НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В БРИТАНСКОЙ ТРАДИЦИИ ИСТОРИОПИСАНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Национальная история в британской традиции историописания эпохи Просвещения: источники и историография 16
1.1. Исторические и историографические
источники 16
1.2. Освещение проблемы исследования в отечественной
историографии 46
1.3. Зарубежная историография по исследуемой проблематике 76
Глава 2. Антикварная традиция в эпоху Просвещения 103
2.1. Спор «древних» и «новых» на рубеже XVII-XVIII вв.: «неоримский» и критический подходы в интерпретации прошлого..103
2.2. «Светская» и «духовная» история в Британии в эпоху
Просвещения: рационализация религии и секуляризация исторического письма 124
2.3. Антикварное общество и эмпиризм в британской традиции
историописания XVIII в 146
Глава 3. Формирование «интеллектуальной карты» прошлого Британии в эпоху Просвещения 173
3.1. Лексикография в британской традиции историописания:
Англосаксонский период 173
3.2. Политика versus История: Англонормандская Британия в
интерпретациях британских историописателей эпохи
Просвещения 201
3.3. Литература versus История: кельтское прошлое Британских
островов в представлениях историописателей XVIII в 224
Глава 4. Образ национального прошлого на завершающем этапе эпохи
Просвещения: политизация истории и забвенье
историзма 246
4.1. «Неоримский» профиль шотландского историописания:
социальный и интеллектуальный контекст 246
4.2. Концепция истории Дэвида Юма и его сочинение «История
Англии» 267
4.3. Политическая поляризация британского национального
историописания: Кэтрин Маколей против Дэвида Юма 289
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 306
Список источников и литературы 317
Именной указатель.
Глава 1. Национальная история в британской традиции историописания эпохи Просвещения: источники и историография 16
1.1. Исторические и историографические
источники 16
1.2. Освещение проблемы исследования в отечественной
историографии 46
1.3. Зарубежная историография по исследуемой проблематике 76
Глава 2. Антикварная традиция в эпоху Просвещения 103
2.1. Спор «древних» и «новых» на рубеже XVII-XVIII вв.: «неоримский» и критический подходы в интерпретации прошлого..103
2.2. «Светская» и «духовная» история в Британии в эпоху
Просвещения: рационализация религии и секуляризация исторического письма 124
2.3. Антикварное общество и эмпиризм в британской традиции
историописания XVIII в 146
Глава 3. Формирование «интеллектуальной карты» прошлого Британии в эпоху Просвещения 173
3.1. Лексикография в британской традиции историописания:
Англосаксонский период 173
3.2. Политика versus История: Англонормандская Британия в
интерпретациях британских историописателей эпохи
Просвещения 201
3.3. Литература versus История: кельтское прошлое Британских
островов в представлениях историописателей XVIII в 224
Глава 4. Образ национального прошлого на завершающем этапе эпохи
Просвещения: политизация истории и забвенье
историзма 246
4.1. «Неоримский» профиль шотландского историописания:
социальный и интеллектуальный контекст 246
4.2. Концепция истории Дэвида Юма и его сочинение «История
Англии» 267
4.3. Политическая поляризация британского национального
историописания: Кэтрин Маколей против Дэвида Юма 289
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 306
Список источников и литературы 317
Именной указатель.
Восемнадцатый век в истории Великобритании был отмечен процессом формирования британской нации. В дискуссии о британской национальной идентичности 90 -х годов ХХ века парадоксальным образом остался в стороне вопрос о месте и значении конструирования национального прошлого в британском историописании XVIII века . В то же самое время исследования показывают, что основой из основ формирования национального сознания является конструирование консенсусной концепции «общего прошлого» . Прежде всего этим объясняется значимость и небывалая популярность «Истории Англии» Д. Юма. Именно ему удалось первым создать ясную, непротиворечивую, на тот момент доступную для широкой публики версию национального прошлого. Сочинение Юма определило на следующие сто лет место и значение истории как в национальном сознании британцев, так и в британской традиции историописания. Этот факт является общепризнанным как в отечественной, так и зарубежной историографии .
