Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Работа №103460

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы42
Год сдачи2004
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Раскрытие особенностей феномена цивилизованности - одна из важнейших задач современной социальной философии, поскольку от её решения во многом зависит настоящее и будущее личности и общества. Сегодняшнее возрастание интенсивности, изменчивости, часто непредсказуемости современных форм жизнедеятельности, поведения людей, ориентиров общественного прогресса, знаменующих "конец знакомого мира" /И.Валлерстайн/, является одной из главных причин необходимости поиска нового критерия и ориентира надежды и перспективы человечества, способного дать достойный ответ на вызовы как самой, быстро меняющейся социальной действительности, так и новых, подчас противоречивых, открытий и порождений научного и технологического прогресса. Решение проблем стабилизации и устойчивого развития жизни людей, общества, человечества требует осмысления такого же стабильного, устойчивого критерия и ориентира «человеческого измерения» всех существующих и творимых людьми, народами новых форм жизни, отношений, ценностей цивилизации и культуры. Главными особенностями этого критерия, ориентира предполагаются те, в силу которых он призван помочь не только выживанию человечества, но и преодолению все более усиливающихся разрушительных тенденций и условий жизни, поведения людей, а также прогнозированию и развитию истинно человеческих сущностных сил и способностей, социально-гуманистических форм их проявления и реализации.
Такой критерий и ориентир человеческого измерения и развития исторически реализуется и осмысливается уже издавна под наименованием цивилизованности. Он приобретает все большую популярность в социальной практике и философии в связи с утверждением и развитием содержания такого родственного цивилизованности и базового общественно-исторического понятия, как цивилизация. Порой, эти два понятия в общественных формах сознания отожествляются, или понятие цивилизованности рассматривается в качестве атрибутивной характеристики цивилизации. Специфичность же цивилизованности видится в основном в сравнительной оценке и выявлении либо нравственной гуманистичности, либо аморальности, антиправового характера, девиантности форм поведения людей. Возникает актуальный вопрос: достаточно ли таких мерных значений категории цивилизованности для оценки, разделения и характеристики многообразных, сложных и переплетенных форм жизнедеятельности современного человека, прогресса/регресса общества.
Еще древнегреческий философ Протагор отметил, что «Человек - мера всех вещей...», но острейший вопрос в том, что является сущностной мерой самого человека, его человеческой отличительности, поскольку нет одинаковых людей, и проявляют они себя по-разному, в разном человеческом качестве: либо созидательно, либо разрушительно; либо альтруистически, либо эгоистически; либо как ординарные материальные потребители, либо как творцы нового, духовного, возвышенного и т.п. В одном и том же человеке
могут сочетаться сразу несколько таких качеств и проявлений, поэтому возникает труднейший вопрос - каким критерием оценивать эти качества и проявления: материальным, морально-этическим, духовно-культурным, социально-конструктивным или деструктивным?
Поиски наиболее точного и интегрального критерия, выражающего самые сущностные качества и характерные особенности разных человеческих и общественных проявлений людей, определили выбор темы данной диссертации. Эти поиски требуют решения труднейших методологических проблем выяснения мотивационных основы действий и поведения людей, исходящих из их сущностных отличительных человеческих признаков и возможностей саморазвития, реализации здорового образа жизни, не конфронтационных, а ответственных отношений между собой и с природой. Решение этих проблем - ключ к социально-философскому исследованию и уточнению категории цивилизованности.
Данная категория, к сожалению, до сих пор не имеет самостоятельного и социально-философского статуса. Она трактуется в основном с позиций здравого смысла или публицистически как показатель успеха, культурности, воспитанности, законности и т.д. В немногочисленных научных упоминаниях о ней преобладает морально-этический аспект ее рассмотрения в контексте дуализма культурности и варварства, добра и зла, прав и бесправия личности, миросогласия и насилия и т.п. Во всех этих случаях феномен цивилизованности трактуется односторонне, как духовно-психологический регулятор и экспертный ориентир оценки «хорошего» или «плохого» поведения людей. При этом упускается из виду ее социально-практическое значение, связь с сущностными основами жизнедеятельности людей, регулирования и оценки уровня и характера их общественных отношений. Это актуализирует необходимость нового видения категории цивилизованности, разработки ее именно социально-философского статуса как важнейшего экспертного критерия оценки всех форм и сфер жизни человека и общества. Сегодня, как никогда, важно «... науку, ее категории, понятия, концепции включить в процесс изменения общества и самореализации людей, определить, какие из научных форм и в каких сочетаниях /в каких логиках/ могут стать средствами самоопределения общества, ориентации человеческих индивидов».
