Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обусловленность успешности учебной деятельности младших школьников индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности

Работа №103496

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ проблемы индивидуально-типологических особенностей в младшем школьном возрасте и специфики эмоциональной сферы личности с различным типом темперамента 10
1.1 Индивидуально-типологические особенности личности как
научная проблема 10
1.2 Индивидуально-типологические особенности и их проявления в
младшем школьном возрасте 19
1.3 Специфика эмоциональной сферы и тревожность личности
младшего школьника с различным типом темперамента 27
Глава 2 Эмпирическое исследование проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста с различным типом темперамента 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Эмпирическое изучение индивидуальных различий и
темперамента младших школьников и специфики их тревожности 42
2.3 Анализ специфики тревожности у детей младшего школьного
возраста с различным темпераментом и типологическими особенностями 58
Заключение 67
Список используемой литературы 73


Актуальность исследования. Проблема индивидуальных различий имеет важное значение для понимания личности, ее поведения и деятельности, а также прогнозов развития человека и сфер его реализации и эффективности. Важное место в индивидуально-типологических различиях человека, обеспечивающих каждой личности становление по ходу развития своей индивидуальности, занимает темперамент. Именно тип нервной деятельности, обусловленный биологически, на базе которой образуется тот или иной темперамент индивида, первостепенно обеспечивает характеристику динамических особенностей человека - интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний. Выделенные в темпераменте два компонента - активность и эмоциональность, отражающие степень энергичности, стремительности, быстроты или медлительности человека, степень его инертности, а с эмоциональной стороны определяют особенности протекания эмоций, чувств, настроений личности, их качество, имеют преимущественную значимость для психодинамических характеристик индивида - поведения, деятельности, специфики его психоэмоциональных реакций.
В младшем школьном возрасте, с уже накопившимся опытом в ранние периоды жизнедеятельности, индивидность ребенка, не смотря на развитие и формирование под влиянием обучения новых качественных характеристик, индивидуально-типологические особенности, выраженные в темпераменте и характере деятельности, имеют большую значимость. Современные исследования темперамента А.А. Вихмана, Т.С. Пака, Н.А. Жемчуговой и др. показывают феномен возрастного развития темперамента, которое обусловлено с одной стороны закономерным созреванием всех органов и систем детского организма, а с другой - последовательной адаптацией и социализацией ребенка.
У младших школьников все еще сохраняется обусловленная возрастом низкая выносливость, повышенная эмоциональность и впечатлительность детской психики и личности, импульсивность поведения и несформированность функций саморегуляции и самоконтроля. Помимо этого, для детей этого возраста, которые не только переживают возрастной кризис, но и адаптируются к новой социальной ситуации развития и овладевают новой для них учебной деятельностью, являющейся ведущей, характерны возрастные пики тревожности. Также, по мнению ученых тревожность детей может быть обусловлена и типом их темперамента. Такая совокупность - особенности психоэмоциональных состояний и имеющиеся в ходе учебной деятельности раздражители - оценочность деятельности и ее контроль, трудности работы и ускорение ее темпа, дисциплина и дисциплинарные воздействия, организующие деятельность и поведение детей, эмоциогенные раздражители - могут усиливать тревожность ребенка, закрепляя ее на базовых уровнях личности, будут негативно влиять на функциональность и продуктивность деятельности, как в этом возрасте, так и в более зрелые периоды развития человека. Такая ситуация и обуславливает актуальность нашего исследования.
Проблема исследования. Значимость тревожности, закрепившейся как свойство личности, негативно влияющей на психоэмоциональное благополучие детей младшего школьника, а также на продуктивность его деятельности и общения, а в целом на качество его адаптации и социализации, требует дальнейшего анализа. В этом аспекте особенно важным становится необходимость своевременно выявлять и предупреждать устойчивую тревожность детей, обусловленную психобиологическим типом темперамента ребенка, обеспечивая ему условия для максимально эффективной деятельности и общения, предупреждая негативные последствия этого в следующих возрастных этапах развития.
Противоречия:
- научная изученность в современной науке проблемы темперамента и его содержательных характеристик все еще не позволяет сформировать четкое понимание его связи с психоэмоциональным неблагополучием и тревожностью у детей младшего школьного возраста;
- сформированное научное понимание связи типа темперамента со спецификой эмоциональности личности не отражает обязательность развития тревожности у людей определенного типа темперамента, а ее наличие может являться отражением воздействия внешних психогенных факторов, неблагоприятных для какого-либо типа темперамента, что требует индивидуального подхода и изучения особенностей и качественных характеристик социально средовых факторов.
