ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ
ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА
1.2 СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ВИДЫ СТРАТЕГИЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «УВМ-СТАЛЬ»
2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АРМАТУРНОГО МЕТАЛЛОПРОКАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 ОЦЕНКА РЫНОЧНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «УВМ-СТАЛЬ»
2.3 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ МЕТАЛЛОПРОКАТА
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «УВМ-СТАЛЬ»
3.1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ
МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ МЕТАЛЛОПРОКАТА
3.2 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПРОЕКТА
3.3 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ДЛЯ ЕГО СТЕЙКХОЛДЕРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях рыночной конкуренции реализация обоснованной стратегии диверсификации деятельности предприятия позволяет уменьшить риски его функционирования путем распределения их на разные виды и направления деятельности. Учитывая возможную степень неопределенности будущей ситуации на рынках продукции и сырья, изменения спроса и ожиданий потребителей, финансово-экономических условий предпринимательской деятельности, именно реализация стратегии диверсификации может стать условием для получения предприятием стабильной прибыли, сохранения экономического роста и повышения эффективности его деятельности.
Активная реализация стратегий диверсификации предприятий началась в середине ХХ столетия в США. Сегодня широкая диверсификация предприятий характерна для Америки, Западной Европы, Японии, Южной Кореи и др. Следует заметить, что наиболее активно стратегии диверсификации реализуются на предприятиях металлургической отрасли, причем приоритетными ее направлениями становятся машиностроение и инжиниринговые услуги.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в современных условиях постоянного роста конкуренции во всех сферах бизнеса каждая компания непрерывно думает о новых способах организации своей деятельности, которые позволили бы ей занять лидирующее положение на рынке и увеличить свою прибыль и стоимость компании. Первенство в создании инноваций занимают именно многопрофильные компании, так как их финансовое положение более прочное по сравнению со специализированными предприятиями. Осознавая это, однопрофильные предприятия пытаются диверсифицировать свою деятельность, загружая простаивающие мощности и расширяя рынки сбыта. Сложность и недостаточность изученности данного процесса пугает многие предприятия и заставляет их работать в рамках своей специализации, поэтому в данной выпускной квалификационной работе проводится исследование подходов к толкованию процесса диверсификации предприятия.
Степень изученности проблемы в научной литературе достаточно высокая. В последнее время наблюдается тенденция роста важности формирования стратегии диверсификации. Огромный вклад в развитие данной проблемы внесли такие иностранные и отечественные ученые, как Kenneth A., Berry C.H., Yoshinara E., Sakuma A., Itami K., Pitts, Hopkins, Booz, Allen, Hamilton, Ансофф И., Капустина Н. Е., Багудина Е. Г., Гольдштейн Г.Я., Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р., Новицкий Е.Г., Румянцев А. М., Волкова М. И., Абаренков В. П., Абова Т. Е., Аверкин А. Г., Стародубровская И. В., Синельников С. М., Соломонник Т. Г., Янборисова Р. В., Багиев Г. Л., Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И., Рудык Н.Б., Румянцева Е. Е. и другие.
Объектом исследования являются торговые предприятия в сфере металлопроката.
Предметом исследования является организационно - управленческая деятельность по формированию стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката.
Целью исследования является разработка методических подходов и рекомендаций для формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката.
Задачи исследования:
— Проанализировать теоретические аспекты формирования стратегии диверсификации предприятия, определить сущность, типы и виды стратегий диверсификации;
— Провести анализ рыночных возможностей предприятия ООО «УВМ-Сталь», выявить проблемы предприятия и разработать методический подход для формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката;
— Разработать концепцию и основные этапы проекта по созданию собственного промышленного предприятия по производству арматурного металлопроката, на основе разработанного методического подхода формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании методики и разработке своего универсального подхода к стратегии диверсификации, основанного на выборе критического момента старта и выбора наилучшего направления диверсификации деятельности, позволяющий повысить устойчивость предприятия, повысить конкурентоспособность, снизить риски предприятия, снизить зависимость от партнеров-поставщиков и расширить виды деятельности.
Методологический инструментарий, используемый в исследовании, состоит из таких методов, как анализ, синтез, обобщение, системный подход, аналитический, статистический, индукция, дедукция, метод аналогий, сравнения и табличный методы.
