Введение 3
Глава I. Технология сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью как технология социального обслуживания 8
1.1. Теоретико-методологические основы исследования сопровождаемого проживания 8
1.2. Нормативно-правовые основы сопровождаемого проживания людей с инвалидностью 19
Глава II. Особенности реализации технологии сопровождаемого проживания людей с ментальной инвалидностью в государственных учреждениях и некоммерческих организациях 29
2.1. Опыт реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью в России и за рубежом и 29
2.2. Факторы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью в Свердловской области 42
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложения 71
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется повышением вниманием к потребностям различных групп населения, и выстраиванию на основе их оценки системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, ее эффективности. Одновременно приоритетным направлением государственной политики современной России является обеспечение всех граждан равными возможностями для доступа к социальным, экономическим, культурным ценностям, гарантирование всем членам общества уважения к личности и соблюдения прав каждого. В первую очередь, это направление становится актуальным для людей, имеющих ментальные нарушения, чаще всего имеющие ограниченный доступ к социальной инфраструктуре.
На сегодняшний день во многих развитых странах проблема социальной инклюзии людей с ментальными нарушениями решается путем развития системы социального обслуживания, создания условий для успешной адаптации в социальной среде.
По данным Федерального реестра инвалидов на 01.12.2020 года в общей численности 10 942 965 человек с группой инвалидностью1. По словам заместителя главы Министерства труда и социальной защиты Григория Лекарева, в стране 522 психоневрологических интерната, в них содержится 160 тысяч человек2.
Проживание в психоневрологических интернатах являлось единственным вариантом жизнеустройства людей с ментальной инвалидностью, оказавшихся без попечения. Постоянное нахождение человека с инвалидностью в данном учреждении направлена на его изоляцию, лишая права на самостоятельную жизнь, ущемляя в реализации равных возможностей.
В рамках реформирования психоневрологических интернатов Министерство труда и социальной защиты РФ планирует ввести услугу сопровождаемого проживания. Сопровождаемое проживание как инновационная технология в системе социального обслуживания направлена на получение и повышение навыков самообслуживания для дальнейшей самостоятельной жизни. Сопровождаемое проживание является стационарозамещающей технологией социального обслуживания, для того чтобы лица с ментальной инвалидностью смогли жить в домашних условиях, осуществить свое право на независимую и самостоятельную жизнь.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе - технология сопровождаемого проживания для лиц с ментальной инвалидностью, реализуемая в Свердловской области в условиях как государственных, так и негосударственных социальных служб.
Предмет исследования: организационные особенности и условия реализации технологии сопровождаемого проживания людей с ментальной инвалидностью в Свердловской области примере ГАУ «Тагильский пансионат, АНО НПСПО «Благое дело».
С учетом выбранного объекта исследования нами были определены цели и задачи выпускной квалификационной работы.
Цель исследования в выпускной квалификационной работе - выявить особенности реализации технологии сопровождаемого проживания людей с ментальной инвалидностью в Свердловской области на основе изучения имеющегося опыта государственных и негосударственных социальных служб .
Поставленная цель была реализована через решение ряда исследовательских задач:
1. Охарактеризовать сопровождаемое проживание как инновационную технологию социального обслуживания с опорой на теоретико-методологические подходы (социальные модели инвалидности, антидискриминационные теории, теории активизации ресурсов клиента, концепция независимой жизни, концепция гражданских прав, концепция социальной инклюзии).
2. Оценить существующую нормативно-правовую базу сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью в РФ, в том числе на уровне Свердловской области.
3. Охарактеризовать зарубежный и российский опыт реализации сопровождаемого проживания инвалидов, сопоставив условия, в которых осуществляется технология.
4. На основе анкетирования в родителей людей с ментальными нарушениями в рамках эмпирического исследования определить потребность целевой группы в данной технологии, их информированность и готовность обращаться за услугами сопровождаемого проживания в государственные социальные службы и социально ориентированные некоммерческие организации.
5. На основе данных экспертных интервью в рамках эмпирического исследования выявить условия и особенности реализации технологии сопровождаемого проживания в государственных социальных службах и социально ориентированных некоммерческих организациях.
В ходе проведения теоретического и эмпирического исследования были сформулированы следующие гипотезы:
1. Предположительно, нормативно-правовая база, регулирующая технологию сопровождаемого проживания инвалидов в РФ, находится на стадии формирования, многие вопросы не урегулированы нормами права.