Цель исследования: выявление обусловленности учебной деятельности с тревожностью у детей младшего школьного возраста с разными индивидуально-типологическими особенностями.
Объект: индивидуально-типологические особенности в младшем школьном возрасте.
Предмет: обусловленность успешности учебной деятельности детей младшего школьного возраста индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности.
Гипотеза: мы предполагаем, что успешность учебной деятельности младшего школьника во многом обусловлена индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности ребенка.
Задачи:
- провести теоретический анализ проблемы индивидуально типологических особенностей личности в отечественной и зарубежной психологии и связи темперамента с тревожностью личности детей младшего школьного возраста;
- выявить реальный уровень успешности учебной деятельности;
- экспериментально изучить уровень тревожности и тип темперамента детей младшего школьного возраста;
- провести количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных и выявить специфику тревожности у детей разного типа темперамента и их проявление в учебной деятельности.
Методы и методики исследования:
1) Метод теоретического анализа.
2) Методы психодиагностики:
- «Личностный опросник Г. Айзенка» (EPI);
- проективная методика «Тест тревожности «Выбери нужное лицо»», Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
3) Метод количественного и качественного анализа.
Методологическая основа исследования. Методологическим основанием исследования выступил психобиологический подход к теории темперамента В.Д. Небылицина, Б.М. Теплова, системно-функциональный подход к изучению свойств личности А.И. Крупнова, Н.Ф. Шляхты, исследования А.А. Вихмана, Т.С. Пака, Н.А. Жемчуговой, Б.А. Вяткина, Л.Я. Дорфмана, психогенетический подход к личности Г. Айзенка.
Теоретическая значимость исследования представлена обобщением научного понимания проблемы темперамента, а также выделением специфики проявления темперамента в младшем школьном возрасте. Также результатом теоретического исследования явилось изучение и систематизация исследований психоэмоциональных особенностей детей с разным типом темперамента, а также особенностей проявления тревоги и тревожности у детей с различным темпераментом, как обусловленным их психобиологическими особенностями нервной деятельности, так и новой социальной ситуацией развития и учебной деятельности, являющейся ведущей в этом возрастном периоде.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных о связи темперамента и тревожности у детей младшего школьного возраста в практике работы как психологов начальной школы, так и педагогов, обучающих детей, целью которой может стать психологическая профилактика закрепления тревожности как свойства личности, предупреждение школьной тревожности и школьных неврозов и создании психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для детей разных типов темперамента.
Новизна исследования выражена в сопоставлении тревожности в определённой степени выраженности и темперамента детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани в 3 А классе. В исследовании приняли участие 19 испытуемых, от 9-ти до 10-ти лет, обучающихся в начальной школе.
Структура и объем работы. Работа содержит введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение и список используемой литературы (54 источника). В работе содержится 13 таблиц, 6 рисунков. Общий объем работы содержит 77 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экспериментальное исследование особенностей тревожности у детей с различными индивидуально-типологическими особенностями, проведенное нами в рамках выпускной квалификационной работы, было направлено на проверку гипотезы исследования, в которой мы предположили о том, что у детей с различным типом темперамента тревожность выражена по-разному и ее высокий уровень обусловлен во-многом несбалансированностью нервной системы.
В рамках цели исследования нами были изучены научно-теоретические взгляды на проблему индивидуально-типологических особенностей личности и темперамента. Проблема индивидуальных различий имеет важное значение для понимания личности, ее поведения и деятельности, а также прогнозов развития человека и сфер его реализации и эффективности.
В ходе теоретического анализа были систематизированы научные взгляды по проблеме различий человека и его типа темперамента. Было установлено, что в отечественной психологии изучение типологических различий берет начало от рефлекторного подхода И.П. Павлова, который выделил типы темперамента в соответствии с типами нервной системы. Большой вклад в изучение индивидуально-типологических различий сделан в психофизиологическом подходе В.Д. Небылицина, в трёхфакторной модели темперамента Б.М. Теплова и др., которые в темпераменте выделили два базовых параметра - общую активность (моторную, интеллектуальную и социальную) и эмоциональность (впечатлительность, импульсивность и лабильность).
