ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ИСКУССТВА 15
1.1. Психолого-педагогические основы формирования восприятия и
понимания искусства в научной практике 15
1.2. Способы и методы организации образовательного процесса в
системе художественного образования, способствующие
формированию восприятия и понимания искусства 27
Выводы по 1 главе 43
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ИСКУССТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КУРСЕ "ИСТОРИЯ ИСКУССТВ" ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ" 46
2.1. Модель методической системы формирования и понимания
искусства авангарда в процессе изучения предмета "История искусств" учащимися 5-х классов художественной школы 46
2.2. Критерии и уровни сформированности восприятия и понимания
искусства 55
2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию восприятия
и понимания искусства в процессе изучения предмета "Истории искусств" учащимися 5-ых классов художественной школы 59
2.4. Результаты экспериментальной работы по формированию
восприятия и понимания искусства учащимися 5-ых классов на занятиях дисциплины "История искусств" 86
2.5. Программно-методический комплекс к дисциплине "История
искусств" для учащихся 5-ых классов художественной школы, включающий методические материалы, практические задания по теме "История искусств. Стили и направления в искусстве ХХ века" 91
Выводы по II главе 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
Список используемой литературы 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Выступления на конференциях, участие в научных конференция. Подготовка докладов, научных статей ] 07
Приложение 2 Проект "Стили и направления в искусстве ХХ века" 108
Приложение 3. Проверочные тесты по теме "Стили и направления в искусстве ХХ века"
Актуальность исследования. Проблема восприятия и понимания искусства является актуальной в свете повышающейся роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания в образовании подрастающего поколения.
Развитие познавательных способностей личности в современном мире является одной из приоритетных задач.
Человек, наделенный развитым восприятием и художественным восприятием в том числе, видит и принимает мир в его огромном многообразии проявлений, наполненный широким спектром возможностей.
Усилия многих ученых, психологов и педагогов, искусствоведов направлены на выявление форм и методов развития восприятия и восприятия произведений искусства в том числе. В этом отношении многих исследователей интересует проблема развития познавательных качеств в школьном, подростковом возрасте, в силу неустойчивости у этой аудитории целеполагания на данном этапе. Однако стоит отметить, что не всякое общение с искусством доходит до стадии влияния на личность ребенка. Процесс взаимодействия не может быть автоматическим, здесь необходимо подключить некие формы обучения, которые приведут к формированию необходимых компетенций.
По мнению И.Г.Сапего, рассматривающего восприятие на контрасте с простым созерцанием мира искусства и мира вещей, восприятие включает в себя организованный процесс познания и с точки зрения психологии объединяет различные инструменты в функциональную систему, формирующую познавательную деятельность учащихся.
Индивидуальное познание, с точки зрения философов, является первыми шагами индивидуального познания. Они отмечают важность накопленного опыта знаний, «насмотренности», для полноценного восприятия. Человеку, свойственно воспринимая предмет или явление, сравнивать с ранее увиденным, познанным.
Восприятие - представляет собой психофизиологический и непрерывный процесс познания, приема и осмысления информации, в результате которых получается полноценное отражение объектов.
Анализ различных исследований, статей позволяет говорить о том, что большая часть научных работ посвящена проблеме восприятия произведений искусства с точки зрения их жанровой идентификации.
Исследования Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Л. Кульчинской посвящены рассмотрению форм восприятия детьми разных возрастов произведений искусства, музыки, литературы. В.А. Гуружапов очень подробно рассматривает процесс формирования восприятия произведений искусства детьми младшего детского возраста, анализируя возможности и специфику разговора об искусстве и в музее в том числе.
Профессор экспериментальной психологии и педагогики К.Валейнтай, проводя эксперимент с восприятием репродукций произведений живописи, а за ним и П.М.Якобсон, выделил четыре типа восприятия художественного произведения:
Первый - субъективный, характеризующийся наличием живым переживанием различных эмоций (П.М. Якобсон).
Второй - объективный тип восприятия, основанный на первичности восприятия композиции, предметов, оттенков, колорита, взаимодействия света и тени.
Третий тип - ассоциативный, основанный на возникающих ассоциациях после просмотра произведения живописи.
И четвертый тип - экспрессивный, наличие необычных трактовок предметов и деталей, глубоко импульсивных и личностных.
