Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Листовка как жанр политического дискурса: когнитивно-прагматический анализ

Работа №103456

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы23
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Диссертационная работа посвящена исследованию предвыборной листовки как жанра политического дискурса. Важное значение для понимания дискурса вообще и в частности дискурса политического имеют работы Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, В.В. Красных, А.С.Панарина, Э.В. Чепкиной, Е.И. Шейгал и других исследователей. В работе рассматривается та сторона политического дискурса, которая связана с коммуникативной ситуацией выборов. Именно во время выборов появляются тексты, которые мы называем листовками. Это особые тексты. Они имеют прагматическую цель: позиционировать кандидата в глазах избирателей, убедить избирателей прийти на выборы и проголосовать именно за него.
Предметом исследования является организация содержания листовки с точки зрения ее прагматической направленности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ - описать предвыборную листовку как жанр, прагматика которого заключается в том, что политики используют набор концептов, актуальных для избирателя (пенсия, здоровье, медицина, образование и т.д.), и стараются связать их со своей личностью через акт обещания, тем самым делается попытка сформировать в сознании избирателя картину такой реальности, в которой все проблемы могут быть разрешены данным человеком.
Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) показать, что назначение листовки связано с формированием или увеличением у кандидата символического капитала; 2) показать, что главной ценностной единицей символического капитала является благо; 3) доказать, что в контексте листовки слово, представляющее концепт блага, обогащается новыми смыслами; 4) выделить и классифицировать концепты, категоризующие блага; 5) показать, как в тексте устанавливается связь блага с личностью кандидата; 6) проанализировать языковые средства, с помощью которых расстояние между «я» кандидата и концептом «благо» увеличивается или сокращается; 7) выявить и проанализировать аргументы, использующиеся для подтверждения реалистичности обещаний кандидата; 8) выделить языковые средства, подчеркивающие реалистичность выполнения обещаний; 9) показать языковые «усилители» воздействующей функции листовки.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Обращение к комплексному исследованию жанра политической листовки связано с все возрастающим интересом к политическому дискурсу, который в современной России сформировался как сфера многообразных практик общения, как устного, так и письменного, в различных ситуациях, с помощью различных жанров. Этим многообразием современный политический дискурс резко отличается от политического дискурса советской эпохи (ср. работы: В.Н. Амелин, В.М. Амиров, М. Афанасьев, В.Н. Базылев, В. Бондарев, Г. Вахрушев, Е. Вятр, А.В. Гайда, М.Л. Гейс, Л.Я. Гозман, И. Грознецкий, В.И. Дерюгин, А.В. Дмитриев, А.В. Дука, Е.Г. Дьякова, Л.В. Енина, В.И. Жельвис, А.Г. Здравомыслов, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, А.И. Ковлер, В.В. Красных, А.Д. Кривоносов, Т.Б. Крючкова, Н.А. Купина, Г.Г. Почепцов, Н.Н. Ромашов, Н.Н. Слюсаревский, Ю.А. Сорокин, Ю.Б. Феденева, А. Цуладзе, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал и др.).
Изучение языка агитационной предвыборной листовки позволяет говорить об особом статусе слова в политическом тексте. Листовки в ситуации выборов реализуют прагматическую задачу: как можно более убедительно представить адресату (избирателю) ситуацию обещания. Умелое обозначение концептов и степень их детализации позволяют решить эту задачу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Исследование организации содержания листовки актуально в теоретическом плане прежде всего потому, что языковые механизмы воздействия в листовке мало изучены. В работе дан подробный анализ ситуации обещания, смоделированной в тексте листовки. Результаты этого анализа могут быть использованы в теоретических трудах по стилистике жанров деловой коммуникации, имиджелогии, рекламе.
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе анализируются листовки предвыборных кампаний Урало-Сибирского региона в период с 1997 по 2003 год. В выборах этого периода никто уже не защищал демократию, идеалы социализма или антикоммунизма, никто никого не пугает возвратом в прошлое. Вместе с тем можно предположить, что в связи с изменением в порядке выборов губернаторов (а возможно, и мэров), в связи с переходом на пропорциональную систему выборов депутатов законодательных органов судьба листовки как жанра предвыборной агитации как-то изменится. Так что наш материал - это подборка текстов уже ушедшего политического периода. Сбор материала производился методом случайной выборки: собирались листовки, которые были реально доставлены избирателям - помещены в почтовые ящики, подъезды, вручены на улице и т.п. Объем выборки - около 400 текстов.
