Введение
Глава 1 Теоретические подходы на проблему самоотношения личности и танцевально-двигательной активность
1.1 Понятие «самоотношение» личности в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологическая характеристика «Я-концепции» в период взрослости. Обзор зарубежных исследований
1.3 Танец и танцевально-двигательная терапия как условие
развития самоотношения личности
Глава 2 Эмпирическое исследование самоотношения личности при танцевально-двигательной активности
2.1 Организация и методы исследования самоотношения личности
2.2 Исследование самоотношения личности при танцевально-двигательной активности
2.3 Разработка и реализация программы танцевально-двигательной терапии по развитию самоотношения личности
2.4 Анализ полученных результатов после реализации программы танцевально-двигательной терапии по оптимизации самоотношения личности
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Для современной психологической науки проблема самоотношения и его роль в структуре личности остается чрезвычайно актуальной. Можно выделить, как минимум пять подходов, по- разному представляющих строение «Я-концепции»: одномерный, структурный, функциональный, подход, выделяющий имплицитное и эксплицитное самоотношение, конструктивный подход. Мы предполагаем, что каждый из рассмотренных нами подходов охватывает какую-то часть отношения к себе, при этом остальное иногда остается за пределами исследования. Таким образом, несмотря на длительную историю психологии, проблема самооценки до сих пор остается актуальной и недостаточно исследованной. При этом недостаточно исследованными остаются вопросы, выявляющие механизмы самооценки личности, влияющие на личностный статус, самооценку, самоопределение и самореализацию. Так же недостаточно изучены условия и средства, позитивно влияющие на формирование отношения личности к себе. Своевременное целенаправленное оказание помощи человеку с негативными видами отношения к себе позволит формированию позитивной «Я-концепции», изменению самооценок и самопринятию. Именно поиску адекватных условий, позволяющих активизировать не только сознание личности, но и его тело, посвящается наше исследование. В этом направлении, в качестве условия формирования самоотношения, мы выбрали танцевально-двигательную активность. Мы предполагаем, что танцевально-двигательная активность является не только движением, а способом самовыражения личности и может позитивно повлиять на формирование самооценки личности. Танцевальные психокоррекционные методики базируются на предпосылке, что существует глубокая взаимосвязь между телом и психикой. Танцевальные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней, скрытой от глаз психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром.
Проблема исследования: заключается в том, что, несмотря на то, что танцевальная терапия за последние годы зарекомендовала себя как эффективный метод психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга, отсутствуют целенаправленные отечественные исследования, доказывающие эффективность применения данного метода для оптимизации самоотношения личности.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между танцевально-двигательной активностью и самоотношением личности.
Объект исследования: особенности личности.
Предмет исследования: танцевально-двигательная активность, как одно из психологических условий изменения самоотношения личности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что танцевальная двигательная активность может являться одним из условий для изменения самоотношения личности на протяжении периода взрослости в положительную сторону.
Исходя из цели нашего исследования, мы поставили ряд задач:
- изучить и проанализировать научно-теоретические подходы
по проблеме исследования;
- определить с помощью диагностических методик уровень самоотношения личности;
- разработать и реализовать тренинг по танцевально-двигательной терапии для повышения самооценки личности;
- проанализировать результаты воздействия танцевально-двигательной терапии на процесс оптимизации самоотношения личности.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические методы исследования:
- изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
2) диагностические методы:
- методика для исследования самоотношения личности
(Р.С. Пантелеева);
- проективный рисуночный тест «Нарисуй себя танцующим» для определения уровня самооценки;
- проективный рисуночный тест «Рисунок себя во время дождя»
для определения способности личности преодолевать неблагоприятные ситуации и противостоять им;
3) эмпирические методы:
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
4) методы математической обработки полученных данных.
Теоретической основой исследования являются работы следующих авторов по проблеме изучения Я-концепции и самоотношения личности: Р. Бернс, У. Джеймс, И.С. Кон, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, И.И. Чеснокова и др.
Исследования по проблеме становления и развития танцевально-двигательной терапии, компоненты и механизмы ее воздействия на различные сферы (когнитивную, эмоциональную, коммуникативную, поведенческую) развития личности как в норме так и при патологии: М.А. Бебик, В.А. Лабунская, Б. Микумс, Д. Ньюмон-Блюстен, А.В. Пасынкова, В. Райх, С.Д. Руднева, М. Чейз, Т.А. Шкурко, Т. Шуп, Р. Экхауз, К. Юнг и др.
