Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Перспективы совершенствования процессов формирования и исполнения доходной части бюджета субъекта РФ (на примере Свердловской области)

Работа №103540

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансовый менеджмент

Объем работы116
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА
1.2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.3 СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ
ДЕФИЦИТА РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.2 ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ
РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.2 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В последнее время реализация возложенных на государство задач и функций передается с вышестоящего бюджета на уровень регионов. В настоящее время именно органам власти субъектов федерации приходится обеспечивать целостное развитие регионов, гармоничное развитие, как производственных отраслей, так и непроизводственной сферы. Социально­экономическое развитие региона всё больше и больше зависит от их выполнения координационной функции субъектов РФ.
Государство посредством региональных бюджетов проводит выравнивание социально-экономического состояния субъектов РФ, которые ввиду географического положения субъекта, климатических условий, исторического формирования региона, залежей полезных ископаемых, уровня налогового потенциала отстают по темпам развития.
Выступая посредниками государственных органов власти, регионы ретранслируют налоговую, бюджетную, инвестиционную и, в целом, экономическую политику на своей территории.
Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования доходов бюджетов и осуществления расходов. В настоящее время современное состояние функционирования бюджетов субъектов РФ далеко от совершенства. Проблемы формирования доходной части региональных бюджетов связаны с комплексом нерешенных вопросов социально-экономического плана, один из которых заключается в нарастающей диспропорции структуры бюджета, при которой темпы роста расходной части превышают доходную, в связи с чем размер дефицита бюджета систематически увеличивается, что в свою очередь не позволяет проводить социально направленную и инвестиционноориентированную политику. Источники доходов региональных бюджетов не являются исчерпывающими, что приводит к несбалансированности областных бюджетов. Таким образом, необходимо усиливать налоговый потенциал субъектов РФ и выявлять потенциально доходные источники бюджета, что обеспечит поступление доходов в бюджет.
В течение всего бюджетного цикла перед государственными органами власти субъектов Российской Федерации (далее - РФ) стоят задачи разработки и реализации стратегии развития региона в рамках общегосударственной стратегии, осуществления деятельности в соответствии с выстроенной политикой, формирования механизмов сосредоточения финансовых ресурсов в ключевых направлениях развития региона.
Достоверная и исчерпывающая информация, полученная при анализе бюджета субъекта, дает возможность оценить сбалансированность и самодостаточность регионального бюджета, финансовое состояние и уровень его устойчивости, а также позволяет определить со стороны социальной ответственности оправданность выбранной бюджетной политики что, безусловно, является важным этапом оценки деятельности территории.
Региональные бюджеты считаются промежуточным звеном в бюджетной системе РФ. Тем не менее, они играю существенную роль в построении единой, целостной системы функционирования федеративного государства, не наладив работу которых невозможно обеспечить бюджетное взаимодействие между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в том объеме задач и функций, которые возлагаются на каждый конкретный уровень государственной власти.
Бюджеты субъектов РФ являются одним из каналов, с помощью которых государство доводит до жителей своей страны конечные результаты производства.
В рамках своих полномочий органы государственной власти субъектов РФ решают вопросы, связанные с удовлетворением потребностей населения, а именно: обеспечение социальной защиты, оказание услуг здравоохранения и образования, предоставление общественных благ в виде ЖКХ, транспорта, выделение ресурсов для поддержания экологии и т.д. Для финансового обеспечения вышеперечисленных расходов региональным властям требуется достаточный уровень источников дохода бюджета субъекта РФ.
В данном исследовании представлен анализ бюджета субъекта РФ в рамках формирования и исполнения доходной части на примере Свердловской области.
Актуальность темы обусловлена обязанностью каждого субъекта РФ формировать и исполнять собственный бюджет в соответствии с возложенными на органы власти субъектов РФ функциями. Вследствие того, что большинство региональных бюджетов России являются дефицитными, именно формирование и исполнение бюджета в части доходов играет существенную роль в функционировании субъекта РФ в целом. Только грамотная бюджетно­налоговая политика органов государственной власти субъектов РФ позволит сформировать необходимую доходную базу регионального бюджета для поддержания социально-экономического развития территории и формирования благоприятного климата внутри нее.
