ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи
профессионального стресса и психологического здоровья личности 10
1.1 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологического здоровья в зарубежной психологии 10
1.2 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологического здоровья в отечественной психологии 19
1.3 Анализ основных направлений исследования проблемы стресса, его видов
и механизмов в психологической литературе 28
1.4 Профессиональный стресс как проблема психологического исследования 37
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья на примере организаций общественного питания 46
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Результаты исследования взаимосвязи профессионального стресса и
некоторых аспектов психологического здоровья 50
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике профессионального стресса
для персонала организаций общественного питания 71
Выводы по второй главе 76
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи
профессионального стресса и психологического здоровья личности 10
1.1 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологического здоровья в зарубежной психологии 10
1.2 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению психологического здоровья в отечественной психологии 19
1.3 Анализ основных направлений исследования проблемы стресса, его видов
и механизмов в психологической литературе 28
1.4 Профессиональный стресс как проблема психологического исследования 37
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья на примере организаций общественного питания 46
2.1 Организация и методы исследования 46
2.2 Результаты исследования взаимосвязи профессионального стресса и
некоторых аспектов психологического здоровья 50
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике профессионального стресса
для персонала организаций общественного питания 71
Выводы по второй главе 76
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Актуальность исследования. В условиях глобализации современная профессиональная и социальная активность субъекта труда становится все более насыщенной многочисленными связями и отношениями. В настоящее время профессиональному миру присущи интенсивность взаимодействия людей в социальной и профессиональной среде, высокий динамизм, все большая технологизация процессов производства, создающие новые для всех людей стрессогенные факторы.
Трудовая деятельность представителей многих профессий нередко проходит в условиях, которые требуют усиленной затраты внутренних резервов. Наиболее типичным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, является стресс. Длительные перегрузки, без достаточных условий полного восстановления духовных и физических сил, социальная, коммуникативная депривация оказывают неблагоприятное воздействие на субъекта труда, иногда полностью дезорганизуя его деятельность [17]. При длительном влиянии подобных факторов с большой долей вероятности можно ожидать у работника появления ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшения его работоспособности, снижения качества работы, а в конечном итоге - профессионального стресса. Негативное воздействие факторов профессионального стресса привело к тому, что в настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Вопросы, связанные с профессиональным стрессом, адаптацией к профессиональной деятельности и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, B.JI. Васильев, С.П. Безносов, Л.А. Китаев-Смык, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, А.Б. Леонов, М.В. Пряхина, Л.Б. Филонов, В.И. Хальзов, Э.С. Чугунова, С. Фолкман, Р.С. Лазарус, С. Маслач и др.).
По мнению большинства специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка работой, недостаточно четкое разграничение полномочий и должностных обязанностей, низкий уровень мотивации профессиональной деятельности, беспрерывная сверхсрочная работа, требующая энергетических затрат, недостаточные оценка и оплата труда, однообразность труда, а также отсутствие карьерных перспектив. Результаты опроса сотрудников различных организаций в 15 странах Европейского союза позволили установить, что 56% работников основной причиной профессионального стресса считают высокий темп работы, 60% указали на жесткие сроки выполнения трудовых заданий, 40% - на монотонность работы. Свыше трети опрошенных не имели возможности оказать какое- либо влияние на порядок выполнения заданий [17].
Однако многие основополагающие проблемы профессионального стресса у сотрудников конкретных видов труда - его природа, факторы, влияющие на стресс, - остаются недостаточно представленными в научной литературе. На сегодняшний день, например, отсутствуют исследования воздействия профессионального стресса на психологическое здоровье сотрудников организаций общественного питания, хотя нельзя не замечать постоянный стрессогенный характер профессионалов данной сферы.
Проблема психологического здоровья в научной литературе была поднята сравнительно недавно в связи с разделением понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Так, по мнению И.В. Дубровиной, психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [26]. В целом, можно выделить следующих отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемой психологического здоровья в рамках системного междисциплинарного подхода к проблеме здоровья личности: В.А. Ананьев [9], Г.С. Никифоров [50], О.С. Васильев [20], Ф.Р. Филатов [20], И.В. Дубровина [26], О.В. Хухлаева [73], С. Киз, Р. Скинер, А. Маслоу [44], О. Бэкер, Г. Олпорт [53], А. Эллис.
