Введение с.2
Глава 1. Творчество Ивана Леонидова в период кон.1920-х - нач. 1930-х гг.
с.12
§ 1. Архитектурные поиски и открытия в годы учебы во ВХУТЕМАСе- ВХУТЕИНе с.12
§ 2. Игарка как итог творческой деятельности 1920-х - нач. 1930-х гг с.41
Глава 2. Творчество Ивана Леонидова 1930-х гг с. 69
§ 1. Архитектурные проекты в период работы в государственных
учреждениях
с. 69
§ 2. Парковая лестница санатория Наркомата тяжелой промышленности им.
С. Орджоникидзе в Кисловодске - веха в творческих достижениях архитектора
с.91
Глава 3. Творчество Ивана Леонидова 1940-х - 1950-х гг
с.105
§ 1. Деятельность архитектора как солдата Великой отечественной войны, как сотрудника Академии Архитектуры СССР, как «свободного художника»
с.105
§ 2. Город Солнца - «сверхпроект» творческой жизни архитектора с.125
Заключение с. 149
Список литературы с. 155
Актуальность темы исследования. В современных условиях активных поисков новых парадигм культуры особое место принадлежит архитектуре. История культуры свидетельствует, что являясь ярчайшим воплощением духа времени, его идей и идеалов, выступая средством коммуникации, а также отражая уровень технико -технологических достижений, архитектура несет в себе всю их сложность и, в то же время, прокладывает пути становления новой картины мира. В этих процессах ХХ века оказываются значимыми не только «воля властных структур», отдельные стилевые течения, программы творческих группировок, постройка знаковых сооружений. В большой степени движение архитектурных процессов ХХ века определялось цельностью и яркостью «художественной воли» архитектора. Среди ключевых фигур, открывающих пути развития архитектуры XX - XXI вв., бесспорно, значительное место принадлежит Ивану Ильичу Леонидову (1902-1959). Эвристический потенциал, заложенный в его проектах, оказывается востребован для решения многих сегодня проблем. Таковы проблемы «органического роста» урбанистических агломераций, соотношения процессов глобализации и предъявления национальной идентичности, колористики города; проблема организации внутреннего пространства высотных сооружений и их нестандартных объемно-пластических решений, использование в архитектуре криволинейных форм, возможности эстетизации инженерных конструкций, использование пневматических конструкций, проблема языка архитектурной графики, творческого мышления архитектора и т.д. Футуристическая и профетическая ценность леонидовских проектов уже не ставятся под сомнение и дают основания находить более глубокие параллели между архитектурным пространством в творчестве Леонидова и современными концепциями пространства, между леонидовским городом Будущего и реальными процессами в современной урбанистике. Таким образом актуальность исследования творчества Леонидова определяется современной архитектурной практикой и теорией. Изучение наследия Леонидова актуально и в контексте истории архитектуры. Оно помогает понять истоки многих течений в мировой архитектуре ХХ - нач. XXI вв., в том числе в архитектуре модернизма и постмодернизма; осознать сложность процессов развития конструктивизма как одного из лидирующих направлений первой половины XX в., уточняет место советской архитектурной мысли в истории мирового архитектурного формообразования. Наконец, актуальность диктуется и социокультурной ситуацией современной России. Многие исследователи (В.Глазычев, А.Глинская, Д.Замятин, Ч.Лэндри и др.) справедливо отмечают, что сегодня рекультивация и музеефикация способны решить судьбу целых городов. Такова судьба Игарки. Спланированная в 1931 г. по проекту Леонидова, воспринимаемая в контексте культуры того времени как лесопромышленный центр Приенисейской Сибири, Игарка сегодня фактически изжила эту функцию. Город оказался под угрозой ликвидации. Однако открытые исследователями страницы истории позволили утвердить его мировую ценность в качестве уникального «первого советского города за Полярным кругом», построенного в условиях вечной мерзлоты и сохранившего памятники архитектуры нач. 1930-х гг.
