ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 СПОСОБЫ, ФОРМЫ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.2. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕШЕНИЕ ПО ВЫХОДУ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
2.ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО РЫНКА РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ И
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ОАО ПКП "МЕРИДИАН" И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК
2.1 ОБЩАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО РЫНКА РЫБИ И МОРЕПРОДУКТОВ
И ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ ОАО ПКП «МЕРИДИАН»
2.2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ПКП
"МЕРИДИАН" И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ И РАЗРАБОТКА
АЛГОРИТМА ВЫХОДА ОАО ПКП «МЕРИДИАН» НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ
3.2 РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ПО ВЫХОДУ ОАО ПКП «МЕРИДИАН»
НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
В настоящее время в виду развитости рыночной экономической системы, многим компаниям для сохранения высокой прибыли и рыночной доли необходимо выявлять свои конкурентные преимущества, разрабатывать стратегии развития компании на местных рынках. В целях максимизации прибыли одним из способов ее увеличения является выход на международные рынки. В виду усиленных темпов глобализации и высокой взаимосвязи глобальных торговых и финансовых рынков, для успешного функционирования компании на зарубежных рынках, необходимо выбрать оптимальную стратегию и разработать алгоритм выхода компании на новые рынки, учитывая его характеристики, предпочтения потребителей, платежеспособность, а также проанализировать риски, которые могут возникнуть при осуществлении международной деятельности, например, мировые кризисы, международные конфликты и глобальные пандемии.
Компания ОАО ПКП "МЕРИДИАН" является одним из лидеров в области рыболовства и производства рыбной продукции и морепродуктов. В настоящее время компания заинтересована в выходе на международные рынки, что требует разработки эффективной стратегии. Стоит учитывать и то, что российская экономика за последнее десятилетие пережила большое количество потрясений, что сказалось и на промышленном производстве. Кризис, вызванный конфликтом на Украине, привел к усилению политических разногласий между Россией и США, а также странами Европейского Союза. В тоже время ряд стран ввел экономические санкции в отношении России, что привело к ослаблению национальной валюты, а также возникновению определенных ограничений при торговле товарами и услугами. В 2020 году ситуация на мировых рынках ухудшилась из-за глобальной пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией СОУГ0-19, введению локдаунов, спаду промышленного производства и закрытию границ между странами.
Актуальность исследования заключается в том, что качество стратегических решений, выбор оптимальной стратегии развития компании и разработка эффективного алгоритма реализации выбранной стратегии является серьезным препятствием для реализации потенциала предприятий и максимизации прибыли компаний рыбной промышленности в России.
Объектом выпускной квалификационной работы является предприятие рыбной промышленности ОАО ПКП «МЕРИДИАН».
Предметом выпускной квалификационной работы является алгоритм выхода компании на рынки Германии и Сербии.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка методики выхода компании рыбной промышленности ОАО ПКП "МЕРИДИАН" на международные рынки в современных условиях.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить классификацию возможных стратегий выхода компании на международные рынки, определить их типы и факторы, влияющие на формирование стратегии компании;
2. Провести комплексный анализ финансово-хозяйственной
деятельности компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН», определить ее конкурентные преимущества и стратегические возможности;
3. Определить потенциальные внешние рынки для функционирования компании;
4. Дать рекомендации по формированию стратегии для компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН» по выходу на зарубежные рынки;
5. Предоставить экономическое обоснование проекта выхода компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН» на зарубежные рынки, диагностировать возможные риски.
В качестве основных методов исследования при написании выпускной квалификационной работы использованы методы экономического и статистического анализа, метод экспертных оценок, а также методы разработки решений.
Исследования по данной теме проводились многими зарубежными исследователями, такими как Ананд. Дж., Делиос А., Бонакорси А., Гианнангели С., Кэнди В., Гордон Дж., а также российсикими - Алексеев И.С., Клещевский Ю.Н., Трачук А.В., Неуймин Д.С. и др. В тоже время авторы подчеркивают динамичность развития рынка рыбной промышленности как в мире, так и в России, а также постоянные изменения на глобальном рынке, в связи с чем, остается довольно много аспектов для дальнейшего изучения.
В результате выполнения работы были получены следующие результаты, обладающие научной новизной: определены критерии оптимальности выхода компании на международные рынки; выявлен оптимальный способ выхода компании рыбной промышленности на международные рынки на основе их анализа; разработан конкретный алгоритм выхода компании рыбной промышленности на международные рынки.