Новизна исследования заключается в том, что, несмотря, на множество выполненных исследований в русле танцевально-двигательной терапии, анализ отечественной науки показал, что прослеживается полное отсутствие целенаправленных работ по заявленной проблеме изучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и конкретизированы методы танцевально-двигательной терапии для оптимизации самоотношения личности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной нами программы танцевально-двигательного тренинга, направленного на повышение самооценки личности.
Новизна полученных результатов позволяет разработанные и апробированные упражнения в танцевально-двигательном тренинге включать в психокоррекционные программы по повышению самооценки личности при проведении консультативной работы.
Апробация результатов магистерской диссертации. Участие в научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ». Тольятти, 1-30 апреля 2019. Публикация статьи «Теоретический обзор понятия самоотношения личности».
В материалах студенческой научно-практической конференции «Проблемы образования на современном этапе». Выпуск VIII. Тольятти, декабрь, 2019. Публикация статьи «Проблемы самоотношения личности в отечественной психологии».
В рамках научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ». Тольятти, 1-30 апреля 2019. Проведение танцевального тренинга: «Зумба, как один из инструментов танцевальной терапии».
Экспериментальная база исследования: Фитнес клуб «Ф-стайл» г. Тольятти. Выборку исследования составили женщины в возрасте от 25 до 45 лет в количестве 40 человек (из них 20 человек, имеющие в своей жизни танцевально-двигательную активность; 20 человек не имеющие такой активности).
Структура диссертации. Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В разделе введение прописана актуальность, методологический аппарат исследования, теоретическая и практическая значимость. В первой главе представлена психологическая характеристика развития «Я-концепции» в период взрослости; раскрыто одно из условий для развития позитивного самоотношения личности - это танцевально-двигательная терапия и ее воздействия. Во второй главе представлено описание и организация проведения эмпирического исследования по выявлению уровня самоотношения личности; разработан и проведен тренинг танцевально-двигательной терапии, направленный на оптимизацию самоотношения личности с 20 участниками фитнес клуба «Ф-стайл» г. Тольятти; проведен сравнительный анализ самоотношения личности до и после формирующего эксперимента.
Список литературы включает в себя 65 источников (15 из которых на иностранном языке). Текст работы содержит 4 таблицы.
В данной работе был представлен обзор литературы по проблеме отношения человека к самому себе и танцевально-двигательной активности, как фактора изменения этого отношения. Обзор пусть и не охватывает все существующие подходы, тем не менее, дает представление о масштабе данной области исследования.
Можно выделить, как минимум, пять подходов, по-разному представляющих строение «Я-концепции. В каждом подходе авторы выделяют специфические компоненты самооценки и связи между ними. Разнообразие методик объясняется разнообразием существующих подходов. Одно методическое средство не в силах охватить такой сложный и многогранный феномен как самоотношение. Мы полагаем, что каждая из рассмотренных нами методик охватывает часть реального содержания самооценки, при этом остальное иногда остается за пределами конкретного исследования. Целостный характер таких методов, как МИС или «Кто Я?», дает возможность полнее увидеть особенности самоотношения, но за это приходится «платить» сложностью обработки и двойственностью потенциальных интерпретаций. Таким образом, несмотря на свою длительную историю в психологии, проблема самоотношения до сих пор остается актуальной. Значительные успехи исследователей в теоретической и практической разработке рассматриваемой области, безусловно, расширили и углубили представления психологов о самоотношении, но также «размыли» само это понятие, порой необоснованно распространили его на смежные, но не совпадающие области. Нам представляется, что для дальнейшего исследования проблемы самоотношения необходимо создание интегрального подхода, который позволит объединить разнородные теории самоотношения в единую систему и на основе которого можно будет создать комплексное средство для изучения этого феномена.
При этом не исследована тема особенностей отношения к себе людей с танцевальной двигательной активностью. Этот пробел мы хотели восполнить и провести соответствующие исследования.
Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей организма человека. Танец, как нам кажется, является одним из способов самовыражения личности. С помощью движений и па, наложенных на музыку, мы можем увидеть человеческую душу. Танцевально-двигательная активность, по мнению некоторых исследователей, может являться способом исцеления - возвращения целостности, способности радоваться движению, своему существованию через первичное движение.
Целями танцевальной психокоррекции являются: расширение сферы осознания собственного тела; развитие положительного образа тела, социальных умений; исследование чувств и создание глубокого группового опыта. Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.
В настоящем исследовании нами изучены методы танцевальной терапии для оптимизации самоотношения личности. Апробирована разработанная нами психокоррекционная программа по танцевально¬двигательной терапии для оптимизации самоотношения женщин.
