Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Маршрутно-распределительные задачи: теория и приложения

Работа №103644

Тип работы

Диссертация

Предмет

математика

Объем работы289
Год сдачи2015
Стоимость5770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Обзор литературы 13
Глава I. Вводные аспекты 17
1.1. Маршрутно-распределительпая задача 17
1.2. Задача коммивояжера 19
1.2.1. «Натуральные порядки» 22
1.2.2. Задача коммивояжера как задача линейного целочисленного программирования 24
1.2.3. Метод динамического программирования в задаче коммивояжера . 24
1.2.4. Задача курьера 26
1.2.5. Обобщенная задача коммивояжера 27
1.3. Задача распределения заданий 28
1.3.1. Задача распределения заданий как задача линейного целочисленного программирования 30
1.3.2. Метод динамического программирования в задаче распределения
заданий 31
1.4. Принцип Веллмана и метод динамического программирования 32
1.4.1. Дискретные процессы и управления 34
1.4.2. Принцип оптимальности 36
1.4.3. Динамическое программирование 37
1.4.4. Вычислительные аспекты метода динамического программирования 39
1.5. Задачи последовательного управления 42
1.5.1. Управляемая система. Принцип максимума Понтрягина 45
1.5.2. Задачи последовательного управления 48
1.5.3. Последовательное управление движением самолета 49
1.5.4. Об одной дискретизации задачи последовательного управления ... 50
1.5.5. Задача быстродействия в классе простых движений с элементами
маршрутизации 51
1.5.6. Игровые постановки 53
1.6. Устойчивость в задаче комбинаторной оптимизации 54
1.6.1. Введение 54
1.6.2. Классический подход 56
1.6.3. Реоптимизация 58
1.6.4. Шаблонные маршруты 59
1.7. Адаптивная устойчивость 60
1.7.1. Общая теория 60
1.7.2. Структура приложений адаптивной устойчивости 69
Глава II. Адаптивная устойчивость оптимального маршрута в задаче коммивояжера при изменении множества посещаемых вершин 73
II. 1. Введение и обозначения 73
11.2. Необходимые условия 78
11.2.1. Вопросы теории 78
11.2.2. Алгоритмические приложения 82
II. 2.3. Эксперименты 85
11.3. Критерий адаптивной устойчивости 92
11.3.1. Вопросы теории 92
11.3.2. Алгоритмические приложения 100
II. 3.3. Эксперименты 102
11.4. Достаточные условия 109
11.4.1. Вопросы теории 109
11.4.2. Аналитические области адаптивной устойчивости 114
11.4.3. Алгоритмические приложения 116
11.4.4. Эксперименты 120
11.5. Задачи последовательного управления 132
11.5.1. Эвристические решения 132
11.5.2. Адаптивная устойчивость 134
11.6. Некоторые замечания 135
11.6.1. Топология областей адаптивной устойчивости 135
11.6.2. Асимптотика относительной площади области устойчивости в евклидовой ЗК 136
11.6.3. Примеры, демонстрирующие новизну постановки 137
П.6.4. Модельный пример прикладной задачи с применением областей адаптивной устойчивости 141
Глава III. Адаптивная устойчивость оптимального распределения при изменении множества распределяемых заданий 144
III. 1. Введение и обозначения 144
111.2. Необходимые условия 147
111.2.1. Вопросы теории 148
111.2.2. Алгоритмы 151
111.3. Критерий адаптивной устойчивости 156
111.4. Достаточные условия 162
111.5. Специфика задач распределения заданий 163
111.6. Алгоритмы 173
111.7. Сравнение областей адаптивной устойчивости 184
Глава IV. Усечение схемы динамического программирования 191
IV. 1. Условия предшествования 191
IV. 2. «Встречное» динамическое программирование 195
IV. 2.1. Задача коммивояжера 196
IV. 2.1.1. Обозначения и классическая схема 196
IV. 2.1.2. Сокращенная схема 200
IV. 2.1.3. Сравнение трудоемкости 203
IV. 2.1.4. Заключение 205
IV. 2.2. Задача распределения заданий 206
IV. 2.2.1. Обозначения и классическая схема 207
IV.2.2.2. Сокращённая схема МДП 209
IV.2.2.3. Сравнение трудоемкости 214
IV.3. Кластеризация в задаче коммивояжера 217
IV.3.1. Алгоритм решения ЗК без дополнительных условий 217
IV.3.2. Дополнительные условия па маршрут 226
IV.3.3. Эксперименты 231
IV.3.4. Заключение 233
IV.4. Выводы к четвертой главе 234
Глава V. Приложения 236
V. !. Адаптивная устойчивость в управлении перемещением транспортных срсдств236
У.1.1. Грузоперевозки 236
У.1.2. Авиапожарпое патрулирование 238
У.2. Приложения минимаксной маршрутно-распределительной задачи 240
У.2.1. Математическая постановка задачи 240
У.2.2. Оптимизация перемещений в агрессивной среде 241
У.2.3. Эволюционная изменчивость 246
У.2.3.1. Содержательная постановка 247
У.2.3.2. Эвристический алгоритм 248
У.2.3.3. Модельный эксперимент 248
У.З. Оптимизация перемещений исследователя-этолога 254
У.3.1. Перестановка камер па местности 254
У.З.1.1. Формальная постановка задачи 255
У.З.1.2. Метод динамического программирования 256
У.З.1.3. Доказательство оптимальности 257
У.З.1.4. Эксперимент 259
У.З.2. Другие постановки 260
Заключение 263
Литература 268
Приложение