К сотрудникам организаций общественного питания относят, в первую очередь, официантов и поваров. Работа данной группы людей непосредственно связана с выполнением специфических функций заведений и несет в себе факторы производственной вредности, с которыми профессионалы сталкиваются на рабочем месте: работа в ночную смену, нагрузка на нервную систему, шум в зале ресторана, нагрузка на опорно - двигательный аппарат, загрязненность воздуха продуктами, образующимися при приготовлении пищи при пребывании на кухне, а также табачным дымом при обслуживании клиентов в зоне, предназначенной для курящих посетителей и многие другие, зависящие от специфики заведения.
Так, при работе в ночную смену происходит сбой ритма сна и бодрствования, возникают расстройства нервной и иммунной систем. Психоэмоциональные нагрузки, которым подвержен персонал организаций общественного питания, связаны с возможностью возникновения конфликта между работников и клиентом по принципу «клиент всегда прав». Особенность данных профессиональных ситуаций состоит в том, что, принимая на себя отрицательные эмоции контактера, они не имеют права отдавать негатив в ответ. Хроническое воздействие данной ситуации приводит к функциональным расстройствам нервной и сердечно-сосудистой систем. Воздействие шума в залах общественного питания закономерно приводит к снижению слуха, а также имеют данные всемирной организации здравоохранения о влиянии воздействия шума на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний. Все эти и многие другие факторы влияют не только на общее соматическое состояние профессионала, но и на его психологическое здоровье и личности в целом.
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет нам определить противоречия, заключающиеся, в том, что, во-первых, проблема профессионального стресса в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как остается малоизученным сфера взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья сотрудников организаций общественного питания.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления и протекания профессионального стресса сотрудников организаций общественного питания и определении особенностей его взаимосвязи с психологическим здоровьем. Решение данной проблемы позволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи профессионального стресса и таких аспектов психологического здоровья как психоэмоциональный статус, ценностное самоотношение и представления о здоровом образе жизни на примере сотрудников организаций общественного питания.
Объект исследования: профессиональный стресс, психологическое здоровье.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья.
Гипотеза исследования: в качестве аспектов психологического здоровья профессионалов организаций общественного питания, мы выделяем психоэмоциональный статус, ценностное самоотношение и представления о здоровом образе жизни. В связи с этим, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между профессиональным стрессом и выделенными аспектами психологического здоровья.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического здоровья, его критериев и профессионального стресса в отечественной и зарубежной литературе;
2. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
3. Разработать авторскую анкету, направленную на выявление особенностей представлений о здоровом образе жизни у профессионалов организаций общественного питания;
4. Выявить и экспериментально изучить выраженность профессионального стресса у персонала организации и особенности их психологического здоровья;
5. Установить взаимосвязь между уровнем выраженности профессионального стресса и аспектам психологического здоровьем у персонала организаций общественного питания;
6. Разработать рекомендации по профилактике профессионального стресса для сотрудников организаций общественного питания;
7. Сформулировать выводы о проделанной работе.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы:
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
2) Психодиагностические методы: психодиагностические опросники: 1) Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана); 2) авторская анкета «Представления о здоровом образе жизни»; 3) Опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев; 4) методика «Самочувствие. Активность. Настроение»;
3) Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирической базой исследования является ресторан «Фортепиано», люкс-бар «Старвей», ресторан «BeerHall 47». В исследовании приняли участие 40 человек (в возрасте 25-45 лет) - сотрудники ресторанов, из них 23 человека работают в должности официанта, 12 человек - повара, 5 человек - администраторы.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
- деятельностный подход, разрабатываемый Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и позволяющий утверждать, что психическое здоровье не только обеспечивает эффективность выполняемой деятельности, но и само оптимально выражается в деятельности, поведении и общении, во взаимоотношениях с другими;
- принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном, согласно которому психологическое здоровье закономерно зависит от порождающих её внешних и внутренних факторов;
- гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
- теоретические и практические исследования проблемы профессионального стресса (Н.Е. Водопьянова [21], [22], К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко [16] и др), а также труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме психологического здоровья:(О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков; А. Эллис и др.).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема профессионального стресса и его взаимосвязи с психологическим здоровьем персонала организаций общественного питания являются слабо изученными в психологии. В исследовательской работе была реализована задача теоретического и эмпирического обоснования профессионального стресса как фактора, влияющего на психологическое здоровье профессионалов (на примере сотрудников организаций общественного питания).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам профессионального стресса и его взаимосвязи психологическим здоровьем, а также могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии труда и психологии здоровья.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в области организационной психологии с целью проведения профилактических психологических мероприятий для сотрудников организаций общественного питания.