Психологи А.В.Запорожец и М.И.Лисина в своих исследованиях писали, что «восприятие человека зависит от его опыта общения с объектами внешнего мира, поэтому оно различно у взрослых и детей, обладающих неодинаковым опытом».
В современной психологии художественное восприятие искусства и его произведений является способностью зрителя вступать в диалог с автором произведения, осмысливать и понимать замысел автора.
Многие психологи подчеркивают, что художественное восприятие является высшей ступенью развития восприятия в целом.
Вопросам целостного восприятия произведений искусства в своих трудах уделяет внимание М.Б.Батюта, которой одной из первых была разработана и апробирована программа, нацеленная на развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства и в частности, живописи.
М.Б.Батюта соотнесла свою теорию с концепцией планомерного и поэтапного умственных действий П.Я.Гальперина. Успешность данной программы связана с введением активных действий студентов в образовательном процессе по усвоению знаний, в разработке форм контроля и, главное во внедрении педагогических условий для поэтапного процесса производства умственных действий.
Анализ исследований по теме формирования восприятия и понимания произведений искусства и в частности, в трудах М.Б.Батюта, дает возможность сделать выводы о том, что разработанность данной проблемы носит достаточно разрозненный характер, нехватка обобщения и систематизации многообразия методов и приемов в создании целостного образовательного процесса подтверждают актуальность данного выбора темы для исследования.
Федеральные государственные требования (ФГТ) лежащие в основе реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись", ориентированы на формирование у учащихся комплекса знаний, навыков и умений, позволяющих в дальнейшем изучать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Доминантой в развитии ребенка является выработка качеств, способствующих развитию и формированию умений планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью, владея навыками взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Особое место в структуре образовательного и воспитательного процессов отводится формированию восприятия и художественного восприятия в том числе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам. Что ставит вопрос об определении наиболее эффективных способов и методов развития и формирования личности обучающего.
Решению этих задач поможет внедрение электронного программно - методического комплекса (ЭПМК) по предмету «История искусств», включающего в себя организацию и управление образовательным процессом, направленного на формирование восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века у обучающихся 5 класса.
Данная инновация позволит расширить обучающимся возможности непрерывного познания предмета, не только на занятиях, но и, используя мобильные и иные электронные средства самостоятельно, в свободное время заниматься изучением материала по искусству, собранному в одном, едином ресурсе.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость создания ЭПМК, как системы, которая структурирует образовательный процесс, определит наиболее действенные методы и формы преподавания, прогрессивные педагогические технологии, способные усовершенствовать процесс формирования понимания и восприятия искусства у учащихся художественных школ.
Психолог Б.Г.Ананьев в своих работах неоднократно обращает внимание на то, что восприятие через зрительную систему происходит на трех уровнях, подразумевая ощущение, восприятие и представление, а вот через слуховую систему только на одном уровне, представления. Из вышесказанного можно сделать вывод, что чтение информации воспринимается лучше, чем на слух. 20% информации, поступающей посредством слуха, может очень легко утратиться, ведь мысли "бегут" в 8-10 раз быстрее относительно того как течет речь, присутствуют отвлекающие факторы. И еще мозг через каждые 5-10 секунд прерывает на доли секунды процесс приема информации.
Исходя из психофизиологии зрительного восприятия создание электронного учебника по теме «История искусств. Стили и направления в искусстве ХХ века», поможет сформировать у обучающихся восприятие и понимание искусства через зрительные каналы.
Выявленные противоречия между социальными требованиями, отраженными в Законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2025 года», «ФГТ» и реальным положением позволили нам определить проблему исследования: обозначить пути внедрения инновационных и информационных технологий в художественно-образовательное пространство школы с целью оптимизации и модернизации процесса обучения в области «Живопись».
Внедрение в образовательный процесс электронного программно-методического комплекса предлагает возможность обучаемому самостоятельно выбрать время, место для обучения, делает возможным получение образования на основе дистанционных форм лицам, лишенных возможности получить традиционное образование в силу тех или иных причин, использовать в обучении новые информационные технологии, что в определенной степени сокращает расходы на обучение, увеличивая возможность индивидуализации обучения.