В нашей стране актуальность раскрытия статуса, функций категории цивилизованности возрастает вследствие размывания идеологических и философских основ мировоззрения людей, особенно в постсоветскую, постсоциалистическую эпоху нарастающего влияния ценностей и стандартов западной, порой низкопробной культуры. Распад СССР поставил под сомнение идеологические ориентиры оценки с позиций таких формационных понятий, как капитализм или социализм, обострил все проблемы жизни нашего общества. Эти проблемы, усугубленные современной реформацией, актуализировали острейшие вопросы: Куда идти? Какое новое общество строить? Какие ценности сохранить, а какие отбросить? Чем, какими формами и целями преобразовательной деятельности, социо-культурными установками ориентироваться в переустройстве нашего общества, в повышении ответственности перед ним представителей крупного и малого бизнеса, большой армии административных чиновников?
Новые реалии и проблемы рождаются и требуют своей оценки сегодня в условиях развития новой современной постиндустриальной цивилизации, когда представители развитых стран "золотого миллиарда" ориентируются на все новые и новые достижения научно-технического прогресса, материального и информационного потребительства. Это обостряет вопрос о том, в какой мере цивилизованность этих стран адекватна неограниченным возможностям научного, технико-технологического и материально-экономического прогресса, способны ли люди ответственно управлять этими беспредельными возможностями, порождающими новые, научно обоснованные формы "произвола" и глубочайшие противоречия человека с природой вне его и в нем самом. Это касается оценки и проектирования перспектив, того, как развивать потенции социально-гуманистической созидательности и ответственности людей, не теряя из виду в то же время развитие многообразных "вещных" форм их общественного прогресса.
Состояние разработанности темы. Научные исследования цивилизованности как социально-философской категории пока не проводились. Но определенные предпосылки и источники для этого имеются. Они содержатся в учениях таких наиболее выдающихся древнегреческих философов, как Протагор, Сократ, Платон, Аристотель и др. Ставя в центр внимания мыслящего и добродетельного человека, они рассматривали пути его совершенствования через реализацию норм морали - блага, добра, справедливости, несправедливости, умеренности, благоразумия, удовольствия, эгоизма, общественного блага, свободы, равенства, гражданственности и т.д. Эти рационально-этические понятия стали базовыми для выявления и выражения идей и идеалов античного антропологического гуманизма, подхваченного и развиваемого последующими представителями Возрождения и Просвещения. Достоинство этого гуманизма в показе того, каким должен быть человек через духовно-нравственное освоение названных ценностей.
Идея морально-нравственного очищения человека от отрицательных черт и проявлений названным путем остается основополагающей по сей день. Она вкладывается в понятие цивилизованности французскими просветителями ХУШ в., введшими ее в философский обиход, а также философами Х1Х - ХХ вв., которые пытались дать ей категориальную характеристику. Один из таких немногочисленных философов, пытавшихся характеризовать ее, Р.Дж. Коллингвуд увидел в ней «стремление превратить всякий случай несогласия в согласие». Другой философ - Б.Рассел отличает цивилизованного человека от животного по благоразумию, предусмотрительности. Н.В. Мотрошилова рассматривает цивилизованность как «самый мирный из возможных способ общаться... разрешать возникшие и упреждать возможные конфликты». Несколько выпадает из этой морально-нравственной трактовки понимание цивилизованности Н.Элиасом, видящим в ней «универсальное свойство человеческой истории, черту, присущую всем народам и эпохам - от начальных этапов использования орудий труда, оружия и огня до аграрной и индустриальной революции».