Степень научной разработанности проблемы. История и теория советского архитектурного авангарда, история и теория конструктивизма, к которому принадлежит творчество Леонидова, особенности развития архитектуры периода социалистического реализ ма имеют обширную историографию. Изучению этих вопросов посвятили свои труды многие отечественные исследователи (И.Азизян, М.Астафьева-Длугач, И.Бартенев, И.Бондаренко, В.Глазычев, Б.Гройс, Е.Деготь, И.Добрицына, А.Иконников, И.Казусь, В.Кириллов, Е.Ковтун, И.Коккинаки, М.Меерович, А.Наков,
B. Паперный, Г.Ревзин, А. Рябушин, А.Стригалев, В.Хазанова, В.Хайт,
C. Хан-Магомедов, Д.Хмельницкий, М.Чегодаева, Д.Швидковский,
Ю.Яралов, З.Яргина и др.) и зарубежные ученые (ДжБродбент, Дж.Боулт, Р.Бэнем, А.Коп, Ж.-Л.Коэн, К.Кук, Н.Мислер, С.Старр, М. Тафури, К.Фремптон, Д. Хадсон и др.) Это облегчает введение творчества Ивана Леонидова в историко-архитектурный контекст. Не менее обширная историография связана с именем самого Ивана Леонидова. Она берет начало еще в 1920-е гг., когда в журнале «Современная архитектура» были опубликованы его первые проекты. Сегодня отчетливо выделяются основные этапы исследования его творчества.
1920-е-1930-е гг. - время напряженных споров вокруг творчества молодого архитектора: его работы получают восторженные отклики и жестко осуждаются различными представителями архитектурной критики; резкие выступления в печати с обвинениями в «формализме», «схематизме», «фантазерстве», «оторванности от реальности» формируют негативное общественное мнение вокруг фигуры Леонидова в начале 1930-х гг. и достигают апогея в «кампании по борьбе с леонидовщиной», которая представляет И.Леонидова «вредителем» советского государства. В дискуссиях о творчестве Леонидова высказывали свое мнение К.Алабян, Д.Аранович, А.Бунин, Б.Вендеров, А.Веснин, И.Воблый, М.Гинзбург, С.Горский, Н.Докучаев, Л.Залесская, С.Зверинцев, А.Карра, М.Круглова, Г.Крутиков, И.Кузьмин, Н.Ладовский, Л.Лисицкий, М.Макотинский, А.Мордвинов, В.Симбирцев, Р.Хигер, А.Чегодаев, В.Щербаков, А.Щусев, Ф.Яловкин.
1940-е-1950-е гг. - период «замалчивания» творчества Леонидова со стороны архитектурной критики. В февральском номере журнала «Архитектура СССР» за 1941 г. выходит последняя прижизненная публикация с упоминанием его имени, в связи с реконструкцией здания и оформлением интерьеров Дома пионеров в Калинине, написанная М.Ильиным.
В 1960-е-1980-е гг. появляются эпизодические публикации, свидетельствующие о возрождении интереса к творчеству Леонидова . Внимание к его проектам проявляют, как отечественные (П.Александров, М.Астафьева-Длугач, К.Афанасьев, Ю.Волчок, А.Гозак, А.Журавлев, Ю.Ильин-Адаев, Л.Кириллова, И.Коккинаки, А.Леонидов, В.Хазанова, С.Хан-Магомедов), так и зарубежные (К.Бейлис, К.Бертон, П.Кенетц, Б.Крис, Р.Коолхаас, А.Коп, К.Кук, Н.Ламперт, А.Латур, К.Лоддер, С.Нэш, Г.Оортис, М.Пальмбум, Р.Стиц, С.Фицпатрик, Г.Шварц, Б.Шнейдер) ученые и архитекторы.
Творчество Ивана Леонидова представляет собой важную страницу истории архитектуры ХХ в. Без него трудно осознать сложность процессов развития многих архитектурных течений ХХ - нач. XXI вв., в том числе модернизма и постмодернизма. Вот почему его наследие сегодня является объектом пристального анализа и отечественных, и зарубежных ученых.
