Актуальность темы исследования. В современной науке большое внимание уделяется разработке проблем культуры повседневности. Зародившись еще в рамках французской школы Анналов, теория повседневности стала базовой для многих исследований посвященных изучению национальных и региональных культур. Проблемы каждодневной жизни человека, ритуалы, символика, стили поведения, одежда, пища, то есть история быта и ментальности, позволили ученым обратиться к жизни конкретного человека - представителя исторической эпохи. Изучение культуры через исследование ее материальной составляющей, через анализ ее артефактов и их бытования в культурной среде позволяют понять процессы, влияющие на трансформацию и модернизацию самой культуры.
В современных исследованиях все больше внимания стали уделять местной специфике, особенностям протекания общероссийских процессов в конкретном регионе. В настоящее время активно воссоздается история развития уральской культуры, ее духовной и материальной составляющей. Актуальность исследования состоит также в расширении представления о региональной культуре. Рассматривая условия трансформации европейской культуры на Урале с точки зрения механизмов культурного взаимодействия, мы можем понять характер аналогичных процессов в других регионах страны.
Одним из аспектов материальной культуры, репрезентирующим культуру как таковую и человека как ее носителя, является костюм. Костюм - это внешнее выражение подсознательных желаний человека: стремления нравиться, соответствовать идеалу красоты, своему общественному положению и социальному статусу. Это слепок образа жизни, моральных представлений, эстетических идеалов и нравственных норм эпохи. Это, наконец, «визитная карточка» благосостояния нации и уровня заботы государства о членах общества. Таким образом, региональный костюм становится выразителем особенных черт культуры региона, а процесс его развития репрезентирует процесс становления и развития региональной культуры.
Степень разработанности проблемы. Историографическую основу данной работы составили исследования русского традиционного костюма.
Первые работы, посвященные изучению русского национального костюма, появились в России в середине XIX века (А. П. Оленин, С. Стрекалов, И. Е. Забелин, Н. И. Костомаров). В начале XX века увидели свет работы И. Билибина и Ф. Коммиссаржевского. И. Билибиным были впервые подняты теоретические проблемы изучения костюма: его возникновения, отражения в нем процессов взаимодействия с другими культурами, параллели с современностью.
После революции 1917 г. и прихода к власти большевиков само понятие «мода» было объявлено буржуазным и подвергнуто остракизму. Профессиональных историков и искусствоведов, специализирующихся на истории костюма, которых всегда было мало, в советской России практически не осталось, а новый политический строй требовал от ученых разработки совсем других исторических тем.
30-х годах XX века ситуация еще больше усложнилась, крестьянство перестало быть носителем культурно-бытовых традиций русского народа, оно почти нечего ни сохранило от традиций прошлого. Государственный заказ переориентирует исследования на изучение быта рабочих (Каменский И., Заозерская Е. И.), крестьянский же костюм почти не изучается.
Ученые вновь обращаются к истории костюма только в 1950-е годы. В результате в коллективном труде «История культуры Древней Руси» появилась статья «Одежда» А. В. Арциховского, в которой автор на основе новых источников - рисунков на полях летописей, фресок, археологических данных и «Повести временных лет», реконструирует одежду времен Древней Руси.
Во второй половине XX века особенное внимание исследователей привлекает народный костюм. Его изучению посвящены работы Громова Г. Г., Лебедевой Н. И., Масловой Г. С., Пармона Ф. М., Тазихиной Л. В., Шмелевой М. Н. и ряда других авторов. Несмотря на то, что труды советских ученых этого времени во многом носят прикладной характер, они отличаются великолепным отбором материала, глубоким его осмыслением. Наиболее яркой из работ данного периода, является пятитомный труд «Русский костюм», авторы которого подробнейшим образом останавливаются на европейском костюме высших сословий общества, русском народном костюме и впервые обращают внимание на сочетание русских и европейских черт в костюме купечества и мещанства.
Период 1950 - начала 1980 гг. характеризуется публикациями памятников костюма из музейных фондов (Эрмитажа, Музея этнографии, Омского краеведческого музея, Павловского дворца-музея, и др.). Наибольший интерес из вышедших работ представляет издание, подготовленное Т. Т. Коршуновой «Костюм в России XVIII - нач. XX века», которое является одной из лучших публикаций исторического костюма.
