Введение 4
Глава 1 Разработка медиапроекта для молодежной аудитории на тему стиля и моды: теоретический аспект 9
1.1 Методика моделирования медиапроекта 9
1.2 Издатель, предметно-тематическая направленность и целевая
аудитория как детерминанты концепции медиапроекта 12
Глава 2 Авторский медиапроект о стиле и моде в сетевом издании молодежного медиахолдинга «Есть talk!»: концепция и профессиональная рефлексия 20
2.1 Концепция медиапроекта о стиле и моде 20
2.2 Анализ авторских материалов медиапроекта «На стиле» 30
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 44
Лайфстайл-журналистика в последние десятилетия заняла прочную позицию в российских массмедиа. Интерес к ней начал зарождаться в годы начала рыночной экономики и закрепился в обществе потребления, которое представляет собой, по мнению кандидата исторических наук, доктора социологических наук В. И. Ильина, «органический синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и желаний, потребностей, интересов, обеспечивающих их быт, культуру, политические механизмы и т.д.» [25].
Развитие рыночной экономики влечет за собой появление в обществе новых слоев и классов, каждый из которых придерживается своего уникального стиля жизни. Кандидат социологических наук А. В. Сафаранян отмечает, что «стиль жизни - это совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни» [25].
В XXI веке тема стиля жизни стала ключевой в средствах массовой информации. Её освещение удовлетворяет социальные потребности человека: самоидентификацию, самоутверждение, власть и признание.
Молодежная аудитория, у которой данные потребности наиболее выражены, демонстрирует к теме стиля и моды неподдельный интерес, о чем свидетельствуют данные медиакитов сетевых изданий, посвящённых стилю жизни: Elle girl - аудитория в возрасте от 18-35 лет, составляет 54 %, «Афиша daily» - аудитория в возрасте 18-34 лет, составляет 55 %, The Blueprint - аудитория в возрасте 18-35 лет, составляет более 54 %.
В тематике «стиля жизни» молодежь интересует тема моды и внешнего стиля, так как именно они играют, по мнению А. И. Репецкой, главную роль в социальном позиционировании. А. И. Репецкая в статье «Отношение молодежи к феномену моды в одежде: региональный аспект» пишет: «...В молодежной среде сильному влиянию моды подвержен не только выбор одежды, но и выбор досуга, окружения и даже места для обучения. А мода имеет социализирующую функцию. Молодость является тем периодом, когда приобщение к социальному опыту является одной из актуальных потребностей личности. В моде молодежь ищет себя, при этом следуя образцу» [22]. Кандидат социологических наук А. В. Сафарян, изучая понятия стиля жизни в социологии, отмечает: «.значимость символического применения тех или иных вещей не только для маркировки своей принадлежности к той или иной группе, но и как фильтр информации, воспринимаемой из внешних источников, ее структурирования и иерархизации в рамках тезауруса и использования для переконструирования образа человека и мира» [26].
Стоит отметить, что у современной молодежи информационный запрос в отношении модной тематики проявляется специфически: не в слепом следовании стандартам модных журналов, а в поиске с их помощью собственного уникального стиля. В статье «Поколение Z и мода: мнение», опубликованной на сайте «Ведомостей», Елена Склярова пишет, что «.кризис “икон” влечет за собой и умирание гламурной парадигмы. Дорогой одеждой и аксессуарами зумеры не стремятся обладать в той мере, как это делали их предшественники. Гораздо важнее быть “на волне”, “на стиле”. Зумеры соскочили с “маркетингового крючка”, на который до этого было подсажено не одно поколение. Они не признают любых устоявшихся авторитетов, будь то люксовые бренды или иконы стиля. К настоящему моменту окончательно рухнула парадигма гламура, господствовавшая как минимум весь XX век» [21]. При этом доктор социологических наук, профессор А. Б. Гофман в книге «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» отмечает, что ядром атрибутивных ценностей моды является современность: «...современность - фундаментальная ценность в структуре моды. Когда нечто оценивается как “современное”, эта оценка обычно вызывает в нашем сознании положительные ассоциации. Современность ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям и творчеству. » [9].
Всё вышесказанное указывает на актуальность создания для молодежной аудитории медиапроектов, которые будут удовлетворять потребность в поиске собственного уникального стиля. Ориентируясь на потребности целевой аудитории медиапроекта, редакцией Центра гуманитарных технологий и медиакоммуникаций Тольяттинского государственного университета «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”» была сгенерирована задача по разработке концепции проекта о молодежном стиле и моде.