Нет сомнения в правоте данных позиций. Но встает вопрос: можно ли считать цивилизованным человека, общество только потому, что они освоили моральные или культурные ценности? Перевод должного в сущее на этом уровне носит абстрактно-гуманистический характер и для своей реализации требует практического осуществления должного, возможного, морального в социальной практике жизнедеятельности людей. На наш взгляд, даже встречающаяся сейчас попытка представить цивилизованность правовым регулятором не «исправляет» положения и не углубляет ее морально-этическую трактовку, ибо диктатура правово-законодательного регулирования не всегда ведет к полной свободе социокультурной самореализации и добровольной ответственности людей, кроме того, она обусловливает вопрос: а для чего создаются правовые формы, законы? Ответ один - для регулирования опять же жизни и поведения людей, разрешения их социальных противоречий. Приведенные доводы показывают, какой огромный пробел существует в разработке статуса категории цивилизованности.
Для решения этой проблемы автору пришлось обратиться к изучению обширного массива работ по теории и истории цивилизации М.А.Барга, Л.Е.Гринина, Б.Е.Ерасова, И.Н.Ионова, М.П.Мчедлова, А.И.Неклессы, Л.И.Новиковой, Л.И.Рейснера, А.И.Ракитова, Н.М.Розова, Л.И.Семенниковой, В.С.Степина, В.Г.Хороса, Ю.В.Яковца и многих других работ по проблемам соотношения цивилизации и культуры, выполненных как зарубежными (И.Гердером, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным, Ф.Броделем и др.), так и отечественными авторами (Н.Я.Данилевским, Н.А.Бердяевым, И.И. Антоновичем, А.Ф.Еремеевым, И.Я.Лойфманом, В.Г.Нестеровым, В.Н.Сагатовским и др.); к исследованиям условий и критериев стадиальной периодизации цивилизации (Сен-Симона, О.Конта, Г.Спенсера, Г.Т.Бокля, Л.Г.Моргана, К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Д.Белла, Дж.Гэлбрейита, У.Ростоу, А.Тоффлера и др.), особенно современной стадии постиндустриального общества (Р. Арона, Д.Белла, М.Гольдмана, П.Ф. Дракера, А. Тоффлера, Л.К.Туроу, С.Хантингтона, Ф.Фукуямы, Э.Фромма, К.Ясперса и др.). Важные предпосылки для понимания места и роли цивилизованности в общественной жизни и истории содержатся в работах, посвященных выяснению взаимосвязи и различий методологии цивилизованного и формационного анализа (В.Ж.Келле, И. Д.Ковальченко, Т.В.Гончаровой, Ю.К. Плетникова, А.В.Харламенко, Е.Б.Черняка и др.),решению проблем реформирования России (А.С. Ахиезера, Ю.Г.Ершова, Г.Т.Галиева, Ю.П. Андреева, В.И.Копалова, Н.Н.Моисеева, А.С. Панарина, В. Л .Иноземцева, Р.И.Цвылева и др.).
Поскольку цивилизованность есть характеристика не только результатов человеческой деятельности, но самого человека, его сущностных сил и способностей, то в выяснении ее социокультурных особенностей значительную помощь оказали работы Л.П.Буевой, Н.В.Бряник, Г.Г. Дилигенского, В.И.Кашперского, В.Е.Кемерова, В.В.Кима, К.Н.Любутина, Г.В.Мокроносова, Л.А. Мясниковой М.С.Кагана, А.В.Перцева, Д.В.Пивоварова, В.И.Плотникова, В.В.Шаронова, И.Т. Фролова и др., посвященные исследованию сущности человека, изменению его места и роли в современном обществе, ценностных ориентаций, методов и средств научного и ненаучного познания.