Особенностью материала является то, что это в подавляющем большинстве позитивно-оценочные тексты, в выборке единичны антирекламные публикации. Это связано, по-видимому, с тем, что основным полем действия грязных технологий стал телеэкран, где обсуждались различные скандальные подробности текущей предвыборной кампании (как, например, суд «А. Вихарев против Фонда А. Вихарева», когда кандидат обвинил свой фонд в том, что тот досрочно начал предвыборную кампанию, разместив щиты со своей рекламой и с огромными портретами Вихарева по всему городу. Понятно, что все соперники кандидата на всех доступных им телеканалах долго и со смаком обсуждали этот трюк). Метод двойников, популярный в местных предвыборных кампаниях, также не подходит для отражения в листовках, поскольку «подставному лицу» требуется не подчеркивать, а скрывать разницу между кандидатами: «успешный» однофамилец в этих условиях пользуется обычными позитивно-оценочными текстами, а его «тезка», у которого нет заслуг первого, поставляет электорату стандартные, тоже позитивно-оценочные тексты. Наконец, важно подчеркнуть, что, при всем их разнообразии, агитационные предвыборные листовки позитивно-оценочного содержания имеют сходную содержательную структуру, которую можно представить так, как это сделал В.Я. Пропп со структурой волшебной сказки. Он предложил описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому. Листовки можно представить как текст, который подчинен формуле: «Проголосуйте за меня, потому что я обещаю вам благо». Наличие такой формулы определяет методику анализа материала. Отметим, что именно листовка как текст небольшого объема позволяет проследить полную подчиненность содержания этой формуле. Популярные в предвыборном дискурсе агитационные газеты на первый план, по нашим наблюдениям, выдвигают не акт обещания, а образ кандидата: элементы содержания здесь направлены не на аргументацию обещания, а на создание имиджа («хозяин», «борец с недостатками» и т.п.).
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛА
Призыв «Голосуй за меня!» в рамках предвыборной кампании предписан агитационной листовке самой ситуацией и поэтому может специально не формулироваться. Содержательным центром текста является ситуация обещания.
Действие «обещать» связывает личность кандидата и единицу символического капитала «благо», поэтому, прямо по Проппу, в работе анализируются «части», единицы формулы (блага и субъект «действия») и отношения частей друг к другу - само действие обещания, которое требует аргументации (доказательства обязательности выполнения обещания). Анализ благ осуществляется в терминах когнитивной лингвистики, так как листовка обращается к представлениям адресата о потребном будущем, следовательно, затрагивает «горячие смыслы», концепты, актуализируемые в общественном сознании сложившейся жизненной ситуацией.
Семантический анализ слов, называющих данные концепты, позволяет увидеть, какие признаки концептов являются для адресата наиболее значимыми в данной ситуации и поэтому активно эксплуатируются в агитационном тексте.
Прагматическая направленность листовки (заставить проголосовать за кандидата) опирается на убедительность обещания. В работе анализируются лексические и синтаксические средства выражения семантики «обещания», а также аргументативная сторона текста.
На разных этапах работы применялись: логический анализ текста, контекстологический анализ лексического значения слова, когнитивный анализ высказываний.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе впервые предпринят комплексный анализ содержания агитационной предвыборной листовки. В диссертации использован когнитивно-прагматический подход к анализу языка и стиля листовки. Проанализированы языковые механизмы выражения связи личности кандидата и блага, которое он обещает. Показано, как эти механизмы способствуют увеличению расстояния между кандидатом и обещанным благом и создают видимость реалистичности обещаний.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе: они могут быть внедрены в курс стилистики и литературного редактирования, в курс стилистики жанров деловой коммуникации, использованы в спецкурсах по проблемам социолингвистики и предвыборных технологий.
Когнитивный подход к изучению языка предвыборной листовки является очень актуальным для профессиональных имиджмейкеров, РЯ- структур, готовящих и проводящих предвыборные кампании, и вообще для всех специалистов, которых интересуют проблемы манипулирования, агитации и пропаганды в сфере массовых коммуникаций.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материалы исследования были представлены на научно-практической конференции «Журналистика сегодня: достижения, проблемы, перспективы» (Екатеринбург, 1998, 1999), на межвузовской научно-практической конференции «Журналистика конца ХХ века: взгляд молодых» (Екатеринбург 2000), на Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий» (Екатеринбург, 2000), на научно-практической конференции «Российская журналистика на старте ХХ1 века: приобретения и потери» (Екатеринбург, 2001), на Всероссийской научно-практической конференции «ХХ1 век начинается: актуальные проблемы журналистики» (Екатеринбург, 2002), на международной конференции «Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия» (Екатеринбург, 2002), на научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» (Санкт- Петербург, 2004). Практическая значимость результатов исследования подтверждена на семинаре «Принципы и технологии составления эффективного рекламного и РЯ-текста» (Новосибирск, 2004). По проблематике исследования опубликовано 9 работ.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Содержание предвыборной листовки как жанра политического дискурса подчинено формуле «Выберите меня, так как я обещаю вам благо».
2. Блага, которые обещает кандидат избирателю, делятся на две группы: конкретные блага и абстрактные блага. Конкретные блага - это социальные явления, имеющие материальное воплощение (пенсия, зарплата, медицинское обслуживание и т.д.). Абстрактные блага - социальные явления, не имеющие четких границ (защита, добро, интересы и т.д.). В концептах, закрепляющих эти блага в сознании адресатов, есть признаки, которые связаны с какими-то острыми потребностями человека. Активизируя эти концепты, листовка притягивает к себе внимание адресата.
