РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности 9
1.1 Понятие, сущность и особенности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Влияние ТРИЗ-технологии на развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческих
способностей в изобразительной деятельности 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих
способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии 39
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет
творческих способностей в изобразительной деятельности 52
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения А. Списки детей, участвующих в экспериментальной работе 66
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента 67
Приложение В Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (изобразительной) с использованием методов ТРИЗ-технологии 69
Приложение Г Протокол результатов контрольного этапа эксперимента 76
Глава 1 Теоретические аспекты развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности 9
1.1 Понятие, сущность и особенности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Влияние ТРИЗ-технологии на развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет творческих
способностей в изобразительной деятельности 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих
способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии 39
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет
творческих способностей в изобразительной деятельности 52
Заключение 60
Список используемой литературы 63
Приложения А. Списки детей, участвующих в экспериментальной работе 66
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента 67
Приложение В Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (изобразительной) с использованием методов ТРИЗ-технологии 69
Приложение Г Протокол результатов контрольного этапа эксперимента 76
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что творческие способности детей 5-6 лет выступают в качестве необходимого компонента развития личности ребенка. Развитию творческих способностей в обязательном порядке должно уделяться время в процессе непосредственной образовательной деятельности и воспитания ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. Это обусловлено тем, что творческие способности детей 5-6 лет развиваются в изобразительной деятельности, а их развитию будет способствовать использование ТРИЗ-технологии.
Исследованием проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, B. И. Дружинин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, C. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. Вопросы, связанные с исследованием проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности интересовали таких современных ученых, как А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов и другие, которые считали, что в изобразительной деятельности осваивается специфический человеческий язык - язык изобразительного искусства.
Кроме того, актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени педагоги обращают особое внимание на то, чтобы в процессе творческого развития детей дошкольного возраста использовать не только передовые инновационные техники, но также и те технологии, средства, формы и методы, которые прошли проверку временем и доказали свою высокую эффективность. Одной из таких технологий можно назвать ТРИЗ-технологию (теорию решения изобретательских задач).
Разработка данной технологии отражена в трудах С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, А.М. Страунинг, Н.Н. Хоменко и других ученых, в которых подробно изучен вопрос внедрения ТРИЗ -технологий, в том числе и в дошкольных образовательных организациях, в частности:
- методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер);
- алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук;
- развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников (С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук);
- разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития познавательного развития детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ);
- разработки А.М. Страунинг, А.И. Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии»;
- разработчики ТРИЗ-педагогики: В.Г. Березина, М.С. Гафитулин, А.А. Гин, С.И. Гин, И.Н. Мурашковская, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, В.И. Тимохов, Н.Н. Хоменко.
Данная технология применяется уже на протяжении ряда лет, и за это время заслужила высокую оценку, как педагогов, так и методистов дошкольного образования. В силу того, что данная технология применяется для всестороннего развития детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, представляется целесообразным проанализировать ее эффективность с точки зрения развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
В процессе изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста идет развитие множества функций психики, а также знаний и умений, а именно мелкой моторики, пространственного воображения, творческих способностей, умения оценивать свои силы и прочее.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между:
- требованиями общества к раскрытию творческого потенциала личности и недостаточным творческим развитием выпускников дошкольной образовательной организации;
- пониманием педагогами дошкольных образовательных организаций необходимости творческого развития дошкольников и недостаточной разработкой методических основ в развитии творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ- технологии.
Проблема исследования - каковы возможности ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в процессе организации и проведения ТРИЗ - технологии.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Предмет исследования - развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности повысится, если:
- оснастить изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ - технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей;
- использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной);
- в ходе совместной деятельности в режимных моментах использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии, стимулирующие у детей индивидуальную активность и самостоятельность.
Задачи исследования.
1. Раскрыть понятие «творческие способности» и охарактеризовать особенности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в процессе организации и проведения ТРИЗ-технологии.
4. Выявить динамику уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- подходы к интерпретации сущности творческой деятельности и роли
в ней механизмов воображения, разработанные психологами (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев и другие ученые);
- теоретические положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи развития творческих способностей с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина);
- концепции развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Л.Б. Фесюкова);
- идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческих способностей (С.Д. Давыдова, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявлянская и другие ученые).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность применения ТРИЗ-технологии как средства развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности; определены показатели и уровни развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обосновано содержание работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателями апробированного содержания работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 138 «Дубравушка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника) и 4 приложений. В тексте работы представлены 14 таблиц, 3 рисунка.