Апробация результатов исследования. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях тезисов докладов международных и всероссийских конференций.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), выводами, заключением, списком используемой литературы, приложением. В тексте представлены рисунки и таблицы.
Трудовая деятельность представителей многих профессий нередко проходит в условиях, которые требуют усиленной затраты внутренних резервов. Наиболее типичным психическим состоянием, развивающимся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, является стресс. Длительные перегрузки, без достаточных условий полного восстановления духовных и физических сил, социальная, коммуникативная депривация оказывают неблагоприятное воздействие на субъекта труда, иногда полностью дезорганизуя его деятельность [17]. При длительном влиянии подобных факторов с большой долей вероятности можно ожидать у работника появления ряда выраженных функциональных и психических сдвигов, ухудшения его работоспособности, снижения качества работы, а в конечном итоге - профессионального стресса. Негативное воздействие факторов профессионального стресса привело к тому, что в настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Вопросы, связанные с профессиональным стрессом, адаптацией к профессиональной деятельности и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, B.JI. Васильев, С.П. Безносов, Л.А. Китаев-Смык, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, А.Б. Леонов, М.В. Пряхина, Л.Б. Филонов, В.И. Хальзов, Э.С. Чугунова, С. Фолкман, Р.С. Лазарус, С. Маслач и др.).
По мнению большинства специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка работой, недостаточно четкое разграничение полномочий и должностных обязанностей, низкий уровень мотивации профессиональной деятельности, беспрерывная сверхсрочная работа, требующая энергетических затрат, недостаточные оценка и оплата труда, однообразность труда, а также отсутствие карьерных перспектив. Результаты опроса сотрудников различных организаций в 15 странах Европейского союза позволили установить, что 56% работников основной причиной профессионального стресса считают высокий темп работы, 60% указали на жесткие сроки выполнения трудовых заданий, 40% - на монотонность работы. Свыше трети опрошенных не имели возможности оказать какое- либо влияние на порядок выполнения заданий [17].
Однако многие основополагающие проблемы профессионального стресса у сотрудников конкретных видов труда - его природа, факторы, влияющие на стресс, - остаются недостаточно представленными в научной литературе. На сегодняшний день, например, отсутствуют исследования воздействия профессионального стресса на психологическое здоровье сотрудников организаций общественного питания, хотя нельзя не замечать постоянный стрессогенный характер профессионалов данной сферы.
Проблема психологического здоровья в научной литературе была поднята сравнительно недавно в связи с разделением понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Так, по мнению И.В. Дубровиной, психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [26]. В целом, можно выделить следующих отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемой психологического здоровья в рамках системного междисциплинарного подхода к проблеме здоровья личности: В.А. Ананьев [9], Г.С. Никифоров [50], О.С. Васильев [20], Ф.Р. Филатов [20], И.В. Дубровина [26], О.В. Хухлаева [73], С. Киз, Р. Скинер, А. Маслоу [44], О. Бэкер, Г. Олпорт [53], А. Эллис.
К сотрудникам организаций общественного питания относят, в первую очередь, официантов и поваров. Работа данной группы людей непосредственно связана с выполнением специфических функций заведений и несет в себе факторы производственной вредности, с которыми профессионалы сталкиваются на рабочем месте: работа в ночную смену, нагрузка на нервную систему, шум в зале ресторана, нагрузка на опорно - двигательный аппарат, загрязненность воздуха продуктами, образующимися при приготовлении пищи при пребывании на кухне, а также табачным дымом при обслуживании клиентов в зоне, предназначенной для курящих посетителей и многие другие, зависящие от специфики заведения.
Так, при работе в ночную смену происходит сбой ритма сна и бодрствования, возникают расстройства нервной и иммунной систем. Психоэмоциональные нагрузки, которым подвержен персонал организаций общественного питания, связаны с возможностью возникновения конфликта между работников и клиентом по принципу «клиент всегда прав». Особенность данных профессиональных ситуаций состоит в том, что, принимая на себя отрицательные эмоции контактера, они не имеют права отдавать негатив в ответ. Хроническое воздействие данной ситуации приводит к функциональным расстройствам нервной и сердечно-сосудистой систем. Воздействие шума в залах общественного питания закономерно приводит к снижению слуха, а также имеют данные всемирной организации здравоохранения о влиянии воздействия шума на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний. Все эти и многие другие факторы влияют не только на общее соматическое состояние профессионала, но и на его психологическое здоровье и личности в целом.