Особый аспект актуальности диссертационного исследования определяется анализом эпохи Просвещения как «незавершенного проекта модерна» в соответствии с тезисом, выдвинутым на рубеже 1970-х - 1980-х годов немецким философом Ю. Хабермасом . В связи с подобной интерпретацией эпохи Просвещения ключевым вопросом современной историографии является следующий: что было «плохо» понято, а что и совсем пропущено в проекте эпохи Просвещения. В центре внимания находятся его «нереализованные возможности» . Следует подчеркнуть еще один аспект актуальности темы. Достижения эпохи Просвещения, которые, как казалось, хорошо изучены, также требуют более пристального внимания. Историзм как ключевое понятие исторической науки формировался в эпоху Просвещения. Чаще всего о нем говорят и пишут как о чем-то самоочевидном. В то же время объяснение, чем же отличаются историописатели ХУ1-ХУ11 веков П. Вергилий и У. Кемден от историков XIX века У. Стаббса и Дж. Э. Актона, либо отсутствует, либо остается непроясненным. Это тем более важно на фоне постоянных заявлений о кризисе историзма во второй половине ХХ века . В данном контексте ключевое значение имеет труд Ф. Майнеке «Возникновение историзма» , который понимал историзм как «применение к исторической жизни новых жизненных принципов...», как одну из величайших духовных революций (сопоставимых с Реформацией) в западноевропейском мышлении . Майнеке сравнивает историзм с «новым органом чувств» , обретенным историком в процессе этой научной революции. В диссертационном исследовании процесс становления историзма как базового принципа исторических исследований - способности «пространственно-временной ориентации в мире истории» - рассматривается на примере развития исторического знания в британской традиции историописания эпохи Просвещения - чрезвычайно богатой и дающей обильную почву для обсуждения этой темы.
Объект исследования - британская традиция историописания и ее характерные черты в период становления историзма в британской историографии эпохи Просвещения.
Предметом исследования - процесс конструирования концепции национального прошлого Британии в эпоху Просвещения в контексте формирования Великобритании как национального государства.
Хронологические рамки исследования определяются
развертыванием «проекта» Просвещения на Британских островах в период с 1660-х гг. до рубежа 1780-х - 1790-х гг. Начальная грань связана с эпохой Реставрации династии Стюартов и возрождением антикварной традиции в британском историописании, а конечная грань определяется кризисом историософии эпохи Просвещения в конце XVIII в.
Территориальные рамки исследования определяются локализацией центров разработки концепции национального прошлого Британии в эпоху Просвещения. Это, прежде всего, университеты Оксфорда, Кембриджа, Эдинбурга, а также такие центры исторического знания как Лондонское общество антикваров, Лондонское валлийское общество, общества любителей древностей в графствах и т.п.
Степень изученности. Историография исследуемой проблематики находится на стыке трех историографических областей, исследующих британское Просвещение, британскую национальную традицию историописания и процесс формирования британской нации.
Историография европейского Просвещения в целом, и британского, в частности, успешно развивается в рамках классической и новой социальной истории. В центре ее внимания проблемы становления гражданского общества и правового государства, развитие институтов социабельности и реформирование государственно-правового аппарата в эпоху Просвещения. В рамках данного направления исторических исследований наибольшую известность получили сочинения Р. Портера, П. Гея, Э. Пагдена и многих других . Это историографическое направление представлено огромным количеством работ, что свидетельствует о плотном историографическом освоении данной темы. В качестве самого недавнего на сегодняшний день обобщающего труда по теме выступает, созданный усилиями лучших европейских специалистов и переведенный на русский язык исторический словарь «Мир Просвещения» . Отечественная историография гораздо скромнее. Данной теме посвятили свои исследования М.П. Айзенштат, Т.Л. Любутина, С.Б. Семенов и некоторые другие .