3. Кандидат, связывая себя обещанием дать благо, по-разному может осуществлять эту связь, при этом модальность обещания часто заменяется другими видами модальной оценки ситуации, такими как возможность, намерение, долженствование, уверенность. Кроме того, разными способами меняется расстояние между субъектом и объектом обещания, причем в ряде случаев увеличение этого расстояния делает обещание более реалистичным.
4. Для подтверждения реалистичности обещания дать благо используются аргументы «к личности», «к авторитету», а также различные средства со смыслом «реальный», «конкретный».
5. Для того чтобы эффективнее воздействовать на адресата, авторы листовок активно используют экспрессивные эмоционально-оценочные языковые средства.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка.
Во Введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость работы, описывается материал и методика его анализа, формулируются положения, выносимые на защиту.
Основное содержание диссертации раскрывается в главах: «Листовка как жанр политического дискурса», «Представление благ в тексте предвыборной листовки», «Передача связи «я - благо» в тексте предвыборной листовки».
В Заключении даются выводы, к которым пришел автор в ходе исследования материала.
Список основной использованной литературы включает более 200 наименований работ отечественных и зарубежных исследователей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются дальнейшие его перспективы.
Проведенное исследование показывает, что листовки предвыборных кампаний 1997 - 2003 г.г. в подавляющем своем большинстве представляют позитивно-оценочные тексты, реализующие формулу «Выберите меня, потому что я обещаю вам благо».
Воздействующий потенциал листовки обеспечивается тем, что изложение затрагивает «горячие смыслы» - концепты, которые в общественном сознании соединены с острыми, жизненно важными потребностями людей. Слова, репрезентирующие концепты благ в текстах листовок, повернуты к адресату так, что актуализируют семантику недостаточности, ущербности, отсутствия (пенсии маленькие, медицина недоступна, заработная плата недостаточна, законность ущемлена и т.п.). Восполнять эту недостаточность призван кандидат, представленный в листовке как субъект ситуации обещания. А в листовке появляется, наряду с обозначением обещанного блага, необходимость обоснования реалистичности этого обещания.
Изученные листовки демонстрируют однообразие как самих обещаний (все кандидаты и партии хотят увеличить зарплату и пенсии, реформировать ЖКХ, бороться с преступностью), так и языковых средств, оформляющих эти обещания. Поскольку в будущем на федеральном и отчасти на региональном уровне предвыборную кампанию будут вести партии, которым необходимо будет четко позиционировать себя, обрести свой имидж, постольку можно ожидать, что и агитационные тексты станут более разнообразными. Но, скорее всего, формула «выберите меня, потому что я обещаю благо» по- прежнему останется главным смысловым стержнем текста, ведь все равно придется говорить о каких-то преобразованиях социальной жизни. Поэтому предложенная методика может помочь уловить какие-то изменения в агитационных предвыборных текстах по сравнению с листовками описанного периода.
Сохраняющийся мажоритарный принцип выборов на региональном и муниципальном уровне также может содействовать сохранению рассмотренного жанра в политическом дискурсе. Результаты настоящего исследования способны показать составителям листовок пути совершенствования текстов, наполнения их более реалистичным и индивидуализированным содержанием.



1. Агитационные тексты // Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. С. 26 - 38 (Соавт. В.М. Амиров, Л.М. Майданова).
2. Агитационная листовка как жанр // Журналистика сегодня: достижения, проблемы, перспективы: Тез. докл. научн.-практ. конф. 17 - 18 апреля 1998 г. Факс. 1997. № 4(8). С. 36.
3. Политический лексикон в агитационных предвыборных текстах // Факс. 1999.№ 3 - 4. С. 36 - 38.
4. Создание имиджа политика в агитационных предвыборных текстах // Журналистика конца ХХ века: взгляд молодых: Тез. докл. межвуз. научн.- практ. конф. аспирантов, соискателей и студентов 21 - 22 апреля 2000 г. Факс. 2000. № 1 - 2. С. 49 - 50.
5. Газета как новый жанр предвыборной рекламы // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: Тез. докл. и сообщ. Всероссийской научн.-метод. конф.. Екатеринбург, 19-21 марта 2000 г. Екатеринбург: УрГУ, 2000. С. 179 - 181.
6. Прототипические образы и тексты РЯ // Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия: Материалы Международ. конф. Екатеринбург, 21 - 22 декабря 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 242 - 253 (Соавт. Л.М. Майданова, С.И. Соломатов).
7. «Благо» как главная тема символического пространства в политической листовке // XXI век начинается: актуальные проблемы журналистики: Материалы Всерос. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 30 окт. - 1 нояб. 2002 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 236 - 245.
8. Ситуация обещания в агитационной предвыборной листовке // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тез. докл. межвуз. научн.-практ. конф. 21 - 22 апреля 2004 г. СПб.: Роза мира, 2004. С. 149 - 150.
9. Ситуация обещания: эксплуатация ключевых смыслов в предвыборных листовках // Слово и ключевые смыслы в современных медиа-текстах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. С. 42 - 86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