Введение 4
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности организации 20
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Шайба» 28
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 28
2.2 Анализ конкурентоспособности ООО «Шайба» 35
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО
«Шайба» на основе принципов логистики 43
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на
основе принципов логистики 43
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
«Основной задачей любой организации в сегодняшних условиях является стабильная позиция на рынке, и достижение высокой конкурентной способности. Это залог не только одной организации, но и ориентация повышения конкурентоспособности в масштабах страны. Важным критерием является стабильное получение прибыли, обеспечение высокого уровня жизни населения. В основе работы любого предприятия формируется стратегический подход конкуренции, рассмотрение эффективности использования ресурсов. Результаты деятельности любой фирмы напрямую зависят от типа рынка, на котором она должна продавать товары. При этом различия между рынками подразумевают не только различный характер продаваемых товаров, но условия конкуренции при их продаже.
Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, области применения или назначения, а также действующим стандартам и техническим условиям, которые отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества» [12]. Так же продукт или услуга должны соответствовать потребителю и продаваться по конкурентоспособным ценам. Выполнение этих требований обеспечивается за счет управления конкурентоспособностью продукции и услуг, которые должны осуществляться систематически. Предприятие должно иметь целенаправленный процесс воздействия на управляющие объекты при создании и использовании продукции, услуг по созданию, предоставлению и поддержанию необходимого качества, отвечающего требованиям потребителей и общества в целом.
Объект исследования - ООО «Шайба».
Предмет исследования - конкурентоспособность организации.
Цель работы - исследование и разработка путей повышения конкурентоспособности организации на основе принципов логистики.
Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические аспекты обеспечения конкурентоспособности предприятий;
- изучить методику оценки конкурентоспособности предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику
деятельности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Шайба»;
- разработать проект мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Шайба» на основе принципов логистики;
- оценить эффективность разработанных мероприятий.
Вопросы, связанные с исследованием проблем оценки конкурентоспособности предприятий, привлекают внимание множества ученых и специалистов. Различные аспекты этой проблематики рассматриваются в работах отечественных и зарубежных авторов, таких как: Азоев Г.Л., Ермоленко О.А, Печенкин А.В., Полячкин Ю.А., Комарова С.Л. Котлер Ф., Портер М. и др.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, сравнительный анализ.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию системы конкурентоспособности предприятия.
Информационная и эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций периодических печатных изданий, данных статистических служб.
Структура работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
Конкурентоспособность компании - это превосходство компании над конкурентами в определенном сегменте рынка в текущее время, которое достигается без негативных последствий для окружающих, и определяется конкурентоспособностью ее ассортимента, и степенью конкурентных возможностей, определяющих способности в дальнейшей деятельности вести разработку, производство, и реализацию продукции, превосходящую по качественным характеристикам и ценовой степени аналогов.
На данный момент конкуренция является неотъемлемой свойственной характеристикой рыночных отношений, от которой зависит уровень рентабельности деятельности предприятия.
Конкурентоспособность можно оценивать в разных масштабах: от конкурентоспособности какого-либо товара до конкурентоспособности целой страны. Конкурентоспособные преимущества определяются системным влиянием множества активных факторов с различной силой внешней и внутренней среды и чем больше видов конкурентных преимуществ, тем разнообразнее эти факторы.
ООО «Шайба» - компания, основным видом деятельности которой является Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
ООО «Шайба» зарегистрировано по адресу 445026, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Свердлова, д.51.
ООО «Шайба» в г. Тольятти, предоставляет хороший перечень услуг для своих гостей: качественное и вкусное меню, приятные цены, высококвалифицированное обслуживание.
Организационная структура управления ООО «Шайба» базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням. Она позволяет быстро и оперативно принимать решения. Вместе с тем, в компании предусмотрены высокие требования по договору о передаче прав единоличному исполнительному органу управляющего.
Проанализировав конкурентов, были выделены следующие сильные и слабые стороны ресторана ООО «Шайба».