Вторая историографическая область определяется таким актуальным направлением исторических исследований как история исторической науки. Здесь надо отметить работы общего характера, относящиеся к развитию западной историографии в Новое время в целом, это работы А. Момильяно, Д. Келли, Дж. Ливена и советского историка М. Барга . Обращает на себя внимание попытка недавнего времени осмыслить данную проблематику в рамках издательского проекта ИВИ РАН «Всемирная история» . Если вести речь о британской традиции историописания, то в отечественной историографии до сих пор она не стала предметом комплексного изучения. Хотя значительный вклад в разработку данной проблематики внес М.А. Барг, а по отдельным проблемам некоторые современные исследователи, такие как Н.С. Креленко, А.А. Паламарчук, А.Б. Соколов . В целом же освоение темы представлено главами в учебниках по историографии средних веков и нового времени . В западной исторической литературе изучение данной проблематики связано, в первую очередь, с представителями Кембриджской школы интеллектуальной истории, теоретические основания которой были заложены трудами Г. Баттерфилда и его знаменитым сочинением «Англичанин и его история» . Дж. Покок и близкие к этому направлению Дж. Робертсон, Р. Свит и другие британские и американские историки много сделали для освоения истории британского историописания эпохи Просвещения . Их труды составили историографическую основу данного диссертационного исследования. Специальное внимание уделено степени изученности темы Юм как историк .
Особый аспект актуальности диссертационного исследования определяется анализом эпохи Просвещения как «незавершенного проекта модерна» в соответствии с тезисом, выдвинутым на рубеже 1970-х - 1980-х годов немецким философом Ю. Хабермасом . В связи с подобной интерпретацией эпохи Просвещения ключевым вопросом современной историографии является следующий: что было «плохо» понято, а что и совсем пропущено в проекте эпохи Просвещения. В центре внимания находятся его «нереализованные возможности» . Следует подчеркнуть еще один аспект актуальности темы. Достижения эпохи Просвещения, которые, как казалось, хорошо изучены, также требуют более пристального внимания. Историзм как ключевое понятие исторической науки формировался в эпоху Просвещения. Чаще всего о нем говорят и пишут как о чем-то самоочевидном. В то же время объяснение, чем же отличаются историописатели ХУ1-ХУ11 веков П. Вергилий и У. Кемден от историков XIX века У. Стаббса и Дж. Э. Актона, либо отсутствует, либо остается непроясненным. Это тем более важно на фоне постоянных заявлений о кризисе историзма во второй половине ХХ века . В данном контексте ключевое значение имеет труд Ф. Майнеке «Возникновение историзма» , который понимал историзм как «применение к исторической жизни новых жизненных принципов...», как одну из величайших духовных революций (сопоставимых с Реформацией) в западноевропейском мышлении . Майнеке сравнивает историзм с «новым органом чувств» , обретенным историком в процессе этой научной революции. В диссертационном исследовании процесс становления историзма как базового принципа исторических исследований - способности «пространственно-временной ориентации в мире истории» - рассматривается на примере развития исторического знания в британской традиции историописания эпохи Просвещения - чрезвычайно богатой и дающей обильную почву для обсуждения этой темы.
Объект исследования - британская традиция историописания и ее характерные черты в период становления историзма в британской историографии эпохи Просвещения.
Предметом исследования - процесс конструирования концепции национального прошлого Британии в эпоху Просвещения в контексте формирования Великобритании как национального государства.
Хронологические рамки исследования определяются
развертыванием «проекта» Просвещения на Британских островах в период с 1660-х гг. до рубежа 1780-х - 1790-х гг. Начальная грань связана с эпохой Реставрации династии Стюартов и возрождением антикварной традиции в британском историописании, а конечная грань определяется кризисом историософии эпохи Просвещения в конце XVIII в.
Территориальные рамки исследования определяются локализацией центров разработки концепции национального прошлого Британии в эпоху Просвещения. Это, прежде всего, университеты Оксфорда, Кембриджа, Эдинбурга, а также такие центры исторического знания как Лондонское общество антикваров, Лондонское валлийское общество, общества любителей древностей в графствах и т.п.
Степень изученности. Историография исследуемой проблематики находится на стыке трех историографических областей, исследующих британское Просвещение, британскую национальную традицию историописания и процесс формирования британской нации.
