Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности 9
1.1 Понятие, сущность и особенности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Влияние ТРИЗ-технологии на развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческих
способностей в изобразительной деятельности 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих
способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии 39
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет
творческих способностей в изобразительной деятельности 52
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения А. Списки детей, участвующих в экспериментальной работе 66
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента 67
Приложение В Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (изобразительной) с использованием методов ТРИЗ-технологии 69
Приложение Г Протокол результатов контрольного этапа эксперимента 76
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что творческие способности детей 5-6 лет выступают в качестве необходимого компонента развития личности ребенка. Развитию творческих способностей в обязательном порядке должно уделяться время в процессе непосредственной образовательной деятельности и воспитания ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. Это обусловлено тем, что творческие способности детей 5-6 лет развиваются в изобразительной деятельности, а их развитию будет способствовать использование ТРИЗ-технологии.
Исследованием проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, B. И. Дружинин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, C. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. Вопросы, связанные с исследованием проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности интересовали таких современных ученых, как А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов и другие, которые считали, что в изобразительной деятельности осваивается специфический человеческий язык - язык изобразительного искусства.
Кроме того, актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени педагоги обращают особое внимание на то, чтобы в процессе творческого развития детей дошкольного возраста использовать не только передовые инновационные техники, но также и те технологии, средства, формы и методы, которые прошли проверку временем и доказали свою высокую эффективность. Одной из таких технологий можно назвать ТРИЗ-технологию (теорию решения изобретательских задач).
Разработка данной технологии отражена в трудах С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, А.М. Страунинг, Н.Н. Хоменко и других ученых, в которых подробно изучен вопрос внедрения ТРИЗ -технологий, в том числе и в дошкольных образовательных организациях, в частности:
- методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер);
- алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук;
- развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников (С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук);
- разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития познавательного развития детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ);
- разработки А.М. Страунинг, А.И. Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии»;
- разработчики ТРИЗ-педагогики: В.Г. Березина, М.С. Гафитулин, А.А. Гин, С.И. Гин, И.Н. Мурашковская, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, В.И. Тимохов, Н.Н. Хоменко.
Данная технология применяется уже на протяжении ряда лет, и за это время заслужила высокую оценку, как педагогов, так и методистов дошкольного образования. В силу того, что данная технология применяется для всестороннего развития детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, представляется целесообразным проанализировать ее эффективность с точки зрения развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
В процессе изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста идет развитие множества функций психики, а также знаний и умений, а именно мелкой моторики, пространственного воображения, творческих способностей, умения оценивать свои силы и прочее.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между:
- требованиями общества к раскрытию творческого потенциала личности и недостаточным творческим развитием выпускников дошкольной образовательной организации;
- пониманием педагогами дошкольных образовательных организаций необходимости творческого развития дошкольников и недостаточной разработкой методических основ в развитии творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ- технологии.
Проблема исследования - каковы возможности ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в процессе организации и проведения ТРИЗ - технологии.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Предмет исследования - развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности повысится, если:
- оснастить изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ - технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей;
- использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной);
- в ходе совместной деятельности в режимных моментах использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии, стимулирующие у детей индивидуальную активность и самостоятельность.
Задачи исследования.
1. Раскрыть понятие «творческие способности» и охарактеризовать особенности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в процессе организации и проведения ТРИЗ-технологии.
4. Выявить динамику уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- подходы к интерпретации сущности творческой деятельности и роли
в ней механизмов воображения, разработанные психологами (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев и другие ученые);
- теоретические положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи развития творческих способностей с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина);
- концепции развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Л.Б. Фесюкова);
- идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческих способностей (С.Д. Давыдова, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявлянская и другие ученые).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность применения ТРИЗ-технологии как средства развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности; определены показатели и уровни развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обосновано содержание работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателями апробированного содержания работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 138 «Дубравушка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника) и 4 приложений. В тексте работы представлены 14 таблиц, 3 рисунка.
Таким образом, на основании исследования, проведенного в рамках темы данной работы, можно сделать ряд выводов относительно особенностей развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Творческие способности наиболее динамично развиваются именно в дошкольном возрасте, причем в рамках различных видов деятельности: игровой, конструктивной и других. Однако, наиболее эффективное развитие творческих способностей старших дошкольников имеет место во время изобразительной деятельности, а именно - во время НОД по изобразительной деятельности. Необходимо отметить, что НОД по изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации отводится значительное место, поскольку изобразительная деятельность является интересной и познавательной для детей старшего дошкольного возраста.