Специфика цивилизованности особенно ярко проявляется в ее функциях, но не только морально - или паравово-регулятивного типа, а, прежде всего мерно-сравнительного и критериально-оценочного характера. Применительно к цивилизованности понятие меры пока не исследовано, хотя сама проблема меры гносеологически через взаимосвязь и соотношение количественных и качественных определенностей явлений уже обстоятельно осмыслена в работах древнегреческих философов, в диалектике Гегеля, Маркса, Энгельса, в исследованиях наших соотечественников В.В. Кима, Б.М. Кедрова, В.П. Кузьмина, А.Ф. Лосева, И.Я.Лойфмана, М.Н.Руткевича, В.П. Шестакова и других. Диалектика как метод рассмотрения связи понятия меры с цивилизованностью помогла автору раскрыть мерные возможности последней в определении характера социальных противоречий и их разрешения как важнейших движущих сил развития человека и общества. Этим самым был сделан выход за рамки приписываемого многим исследователям только культуре функции меры человеческого в человеке, которое, кстати сказать, в разных людях проявляется по-разному: либо гуманистически созидательно, либо антигуманистически разрушительно. Это говорит о том, что сама культура, ее формы нуждаются в более точном аксиологическом индикаторе оценки, проверки на гуманистичность, а точнее на цивилизованность.
Нераскрытая до сих пор в обществознании социально-гуманистическая значимость цивилизованности существенно обедняет систему критериев оценки общественно-исторических явлений, достижений и противоречий цивилизации и культуры. Поиск и осмысление таких критериев ведется уже с древности в рамках решения проблем истории, историософии, смысла истории, социологии, марксистской формационной теории, стадиального деления мировой цивилизации и т.д. Написано большое количество работ, выявлены исторические, антропологические, культурные, классовые, формационные, цивилизационные, прогрессные и регрессные критерии общественной жизни людей. Однако выявленные многообразные и многофакторные критерии оценки состояния человека, общества, истории не дают целостно-системного, интегрального видения характера и направления хода общественной истории, т.е. общественного прогресса или регресса. Понятно, например, что критерии классовости или смены формаций в настоящее время в их марксистском понимании являются односторонними, нуждаются в дополнении критерием цивилизованности. Смысл понятий общественного прогресса или регресса зависит не только и не столько от производственно-экономических, политических, сколько от социокультурных условий и возможностей человеческого или цивилизованного бытия и развития.
глобальных проблем современности и, в частности, проблем выхода нашей страны из кризиса, видения перспективы будущего, конечно, идут, но они пока малочисленны и постоянно тормозятся разработкой и применением так называемых посферных специальных критериев, с одной стороны, и недостаточным вниманием к учету и практической реализации интегральных критериев, в частности цивилизованности, - с другой. Все это мешает эффективной борьбе с проявлениями нецивилизованности - источником общественного регресса и разрушения социокультурных личностных и общественных устоев жизни и развития людей, всей мировой цивилизации.
Диалектика цивилизованности и нецивилизованности любых субъектов выражает основное противоречие цивилизационного прогресса и регресса. Неизученность социальной природы и ценностной критериальности цивилизованности отражается и на неразработанности подобных особенностей нецивилизованности, которая в последнее десятилетие в условиях бурного научно-технического прогресса переходит в острейшие изощренные формы антицивилизованности и «цивилизованного варварства».
Объект исследования - социально-антропологичские и культурно-цивилизационные основы формирования цивилизованности как способа отличия человека от животного, варвара и как социально-практического способа созидания и развития самих людей и общественных условий их жизнедеятельности.
Предмет исследования - смысложизненные признаки, оценочные и регулятивные функции цивилизованности как важнейшей категории социальной философии, раскрытия сущностно-практических сил и условий развития человека и общества, оценки их состояния.
Цель исследования:
- разработать концепцию социально-гуманистического статуса понятия цивилизованности, его ключевой роли в системе основных форм философско-антропологического и общественно-исторического познания, оценочных единиц "человеческого измерения" и критериальных показателей прогресса или регресса общества, цивилизации.
Задачи исследования:
- дать историческую ретроспективу понятий, предваривших появление категории цивилизованности в обществознании;
- обосновать социально-антропологические признаки категориального статуса и определения понятия цивилизованности;
- уточнить основополагающие понятийные формы методологии познания общественно-исторического содержания категории цивилизованности, ее роль в познании и изменении содержания данных форм;
- раскрыть значение понятия цивилизованности как меры характера действий людей, разрешения их противоречий, преодоления нецивилизованных форм цивилизации;
- показать мерное значение цивилизованности в развитии личности, в оценке форм организации общества и стадий периодизации мировой цивилизации;
- выявить роль понятия цивилизованности как критерия определения прогресса или регресса человека и общества, стадий мировой цивилизации;
- раскрыть ключевое критериальное значение цивилизованности в оценке противоречий современного постиндустриального общества, в решении кризисных проблем и поиске путей возрождения нашей страны;
- конкретизировать роль понятия цивилизованности в определении и реализации наиболее перспективных условий развития современной и будущей цивилизации.