Историография европейского Просвещения в целом, и британского, в частности, успешно развивается в рамках классической и новой социальной истории. В центре ее внимания проблемы становления гражданского общества и правового государства, развитие институтов социабельности и реформирование государственно-правового аппарата в эпоху Просвещения. В рамках данного направления исторических исследований наибольшую известность получили сочинения Р. Портера, П. Гея, Э. Пагдена и многих других . Это историографическое направление представлено огромным количеством работ, что свидетельствует о плотном историографическом освоении данной темы. В качестве самого недавнего на сегодняшний день обобщающего труда по теме выступает, созданный усилиями лучших европейских специалистов и переведенный на русский язык исторический словарь «Мир Просвещения» . Отечественная историография гораздо скромнее. Данной теме посвятили свои исследования М.П. Айзенштат, Т.Л. Любутина, С.Б. Семенов и некоторые другие .
Вторая историографическая область определяется таким актуальным направлением исторических исследований как история исторической науки. Здесь надо отметить работы общего характера, относящиеся к развитию западной историографии в Новое время в целом, это работы А. Момильяно, Д. Келли, Дж. Ливена и советского историка М. Барга . Обращает на себя внимание попытка недавнего времени осмыслить данную проблематику в рамках издательского проекта ИВИ РАН «Всемирная история» . Если вести речь о британской традиции историописания, то в отечественной историографии до сих пор она не стала предметом комплексного изучения. Хотя значительный вклад в разработку данной проблематики внес М.А. Барг, а по отдельным проблемам некоторые современные исследователи, такие как Н.С. Креленко, А.А. Паламарчук, А.Б. Соколов . В целом же освоение темы представлено главами в учебниках по историографии средних веков и нового времени . В западной исторической литературе изучение данной проблематики связано, в первую очередь, с представителями Кембриджской школы интеллектуальной истории, теоретические основания которой были заложены трудами Г. Баттерфилда и его знаменитым сочинением «Англичанин и его история» . Дж. Покок и близкие к этому направлению Дж. Робертсон, Р. Свит и другие британские и американские историки много сделали для освоения истории британского историописания эпохи Просвещения . Их труды составили историографическую основу данного диссертационного исследования. Специальное внимание уделено степени изученности темы Юм как историк .
«Во все времена - с момента перехода человечества к цивилизации - историческое сознание было структурирующим элементом культуры» . Историческое сознание эпохи Просвещения определялось идеями «прогресса», «свободы» и верой в человеческий разум. Историософия европейского Просвещения стала своеобразным интеллектуальным «проектом» по преобразованию человеческого общества. Основой этой историософии стал рационалистический подход. А ярко выраженной ее особенностью была футурологическая перспектива. В этом общеевропейском интеллектуальном движении Британское Просвещение, как показало наше исследование, имело специфические черты. Его отличал общий скептицизм в отношении человеческой природы. Англичане были склонны думать, что эгоистическую сущность человека невозможно изменить и уповали на развитие его общественных качеств - культуру вежливости и уважительности друг к другу (англ. politeness). Такие британские мыслители как Хатчесон, Юм, Смит стремились реализовать эту идею в разработке основ моральной философии и связывали будущее британского общества с увеличением «богатства народов» посредством развития торговли и денежного дела.
Научная революция XVI-XVII веков, в которой М.А. Барг усматривал интеллектуальные предпосылки «сдвига в историзме» XVIII века , также имела свои принципиальные особенности в Британии. Индуктивный метод Ф. Бэкона, основанный на восхождении от «простого к сложному» противостоял жестко рационалистической концепции Р. Декарта. Именно такой подход сформировал эмпиризм как характерную черту национального историописания. Ее отличали внимание на конкретным историческим памятникам и неприятие отвлеченных метафизических построений в исторических исследованиях. В творческом наследии английских антикваров XVIII века ярче всего представлена эта черта исследовательской культуры нового времени — знание, добытое опытным путем. Их девизом стало изречение: «мы говорим, исходя из фактов, а не из теории». Именно это качество Бэкон фиксирует в «Новом Органоне»: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным...». Еще есть «рационалисты-пауки». А есть «пчелы», что извлекают «материал из садовых и полевых цветов», но располагают и изменяют его «по своему умению». Развитие британской традиции историописания в эпоху Просвещения было отмечено именно такой схваткой «муравья» с «пчелой».
