Введение 4
Глава 1 Теоретические лет основы формирования у детей 4-5 представлений о нормах морального поведения посредством сказок ... 9
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений
о нормах морального поведения у детей 4-5 лет 9
1.2 Сказки как средство формирования у детей 4-5 лет представлений
о нормах морального поведения 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о нормах морального поведения посредством сказок ... 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о нормах морального поведения 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию
представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет посредством сказок 33
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет
представлений о нормах морального поведения 41
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 52
В современном обществе все чаще происходят случаи проявления у детей таких качеств как агрессивность, жестокость, демонстративность, которые возникают по отношению к сверстникам и взрослым. На данное поведение ребенка влияет множество факторов, но одна из причин - это отсутствие положительного примера по соблюдению морально-этических норм. Современные мультипликации и комиксы несут в себе не только яркость и динамичность сюжета, но и пагубно влияющие на детскую психику элементы единоборств, споров, конкуренции и даже жестокости. Под влиянием современной культуры в мышлении ребенка зарождаются неправильные представления о морально-этических нормах. Данный негативный эффект подтверждает, что вопросы моральных ценностей как никогда актуальны, особенно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы отношения ребенка к миру и к окружающим (родителям, сверстникам и т.д.). Для решения данной задачи эффективным средством является чтение сказок. Классические литературные произведения всегда считались эталоном высоких норм и ценностей, они благоприятно влияют на ребенка и выступают как средство умственного, эстетического и нравственного воспитания. Но, не менее важно, что сказки вызывают у детей неподдельный интерес, их сюжет не менее ярок по сравнению с современными мультипликациями и комиксами, а смысловая нагрузка намного насыщеннее. Морально-этические нормы передаются в сказках за счет представления образцов положительных и отрицательных поступков героев, раскрывают простые и сложные ситуации взаимоотношений, из которых герои ищут совместный выход без проявлений жестокости, помогая друг другу. Через сказки детям передается важное значение таких качеств, как доброта, искренность, взаимопомощь, целеустремленность, понимание и пр. Примеры ситуаций в сказочной форме помогают детям справится с аналогичными ситуациями в реальной жизни, избегая агрессивных действий и споров. С помощью чтения сказок воспитатель может помочь детям в усвоении и принятии норм общества. Главное, чтобы воспитатель создавал все необходимые условия для восприятия сказок детьми и способствовал возникновению интереса у детей к прочтению сказочных сюжетов. Данный эффект достигается за счет выразительного чтения, разбора ситуаций. После того, как у ребенка возникнет интерес к изучению сказок, с каждым новым прочитанным сюжетом у него будут формироваться важные моральные качества, а также он будет избегать проявления негативных качеств, которые усвоил на примере сказочных персонажей (например, жадность Кощея Бессмертного, зависть Злой Королевы и т.д.). Таким образом, чтение сказок - это не просто воспроизведение образов главных героев, и передача сюжетных линий произведений. Чтение сказок - это, в первую очередь, эффективное средство воспитания, способствующее передаче в занимательной форме морально-этических норм, благоприятно влияющих на поведение ребенка.
Нравственное поведение издавна рассматривалось в работах философов (Аристотель, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев). По их мнению, сказка является носителем яркого примера противопоставления зла и добра, выразительных образов, сказка имеет собственную уникальную культуру и динамику событий, которые раскрываются в сознании ребенка. Данные аспекты представляют сказку как важный инструмент формирования всесторонне развитой, гармоничной и нравственной личности ребенка.
Но в современном обществе сказкам уделяется все меньше и меньше внимания. Дети предпочитают им современные мультфильмы, комиксы, компьютерные игры. Родители не уделяют прочтению сказок своим детям должного внимания, что пагубно влияет на развитие ребенка и на его взаимоотношения в коллективе сверстников.
Анализ исследований свидетельствует, что данная проблема является актуальной и требует эффективного решения. Можно выделить следующее противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет представлений о нормах морального поведения и недооценкой потенциальных возможностей сказок в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловило проблему исследования: каковы возможности сказок в процессе формирования у детей 4-5 лет представлений о нормах морального поведения.
Исходя из актуальности проблемы, нами определена тема бакалаврской работы: «Формирование у детей 4-5 лет представлений о нормах морального поведения посредством сказок».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет посредством сказок.
Объект исследования - процесс формирования представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет.
