привести к увеличению итогового показателя заинтересованности в текущем учебном занятии.
Результат данной работы при внедрении в учебное учреждение позволит повысить при должном анализе результатов работы разработанного программного обеспечения вовлеченность студентов в учебный процесс, что положительно скажется на эмоциональном состоянии преподавателей, что приведет к их ускоренному росту в профессиональном плане, что приведет к повышению конкурентоспособности ВУЗа среди других и так далее. Также точности анализа поспособствует добавление помимо итогового показателя показателей по положительным и отрицательным эмоциям, из которых и составляется оценка уровня заинтересованности. Также при взаимодействии с системой визуального отображения передаются параметры уровня громкости речи и интонация, однако в описываемом в данной работе программном обеспечении данные показатели никак не обрабатываются, а только сохраняются для дальнейшего отображения, тем не менее при необходимости и должном анализе эти данные также могут помочь в определении точек улучшения собственного или чужого поведения для улучшения результатов по итоговому параметру.
Кроме предусмотренных заданием на бакалаврскую работу данную работу можно применять в уже имеющемся виде для определения степен вовлеченности в рабочие процессы сотрудников без физически тяжелого труда любого из предприятий, данное ограничение обусловлено необходимостью оптимизации алгоритма под эмоции, непроизвольно проявляемые во время использования физического труда.
1. Шумаков П. ADO.NETи создание приложений баз данных в среде Microsoft Visual Studio .NET (2-е издание) / Санкт-Петербург Изд-во Диалог- МИФИ, 2014. - 512 с.
2. Троелсен Э., Джепикс Ф. Язык программирования C# 7 и платформы .NET и .NET Core. / Санкт-Петербург Изд-во Диалог-МИФИ, 2018. - 1328 с.
3. Gerardus Blokdyk. Aerospike database A Complete Guide. USA: 5STARCooks, 2018.
4. Ritesh Modi. Azure for Architects: Implementing cloud design, DevOps, IoT, and serverless solutions on your public cloud. USA: Packt Publishing, 2017.
5. Nathan Marz. Big Data: Principles and best practices of scalable realtime data systems. USA: Manning Publications, 2015.
6. Arshdeep Bahga. Big Data Science & Analytics: A Hands-On Approach. USA: VPT, 2016.
7. Ritesh Modi. Deployment of Microsoft Azure Cloud Solutions: A complete guide to cloud development using Microsoft Azure. USA: Packt Publishing, 2018.
8. Jon P Smith. Entity Framework Core in Action. USA: Manning Publications, 2018.
9. P. Ekman and W. Friesen. Facial Action Coding System: A Technique for the Measurement of Facial Movement. USA: Consulting Psychologists Press, 1978.
10. Tom White. Hadoop: The Definitive Guide. USA: O'Reilly Media, 2015.
11. Suresh Kumar Mukhiya, Tao Wei, James Lee. Hands-On Big Data Modeling. USA: Packt Publishing, 2018.
12. Leif Larsen. Learning Microsoft Cognitive Services. USA: Packt Publishing, 2017.
13. Dixon J. Mastering .NET Machine Learning. USA: Packt Publishing, 2016. ISBN 978-1785888403.
14. Copeland M., Soh J., Puca A., Manning M., Gollob D. Microsoft Azure: Planning, Deploying, and Managing Your Data Center in the Cloud. USA: Apress, 2015.
15. Agafonov E. Multithreading with C# Cookbook - Second Edition. USA: Packt Publishing, 2016. - 592 c., ISBN 9781785881251.
16. Carter P. Pro SQL Server Administration. USA: Apress, 2015. - 525 с. ISBN 978-1-4842-0711-6.
17. Dino Esposito. Programming ASP.NET Core. USA: Microsoft Press, 2018.
18. Lerman Julia, Miller Rowan. Programming Entity Framework: Code First. USA: O'Reilly Media, 2012.
19. Hillar G. C. Professional Parallel Programming with C#: Master Parallel Extensions With .NET 4.7. USA: Wrox, 2018. - 702 c. ISBN 9780470495995.
20. Kahn, William A. Psychological Conditions of Personal Engagement and Disengagement at Work. USA: Wrox Press, 1990.
21. Ekman P. Emotions Revealed: Recognizing Faces and Feelings to Improve Communication and Emotional Life. USA: Wrox Press, 2008.
22. Grant Fritchey. SQL Server Query Performance Tuning. USA: Apress, 2014.
23. Itzik Ben-Gan. T-SQL Fundamentals (3rd Edition). USA: Microsoft Press, 2016.
24. Andrew Lombardi. WebSocket: Lightweight Client-Server
Communications. USA: O'Reilly Media, 2018.
25. Dustin Metzgar. .NET Core in Action, USA: Manning Publications, 2018.