Большой объем и многообразие материалов, оставленных Леонидовым, требуют исследовательских усилий различных научных сообществ. В диссертационной работе освещаются лишь некоторые, - ключевые, на наш взгляд, для современного «леонидоведения», - проблемы, без решения которых, думается, понимание/ описание/ осмысление архитектурно - художественного творчества Леонидова как целостности не представляется возможным. До сих пор из исследования в исследование переходит взгляд на творчество Леонидова как на ряд безусловно талантливых, даже «гениально прозорливых», но крайне противоречивых черт, свойств, характеристик. Отсюда широко бытующее представление о странностях, прожектерстве, «заумном» языке, композиционном субъективизме и т.п. его проектов. Традиционно считается наиболее ярким и плодотворным периодом в творчестве И.И. Леонидова рубеж 1920х-1930х гг., и, действительно, это был период радикальных суждений, «революционной» графики, эпатирующих архитектурных идей. Однако феномен «космической архитектуры» Ивана Леонидова не сводился только к проектной деятельности мастера и его архитектурной графике. Не прошло еще достаточно времени, чтобы развернулись многогранность и полнота «многозначий» леонидовских интонаций, чтобы «космизм» как особое мировидение и мироотношение архитектора раскрылся в богатстве форм и смысловых оттенков, потенциально наполняющих подобный способ со -общения с миром. Поэтому феномен «космической архитектуры» Леонидова на этапе с 1927 по 1931 годы можно рассматривать как «конструктивистскую» стадию проявления «космизма» в архитектуре мастера.
Как показывает собранный и проанализированный материал, умонастроения Леонидова принципиально были ориентированы на «космичность жизни», «фрактальность» мироздания и человека; можно сказать, что его творческая природа изначально несла в себе своеобразные черты так называемого «храмового сознания». В этом случае «странности», отмечаемые исследователями, оказываются чертами некой единой стройной системы, составляющей архитектурно-художественную реальность Леонидова. Эта реальность не является застывшей, раз и навсегда данной, она прорастает «как бутон из семени», мощно раскрывается под лучами замысла Города Солнца, «сворачивается» под влиянием неблагоприятных историко-социальных факторов и остается в истории мирового искусства как сокровищница художественных идей. Она имеет определенные этапы становления, которые можно описать в виде движения от «конструктивистской» к «натурфилософской» окрашенности состояния космичности восприятия жизни мастером и далее к «космичности» архитектурного философствования как особого переживания архитектором мира в качестве Миро-здания.
В диссертации показана активная социальная позиция Леонидова, его профессиональная «полноценность», о которой свидетельствуют как подробные разработки архитектурных объектов вплоть до строительных чертежей, особое внимание к инженерно -конструктивной составляющей проекта, эксперименты с пневматическими конструкциями, авторский надзор за воплощаемыми архитектурными предложениями, так и философские обоснования, социальные аргументы, поясняющие тот или иной способ организации среды обитания, которые реализуют его систему эстетико - нравственных ценностей, выстраивающих Жизнь Человека. Введенные в научный оборот архивные материалы позволяют взглянуть на Леонидова как на архитектора, опровергающего своими поступками, словами, работами навешиваемые на него ярлыки «мечтателя», проектирующего лишь «на бумаге».
В 1920-е - нач. 1930-х гг. мир Леонидова только заявил о себе, но сразу ярко, сильно, постепенно разворачиваясь все более и более глубоко. В этот период Леонидов находит главную тему творчества - «тему города»; он обнаруживает индивидуальную, «космическую», интонацию, которая окрашивает большинство его архитектурно -художественных идей (планировочные, конструктивные, объемно -пространственные, декоративные решения, выбор строительных материалов, способ графической подачи проектов и т.п.). Космизм как особое мировдение архитектора раскрылся здесь в ярких, но простейших, «на поверхности лежащих», образах, архитектурно -художественных формах, смыслах. Образы
техники/промышленности, устремленные к покорению «пространства и времени», стали для Леонидова, как и многих его современников, источником обновления языка архитектуры. Потенциальная глубина, заложенная в способах со -общения архитектора с Миром, раскроется в его творчестве позднее.