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой темы, позволяет нам определить противоречия, заключающиеся, в том, что, во-первых, проблема профессионального стресса в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как остается малоизученным сфера взаимосвязи профессионального стресса и психологического здоровья сотрудников организаций общественного питания.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей проявления и протекания профессионального стресса сотрудников организаций общественного питания и определении особенностей его взаимосвязи с психологическим здоровьем. Решение данной проблемы позволит расширить представление об этом феномене и считать данное исследование актуальным не только в теоретическом, но и в практическом плане.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи профессионального стресса и таких аспектов психологического здоровья как психоэмоциональный статус, ценностное самоотношение и представления о здоровом образе жизни на примере сотрудников организаций общественного питания.
Объект исследования: профессиональный стресс, психологическое здоровье.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального стресса и психологического здоровья.
Гипотеза исследования: в качестве аспектов психологического здоровья профессионалов организаций общественного питания, мы выделяем психоэмоциональный статус, ценностное самоотношение и представления о здоровом образе жизни. В связи с этим, мы предполагаем, что существует взаимосвязь между профессиональным стрессом и выделенными аспектами психологического здоровья.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблемам психологического здоровья, его критериев и профессионального стресса в отечественной и зарубежной литературе;
2. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
3. Разработать авторскую анкету, направленную на выявление особенностей представлений о здоровом образе жизни у профессионалов организаций общественного питания;
4. Выявить и экспериментально изучить выраженность профессионального стресса у персонала организации и особенности их психологического здоровья;
5. Установить взаимосвязь между уровнем выраженности профессионального стресса и аспектам психологического здоровьем у персонала организаций общественного питания;
6. Разработать рекомендации по профилактике профессионального стресса для сотрудников организаций общественного питания;
7. Сформулировать выводы о проделанной работе.
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы:
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
2) Психодиагностические методы: психодиагностические опросники: 1) Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана); 2) авторская анкета «Представления о здоровом образе жизни»; 3) Опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев; 4) методика «Самочувствие. Активность. Настроение»;
3) Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
Эмпирической базой исследования является ресторан «Фортепиано», люкс-бар «Старвей», ресторан «BeerHall 47». В исследовании приняли участие 40 человек (в возрасте 25-45 лет) - сотрудники ресторанов, из них 23 человека работают в должности официанта, 12 человек - повара, 5 человек - администраторы.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
- деятельностный подход, разрабатываемый Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и позволяющий утверждать, что психическое здоровье не только обеспечивает эффективность выполняемой деятельности, но и само оптимально выражается в деятельности, поведении и общении, во взаимоотношениях с другими;
- принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном, согласно которому психологическое здоровье закономерно зависит от порождающих её внешних и внутренних факторов;
- гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
- теоретические и практические исследования проблемы профессионального стресса (Н.Е. Водопьянова [21], [22], К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко [16] и др), а также труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме психологического здоровья:(О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков; А. Эллис и др.).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема профессионального стресса и его взаимосвязи с психологическим здоровьем персонала организаций общественного питания являются слабо изученными в психологии. В исследовательской работе была реализована задача теоретического и эмпирического обоснования профессионального стресса как фактора, влияющего на психологическое здоровье профессионалов (на примере сотрудников организаций общественного питания).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам профессионального стресса и его взаимосвязи психологическим здоровьем, а также могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии труда и психологии здоровья.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в области организационной психологии с целью проведения профилактических психологических мероприятий для сотрудников организаций общественного питания.
Апробация результатов исследования. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях тезисов докладов международных и всероссийских конференций.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), выводами, заключением, списком используемой литературы, приложением. В тексте представлены рисунки и таблицы.
Трудовая деятельность представителей многих профессий часто сопряжена с высокой социальной активностью субъекта, многочисленными связями и отношениями. Не исключением является и представители сферы общественного питания - официанты, повара, администраторы. Работа данной группы людей непосредственно связана с выполнением специфических функций заведений и несет в себе факторы производственной вредности, с которыми профессионалы сталкиваются на рабочем месте.
