Предметом исследования в монографии являются природа и сущность конативной модальности (от лат. conatus- попытка, стремление), а также способы её выражения в современном русском языке.
Объект исследования - речевые ситуации, отражающие важный аспект человеческой деятельности - попытку её реального осуществления, например: «Я теперь иногда нарочно пытаюсь возродить в себе то странное ощущение <...> но как я ни силюсь, мне это не удаётся» (И.Долиняк); «Анна закрылась руками в мучительно-тяжёлой нравственной борьбе. В эту минуту, казалось, она делала последнее усилие над собою: она ломала себя <...> наконец переломила» (В.Крестовский). Толковый словарь трактует попытку как действие, направленное на осуществление или достижение чего-л., но без полной уверенности в успехе. В словарном толковании отмечены важные для понимания сущностной характеристики понятия «попытка» смысловые составляющие: направленность на осуществление, достижение, а также устремлённость к успеху и одновременно неуверенность в таком - успешном, результативном - исходе действия.
Актуальность исследования. Как известно, объективный мир - это всеобъемлющая данность, в которую активно вторгается человек, пытаясь осуществить свои желания и реализовать свои намерения. Сегодняшняя антропологическая парадигма научного знания исходит из того, что человек познаёт мир через осознание, а значит, и отражение в языке своей предметной и теоретической деятельности. Об этом пишут многие исследователи: Н.Д. Арутюнова, Г.В. Колшанский, Б.А. Серебренников, Е.В. Урысон, М. Хайдеггер, Е.С. Яковлева и другие. Мир объективный субъективизируется (Мельник 1997).
Язык не может обойтись без выражения таких смыслов, как попытка, стремление, движение к цели, результат, итог, потому что без стремления к цели невозможно осуществление деятельности. Человек давно осознал и выразил посредством языка эту важнейшую истину: находит только тот, кто ищет, а открывают только тому, кто пытается достучаться («Ибо всякий просящий прием-лет, и ищущий обретает, и толкущему отверзается» [Лк. 11: 9, 10]). Бездействию всегда предпочитается действие, пусть и без уверенности в успехе. Этот факт отражает, в частности, и английская пословица «Even to try is good»(’Даже попытаться - хорошо’). Таким образом, всё, что связано с выражением в языке деятельностного и волевого аспекта, является актуальным для научного исследования, тем более что современная, в значительной степени «гуманизированная» лингвистика активно интересуется социально значимыми действиями человека.
Смысл «попытка» логически связан с другим смыслом - «результат», «успех», «итог», поэтому правильнее говорить не просто о значении попытки, а о смысловом комплексе «попытка - результат (успех)».
Конкретные речевые проявления комплексного смысла «попытка - результат» имеют разнообразный характер. Этот языковой смысл может быть представлен как в эксплицитном виде, когда он формируется с помощью модальных глаголов пытаться, стараться, стремиться и др., так и в скрытом, имплицитном виде, когда в его формировании участвуют ситуации сложного (в смысле взаимодействия различных категорий) типа - конативные, в рамках которых взаимодействуют функционально-семантические поля реальной и ирреальной модальности, аспектуальности, таксиса (такие ситуации чаще всего представляют собой таксисно-модально-аспектуальный комплекс), а также темпоральности. Все эти разнообразные речевые реализации смыслового комплекса «попытка - результат (успех)», безусловно, представляют интерес для исследования и нуждаются в подробном системном описании.
Целью монографии является выяснение модального статуса конативности и системное (с опорой на принцип функционально-семантического поля) описание речевых ситуаций, выражающих комплексное типовое значение «попытка - результат» в современном русском языке.