Актуальность работы. Задачи комбинаторной оптимизации (ЗКО) встречаются
практически во всех областях человеческого знания, где требуется из большого числа
вариантов выбрать наилучший или как минимум целесообразный. В качестве примеров
таких задач можно привести планирование производства; оптимизацию коммуникационной инфраструктуры; оптимизацию загрузки параллельно работающих исполнителей (это
могут быть, например, станки, рабочие или конвейеры современного вычислителя); задачи
оптимальной загрузки транспортных контейнеров; оптимизацию раскроя в швейном и металлообрабатывающем производствах, задачи оптимизации расписаний.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В диссертационной работе рассмотрены различные аспекты применения принципа
Беллмана и метода динамического программирования в двух известных задачах комбинаторной оптимизации: задаче коммивояжера и распределительной задаче.
В первой главе работы проводится краткий обзор классического применения принципа Беллмана в дискретных задачах, формулируются две известные задачи комбинаторной оптимизации (ЗКО) (задача коммивояжера и распределительная задача), излагается
метод динамического программирования для классических формулировок обеих задач,
рассматриваются непрерывные постановки маршрутно-распределительных задач – задачи последовательного управления. Завершается глава рассмотрением общего подхода к
адаптивной устойчивости в ЗКО. Перспективным направлением видится развитие теории адаптивной устойчивости для задач последовательного управления, имеющих как
дискретную компоненту – маршрут, так и непрерывную бесконечномерную компоненту –
управляющую программу.
Вторая глава и третья главы диссертации посвящены изложению теории устойчивости в задаче коммивояжера и задаче распределения заданий. Ранее устойчивость в задаче
коммивояжера подробно изучалась для случая изменения матрицы весов ребер и в случае master tour property. Излагаемая во второй и третьей главах теория устойчивости при
изменении множества входных данных является дополнением к существующей теории
устойчивости в задачах комбинаторной оптимизации, связанной с изменением функции
стоимости на множестве неизменных входных данных. В монографии автора [48] рассмотрен общий подход к конструированию на основе принципа Беллмана теории устойчивости
оптимальных решений при изменении множества начальных данных в абстрактной задаче комбинаторной оптимизации, удовлетворяющей ряду структурных ограничений. Однако общность излагаемых результатов не позволяет добиться достаточной математической
строгости изложения, поэтому в диссертационную работу вошли только два подробно формализованных примера построения такой теории устойчивости: для задачи коммивояжера
и распределительной задачи.


