Диссертационная работа посвящена исследованию предвыборной листовки как жанра политического дискурса. Важное значение для понимания дискурса вообще и в частности дискурса политического имеют работы Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, Ю.Н. Караулова, В.В. Красных, А.С.Панарина, Э.В. Чепкиной, Е.И. Шейгал и других исследователей. В работе рассматривается та сторона политического дискурса, которая связана с коммуникативной ситуацией выборов. Именно во время выборов появляются тексты, которые мы называем листовками. Это особые тексты. Они имеют прагматическую цель: позиционировать кандидата в глазах избирателей, убедить избирателей прийти на выборы и проголосовать именно за него.
Предметом исследования является организация содержания листовки с точки зрения ее прагматической направленности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ - описать предвыборную листовку как жанр, прагматика которого заключается в том, что политики используют набор концептов, актуальных для избирателя (пенсия, здоровье, медицина, образование и т.д.), и стараются связать их со своей личностью через акт обещания, тем самым делается попытка сформировать в сознании избирателя картину такой реальности, в которой все проблемы могут быть разрешены данным человеком.
Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) показать, что назначение листовки связано с формированием или увеличением у кандидата символического капитала; 2) показать, что главной ценностной единицей символического капитала является благо; 3) доказать, что в контексте листовки слово, представляющее концепт блага, обогащается новыми смыслами; 4) выделить и классифицировать концепты, категоризующие блага; 5) показать, как в тексте устанавливается связь блага с личностью кандидата; 6) проанализировать языковые средства, с помощью которых расстояние между «я» кандидата и концептом «благо» увеличивается или сокращается; 7) выявить и проанализировать аргументы, использующиеся для подтверждения реалистичности обещаний кандидата; 8) выделить языковые средства, подчеркивающие реалистичность выполнения обещаний; 9) показать языковые «усилители» воздействующей функции листовки.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Обращение к комплексному исследованию жанра политической листовки связано с все возрастающим интересом к политическому дискурсу, который в современной России сформировался как сфера многообразных практик общения, как устного, так и письменного, в различных ситуациях, с помощью различных жанров. Этим многообразием современный политический дискурс резко отличается от политического дискурса советской эпохи (ср. работы: В.Н. Амелин, В.М. Амиров, М. Афанасьев, В.Н. Базылев, В. Бондарев, Г. Вахрушев, Е. Вятр, А.В. Гайда, М.Л. Гейс, Л.Я. Гозман, И. Грознецкий, В.И. Дерюгин, А.В. Дмитриев, А.В. Дука, Е.Г. Дьякова, Л.В. Енина, В.И. Жельвис, А.Г. Здравомыслов, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, А.И. Ковлер, В.В. Красных, А.Д. Кривоносов, Т.Б. Крючкова, Н.А. Купина, Г.Г. Почепцов, Н.Н. Ромашов, Н.Н. Слюсаревский, Ю.А. Сорокин, Ю.Б. Феденева, А. Цуладзе, А.П. Чудинов, Е.И. Шейгал и др.).
Изучение языка агитационной предвыборной листовки позволяет говорить об особом статусе слова в политическом тексте. Листовки в ситуации выборов реализуют прагматическую задачу: как можно более убедительно представить адресату (избирателю) ситуацию обещания. Умелое обозначение концептов и степень их детализации позволяют решить эту задачу.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Исследование организации содержания листовки актуально в теоретическом плане прежде всего потому, что языковые механизмы воздействия в листовке мало изучены. В работе дан подробный анализ ситуации обещания, смоделированной в тексте листовки. Результаты этого анализа могут быть использованы в теоретических трудах по стилистике жанров деловой коммуникации, имиджелогии, рекламе.
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе анализируются листовки предвыборных кампаний Урало-Сибирского региона в период с 1997 по 2003 год. В выборах этого периода никто уже не защищал демократию, идеалы социализма или антикоммунизма, никто никого не пугает возвратом в прошлое. Вместе с тем можно предположить, что в связи с изменением в порядке выборов губернаторов (а возможно, и мэров), в связи с переходом на пропорциональную систему выборов депутатов законодательных органов судьба листовки как жанра предвыборной агитации как-то изменится. Так что наш материал - это подборка текстов уже ушедшего политического периода. Сбор материала производился методом случайной выборки: собирались листовки, которые были реально доставлены избирателям - помещены в почтовые ящики, подъезды, вручены на улице и т.п. Объем выборки - около 400 текстов.
