Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов РФ
|
Введение 5
Глава 1 Нормативно-правовая основа охраны культурного наследия .. 10
1.1 Формирование понятий «культурное наследие» и «объект
культурного наследия» как юридических категорий 10
1.2 Нормы международного и внутригосударственного права об
охране культурного наследия 18
1.3 Классификация, виды и характерные признаки объектов
культурного наследия 29
Глава 2 Деятельность государства в сфере регулирования правоотношений по поводу объектов культурного наследия 35
2.1 Направления деятельности и виды правоотношений, подлежащие
государственному регулированию по поводу объектов культурного наследия 35
2.2 Государственные органы охраны культурного наследия, их
функции и полномочия 48
2.3 Взаимодействие государственных органов и институтов
гражданского общества по охране объектов культурного наследия 55
Глава 3 Законодательные и административные проблемы в области охраны культурного наследия 67
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 74
Глава 1 Нормативно-правовая основа охраны культурного наследия .. 10
1.1 Формирование понятий «культурное наследие» и «объект
культурного наследия» как юридических категорий 10
1.2 Нормы международного и внутригосударственного права об
охране культурного наследия 18
1.3 Классификация, виды и характерные признаки объектов
культурного наследия 29
Глава 2 Деятельность государства в сфере регулирования правоотношений по поводу объектов культурного наследия 35
2.1 Направления деятельности и виды правоотношений, подлежащие
государственному регулированию по поводу объектов культурного наследия 35
2.2 Государственные органы охраны культурного наследия, их
функции и полномочия 48
2.3 Взаимодействие государственных органов и институтов
гражданского общества по охране объектов культурного наследия 55
Глава 3 Законодательные и административные проблемы в области охраны культурного наследия 67
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 74
Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов РФ - это особый вопрос об отношении к культурному наследию, имеющий практическую и теоретическую важность, причем юридический аспект данного вопроса, и сущность проводимых политик в мировом и государственном масштабах требуют глубоких и всесторонних исследований по целому ряду причин. Культура имеет важнейшее значение для человека, она служит опорой развития как для отдельной личности, отдельных групп, в том числе малых, этнических, так, и для человечества в целом. Весь обширный культурный пласт складывается из разнородных частиц, представляющих культурные ценности и привнесенных разными цивилизациями, народами, иногда отдельными личностями. Несомненно, культурное наследие каждого отдельно взятого государства представляет для него самого важнейшую ценность. В многонациональных государствах необходима поддержка отдельных групп и образований (народов, религиозных объединений и иных социально-культурных образований). Кроме того, этнокультурная «мозаичность» мира обуславливает целый ряд проблем, в том числе, связанных с охраной и регулированием культурного наследия народов. Культурные вопросы настолько серьезны, что решаются не только на государственном, но и мировом уровне, они тесно связаны с формированием толерантности, искоренения дискриминации, национальных конфликтов, посягательств на культурные объекты и ценности, вызванные враждебностью и неприязнью к другой культуре. В ходе гражданских и религиозных воин уничтожаются памятники архитектуры и многочисленные культурные ценности, с лица земли стираются свидетельства существования народов и государств.
Кроме того, рассматривая данную тему важно уделить внимание соотношению международного и государственного (внутригосударственного) правового регулирования в области культурного международно-правового регулирования национально-правового в некоторых случаях решается неоднозначно, о превалировании первого ведется достаточно дискуссий как в его пользу, так и против. Но именно исследуемая нами сфера является той площадкой, на базе которой возможно установление общих целей правового регулирования и достижение социально-полезных результатов, а также создание необходимых условий для сохранения объектов культурного наследия. В рамках охраны культурного наследия на территории Российской Федерации имеются объекты, обеспечиваемые и защитой международного сообщества (например, озеро Байкал в 1996 году внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) [1].