Цель данной работы - выявить проблемы формирования и исполнения доходной части бюджета субъекта РФ и обозначить перспективы совершенствования данных процессов на примере Свердловской области.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты функционирования
регионального бюджета, определить его сущность;
• Провести анализ структуры бюджета субъекта РФ на примере Свердловской области;
• Проанализировать доходную часть областного бюджета субъекта РФ на примере Свердловской области;
• Выявить перспективы совершенствования процессов формирования и исполнения доходной части бюджета Свердловской области.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения доходов бюджета субъекта Российской Федерации на примере Свердловской области.
Объектом исследования выступает бюджет субъекта Российской Федерации на примере Свердловской области.
Методологической основной при написании магистерской диссертации послужили научные методы, к которым можно отнести системно-структурный метод, использованный для анализа финансового положения и выявления структурных изменений. Использование экономико-математических и экономико-статистических методов, в том числе вертикального, горизонтального и коэффициентного анализа, позволило выявить тенденции развития структурных элементов бюджета региона, оценить их динамику и выявить диспропорции.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) заключается в возможности использования полученных в ходе исследования результатов в деятельности региональных органов власти для разработки мероприятий по совершенствованию процесса формирования и исполнения доходов бюджета субъекта РФ.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, данные финансовой отчетности и нормативных документов Министерства финансов Свердловской области, экономическая литература отечественных авторов, публикации экономических газет и журналов, сайты Интернет-ресурсов и другие электронные ресурсы.
В первой главе магистерской диссертации представлены теоретические основы сущности бюджета, а также особенности функционирования региональных бюджетов.
Во второй главе ВКР анализируется бюджет субъекта РФ на примере Свердловской области. Проводится общий анализ его структурных элементов, анализ финансового состояния региона, а также доходной части областного бюджета.
В третьей главе на основе проведенного исследования рассматриваются проблемы формирования и исполнение доходной части бюджета Свердловской области и предлагаются мероприятия по совершенствованию данных процессов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Региональные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества. В процессе теоретического и практического исследования был сделан вывод, что необходимым элементом эффективного функционирования субъекта РФ является формирование самостоятельной доходной базы бюджета региона.
Динамичный анализ основных характеристик бюджета Свердловской области в анализируемом периоде демонстрирует тенденцию к стабильному увеличению размера бюджета. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение размера доходной части бюджета Свердловской области на 47,2 %. Аналогично расходная часть бюджета увеличилась на 57,5%. Бюджет Свердловской области в 2016-2017 гг. и 2019-2020 гг. составлен с дефицитом, а в 2018 году в процессе исполнения бюджета сформировался профицит.
Изменение доходных поступлений в бюджет Свердловской области за период 2016-2020 гг. произошло вследствие увеличения налоговых и неналоговых поступлений, обусловленного ростом поступлений от налогов на прибыль организации и на доходы физических лиц, и безвозмездных поступлений.
На основании проведения план-фактного анализа бюджета Свердловской области можно сделать вывод, что конечный размер доходных поступлений в бюджет больше, чем запланированный в проекте бюджета региона. Так в 2016­2018 гг. и 2020 г. процент исполнения в части формирования доходов составил 101,9-105,3 %, однако в 2019 г. процент исполнения регионального бюджета составил 98,1 %. Вместе с тем в течение всего анализируемого периода не все разделы доходов характеризуются процентом исполнения больше 100 %.
Налоговые и неналоговые доходы на протяжении анализируемого периода по наиболее крупным разделам в 2016-2018 гг. исполняются с избытком, однако для 2019-2020 г. характерно невыполнение планового прогноза по указанным разделам доходной части бюджета. Вместе с тем формирование доходов с помощью безвозмездных поступлений в 2016-2017 гг. отличается недополучением средств, но в 2018-2020 гг. годовой прогноз безвозмездных поступлений исполнен более чем на 100%.