Исследованием проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет занимались такие ученые, как Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, B. И. Дружинин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарев, C. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие. Вопросы, связанные с исследованием проблемы развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности интересовали таких современных ученых, как А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов и другие, которые считали, что в изобразительной деятельности осваивается специфический человеческий язык - язык изобразительного искусства.
Кроме того, актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени педагоги обращают особое внимание на то, чтобы в процессе творческого развития детей дошкольного возраста использовать не только передовые инновационные техники, но также и те технологии, средства, формы и методы, которые прошли проверку временем и доказали свою высокую эффективность. Одной из таких технологий можно назвать ТРИЗ-технологию (теорию решения изобретательских задач).
Разработка данной технологии отражена в трудах С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, А.М. Страунинг, Н.Н. Хоменко и других ученых, в которых подробно изучен вопрос внедрения ТРИЗ -технологий, в том числе и в дошкольных образовательных организациях, в частности:
- методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер);
- алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук;
- развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников (С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук);
- разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития познавательного развития детей» (опыт работы педагогов г. Ульяновска по технологии ТРИЗ);
- разработки А.М. Страунинг, А.И. Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии»;
- разработчики ТРИЗ-педагогики: В.Г. Березина, М.С. Гафитулин, А.А. Гин, С.И. Гин, И.Н. Мурашковская, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, В.И. Тимохов, Н.Н. Хоменко.
Данная технология применяется уже на протяжении ряда лет, и за это время заслужила высокую оценку, как педагогов, так и методистов дошкольного образования. В силу того, что данная технология применяется для всестороннего развития детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, представляется целесообразным проанализировать ее эффективность с точки зрения развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
В процессе изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста идет развитие множества функций психики, а также знаний и умений, а именно мелкой моторики, пространственного воображения, творческих способностей, умения оценивать свои силы и прочее.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между:
- требованиями общества к раскрытию творческого потенциала личности и недостаточным творческим развитием выпускников дошкольной образовательной организации;
- пониманием педагогами дошкольных образовательных организаций необходимости творческого развития дошкольников и недостаточной разработкой методических основ в развитии творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ- технологии.
Проблема исследования - каковы возможности ТРИЗ-технологии в развитии творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в процессе организации и проведения ТРИЗ - технологии.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Предмет исследования - развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
Гипотеза исследования: мы предположили, что уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности повысится, если:
- оснастить изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ - технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей;
- использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной);
- в ходе совместной деятельности в режимных моментах использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии, стимулирующие у детей индивидуальную активность и самостоятельность.
Задачи исследования.
1. Раскрыть понятие «творческие способности» и охарактеризовать особенности развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
2. Выявить уровень развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности в процессе организации и проведения ТРИЗ-технологии.
4. Выявить динамику уровня развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- подходы к интерпретации сущности творческой деятельности и роли
в ней механизмов воображения, разработанные психологами (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев и другие ученые);
- теоретические положения психологов, изучающих вопросы взаимосвязи развития творческих способностей с опытом личности и с развитием эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, Л.П. Печко, Л.Ю. Субботина);
- концепции развития творческих способностей у детей в период дошкольного детства (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева, Л.Б. Фесюкова);
- идеи представителей в области педагогики и психологии о развитии творческих способностей (С.Д. Давыдова, Т.Н. Доронова, С.А. Козлова, Т.А. Комарова, О.А. Куревина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявлянская и другие ученые).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность применения ТРИЗ-технологии как средства развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности; определены показатели и уровни развития творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обосновано содержание работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности посредством ТРИЗ-технологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателями апробированного содержания работы по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами ТРИЗ-технологии в практике работы дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 138 «Дубравушка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 источника) и 4 приложений. В тексте работы представлены 14 таблиц, 3 рисунка.
Таким образом, на основании исследования, проведенного в рамках темы данной работы, можно сделать ряд выводов относительно особенностей развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет посредством ТРИЗ-технологии.
Творческие способности наиболее динамично развиваются именно в дошкольном возрасте, причем в рамках различных видов деятельности: игровой, конструктивной и других. Однако, наиболее эффективное развитие творческих способностей старших дошкольников имеет место во время изобразительной деятельности, а именно - во время НОД по изобразительной деятельности. Необходимо отметить, что НОД по изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации отводится значительное место, поскольку изобразительная деятельность является интересной и познавательной для детей старшего дошкольного возраста.