Методологическая основа исследования. В решении поставленных задач автор опирается на методологию познания, разрабатываемую в рамках как зарубежного, так и отечественного обществознания и предполагающую, прежде всего, социально-антропологический, диалектико-гуманистический и культурно-цивилизационный подходы к определению цивилизованности как способа воспроизводства и развития жизнедеятельности людей. Первый подход - социально-антропологический - помогает раскрыть человеческую природу и специфику цивилизованности как комплексного социального и культурного явления, или свойства, атрибута, присущего только человеку, который посредством ее реализации осознает и развивает свои сущностные силы и способности. Методология диалектико-гуманистического подхода способствует раскрытию социально-функционального назначения цивилизованности как важнейшего способа разрешения противоречий взаимоотношений людей с природой и между собой. Причем разрешение, прежде всего и главным образом посредством социально-практической деятельности во благо каждого и всех. Отсюда статусное значение цивилизованности как социально-гуманистического способа разрешения противоречий путем созидательности и ответственности людей.
Культурные, формационные и цивилизационные условия функционирования общества включаются в методологию изучения цивилизованности как общественные основы и источники ее опредмечивания и исторической конкретизации содержания и форм реализации. Цивилизованность интегрирует их специфические онтологические основы и переводит в собственные функции социально-гуманистического разрешения духовно-культурных, материальных и общественно-организационных противоречий в их взаимосвязи и для развития человеческого в человеке и обществе.
Раскрываемые посредством данных методологических подходов онтологические и социально-философские аспекты цивилизованности позволяют выявить ее ключевые функции - мерную и критериальную, которые, в свою очередь, придают данной категории важнейшую методологическую инструментальность средства оценки характера мыслей, намерений и действий людей, определения уровня и движущих сил развития общества, качества и целей его прогресса, а также целенаправленного управления этим прогрессом.
Научная новизна диссертации обусловлена, прежде всего, отсутствием специальных работ по исследованию цивилизованности. Проведенный социально-философский анализ концептуальных особенностей данного понятия позволяет выделить следующие положения, выражающие новизну работы и выносимые на защиту.
1. Рассмотрен исторический ряд понятий, предваривших появление категории цивилизованности и частично сопряженных с ней по регулятивной функции.
2. Раскрыт социально-философский смысл понятия цивилизованности, определяемый не только и не столько ее морально-этическим или правовым назначением, сколько такой отличительной сущностью человека, как социально- практический способ реализации и развития его сущностных сил и способностей, общественных условий жизнедеятельности.
3. Вместе с методологией социально-антропологического обоснования статуса понятия цивилизованности применен новый диалектико-гуманистический подход к раскрытию ее имманентных признаков, коими рассматривается социально-гуманистическая созидательность и ответственность людей в процессе разрешения их жизненных противоречий во благо развития себя и общества.
4. Уточнено место категории цивилизованности в связи с раскрытием специфики таких общественно-исторических форм, как культура, общественно-экономическая формация и цивилизация, выявлена их онтологическая и методологическая роль в конкретизации ее содержания, а также ее ключевое значение в оценке и реализации содержательных (антропологических) основ данных форм.
5. Дана дефиниция цивилизованности, обозначающая социально-гуманистический способ созидательного и ответственного разрешения противоречий жизнедеятельности и развития людей во благо себя и общества, всей цивилизации.
6. Обосновано значение понятия цивилизованности как меры обозначения и сравнения границ социально-гуманистического качества или характера действий людей, разрешения их противоречий, в корне противоположных нецивилизованным формам античеловеческих проявлений.