Эти две традиции исторического письма, как убедительно доказал еще пятьдесят лет назад итальянский ученый А. Момильяно, восходят своими истоками к античности. Антикварная критическая традиция с опорой на эмпиризм восходила к Геродоту. Ей противостояла традиция историописания «по Фукидиду» или «неоримский» высокий политико-риторический нарратив. Для антикварной традиции был характерен плотный описательный (англ. thick discription) характер исторического письма, стремление к точности, сосредоточенность на конкретных памятниках национального прошлого. Для «неоримской» — событийный повествовательный рассказ с гражданским поучительным пафосом. Решающей фазой в противоборстве этих традиций стал спор «древних» и «новых» на рубеже XVII—XVIII века. Он обозначил два полярных взгляда на то, что такое история, как писать историческое сочинение и каково ее предназначение. «Древние» победили, в британской литературе наступила «эпоха императора Августа».
На первом этапе Британского Просвещения — 1660—1714 годы —
преобладала мощная антикварная традиция, основания которой были заложены идеями гуманистов и формированием структур буржуазного общества на Британских островах в XVI—XVII веках. В интеллектуальной линии преемственности Кемден-Спелмен-Бреди-Барнет-Хикс-Уоттон-Бентли наметилась тенденция к адекватному осмыслению национального прошлого в его ключевых моментах на новых критических основаниях. Сложившаяся в этот период лексикографическая традиция дала антикварам надежную основу в интерпретации исторических источников по разным в языковом отношении периодам национальной истории - кельтскому, англосаксонскому и англонормандскому. Английские ученые, грамматики и лексикографы добились расшифровки уже мертвого к тому времени древнеанглийского языка. Были созданы грамматика Дж. Хикса и словарь У. Сомнера. Все основные исторические литературные памятники периода англосаксонской Британии - Беда, «Англосаксонские хроники», Гептатий - были выявлены, переведены на английский язык и получили критическое издание. Древнеанглийский язык стал устойчивой учебной дисциплиной в университетах XVIII века, вместо любительского и несистемного его изучения в предшествующий период. Это породило подъем в развитии лексикографии кельтских языков, что особенно ярко представлено достижениями выдающегося валлийского ученого Эд. Ллуйда.
В 1707 году было создано Лондонское общество антикваров, признание которого со стороны короны произошло в 1751 году. За первые полвека существования общества в издательской серии «Vetusta monumenta» вышли в свет 70 томов трудов антикваров. Члены этого общества с гордостью носили почетную приписку к своему имени - аббревиатуру «FSA», что означало «член Лондонского общества антикваров». В 1770-1780-х годах число членов общества достигло рекордной цифры - 400 британских и 45
иностранных членов. Подобные общества возникли в Эдинбурге, позже в Дублине. Известность получило «Почетное общество Кимродорион» или Лондонское валлийское общество, практически в каждом графстве существовали объединения любителей древностей и т.п. В условия наступления «неоримской» исторической традиции антиквары все более сосредотачивались на вещественных памятниках культуры - монеты, гробницы, развалины монастырей. Об этом ярко свидетельствует творческий путь Р. Гофа, президента Лондонского общества антикваров в 1771-1797 годах.
Для Британии эпоха Просвещения стала временем складывания британской нации. С этим процессом было прямо связано конструирование образа национального прошлого. Наше исследование показало, что в формировании общебританского исторического нарратива в первую очередь были заинтересованы шотландцы в ситуации Унии 1707 года. Это обернулось для шотландцев забвением собственной двухтысячелетней истории и сосредоточенностью на истории английского королевства. Обращает на себя внимание факт раскола между Хайлендом и Лоулендом, и тяготения последнего к интеллектуальному компромиссу с английскими писателями этой эпохи. За пределами очерченного таким образом британского мира оказались практически все этнокультурные общности, говорившие на кельтских языках. Вызовом сложившейся ситуации стала литературная мистификация Дж. Макферсона - поэма «Фингал». Как это сейчас понимается в рамках «новой британской истории», речь должна идти о трех этнокультурных общностях с самостоятельным богатым прошлым - это англичане, шотландцы, ирландцы. На сегодняшний день только эти три общности имеют самодостаточные национальные историографические традиции. Ни валлийцы, ни оранжисты, ни оркнейцы не достигли в своих исторических рефлексиях уровня убедительной интерпретации собственного национального прошлого. В этом со всей очевидностью просматривается неадекватности сконструированной в XVIII веке концепции национальной истории Британии - это была только английская история, другие народы Британских островов в ней просто напросто отсутствовали.