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных методических рекомендаций и разработке алгоритма выхода компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН» на зарубежные рынки Германии и Сербии, который позволит реализовать потенциал компании и увеличить свою прибыль. При этом, данный алгоритм носит универсальный характер и может использоваться аналогичными компаниями рыбной отрасли.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные финансовой отчетности компании ОАО ПКП "МЕРИДИАН", статистические данные федеральной службы статистики Росстат, а также данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе представлен теоретический анализ проблемы. Во второй главе рассмотрены основные характеристики мирового рынка рыбной промышленности, а также комплексный анализ ОАО ПКП «МЕРИДИАН». В третьей главе проанализированы возможные стратегии выхода компании на международные рынки и разработан алгоритм выхода ОАО ПКП «МЕРИДИАН» на рынки Германии и Сербии.
В рамках выпускной квалификационной работы была рассмотрена деятельность компании рыбной промышленности ОАО ПКП «МЕРИДИАН» с целью разработки методики выхода компании на международные рынки в современных условиях.
Для достижения указанной цели в работе были решены следующие задачи:
Во-первых, в работе представлена классификацию возможных стратегий выхода компании на международные рынки, определены их типы и факторы, влияющие на формирование стратегии компании. Основными стратегиями выхода на международный рынок являются экспорт (прямой и косвенный), создание совместного или дочернего предприятия, создание нового предприятия «с нуля», а также франчайзинг.
Во-вторых, для определения оптимальной и реализуемой стратегии для компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН», был проведен комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН» в целях определения ее конкурентных преимуществ и стратегических возможностей. Исходя из анализа деятельности компании, ОАО ПКП «МЕРИДИАН» является одним из лидеров в России по производству готовой продукции из рыбы и морепродуктов. Компания имеет устойчивое финансовое положение и высокие показатели рентабельности. Стоит отметить, что у компании имеются значительные производственные мощности, а также свой поставщик продукции, комплекс складских помещений для хранения готовой продукции и логистическая компания для транспортных перевозок. На данный момент компания функционирует не только в России, но и на рынках СНГ. Основным преимуществом компании является наличие собственной инфраструктуры, инвестиционного потенциала (поскольку ОАО ПКП «МЕРИДИАН» имеет собственного инвестора), а также качество реализуемой продукции. Стоит отметить, что компания имеет достаточно широкий портфель бренда для охвата всех потребительских предпочтений, в том числе линейка деликатесных товаров и продукции для ценителей здорового образа жизни.
В качестве потенциальных внешних рынков для функционирования компании были определены рынки Германии и Сербии. Данные страны имеют довольно высокий потенциал рынка, потребительский спрос и высокую платежеспособность населения. Эти страны также отличаются значительной нехваткой собственных ресурсов и дефицитом продукции из рыбы и морепродуктов на национальных рынках наряду с увеличивающимся спросом на данные товары. При этом, стоит учитывать, что экспансия на рынки Европы усложняется сложившейся геополитической ситуацией в мире. Тем не менее, такие страны как Германия и Сербия позитивно относятся к России и воспринимают ее как одну из стран-стратегических партнеров. Сложность функционирования на рынках Европы заключается в законодательстве Европейского Союза, которое определяет таможенное оформление и пошлины, налоговые ставки, а также требования к качеству продукции, что требует дополнительной сертификации. Тем не менее, это является возможностью для ОАО ПКП «МЕРИДИАН» соответствовать стандартам европейского качества и расширять в дальнейшем свою экспансию на зарубежные рынки. Помимо этого, данные рынки перспективны в связи с географической близостью к расположению компании (г. Москва), что упрощает экспорт товара и снижает транзакционные издержки.
В ходе анализа деятельности компании и потенциальных рынков - было определено конкурентные преимущество компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН» - это конкурентоспособность по цене. МЕРИДИАН имеет возможности получать экономию от масштаба, что приводит к снижению издержек на производство продукции. Таким образом, российская компания имеет возможность продавать продукцию по более низким ценам и более широкий спектр товаров, чем местные производители на указанных рынках, что приведет к успешной реализации стратегии выхода компании на рынки Германии и Сербии.