Четкая структура и проработанность электронного программно-методического комплекса, насыщенность многообразием педагогических технологий позволит формирование восприятия искусства поставить на новый, более высокий этап, выбрав за основу составляющую общего восприятия - художественное восприятие.
На основании этого, проблемой данного исследования является поиск путей и методов формирования восприятия и понимания искусства, средствами создания модели методической системы, разработки и внедрения электронного программно-методического комплекса в образовательный процесс школы.
Объект исследования - процесс формирования восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века.
Предмет исследования - технологии, методы и средства, педагогические приемы и условия формирования восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века в образовательном процессе обучения истории искусств обучающимися 5-х классов художественной школы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель методической системы, направленную на формирование у обучающихся восприятия и понимания произведений искусства авангарда ХХ века через электронного программно-методического комплекса «История искусств. Стили и направления в искусстве ХХ века».
Гипотеза исследования: процесс формирования восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века будет эффективным, если:
- разработана и экспериментально проверена модель методической системы формирования и понимания искусства авангарда ХХ века у обучающихся 5-х классов, включающая в себя целевой, содержательный и оценочный компоненты;
- разработаны критерии и уровни оценки сформированности восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века;
- разработан и внедрен в образовательный процесс электронный программно-методический комплекс дисциплины "История искусств" для учащихся 5 классов художественной школы;
- разработан и апробирован комплекс учебно-творческих и исследовательских заданий, соединяющих теоретическое изучение материала с практической изобразительной деятельностью, направленных на формирование восприятия и понимания искусства (на примере темы "Стили и направления в искусстве ХХ века".
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать литературу по теме исследования,
- выявить психолого-педагогические основы формирования восприятия и понимания искусства;
- создать модель методической системы формирования восприятия и понимания искусства обучающимися 5-х классов;
- создать электронный программно-методический комплекс «История искусств. Стили и направления в искусстве ХХ века», разработать его структуру, содержание, определить методы и средства организации образовательного процесса направленные на формирование восприятия и понимания искусства у обучающихся;
- разработать критериальный аппарат и уровни оценки восприятия и понимания искусства;
- внедрить и экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели методической системы и применения электронного программно-методического комплекса в системе предпрофессиональной подготовки обучающихся 5-классов на дисциплине «История искусств».
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- философские, психологические и педагогические положения, посвященные
изучению восприятия, его процессов, структуры и возможностей его формирования;
- основополагающие положения психологии и физиологии восприятия
(В.П. Зинченко, Л.С. Выготский, В.С.Кузин, Р.Грегори, И.П. Павлов, Б.Н. Теплов и др.);
- теория художественного восприятия с выраженной спецификой эстетического восприятия произведений искусства в детском возрасте (П.М.Якобсон, В.П.Гуружапов, Ю.А. Полуянов и др.)
- принцип взаимодействия в обучении двух основных видов деятельности
(восприятия и созидания) (И.Е.Берлянд);
- основные параметры формирования понимания произведений искусства в
педагогике и психологии (Н.Н. Волков, В.П. Гуружапов, Б.М. Батюта, Л.В. Благонадежина)
Научная новизна исследования:
- проведен анализ содержания понятий «восприятие» и «понимание» изобразительного искусства;
- определены наиболее эффективные методы, формы и средства, способствующие формированию восприятия, художественного восприятия и понимания искусства;
- разработаны уровни и критерии оценки сформированности восприятия и понимания произведений искусства;
- разработана модель методической системы формирования восприятия и понимания искусства;
- разработан и апробирован электронный программно-методический комплекс по истории искусств "Стили и направления в искусстве ХХ века" для обучающихся 5-го класса художественной школы с комплектом заданий различного уровня и направленности.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснование проблемы формирования понимания и восприятия искусства у обучающихся 5-х классов на занятиях Истории искусств, по теме "Стили и направления в искусстве ХХ века";
- теоретической разработке и экспериментальной апробации модели методической системы, направленной на достижение значимых результатов у обучающихся в формировании восприятия и понимания искусства;
- в разработке содержательной части электронного программно - методического комплекса, включающего в себя все параметры, необходимые для образовательного процесса, практических заданиях и проверочных работах по теме занятий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в образовательном процессе преподавания истории искусств в художественной школе, в качестве усовершенствования системы формирования восприятия и понимания искусства у обучающихся.
