Введение 5
Глава 1 Нормативно-правовая основа охраны культурного наследия .. 10
1.1 Формирование понятий «культурное наследие» и «объект
культурного наследия» как юридических категорий 10
1.2 Нормы международного и внутригосударственного права об
охране культурного наследия 18
1.3 Классификация, виды и характерные признаки объектов
культурного наследия 29
Глава 2 Деятельность государства в сфере регулирования правоотношений по поводу объектов культурного наследия 35
2.1 Направления деятельности и виды правоотношений, подлежащие
государственному регулированию по поводу объектов культурного наследия 35
2.2 Государственные органы охраны культурного наследия, их
функции и полномочия 48
2.3 Взаимодействие государственных органов и институтов
гражданского общества по охране объектов культурного наследия 55
Глава 3 Законодательные и административные проблемы в области охраны культурного наследия 67
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 74
Государственно-правовое регулирование в области охраны объектов культурного наследия народов РФ - это особый вопрос об отношении к культурному наследию, имеющий практическую и теоретическую важность, причем юридический аспект данного вопроса, и сущность проводимых политик в мировом и государственном масштабах требуют глубоких и всесторонних исследований по целому ряду причин. Культура имеет важнейшее значение для человека, она служит опорой развития как для отдельной личности, отдельных групп, в том числе малых, этнических, так, и для человечества в целом. Весь обширный культурный пласт складывается из разнородных частиц, представляющих культурные ценности и привнесенных разными цивилизациями, народами, иногда отдельными личностями. Несомненно, культурное наследие каждого отдельно взятого государства представляет для него самого важнейшую ценность. В многонациональных государствах необходима поддержка отдельных групп и образований (народов, религиозных объединений и иных социально-культурных образований). Кроме того, этнокультурная «мозаичность» мира обуславливает целый ряд проблем, в том числе, связанных с охраной и регулированием культурного наследия народов. Культурные вопросы настолько серьезны, что решаются не только на государственном, но и мировом уровне, они тесно связаны с формированием толерантности, искоренения дискриминации, национальных конфликтов, посягательств на культурные объекты и ценности, вызванные враждебностью и неприязнью к другой культуре. В ходе гражданских и религиозных воин уничтожаются памятники архитектуры и многочисленные культурные ценности, с лица земли стираются свидетельства существования народов и государств.
Кроме того, рассматривая данную тему важно уделить внимание соотношению международного и государственного (внутригосударственного) правового регулирования в области культурного международно-правового регулирования национально-правового в некоторых случаях решается неоднозначно, о превалировании первого ведется достаточно дискуссий как в его пользу, так и против. Но именно исследуемая нами сфера является той площадкой, на базе которой возможно установление общих целей правового регулирования и достижение социально-полезных результатов, а также создание необходимых условий для сохранения объектов культурного наследия. В рамках охраны культурного наследия на территории Российской Федерации имеются объекты, обеспечиваемые и защитой международного сообщества (например, озеро Байкал в 1996 году внесено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) [1].
Актуальность темы исследования обуславливается теоретическими и практическими проблемами государственного регулирования культурного наследия. Практические проблемы обнаруживаются при регулирования нематериальных объектов культурного наследия РФ (фольклор, обычаи и традиции, другие элементы способа жизни отдельных народов). Нельзя отрицать, на сегодняшний день присутствие сформированных стереотипов, определяющих неуважительное отношение, например, к кавказским народам или народам Севера, достаточно вспомнить анекдоты о кавказцах или чукчах, но эта разрушительная для отношений тенденция имеет прямую и обратную силу. Внутри государства деструктивные отношения могут приводить к напряженности или даже конфликту и не только культурному. Такие отношения сложно регулировать, национальный вопрос является наиболее тонким и деликатным. Должный подход к культурному наследию основа и ресурс национального согласия. Именно поэтому работа является актуальной, поскольку показывает масштабность проблем и необходимость установления взаимосвязей между ними, необходимость поиска путей по совершенствованию их правового регулирования, а первоначало нам видится в вопросах охраны культурного наследия РФ, дальнейшего сохранения культурно-исторических ценностей, их популяризации, и формировании уважительного к ним отношения.