Понятие темперамента содержит характеристику динамических особенностей индивида - интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний. Выделенные в темпераменте два компонента - активность и эмоциональность отражают: активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты / медлительности, инертности; эмоциональность - особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество. Преимущественную значимость эти показатели имеют для психодинамических характеристик индивида - поведения, деятельности, а качественные и содержательные параметры активности индивида, его личности и индивидуальности этим не определяются.
Темперамент обусловлен биологическими свойствами высшей нервной деятельности, которая систематизирована по определенным типам - сильная - слабая, подвижная - инертная, уравновешенная - неуравновешенная. Темперамент является биологической основой индивидуальных различий, на базе которых формируются характерологические особенности личности.
Установлено, что четыре типа темперамента - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, редко встречаются в чистом виде. Эмпирические данные показывают наличие смешений отдельных свойств и характеристик, но на определенных этапах развития личности наблюдается преобладание комплекса особенностей и характеристик активности, позволяющих отнести его по типу к тому или иному виду темперамента. Такие характеристики нервной системы, как сила процесса возбуждения / торможения, их переключаемость, истощаемость процессов, способность к напряжению и его длительность, выносливость организма при выполнении деятельности, скорость восстановления и пр., во многом объясняют особенности овладения человеком различных навыков, врабатываемость в ходе выполнения деятельности, истощаемость и т. д., во многом отражаются на эффективности и успешности в учебной деятельности, а в последствии и на способности / неспособности к выполнению деятельности в рамках определенных профессий.
В младшем школьном возрасте индивидность ребенка, не смотря на развитие и формирование под влиянием обучения новых качественных характеристик, индивидуально-типологические особенности, выраженные в темпераменте и характере деятельности, все еще имеют большую значимость. Современные исследования темперамента А.А. Вихмана, Т.С. Пака, Н.А. Жемчуговой и др. показывают феномен возрастного развития темперамента, которое обусловлено с одной стороны закономерным созреванием всех органов и систем детского организма, а с другой - последовательной адаптацией и социализацией ребенка.
У младших школьников все еще сохраняется обусловленная возрастом низкая выносливость, повышенная эмоциональность и впечатлительность детской психики и личности, импульсивность поведения и несформированность функций саморегуляции и самоконтроля.
Говоря о тревожности детей этого возраста и особенностях их психоэмоциональных состояний, имеющиеся в ходе учебной деятельности раздражители - «оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и пр., являются, с одной стороны, универсальным источником психоэмоциональных проблем, а с другой, для детей с различным типом темперамента имеют разное значения для функциональности и продуктивности деятельности.
Исследования подтверждают наличие связи типа темперамента ребенка с предрасположенностью его к развитию эмоциональных проблем и тревожности. Важным моментом является и учет во взаимодействии с детьми наличия «возрастных пиков тревожности», которые существуют универсально за счет специфики новой социальной ситуации развития - школьное обучение и смена ведущей деятельности. Этот факт в совокупности с типом темперамента ребенка младшего школьного возраста может спровоцировать развитие тревожности как свойства личности, что негативно будет сказываться и на психоэмоциональном благополучии детей младшего школьника, и на продуктивности его деятельности и общения, а в целом на качестве его адаптации и социализации.
Экспериментальное исследование тревожности детей младшего школьного возраста с различным типом темперамента проводилось в соответствии с целью, направленной на выявление особенностей тревожности у детей младшего школьного возраста с различным типом темперамента.
Для решения задач нами была сформирована выборка испытуемых, в которую вошли 19 детей, обучающихся в 3 классе, из них 12 мальчиков и 7 девочек. Экспериментальной базой исследования явилась ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани.
В ходе исследования нами была проанализирована эффективность учебной деятельности детей, полученная в результате педагогической оценки школьной успеваемости учащихся по каждой учебной дисциплине. Данные анализировались за четыре четверти 2020-2021 учебного года и первого полугодия 2021-2022 учебного года. Анализ успешности обучения детей в целом по классу показывает нормативное распределение детей по успешности обучения, где примерно половина детей (52,6 %), а другая половина представлена группой «отличников» и «троечников». Здесь отличники составляют пятую часть всех испытуемых (21,1 %), а «троечники» - четверть испытуемых (26,3 %).
Анализ экстраверсии-интроверсии и уровня нейротизма позволили нам сделать выводы о темпераменте детей. Так, было установлено, что меланхоликов среди испытуемых больше трети всей выборки (36,84 %). Этим детям присущ высокий уровень нейротизма и интровертированность в разной степени выраженности. Детей холерического типа темперамента в изучаемой выборке больше четверти группы (26,32 %).