Разработанный и внедренный электронный программно-методический комплекс «История искусств. Стили и направления в искусстве ХХ века», его структурно-содержательная часть значительно облегчает, систематизирует и обеспечивает положительную динамику образовательного процесса направленного на формирование восприятия и понимания искусства обучающимися на уроках истории искусств.
Основные положения, выносимые на защиту:
- психолого-педагогические основы формирования восприятия и понимания искусства;
- модель методической системы формирования восприятия и понимания искусства в процессе изучения предмета история искусства учащимися 5-ых классов художественной школы;
- критерии и уровни сформированности восприятия и понимания искусства;
- электронный программно-методический комплекс дисциплины «История искусств».
Данные положения расширяют возможности педагогического влияния на формирование творческой личности, способной к саморазвитию и осознанному отношению к образовательному процессу, восприятия и понимания искусства; позволяют сформировать систему восприятия и понимания искусства, направленную на осмысление учащимися форм и содержания стилей и направлений искусства ХХ века.
Достоверность и обоснованность результатов исследования эксперимента, использованием надежных методик и применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, статистических методов.
Апробация результатов исследования была представлена в виде участия в конференциях и публичных выступлениях:
1. Научно-практическая конференция Дни науки ТГУ-2017, г. Тольятти, 2017 г.
2. Х111 межрегиональная академия новаций в сфере художественного образования "ARTEDU. Открытия ХХ1 века", г. Самара, 2018г
3. Всероссийская конференция (с международным участием) "Художественное образование в ХХ1 веке: Актуальные вопросы обучения и воспитания", г. Тольятти, 2017г.)
4. Тринадцатые Тольяттинские педагогические ассамблеи "Российское художественное образование в ХХ1 веке: актуальные вопросы обучения и воспитания", г. Тольятти, 2017г.)
По теме диссертации опубликованы:
1. Кабина, Л.А. Формирование восприятия и понимания искусства с применением электронного учебника «История искусств. Стили и направления искусства ХХ века» / Л.А.Кабина // Материалы конференции «Художественное образование в ХХ1 веке: Актуальные вопросы обучения и воспитания. 2017. с 45-47
2. Кабина, Л.А. Формирование восприятия и понимания искусства с применением электронного учебника / Л.А.Кабина // Сборник студенческих работ Научно-практической конференции "Студенческие дни науки в ТГУ". 2017. с. 268-271.
3. Кабина, Л.А. Проектный метод на уроках истории искусства. / Л.А.Кабина // Всероссийский педагогический журнал «Познание». 2017.
4. Кабина, Л.А. Формирование восприятия и понимания искусства на уроках истории искусств / Л.А.Кабина // Педагогика XXI век. Инновации в действии. 2017.
5. Кабина, Л.А. Внедрение проектного метода на уроках истории искусств. [Электронный ресурс]. / Л.А.Кабина //Международный проект «Мультиурок». март 2017. - Режим доступа:
https://multiurok.ru/files/proiektnyi-mietod-na-urokakh-istorii-iskusstv.html.
6. Кабина, Л.А. Методические рекомендации к искусствоведческому проекту "Стили и направления в искусстве ХХ века". [Электронный ресурс]. / Л.А.Кабина // Образовательный портал infourok.ru. 2017. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-
iskusstvovedcheskomu-proektu-stili-i-napravleniya-v-iskusstve-hh-veka- 1708968.html.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБУДО художественной школы №1 городского округа Тольятти.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемой литературы, электронный программно-методический комплекс, приложение.
В приложении представлены работы учащихся, выполненные на уроках истории искусств в 5-м классе художественной школы в ходе констатирующего и контрольного экспериментов в виде диаграмм, таблиц периодизации искусства ХХ века, иллюстрации и наглядный материал к занятиям, задания и упражнения для практической работы, тесты и задания для проверки и диагностики.
Структура и содержание текста соответствуют логике данного исследования.
В наше время стремительно возрастает уровень требований к развитию и формированию личности, к развитию культурного человека, умеющего мыслить, размышлять, созидать и осознанно познавать широту и многообразие культурной истории.
Учебный предмет История изобразительного искусства предполагает множество задач, в которые входит формирование мировоззрения, эстетического идеала, умения создавать собственные суждения о произведениях, развитие творческих способностей, познавательной и эмоциональной активности.