Объектом выпускной квалификационной работы является тема стиля и моды в молодежных изданиях.
Предметом - концепция авторского медиапроекта о стиле и моде как способе социализации и самопрезентации молодежи.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать концепцию авторского медиапроекта, посвященного молодежному стилю и моде, для сетевого издания Молодежного медиахолдинга «Есть talk!» и подготовить серию публикаций для реализации концепции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть специфику лайфстайл-контента, выявить его сущностные признаки;
2) разработать концепцию авторского медиапроекта о стиле и моде для сетевого издания Talkon.ru;
3) подготовить авторские материалы медиапроекта, в соответствии с концепцией, для сетевого издания Talkon.ru;
4) провести анализ авторских материалов с точки зрения достижения цели и реализации задач, сформулированных в концепции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы:
- теоретиков и практиков журналистики, посвященные типологии СМИ: В. В. Тулупова, А. И. Акопова, Е. П. Прохорова, М. В. Шкондина, М И. Шостак;
- культурологов, социологов: В. И. Ильина, А. Б. Гофмана, А. В. Сафараняна для определения понятий стиля и моды.
Специфика лайфстайл-журналистики была изучена по работам: Л. А. Окольской, М. В. Комогорцевой, Е. А. Костяшиной, О. И. Пименовой, П. А. Пименова. В качестве теоретический базы при выработке концепции были использованы труды Е. П. Прохорова и И. М. Дзялошинского. А также метод моделирования, описанный Г. С. Мельник и В. В. Тулуповым.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы были использованы теоретико-типологический метод, социологический метод, а также метод моделирования. Методы содержательно-формального и жанрового анализа применялись в процессе профессиональной рефлексии.
Хронологические рамки работы включают период с 1 апреля 2020 года - 29 апреля 2022 года. С момента постановки редактором сетевого издания Talk-on.ruзадания о разработке концепции до публикации последнего материала на сайте Talk-on.ru.
Практическая значимость работы заключается в реализации и пополнении контента сетевого издания Молодежного медиахолдинга «Есть talk!», а также в возможности по аналогии с представленной концепцией медиапроекта разработать любой другой тематический медиапроект.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и источников. Во введении описываются актуальность, объект, предмет, цель и задачи, эмпирическая база, практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Разработка медиапроекта для молодежной аудитории на тему стиля и моды: теоретический аспект» осмыслена теоретическая основа разработки медиапроекта на тему стиля и моды. В качестве детерминанта концепции медиапроекта рассмотрены учредитель издания, целевая аудитория и тематическая направленность.
Во второй главе «Концепция авторского медиапроекта о стиле и моде для сетевого издания молодежного медиахолдинга “Есть talk!”» представлена концепция медиапроекта, а также результаты самопознания материалов медиапроекта.
Результатам работы стали девять публикаций медиапроекта «На стиле» размещенных на площадке сетевого издания молодежного медиахолдинга «Есть talk!».
В заключение выпускной квалификационной работы делаются выводы по итогам проделанной работы и даются рекомендации по продолжению авторского медиапроекта «На стиле» сетевого издания молодежного медиахолдинга «Есть Talk!».
Выпускная квалификационная работа «Лайфстайл-контент в дискурсе сетевого издания «Молодежный медиахолдинг “Есть talk!”» (творческая работа)» направлена на создание концепции авторского медиапроекта, посвященного стилю и моде для молодежной аудитории. В процессе работы над ВКР автором было подготовлено девять публикаций для площадки сетевого издания Центра информационной политики и медиакоммуникаций «Молодежный медиахолдинга “Есть talk!”» Тольяттинского государственного университета в период с 16 ноября 2020 года по 29 апреля 2022 года. Тематика материалов, пусть и посвященных стилю и моде, была разнообразна, что позволило в достаточной степени раскрыть выбранное направление и тем самым обеспечить целостное представление о стиле у молодежной аудитории. Для достижения данной цели автором были выбраны следующие темы:
- история одежды и ее появление - для того, чтобы познакомить читателя молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» с незнакомой для него темой и определиться с понятиями;
- модные тренды в одежде и обуви - для того, чтобы помочь читателям, во-первых, сориентироваться в трендах, а во-вторых, опираясь на них, создать собственный стиль;
- колористика, цвет и их влияние на моду и культуру - тема раскрывается с привлечением эксперта, решает познавательную задачу и способствует осмысленному формированию собственного стиля;
- влияние культурных феноменов на стиль молодежи - тема необходима для культурного развития, а также для динамического восприятия читателем тенденций современной моды, а также для его ориентирования в дискурсе модной индустрии (например, материал о понятии «мерч»);
- локальные бренды одежды и аксессуаров - изучение местного опыта
разработки марок одежды и создании коллекций позволило расширить кругозор читателя, вместе с тем увеличив его вовлеченность в содержание рубрики;
- влияние социальных сетей на формирование стиля молодежи - в рамках данной темы дискурс социальных медиа был рассмотрен на примере популярных у целевой аудитории блогеров и инфлюенсеров - это выполняло мотивирующую задачу: подтолкнуть молодёжь к формированию собственного стиля.
