Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)

Работа №103548

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи
профессионального стресса и психологического здоровья личности 10
1.1 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологического здоровья в зарубежной психологии 10
1.2 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологического здоровья в отечественной психологии 19
1.3 Анализ основных направлений исследования проблемы стресса, его видов
и механизмов в психологической литературе 28
1.4 Профессиональный стресс как проблема психологического исследования 37
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья на примере организаций общественного питания 46
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Результаты исследования взаимосвязи профессионального стресса и
некоторых аспектов психологического здоровья 50
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике профессионального стресса
для персонала организаций общественного питания 71
Выводы по второй главе 76
Заключение 79
Список используемой литературы 81

Актуальность исследования. В условиях глобализации современная профессиональная и социальная активность субъекта труда становится все более насыщенной многочисленными связями и отношениями. В настоящее время профессиональному миру присущи интенсивность взаимодействия людей в социальной и профессиональной среде, высокий динамизм, все большая технологизация процессов производства, создающие новые для всех людей стрессогенные факторы.
Трудовая деятельность представителей многих профессий нередко проходит в условиях, которые требуют усиленной затраты внутренних резервов. Наиболее типичным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, является стресс. Длительные перегрузки, без достаточных условий полного восстановления духовных и физических сил, социальная, коммуникативная депривация оказывают неблагоприятное воздействие на субъекта труда, иногда полностью дезорганизуя его деятельность [17]. При длительном влиянии подобных факторов с большой долей вероятности можно ожидать у работника появления ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшения его работоспособности, снижения качества работы, а в конечном итоге - профессионального стресса. Негативное воздействие факторов профессионального стресса привело к тому, что в настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Вопросы, связанные с профессиональным стрессом, адаптацией к профессиональной деятельности и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, B.JI. Васильев, С.П. Безносов, Л.А. Китаев-Смык, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, А.Б. Леонов, М.В. Пряхина, Л.Б. Филонов, В.И. Хальзов, Э.С. Чугунова, С. Фолкман, Р.С. Лазарус, С. Маслач и др.).
По мнению большинства специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка работой, недостаточно четкое разграничение полномочий и должностных обязанностей, низкий уровень мотивации профессиональной деятельности, беспрерывная сверхсрочная работа, требующая энергетических затрат, недостаточные оценка и оплата труда, однообразность труда, а также отсутствие карьерных перспектив. Результаты опроса сотрудников различных организаций в 15 странах Европейского союза позволили установить, что 56% работников основной причиной профессионального стресса считают высокий темп работы, 60% указали на жесткие сроки выполнения трудовых заданий, 40% - на монотонность работы. Свыше трети опрошенных не имели возможности оказать какое- либо влияние на порядок выполнения заданий [17].
Однако многие основополагающие проблемы профессионального стресса у сотрудников конкретных видов труда - его природа, факторы, влияющие на стресс, - остаются недостаточно представленными в научной литературе. На сегодняшний день, например, отсутствуют исследования воздействия профессионального стресса на психологическое здоровье сотрудников организаций общественного питания, хотя нельзя не замечать постоянный стрессогенный характер профессионалов данной сферы.
Проблема психологического здоровья в научной литературе была поднята сравнительно недавно в связи с разделением понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Так, по мнению И.В. Дубровиной, психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [26]. В целом, можно выделить следующих отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемой психологического здоровья в рамках системного междисциплинарного подхода к проблеме здоровья личности: В.А. Ананьев [9], Г.С. Никифоров [50], О.С. Васильев [20], Ф.Р. Филатов [20], И.В. Дубровина [26], О.В. Хухлаева [73], С. Киз, Р. Скинер, А. Маслоу [44], О. Бэкер, Г. Олпорт [53], А. Эллис.
К сотрудникам организаций общественного питания относят, в первую очередь, официантов и поваров. Работа данной группы людей непосредственно связана с выполнением специфических функций заведений и несет в себе факторы производственной вредности, с которыми профессионалы сталкиваются на рабочем месте: работа в ночную смену, нагрузка на нервную систему, шум в зале ресторана, нагрузка на опорно - двигательный аппарат, загрязненность воздуха продуктами, образующимися при приготовлении пищи при пребывании на кухне, а также табачным дымом при обслуживании клиентов в зоне, предназначенной для курящих посетителей и многие другие, зависящие от специфики заведения.