Теоретические проблемы заключаются в дискуссионном вопросе о классификации объектов культурного наследия. По общему правилу на сегодняшний день существует два основных вида культурного наследия - материальные объекты и нематериальные объекты. На наш взгляд требуется более детальная классификация на основании конкретных установленных критериев, в чем так же видится актуальность темы исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в широком смысле и административные правоотношения в узком смысле, возникающие в процессе правового регулирования и реализации полномочий государства в сфере культурного наследия.
Предметом исследования являются отраслевые нормы права, регламентирующие государственно-правовое регулирование и полномочия органов по охране объектов культурного наследия в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы: диалектико-материалистический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический, программно-целевой методы, а также анализ, синтез, обобщение, толкование, классификация, индукция и дедукция.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным юридическим направлениям и школам. Это работы: М.В. Алексеевой («Государственное управление в сфере охраны культурного наследия»), Г.Н. Андреевой, М.М. Богуславского («Международная охрана культурных ценностей», Н.В. Михайловой («Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине ХХ в.»), и др.
Проблемы и организационные формы в области сохранения объектов культурного наследия изучаются разными специалистами, в том числе неюридических специальностей, например в области градостроительства - Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов, причем, весьма интересен их подход к теоретическим основам охраны объектов культурного наследия и регенерации исторических мест, а также их анализ отечественного и зарубежного законодательства, правовых мероприятий и внедрения нормативов и специальных методик проектной деятельности, направленных на предотвращение разрушений памятников архитектуры, сохранение исторической среды российских городов при осуществлении современной массовой и индустриальной застройки. Интерес докторов и кандидатов архитектуры, строителей к федеральному и региональному законодательству объясним тем, что все их градостроительные решения находятся в установленном правовом поле. Им, что называется «изнутри» известна практика правоприменения, в связи с чем резонно ставятся проблемные вопросы, требующие своего регулирования и решения на законодательном уровне, например, о принятии градостроительных решений в результате которых искажаются облики ценных зданий, памятников архитектуры, нарушаются архитектурные ансамбли и уникальные культурные ландшафты. Принятие таких решений - не всегда плод непрофессионализма, но и коммерческая или корыстная заинтересованность. На наш взгляд необходимо установление различных видов юридической ответственности за принятие подобных решений.
Согласование мнений различных специалистов необходимо в рамках исследования, что так же указывает и на его обширный междисциплинарный характер. Вопросам культурного наследия посвящены исследования философов, историков, социологов, культурологов, краеведов и многих других специалистов. Значительные исследования во всем их многообразии проводятся базовым российским государственным институтом в области проблем культурного и природного наследия - ФГБ НИУ «Институт Наследия». Аккумулирование знаний разных научных направлений будет способствовать наиболее полному формированию сложной системы государственного управления в сфере сохранения культурного наследия. Диалог представителей разных направлений науки, образования, туризма, органов исполнительной, законодательной, муниципальной власти, общественных организаций важен и ведет к выработке конструктивных решений при формировании научно-методического обеспечения государственной культурной политики, политики межнационального взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени актуальности и разработанности различных ее аспектов.
Выдающийся юрист международник, профессор М.М. Богуславский отмечал, что сохранение ценностей, составляющее культурное достояние народов, их использование в интересах нынешних и грядущих поколений - основная забота каждого государства, а «главную роль в обеспечении сохранности памятников и в установлении ответственности за их повреждение и разрушение призвано играть законодательство каждой страны».
В течение всей своей истории человечество создавало и охраняло ценные материальные и не материальные объекты культуры как следы нашей общей памяти. История напоминает нам о событиях, которые уничтожили все то, чем жилы предки. Войны, катастрофы, революции, смена режимов, природные катаклизмы - все это наносило вред не только памятникам. Многие памятники безвозвратно утеряны или серьезно повреждены. На сегодняшний день мы видим, как мало нам удалось сохранить и как много было разграблено, уничтожено и забыто.
Существует три основные функции сохранности и процветания данной области:
1. Это просвещение и любовь к отечественной истории, искусству, культуре, а также вселение в умы людей идеи важности и необходимости сохранения исторического и культурного наследия.
2. Памятники архитектуры содержат мировую историю, опыт предыдущих поколений, который необходим современному обществу. Эта функция может быть реализована с использованием образовательных программ для разных возрастных категорий. Например, для детей младшего возраста организация игровых реконструкций с погружением в прошлые события и историю. Для людей среднего и старшего возраста можно проводить тематические семинары, тренинги, музыкальные вечера, инсценировки, исторические события. И все это происходит в пропитанных историей стенах, которые погружают посетителей в тайны прошлого.