В соответствии с поставленной целью в монографии решаются следующие задачи: 1) установить модальный статус попытки, то есть определить её место в системе других модальных значений, а именно проанализировать, какое место занимает попытка в системе отношений «желание - намерение - попытка»; рассмотреть возможности взаимодействия обозначенных смысловых элементов; 2) выявить эксплицитные и имплицитные способы языкового выражения смысла попытка - результат (успех) и описать их как целостную многоступенчатую систему речевых вариантов; 3) определить основные при-знаки, характерные для конативных ситуаций; проанализировать контекстуальные условия, в которых выявляется семантика конативной потенциальности; 4) более точно обозначить систему частных видовых значений, способных по-разному (с разными смысловыми оттенками) имплицитно выражать потенциальное значение, в связи с чем показать, какое место занимают в этой системе категориальные ситуации с конативной модальностью; 5) подробно проанализировать видовые категориальные ситуации, выражающие значение попытка - результат имплицитно, учитывая такие аспекты, как роль отрицания и противительных отношений в формировании конативного смыслового оттенка в данных ситуациях; объём их внешней и внутренней модальной рамки; типы субъектов и объектов в таких ситуациях; варианты таксисных отношений, формирующих синтаксическое и смысловое пространство данных ситуаций, и некоторые другие аспекты; 6) выстроить типологию конативных аспектуальных ситуаций в современном русском языке; 7) соотнеся и критически осмыслив данные разных классификаций, обозначить контуры лексико-семантического поля глаголов, способных выражать конативное значение, определить ядерные и периферийные зоны этого поля; 8) осуществить подробный лингвистический анализ конативных ситуаций с глаголами «безуспешной попытки», выявив отличительные особенности ситуаций с указанными глаголами.
Теоретическая и методологическая база исследования. Настоящая работа написана в русле грамматической семантики. Основной задачей этого направления является изучение взаимодействия семантических категорий и форм их выражения в языке.
Автору монографии близки идеи русской школы функциональной грамматики. Поэтому базовыми для многих положений, имеющихся в работе, являются система взглядов и основная терминология, представленные в многотомной коллективной монографии «Теория функциональной грамматики» (далее сокращённо - ТФГ), а также в работах Ю.С. Маслова, А.В. Бондарко, Т.В. Булыгиной, М.Я. Гловинской, Н.А. Козинцевой, Е.В. Падучевой, В.С. Храковского, М.А. Шелякина, Дж. Форсайта и других исследователей.
Основными принципами описания материала в монографии являются системность, антропоцентризм, недискретность и функционализм. Основным методом, применяемым в работе, является метод функционально-семантического анализа материала. При этом особенно важным для воплощения исследовательской программы является преимущественное использование анализа материала «от семантики к формальным средствам», применяемого в функциональной грамматике. Основным приёмом интерпретации материала в реферируемой работе является приём классификации и систематики.
В целом базовыми для анализа фактического материала и, соответственно, для классификационной структуры работы являются два подхода, обусловленные ориентацией на обозначенные основные принципы и методы описания: 1) полевый подход, позволяющий бо-лее отчётливо представлять континуальность языкового пространства, непрерывность речи; 2) ситуативно-речевой подход, акцентирующий внимание на языке не как системе форм, но на языке в действии, в ситуации общения, в контексте и тем самым дающий возможность достаточно полно (с учётом многих составляющих) анализировать речевой материал.
В монографии активно используются и другие современные методики: применяются элементы методики семантического толкования и компонентного анализа слова, метод ситуативного (контекстуального) анализа материала, а также отдельные методические приёмы логического анализа языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что пристальное внимание в монографии направлено на изучение речевых ситуаций, выражающих значение попытки осуществления действия в современном русском языке (конативных), которые до сих пор не являлись предметом подробного системного описания.
В реферируемой работе конативные ситуации описываются как сложная система вариантов, выясняется их специфика, выявляется их связь с признаками контролируемости и бенефактивности. Обозначен модальный статус конативных ситуаций: конативность определена как самостоятельный специфический подтип потенциальной модальности.
Впервые подробно проанализированы эксплицитные и имплицитные варианты выражения комплексного смысла «попытка - результат». Определена специфика конативных ситуаций с глаголами «без-успешной попытки и безуспешного стремления» - искать и ждать; представлены конкретные образцы анализа ситуаций с данными глаголами.
Теоретическая значимость исследования определяется развитием идей грамматической семантики, функциональной грамматики и аспектологии. В монографии обсуждается одна из актуальных на сегодняшний день проблем - проблема межкатегориального взаимодействия, а именно взаимодействия вида и потенциальной конатив- ной модальности, в связи с чем подвергаются подробному анализу категориальные ситуации сложного типа - модально-аспектуально-таксисные комплексы.