Для развития творческих способностей у детей 5-6 лет во время НОД по изобразительной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, педагоги используют различные формы, средства, методы и технологии. Одной из таких технологий является ТРИЗ -технология, разработанная Г.С. Альтшуллером на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность, что является показателями развития творческого воображения и творческих способностей.
Главное отличие ТРИЗ-технологии от классического подхода к развитию дошкольников - это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Нами установлено и экспериментально проверено, что развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности будет эффективным, если:
- оснастить изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ- технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей;
- использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной);
- в ходе совместной деятельности в режимных моментах использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии, стимулирующие у детей индивидуальную активность и самостоятельность.
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у детей 5-6 лет недостаточный уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности. У 10 человек (50%) в ЭГ и 12 человек (60%) в КГ уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности был констатирован на низком уровне. Средний уровень был выявлен у 10 человек (50%) в ЭГ и у 8 человек (40%) в КГ. Высокий уровень на констатирующем эксперименте не был выявлен.
Для работы над развитием творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет мы использовали методы и приемы ТРИЗ- технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной), в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. Оснастили изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ- технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей. Мы разработали и апробировали комплекс НОД по изобразительной деятельности с использованием ТРИЗ - технологии.
В результате контрольного эксперимента, была выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 5-6 лет в ЭГ после формирующей работы:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 30%;
- количество детей со средним уровнем осталось без изменения;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%.
В контрольной группе, исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о том, что результаты практически не изменились и явной динамики развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 5-6 лет контрольной группы не наблюдается.
Полученные результаты говорят о том, что использование ТРИЗ- технологии в ходе НОД по изобразительной деятельности способствовало развитию творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Аджимуратова А. Р. Особенности творческой работы детей
старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 10 (114).
С. 1158-1163.
2. Атабиева А. М. Особенности развития творческих способностей у детей старшего и среднего дошкольного возраста // Современное образование: размышления, взгляды и возможности. Сборник научных трудов по материалам I Международной педагогической конференции. Секция 1. Дошкольное образование. М. : Профессиональная наука, 2018. С. 13-17.
3. Ахмерова Н. М., Попова Е. Ю. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Современный мир : опыт, проблемы и перспективы развития. 2016. № 3. С. 65-70.
4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. 522 с. (Философские технологии: Русская философия).
5. Буровая Н. В., Панченко Т. В. Формирование творческого
воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Актуальные проблемы образования в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции.
Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2015. С. 20-24.
6. Волкова М. С. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Синергия Наук. 2017. № 15. С. 633-638.
7. Долгова В. И., Аплеева И. А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 6 (136). С. 222-226.
8. Долгова В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками. М. : Перо, 2015. 208 с.
9. Евсеева М. А. Развитие творческих способностей дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 126-128.
10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник. М. : Академия,
2017. 288 с.
11. Маликова Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. 2016. № 17. С. 132-134.
12. Овсянникова Ю. В. Особенности проявления творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Инновации в науке. 2016. № 56-2. С. 12-15.
13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 368 с.
14. Рабцевич Е.А. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисовании // Инновационные технологии в образовании и науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 1. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 175-179.
15. Решетникова Д. А. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования // Молодежь. Наука. Будущее: материалы международной студенческой научно-практической конференции. Оренбург, 2018. С. 215-217.
16. Русина Д. К., Жуйкова Т. П. Адаптация методов ТРИЗ к обучению детей дошкольного возраста. 2017. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/336/Action336-117379.pdf (дата обращения: 14.12.2019).
17. Саркенаева А. Б. Творчество как форма самоутверждения личности // Молодой ученый. 2018. № 15. С. 252-255.
18. Семенова М. Н., Карих В. В. Особенности художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. 2016. № 2 (9). С. 145-150.
19. Чурсинова Н. Н. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности // Молодой ученый. 2017. № 51. С. 303-305.
20. Шикорьяк И. В., Зайцева О. С., Масленникова О. М., Горина Ю. А. Как воспитать в ребенке творческую личность? // Молодой ученый. 2018. № 2. С. 159-161.
21. Юмагужина Р. Р. Развитие творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания : материалы XIV Международной научно¬
практической конференции. 2015. С. 144-149.
22. Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. С. 67-70.