7. Показано мерное значение понятия цивилизованности в оценке условий формирования и проявления личности, а также социально-регулятивных норм и форм организации жизни людей, общества.
8. Уточнена роль понятия цивилизованности как интегрального критерия человеческого и общественного прогресса, изменения и развития стадий мировой цивилизации.
9. Раскрыто критериальное значение понятий цивилизованности и нецивилизованности в анализе противоречий современного постиндустриального общества, в решении проблем возрождения нашей страны, поиска перспектив мировой цивилизации.
Научно - практическая значимость работы. Настоящая работа является первым опытом обоснования и раскрытия концептуального представления о природе цивилизованности, её важнейшем месте в
цивилизационном процессе и ключевой роли как меры познания и развития его движущих сил, путей и средств реализации. Проведенное исследование дает новый методологический инструмент для анализа и измерения уровня развития и определения характера многообразных проявлений индивидов, общественных условий их жизнедеятельности. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для концептуальной перестройки ценностных систем современного человека, прогнозирования и реализации условий преодоления современных глобальных кризисов. Результаты данной работы очень важны для преобразования и развития нашей образовательно-воспитательной системы, нуждающейся во включении теории и методологии цивилизованности, как гуманитарно-творческой составляющей в методики преподавания и получения знаний во всех отраслях технико-технологического, естественнонаучного, социального и гуманитарного познания. Выводы исследования могут быть полезны и использованы в научно-исследовательской работе, в разработке спецкурсов по истории и методологии науки, в поднятии общей культуры людей, наций и народностей, в решении социальных проблем возрождения и развития современной и будущей России.
Апробация работы. Основные идеи и полученные результаты диссертации обсуждались на семинаре докторантов кафедры философии и культурологи ИППК при УрГУ, на кафедре философии УГТУ-УПИ, на научных конференциях в г. Екатеринбурге, Новосибирске, Великом Новгороде, Перми, на Втором российском философском конгрессе.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Общий объем диссертации составляет 316 страниц текста в компьютерной верстке. Список литературы содержит 296 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении обобщаются результаты диссертационного исследования.
1. Разработана актуальнейшая для современности концепция цивилизованности, открывающая новое направление исследований побудителей, регуляторов и критериев жизни и деятельности людей, их поведения и условий жизни в обществе. При этом осмыслена и применена комплексная методология социально-антропологического, диалектико-гуманистического и культурно-цивилизационного подходов к анализу цивилизованности как отличительного свойства человека, социально-практического способа его развития.
2. Цивилизованность трактуется не столько через духовно-культурные особенности человека, сколько его социально-созидательную деятельность и ответственность - ключевые признаки нового понимания цивилизованности.
3. Цивилизованность рассматривается как способ интеграции результатов взаимодействия и взаиморазвития человека и общества, культуры и цивилизации, а главное, аккумуляции этих результатов в социально практическом и творческом потенциале человека - источнике отличия категории цивилизованности от детерминирующих ее форм культуры, формации и цивилизации, суть которых также уточняется в диссертации.
4. Данная интегрально-кумулятивная особенность цивилизованности была выражена в понимании ее категориального статуса, или смысложизненной роли как обозначения исходного способа социально-гуманистической созидательности и ответственности людей в развитии их человеческих сущностных сил и условий общественной жизни, в разрешении их противоречий.
5. Раскрыта неизученная аксиологическая роль категории цивилизованности как меры - интервала соотношения и смены противоположностей социально-гуманистического и антигуманистического качества, характера жизни и действий людей, способов разрешения их противоречий. Эта роль цивилизованности конкретизирована в методолого-сравнительной оценке качества и условий личностного развития человека, а также человеческого качества основополагающих правовых, политических и государственных форм организации современного общества.
6. Впервые рассмотрено значение категории цивилизованности как абсолютного критерия общественного прогресса. Цивилизованность человека, возможности его прогресса - интегрально-кумулятивный показатель прогресса/регресса общества, цивилизации, их проблем и противоречий. Этот критерий общественного прогресса более важен, чем критерий научно-технического или экономического прогресса, поскольку прогресс человека, его индивидуальных творческих сил и социокультурных ориентаций есть источник всех остальных форм и средств прогресса. Если эта закономерность не реализуется, то нарушается человеческое измерения прогресса общества. Теоретически и эмпирически это подтверждается в диссертации анализом противоречий постиндустриализма, проблем и условий развития нашей страны, ключевых требований совершенствования мировой цивилизации.