В результате оценки эффективности проекта по созданию собственного промышленного предприятия по производству арматурного металлопроката под брендом ООО «УВМ-Сталь» был сделан вывод о целесообразности формирования стратегии диверсификации предприятия и эффективности предложенной методики.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы. Работа изложена на 155 страницах
машинописного текста, содержит 19 таблиц, 20 рисунков и список использованной литературы из 50 наименований.
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута благодаря решению следующих задач:
— Проанализированы теоретические аспекты формирования стратегии
диверсификации предприятия, определены сущность, типы и виды стратегий диверсификации;
— Проведен анализ рыночных возможностей предприятия ООО «УВМ-Сталь», выявлены проблемы предприятия и разработан методический подход для формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката;
— Разработаны концепция и основные этапы проекта по созданию собственного промышленного предприятия по производству арматурного металлопроката, на основе разработанного методического подхода формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные стратегические подходы к развитию бизнеса. Были определены сущность и основные определения понятия диверсификации предприятия таких известных иностранных и отечественных ученых, как Kenneth A., Berry C.H., Yoshinara E., Sakuma A., Itami K., Pitts, Hopkins, Booz, Allen, Hamilton, Ансофф И., Капустина Н. Е., Багудина Е. Г., Гольдштейн Г.Я., Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р., Новицкий Е.Г., Румянцев А. М., Волкова М. И., Абаренков В. П., Абова Т. Е., Аверкин А. Г., Стародубровская И. В., Синельников С. М., Соломонник Т. Г., Янборисова Р. В., Багиев Г. Л., Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И., Рудык Н.Б., Румянцева Е. Е. и другие. Были обозначены типы и виды стратегий диверсификации предприятия, а также разобрано использование проектного управления при реализации стратегии диверсификации предприятия.
В результате написания первой главы можно сделать вывод, что в современных условиях постоянного роста конкуренции во всех сферах бизнеса каждая компания непрерывно думает о новых способах организации своей деятельности, которые позволили бы ей занять лидирующее положение на рынке и увеличить свою прибыль и стоимость компании. Первенство в создании инноваций занимают именно многопрофильные компании, так как их финансовое положение более прочное по сравнению со специализированными предприятиями. Осознавая это, однопрофильные предприятия пытаются диверсифицировать свою деятельность, загружая простаивающие мощности и расширяя рынки сбыта. Сложность и недостаточность изученности данного процесса пугает многие предприятия и заставляет их работать в рамках своей специализации, поэтому в данной выпускной квалификационной работе проводилось исследование подходов к толкованию процесса диверсификации предприятия.
Во второй главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ рыночных возможностей предприятия ООО «УВМ-Сталь». Были выявлены основные тенденции развития рынка арматурного металлопроката в Российской Федерации и проведена оценка рыночных позиций предприятия, где была дана характеристика предприятия ООО «УВМ-Сталь», проведен анализ конкурентов и конкурентоспособности компании, проведен SWOT- Анализ компании, построено дерево проблем и дерево целей компании «УВМ- Сталь», определены основные виды и типы производств в сфере арматурного металлопроката и предложена к использованию автоматизированная система управления производством прокатного стана «WONDERWARE». Также был разработан методический подход для формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката, в результате которого проведено теоретическое обосновании методики и разработка своего универсального подхода к стратегии диверсификации.
В результате написания второй главы можно сделать вывод, что проект по созданию собственного промышленного предприятия по производству сортового металлопроката является целесообразным к выполнению, так как он решает наиважнейшую проблему компании, это сильная зависимость от заводов-производителей.
В третье главе выпускной квалификационной работы представлена организация и управление проектом создания собственного промышленного производства предприятием ООО УВМ-Сталь». Была разработана концепция проекта на основе методического подхода формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката, где сформулирован замысел, миссия, цель и продукт проекта, составлен круг участников проекта, определено дальнее, ближнее и внутреннее окружение проекта, сформированы критерии успешности проекта, составлен календарный план проекта с характеристикой операций, реализуемых по ходу внедрения проекта, построена диаграмма Ганта с помощью программы «ProjectLibre», выявлены потенциальные риски проекта и разработаны мероприятия по их устранению, проведена оценка эффективности проекта для его основных участников и государства. Также в данной главе представлен второй проект по оптимизации процессов привлечения и обслуживания клиентов в компании ООО «УВМ-Сталь» и перечислены основные эффекты от оптимизации процесса привлечения и обслуживания клиентов для стейкхолдеров компании, для её клиентов и для сотрудников.