1. Арис Р. Дискретное динамическое программирование, — Москва : Мир, 1969.
2. Бабурин А., Гимади Э. X., Коркишко Н. М. Приближенные алгоритмы для нахож¬дения двух реберно непересекающихся гамильтоновых циклов минимального веса // Дискретн. анализ и исслед. опер. — 2004. — Т. 2, > 11:1. — С. 11-25.
3. Балушкин Ф. А., Сесекин А. Н., Ченцов А. Г. Задачи маршрутизации перемещений и их приложения в атомной энергетике // Материалы 4-ой международной конфе¬ренции "Математика, ее приложения и математическое робразование". — Улан-Удэ, 2011,- С. 21-25.
4. Веллман Р. Динамическое программирование. — Москва : Иностранная литература, 1960.
5. Белоусов А. А. О линейных дифференциальных играх преследования с интегральны¬ми ограничениями // Дифференциальные уравнения и топология, тез. докл. Между- нар. конференции, посвящ. 100-летию со дня рождения Л. С. Понтрягина. — Москва, 2008,- С. 321-322.
6. Бердышев Ю. И. Синтез оптимального по быстродействию управления для одной нелинейной системы четвертого порядка // Прикл. математика и механика. — 1975. — Т. 39, № 6. - С. 985-994.
7. Бердышев Ю. И. К задаче последовательного обхода нелинейным управляемым объ¬ектом совокупности гладких многообразий // Дифференциальные уравнения и про¬цессы управления. — 1999. — > 2. — С. 3-27.
8. Бердышев Ю. И. Нелинейные задачи последовательного управления. — 2000.
9. Бердышев Ю. И. О выборе очередности сближения нелинейного объекта с группой движущихся точек // Изв. РАН. Теория и системы управления, — 2011,— .V" 1.
С. 32-39.
10. Бердышев Ю. И. О некоторых задачах выбора очередности сближения управляемой системы с группой объектов // Тр. ИММ УрО РАН. - 2012. - Т. 18, № 3. - С. 56-66.
11. Бронштейн Е. М., Гиндуллин Р. В. Об одном классе задач маршрутизации // Мате¬матическое моделирование. — 2011. — Т. 23, > 6. — С. 123-132.
12. Варга Д. Оптимальное управление дифференциальными и функциональными урав¬нениями. — Москва : Наука, 1977.
13. Васильев О. В., Леденева Т. М. Транспортная задача и оптимизация грузоперево¬зок // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2011. — Т. 7, № 11.-С. 82-84.
14. Гамкрелидзе Р. В. Основы оптимального управления. — Тбилиси : Изд-во Тбилисско¬го ун-та, 1977.
15. Гольдштейн Е. Г., Юдин Д. Б. Задачи линейного программирования транспортного типа. — Москва : Наука, 1969.
16. Гольдштейн Е. Г., Юдин Д. Б. Линейное программирование. — Москва : Наука, 1969.
17. Гордеев Э. Н., Леонтьев В. К. Устойчивость в задачах на узкие места // Журнал вычислительной математики и математической физики. — 1980. — Т. 20, > 4. — С. 1071-1075.
18. Гордеев Э. Н., Леонтьев В. К. Общий подход к исследованию устойчивости реше¬ний в задачах дискретной оптимизации // Журнал вычислительной математики и математической физики. — 1996. — Т. 36, > 1. — С. 66-72.
19. Горнов А. Алгоритмы решения задач оптимального управления с терминальными ограничениями // Вычислительные технологии. — 2008. — Т. 13, > 4. — С. 44-50.
20. Горнов А. Алгоритмы решения задач оптимального управления с терминальными
ограничениями // Мехатроника, автоматизация, управление. — 2010. .V" 8. С. 2-6.
21. Горнов А. Алгоритмы решения задач оптимального управления с фазовыми ограни¬чениями // Вычислительные технологии. — 2010. — Т. 15, > 2. — С. 24-30.
22. Григорьев А. М., Иванко Е. Е., Ченцов А. Г. Динамическое программирование в обобщенной задаче курьера с внутренними работами: элементы параллельной струк¬туры // Моделирование и анализ информационных систем, — 2011,— Т. 18, > 3.— С. 101-124.
23. Григорьев А. М., Иванко Е. Е., Ченцов А. Г. К вопросу о применении параллель¬ных алгоритмов для решения задач маршрутизации по методу динамического про¬граммирования // Тезисы докладов конференции «Анализ моделирование, развитие экономических систем». — Севастополь, 2011. — С. 14.
24. Григорьев А. М., Иванко Е. Е., Ченцов А. Г. Решение задач маршрутной оптимизации применительно к радиационно-опасным объектам с использованием суперкомпьюте¬ра «уран» // Тезисы докладов 7-ой международной конференции «Безопасность АЭС и подготовка кадров». — Т. 2. — Екатеринбург, 2011. — С. 103-105.
25. Гэри М., Джонсон Д. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи,— Москва : Мир, 1982.
26. Девятерикова М. В. Исследование устойчивости задач и алгоритмов целочисленно¬го программирования на основе регулярных разбиений : Дисс... кандидата наук / М. В. Девятерикова ; Омский государственный университет, — 2001.
27. Девятерикова М. В., Колоколов А. А. Анализ устойчивости 1-разбиения множеств в конечномерном пространстве // Дискретн. анализ и исслед. опер. — 2000. — > 7:2. — С. 47-53.
