ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДАЧ И УДАРОВ ПО ВОРОТАМ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 7
1.1 Изучение влияния специализированных тренировочных нагрузок
на точность ударов в футболе 7
1.2 Особенности развития координационных способностей юных
футболистов в ходе технической подготовки 11
1.3 Основы технической подготовки и основные средства развития тактического мышления юных футболистов 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1 Организация исследования 22
2.2 Методы исследования 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1 Особенности методики обучения технике передач и ударов по
воротам юных футболистов 10-11 лет 26
3.2 Изучение уровня физического развития и физической
подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп.. 29
3.3 Результаты точности передач и ударов по воротам юных
футболистов 10-11 лет в ходе педагогического эксперимента 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность исследования. Главная задача юношеского спорта готовить мастеров футболистов с такой технической подготовкой, которая позволила бы тренерам направлять свою работу на решение тактических задач, на воспитание морально -волевых качеств и хорошей физической подготовки воспитанников. Характер техники точностных движений определяется специфической организацией, где первичные условия выполнения двигательного действия позволяют выполнять его более точно. Спортивная игра редко предполагает повторение условий игры, тем более, что игровые действия определяют возникновение условий, способствующих выполнению технико-тактических приемов в условиях быстрого реагирования в игровой ситуации. Содержание учебно - тренировочных занятий определяется развитием целевой точности движений, технике передач и ударов по воротам юных футболистов в ходе тренировок. Развитие оперативного мышления происходит в учебно - тренировочном процессе при выполнении специальных или общеподготовительных упражнений, так же можно использовать на практике соревновательные и подводящие упражнения с целью развития целевой точности в футболе. Используя различный характер тренировочных нагрузок и специализированные упражнения на точность ударов, и их отработка в ходе неоднократных тренировок дадут положительный результат, который позволит в дальнейшей работе тренера спрогнозировать изменения технической подготовки спортсменов.
Как отмечает в своих работах Губа В.П.: «методика развития целевой точности ударов в спортивных играх часто основана на использовании различных типов мишеней, представляющих собой конкретную ограниченную зону для поражения при многократных повторениях разучиваемого технического приема и обладающих срочной информацией о качестве выполнения двигательного действия. Для развития целевой точности движений в различных условиях игровой деятельности (ограничения во времени, в пространстве и т.д.) специалистами разрабатываются и экспериментально обосновываются тренажерные устройства и приспособления» [3].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов 10-11 лет
Предмет исследования: методика обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет в ходе учебно -тренировочного процесса
Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствуя процесс обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов, улучшиться техническая подготовка и увеличится точность ударов по воротам во время игр и соревнований юных футболистов 10-11лет.
Цель исследования: совершенствовать процесс обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет.
2. Совершенствовать методику обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет в ходе учебно-тренировочного процесса.
3. Оценить влияние разработанной методики на техническую подготовку юных футболистов и изучить точность ударов по воротам юных футболистов в ходе соревнований.
Новизна работы: разработанная методика обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет повысила технические умения игроков, вырос результат выступлений экспериментальной группы юных футболистов на соревнованиях за счёт более точных ударов по воротам в ходе игры.
Практическая значимость заключается в том, что совершенствуя процесс обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет, повышается техническое мастерство игроков во время соревнований. В практической деятельности можно применять результаты внедрения данной методики обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет в других спортивных школах по футболу или секциях по футболу в школе.
В заключение исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Методика обучения технике передач и ударов по воротам юных футболистов 10-11 лет повысила технические умения игроков, вырос результат выступлений экспериментальной группы юных футболистов на соревнованиях. Нами была разработана методика, основанная на сочетании контрастных и близких заданий, требующих целевой точности движений в изменяющихся условиях. Смысл применения контрастных заданий состоит в том, что выполнение одного и того же по внешним признакам, точностного двигательного действия в различающихся пространственных условиях, способствует дифференцированному восприятию этих условий. Положительный эффект достигается при постепенном переходе от контрастных заданий к игровым.