Следующие десять лет (1985 - 1994 гг.) ознаменовались усилением интереса к истории костюма и, как следствие, количественным увеличением числа работ по данной проблематике. Характерной особенностью этого периода является то, что советские (а позже - российские) ученые возвращаются к опыту прошлого и пишут, подобно дореволюционным историкам, объемные работы, посвященные истории костюма, с древнейших времен до XX века (Буровик К. А., Зборовский Е. М., Каминская Н. М., Пармон Ф. М.). Только Р. М. Кирсанова выбирает более узкую тематику, она издает первую из целого ряда своих работ, посвященных дворянскому костюму в России XIX века - «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок»: Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века (1989).
Р. М. Кирсанова своей работой открывает новую эру в изучении костюма русского дворянства. Она последовательно обращается к таким вопросам, как знаковая функция костюма, его символика, социальная и профессиональная роль. Автор практически впервые изучает костюм «в действии», в разных жизненных ситуациях: парадный, бальный, визитный, домашний, свадебный и траурный.
Хотя в данный период и выходит несколько крупных и очень талантливо написанных работ посвященных проблеме народного костюма (Белогорская Р. М., Ефимова Л. В., Зеленин Д. К., Мерцалова М. Н., Рабинович М. Г., Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986., Русский народный костюм. М., 1989), наступает переориентация научных интересов исследователей на историю мирового костюма (Каминская Н. М., Мерцалова М. Н.).
Период конца XX - начала XXI веков (то есть с 1995 по 2005 гг.) ознаменовался новым всплеском интереса к истории костюма. Лучшие из вышедших за последнее десятилетие работ это труды уже упоминаемых выше Р. М. Кирсановой и М. Н. Мерцаловой, которые продолжили свои исследования, одна в области русского, а другая - европейского костюма. Кроме того, в 1998 г. увидела свет энциклопедия Н. Сосниной и И. Шангиной «Русский традиционный костюм», а год спустя в коллективную монографию «Русские» была включена глава «Одежда» написанная известным российским этнографом, специалистом по русскому традиционному костюму - М. Н. Шмелевой. Из последних работ хочется отметить публикацию фондов Государственного исторического музея (Ефимова Л. В., Алешина Т. С., Самонин С. Ю.), исследование С. В. Горожаниной и Л. М. Зайцевой, посвященное русскому народному свадебному костюму и публикацию Е. Ф. Фурцевой русского костюма из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея.
Уральский костюм стал объектом исследования ученых еще в XIX веке. Одно из первых описаний костюма жителей Урала появляется в «Хозяйственном описании Пермской Губернии» Н. С. Попова, увидевшем свет еще в 1804 году. В 1907 году выходит многотомное сочинение «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», в котором описывается быт русского старожильческого населения Урала и Западной Сибири, влияние развивающейся промышленности на быт крестьян и их внешний облик, повседневный, праздничный костюм крестьян и обрядовый костюм староверов.
В начале XX века отмечается всплеск интереса к краеведческим исследованиям. Работы местных краеведов начинают активно публиковать как в сборниках местных научных обществ, так и в центральных журналах. В 1916 году в издании Пермского губернского земства выходит статья А. Ф. Теплоухова о женских головных уборах коми-пермяков. Основываясь на собственных полевых исследованиях, автор описывает головные уборы пермячек и проводит их сравнительный анализ с традиционными головными уборами русского населения.
В 1930-е гг. начинается планомерное и широкомасштабное изучение костюма рабочих промышленных центров, результаты которого стали публиковать в ежегодных выпусках «Записок историко-бытового отдела Государственного Русского музея». Однако, во второй половине 1930-х - начале 1940-х тема повседневного быта, материальной культуры и костюма опять оказалась не востребованной.
Новый интерес к теме возникает лишь в 1950-е гг., когда начинается активное изучение русского традиционного костюма. Увидели свет ряд работ, посвященных быту уральских рабочих, в рамках которых, рассматривается и костюм заводского населения (Крупянская В. Ю., Касицкая Д. Л., Левинсон Н. Р., Лобанева Т. А.). В 1958 году Т. К. Гуськова публикует результаты этнографических экспедиций Нижнетагильского краеведческого музея. Достаточно большое внимание исследователем уделяется сбору данных о костюме уральцев рубежа XIX - XX веков. В ходе экспедиции были обнаружены архаические формы костюма, сохранившиеся у кержаков, зафиксированы основные формы костюма, его внешний вид, способы кроя, декора, местные названия.