Так, при работе в ночную смену происходит сбой ритма сна и бодрствования, возникают расстройства нервной и иммунной систем. Психоэмоциональные нагрузки, которым подвержен персонал организаций общественного питания, связаны с возможностью возникновения конфликта между работников и клиентом по принципу «клиент всегда прав». Особенность данных профессиональных ситуаций состоит в том, что, принимая на себя отрицательные эмоции контактера, они не имеют права отдавать негатив в ответ. Хроническое воздействие данной ситуации приводит к функциональным расстройствам нервной и сердечно-сосудистой систем. Воздействие шума в залах общественного питания закономерно приводит к снижению слуха, а также имеют данные всемирной организации здравоохранения о влиянии воздействия шума на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний. Все эти и многие другие факторы влияют не только на общее соматическое состояние профессионала, но и на его психологическое здоровье и личности в целом.
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет нам определить противоречия, заключающиеся, в том, что, во-первых, проблема профессионального стресса в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как остается малоизученным сфера взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья сотрудников организаций общественного питания.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления и протекания профессионального стресса сотрудников организаций общественного питания и определении особенностей его взаимосвязи с психологическим здоровьем. Решение данной проблемы позволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи профессионального стресса и таких аспектов психологического здоровья как психоэмоциональный статус, ценностное самоотношение и представления о здоровом образе жизни на примере сотрудников организаций общественного питания.
Объект исследования: профессиональный стресс, психологическое здоровье.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья.
Гипотеза исследования: в качестве аспектов психологического здоровья профессионалов организаций общественного питания, мы выделяем психоэмоциональный статус, ценностное самоотношение и представления о здоровом образе жизни. В связи с этим, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между профессиональным стрессом и выделенными аспектами психологического здоровья.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического здоровья, его критериев и профессионального стресса в отечественной и зарубежной литературе;
2. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
3. Разработать авторскую анкету, направленную на выявление особенностей представлений о здоровом образе жизни у профессионалов организаций общественного питания;
4. Выявить и экспериментально изучить выраженность профессионального стресса у персонала организации и особенности их психологического здоровья;
5. Установить взаимосвязь между уровнем выраженности профессионального стресса и аспектам психологического здоровьем у персонала организаций общественного питания;
6. Разработать рекомендации по профилактике профессионального стресса для сотрудников организаций общественного питания;
7. Сформулировать выводы о проделанной работе.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы:
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
2) Психодиагностические методы: психодиагностические опросники: 1) Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана); 2) авторская анкета «Представления о здоровом образе жизни»; 3) Опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев; 4) методика «Самочувствие. Активность. Настроение»;
3) Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирической базой исследования является ресторан «Фортепиано», люкс-бар «Старвей», ресторан «BeerHall 47». В исследовании приняли участие 40 человек (в возрасте 25-45 лет) - сотрудники ресторанов, из них 23 человека работают в должности официанта, 12 человек - повара, 5 человек - администраторы.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
- деятельностный подход, разрабатываемый Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и позволяющий утверждать, что психическое здоровье не только обеспечивает эффективность выполняемой деятельности, но и само оптимально выражается в деятельности, поведении и общении, во взаимоотношениях с другими;
- принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном, согласно которому психологическое здоровье закономерно зависит от порождающих её внешних и внутренних факторов;
- гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
- теоретические и практические исследования проблемы профессионального стресса (Н.Е. Водопьянова [21], [22], К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко [16] и др), а также труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме психологического здоровья:(О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков; А. Эллис и др.).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема профессионального стресса и его взаимосвязи с психологическим здоровьем персонала организаций общественного питания являются слабо изученными в психологии. В исследовательской работе была реализована задача теоретического и эмпирического обоснования профессионального стресса как фактора, влияющего на психологическое здоровье профессионалов (на примере сотрудников организаций общественного питания).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам профессионального стресса и его взаимосвязи психологическим здоровьем, а также могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии труда и психологии здоровья.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в области организационной психологии с целью проведения профилактических психологических мероприятий для сотрудников организаций общественного питания.