Проведя анализ основных характеристик бюджета, рассмотрев абсолютную, относительную и структурную динамику доходной части бюджета Свердловской области, показатели социально-экономического развития региона, можно сделать вывод, что бюджет Свердловской области отличается финансовой сбалансированностью, устойчивостью и самостоятельностью. Из чего можно сделать вывод об эффективной бюджетной политике региона, как с экономической, так и с социальной точки зрения. Тем не менее, произведенный анализ доходной части бюджета Свердловской области также выявил и ряд ключевых проблем.
На сегодняшний день проблемы по формированию доходов бюджетов Свердловской области, связанные с недостаточным количеством финансовых ресурсов, нестабильностью источников доходных поступлений, недостаточно эффективным администрированием доходов, встают на первый план в процессе обеспечения своих функций регионом.
В условиях нестабильности экономики решение данных проблем имеет острую необходимость.
Наравне с усовершенствованием бюджетного и налогового законодательства РФ, расширением полномочий регионалах органов власти в сфере управления региональными налогами существенным условием успешного формирования бюджета Свердловской области выступает принятие мер по увеличению поступлений платежей в бюджет Свердловской области за счет роста собираемости доходов, а также по повышению эффективности администрирования доходов бюджета.
Мобилизация работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджетов приведет к увеличению темпов доходов бюджета Свердловской области.
Предпринимательская и инвестиционная деятельность обеспечивают поступление налоговых и неналоговых доходов бюджета региона, ввиду чего является целесообразным создание благоприятных условий для осуществления их деятельности.
Мероприятия по стимулированию роста налогового и экономического потенциалов посредством совершенствования подходов к межбюджетному регулированию на региональном уровне предполагает повышение ответственности региональных властей за создание условий для сбалансированного исполнения бюджетов муниципальных образований и наращивания налогового и экономического потенциалов на местном уровне, эффективного управления финансами субъектов РФ и муниципалитетов.
Реализация предложенных мероприятий позволит бюджету Свердловской области достичь стратегических целей развития региона и улучшить качество выполнения своих функций на региональном уровне.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 25.12.1993 г. - № 237 (в ред. от 14.03.2020).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. 30.04.2021).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30.05.2021).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (ред. от 27.11.2018)
5. Закон Свердловской области от 03.12.2015 № 138-ОЗ «Об
областном бюджете на 2016 год» (в ред. от 14.11.2016 №91-ОЗ).
6. Закон Свердловской области от 19.12.2016 № 131-ОЗ «Об
областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (в ред. от 22.12.2017 № 130-ОЗ).
7. Закон Свердловской области от 07.12.2017 № 121-ОЗ «Об
областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. от 06.11.2018 № 110-ОЗ).
8. Закон Свердловской области от 06.12.2018 № 144-ОЗ «Об
областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (в ред. от 21.11.2019 № 103-ОЗ).
9. Закон Свердловской области от 12.12.2019 № 120-ОЗ «Об
областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (в ред. от 12.10.2020 № 134-ОЗ).
10. Закон Свердловской области от 06.06.2017 № 58-ОЗ «Об
исполнении областного бюджета за 2016 год».
11. Закон Свердловской области от 05.06.2018 № 58-ОЗ «Об
исполнении областного бюджета за 2017 год».
12. Закон Свердловской области от 28.06.2019 № 48-ОЗ «Об
исполнении областного бюджета за 2018 год».
13. Закон Свердловской области от 10.06.2020 № 43-ОЗ «Об
исполнении областного бюджета за 2019 год».
14. Закон Свердловской области от 26.12.2011 № 128-ОЗ «Об
установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащих зачислению в областной бюджет (в ред. 19.11.2020 года)».
15. Закон Свердловской области от 15.06.2015 № 45-ОЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области» (в ред. 14.10.2020)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