Актуальность темы исследования обуславливается теоретическими и практическими проблемами государственного регулирования культурного наследия. Практические проблемы обнаруживаются при регулирования нематериальных объектов культурного наследия РФ (фольклор, обычаи и традиции, другие элементы способа жизни отдельных народов). Нельзя отрицать, на сегодняшний день присутствие сформированных стереотипов, определяющих неуважительное отношение, например, к кавказским народам или народам Севера, достаточно вспомнить анекдоты о кавказцах или чукчах, но эта разрушительная для отношений тенденция имеет прямую и обратную силу. Внутри государства деструктивные отношения могут приводить к напряженности или даже конфликту и не только культурному. Такие отношения сложно регулировать, национальный вопрос является наиболее тонким и деликатным. Должный подход к культурному наследию основа и ресурс национального согласия. Именно поэтому работа является актуальной, поскольку показывает масштабность проблем и необходимость установления взаимосвязей между ними, необходимость поиска путей по совершенствованию их правового регулирования, а первоначало нам видится в вопросах охраны культурного наследия РФ, дальнейшего сохранения культурно-исторических ценностей, их популяризации, и формировании уважительного к ним отношения.
Теоретические проблемы заключаются в дискуссионном вопросе о классификации объектов культурного наследия. По общему правилу на сегодняшний день существует два основных вида культурного наследия - материальные объекты и нематериальные объекты. На наш взгляд требуется более детальная классификация на основании конкретных установленных критериев, в чем так же видится актуальность темы исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в широком смысле и административные правоотношения в узком смысле, возникающие в процессе правового регулирования и реализации полномочий государства в сфере культурного наследия.
Предметом исследования являются отраслевые нормы права, регламентирующие государственно-правовое регулирование и полномочия органов по охране объектов культурного наследия в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: диалектико-материалистический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, программно-целевой методы, а также анализ, синтез, обобщение, толкование, классификация, индукция и дедукция.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным юридическим направлениям и школам. Это работы: М.В. Алексеевой («Государственное управление в сфере охраны культурного наследия»), Г.Н. Андреевой, М.М. Богуславского («Международная охрана культурных ценностей», Н.В. Михайловой («Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине ХХ в.»), и др.
Проблемы и организационные формы в области сохранения объектов культурного наследия изучаются разными специалистами, в том числе неюридических специальностей, например в области градостроительства - Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов, причем, весьма интересен их подход к теоретическим основам охраны объектов культурного наследия и регенерации исторических мест, а также их анализ отечественного и зарубежного законодательства, правовых мероприятий и внедрения нормативов и специальных методик проектной деятельности, направленных на предотвращение разрушений памятников архитектуры, сохранение исторической среды российских городов при осуществлении современной массовой и индустриальной застройки. Интерес докторов и кандидатов архитектуры, строителей к федеральному и региональному законодательству объясним тем, что все их градостроительные решения находятся в установленном правовом поле. Им, что называется «изнутри» известна практика правоприменения, в связи с чем резонно ставятся проблемные вопросы, требующие своего регулирования и решения на законодательном уровне, например, о принятии градостроительных решений в результате которых искажаются облики ценных зданий, памятников архитектуры, нарушаются архитектурные ансамбли и уникальные культурные ландшафты. Принятие таких решений - не всегда плод непрофессионализма, но и коммерческая или корыстная заинтересованность. На наш взгляд необходимо установление различных видов юридической ответственности за принятие подобных решений.
Согласование мнений различных специалистов необходимо в рамках исследования, что так же указывает и на его обширный междисциплинарный характер. Вопросам культурного наследия посвящены исследования философов, историков, социологов, культурологов, краеведов и многих других специалистов. Значительные исследования во всем их многообразии проводятся базовым российским государственным институтом в области проблем культурного и природного наследия - ФГБ НИУ «Институт Наследия». Аккумулирование знаний разных научных направлений будет способствовать наиболее полному формированию сложной системы государственного управления в сфере сохранения культурного наследия. Диалог представителей разных направлений науки, образования, туризма, органов исполнительной, законодательной, муниципальной власти, общественных организаций важен и ведет к выработке конструктивных решений при формировании научно-методического обеспечения государственной культурной политики, политики межнационального взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени актуальности и разработанности различных ее аспектов.