Апробация результатов исследования. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях тезисов докладов международных и всероссийских конференций.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), выводами, заключением, списком используемой литературы, приложением. В тексте представлены рисунки и таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудовая деятельность представителей многих профессий часто сопряжена с высокой социальной активностью субъекта, многочисленными связями и отношениями. Не исключением является и представители сферы общественного питания - официанты, повара, администраторы. Работа данной группы людей непосредственно связана с выполнением специфических функций заведений и несет в себе факторы производственной вредности, с которыми профессионалы сталкиваются на рабочем месте.
Проблема профессионального стресса специалистов многих профессий в психологической литературе активно разрабатывается, однако, его особенности сотрудников сферы общественного питания лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме профессионального стресса были проанализированы труды Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко.
Также были изучены труды, посвященные проблеме психологического здоровья: О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков; А. Эллис и др.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема психологического здоровья представителей разных специальностей в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как, особенности специалистов сферы общественного питания лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
В результате исследования особенностей взаимосвязи между профессиональным стрессов и психологическим здоровьем специалистов сферы общественного питания было определено:
1. Большинство профессионалов, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания, испытывают высокий уровень профессионального стресса (55% выборки). Данное эмоциональное состояние они обуславливают, во-первых, высокой степенью перегрузки рабочими делами и обязанностями в течение рабочего дня, во-вторых, невозможностью повлиять на решения и действия непосредственного руководителя, связанными с ними. В большей степени профессиональному стрессу подвержены официанты, в меньшей - администраторы.
2. Наиболее благоприятным показателем по методике САН у представителей профессий сферы общественного питания, является «активность». Настроение доминирует изменчивое, они испытывают затруднения в его определении и оценки. Наименее благоприятным у профессионалов сферы общественного питания является самочувствие, которое выражается в физиологическом и психологическом дискомфорте.
3. При исследовании самоотношения высокие значения имеют шкалы «замкнутость» и «самоуверенность». Низкие значения имеет шкала «самопринятие», что указывает на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Недостаточно выражена эмпатия к себе, обычно проявляется эпизодически.
4. Корреляционный анализ свидетельствует о том, что существуют достоверные прямые и обратные взаимосвязи между профессиональным стрессом и такими аспектами психологического здоровья как психоэмоциональный статус и ценностное самоотношение у сотрудников сферы общественного питания. Самочувствие и настроение как составляющие психоэмоционального статуса личности обратно пропорциональны выраженности профессионального стресса. Прямую взаимосвязь с профессиональным стрессом имеет такой показатель психоэмоционального статуса как «активность».



1. Абрамова, Г. С., Юдчиц, Ю. А. Психология в медицине [Текст] / Г. С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Кафедра. - М., 1998. - С. 272.
2. Августова, Л. И. Геронтологические аспекты психического здоровья [Текст] / Л.И. Августова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. - С.464-495.
3. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. - СПб.: «Академический проект», 1997. - 256 с.
4. Алиев, X. Укрощение стресса [Текст] / Х. Алиев. - М.: Эксмо, 2011. - С. 288.
5. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: ФИС,1987. - 191 с.
6. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
7. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. - 148 с.
8. Ананьев, В. А. Психология здоровья новая отрасль человекознания [Текст] / В.А. Ананьев // Психология: итоги и перспективы. - СПб., 1996.
9. Ананьев, В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания [Текст] / В.А. Ананьев // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. - С. 10-88.
10. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении [Текст]/ А. Анастази. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 752 с.
11. Апостолов, Е., Махов, Б. Некоторые социальные проблемы здравоохранения [Текст] / Е. Апостолов, Б. Махов // Вестник АМН СССР,1973. - №9. - С. 44.
12. Апчел, А. Н., Цыган, В. И. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / А.Н. Апчел, В.И. Цыган. - СПб.: ВИФК, 1999.
13. Артомонова, Л. Н., Леонова, А. Б. Организационный стресс у сотрудников банка [Текст] / Л.Н. Артомонова, А.Б. Леонова // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 2009. - №1. - С. 39-52.
14. Бехтерев, В. М. Личность и условия ее развития и здоровья [Текст] /
B. М. Бехтерев // Избранные труды по психологии личности. - Том 2. Объективное изучение личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та,1999. - 283 с.
15. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В.А. Бодров. - М.: Изд-во ИПРАН, 1995.
16. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2005.-
C. 105.
17. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования и мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 115 с.
18. Братусь, Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С. 9 - 16.
19. Брехман, И. И. Введение в валеологию науку о здоровье [Текст] / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 124 с.
20. Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст] / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатова. - М.: Изд.центр Академия,2001. - 352 с.
21. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - С. 443-462.
22. Водопьянова, Н. В. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.В. Водопьянова. - СПб.: Питер. - 2009. - 336 с.
23. Дементьева, Л. В. Возрастные особенности субъективной оценки профессиональных стрессоров [Текст] / Л.В. Дементьева // Вестник СПбГУ. - Сер. 12. - 2010. - №1. - С. 246-252.
24. Дикая, Л. Г., Семкин, В. В., Щедров, В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния [Текст]/ Л.Г. Дикая, В.В. Семкин, В.И. Щедров // Психологический журнал. - 1994. - № 6(34).
25. Дмитриева, М. А., Крылов, А. А., Нафтульев, А. И. Психология труда и инженерная психология [Текст] / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульева. - Л.: Изд-во ЛГУ,1979. - 220 с.
26. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития [Текст] / И.В. Дубровина. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2001.¬615 с.
27. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровиной. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. - 592 с.
28. Ильин, Е. П. Физическая культура как составная часть здорового образа жизни [Текст] / Е.П. Ильин // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. - С.337-360.
29. Казин, Э. М., Блинова, Н. Г., Литвинова, Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию [Текст] / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.
30. Калью, П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация [Текст] / П.И. Калью. - М.,1988.
31. Китаев-Смык, Л. А Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Смысл, 2012. - С.464.
32. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 197 с.
33. Козина, И., Виноградова, Е. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников [Текст] / И. Козина, Е. Виноградова // СОЦИС. - 2011. - №9. - С. 30-41.
34. Кора, Н. А. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье сотрудников полиции [Текст] / Н.А. Кора // Вестник АмГУ. - 2017. - 76. - С. 100-108.
35. Куликов, Л. В. Осознание здоровья как ценности [Текст] / Л.В. Куликов // Психология здоровья / Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - С. 240-284.
36. Лакосина, Н. Д. Медицинская психология [Текст] / Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков. - М.: Медицина, 1984. - 272 с.
37. Лебедева, О. В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе [Текст] / О.В. Лебедева // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3. - 33-37 с.
38. Леонова, А. Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом [Текст] / А.Б. Леонова // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 2007. - № 3. - С. 69-81.
39. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] / А.Б. Леонова // Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-21.
40. Леонова, А. Б., Мотовилина, И. А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений [Текст] / А.Б. Леонова, И.А. Мотовиллина // Психологический журнал. - 2006. - №2. - С. 78-92.
41. Леонтьев, А. Н. Предисловие [Текст] / А.Н. Леонтьев // Экспериментальная психология. - М.,1976.
42. Лисицын, Ю. П. Слово о здоровье [Текст] / Ю.П. Лисицын. - М.: Сов. Россия,1986. - 192 с.
43. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] / В.В. Марков. - М.: Изд.центр Академия, 2001. - 320 с.
44. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб., 2002.
45. Машков, В. Н. Основы дифференциальной психологии [Текст] / В.Н. Машков. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - 136 с.
46. Меерсон, Ф. З. Физиология адаптационных процессов [Текст] / Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 1986. - С. 636.
47. Мотков, О. И. Психология самопознания личности [Текст] / О.И. Мотков. - М.: Треугольник, 1993.
48. Мошкова, И. Н., Малов, С. Л. Психология производственного обучения [Текст] / И.Н. Мошкова, С.Л. Малов. - М.: Высшая школа, 1990. - 206 с.
49. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - №2. - С. 100-111.
50. Никифоров, Г. С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.
51. Оботурова, И. А. Понимание студентами здорового образа жизни [Текст] / И.А. Оботурова // Психологические аспекты пропаганды ЗОЖ. - Сыктывкар, 1988 .- С. 38-40.
52. Оксанич, С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа [Текст] / С.И. Оксанич // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Самара, 2007. - 221 с.
53. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2012. - 480 с.
54. Павлов, А. Стресс и болезни адаптации [Текст] / А. Павлов. -М.: Практическая Медицина, 2012. - С. 297.