В отношении доримской Британии в эпоху зрелого Просвещения возобладала друидическая концепция, разработанная Дж. Обри и У. Стьюкли. Открытие и описание ими мегалитических сооружений Стоунхендж и Уэйвбери, идея Стьюкли о «естественной религии» друидов легли в основу романтизации кельтов, друидов и доримской истории Британских островов в целом. Древние кельты, как и древние греки, и римляне, начали восприниматься как олицетворение чистоты и доблести. Во второй половине XVIII века наступило «кельтское возрождение» - мир литературы погружал читателя в «золотой век» первобытного человечества, который противопоставлялся современному коммерциализированному и утилитарному обществу. Кельты также противопоставлялись «диким германцам», погубившим великую древнюю цивилизацию.
Научная революция XVI-XVII веков, в которой М.А. Барг усматривал интеллектуальные предпосылки «сдвига в историзме» XVIII века , также имела свои принципиальные особенности в Британии. Индуктивный метод Ф. Бэкона, основанный на восхождении от «простого к сложному» противостоял жестко рационалистической концепции Р. Декарта. Именно такой подход сформировал эмпиризм как характерную черту национального историописания. Ее отличали внимание на конкретным историческим памятникам и неприятие отвлеченных метафизических построений в исторических исследованиях. В творческом наследии английских антикваров XVIII века ярче всего представлена эта черта исследовательской культуры нового времени — знание, добытое опытным путем. Их девизом стало изречение: «мы говорим, исходя из фактов, а не из теории». Именно это качество Бэкон фиксирует в «Новом Органоне»: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным...». Еще есть «рационалисты-пауки». А есть «пчелы», что извлекают «материал из садовых и полевых цветов», но располагают и изменяют его «по своему умению». Развитие британской традиции историописания в эпоху Просвещения было отмечено именно такой схваткой «муравья» с «пчелой».
Эти две традиции исторического письма, как убедительно доказал еще пятьдесят лет назад итальянский ученый А. Момильяно, восходят своими истоками к античности. Антикварная критическая традиция с опорой на эмпиризм восходила к Геродоту. Ей противостояла традиция историописания «по Фукидиду» или «неоримский» высокий политико-риторический нарратив. Для антикварной традиции был характерен плотный описательный (англ. thick discription) характер исторического письма, стремление к точности, сосредоточенность на конкретных памятниках национального прошлого. Для «неоримской» — событийный повествовательный рассказ с гражданским поучительным пафосом. Решающей фазой в противоборстве этих традиций стал спор «древних» и «новых» на рубеже XVII—XVIII века. Он обозначил два полярных взгляда на то, что такое история, как писать историческое сочинение и каково ее предназначение. «Древние» победили, в британской литературе наступила «эпоха императора Августа».
На первом этапе Британского Просвещения — 1660—1714 годы —
преобладала мощная антикварная традиция, основания которой были заложены идеями гуманистов и формированием структур буржуазного общества на Британских островах в XVI—XVII веках. В интеллектуальной линии преемственности Кемден-Спелмен-Бреди-Барнет-Хикс-Уоттон-Бентли наметилась тенденция к адекватному осмыслению национального прошлого в его ключевых моментах на новых критических основаниях. Сложившаяся в этот период лексикографическая традиция дала антикварам надежную основу в интерпретации исторических источников по разным в языковом отношении периодам национальной истории - кельтскому, англосаксонскому и англонормандскому. Английские ученые, грамматики и лексикографы добились расшифровки уже мертвого к тому времени древнеанглийского языка. Были созданы грамматика Дж. Хикса и словарь У. Сомнера. Все основные исторические литературные памятники периода англосаксонской Британии - Беда, «Англосаксонские хроники», Гептатий - были выявлены, переведены на английский язык и получили критическое издание. Древнеанглийский язык стал устойчивой учебной дисциплиной в университетах XVIII века, вместо любительского и несистемного его изучения в предшествующий период. Это породило подъем в развитии лексикографии кельтских языков, что особенно ярко представлено достижениями выдающегося валлийского ученого Эд. Ллуйда.