В результате написания третьей главы можно сделать вывод, что проект по созданию собственного промышленного предприятия по производству сортового металлопроката под брендом ООО «УВМ-Сталь» является эффективным и его следует принять к выполнению. Второй проект по оптимизации процессов привлечения и обслуживания клиентов в компании также является эффективны и его следует принять к выполнению.
Практическая значимость исследования заключается в определении актуальности формирования и реализации стратегии диверсификации торговопромышленного предприятия, в ее анализе с различных аспектов, а также в анализе основных тенденций развития рынка арматурного металлопроката в Российской Федерации и в теоретическом обосновании методики и разработке своего универсального подхода к стратегии диверсификации, представленного в виде универсального пошагового алгоритма, служащего для формирования и реализации стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката.
На основании проведенного анализа была разработана концепция проекта на основе методического подхода формирования стратегии диверсификации торгового предприятия в сфере металлопроката и проведена оценка эффективности проекта для его стейкхолдеров и сотрудников компании ООО «УВМ-Сталь».
В результате проделанной работы также является необходимым отметить, что в условиях рыночной конкуренции реализация обоснованной стратегии диверсификации деятельности предприятия позволяет уменьшить риски его функционирования путем распределения их на разные виды и направления деятельности. Учитывая возможную степень неопределенности будущей ситуации на рынках продукции и сырья, изменения спроса и ожиданий потребителей, финансово-экономических условий предпринимательской деятельности, именно реализация стратегии диверсификации может стать условием для получения предприятием стабильной прибыли, сохранения экономического роста и повышения эффективности его деятельности.
1 Котляревская И.В. Стратегический маркетинг [Электронный
ресурс]:учебное пособие/ Котляревская И.В. Екатеринбург: Уральский
федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 244 с. Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/68479.html. — ЭБС «ЬРКЬоокз»;
2 Котляревская И. В. Конспект лекций по дисциплине
«Стратегический маркетинг» [Текст]. / Котляревская И. В. Екатеринбург, 2015. — 174 с.
3 Котляревская И. В. Маркетинг: учебное пособие [Текст]. / И.В. Котляревская, С.А. Романова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 163 с.
4 Котляревская И. В., Илышева М. А., Смирнов К. В./ Рыночные
возможности перехода промышленного предприятия к стратегии диверсификации: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского
университета, 2018. - 104 стр.
5 Илышева М. А., Котляревская И. В., Мальцева Ю. А., Петров
А. Ю., Слукин Е. Ю./ Коммуникационное сопровождение проектной деятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского
университета, 2020 - 86 стр.
6 Костылева Н. В. Управление коммуникациями в менеджменте: учеб. пособие / Н. В. Костылева, И. В. Котляревская, Ю. А. Мальцева. — Екатеринбург: Изд- во Урал. ун- та, 2017. — 127 с.
7 Chandler A.D. Strategy and Structure. [Электронный ресурсы]. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000022617-strategy-and-structure-chapters- in-the-history-of-the-american-industrial-enterprise-alfred-d-chandler-jr
8 Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bigc.ru/theory/books/gmsp/c_55.php
9 Porter M.E. Competitive Strategy. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0% BA%D 1 %83 %D 1 %80%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F %D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D0%B5%D0%B3.html?id=pSuw DAAAQBAJ&printsec=frontcover&source=kp_read_button&redir_esc=y#v=onepag e&q&f=false
10 Дерябина М. Институциональные основы организации реального сектора экономики // Вопросы экономики. [Текст]. 2012. № 11. С. 48-65.
11 Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика[Текст],1989. - C.113-124
12 Немченко Г. Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №5.
13 Большой энциклопедический словарь/ Под ред. A.M. Прохорова. - М.: Большая Рос. Энцикл. [Текст], 1998. - 1456 с.
14 Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы[Текст] / М.: Наука, 1999. - С. 446
15 Петров А.П., Климов С.М., Буренина Г.А.: Базовые модели стратегического планирования, Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов [Текст]. - 1998 - №2. - С. 19-26...