Важной в этом отношении является работа Леонидова над архитектурно - градостроительным обликом Игарки, вобравшим в себя многие авторские новации. В экстремальных условиях Севера зарождался уникальный культурный центр с мощным потенциалом к развитию. Магнитогорск и Игарка в концепции Леонидова - города, «построенные на базе высшей социалистической техники» и понимания культуры как главного фактора, способного реально преобразовать/ перестроить жизнь общества и человека. Объекты духовной культуры, своеобразной «культурной полосы», в его градостроительном подходе становятся «основным моментом композиции».
1. Адамов О.И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора. Мастера Русского Авангарда: А.А. Веснин, И.А. Голосов, И.И. Леонидов, К.С. Мельников, В.Е. Татлин: дисс. канд. архитектуры. - М., 2000. - 210с.
2. Алексеев Е.П. Художественная жизнь и развитие изобразительного искусства Урала 1920-х годов: автореферат дисс. канд. искусствоведения. - М., 2001. - 28с.
3. Васинкевич О.А. Чешский архитектурный авангард периода первой республики в контексте европейской культуры 1920-1930-х годов: автореф. дисс. канд. культурологии. - СПб., 2006. - 23 с.
4. Волегова А.А. Семиотические аспекты космогонии и космологии в памятниках архитектуры и градостроительства: автореферат дисс. канд. архитектуры. - Екатеринбург, 2007. - 22с.
5. Данилова Э.В. Развитие формообразующих идей кубизма и футуризма в архитектуре деконструктивизма: дисс. канд. архитектуры. - М., 2001. - 170с.
6. Деменова В.В. Буддийская металлическая пластика как пространство
Великой Пустоты: автореферат дисс. канд. искусствоведения. -
Екатеринбург, 2008. - 27с.
7. Ди Руокко Аделе. Буддийские реминисценции в русском изобразительном искусстве первого тридцатилетия ХХ века. Н. Рерих, «Амаравелла», Н. Кульбин, Н. Матюшин, Е. Гуро: автореф. дисс. канд. искусствоведения. - М., 2005. - 25с.
8. Костюк М.А. Стилевая проблематика творчества архитектора Б.М. Иофана: дисс. канд. искусствоведения. - М., 2004. - 264 с.
9. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре: дисс. д-ра архитектуры. - М., 1987.
10. Овечкина И.С. Космизм и русское искусство первой трети ХХ века: автореф. дисс. канд. культурологии. - Краснодар, 1999. - 22 с.
11. Соколкова Е.М. Категории "порядок" и "хаос" в развитии профессионального мышления архитектора: дис. канд. архитектуры. - Екатеринбург, 2006. - 264 с.
12. Фирсова А.В. Творческое наследие И. В. Жолтовского в отечественной архитектуре XX века : дисс. канд. искусствоведения. - М., 2004. - 278 с.
Книги и статьи
13. Адаскина Н.Л. 30-е годы: контрасты и парадоксы советской
художственной культуры// Советское искусствознание. Вып. 25: Искусство ХХ века. - М.: Советский художник, 1989. - СС. 5-38.
14. Азизян И.А. Тема единства в супрематической теории Малевича// Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3. Желаемое и действительное. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - с. 246-250.
15. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука- Классика, 2007.- 464 с.
16. Александров А. Игарка, полярный порт// СССР на стройке, 1932, №11.
- СС.24-34.
17. Александров П.А. И.И. Леонидов - архитектор-новатор// Архитектура СССР, 1968, №1. - СС. 31-42.
18. Александров П.А., Хан-Магомедов С.О. Архитектор Иван Леонидов.
- М.: Стройиздат, 1971. - 127 с.