Особенностью материала является то, что это в подавляющем большинстве позитивно-оценочные тексты, в выборке единичны антирекламные публикации. Это связано, по-видимому, с тем, что основным полем действия грязных технологий стал телеэкран, где обсуждались различные скандальные подробности текущей предвыборной кампании (как, например, суд «А. Вихарев против Фонда А. Вихарева», когда кандидат обвинил свой фонд в том, что тот досрочно начал предвыборную кампанию, разместив щиты со своей рекламой и с огромными портретами Вихарева по всему городу. Понятно, что все соперники кандидата на всех доступных им телеканалах долго и со смаком обсуждали этот трюк). Метод двойников, популярный в местных предвыборных кампаниях, также не подходит для отражения в листовках, поскольку «подставному лицу» требуется не подчеркивать, а скрывать разницу между кандидатами: «успешный» однофамилец в этих условиях пользуется обычными позитивно-оценочными текстами, а его «тезка», у которого нет заслуг первого, поставляет электорату стандартные, тоже позитивно-оценочные тексты. Наконец, важно подчеркнуть, что, при всем их разнообразии, агитационные предвыборные листовки позитивно-оценочного содержания имеют сходную содержательную структуру, которую можно представить так, как это сделал В.Я. Пропп со структурой волшебной сказки. Он предложил описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому. Листовки можно представить как текст, который подчинен формуле: «Проголосуйте за меня, потому что я обещаю вам благо». Наличие такой формулы определяет методику анализа материала. Отметим, что именно листовка как текст небольшого объема позволяет проследить полную подчиненность содержания этой формуле. Популярные в предвыборном дискурсе агитационные газеты на первый план, по нашим наблюдениям, выдвигают не акт обещания, а образ кандидата: элементы содержания здесь направлены не на аргументацию обещания, а на создание имиджа («хозяин», «борец с недостатками» и т.п.).
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛА
Призыв «Голосуй за меня!» в рамках предвыборной кампании предписан агитационной листовке самой ситуацией и поэтому может специально не формулироваться. Содержательным центром текста является ситуация обещания.
Действие «обещать» связывает личность кандидата и единицу символического капитала «благо», поэтому, прямо по Проппу, в работе анализируются «части», единицы формулы (блага и субъект «действия») и отношения частей друг к другу - само действие обещания, которое требует аргументации (доказательства обязательности выполнения обещания). Анализ благ осуществляется в терминах когнитивной лингвистики, так как листовка обращается к представлениям адресата о потребном будущем, следовательно, затрагивает «горячие смыслы», концепты, актуализируемые в общественном сознании сложившейся жизненной ситуацией.
Семантический анализ слов, называющих данные концепты, позволяет увидеть, какие признаки концептов являются для адресата наиболее значимыми в данной ситуации и поэтому активно эксплуатируются в агитационном тексте.
Прагматическая направленность листовки (заставить проголосовать за кандидата) опирается на убедительность обещания. В работе анализируются лексические и синтаксические средства выражения семантики «обещания», а также аргументативная сторона текста.
На разных этапах работы применялись: логический анализ текста, контекстологический анализ лексического значения слова, когнитивный анализ высказываний.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе впервые предпринят комплексный анализ содержания агитационной предвыборной листовки. В диссертации использован когнитивно-прагматический подход к анализу языка и стиля листовки. Проанализированы языковые механизмы выражения связи личности кандидата и блага, которое он обещает. Показано, как эти механизмы способствуют увеличению расстояния между кандидатом и обещанным благом и создают видимость реалистичности обещаний.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе: они могут быть внедрены в курс стилистики и литературного редактирования, в курс стилистики жанров деловой коммуникации, использованы в спецкурсах по проблемам социолингвистики и предвыборных технологий.
Когнитивный подход к изучению языка предвыборной листовки является очень актуальным для профессиональных имиджмейкеров, РЯ- структур, готовящих и проводящих предвыборные кампании, и вообще для всех специалистов, которых интересуют проблемы манипулирования, агитации и пропаганды в сфере массовых коммуникаций.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материалы исследования были представлены на научно-практической конференции «Журналистика сегодня: достижения, проблемы, перспективы» (Екатеринбург, 1998, 1999), на межвузовской научно-практической конференции «Журналистика конца ХХ века: взгляд молодых» (Екатеринбург 2000), на Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий» (Екатеринбург, 2000), на научно-практической конференции «Российская журналистика на старте ХХ1 века: приобретения и потери» (Екатеринбург, 2001), на Всероссийской научно-практической конференции «ХХ1 век начинается: актуальные проблемы журналистики» (Екатеринбург, 2002), на международной конференции «Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия» (Екатеринбург, 2002), на научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» (Санкт- Петербург, 2004). Практическая значимость результатов исследования подтверждена на семинаре «Принципы и технологии составления эффективного рекламного и РЯ-текста» (Новосибирск, 2004). По проблематике исследования опубликовано 9 работ.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Содержание предвыборной листовки как жанра политического дискурса подчинено формуле «Выберите меня, так как я обещаю вам благо».
2. Блага, которые обещает кандидат избирателю, делятся на две группы: конкретные блага и абстрактные блага. Конкретные блага - это социальные явления, имеющие материальное воплощение (пенсия, зарплата, медицинское обслуживание и т.д.). Абстрактные блага - социальные явления, не имеющие четких границ (защита, добро, интересы и т.д.). В концептах, закрепляющих эти блага в сознании адресатов, есть признаки, которые связаны с какими-то острыми потребностями человека. Активизируя эти концепты, листовка притягивает к себе внимание адресата.