Первым крупным исследованием посвященным уральскому быту и костюму, как его компоненту, стала совместная работа В. Ю. Крупянской и Н. С. Полищук «Культура и быт рабочих горнозаводского Урала». В своей работе авторы впервые дали подробную характеристику костюма горнозаводского населения Урала. Используя широкую источниковую базу ученые восстанавливили не только внешний облик костюма рубежа XIX - XX веков, но и технологию его изготовления, способы ношения, условия бытования в определенной социальной среде. Отдельно освещалась проблема модернизации костюма в начале XX века, процесс утраты традиционных форм, урбанизации крестьянского быта.
В 1989 году была опубликована коллективная монография «На путях из Земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии североуральского крестьянства XVII - XX вв.», в которой предметами исследования становятся особенности домашнего производства тканей, процессы вытеснения «домотканины» «мануфактурой», бытование на Урале северо-русского костюмного комплекса, влияние материальной культуры аборигенов на костюм русского населения, сохранение архаичных форм в костюме старообрядцев, вытеснение из традиционного комплекса сложных головных уборов и, наконец, особенности процесса модернизации крестьянского костюма.
В настоящее время выходит целый ряд работ посвященных крестьянскому быту и костюму. Среди них выделяются исследования Г. Н. Чагина, особенностью которой является анализ автором широкого спектра письменных источников. С помощью обращения к официальным документам ранних периодов (актам составленные по поводу краж, завещаниям, описям приданого) автор исследует уральский костюм XVI -
XVII вв. В 1996 году под редакцией Н. А. Миненко, была издана коллективная монография «Традиционная культура русского крестьянства Урала». Эта работа, хотя в ней так же широко применяются письменные источники официального характера, носит этнографический характер. В ней практически впервые ставиться проблема особенностей бытования русского традиционного костюма на Урале, особенностей его формирования и развития на протяжении XVIII - XIX вв.
В последнее время рост интереса к истории европейского костюма отразился и на тематике работ по изучению костюма уральского населения. Если раньше преобладали работы по костюму уральских рабочих и крестьян, то сейчас стали появляться работы посвященные исследованию костюма горожан (Карлсон Н. В., Лисиенкова Л. Н., Яхно О. Н. и др.) и горнозаводского населения (Голикова С. В.).
Таким образом, в российской историографии накоплен большой опыт исследования костюма. Наиболее разработанной является проблематика русского традиционного костюма. Этнографами разработаны принципы его анализа, типология, выявлены основные характеристики, этапы и закономерности модернизации костюма крестьян. Меньше изучены вопросы существования в России европейского костюма. При этом период введения европейского платья освещен весьма подробно, а дворянский костюм XIX века несколько поверхностно. Только в последнее время была поднята проблема существования европейского костюма на русской почве, вопросы его трансформации под воздействием народной культуры.
Уральский костюм на сегодняшний день изучен не достаточно полно. Обобщающих монографических работ по этой проблематике не существует (есть только отдельные статьи и разделы в монографиях). Сегодня наиболее хорошо изучен костюм крестьян, значительно хуже - костюм городского населения, гораздо меньше внимания исследователями уделяют костюму интеллигенции, чиновничества и купечества. Тема трансформации костюма уральцев под воздействием процессов европеизации традиционных форм, практически не исследована.
Объектом данного исследования является уральский костюм XVIII - начала XX вв. как целостное явление рассматриваемый как репрезентант региональной культуры.
Предмет исследования - процесс становления и развития уральского костюма как социокультурного феномена горнозаводской культуры, возникшего в ходе аккультурации и модернизации традиционного костюма русских крестьян.
Цель диссертационного исследования - выявить специфику костюма как феномена горнозаводской культуры, через представление процессов, оказавших влияние на его становления и развитие.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи исследования:
- выделить этапы развития горнозаводского костюма;
- выявить костюмные комплексы, оказавшие влияние на формирование уральского костюма;
- сравнить костюм заводского населения с костюмом уральского крестьянства;
- проанализировать влияние старообрядчества на формирование костюма уральского населения;
- изучить процессы европеизации традиционного костюма и модернизации повседневного, праздничного и обрядового костюмов на Урале.
Хронологические рамки исследования - XVIII - начало XX в. Нижняя граница обусловлена началом формирования горнозаводской культуры, строительством в крае первых заводов (1701 г.), верхняя - изменением социально-экономических и политических условий в регионе, завершением этапа становления горнозаводской культуры. В данном случае можно воспользоваться утвердившемся в науке понятием «долгий XIX век». Широкие хронологические рамки обусловлены спецификой культурологического исследования, необходимостью анализа явления культуры в его исторической ретроспективе.