Проблема профессионального стресса специалистов многих профессий в психологической литературе активно разрабатывается, однако, его особенности сотрудников сферы общественного питания лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме профессионального стресса были проанализированы труды Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко.
Также были изучены труды, посвященные проблеме психологического здоровья: О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков; А. Эллис и др.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема психологического здоровья представителей разных специальностей в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как, особенности специалистов сферы общественного питания лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
В результате исследования особенностей взаимосвязи между профессиональным стрессов и психологическим здоровьем специалистов сферы общественного питания было определено:
1. Большинство профессионалов, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания, испытывают высокий уровень профессионального стресса (55% выборки). Данное эмоциональное состояние они обуславливают, во-первых, высокой степенью перегрузки рабочими делами и обязанностями в течение рабочего дня, во-вторых, невозможностью повлиять на решения и действия непосредственного руководителя, связанными с ними. В большей степени профессиональному стрессу подвержены официанты, в меньшей - администраторы.
2. Наиболее благоприятным показателем по методике САН у представителей профессий сферы общественного питания, является «активность». Настроение доминирует изменчивое, они испытывают затруднения в его определении и оценки. Наименее благоприятным у профессионалов сферы общественного питания является самочувствие, которое выражается в физиологическом и психологическом дискомфорте.
3. При исследовании самоотношения высокие значения имеют шкалы «замкнутость» и «самоуверенность». Низкие значения имеет шкала «самопринятие», что указывает на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Недостаточно выражена эмпатия к себе, обычно проявляется эпизодически.
4. Корреляционный анализ свидетельствует о том, что существуют достоверные прямые и обратные взаимосвязи между профессиональным стрессом и такими аспектами психологического здоровья как психоэмоциональный статус и ценностное самоотношение у сотрудников сферы общественного питания. Самочувствие и настроение как составляющие психоэмоционального статуса личности обратно пропорциональны выраженности профессионального стресса. Прямую взаимосвязь с профессиональным стрессом имеет такой показатель психоэмоционального статуса как «активность».
Проблема профессионального стресса специалистов многих профессий в психологической литературе активно разрабатывается, однако, его особенности сотрудников сферы общественного питания лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме профессионального стресса были проанализированы труды Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко.
Также были изучены труды, посвященные проблеме психологического здоровья: О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков; А. Эллис и др.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема психологического здоровья представителей разных специальностей в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как, особенности специалистов сферы общественного питания лишь в недавнее время стал предметом внимания исследователей.
В результате исследования особенностей взаимосвязи между профессиональным стрессов и психологическим здоровьем специалистов сферы общественного питания было определено:
1. Большинство профессионалов, осуществляющих свою деятельность в сфере общественного питания, испытывают высокий уровень профессионального стресса (55% выборки). Данное эмоциональное состояние они обуславливают, во-первых, высокой степенью перегрузки рабочими делами и обязанностями в течение рабочего дня, во-вторых, невозможностью повлиять на решения и действия непосредственного руководителя, связанными с ними. В большей степени профессиональному стрессу подвержены официанты, в меньшей - администраторы.
2. Наиболее благоприятным показателем по методике САН у представителей профессий сферы общественного питания, является «активность». Настроение доминирует изменчивое, они испытывают затруднения в его определении и оценки. Наименее благоприятным у профессионалов сферы общественного питания является самочувствие, которое выражается в физиологическом и психологическом дискомфорте.
3. При исследовании самоотношения высокие значения имеют шкалы «замкнутость» и «самоуверенность». Низкие значения имеет шкала «самопринятие», что указывает на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Недостаточно выражена эмпатия к себе, обычно проявляется эпизодически.
4. Корреляционный анализ свидетельствует о том, что существуют достоверные прямые и обратные взаимосвязи между профессиональным стрессом и такими аспектами психологического здоровья как психоэмоциональный статус и ценностное самоотношение у сотрудников сферы общественного питания. Самочувствие и настроение как составляющие психоэмоционального статуса личности обратно пропорциональны выраженности профессионального стресса. Прямую взаимосвязь с профессиональным стрессом имеет такой показатель психоэмоционального статуса как «активность».
Подобные работы
- Влияние спорта на формирование личности студента на примере регби в Красноярском крае (вторая половина XX века)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ГРИЛЬ-БАРЕ «ХАРДИ ГАРДИ»
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2025 - Интеллектуальная цифровая платформа
персонализированного управления качеством жизни «Health Heuristics»
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2020