Мы проводили наше экспериментальное исследование на базе организации г. Тольятти ООО «Ф-стайл».
Эмпирическую выборку составили 40 женщин в возрасте от 25 до 45 лет.
Перед нами стояла цель - изучить экспериментальным путем взаимосвязь между танцевально-двигательной активностью и самооценкой личности.
Эмпирическое исследование имело классическую структуру, и включала в себя: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Исследование отношения к себе современных женщин, проведенное на констатирующем этапе эксперимента по методике изучения самоотношения личности, выявило разницу в самооценке у танцующих женщин и тех, в жизни которых отсутствует танцевально-двигательная активность по шкале самопринятие: U=11, при p<0,05.
Качественный анализ показал следующие результаты. У 50% респондентов, занимающихся танцами, выявлены более низкие показатели по шкале «закрытость», чем у тех, кто не занимается танцами. Среднее значение у первых 3 стена, что свидетельствует о внутренней честности и открытости отношений человека с самим собой.
60% танцующих девушек показали более высокие результаты по шкале «самоуверенность», чем не танцующие, что может говорить о более высокой смелости в общении, об ощущении своей ценности и значимости для окружающих.
По шкале «саморуководство» женщины, в жизни которых есть место танцу, в два раза превзошли по показателям остальных. Это может говорить об их крепком внутреннем стержне, который координирует всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает их способным прогнозировать свои действия.
По шкале «самопринятие» у 50% танцующих общий фон восприятия себя положительный, по сравнению с не танцующими, что говорит о том, человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности.
Показатели самообвинения у 45% опрошенных не танцующих респондентов гораздо выше, чем у танцующих, что может означать, что люди видят в себе, прежде всего, недостатки. Все промахи и неудачи они готовы поставить себе в вину. Внутреннее напряжение и ощущение невозможности удовлетворения основных потребностей сопровождает установку на самообвинение.
В результате проведенного анализа нами была разработана коррекционная программа, основанная на методах танцевальной терапии. Для проверки гипотезы был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого экспериментальная группа прошла курс занятий по разработанной программе. Для оценки результативности программы было проведено повторное тестирование участников экспериментальной группы, а полученные данные были статистически обработаны. Кроме того, участники экспериментальной группы устно ответили на вопросы анкеты обратной связи.
Подводя итоги анализа проективных методик, можно сказать о том, у женщин после участия в программе был выявлен более высокий уровень самоуважения, уверенности и принятия себя.
У 50% участвующих в эксперименте женщин улучшились показатели по шкале «самопринятие», что выражается в более терпимом принятии своих недостатков и более целостном восприятии себя. Показатели по шкале «самообвинение» у половины женщин уменьшились в два раза, что может свидетельствовать о снижении чувства вины и стыда при ошибках и неудачах, а также уменьшении уровня аутоагрессии. По результатам устного опроса обратной связи можно сделать вывод о том, что участники оценивают себя более позитивно и уважительно, демонстрируя большее самоуважение и принятие, а также проявляя интерес к дальнейшему самопознанию и развитию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведенная программа танцевальной терапии является эффективной и может быть рекомендована в качестве средства коррекционного воздействия с целью оптимизации отношения женщин к себе.
Можно сказать, что наша гипотеза оказалось верной: танцевально-двигательная активность может являться одним из условий для изменения самоотношения личности на протяжении периода взрослости в положительную сторону.
Однако существует необходимость в более качественных исследованиях в этой области для дальнейшей оценки результатов и более глубокого понимания возможных преимуществ танцевальных вмешательств в различных группах населения. Доказательства по каждому из аспектов все еще скудны из-за небольшого количества исследований по каждой конструкции, противоречивых результатов или методологических недостатков. Разработка и валидация, соответствующих измерительных инструментов в танцевальном контексте желательна.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993. 175 с.
2. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т.2. 127 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 363 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 448 с.
5. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. СПб.: Питер, 2000. 226 с.
6. Белан М. А., Терехова Т. А. Основные теоретические подходы к определению категории смысла в отечественной и зарубежной психологии». // Ученые записки Забайкальского государственного университета 2012. № 5. С.3-5.
7. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 125 с.
8. Бубер М. Я и Ты. М.: Смысл, 1993. 174 с
9. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003. 448 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6т. Т.3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
11. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998. 480 с.
12. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Питер, 1995. 160 с.
13. Диянова З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2018. 173 с.
14. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995.376 с.
15. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,1999. 368 с.
16. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. СПб.: Питер, 2008. 588 с.