Территориальными рамками работы является районы распространения горнозаводской культуры, то есть современная территория Пермской и Свердловской областей. В качестве сравнительного материала привлекались данные о костюме крестьян Кировской области, рабочих центральной России и старожильческого населения Сибири.
Источниковую базу исследования составляет комплекс опубликованных и неопубликованных источников. Массив неопубликованных источников представлен материалами Свердловского областного дома фольклора (СОДФ), Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ), Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» (НТМЗ), Музея быта и ремесел горнозаводского населения конца XIX - начала XX вв. (г. Нижний Тагил), Пермского областного краеведческого музея (ПОКМ), Государственного архива Свердловской обрасти (ГАСО), Фотографического музея «Дом Метенкова» (г. Екатеринбург), Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (г. Иркутск). Кроме того, фотографиями из частных архивов (О. Е. Козеко, Т. М. Понамаревой, О. В. Микрюковой, А. Я. Труфанова, М. Н. Каргапольцевой, семьи Мельниковых, семьи Шамоновых) и коллекции автора.
Основными в данном исследовании выступали вещественные источники.
В исследовании использовались опубликованные памятники костюма из фондов Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея (ГИМ), Государственного музея этнографии, Новосибирского государственного краеведческого музея и Сергиево-Посадского государственного историко-культурного музея-заповедника.
Из неопубликованных вещественных источников наибольший интерес представляет коллекция костюма СОДФ, ряд памятников из фондов НТМЗ, СОКМ и ПОКМ. Кроме того, были проанализированы комплексы одежды горожан XIX - начала XX вв. и староверческого костюма представленные в экспозиции Музея быта и ремесел в г. Нижний Тагил.
В группе вещественных источников особняком стоят реконструированные автором совместно с Л. Ю. Фефиловой костюмы из раскопок погребений элитного кладбища г. Екатеринбурга, датированные XIX - началом XX веков (С. Н. Погорелов).
К исследованию был привлечен широкий круг письменных источников. Законодательные акты представлены указами Петра I и Екатерины I. Из них наиболее важным является указ Петра I «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви...» изданный в 1700 году. Он представляет собой один из ценнейших источников по проблеме взаимодействия русского и европейского костюма в России XVIII века.
В источниках личного происхождения, то есть записках, мемуарах, письмах и дневниках нами была почерпнута информация не только о реально существовавшем костюме, но, что особенно важно, и об отношении к нему. В данной работе они представлены записками иностранцев путешествовавших по России (де Бруина, Ханстеена, Роша, Купфера, Вебера) мемуарами Великой княгини Марии Павловны, Е. П. Яньковой, В. Немировича-Данченко, супругов Грум-Гржимайло и дневниками П. И. Чайковского.
В работе также использовались литературные источники - автобиографические повести и романы Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и др.
Большой массив источников в данном исследовании представлен иллюстративными источниками: фотографией и портретами.
Нами были использованы индивидуальные и групповые фото-портреты и любительские снимки хранящиеся в фондах ГАСО, СОКМ, НТМЗ, фотографического музея «Дом Метенкова», в частных архивах О. Е. Козеко, Т. М. Понамаревой, О. В. Микрюковой, семьи Шамоновых, в коллекции Мельниковых и автора.
Для изучения истории костюма также очень важным источником является портрет. К исследованию привлекались работы русских художников из коллекций ГИМа, Русского музея и НТМЗ, которые позволили почерпнуть интересные факты по теме исследования.
В целом, выявленный и проанализированный массив источников представляется репрезентативным. Широкий круг источников, их разнообразный характер в совокупности с материалами, имеющимися в историографии, позволяют решить поставленные в исследовании задачи, раскрыть основные вопросы темы.
Методологической основой исследования стал системный подход, позволяющий рассматривать культуру в ее целостном бытии, функционировании и саморазвитии, с опорой на принцип историзма. События и явления анализируются и оцениваются в их причинно-следственных связях, с учетом конкретно-исторических условий, в широком историческом контексте.
В исследовании наряду с общенаучными методами (анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и описания), широко используются специально исторические методы познания: проблемно-хронологический, историко-генетический, сравнительно-исторический, историко-типологический. Кроме того, применяется интегративный (использованный при изучении нескольких гуманитарных наук - культурологии, истории, искусствоведенья) и семиотический метод.
Теоретической основой исследования стал феноменологический подход, позволяющий рассматривать костюм как социокультурный феномен.