Выдающийся юрист международник, профессор М.М. Богуславский отмечал, что сохранение ценностей, составляющее культурное достояние народов, их использование в интересах нынешних и грядущих поколений - основная забота каждого государства, а «главную роль в обеспечении сохранности памятников и в установлении ответственности за их повреждение и разрушение призвано играть законодательство каждой страны».
Кроме того, рассматривая данную тему важно уделить внимание соотношению международного и государственного (внутригосударственного) правового регулирования в области культурного международно-правового регулирования национально-правового в некоторых случаях решается неоднозначно, о превалировании первого ведется достаточно дискуссий как в его пользу, так и против. Но именно исследуемая нами сфера является той площадкой, на базе которой возможно установление общих целей правового регулирования и достижение социально-полезных результатов, а также создание необходимых условий для сохранения объектов культурного наследия. В рамках охраны культурного наследия на территории Российской Федерации имеются объекты, обеспечиваемые и защитой международного сообщества (например, озеро Байкал в 1996 году внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) [1].
Актуальность темы исследования обуславливается теоретическими и практическими проблемами государственного регулирования культурного наследия. Практические проблемы обнаруживаются при регулирования нематериальных объектов культурного наследия РФ (фольклор, обычаи и традиции, другие элементы способа жизни отдельных народов). Нельзя отрицать, на сегодняшний день присутствие сформированных стереотипов, определяющих неуважительное отношение, например, к кавказским народам или народам Севера, достаточно вспомнить анекдоты о кавказцах или чукчах, но эта разрушительная для отношений тенденция имеет прямую и обратную силу. Внутри государства деструктивные отношения могут приводить к напряженности или даже конфликту и не только культурному. Такие отношения сложно регулировать, национальный вопрос является наиболее тонким и деликатным. Должный подход к культурному наследию основа и ресурс национального согласия. Именно поэтому работа является актуальной, поскольку показывает масштабность проблем и необходимость установления взаимосвязей между ними, необходимость поиска путей по совершенствованию их правового регулирования, а первоначало нам видится в вопросах охраны культурного наследия РФ, дальнейшего сохранения культурно-исторических ценностей, их популяризации, и формировании уважительного к ним отношения.
Теоретические проблемы заключаются в дискуссионном вопросе о классификации объектов культурного наследия. По общему правилу на сегодняшний день существует два основных вида культурного наследия - материальные объекты и нематериальные объекты. На наш взгляд требуется более детальная классификация на основании конкретных установленных критериев, в чем так же видится актуальность темы исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в широком смысле и административные правоотношения в узком смысле, возникающие в процессе правового регулирования и реализации полномочий государства в сфере культурного наследия.
Предметом исследования являются отраслевые нормы права, регламентирующие государственно-правовое регулирование и полномочия органов по охране объектов культурного наследия в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: диалектико-материалистический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, программно-целевой методы, а также анализ, синтез, обобщение, толкование, классификация, индукция и дедукция.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным юридическим направлениям и школам. Это работы: М.В. Алексеевой («Государственное управление в сфере охраны культурного наследия»), Г.Н. Андреевой, М.М. Богуславского («Международная охрана культурных ценностей», Н.В. Михайловой («Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине ХХ в.»), и др.