17. Зейгарник Б. В. Патопсихология: учеб. пособие. М: Академия, 1999. 76 с.
18. Иванников В. А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 156-159.
19. Казарян А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у
студентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. 2018. № 18. 443 с. URL https://moluch.ru/archive/204/50113/(дата обращения:
26.02.2019).
20. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука,1988. 256 с.
21. Короленко Ц. П. Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: «Академический проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000. 460 с.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 2009. 70 с.
23. Леонтьев, А. Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций. М.: Наука, 2008. 56 с.
24. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия М.: Моск. гос. ун-та, 1994. 512 с.
25. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. М.: Смысл, 2014. 104 с.
26. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС): метод. руководство. М.: Смысл, 1999. 69 с.
27. Липкина А. И., Рыбак Л. Т Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. 142 с.
28. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991. 100 с.
29. Пыжински Т., Гринберг Дж. Роль сфокусированного Я внимания в развитии, поддержании и усилении депрессии [Электронный ресурс] URL: http://psyberlink.flogiston. ru/internet/bits/depress.htm (дата обращения: 28.03.19)
30. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Ан СССР. 1957. 328 с
31. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000. 384 с.
32. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 174-206.
33. Сайко Э. В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления (самоопределения, самопознания, самоактуализации и т.д.) // Мир психологии. 2005. № 3. С. 3¬10.
34. Серый А. В., Яницкий М. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 1999. 92 с.
35. Смирнов А. В. Логика смысла М.: Яз. слав. культуры, 2001. 504 с.
36. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990. 368 с.
36. Фрейд З. Я и Оно: труды разных лет, в 2-х т. Т. 2. Тбилиси. 1991. 425 с.
37. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск. 2000. 672. с
38. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ACT, 1998. 566 с.
39. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. Минск: Изд-во. В. П. Ильин, 1996. 416 с.
40. Фельдштейн Д. И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопросы психологии. 1981.№ 6.С 36-41.
41. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Смысл, 1997. 720 с.
42. Холодкова О. Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2000. 21 с.
43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. 608 с.
44. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интер- пракс, 1995. 286 с.
45. Чернявская Г. К. Трудный путь к самому себе: очерки саморазвития личности / Урал. гос. техн. ун-т. СПб.: Изд-во СПб. гос.ун-та, 1994. 116 с.
46. Чеснокова И. И.Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
47. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е - 30¬е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1992. 364 с.
48. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 55-60.
49. Ярманова Ю. Б. Закономерности смыслообразования в процессе
понимания // Молодой ученый. 2015. № 6. 729 с. URL
https://moluch.ru/archive/86/16237/(дата обращения: 18.01.2019).
50. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. 1053 с.
51. Butler. Joseph A sermon preached before the Incorporated Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts, 1739.
52. Coleman J. C. The nature of adolescence. London-N.Y.-Methuen, 1980. 285р.
53. Coopersmith S. The antecedents of self esteem. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, Inc., 1967. 283 р.
54. Halikas J. A., Ponald A. etc. Marijuana and Youth: Clinical observation on Motivation and learning: NIDA, 1982. 143р.
55. Kaplan H. B. Deviant behavior and selfenhancement in adolescence // J.
of Youth and Adolescence. 1978. Vol. 7. No. 3. P 253-278.
56. Locke John An Essay Concerning Human Understanding.1998.154р.
57. Malmquist, Carl P Handbook of adolescence: Psychopathology, antisocial development. N.Y., 1978. 268р.
58. Mills Richard. Young outsiders. A Study of alternative communities. - N.Y. Paothern Books, 1973. 259р.
59. Rosenberg Morris. Society and the Adolescent Self-Image. 1965.265p.
60. Sharma B. R. Cannabis and its users in Nepal // British Journal of Psychology, 1975, 354р.
61 Strassel, Juliane; Daniel Cherkin; Lotte Steuten; Karen Sherman; Hubertus Vrijhoef (May-June 2011). "A Systematic Review of the Evidence for the Effectiveness of Dance Therapy". Alternative Therapies in Health and Medicine. 17 (3): 50-59.
62. Victor H.R. Grossman J. C. and Eiseman R. Openness to experience and marijuana use in high school students // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 5, 1973. 365р.
63. Weingartner H. and Nurnberg F.L. Marihuana and social behaviour a controlled study // Archives of General Psychiatry, 1974. 174р.
64. Weiner, Melvin. Personality: the human potential. N. Y., 1973. 156р.
65. "Who was Marian Chace?" Archived 30 July 2007 at the WaybackMachine American Dance Therapy Association.