28. Девятерикова М. В., Колоколов А. А. Об устойчивости некоторых алгоритмов це¬лочисленного программирования // Известия вузов. Математика. — 2003. — > 12. — С. 41-48.
29. Девятерикова М. В., Колоколов А. А. Анализ устойчивости некоторых алгоритмов
дискретной оптимизации // Автоматика и телемеханика. — 2004. .V" 3. С. 48-54.
30. Динамическое программирование в обобщенной задаче курьера, осложненной внут¬ренними работами / А. М. Григорьев, Е. Е. Иванко, С. Т. Князев, А. Г. Ченцов // Мехатроника, автоматизация, управление. — 2012. — > 7. — С. 14-21.
31. Емеличев В. А., Кузьмин К. Г., Леонович А. М. Устойчивость в векторных комби¬наторных задачах оптимизации // Автоматика и телемеханика. — 2004. — > 2. — С. 79-92.
32. Емеличев В. А., Подкопаев Д. П. О количественной мере устойчивости векторной задачи целочисленного программирования // Журнал вычислительной математики и математической физики. — 1998. — Т. 38, > 11. — С. 1801-1805.
33. Ефремов Д. В. Системный анализ и метод проектирования информационной логи¬стической системы транспортного предприятия : Дисс... кандидата наук / Д. В. Еф¬ремов ; Самарск.гос.техн.ун-т. — 2003.
34. Иванко Е. Е. Достаточные условия устойчивости оптимального маршрута в задаче коммивояжера при добавлении новой вершины и при удалении существующей // Вести. Удмуртск. унив. Математика. Механика. Комп, науки,— 2010,— > 1,— С. 46-56.
35. Иванко Е. Е. Устойчивость оптимальных маршуртов в задаче коммивояжера при добавлении и удалении вершин // Матер, всеросс. конф. «Дискретная оптимизация и исследование операций». — Новосибирск : Изд-во Ин-та математики, 2010. — С. 105.
36. Иванко Е. Е. Эмпирический метод dropby масштабируемого решения задачи ком¬мивояжера // Сб. научи, тр. «Алгоритмы и программные средства параллельных вычислений». — Т. 10. — Екатеринбург : Изд-во Ин-та математики и механики УрО РАН, 2010. - С. 3-7.
37. Иванко Е. Е. Эмпирический метод dropby распараллеливания приближенного реше¬ния задачи коммивояжера // Материалы международной научно-технической кон¬ференции «Суперкомпьютерные технологии: разработка, программирование, приме¬нение.» СКТ-2010. — Т. 1. — Таганрог-Москва : Изд-во ЮжФУ, 2010. — С. 229-236.
38. Иванко Е. Е. Достаточные условия устойчивости в задаче коммивояжера // Труды
Института математики и механики УрО РАН. — 2011. .V" 3. С. 155-168.
39. Иванко Е. Е. Критерий устойчивости оптимального маршрута в задаче коммивоя¬жера при добавлении вершины // Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки. — 2011. — > 1. — С. 58-66.
40. Иванко Е. Е. Критерий устойчивости оптимальных решений при росте размерности распределительной задачи // Тезисы 14-ой конференции «Математическое програм¬мирование и приложения». — Екатеринбург, 2011. — С. 178.
41. Иванко Е. Е. Метод масштабирования в приближенном решении задачи коммивоя¬жера // Автоматика и телемеханика. — 2011. — > 12. — С. 115-129.
42. Иванко Е. Е. Критерий устойчивости оптимальных решений минимаксной задачи о разбиении на произвольное число подмножеств при изменении размерности исход¬ного множества // Тр. Инет, математики и механики УрО РАН. — 2012. — > 4. — С. 180-194.
43. Иванко Е. Е. Минимаксная задача мультикоммивояжера с плавающим центром в исследовании эволюционной изменчивости // Матер, конф. «Управл. в техн., эргатических, организационных и сетевых системах». — Санкт-Петербург, 2012. — С. 1164-1167.
44. Иванко Е. Е. Динамическое программирование в задаче перестановки однотипных объектов // Труды Института математики и механики УрО РАН. — 2013. — > 4. — С. 125 - 130.
45. Иванко Е. Е. Метод динамического программирования в минимаксной задаче распре¬деления заданий с равноценными исполнителями // Вестник ЮУрГУ, серия «Мате¬матическое моделирование и программирование». — 2013. — > 1. — С. 124-133.
46. Иванко Е. Е. Усеченный метод динамического программирования в замкнутой задаче коммивояжера с симметричной функцией стоимости // Труды Института математи¬ки и механики УрО РАН. — 2013. — > 1. — С. 121-129.
47. Иванко Е. Е. Устойчивость в задаче комбинаторной оптимизации как полиномиаль¬ная «адаптируемость» оптимальных решений при возмущении множества начальных данных // Материалы международной конференции «Дискретная оптимизация и ис¬следование операций». — Новосибирск, 2013. — С. 117.
48. Иванко Е. Е. Устойчивость и неустойчивость в дискретных задачах. — Екатеринбург : Издательство УрО РАН, 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