Формирование в педагогической практике означает включение приемов и способов воздействия на личность ученика с целью создания у него системы конкретных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти. Под влиянием родителей, учителей, среды личность, как бы принимает определенную форму, развивается, и у нее начинают проявляться задуманные свойства.
Передача знаний преподавателем в лекционном, готовом виде приводит к простому запоминанию и не вызывает желания анализировать и формировать свои собственные суждения. Если принять к рассмотрению концепцию модернизации образования, которая предполагает развитие личности ученика, его созидательных способностей, то выявляется потребность в реализации современных инновационных педагогических технологий.
Проведенный педагогический эксперимент позволил раскрыть сущность процесса формирования восприятия и понимания искусства в системе дополнительного предпрофессионального образования, особенности процесса понимания искусства авангарда и возможности внедрения в образовательный процесс электронного программно-методического комплекса.
1. На основании анализа научных исследований, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы, изучено состояние проблемы исследования данной диссертации, конкретизировано понятие "восприятие" и "художественное восприятие", которое является психологическим процессом познания целостных образов и ситуаций при непосредственном воздействии на органы чувств; связующим звеном между ощущением и мышлением в едином процессе познания.
2. Определена роль восприятия в образовательном процессе на уроках истории искусств в художественной школе, в котором учащийся как субъект познания является высоко эстетической личностью, с гармоничным отношением к миру искусства.
3. Разработана и экспериментально апробирована модель методической системы формирования восприятия и понимания искусства авангарда, включающая в себя структурный, методический, практический и контрольный компоненты; цели, задачи, психолого-педагогические условия, дидактические принципы, педагогические технологии, позволяющие структурировать образовательный процесс.
4. Итоги научного эксперимента показали, что методическая система обучения учащихся 5-ых классов художественной школы на занятиях по истории искусств по теме "Стили и направления в искусстве ХХ века" влияет на результативность формирования осознанного восприятия и понимания искусства, воздействует на уровень знаний по теме искусства авангарда, умений воспринимать, трактовать, понимать и анализировать искусство.
5. Учитывая существующую программу, направленность школы была структурирована группа методов, позволяющих учащимся художественной школы результативнее освоить знания в области искусства авангарда ХХ века, научиться различать направления искусства этого периода и создавать свои произведения, отвечающие характерным особенностям искусства первой половины ХХ века.
6. В созданном электронном программно-методическом комплексе систематизированы теоретические знания по теме искусства авангарда ХХ века, наглядный материал, проверочные тесты и задания для самостоятельной и творческий работы, а также методы и приемы, которые позволяют учащимся результативнее освоить знания в области искусствознания. В ЭПМК включены проектно - исследовательские задания, тесты трех видов: задания с альтернативным и множественным выбором, на установление соответствия и задания свободного изложения, а также библиотеку виртуального музея с большим количеством репродукций и электронные варианты книг для более широкого рассмотрения темы искусства авангарда, а также электронный учебник по теме с активной функцией гиперссылок.
7. В диссертации представлены разработанные критерии и уровни оценки знаний по теме и сформированности восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века, по которым производилась диагностики учащихся в рамках данного эксперимента.
8. Как показали результаты проведенного эксперимента, уровень понимания и восприятия искусства авангарда ХХ века в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. Показатели высокого уровня увеличились в среднем на 51%. Результаты познавательной деятельности учащихся в конце педагогического эксперимента свидетельствуют о повышении уровня восприятия искусства, а также качества усваиваемых знаний, демонстрируя умения детей работать с информацией, выделяя характерные особенности стилей и направлений, анализировать форму, цвет и стилистику произведений художников, а также их замысел и образность. Можно сделать вывод, что в процессе эксперимента значительно поднялся уровень мотивированности к познанию со стороны учащихся, их стремление понимать и узнавать.
9. Таким образом, в ходе эксперимента выявлено, что выдвинутая гипотеза формирования восприятия и понимания искусства авангарда у учащихся 5-ых классов художественных школ, является эффективным и результативным средством изучения истории искусств.