55. Печеркина, А. А. Влияние трудовой занятости на психическое здоровье человека на этапах профессионализации [Текст] / А.А. Печеркина // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - 46-54 с.
56. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
57. Пучкова, И. М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности во взаимосвязи с психическим здоровьем личности [Текст] / И.М. Пучкова // Образование и развитие. - 2015. - №3. - С.169-175.
58. Радугин, А. А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2002. - С. 256.
59. Рахманов, Р. С., Жук, Е. Г. Здоровый образ жизни и здоровье воинского коллектива [Текст] / Р.С. Рахманов, Е.Г. Жук // Военно¬медицинский журнал. - 1994. - №7. - С. 45-47.
60. Роджерс, К. Р. Клиент-центрированная психотерапия [Текст] / К.Р. Роджерс. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.
61. Рубинштейн, С. Основы общей психологии [Текст] / С. Рубинштейн. - М.: Питер, 2013. - С.720.
62. Самохвалова, И. В., Шаломова, Л. Б. К вопросу о формировании здорового образа жизни средних медицинских работников [Текст] / И.В. Самохвалова, Л.Б. Шаломова, В.И. Иванов // Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни. - М.,1991. - С.85-88.
63. Сафронова, О. Л. Технология управления профессиональным стрессом [Текст] / О.Л. Сафронова // Труд и социальные отношения. - 2010. - №2. - С. 123-127.
64. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Книга по требованию, 2012.- С. 66.
65. Селье, Г. Когда стресс не приносит горя [Текст] / Г. Селье. - М.: Рэнар,1992. - С.135.
66. Семенов, B. C. Культура и развитие человека [Текст] / В.С. Семенов // Вопросы философии. - 1982. - №4. - С. 15-29.
67. Семичев, С. Б. Предболезненные психические расстройства [Текст] / С.Б. Семичев. - М.: Просвещение, 1987.
68. Слуцкин, Н. И. Современные определения понятия «здоровье» [Текст] / Н.И. Слуцкин. - М.,1975.
69. Супрун, А. П. Психосоматическая адаптация молодого учителя [Текст] / А.П. Супрун // Автореф. канд. дис. - JI.,1988.
70. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С.Ушакова.
- М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001. - 205 с.
71. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе [Текст] / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 2015. - 608 с.
72. Халтагарова, О. Д. Краткий психологический словарь: Учебное пособие [Текст] / О.Д. Халтагарова. - Улан-Уде.: ВСГТУ, 2006. - С.55.
73. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья
дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.:
Академия, 2003. - 148 с.
74. Хьел, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1997.
75. Юнг, К. Г. Архетип и символ [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991.
76. Bishop G.D., Converse S.A. Illness representations: A prototype approach //Health Psychology. 1986. V.5. Р.95-114.
77. Blos P. Children think about illness. Their concepts and Belieefs // Psychosocial Aspects of Pediatric Care. N.Y., 1978. P1-18.
78. Bundy C. Cardiovascular and respiratory disease. Treatment // The Handbook of Clinical Adult Psychology / Ed. by S.Lindsay&G.Powell. London & New York, 1995. P. 573-588.
79. FreubergerH. Psychosomatik // Psychiatrie. Stuttgart, 1999.
80. Holland J.S. The Psychology of Vocational choice Waltham. Mass.,1966.
81. HollandJ.S. MakingVacationalChoices// ATheoryofCareers: EnglewoodCliffs. N1,1973.
82. Maslow A.H. Self-actualizing people:A study of psychological health. Personality symposia: Symposium#l on values (pp. 11-34). N.Y.:Grune& Stratton, 1950.
83. Rogers C.R. On becoming a person: A therapist's view of psychotherapy. Boston: HoughtonMifflin, 1961.
84. Roghmann K.J.: Die Familieals Patient: ZumWandel des
Krankheitsbegriffs der Padiatriechronischkranker Kinder. In: Angermeyer, M.C.; Dorner,O. (Hrsg.): Chronischkranke Kinder und Jugendliche in der Familie. Stuttgart: Enke, 1981.
85. Tristram H., EngelhardtJ.The concepts of health and disease //Evaluation and explanation in the biomedical science. Boston: Dordrecht- Holland, 1975. P. 126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