Медиапроект «На стиле» имеет потенциал для дальнейшего развития, поскольку мода - это не только одежда, это отражение социальных процессов. Мода и стиль помогают социализации и позиционированию, идентификации личности, выбору культурной принадлежности, обеспечивает проявление индивидуальности и воплощение творческих запросов. Рубрика, посвященная моде и стилю, может стать постоянной - в моложёном издании. Ее тематика может быть расширена, поскольку и мода, и стиль как феномены культуры и социальной деятельности включают множество аспектов. Так, помимо публикаций о новой одежде и модных аксессуарах, можно обратиться к проблеме внешнего вида как важной составляющей имиджа и самопрезентации, уделить внимание темам макияжа и причесок. Название медиапроекта «На стиле» позволяет не зацикливаться на внешнем виде и обращаться к стилю жизни как социокультурному явлению, к проблемам психологии - взаимосвязи внешнего вида и внутреннего содержания человека, - разбираться в потребительских привычках поколения Z, а также в инструментах их формирования и т.д. Несмотря на то, что целевая аудитория проекта - молодежь в возрасте от 18-24 лет, он может быть интересен людям разного возраста, так как мода и стиль должны присутствовать в жизни каждого человека вне зависимости от пола и возраста.
1. Акопов А. И. Аналитические жанры публицистики. Ростов-на Дону : Изд-во Института массовых коммуникаций, 1996. 88 с.
2. Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). Иркутск : Изд- во Иркутского университета, 1985. 95 с.
3. Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2000. № 1. С. 42-44.
4. Афиша Daily.ru [Электронный ресурс].
URL:https://daily.afisha.ru/about//(дата обращения: 20.04.2022).
5. Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения
[Электронный ресурс] // Экономическая социология. 2005. № 6 (3). URL: http://ecsoc.hse.ru/issues/2005-6-3/index.html(дата обращения: 28.02.2022).
6. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация / Под ред. С.А. Белановского. Вып. I. М.: ИНП РАН, 1992. С. 19-38.
7. Веблен Т. Теория праздного класса. М. Изд-во : Прогресс, 1984. 194 с.
8. Горбунова М. А. Общая социология. Саратов : Изд-во Научная книга, 2019. 159 c.
9. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М. : Изд-во Наука, 1994. 160 с.
10. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. М. : Изд-во Аспект Пресс, 2009. 293 с.
11. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Концепция современного периодического издания. М. : Изд-во МедиаМир, 2012. 344 с.
12. Ильин А. Н. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность [Электронный ресурс] // Вестник ОмГУ. 2009.
№ 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moda-kak-tendentsiya-massovoy- kultury-i-ee-vliyanie-na-chelovecheskuyu-subektnost (дата обращения:
04.05.2022).
13. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и
российская реальность [Электронный ресурс] // Мир России. Социология. Этнология. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-
potrebleniya-teoreticheskaya-model-i-rossiyskaya-realnost (дата обращения: 04.05.2022).
14. Как ведут себя и чего хотят взрослые дети - поколение Z
[Электронный ресурс] // Adindex. 2019. 29 сентября.
URL:ttps://adindex.ru/publication/opinion/marketing/2019/09/27/275867/(дата обращения: 20.04.2022).