В меньшей степени среди испытуемых представлены флегматики (21,05 %) и сангвиники (15,79 %).
Анализ тревожности показал, что что большая часть детей высоко тревожны (57,89 %). Таким детям присуща излишняя настороженность, напряженность. Они склонны беспокоится по разным поводам. У них проявляется замкнутость или излишняя расторможенность. Они могут быть невнимательны, в стрессовых ситуациях могут за счет напряжения показывать снижение продуктивности памяти и мышления. Некоторые дети демонстрируют плаксивость, обидчивость с реакциями ухода в себя или, напротив, агрессивности. У детей возможны соматические реакции по типу заикания, запинок в речи.
Остальные дети в группе испытуемых имеют нормальные показатели по индексу тревожности - 31,58 % детей имеют средний уровень тревожности, а 10,53 % - низкий. Эти дети вполне спокойны и уравновешенны. Их поведение открыто, нет тенденции избегать контактов как со сверстниками, так и со взрослыми. Их поведение обусловлено их индивидуальными особенностями и способностями, но не тенденцией избежать тревоги и психологического дискомфорта.
На завершающем этапе исследования нами были проанализированы данные о тревожности у детей младшего школьного возраста с различным темпераментом. Для этого мы сопоставили данные о типе темперамента ребенка, показатели его нейротизма и индекса тревожности. Сопоставления полученных данных показывает, что большинство тревожных детей имеют меланхолический и холерический темперамент. Также мы выделили соответствие, обусловленное скорее повышением по шкале нейротизм, где тревожность присуща детям с повышенным уровнем дисбаланса, говорящем о дестабилизированности нервной системы.
Детям сангвиникам и флегматикам очень высокие уровни нейротизма в целом несвойственны, но повышение показателей несбалансирвоанности по шкале «нейротизм» до уровня «высокий» приводит к проявлению тревожности у этих детей.
Анализ связи тревожности, темперамента и успешности учебной деятельности не показал прямого соответствия типа темперамента ребенка и уровня тревожности и успешностью его школьного обучения.
В целом, в результате эмпирического исследования можно сказать, что детям с нестабильными типами темперамента - меланхоликам и холерикам, в большей степени свойственно проявление тревожности, а детям с типологически сильной нервной системой - флегматикам и сангвиникам, развитие тревожности свойственно в меньшей степени. Прямой связи с успешностью в учебной деятельности в ходе исследования не обнаружено.
Таким образом, исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра, проведенное в соответствии с целью и гипотезой, проведено в полном объеме. Установлена связь типа темперамента с уровнем тревожности, а также было выявлено, что тревожность в большей степени обусловлена превышением показателей нейротизма личности, присущего каждому типу темперамента.



1. Абрамова А. Н., Урутина Т. М., Митичева Т. И. Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 891-894. URL:https://moluch.ru/archive/102/22727/
2. Авдиенко Г. Ю. Дифференциальная психология. М.: Юрайт, 2020. 178 с.
3. Адлер А. Понять природу человека. М.: АСТ, 2022. 352 с.
4. Айзенк Г. Ю., Кеттел Р. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 128 с.
5. Алексеева Е. Е. Теоретико-методологический анализ подходов к
изучению типологических особенностей человека // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2009. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz-podhodov-k-izucheniyu-tipologicheskih-osobennostey-cheloveka
6. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. М.: Когито-центр, 2008. 300 с.
7. Большой психологический словарь: изд-е 4-е расшир. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
8. Варенникова Е. А. Влияние темперамента на ситуативную тревожность детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 18. С. 21-25. URL:http://e-koncept.ru/2015/95156.htm
9. Васин Г. М., Лобаскова М. М. Природа взаимосвязей темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-vzaimosvyazey-temperamenta-s-emotsionalnymi-i-povedencheskimi-problemami
10. Вяткин Б. А., Самбикина О. С. Типы нервной системы и темперамента
как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tipy-nervnoy-sistemy-i-
temperamenta-kak-prirodnye-predposylki-formirovaniya-stilya-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnika
11. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. История и методология исследования стилей человека в школе В. С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Методология и история психологии. Вып. 3, 2018. 150 с. С. 127-150. URL: http:ZZmhp-journal.ruZrusZ2018 n3 08
12. Гарбузов В. И., Фесенко Ю. А. Неврозы у детей. М.: Каро, 2013. 336 с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М.: АСТ, 2008. 720 с.