2. Вероятно, технология сопровождаемого проживания в России находится на стадии развития, так как реализуется только в некоторых регионах страны, довольно часто только негосударственными социального ориентированными некоммерческими организациями.
3. Предположительно, основными трудностями реализации технологии сопровождаемого проживания людей с инвалидностью в РФ являются: недостаток в ресурсном обеспечении (финансовом, кадровом и методическом), низкий уровень информированность целевой группы (людей с ментальными нарушениями и их законных представителей) о технологии сопровождаемого проживания.
На сегодняшний день технология сопровождаемого проживания реализуется лишь в некоторых регионах страны в качестве пилотных проектов, либо по инициативе некоммерческих организаций (далее по тексту - НКО).
В отечественной научной литературе данная тема недостаточно изучена. В качестве теоретических источников, которые анализировались в ходе написания выпускной квалификационной работы, были использованы Виноградовой Е.А., Деминой Э.Н., Джавид О.С., Зуевой Е.А., Нестерова А.Г., Романычева И.С., Царева А.М. В своих исследованиях они рассматривают актуальность реализации сопровождаемого проживания, анализируют опыт внедрения данной технологии в разных регионах страны.
Теоретическая база исследования строится на теории социальной модели инвалидности, которая направлена на соблюдение равных прав и возможностей людей с инвалидностью. Благодаря социальной модели инвалидности появились первые идеи независимой жизни инвалидов. Концепция независимой жизни (Г. Делонг, Ж. Деджон, Д. Макдональд) возникла по инициативе самих инвалидов, она предполагает развитие системы социального обслуживания и поддержки людей с особыми потребностями непосредственно по месту жительства, а не в специализированных интернатах. Концепция гражданских прав появилась в 1990 году с принятием закона об инвалидах в США. Целью данной концепции является реформирование основных социальных институтов по включению в них инвалидов, в ней отражается необходимость антидискриминационной практики и интеграции в отношении людей с инвалидностью. Социальная инклюзия (Г. Эндрувайт, Астоянц М.С., Россихина И.Г., Ярская В.Н.) направлена на максимальное повышение степени участия лиц с инвалидностью во всех социальных практиках, не только наряду, но и, главным образом, вместе с другими людьми, и одновременное снижение уровня их социальной изолированности. Антидискриминационная теория (А. Девор, А. Шлезингер) предоставляет возможность инвалидам пользоваться всеми правами и обязанностями наравне с другими гражданами. Теория активизации ресурсов клиента (С. Киффер, У. Риз), рассматривает человека как полноправного участника своей жизни, помогает раскрыть и развить скрытые внутренние ресурсы и обрести социальную значимость.
С учетом сформулированной цели и поставленных задач определена структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы: в первой главе технология сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью рассматривается как технология социального обслуживания, вторая глава посвящена особенностям реализации технологии сопровождаемого проживания людей с ментальной инвалидностью в государственных учреждениях и некоммерческих организациях заключение, библиографический список, приложения.
В рамках выпускной квалификационной работы проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей реализации технологии сопровождаемого проживания в конкретных социальных учреждениях (государственной социальной службе и социально ориентированной некоммерческой организации). Нами были использованы качественные и количественные методы исследования (анкетирование, экспертное интервью), что обусловило прикладной характер выпускной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать представленные в ней материалы и результаты исследования в деятельности государственных центров социального обслуживания населения, а также органов управления в социальной сфере, планирующих внедрение подобной технологии.
Эффективность социального обслуживания населения в современный период во многом зависит от внедрения современных технологий, которые помогли бы улучшить предоставление социальных услуг различным категориям населения. Обеспечение населения доступными социальными услугами надлежащего качества, создающими благоприятные условия для развития «человеческого капитала», сохраняющими и изменяющими социальное положение личности, всех групп и слоев населения, социальных общностей, коллективов является целью социального обслуживания в РФ.