Научная новизна исследования заключается в апробации методики анализа костюма в рамках культурологического подхода с опорой на историко-генетический метод. Горнозаводской костюм впервые рассмотрен как репрезентант региональной культуры, прослежены особенности европеизации традиционного костюма на Урале, процессы модернизации в повседневном, праздничном и обрядовом комплексах, влияние на них этических норм старообрядчества. В работе впервые вводится в научный оборот широкий круг вещественных и иллюстративных источников, предложен новый подход к исследованию уже опубликованных источников.
Практическая значимость исследования. Полученные данные открывают перспективу изучения костюма не только как источника по материальной культуре, но и как социокультурного феномена, носителя культурной информации. Результаты позволяют шире использовать полученные данные в учебном процессе по истории региональной культуры в учебных курсах общеобразовательных школ и вузов.
Апробация основных результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Третьи уральские историко-педагогические чтения» (Екатеринбург, 1999); «Урал индустриальный: Бакунинские чтения» (Екатеринбург, 2000); «Пятые всероссийские историко-педагогические чтения» (Екатеринбург, 2001); «Россия: история и современность: IV межвузовская конференция студентов и молодых ученых» (Сургут, 2002); «Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность: VIII региональная научная конференция» (Омск, 2004); «III Всероссийская научно-практическая конференция «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2004); «Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Международная научно-практическая конференция, посвященная 1000-летию Казани и 110-летию Национального музея Республики Татарстан» (Казань, 2005); «Пятая всероссийская научно-практическая конференция «Современные методы в современном преподавании» (Москва, 2005). По теме исследования автором опубликовано 11 печатных работ общим объемом 1,3 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы (361 наименование), приложений, списка сокращений.
1. Фефилова Т. Ю. Характер изменений в русском костюме ХУ111-Х1Х вв. // Третьи Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 1999. С. 68-69. (0,1 п.л.)
2. Фефилова Т. Ю. Русский костюм XVIII - XX вв.: основные тенденции и
особенности развития // Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика: Пятые всероссийские историко¬
педагогические чтения. Екатеринбург, 2001. С. 87-88. (0,1 п.л.)
3. Фефилова Т. Ю. Фотография как источник изучения уральского костюма // Урал индустриальный: Бакунинские чтения. Материалы 4-й региональной научной конференции, 2000 г. Екатеринбург, 2001. С. 245-246. (0,1 п.л.)
4. Фефилова Т. Ю. Костюм в России XVIII - начала XX вв.: синтез западноевропейской и русской культур // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук. Шестой конкурс научных работ студентов высших учебных заведений Свердловской области. Сборник тезисов работ - призеров. Екатеринбург, 2001. С. 38-39. (0,1 п.л.)
5. Фефилова Т. Ю. Некоторые аспекты реформ Петра I в области костюма // Россия: история и современность: Тезисы IV Межвузовской конференции студентов и молодых ученых. Сургут, 2002. С. 43-46. (0,1 п.л.)
6. Фефилова Л. Ю., Фефилова Т. Ю. «Свадебная мода»: Европейская традиция в русском обрядовом костюме // Человек в мире культуры: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 30 апреля 2004 г., г. Екатеринбург, УрГПУ. Екатеринбург, 2004. С. 93-97. (0,2 / 0,1 п.л.)
7. Фефилова Л. Ю., Фефилова Т. Ю. Семейные отношения XIX века сквозь призму исторического костюма // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность: Материалы VIII региональной научной конференции г. Омск. Омск, 2005. С. 88-91. (0,2 / 0,1 п.л.)
8. Фефилова Т. Ю. К истории костюма горнозаводского Урала (социальный аспект) // Человек в мире культуры: Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов. Екатеринбург, 2005. С. 41-44. (0,2 п.л.)
9. Фефилова Т. Ю. Основные черты горнозаводского костюма рубежа XIX-XX веков // Человек в мире культуры: Материалы научной конференции молодых ученых 28 октября 2005 г., Екатеринбург. Екатеринбург, 2005. С. 80-82. (0,1 п.л.)
10. Фефилова Т. Ю., Фефилова Л. Ю. Урок-игра в курсе «История костюма»: (на примере темы «Уральский костюм XIX - начала XX вв.») // Современные методы в современном преподавании: Научно-практическая конференция 30 - 31 марта 2005 г. Тезисы. М., 2005. С. 145-148. (0,2 / 0,1 п.л.)
11. Фефилова Т. Ю. К вопросу об атрибуции женского костюма конца XIX - начала XX века // Современный музей как важный ресурс развития города и региона: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Казани и 110-летию Национального музея Республики Татарстан. Казань, 2005. С. 261-264. (0,2 п.л.)