3. Объекты культурного наследия имеют эстетическую привлекательность и являются свидетелями давно минувших эпох, что делает их притягательными для общества. Таким образом, это служит толчком для развития туризма и получения материальных выгод.
Именно благодаря культуре и наследию многим народам удавалось сохранить собственную самобытность. Разрушительная сила войн сметала сёла и города, но при этом традиции продолжали жить и помогали людям адаптироваться к новой реальности.
Невероятно много событий прошлого определяют и наше сознание. Человеческий род должен знать свою историю, своё место в этой истории. Духовное наследие на сегодняшний день уже определило позиции Европейских государств на мировой арене во многом благодаря из архитектурного и культурного наследия. Отношение к странам с развитой экономикой базируется на качестве работы законов и иных гарантов человеческих прав и свобод, одним из которых и является возможность познания и погружения в историю своей страны, посещение достопримечательностей, отработав при этом на практике правильное отношение к данным местам и объектам. Всё вышесказанное регулируется законами, органами контроля, на что выделяется колоссальный бюджет из государственного резерва, что является лучшим показателем отношения к истории и к обществу в целом.
С историческими памятниками связаны многовековые события, они хранят в себе дух и настроения людей того времени. Осознание культурного наследия делает человека более развитым и богатым духовно. Оно подвигает сердца людей к поиску истины и духовному обогащению. Доказано что, важно чувствовать связь с предыдущими поколениями. Многие произведения искусства, мысли, танцы и достижения актуальны до сих пор, что просто поражает и вдохновляет.
Охрана объектов культурного наследия является неотъемлемой категории правового регулирования, государственного управления, которая имеет множество нерешённых проблем на сегодняшний день. Указанные мероприятия по совершенствованию законодательства, управленческой практики государства и общественного мышления российского населения являются рекомендательными и требуют осмысления законодателем, отдельными органами власти, обществом для последующего воплощения их в жизнь.
1. ЮНЕСКО: официальный сайт - URL: whc.unesco.org(дата обращения 19.11.2019).
2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ (посл. ред.) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 37318/(дата обращения 19.11.2019).
3. Филатова Н.В., Бузина Д.М., Айтуганова Н.Л. Влияние статуса
объекта всемирного наследия на сам объект и его непосредственное окружение // Журнал Института Наследия. 2019. №2 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-statusa-obekta-vsemirnogo-naslediya-na- sam-obekt-i-ego-neposredstvennoe-okruzhenie(дата обращения: 19.11.2019).
4. Добровольская Э.Д. Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). // Музейное дело и охрана памятников: Обзор информации / НИО: «Информакультура». - Вып. I. - М., 1989, - 45 с.
5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв.
ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (посл. ред.) // URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1870/ (дата обращения
19.11.2019) .
6. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (подготовлен Минфином России, ID проекта 04/13/09-19/00095294) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2019) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/по состоянию на 25.09.2019. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=189284#010885845736846433(дата обращения 19.11.2019).
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 (ред. от 17.08.2019) «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие культуры и туризма»» // URL:
http://docs.cntd.ru/document/499091763(дата обращения 19.11.2019).
8. Информационный интернет-портал «Хранители наследия». URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/proekty/chto-sulit-pamyatnikam-gosbyudzhet- 2017-2019/ (дата обращения 21.11.2019).
9. Государственная программа РФ «Развитие культурного наследия РФ и международного сотрудничества по их охране, сохранению». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102444487&backlink=1&&nd=102349848 (дата обращения 21.11.2019).
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/(дата обращения
19.11.2019) .
11. Всеобщая декларация прав человека (принята Г енеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) //
URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 120805/ (дата
обращения 19.11.2019).
12. Полименопуло Е. Культурное наследие коренных народов и его
художественное выражение: «Локализация» прав интеллектуальной
собственности и требования ЮНЕСКО // Право будущего: Интеллектуальная собственность, инновации, Интернет. 2018. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-korennyh-narodov-i-ego- hudozhestvennoe-vyrazhenie-lokalizatsiya-prav-intellektualnoy-sobstvennosti-i- trebovaniya(дата обращения: 11.03.2020).