На основании всего сказанного можно сделать следующие выводы и рекомендации:
- Стереотипность в методах преподавания теоретического предмета "История искусств" в художественных школах дает нам возможность, основываясь на результаты эксперимента, изменить механизм воздействия и влияния на восприятие искусства учащимися, создать благоприятную атмосферу для повышения уровня заинтересованности познавать новое, анализировать, изучать разнообразные способы для выражения замысла и создания образа, работать со множеством источников и в тоже время творить, учась у великих мастеров прошлого, получая тем самым великолепную базу для своего собственного творческого пути.
- Данное экспериментальное исследование позволило показать и систематизировать пути возможного педагогического воздействия на учащихся при четко спроектированном образовательном процессе, при решении учебно-воспитательных задач. Методическая система, последовательность, систематичность и целенаправленность в обучении раскрывает процесс формирования восприятия искусства и дает возможность преподавателю использовать многообразие педагогических технологий и методов, необходимых для развития этого процесса.
- Проведенное исследование в рамках данной диссертации и его результаты вносят определенный вклад в решение проблемы формирования восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века по программе обучения истории искусств в художественных школах, но не исчерпывают возможности его дальнейшего исследования с целью расширения представлений о внедрении новых педагогических технологий и методов, способов для изучения истории искусства.
1. Алексеева, В. В. Методы стимулирования, восприятия искусства у подростка / В.В.Алексеева.- // Музеи и дети. Ташкент, 1982.
2. Аллахвердов, В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. / В.М.Аллахвердов.- СПб.: ДНК, 2001.
3. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность
восприятия / Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшин, Н.А.Кудрявцева. - М.:
Просвещение, 1968.- 335 с.
4. Арнхейм, Р Искусство и визуальное восприятие. / Р.Арнхейм. - М.:
Прогресс,1974.
5. Арнхейм, Р Новые очерки психологии искусства. / Р.Арнхейм. - М.,1974.
6. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / М.Ю.Бабанский. - М.:Педагогика, 1989. - 560 с.
7. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В.Бакушинский. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
8. Батюта, М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10 -12 лет : на материале живописи : дис. ...канд. психол. наук : 19.00.07. / Батюта Марина Борисовна. - Н. Новгород, 2007
9. Батюта, М.Б., Сидорина, Е.В. Влияние вербальной интерпретации произведений живописи на его восприятие и понимание / М.Б.Батюта, Сидорина Е.В. // Международный журнал экспериментального образования - 2015. - №12 (Часть 2).
10. Батюта, М.Б., Арифулина, Р.У Изучение структур эмоционально-оценочного восприятия произведений живописи детьми / М.Б.Батюта, Р.У.Арифулина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 29.
11. Батюта, М.Б., Сидорина Е.В. Эмоционально-оценочное восприятие произведений живописи детьми. / М.Б.Батюта, Е.В.Сидорина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6.
12. Благонадежина, Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие / Л.В.Благонадежина // Вопросы психологи. - 1968.- № 4.
13. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М.Бахтин. - М.: Искусство, 1979.-429 с.
14. Васенин, В.А. Российский Интернет и новые технологии в образовании: Докл. на Втором Междунар. конгр. ЮНЕСКО "Образование и информатика" / В.А.Васенин. - М., 2006.
15. Веккер, Л.М. Восприятие и основы его моделирования / Л.М.Веккер. - Л., 1964. - 456 с.
16. Волков, Н.Н Восприятие картины. / Н.Н.Волков. - М.: Просвещение, 1969.
17. Волков, Н.Н. Восприятие предмета и рисунка / Н.Н. Волков. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 508 с.
18. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С.Выгодский. Под ред. М.Г.Ярошевского. М., 1998
19. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. / П.Я.Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа, 2002.
20. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие / А.Л.Гройсман. - М. «Когито-центр», - 2003. - 187 с.
21. Губарев, А. В. Из опыта изучения восприятия в музее. / А.В.Губарев // Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971.
22. Гуружапов, В. А. Как научить детей понимать изобразительное
искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений
живописи и графики. / В.А.Гуружапов // М.: РИА «Мы и мир», 1999.
23. Гуружапов, В.А., Кудина Г.Н. Сочинение о картине / В.А.Гуружапов,
Г.Н.Кудина // Проблема преподавания художественных дисциплин в
школе. - М., 1990.
24. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях
восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. / С.М.Даниэль - Л.: Искусство, 1990.