Для развития творческих способностей у детей 5-6 лет во время НОД по изобразительной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, педагоги используют различные формы, средства, методы и технологии. Одной из таких технологий является ТРИЗ -технология, разработанная Г.С. Альтшуллером на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность, что является показателями развития творческого воображения и творческих способностей.
Главное отличие ТРИЗ-технологии от классического подхода к развитию дошкольников - это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Нами установлено и экспериментально проверено, что развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности будет эффективным, если:
- оснастить изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ- технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей;
- использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной);
- в ходе совместной деятельности в режимных моментах использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии, стимулирующие у детей индивидуальную активность и самостоятельность.
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у детей 5-6 лет недостаточный уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности. У 10 человек (50%) в ЭГ и 12 человек (60%) в КГ уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности был констатирован на низком уровне. Средний уровень был выявлен у 10 человек (50%) в ЭГ и у 8 человек (40%) в КГ. Высокий уровень на констатирующем эксперименте не был выявлен.
Для работы над развитием творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет мы использовали методы и приемы ТРИЗ- технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной), в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. Оснастили изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ- технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей. Мы разработали и апробировали комплекс НОД по изобразительной деятельности с использованием ТРИЗ - технологии.
В результате контрольного эксперимента, была выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 5-6 лет в ЭГ после формирующей работы:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 30%;
- количество детей со средним уровнем осталось без изменения;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%.
В контрольной группе, исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о том, что результаты практически не изменились и явной динамики развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 5-6 лет контрольной группы не наблюдается.
Полученные результаты говорят о том, что использование ТРИЗ- технологии в ходе НОД по изобразительной деятельности способствовало развитию творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Творческие способности наиболее динамично развиваются именно в дошкольном возрасте, причем в рамках различных видов деятельности: игровой, конструктивной и других. Однако, наиболее эффективное развитие творческих способностей старших дошкольников имеет место во время изобразительной деятельности, а именно - во время НОД по изобразительной деятельности. Необходимо отметить, что НОД по изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации отводится значительное место, поскольку изобразительная деятельность является интересной и познавательной для детей старшего дошкольного возраста.
Для развития творческих способностей у детей 5-6 лет во время НОД по изобразительной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, педагоги используют различные формы, средства, методы и технологии. Одной из таких технологий является ТРИЗ -технология, разработанная Г.С. Альтшуллером на основе теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность, что является показателями развития творческого воображения и творческих способностей.
Главное отличие ТРИЗ-технологии от классического подхода к развитию дошкольников - это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Нами установлено и экспериментально проверено, что развитие творческих способностей детей 5-6 лет в изобразительной деятельности будет эффективным, если:
- оснастить изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ- технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей;
- использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной);
- в ходе совместной деятельности в режимных моментах использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии, стимулирующие у детей индивидуальную активность и самостоятельность.
В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у детей 5-6 лет недостаточный уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности. У 10 человек (50%) в ЭГ и 12 человек (60%) в КГ уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности был констатирован на низком уровне. Средний уровень был выявлен у 10 человек (50%) в ЭГ и у 8 человек (40%) в КГ. Высокий уровень на констатирующем эксперименте не был выявлен.
Для работы над развитием творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет мы использовали методы и приемы ТРИЗ- технологии в ходе организации непрерывной образовательной деятельности (изобразительной), в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. Оснастили изоуголок в группе пособиями и материалами по ТРИЗ- технологии, стимулирующими когнитивную активность, любознательность, инициативность, творческое начало детей. Мы разработали и апробировали комплекс НОД по изобразительной деятельности с использованием ТРИЗ - технологии.
В результате контрольного эксперимента, была выявлена положительная динамика в развитии творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 5-6 лет в ЭГ после формирующей работы:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 30%;
- количество детей со средним уровнем осталось без изменения;
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%.
В контрольной группе, исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о том, что результаты практически не изменились и явной динамики развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 5-6 лет контрольной группы не наблюдается.
Полученные результаты говорят о том, что использование ТРИЗ- технологии в ходе НОД по изобразительной деятельности способствовало развитию творческих способностей в изобразительной деятельности детей 5-6 лет. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного творчества
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения детей 6-7 лет посредством ТРИЗ-технологии
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по комментированному рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ
ИСКУССТВАМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5850 р. Год сдачи: 2018