13. Karel Vasak’s Generations of Rights and the Contemporary Human Rights Discourse /Spasimir Domaradzki, Margaryta Khvostova, David Pupovac - №20, 2019. - с. 423-443. URL:https: //link. springer.com/article/10.1007/s12142-019-00565-x(дата обращения 11.03.2020).
14. Лекция В.Д. Зорькина о Конституции
Государственной Думе от 22 марта 2013 г. URL:
http://www.duma.gov.ru/about/gdfsrf20/(дата обращения 25.11.2019).
15. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5429/ (дата обращения
25.11.2019) .
16. Декларация принципов международного культурного
сотрудничества от 4 ноября 1966 года. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии. // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/culture.shtml (дата
обращения 25.11.2019).
17. Конвенция об охране всемирного культурного и природного
наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972) // URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/heritage.shtml (дата
обращения 25.11.2019).
18. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного
конфликта. Исполнительный Регламент и Протокол (рус., англ.). Дата сдачи ратификационной грамоты СССР - 4 января 1957 года. Конвенция и
Протокол к ней вступили в силу для СССР 4 апреля 1957 года. // URL: http://docs.cntd.ru/document/1900810(дата обращения 26.11.2019).
19. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт // Вестник СПбГУК. 2014. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-kulturnogo-naslediya-mezhdunarodnyy-i- rossiyskiy-opyt(дата обращения: 29.11.2019).
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/(дата обращения:
29.11.2019) .
21. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/(дата обращения:
29.11.2019) .
22. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред от 18.02.2020) // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/(дата обращения:
29.11.2019) .
23. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года // URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29022016-n- 326-и(дата обращения 30.11.2019).
24. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от
30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // URL:
https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29022016-n-326-r/(дата обращения 30.11.2019).
25. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» (с изменениями на 19 декабря 2019 года) (редакция, действующая с 1 января 2020 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/499091763(дата обращения 30.11.2019)
26. Курашов Ю.Ю. Критерии оценки объектов культурного наследия:
культурно-исторический аспект и правовое решение // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. №4 (35). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-obektov-kulturnogo-naslediya-kulturno-istoricheskiy-aspekt-i-pravovoe-reshenie(дата обращения 01.12.2019)
27. Постановление Правительства РФ «О федеральном
государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия» от 23 июля 2015 г. № 740 // URL: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102126836&backlink=1 &nd=102376511(дата обращения 01.12.2019).
28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // URL: http://base.garant.ru/1352873/(дата обращения 01.12.2019).
29. Дуюнов, В. К. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.К. Дуюнова. — 6-е изд. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. — 784 с.
30. Клебанов Л. Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей / под науч. Ред. Наумова А. В.; Ин-т государства и права РАН. - М.: Инфра-М, 2011. - 351 с. - библиогр. - С. 321-349 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2012- 01-040-klebanov-l-r-ugolovno-pravovaya-ohrana-kulturnyh-tsennostey-pod- nauch-red-naumova-a-v-in-t-gosudarstva-i-prava-ran-m-norma-infra-m-2011(дата обращения: 02.12.2019)
31. Миллеров Е.В. Уголовно-правовая охрана нравственности: автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. // Ростов н/д, 2006. - 47 с. URL:
https://www.dissercat.com/content/ugolovno-pravovaya-okhrana-nravstvennosti(дата обращения 02.12.2019).
32. Апелляционное определение за № 11-АЛЛ 6-9, от 25 мая 2016 года
// URL: http://www.vsrf.ru/stor pdf.php?id=1451710 (дата обращения
02.12.2019).
33. Никольская Т. М. Охрана памятников искусства. История и
перспективы развития // Аналитика культурологии. 2010. №17. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-pamyatnikov-iskusstva-istoriya-i- perspektivy-razvitiya(дата обращения: 03.12.2019).
34. Постановление от 17 января 2012 года № А43-3425/2010 // URL: https://resheniya-sudov9.ru/4/188872/,дата обращения 03.12.2019)
35. Fendy Firmansyah Improvement of Involvement Society in the Context of Smart Community for Cultural Heritage Preservation in Singosari / 2016 - 503-506с.https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2016.06.107 (дата обращения
03.12.2019).