19. Амаравелла. Каталог произведений группы «Амаравелла» из коллекции Ю.В. Линника (живопись, графика). - Петрозаводск: Карелия, 1989. - 64 с.
20. Андрей Константинович Буров: Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников/ Сост., вступит. Ст. и примеч. Р.Г. Буровой, О.И. Ржехиной. - М.: Искусство, 1980. - 297с.
21. Аранович Д. Выставка современной архитектуры [Москва, 1927] //Строительная промышленность, 1927, №6-7. - с.453.
22. Арманд В., Галактионов А. Проект планировки курорта Кисловодска// Архитектура СССР, 1936, №12. - СС. 29-33.
23. Архитектура СССР. 1917-1987/ Ю.Бочаров, Н. Гуляницкий, М. Астафьева-Длугач. Ю.Волчок, А. Журавлев, А. Рябушин, Л. Игнатьева.
- М.: Стройиздат, 1987. - 552 с.
24. Архитектурная бионика/ Ю.С. Лебедев, В.И. Рабинович, Е.Д. Положай и др.; Под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с.
25. Архитектурное творчество Микельанджело/ Сб. ст. под ред.... - М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. - 228 с.
26. Астафьева-Длугач М. И. Проблема нового города к концепции расселения. - В сб.: Проблемы формирования городской среды: (Архитектура РСФСР). М., 1982, с. 100-114.
27. Астафьева-Длугач М. И. Развитие городов в 30-60 гг./ В кн.: Архитектура Советской России. - М.: Стройиздат, 1975, с. 17-32.
28. Астафьева-Длугач М. И., Сперанская В.С. Сергей Сперанский. - Л.: Стройиздат, 1989. - 208 с.
29. Афанасьев К. Н. А.В.Щусев. - М.: Строиздат, 1978. - 192 с.
30. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь, 2011. - 320 с.
31. Барашков Ю.А. Ностальгия по деревянному городу. Архитектура, традиции, быт Архангельска накануне и после 1917 года. Формы и функции городского дома. - М.: Редакционно -издательская фирма «Крипто-Логос», 1992.
32. Бархин М. Г. Архитектура и город: Проблеми развития советского зодчества. - М.: Наука, 1979. - 224 с.
33. Бархин М. Г. Город 1945 -1970. Практика, проекты, теория. - М.: Стройиздат, 1974. - 208 с.
34. Бархина А.Г. Г.Б. Бархин. - М.: Стройиздат, 1981.
35. Барчугова Е.В., Рочегова Н.А. Композиционная подготовка студента- архитектора. Компьютерное моделирование// Архитектура и строительство Москвы, 2002, №2-3. - СС. 54-62.
36. Белоусов Б. Н., Смирнова О.В. В.Н.Семенов. - М., Стройиздат, 1980. - 144 с.
37. Бердяев Н.А. Дух и реальность. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2003. - 679 с.
38. Боброва С.Л. Идеи космизма в русской культуре первой половины XX века// Художественные модели мироздания. В 2-х тт. Т.2. - М.: Наука, 1999. - С.43-54.
39. Болдырев А.К. Кристаллография. - Л. : Кубуч, 1930. - 331 с.
40. Бондаренко И.А. Сила образа в архитектурной традиции// Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3. Желаемое и действительное. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - с. 14-18.
41. Борисов А.А. Великий Северный путь// Известия, 1928, 9 марта.
42. Борисов А.А. Великий Северный путь// Известия, 1928,17 марта.
43. Борисов А.А. Великий Северный путь// Известия, 1928, 28 марта.
44. Борисов А.А. Железнодорожное строительство на Севере Союза//
Известия, 1929, 3 февраля.
45. Борисов А.А. Железнодорожное строительство на Севере Союза//
Известия, 1929, 5 февраля.
46. Борисов А.А. Железнодорожное строительство на Севере СССР в связи с освоением лесных массивов// Известия, 1929, 9 апреля.
47. Борисов А.А. Хозяйственные проблемы Севера// Известия, 1929, 15 мая.
48. Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л.: Художник РСФСР, 1983. - 268 с.
49. Борисовский Г.Б. Архитектура, устремленная в будущее. - М.: Знание, 1977. - 128 с.
50. Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного
искусства. - М.: Стройиздат, 1979, т. 2. - 412 с.
51. Быков Н. Вечная мерзлота и строительство Игарки/ В кн.: За индустриализацию Советского Востока. - М.: Издание центрального бюро краеведения, 1934. - СС. 42-79.
52. Быкова Г.Д. Андрей Оль. Л.: Стройиздат, 1976. - 136 с.
53. Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру: эпоха мастеров. - М.: Стройиздат, 1980. - 172 с.
54. Варзар Л.В., Яралов Ю.С. М.А. Минкус. - М.: Стройиздат, 1982. - 136 с.
55. Василий Иванович Баженов. Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы. - М.: Издательский дом «Искусство», 2001. - 304с.
56. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: Издательство Московского университета, 1984.
57. Воблый В.М. Великий Северный Путь// «Советский Север», 1931, №3¬4. - с.240.
58. Воблый И. Аравийская пустыня в Замоскворечье// Строительство Москвы, 1931, №.1-2, с.37-38.
59. Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза искусств// Художественные модели мироздания. В 2-х тт. Т. 1. - М.: НИИ РАХ, 1997. - С.261-276.
60. Вопросы синтеза искусств. Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. - М.: ОГИЗ- ИЗОГИЗ, 1936. - 152 с.
61. Всеобщая история архитектуры: Архитектура СССР. - М.:
Стройиздат, 1975, т. 12, кн. 1. - 756 с.
62. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры ХХ века. - М.: Стройиздат, 1990. - 286 с.
63. Вутке О.А. К проектированию сборных деревянных жилищ//
Современная архитектура, 1929, №6. - СС. 214-216.
64. Геккель Э. Красота форм в природе. - СПб.: Товарищество
«Просвещение», 1903. (См. оригинальный текст и илл. в кн.: Ernst Haeckel. Kunstformen der Natur. - Leipzig und Wien: Verlag des Bibliographishes Instituts, 1899-1904).
65. Герчук Ю.Я. Воображаемая архитектура в живописи и графике// Западноевропейская художественная культура XVIII века. - М. : Наука, 1980. - С. 89-103.
66. Гидион З. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1976. - 567 с.
67. Гинзбург М.Я. Архитектура санатория НКТП в Кисловодске. - М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1940. - 88 с.
68. Гинзбург М. Итоги и перспективы [современной архитектуры 1917-1927 гг]// Современная архитектура, 1927, №4-5. - СС. 112-118.
69. Гинзбург М.Я. Освобожденное творчество (из рубрики: год работы проектных и планировочных мастерских Моссовета)// Архитектура СССР, 1934, № 9. - СС. 15-16.
70. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. - М.: Государственное издательство, 1924. - 156 с.
71. Глазычев В. Глубинная Россия: 2000-2002. - М.: Новое издательство, 2005. - 328с.
72. Гозак А. Иван Леонидов. - М.: Жираф, 2002. - 240 с.
73. Гозак А. Иван Леонидов// Архитектура СССР, 1986, №6. - СС. 85-92.
74. Гозак А. Иван Леонидов - мастер графических композиций// Панорама искусств.10. /Сост. М.Зиновьев. М.: Советский художник, 1987. - С.344¬362.
75. Гозак А.П. Иван Леонидов. Эскизы из архива семьи// Проект Россия, 2002, №1. - с.89-104.
76. Гозак А.П. Наркомтяжпром Леонидова. - М.: С.Э. Гордеев, 2011. - 72 с.
77. Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектура. - М.: Стройиздат, 1973. - 174 с.
78. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории/ Под ред. В.О. Малышенко. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 288с.
79. Гришина И.Е. Образ Дома в крестьянской культуре Карелии: взаимосвязи фольклорной и архитектурной интерпретаций// Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3. Желаемое и действительное. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - с. 19-28.