1. Цивилизованность как мера развития индивида и общества: Монография. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. (Сер. "Философское образование". Вып. 11). 168 с.
2. Цивилизация как понятие и идея: Монография. Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 1996. - 120 с. (в соавт.).
3. Цивилизация и культура межнациональных отношений: Монография. Уфа.- Изд-во "Ай".-1996г. 104 с. (в соавт.).
4. Детерминанты и особенности классового подхода к анализу социальных явлений: Монография. - Свердловск, 1987.-232 с. Рукопись депон. В ИНИОН АН СССР № 28544 от 4. 03. 87.
5. Цивилизованность - способ человеческого развития и измерения // "Вестник Оренбургского государственного университета". 2003. № 2, С 23-30.
6. Региональная межвузовская конференция в Екатеринбурге: возрождение философии и антропологии //Вестник Российского философского общества. М., 2003. № 1. С.57-62. /в соавт./.
7. Цивилизованность - надежда настоящего и будущего /Актуальные проблемы социологии и менеджмента //Вестник УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2003. № 4. /24/. С. 267-272.
8. От классовых к общечеловеческим отношениям и ценностям // Технико-экономический прогресс: Развитие общественных отношений и личности. - Свердловск, 1989. С.38-40.
9. Научное и вненаучное знание: Программа гуманитарных спецкурсов по философии. - Екатеринбург, УГТУ-У11И. 1993. 31 с. (в соавт)
10. Ориентиры цивилизационного обновления России // Российская общественная мысль на рубеже веков. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Екатеринбург. УГТУ-УПИ. 1995. С.41-45.
11. Вопросы, от которых не уйти // Ценности и идеология в современной России: Тезисы докладов межвуз. н-практ. конф. - Екатеринбург. 1996. С. 23-26.
12. Социокультурные основы понятия цивилизации и цивилизованности // Философия. Люди. Жизнь. - Екатеринбург, УГТУ-УПИ. 1997. С. 217-225.
13. Цивилизованность как мера развития цивилизации // Возрождение России: ценности, образование, культура, молодежь. Тезисы конф. - Екатеринбург. 1998. С. 13- 16.
14. Цивилизованность лак мера обновления России // Судьба России: исторический опыт ХХ столетия. Материалы третьей Всероссийской конференции. Ч. 2. -Екатеринбург, 1998. С. 319-322.
15. Онтологическая актуальность проблемы цивилизованности // Философская жизнь Урала. Проблемы общей и социальной онтологии. - Екатеринбург, 1999. С. 237-244.
16. Антропологическое значение понятия цивилизованности // ХХ1 век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 3. Ч. 1. - Екатеринбург, Изд-во УрГУ. 1999. С. 59¬60.
17. 3начения понятия цивилизованности // Межрегиональная конференция Бренное и вечное: Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах. Тезисы докладов и выступлений. Вып.2. Ч.1. Великий Новгород, 1999. С. 66-68.
18. Требования цивилизованности современной России // Естественнонаучное, техническое образование и философская культура. Материалы республиканской научно-практической конф. - Екатеринбург, 2000. С. 258-260.
19. Опорные категории методологии цивилизационного анализа // Культура и цивилизация: Материалы Всерос. науч. конф. - Екатеринбург, 17-18 апр. 2001 г.: В 2 ч. 1. Екатеринбург. 2001. С. 110-114.
20. Цивилизованность - способ человеческого развития и измерения // Мировоззрение и культура: Материалы Всерос. науч. конф. - Екатеринбург, 17¬19 ноября 2002г. Екатеринбург. Изд-во Банк культурной информации, 2002. (Сер. "Философское образование". Вып. 27). С. 181-187.
21. Цивилизованность как отличительное качество человека // Антропологический принцип в философии и проблемы развития личности в ХХ1 веке: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Екатеринбург. 2003. С.115-118.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