Проблемы и организационные формы в области сохранения объектов культурного наследия изучаются разными специалистами, в том числе неюридических специальностей, например в области градостроительства - Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов, причем, весьма интересен их подход к теоретическим основам охраны объектов культурного наследия и регенерации исторических мест, а также их анализ отечественного и зарубежного законодательства, правовых мероприятий и внедрения нормативов и специальных методик проектной деятельности, направленных на предотвращение разрушений памятников архитектуры, сохранение исторической среды российских городов при осуществлении современной массовой и индустриальной застройки. Интерес докторов и кандидатов архитектуры, строителей к федеральному и региональному законодательству объясним тем, что все их градостроительные решения находятся в установленном правовом поле. Им, что называется «изнутри» известна практика правоприменения, в связи с чем резонно ставятся проблемные вопросы, требующие своего регулирования и решения на законодательном уровне, например, о принятии градостроительных решений в результате которых искажаются облики ценных зданий, памятников архитектуры, нарушаются архитектурные ансамбли и уникальные культурные ландшафты. Принятие таких решений - не всегда плод непрофессионализма, но и коммерческая или корыстная заинтересованность. На наш взгляд необходимо установление различных видов юридической ответственности за принятие подобных решений.
Согласование мнений различных специалистов необходимо в рамках исследования, что так же указывает и на его обширный междисциплинарный характер. Вопросам культурного наследия посвящены исследования философов, историков, социологов, культурологов, краеведов и многих других специалистов. Значительные исследования во всем их многообразии проводятся базовым российским государственным институтом в области проблем культурного и природного наследия - ФГБ НИУ «Институт Наследия». Аккумулирование знаний разных научных направлений будет способствовать наиболее полному формированию сложной системы государственного управления в сфере сохранения культурного наследия. Диалог представителей разных направлений науки, образования, туризма, органов исполнительной, законодательной, муниципальной власти, общественных организаций важен и ведет к выработке конструктивных решений при формировании научно-методического обеспечения государственной культурной политики, политики межнационального взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени актуальности и разработанности различных ее аспектов.
Выдающийся юрист международник, профессор М.М. Богуславский отмечал, что сохранение ценностей, составляющее культурное достояние народов, их использование в интересах нынешних и грядущих поколений - основная забота каждого государства, а «главную роль в обеспечении сохранности памятников и в установлении ответственности за их повреждение и разрушение призвано играть законодательство каждой страны».
В течение всей своей истории человечество создавало и охраняло ценные материальные и не материальные объекты культуры как следы нашей общей памяти. История напоминает нам о событиях, которые уничтожили все то, чем жилы предки. Войны, катастрофы, революции, смена режимов, природные катаклизмы - все это наносило вред не только памятникам. Многие памятники безвозвратно утеряны или серьезно повреждены. На сегодняшний день мы видим, как мало нам удалось сохранить и как много было разграблено, уничтожено и забыто.
Существует три основные функции сохранности и процветания данной области:
1. Это просвещение и любовь к отечественной истории, искусству, культуре, а также вселение в умы людей идеи важности и необходимости сохранения исторического и культурного наследия.
2. Памятники архитектуры содержат мировую историю, опыт предыдущих поколений, который необходим современному обществу. Эта функция может быть реализована с использованием образовательных программ для разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста организация игровых реконструкций с погружением в прошлые события и историю. Для людей среднего и старшего возраста можно проводить тематические семинары, тренинги, музыкальные вечера, инсценировки, исторические события. И все это происходит в пропитанных историей стенах, которые погружают посетителей в тайны прошлого.
3. Объекты культурного наследия имеют эстетическую привлекательность и являются свидетелями давно минувших эпох, что делает их притягательными для общества. Таким образом, это служит толчком для развития туризма и получения материальных выгод.
Именно благодаря культуре и наследию многим народам удавалось сохранить собственную самобытность. Разрушительная сила войн сметала сёла и города, но при этом традиции продолжали жить и помогали людям адаптироваться к новой реальности.
Невероятно много событий прошлого определяют и наше сознание. Человеческий род должен знать свою историю, своё место в этой истории. Духовное наследие на сегодняшний день уже определило позиции Европейских государств на мировой арене во многом благодаря из архитектурного и культурного наследия. Отношение к странам с развитой экономикой базируется на качестве работы законов и иных гарантов человеческих прав и свобод, одним из которых и является возможность познания и погружения в историю своей страны, посещение достопримечательностей, отработав при этом на практике правильное отношение к данным местам и объектам. Всё вышесказанное регулируется законами, органами контроля, на что выделяется колоссальный бюджет из государственного резерва, что является лучшим показателем отношения к истории и к обществу в целом.