В 1707 году было создано Лондонское общество антикваров, признание которого со стороны короны произошло в 1751 году. За первые полвека существования общества в издательской серии «Vetusta monumenta» вышли в свет 70 томов трудов антикваров. Члены этого общества с гордостью носили почетную приписку к своему имени - аббревиатуру «FSA», что означало «член Лондонского общества антикваров». В 1770-1780-х годах число членов общества достигло рекордной цифры - 400 британских и 45
иностранных членов. Подобные общества возникли в Эдинбурге, позже в Дублине. Известность получило «Почетное общество Кимродорион» или Лондонское валлийское общество, практически в каждом графстве существовали объединения любителей древностей и т.п. В условия наступления «неоримской» исторической традиции антиквары все более сосредотачивались на вещественных памятниках культуры - монеты, гробницы, развалины монастырей. Об этом ярко свидетельствует творческий путь Р. Гофа, президента Лондонского общества антикваров в 1771-1797 годах.
Для Британии эпоха Просвещения стала временем складывания британской нации. С этим процессом было прямо связано конструирование образа национального прошлого. Наше исследование показало, что в формировании общебританского исторического нарратива в первую очередь были заинтересованы шотландцы в ситуации Унии 1707 года. Это обернулось для шотландцев забвением собственной двухтысячелетней истории и сосредоточенностью на истории английского королевства. Обращает на себя внимание факт раскола между Хайлендом и Лоулендом, и тяготения последнего к интеллектуальному компромиссу с английскими писателями этой эпохи. За пределами очерченного таким образом британского мира оказались практически все этнокультурные общности, говорившие на кельтских языках. Вызовом сложившейся ситуации стала литературная мистификация Дж. Макферсона - поэма «Фингал». Как это сейчас понимается в рамках «новой британской истории», речь должна идти о трех этнокультурных общностях с самостоятельным богатым прошлым - это англичане, шотландцы, ирландцы. На сегодняшний день только эти три общности имеют самодостаточные национальные историографические традиции. Ни валлийцы, ни оранжисты, ни оркнейцы не достигли в своих исторических рефлексиях уровня убедительной интерпретации собственного национального прошлого. В этом со всей очевидностью просматривается неадекватности сконструированной в XVIII веке концепции национальной истории Британии - это была только английская история, другие народы Британских островов в ней просто напросто отсутствовали.
В отношении доримской Британии в эпоху зрелого Просвещения возобладала друидическая концепция, разработанная Дж. Обри и У. Стьюкли. Открытие и описание ими мегалитических сооружений Стоунхендж и Уэйвбери, идея Стьюкли о «естественной религии» друидов легли в основу романтизации кельтов, друидов и доримской истории Британских островов в целом. Древние кельты, как и древние греки, и римляне, начали восприниматься как олицетворение чистоты и доблести. Во второй половине XVIII века наступило «кельтское возрождение» - мир литературы погружал читателя в «золотой век» первобытного человечества, который противопоставлялся современному коммерциализированному и утилитарному обществу. Кельты также противопоставлялись «диким германцам», погубившим великую древнюю цивилизацию.
Подобные работы
- НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
В БРИТАНСКОЙ ТРАДИЦИИ ИСТОРИОПИСАНИЯ
ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2015 - С. Джонсон и конструирование британской национальной идентичности в XVIII в
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - С. ДЖОНСОН И КОНСТРУИРОВАНИЕ БРИТАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В XVIII В
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - БРИТАНСКИЙ ИСТОРИК А.ДЖ.П. ТЕЙЛОР:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИОГРАФИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2019