Предмет исследования - формирование представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет посредством сказок.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет посредством сказок возможно, если
- осуществлен подбор сказок по показателям сформированности представлений о нормах морального поведения;
- разработаны задания по содержанию сказок, направленные на формирование представлений о нормах морального поведения;
- организованна поэтапная работа с детьми по формированию представлений о нормах морального поведения с содержанием сказки.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме формирования у детей 4-5 лет представлений о нормах морального поведения посредством сказок;
2) выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет
представлений о нормах морального поведения;
3) разработать методику формирования у детей 4-5 лет
представлений о нормах морального поведения.
Теоретическую основу исследования составляют:
- исследования, раскрывающие процесс нравственного воспитания детей (Ю.Б. Алиев, Б.М. Неменский, Б.Т. Лихачев, В.В. Краевский);
- исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, М.Н. Берулавы, Б.С. Гершунского);
- исследования, посвященные роли сказки в нравственном воспитании дошкольников (Г.З. Праздникова, Л.В. Круглова, Л.Д. Короткова).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных)
Новизна исследования заключается в том, что в работе описаны возможности использования сказки как средства формирования представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможности сказок в процессе формирования у детей 4-5 лет представлений о нормах морального поведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования формирования представлений норм морального поведения у детей 4-5 посредством сказок могут быть использованы педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации для работы с детьми 4-5 лет.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 124 «Мотылек» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура выпускной квалифицированной работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (20 источников) и 2 приложений.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать нам выводы.
Результаты теоретического анализа дают понять, что проблема формирования представления о нормах морального поведения у детей 4-5 лет посредством сказок актуально в настоящее время.
Проблема нравственного воспитания дошкольников изучалась Ю.Б. Алиевым, Б.М. Неменским, Б.Т. Лихачевым, В.В. Краевским. Проблема роли сказки в нравственном воспитании дошкольников рассматривалась в работах Г.З. Праздниковой, Л.В. Кругловой, Л.Д. Коротковой. Целью сказки служит не только развлечение и разнообразие досуга ребенка, но и преподнесение урока, морали. Поэтому так важно преподнести в верном контексте ребенку смысл сказки и ее значение сложившейся в итоге ситуации по окончании сюжетной линии.
Формирование представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет посредством сказок возможно, если:
- осуществить подбор сказок для формирования представлений о нормах морального поведения;
- подобрать задания со сказкой, в которой происходит формирование представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет посредством чтения сказок;
- организовать деятельность детей с содержанием сказки.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность сказки и положительную динамику в уровне представления о нормах морального поведения. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей высоким уровнем и уменьшилось количество детей с низким уровнем представления о нормах морального поведения.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности сказки в формировании представлений о нормах морального поведения у детей 4-5 лет.
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - М. : Академия, 1996. - 588 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр.[Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
3. Божович, Л. И. Нравственное формирование личности дошкольника в коллективе [Текст] / Л.И. Божович, Т. Е. Конникова. - М., 1987. - 315 с.
4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. ФГОС ДО [Текст] / Р.С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 78 с.
5. Буре, Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.С. Буре // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 5. - С. 16-17.
6. Гаврилова, П.О. Воспитание нравственных чувств [Текст] / П.О. Гаврилова. - М. : Знание, 1984. - 80 с.
7. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений [Текст] / под. ред.: С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 203 с.
8. Дробницкий, О.Г. Понятие морали [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1974. - 387 с.
9. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира [Текст] / В. Д. Еремеева, Т П. Хризман. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
10. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др. Под ред. С. А. Козловой - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.
11. Лисина, М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст] / М.И. Лисина. - М., 1980. - 191 с.
12.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 330 с.
13. Пиаже, Ж. Моральное суждение у ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Академический проект, 2006. - 480 с
14. Репина, Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми [Текст] / Т.А. Репина. - СПб., 2003. - 159 с.
15. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
16. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Н.И. Ганощенко, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, под ред. Е.О. Смирновой. - М. : Моск. психол.- социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 240 с.
17. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : Педагогика, 2000. - 396 с
18. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2000. - 336 с.
19. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - М. : Просвещение, 1990. - 520 с.
20. Цеева, Л. Х. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст]/ Л.Х. Цеева, Н.В. Петрова. - Майкоп : Полиграф-Юг, 2004. - 278 с.