С историческими памятниками связаны многовековые события, они хранят в себе дух и настроения людей того времени. Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Оно подвигает сердца людей к поиску истины и духовному обогащению. Доказано что, важно чувствовать связь с предыдущими поколениями. Многие произведения искусства, мысли, танцы и достижения актуальны до сих пор, что просто поражает и вдохновляет.
Охрана объектов культурного наследия является неотъемлемой категории правового регулирования, государственного управления, которая имеет множество нерешённых проблем на сегодняшний день. Указанные мероприятия по совершенствованию законодательства, управленческой практики государства и общественного мышления российского населения являются рекомендательными и требуют осмысления законодателем, отдельными органами власти, обществом для последующего воплощения их в жизнь.
Существует три основные функции сохранности и процветания данной области:
1. Это просвещение и любовь к отечественной истории, искусству, культуре, а также вселение в умы людей идеи важности и необходимости сохранения исторического и культурного наследия.
2. Памятники архитектуры содержат мировую историю, опыт предыдущих поколений, который необходим современному обществу. Эта функция может быть реализована с использованием образовательных программ для разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста организация игровых реконструкций с погружением в прошлые события и историю. Для людей среднего и старшего возраста можно проводить тематические семинары, тренинги, музыкальные вечера, инсценировки, исторические события. И все это происходит в пропитанных историей стенах, которые погружают посетителей в тайны прошлого.
3. Объекты культурного наследия имеют эстетическую привлекательность и являются свидетелями давно минувших эпох, что делает их притягательными для общества. Таким образом, это служит толчком для развития туризма и получения материальных выгод.
Именно благодаря культуре и наследию многим народам удавалось сохранить собственную самобытность. Разрушительная сила войн сметала сёла и города, но при этом традиции продолжали жить и помогали людям адаптироваться к новой реальности.
Невероятно много событий прошлого определяют и наше сознание. Человеческий род должен знать свою историю, своё место в этой истории. Духовное наследие на сегодняшний день уже определило позиции Европейских государств на мировой арене во многом благодаря из архитектурного и культурного наследия. Отношение к странам с развитой экономикой базируется на качестве работы законов и иных гарантов человеческих прав и свобод, одним из которых и является возможность познания и погружения в историю своей страны, посещение достопримечательностей, отработав при этом на практике правильное отношение к данным местам и объектам. Всё вышесказанное регулируется законами, органами контроля, на что выделяется колоссальный бюджет из государственного резерва, что является лучшим показателем отношения к истории и к обществу в целом.
С историческими памятниками связаны многовековые события, они хранят в себе дух и настроения людей того времени. Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Оно подвигает сердца людей к поиску истины и духовному обогащению. Доказано что, важно чувствовать связь с предыдущими поколениями. Многие произведения искусства, мысли, танцы и достижения актуальны до сих пор, что просто поражает и вдохновляет.
Охрана объектов культурного наследия является неотъемлемой категории правового регулирования, государственного управления, которая имеет множество нерешённых проблем на сегодняшний день. Указанные мероприятия по совершенствованию законодательства, управленческой практики государства и общественного мышления российского населения являются рекомендательными и требуют осмысления законодателем, отдельными органами власти, обществом для последующего воплощения их в жизнь.
Подобные работы
- ОХРАНА МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМА ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы установления границ зон охраны объектов культурного наследия
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - Правовое регулирование реконструкции объектов культурного наследия по законодательству Санкт-Петербурга
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Проблема государственной независимости России в деятельности Верховного совета и Съездов народных депутатов РСФСР. 1989-1991 гг
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая охрана культурных ценностей и культурного наследия в Российской Федерации и в зарубежных странах
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2023 - Управление землями историко-культурного назначения на примере г.Томск
Бакалаврская работа, геология и минералогия. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование охраны культурных ценностей в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