25. Деденёва, А.С., Аксюхин, А.А. Мультимедиа технологии в условиях формирования образовательной среды вузов искусств и культуры / А.С.Деденёва, А.А.Аксюхин // Историко-культурные связи России и Франции: основные этапы - Орёл: ОГИИК, - 2008. - С. 19-25.
26. Зинченко, В.П. Зрительное восприятие и творчество / В.П.Зинченко // Техническая эстетика. - 1975. -№ 6.- С. 9-21.
27. Игнатович, Ю.Б. О духовном воспитании и о методах преподавания
истории изобразительного искусства в ДШИ и ДХШ". [Электронный ресурс]. / Ю.Б.Игнатович // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2015. - Режим доступа:
https://www.worldaroundusunesco.com/prepodavatel-hudozhestvennogo- obraz?lightbox=dataItem-jemjvdoh
28. Коган, Л. Н. «Художественный вкус» / Л.Н.Коган - М., «Мысль», 1966.
29. Козловская, М. А. Педагогические условия развития художественного восприятия подростков в образовательной школе: дис... канд. пед. Наук: 13.00.01/ Козловская Марина Александровна.- Майкоп., 2012. - 197 с.
30. Кудина, Г.Н., Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н.Кудина, А.А.Мелик- Пашаева, З.Н.Новлянская // Педагогика и психология. - М.: Знание, 1988.
31. Леонтьев, Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура и взаимодействия / Д.А.Леонтьев // Художественное творчество и психология. М., 1991.
32. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. / И.Я.Лернер - М.: «Просвещение», 1998.
33. Майоров, В. В. Теория и практика создания тестов для системы
образования. Система творческих заданий. / В.В.Майоров - М.:
Интеллект-центр, 2001. - 296с.
34. Мейлах, Б.С. Художественное восприятие как научная проблема / Б.С.Мейлах // Художественное восприятие: Сб. I / Под ред. Б.С. Мейлаха.- Л.: Наука, 1971. - С. 10-29.
35. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская З. Н. О психологических условиях адекватного восприятия картины. / А.А.Мелик-Пашаев // Музеи и дети. Ташкент. 1982.
36. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству. /
А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская // М.: Искусство в школе. 1995.
37. Неверова, А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / А.А.Неверова // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 44-48.
38. Некрасова-Каратеева, О.Л., Осорина, М.В. Психологические
особенности восприятия картины зрителем -ребенком в музее /
О.Л.Некрасова-Каратеева, М.В.Осорина // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб.: Специальная литература. 1998. - С.127-169.
39. Образ и мысль: учебная программа для начальных классов
общеобразовательных учреждений. - Екатеринбург: Институт развития регионального образования Свердловской области, 2003.
40. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности. / Ю.А,Полуянов - М.: Знание, 1982.
41. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства. / С.Х.Раппопорт - М.: Сов. Художник, 1978.
42. Романова, В.А. Методические основы преподавания истории изобразительного искусства учащимся старших классов во взаимосвязи с изобразительной деятельностью : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Романова Вера Анатольевна. - Москва, 1997 197 с.
43. Руубер, Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. / Г.О.Руубер - Таллин: Валгус, 1985. - 260с.
44. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
45. Хан-Магомедова, В.Д. Восприятие произведений живописи и изобразительная деятельность старшеклассников / В.Д.Хан-Магомедова // Вопросы психологии. - 1984.- №6. - С.105-109.
46. Щербакова, А.А. Произведение искусства в системе общения / А.А.Щербакова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007.- №47.
47. Юсов, Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников / Б.П.Юсов // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Часть 1. - М., 1973.
48. Якобсон, П. М. Художественное восприятие/ П. М. Якобсон. - М.: Искусство, 1971. - 86 с
49. Pnina Bachar. Fair use of works of art in children’s games // Education and the Law - 2008, Vol. 20, No. 2, 151-163 p.
50. Erwin O. Christensen Points of Approach in the Teaching of Elementary Art History // The Art Bulletin - 2015 , 162-167 р.
51. Friedl Dicker-Brandeis. Aesthetic Empathy in Teaching Art to Children // Journal of the American Art Therapy Association - 2011, 94-109 р.
52. Marina Sotiropoulou-Zormpala. Aesthetic Teaching: Seeking a Balance between Teaching Arts and Teaching through the Arts // Arts Education Policy Review - 2012, 125 -134 р.