3. Кандидат, связывая себя обещанием дать благо, по-разному может осуществлять эту связь, при этом модальность обещания часто заменяется другими видами модальной оценки ситуации, такими как возможность, намерение, долженствование, уверенность. Кроме того, разными способами меняется расстояние между субъектом и объектом обещания, причем в ряде случаев увеличение этого расстояния делает обещание более реалистичным.
4. Для подтверждения реалистичности обещания дать благо используются аргументы «к личности», «к авторитету», а также различные средства со смыслом «реальный», «конкретный».
5. Для того чтобы эффективнее воздействовать на адресата, авторы листовок активно используют экспрессивные эмоционально-оценочные языковые средства.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка.
Во Введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость работы, описывается материал и методика его анализа, формулируются положения, выносимые на защиту.
Основное содержание диссертации раскрывается в главах: «Листовка как жанр политического дискурса», «Представление благ в тексте предвыборной листовки», «Передача связи «я - благо» в тексте предвыборной листовки».
В Заключении даются выводы, к которым пришел автор в ходе исследования материала.
Список основной использованной литературы включает более 200 наименований работ отечественных и зарубежных исследователей.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются дальнейшие его перспективы.
Проведенное исследование показывает, что листовки предвыборных кампаний 1997 - 2003 г.г. в подавляющем своем большинстве представляют позитивно-оценочные тексты, реализующие формулу «Выберите меня, потому что я обещаю вам благо».
Воздействующий потенциал листовки обеспечивается тем, что изложение затрагивает «горячие смыслы» - концепты, которые в общественном сознании соединены с острыми, жизненно важными потребностями людей. Слова, репрезентирующие концепты благ в текстах листовок, повернуты к адресату так, что актуализируют семантику недостаточности, ущербности, отсутствия (пенсии маленькие, медицина недоступна, заработная плата недостаточна, законность ущемлена и т.п.). Восполнять эту недостаточность призван кандидат, представленный в листовке как субъект ситуации обещания. А в листовке появляется, наряду с обозначением обещанного блага, необходимость обоснования реалистичности этого обещания.
Изученные листовки демонстрируют однообразие как самих обещаний (все кандидаты и партии хотят увеличить зарплату и пенсии, реформировать ЖКХ, бороться с преступностью), так и языковых средств, оформляющих эти обещания. Поскольку в будущем на федеральном и отчасти на региональном уровне предвыборную кампанию будут вести партии, которым необходимо будет четко позиционировать себя, обрести свой имидж, постольку можно ожидать, что и агитационные тексты станут более разнообразными. Но, скорее всего, формула «выберите меня, потому что я обещаю благо» по- прежнему останется главным смысловым стержнем текста, ведь все равно придется говорить о каких-то преобразованиях социальной жизни. Поэтому предложенная методика может помочь уловить какие-то изменения в агитационных предвыборных текстах по сравнению с листовками описанного периода.
Сохраняющийся мажоритарный принцип выборов на региональном и муниципальном уровне также может содействовать сохранению рассмотренного жанра в политическом дискурсе. Результаты настоящего исследования способны показать составителям листовок пути совершенствования текстов, наполнения их более реалистичным и индивидуализированным содержанием.
1. Агитационные тексты // Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. С. 26 - 38 (Соавт. В.М. Амиров, Л.М. Майданова).
2. Агитационная листовка как жанр // Журналистика сегодня: достижения, проблемы, перспективы: Тез. докл. научн.-практ. конф. 17 - 18 апреля 1998 г. Факс. 1997. № 4(8). С. 36.
3. Политический лексикон в агитационных предвыборных текстах // Факс. 1999.№ 3 - 4. С. 36 - 38.
4. Создание имиджа политика в агитационных предвыборных текстах // Журналистика конца ХХ века: взгляд молодых: Тез. докл. межвуз. научн.- практ. конф. аспирантов, соискателей и студентов 21 - 22 апреля 2000 г. Факс. 2000. № 1 - 2. С. 49 - 50.
5. Газета как новый жанр предвыборной рекламы // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: Тез. докл. и сообщ. Всероссийской научн.-метод. конф.. Екатеринбург, 19-21 марта 2000 г. Екатеринбург: УрГУ, 2000. С. 179 - 181.
6. Прототипические образы и тексты РЯ // Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия: Материалы Международ. конф. Екатеринбург, 21 - 22 декабря 2001 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 242 - 253 (Соавт. Л.М. Майданова, С.И. Соломатов).
7. «Благо» как главная тема символического пространства в политической листовке // XXI век начинается: актуальные проблемы журналистики: Материалы Всерос. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 30 окт. - 1 нояб. 2002 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 236 - 245.
8. Ситуация обещания в агитационной предвыборной листовке // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тез. докл. межвуз. научн.-практ. конф. 21 - 22 апреля 2004 г. СПб.: Роза мира, 2004. С. 149 - 150.
9. Ситуация обещания: эксплуатация ключевых смыслов в предвыборных листовках // Слово и ключевые смыслы в современных медиа-текстах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. С. 42 - 86.