В первой главе исследовательской работы нами были определены теоретико-методологические основы исследования сопровождаемого проживания. В процессе изучения были рассмотрены основные теории и подходы к анализу сопровождаемого проживания: социальные модели инвалидности, концепция независимой жизни, концепция гражданских прав, антидискриминационная теория, концепция социальной инклюзии, теория активизации ресурсов. Проанализированные теории и подходы помогли раскрыть процессы становления и развития сопровождаемого проживания инвалидов. Первоначально человек с инвалидностью рассматривался через призму медицинской модели инвалидности в результате которого образовался социальный стереотип в отношении данных граждан, где их воспринимали с физическими ограничениями, несамостоятельными. Все это привело к социальной эксклюзии инвалидов. Переход от медицинской к социальной модели инвалидности привел к признанию равных прав и возможностей людей с инвалидностью. Вследствие этого начали появляться идеи независимой жизни, по инициативе инвалидов в зарубежных странах были организованы центры независимой жизни. Таким образом возникла концепция социальной инклюзии, которая направлена на преодоление социальной изолированности инвалидов. Нахождение человека с инвалидностью в закрытых специализированных учреждениях является нарушением его прав и противоречит международному законодательству, а антидискриминационные меры препятствуют социальной несправедливости. Теория активизации ресурсов позволяет выявить имеющиеся ресурсы и развить эти способности для самостоятельной жизни.
Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицированная Россией в 2012 году. Ее применение направлено на защиту и обеспечение полной реализации инвалидами всех прав и основных свобод, в том числе права на собственное жилье, труд, достойную среду обитания, полноценную организацию быта и проведения досуга. Поэтому Конвенция ООН о правах инвалидов способствовала в западных странах привела к ликвидации интернатов.
В Российской Федерации одним из основополагающих нормативно-правовых документов, регламентирующих сопровождаемое проживание, является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 декабря 2017 г. № 847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях», в котором содержатся основные условия, понятия, направления работы, критерии, этапы организации сопровождаемого проживания как инновационной технологии социального обслуживания людей с инвалидностью. Но данный нормативно-правовой документ имеет лишь рекомендательный характер. Для полноценного развития сопровождаемого проживания в России необходима разработка критериев оценки потребности человека в том или ином объеме сопровождения (постоянном, регулярном, периодическом); стандартов оказания услуг по сопровождению, механизмов их исполнения на основе межведомственного взаимодействия, методик и регламентов по сопровождаемому проживанию; определение содержания услуги, стандарта услуги; законодательная возможность использования жилого фонда любой формы собственности. Поэтому необходимо совершенствование законодательной базы в этой сфере, при этом необходимо как принятие новых законодательных актов, так и внесение изменений в существующие.
Во второй главе исследовательской работы рассмотрен опыт реализации сопровождаемого проживания в России и за рубежом. Изучив материал, мы пришли к следующим выводам: в зарубежных странах имеется целая система организаций независимого проживания инвалидов, в России данный вид проживания находится на стадии развития, реализуется не во всех регионах страны, и в основном, благодаря, инициативе социально ориентированных некоммерческих организаций совместно с родителями детей-инвалидов.
Сопровождаемое проживание реализуется в разных формах: индивидуальное или групповое проживание; интегративное, когда вместе проживают люди с различными нарушениями; в привычных условиях, то есть на дому. Данный вид проживания может быть организован в квартире, доме, общежитии, деревне, поселении, городке (квартале). Услуги по сопровождаемому проживанию могут предоставляться государственными и негосударственными организациями, в том числе социально ориентированными НКО, частными лицами, при этом сопровождение должно быть в объеме необходимом для нормализации жизни человека с инвалидностью.