14. Голубева Э.А. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. М.: Флинта, 2021. 272 с.
15. Гонина О. О. Психофизиология детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. М.: Флинта, 2021. 272 с.
16. Гудкова Т. В. Специфика индивидуальности и ее развитие в детском
возрасте: основные исследовательские подходы // Вестник НГПУ. 2014. №4 (20). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZspetsifika-individualnosti-i-ee-
razvitie-v-detskom-vozraste-osnovnye-issledovatelskie-podhody
17. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. М.: Нестор-История, 2016. 180 с.
18. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 определений. Учебно-методическое пособие. Минск: Харвест, 2021. 864 с.
19. Изард К. Э. Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с. С. 52-71.
20. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 464 с.
21. Ильин Е. П. Психология страха. СПб.: Питер, 2017. 352 с.
22. Каменская В. Г., Алексеева Е. Е. Свойства нервной системы и
темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/svoystva-nervnoy-sistemy-i-
temperamenta-v-strukture-individualno-tipologicheskih-osobennostey-cheloveka
23. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы // К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: Издательство Казанского университета, 1969. 278 с.
24. Клиническая психология. Энциклопедический словарь. М.:
Практическая медицина, 2016. 608 с.
25. Крупнов А. И., Шляхта Н. Ф. Связь черт личности со свойствами
темперамента // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2003. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/svyaz-chert-lichnosti-so-svoystvami-
temperamenta
26. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986 с. 256 с.
27. Мерлин В. С. Собрание сочинений. Том 3. Очерк теории темперамента. Пермь: Прикамский социальный институт, 2007. 276 с.
28. Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. М.: МОДЭК, 2000. 688 с.
29. Немов Р. С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. М.: Владос, 2020. 631 с.
30. Новгородова Ю. О. Психогенетические исследования темперамента в рамках концепции М. К. Ротбарт // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihogeneticheskie-issledovaniya-temperamenta-v-ramkah-kontseptsii-m-k-rotbart
31. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с. URL:https: //юс123 .рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf
32. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. 636 с.
33. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Бахрах-М, 2019. 672 с.
34. Ребер А. С. Большой толковый психологический словарь. Том I. А-О. М.: АСТ, 2003, 592 с.
35. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2012. 528 с.
36. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Флинта, 2021. 352 с.
37. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший возраст. СПб.: Речь, 2015. 384 с.
38. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen
39. Сидоров К. Р., Крохина И. Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3-5.
40. Талханова Ф. Д. Концептуальные подходы к изучению индивидуальных особенностей личности // Наука, техника и образование. 2015.
№12 (18). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kontseptualnye-podhody-k-
izucheniyu-individualnyh-osobennostey-lichnosti
41. Тарасьян Н. А. Интегральная индивидуальность, ее место и роль в
системе наук о человеке // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №3. URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/integralnaya-individualnost-ee-
mesto-i-rol-v-sisteme-nauk-o-cheloveke
42. Теплов Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М.: Наука, 2004. 444 с.
43. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Тотем и табу. М.: Время, 2019. 416 с.
44. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
45. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: Лаборатория знаний, 2015. 220 с.
46. Ясперс К. Общая психопатология. М.: КоЛибри, 2019. 1056 с.
47. Anastasi A. Differential psychology. Individual and group differences in behavior. New York, Macmillan, 1958. 664 р.
48. Birch Herbert G., Thomas A. Your Child Is a Person: A Psychological Approach to Parenthood Without Guilt. Michigan: Penguin Publishing Group, 1977. 224 р.
49. Eysenck H. J. Dimensions of Personality. The Biosocial Approach to Personality New-York: Transaction Publishers, 1950. 308 p.
50. Guilford J. P. Fourteen dimensions of temperament. Washington: American Psychological Association, 1956. 26 p.
51. Jung C. G. Psychologische Typen. German: Lemniscaat Publishers, 2003. 547 p.
52. Kretschmer E. Physique and Character: an investigation of the nature of constitution and of the Theory. Routledge, 2013, 364 р.
53. Rothbart Mary K. Temperament and Personality in Development. New York: Guilford Publications, 2011. 324 p.
54. Thomas A., Chess S. Temperament and Behavior Disorders in Children. New York: University Press, 1968. 309 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