15. Как лайфстайл-журналистика может повлиять на стиль жизни
читателя [Электронный ресурс] // Журналист. 2019. 17 сентября. URL:
https://jrnlst.ru/lifestyle(дата обращения: 20.04.2022)
16. Как создать медиапроект на социальную тему [Электронный
ресурс] // New Reporter. 2020. 12 мая.
URL:https://newreporter.org/2020/05/12/kak-sozdat-mediaproekt-na-socialnuyu- temu/(дата обращения: 20.04.2022).
17. Калимуллин Т. Р. Средние классы в России. Экономические и социальные стратегии. М. : Изд-во Гендальф, 2003. 136 с.
18. Лукина М. М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета М.: Изд-во Факультет журналистики МГУ, 2005. 124 с.
19. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики. Санкт- Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2006. 271 с.
20. Никитенко А. А. Видовая и типологическая дифференциация Интернет-СМИ: теория и прагматика: авторефер. дис... канд. фил наук. Белгород. 2013. 32 с.
21. Поколение Z и мода: мнение. Рассуждают аналитики и дети
[Электронный ресурс] // Ведомости. 2021. 29 сентября.
URL:https://kp.vedomosti.ru/deluxe/article/2021/09/17/887131-nedetskii-podhod(дата обращения: 20.04.2022).
22. Поколение Z: 16 особенностей людей, о которых вы ничего не знали [Электронный ресурс]. URL: https://sales-generator.ru/blog/pokolenie-z/(дата обращения: 20.04.2022).
23. Поколение Z: показатели медиапотребления [Электронный
ресурс] // Российский книжный союз. 2020. 20 ноября.
https://bookunion.ru/news/pokolenie_z_pokazateli_mediapotrebleniya (дата
обращения: 20.04.2022).
24. Репецкая А. И. Отношение молодежи к феномену моды в одежде:
региональный аспект [Электронный ресурс] // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2019. Том 14. № 1. URL:https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/68477/1/iuro-2019-185-07.pdf(дата
обращения: 28.02.2022).
25. Сафарян А. В. Понятие «стиль жизни» в социологии [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение: электронный журнал. Серия Социология. 2008. № 3. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/Safarian/(дата обращения: 20.04.2022).
26. Стиль жизни [Электронный ресурс] // Википедия: свободная
энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Образ_жизни (дата
обращения: 20.04.2022).
27. Тулупов В. В. Теоретический и практический аспекты типологии
печатных периодических изданий [Электронный ресурс] // Relga. 2007. № 8. URL: http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=1970&level1=main& level2 =articles (дата
обращения: 28.02.2022).
28. Ужин инвестора: как поколение Z изменит тенденции
потребления [Электронный ресурс] // Dokhodchivo.ru. 2020. 20 ноября. URL: https://dokhodchivo.ru/review-20-11-20(дата обращения: 20.04.2022).
29. Усольцев В. Л. Компьютерное моделирование: лекционный курс. [Электронный ресурс] // КАГИ ВГПУ. 2014-2015. URL: http://mif.vspu.ru/books/model-m5/lec1.html
30. Bourdieu P. La distinction. Critique sociale du jugement. Paris: Les Editions de Minuit. 1979.
31. Cosmopolitan от А до Я [Электронный ресурс] // The blueprint. 2019. 23 августа. URL: https://theblueprint.ru/culture/history/cosmopolitan-
alphabet (дата обращения: 20.04.2022)
32. Dan Schawbel 66 Of The Most Interesting Facts About Generation Z. Danschawbel. [Электронный ресурс]. URL: http://danschawbel.com/blog/39-of- the-most-interestingfacts-about-generation-z/(дата обращения: 20.04.2022)
33. Elle girl.ru [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ellegirl.ru/docs/Mediakit2021.pdf. (дата обращения: 20.04.2022).
34. Handbook of Research on the Impact of Culture and Society on the Entertainment Industry. Release Date: June, 2014
35. Howe Neil, Strauss William (1993). 13th Gen: Abort, Retry, Ignore, Fail? Vintage Books
36. Howe Neil; Strauss William (1991). Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991
37. Kinfolk [Электронный ресурс]. URL: http://kinofolk.tilda.ws/(дата обращения: 20.04.2022).
38. Talk-on [Электронный ресурс]. URL: https://talk-on.ru/o-nas/(дата обращения: 20.04.2022).
39. The blueprint [Электронный ресурс]. URL: https://theblueprint.ru/(дата обращения: 20.04.2022).