Для выявления факторов реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью в Свердловской области нами было проведено исследование на тему «Опыт реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с ментальной инвалидностью в Свердловской области». Результаты исследования показали, что на территории Свердловской области реализацией сопровождаемого проживания занимаются 2 государственных учреждения ГАУ «Тагильский пансионат», ГКУ «Екатеринбургский ДДИ, 1 некоммерческая организация - АНО НПСПО «Благое дело». Родители детей с ментальной инвалидностью отмечают, что государственные учреждения должны быть ответственными за организацию и реализацию сопровождаемого проживания. При выборе форм сопровождаемого проживания учитываются индивидуальные особенности каждого человека с инвалидностью. Уровень поддержки зависит от особенностей человека, его состояния здоровья, возраста, характера обстоятельства ухудшающих жизнедеятельность. Сопровождаемое проживание организовано в 3 этапа: подготовительный, учебно-тренировочный, постоянное сопровождаемое проживание. Однако государственные учреждения не в состоянии реализовывать все три этапа, в отличие от некоммерческих организаций. Главным препятствием дальнейшего развития и внедрения сопровождаемого проживания в практику всех социальных учреждений является отсутствие внятной нормативно-правовой базы (эксперты из гос. учреждений и НКО). Для НКО - отсутствие постоянного финансирования является дополнительным затруднением. Для государственной социальной службы дополнительным препятствием является невозможность сопровождения участников проекта на всех этапах сопровождаемого проживания, невозможность имитации реальной жизни в стенах интерната. По мнению экспертов, проект сопровождаемого проживания очень важен и продуктивен для лиц с ментальной инвалидностью. В АНО НПСПО «Благое дело» 2 участника, прошедшие учебнотренировочное проживание приобрели собственную квартиру и находятся на периодическом сопровождении, 3 человека проживают в арендованной квартире. В ГАУ «Тагильский пансионат» выпустилось 8 человек из интерната, которые находятся на периодическом сопровождении у комплексного центра социального обслуживания. В жилищном вопросе все зависит от этапа сопровождаемого проживания. Учебно-тренировочные квартиры могут принадлежать либо муниципалитету, либо учреждениям, занимающихся реализацией данного проекта. При постоянном сопровождении это может быть социальная квартира или жилье купленное на собственные средства. По мнению экспертов, необходимыми специалистами при внедрении сопровождаемого проживания являются: специалисты по социальной работе, социальные педагоги, социальные работники и психологи. Ресурсами в учреждениях, где реализуется проект сопровождаемого проживания являются учебно-тренировочные квартиры. В АНО НПСПО «Благое дело» имеются ремесленные мастерские для организации трудовой дневной занятости. Большинство опрошенных не знали о проекте сопровождаемого проживания.
1. Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106//Собрание законодательства РФ. - 2013. - 11 февраля 2013. - № 6. - Ст. 468//(дата обращения: 21.01.2021).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398// (дата обращения: 21.01.2021).
3. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Федеральный закон от 02.07.1992г. № 3185-1 (ред. От 08.12.2020)//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - 20 августа. - № 33. - Ст. 1913//(дата обращения: 21.01.2021).
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. 29.12.2020)/ Собрание законодательства РФ. - 1995. - 27 ноября. - № 48. - Ст. 4563//(дата обращения: 21.01.2021).
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2020)// Собрание законодательства РФ. - 2012. 31 декабря. - № 53. - Ст. 7598//(дата обращения: 21.01.2021).
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442 -ФЗ (ред. от 13.07.2020)//Собрание законодательства РФ. - 2013. - 30 декабря. - № 52 (часть I). Ст. 7007//(дата обращения: 21.01.2021).
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2021-2025 годы» от 29 марта 2019 г. (ред. от от 23.12.2020): Постановление Правительства Российской Федерации// Собрание законодательства РФ. - 2019. - 14 апреля. - № 21. - Ст. 2124//(дата обращения: 21.01.2021).
8. Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм: Приказ Министерства труда и социальной защиты от 13.06.2017г. № 486н//Официальный интернет-портал правовой информации. - 2017. - 01 августа//(дата обращения: 21.01.2021).
9. Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных помещениях: Приказ Минтруда России от 14.12.2017 г. № 847// Официальный интернет-портал правовой информации. - 2017. - 29 декабря//(дата обращения: 21.01.2021).
10. Об утверждении стандартов социальных услуг в новой редакции: приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 г. № 482// Официальный интернет-портал правовой информации. - 2020. -17 ноября//(дата обращения: 21.01.2021).
11. Об утверждении Порядка оказания государственной услуги «Сопровождаемое проживание лиц, страдающих психическими заболеваниями, в возрасте от 18 лет, признанных нуждающимися в предоставлении социального обслуживания: Приказ Министерства социального развития Пермского края от 16.12.2019 № СЭД-33-01-03-835 (ред. от 31.07.2020)//Официальный интернет- портал правовой информации. - 2019. - 19 декабря//(дата обращения: 21.01.2021).
12. О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга № 100-15 от 04.04.2006 (ред. от 11.07.2019)//Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. - 2006. - 25 апреля. - №4//(дата обращения: 21.01.2021).
13. Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014г. № 1283 (ред. от 17.01.2020)//Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - 2015. - 22 января//(дата обращения: 21.01.2021).
14. О жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 года № 1163 (ред. от 21.05.2015)//Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 2007. - 30 ноября. - №11. - Стр. 53.
15. Астоянц М.С., Россихина И.Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия. - 2009. - № 12. С.51-58.
...