2. Одна из главных задач на начальном этапе тренировки - это развитие координационных способностей за счет увеличения объема упражнений, расширяющих двигательный потенциал занимающихся. В качестве средств рекомендуется использовать упражнения, включающие различные ускорения, требующие быстрой смены скорости и направления движений, высокой координационной согласованности, смены характера двигательной деятельности. Правильный выбор характера тренировочной нагрузки, в зависимости от возраста юного футболиста, а также от периода подготовки, позволяет не только улучшить физические данные игроков, но и добиться высокого командного результата. Чем разнообразнее упражнения в рамках одного метода, тем эффективнее их воздействие на организм, независимо от возраста и уровня подготовленности футболистов. К упражнениям высокой координационной сложности, относились те, которые выполнялись с большим количеством сложных перемещений в пространстве, с сопротивлением, с большой или максимальной интенсивностью нагрузки и со средним или большим количеством участвующих спортсменов. Условия их выполнения были приближены к игровым. Степень координационной сложности внезапными изменениями обстановки, требующими организации движений в соответствии с целесообразностью проявления определенных двигательных навыков - и особенно специальной ловкости, обеспечивают эффективность реализации технико -тактического потенциала спортсмена.
3. На основании результатов педагогического эксперимента по контрольным тестам, заметна положительная динамика юношей экспериментальной группы в упражнениях с неподвижным мячом из стандартных положений при ударах, так и в упражнениях с катящимся мячом из разных положений. Целенаправленный учебно -тренировочный процесс на отработку технических приёмов, используя игры, разного содержания и характера ведут к формированию результативных передач и точных ударов по воротам.
1. Бишопс, К. Единоборство в футболе [Электронный ресурс] / К. Бишопс, Х.-. Герард. - Электрон. дан. - Москва, 2008. - 168 с.
2. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: , 2004. - 244 с.
3. Губа, В.П. Теория и методика футбола: учебник [Электронный ресурс] : учеб. / В.П. Губа, А.В. Лексаков. - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2013. - 536 с.
4. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2015. - 178 с.
5. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
6. Загайнов, Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Электронный ресурс] : монография - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2010. - 232 с.
7. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: научно -метод. пособие [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А.П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский. - Электрон. дан. - Москва: Физическая культура, 2007. - 160 с.
8. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие - Электрон. дан. - Томск: ТГУ, 2013. - 192 с.
9. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт [Электронный ресурс] / Б. Кафка, О. Йеневайн. - Электрон. дан. - Москва: 2016. - 176 с.
10. Круглыхин, В.А. Программа дополнительного образования по физической культуре для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций на основе футбола [Электронный ресурс] / В.А. Круглыхин, Е.В. Разова. - Электрон. дан. - Москва : Советский спорт, 2015. - 186 с.
11. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера (11-12 лет) [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2008. - 208 с.
12. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера (13-15 лет) [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2008. - 312 с.
13. Лебедева, Е.Г. Подвижные игры с мячом в игровых видах спорта: учебное пособие / Е.Г. Лебедева, А.А. Рассказова, М.Г. Куликова. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 86 с.
14. Майер, Р. Силовые тренировки в футболе [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2016. - 128 с.
15. Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта [Электронный ресурс] : справ. / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель. - Электрон. дан. - Москва : Советский спорт, 2009. - 272 с.
16. Мясникова, Т.И. История и основы методологии научных исследований в спорте: учеб. пособие - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 243 с.
17. Пономарев, В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина. - Красноярск: СибГТУ, 2013. - 160с.
18. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско -юношеском спорте: учеб. пособие / З.С. Варфоломеева [и др.]. - Москва: ФЛИНТА, 2012. - 153 с.
19. Семенов, Л.А. Введение в научно -исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб. пособие - Электрон. дан. - Москва : Советский спорт, 2011. - 200 с.
20. Семенова, Г.И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: учеб. пособие [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Екатеринбург : УрФУ, 2015. - 104 с.
21. Теория и методика футбола [Электронный ресурс] : учеб. - Электрон. дан. - Москва: 2015. - 568 с.
22. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2014. - 23с.
23. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник [Электронный ресурс]: учеб. - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2010. - 392 с.
24. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - Электрон. дан. - Москва: , 2016. - 352 с.
25. Футбол: Программа для футбольных академий, детско -юношеских спортивных школ, специализированных детско -юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Москва: 2015. - 208 с.
26. Шапошникова, В.И. Научное обоснование современной системы отбора и подготовки спортсменов в олимпийском спорте (на примере футбола и хоккея) монография / В.И. Шапошникова, М.А. Рубин, Л.В. Михно. - Москва: Советский спорт, 2013. - 68 с.
27. Шиндина, И.В. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И.В. Шиндина, Е.А. Шуняева. - Электрон. дан. - Саранск : МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2015. - 203с.
28. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта : курс
лекций: учеб. пособие [Электронный ресурс] - Электрон. дан. -
Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 244 с.