В рамках последней задачи выпускной квалификационной работы, была предложена стратегия для компании ОАО ПКП «МЕРИДИАН» по выходу на зарубежные рынки. Основная гипотеза работы заключается в том, что стратегия косвенного экспорта является наиболее оптимальной для компании среди всех иных стратегий выхода на международные рынки. Таким образом, в ходе анализа было определено, что основной стратегией для начала деятельности является стратегия косвенного экспорта. Данная стратегия является наиболее оптимальной для компании, поскольку имеет ряд преимуществ: во-первых, данная стратегия наименее затратная, во-вторых, возможность реализации данной стратегии довольно высока на данных рынках. Меридиану необходимо найти партнеров, которые будут осуществлять дистрибуцию продукции на указанных рынках. В случае создания предприятий или франчайзинга, компании несет слишком высокие затраты и риски реализации проекта увеличиваются, помимо этого, компании необходимо осуществлять контролирующие функции, что подразумевает дислокацию части компании на территории зарубежных рынков, что в свою очередь, увеличивает затраты компании. Таким образом, стратегия косвенного экспорта является оптимальной для ОАО ПКП «МЕРИДИАН». Для реализации стратегии был предложен примерный бизнес- план для компании с прогнозом прибыли и окупаемости проекта. Исходя из расчетов, на данный момент компания МЕРИДИАН имеет возможности для инвестирования собственных средств, а также для привлечения средств инвестора. Данный проект будет успешен для компании и имеет достаточную окупаемость и высокую рентабельность. Общий период окупаемости вложенных средств составит 14 месяцев.
Помимо этого, в ходе анализа были определены возможные риски, которое могут возникать при осуществлении экспортной деятельности ОАО ПКП «МЕРИДИАН». Основными рисками являются валютный и политический риск. Валютный риск имеет высокую вероятность возникновения, в связи с чем компании рекомендуется принять превентивные меры по снижению данного риска в виде хеджирования контрактов ВЭД. Политический риск, в свою очередь, имеет среднюю вероятность, поскольку нельзя исключать ухудшение отношений. Тем не менее, за последнее время, наблюдается четкая тенденция по улучшению политического климата и ориентированности стран Европы на партнерство с Россией.
Таким образом, в ходе ОАО ПКП «МЕРИДИАН» имеет устойчивые позиции на национальном рынке, что определяет ее возможности расширения деятельности на международных рынках. Оптимальной стратегией для компании является стратегия косвенного экспорта с привлечением зарубежных партнеров-дистрибуторов готовой продукции. Стоит отметить, что в настоящее время Правительство РФ активно поощряет экспортную деятельность национальных компаний и разрабатывает программы по поддержке экспортеров, в том числе в форме регулирования международных конфликтов. На данный момент ОАО ПКП «МЕРИДИАН» уже является участником программы и получает поддержку от Московского экспортного центра. Что определяет возможность успешной реализации стратегии компании, разработанной в ходе данной работы.
1. Anand J., Delios A. Competing globally: How Japanese MNCs have matched goals and strategies in India and China // The Columbia Journal of World Business. 1996. № 3 (31). C. 50-62.
2. Bernard A. B. [n gp.]. Intermediaries in International Trade: Direct versus indirect modes of export. 2011.
3. Bonaccorsi A., Giannangeli S., Rossi C. Entry strategies under competing standards: Hybrid business models in the open source software industry // Management Science. 2006. № 7 (52). C. 1085-1098.
4. Brady D. L., Bearden W. O. The Effect of Managerial Attitudes on Alternative Exporting Methods // Journal of International Business Studies. 1979. № 3 (10). C. 7984.
5. Brouthers L. E., Werner S., Wilkinson T. J. The aggregate impact of firms’ FDI strategies on the trade balances of host countries // Journal of International Business Studies. 1996. № 2 (27). C. 359-373.
6. Buckley P., Casson M. Analyzing Foreign Market Entry Strategies: Extending t he Internalization Approach. 1997.
7. Candy V., Gordon J. The Historical Development Of Strategic Planning Theories // International Journal of Management & Information Systems (IJMIS). 2011. № 4 (15).
C. 71.
8. Claver E., Rienda L., Quer D. The internationalisation process in family firms: Choice of market entry strategies // Journal of General Management. 2007. № 1 (33).
C. 1-14.
9. Dawson J. Strategy and opportunism in European retail internationalization // British Journal of Management. 2001. № 4 (12). C. 253-266.
10. Delios A., Henisz W. J. Political hazards, experience, and sequential entry strategies: The international expansion of Japanese firms, 1980-1998 // Strategic Management Journal. 2003. T. 24. № 11. C. 1153-1164.
11. Edwards J. Chapter 7: Competing in International Markets Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License, 2014.
12. Everett P. B., Pieters R. G. M., Titus P. A. The consumer-environment interaction: An introduction to the special issue // International Journal of Research in Marketing. 1994. № 2 (11). C. 97-105.
13. Fruin W. M., Prime P. Competing Strategies of FDI and Technology Transfer to China: American and Japanese Firms // International Business Faculty Publications. 1999.
14. Galanakis C. M. Innovation Strategies in the Food Industry: Tools for Implementation / C. M. Galanakis, 2016. 334 c.
15. Gasparotti C. THE INTERNAL AND EXTERNAL ENVIRONMENT ANALYSIS OF ROMANIAN NAVAL INDUSTRY WITH SWOT MODEL. 2009...