Проведя оценку удовлетворенности потребителей ресторана различными методами, мы выяснили, что на сегодняшний день степень удовлетворенности потребителями продукции ресторан достаточно высока.
Однако было выделено несколько направлений, по которым следует двигаться ресторану, основываясь на принципах логистики:
- создание новой услуги - «Доставка на дом»;
- покупка современного вида оборудования.
Таким образом, можно сделать вывод, что «для повышения внутренней и внешней конкурентоспособности ресторана, необходимо проведение данных мероприятий.
Экономическую эффективность предлагаемых мероприятий, самым эффективным оказалось мероприятие по организации доставки на дом, его эффективность составила 45739,1 тыс. руб.
Введение услуги «Доставки на дом» позволит ресторану привлечь дополнительные группы потребителей и увеличить прибыль предприятия. Эффективность данного мероприятия составила 44851,9 тыс. руб.
Мероприятие по внедрению нового оборудования позволит ресторану снизить затраты и получить дополнительную прибыль от реализации собственной продукции» [20]. Эффективность данного мероприятия составила 362 тыс. руб.
Оценить данные эффекты количественно достаточно сложно ввиду вероятностного характера большинства показателей, однако можно утверждать, что в целом мероприятия имеют положительный социально-экономический эффект и могут быть реализованы на практике.
1. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. Учебное пособие.- М.:ГАУ, 2018.-75 с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.:ЦЭИМ,2019.-207 с.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / под ред.Губиной О.В. - М.: Форум, 2018. - 340 с.
4. Архипов А., Большаков А. Экономика. - М.: Проспект, 2019. - 840с.
5. Афанасьев М.П. Маркетинг. Стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2020-120 с.
6. Баркан Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: Маркетинг - ключ к успеху. - М.: Аквилон, 2019. - 252 с.
7. Борисов Е.Ф. Экономика. - М.: Юрайт, 2018. - 400с.
8. Гаврилова А.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие/А.В.Гаврилова - М.: КноРус, 2018. - 432 с.
9. Грязнова А., Юданов А. Микроэкономика. Практический подход. М.: Кнорус, 2019 - 258 с.
10. Ермоленко О. А., Никонец О. Е. Проблемы конкуренции в современных условиях России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11. - С. 121-125.
11. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Микроэкономика. - М.: Кнорус, 2018. - 280 с.
12. Клюня В.Л., Сильванович В.И. Международный менеджмент: учеб.пособие / В.Л. Клюня, В.И. Сильванович. - Гродно: ГрГУ, 2018. - 184 с.
13. Котельникова Е.А. Конспект лекций. Экономика фирмы. - М.: Научная книга, 2019 - 251 с.
14. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие/И.М. Лифиц. - М.: Юрайт. - 2018. - 448 с.
15. Максимова В.Ф. Микроэкономика. - М.: Синергия, 2019 - 496 с.
16. Маховикова Г.А. Микроэкономика. - М.: Юрайт, 2020. - 272 с.
17. Мэнкью Н., Тейлор М. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2018. - 544 с.
18. Панов, А.И. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] / А.И. Панов. - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/8582, свободный
19. Пименов, П. А. Конкурентные преимущества и управление рисками[Текст]/ П.А. Пименоа // Актуальные вопросы развития экономики. - 2018. - №9.- С. 466-472.
20. Поляничкин, Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий [Текст] / Ю.А. Поляничкин // Бизнес в законе. 2020. - №3. - С.18-28.
21. Рахманина, И. А. Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества [Текст] / И.А. Рахманина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. - №1 - С.73-77.
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст] : / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., испр. - Минск : РИПО, 2018. - 374 с.
23. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Электронный ресурс] / А.А. Томпсон. - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/12862, свободный
24. Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность [Электронный ресурс] / Т.Г. Философова. - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/40462, свободный
25. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации.
Конкурентоспособность [Текст] / Т. Г. Философова, В. А. Быков. - Москва : Юнити - Дана, 2021. - 296 с.
26. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] / А.Н. Фомичев. - Режим доступа :http://www.iprbookshop.ru/24817,свободный