В монографии обозначена «модальная перспектива» конативности, которая обусловлена её системными парадигматическими и синтагматическими отношениями с другими разновидностями модальных значений.
В работе удалось уточнить (дополнив её) систему частных видовых значений, имеющих модальный оттенок потенциальности.
В реферируемом исследовании впервые представлена подробная функционально-семантическая типология конативных аспектуальных ситуаций в современном русском языке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что наблюдения и выводы, представленные в монографии, могут быть использованы в учебных пособиях различного типа при описании вопросов межкатегориального взаимодействия, типологии модальности, частных значений вида. Многочисленный и разнообразный фактический материал может послужить базой для составления методических пособий и формирования комплекса упражнений по теме «Частные значения вида» в курсе «Русский язык как иностранный». Результаты исследования могут применяться и активно применяются автором монографии в спецкурсах и спецсеминарах по функциональной грамматике и аспектологии.
Фактической основой для работы послужили в основном примеры из русской художественной литературы Х1Х-ХХ вв., в некоторых случаях автор опирался на публицистические и научные тексты. В отдельных случаях приводились примеры, взятые из толковых словарей, а также авторские. Помимо всего остального, использовались примеры, извлечённые из обширной картотеки «Словаря современного русского литературного языка» ИЛИ РАН. Примеры, использованные в монографии, пронумерованы и составляют 350 наименований; общее количество представленных в картотеке автора примеров включает более 3 тысяч единиц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В модальных значениях отражается не только оппозиция реальное/ирреальное, но и динамика связей между ними, которая представ-лена понятием потенциальности. В рамках изъявительного наклонения (индикатива) модальность попытки, осуществляющая динамическую связь между субъектом и результатом действия, накладывается на базовое значение реальности. Поэтому попытка связывает область ирреального (активной возможности) с областью реального и лежит в семантической плоскости потенциальности.
2. Если понятие потенциальности связывает ирреальное с реальным, то конативная потенциальность является таким промежуточным звеном, такой областью пересечения, которая деятельно, активно осуществляет эту связь. В ситуациях типа Я пытаюсь всё изменить мир, пользуясь словами Н.Д.Арутюновой, не только осмысляется, но и ощущается прежде всего в его динамически изменчивом аспекте.
3. Попытка, являясь конкретной семантической разновидностью внутрисинтаксической волюнтативной модальности, вписывается (встраивается) в систему синтагматических отношений с модальными значениями желания (хотения) и намерения. При этом попытка является важным (заключительным) звеном в системе обозначенных от-ношений, знаменуя собой плавный переход от пассивной готовности к активному осуществлению действия.
4. Попытка как разновидность модальности потенциальности отсылает нас к возможному миру, который представляется говорящему «достижимым из действительного мира», ожидаемым, - максимально близкому миру, потому что прогнозируемый результат попытки покоится на знаниях об объективных потенциях этого (реального) мира и человека.
5. Выражение смысла попытка в русском языке связано с целым комплексом взаимосвязанных значений: 1) намеренность действия, а значит, контролируемость, целенаправленность (направленность на результат) и 2) усилие. Кроме того, в конативных ситуациях присутствует (на уровне импликации) ещё один очень важный смысл, связанный с субъектом ситуации, - неуверенность в успешном исходе действия.
6. Важнейшей особенностью ситуаций, выражающих смысл стремления, попытки является то, что субъект оценивает результат: успешное достижение результата оценивается положительно; безуспешность, безрезультатность оценивается отрицательно.
7. Способы выражения семантического комплекса «попытка - результат» в современном русском языке достаточно разнообразны - от лексического (явного) выражения обоих компонентов данного комплекса, когда этот смысл доминирует, - до их несобственно лексического, смешанного (имплицитного) представления в ситуациях сложного в смысле взаимодействующих категорий типа, когда указанный смысл выявляется как оттенок, сосуществующий вместе с другими смыслами, формируемыми целым комплексом функционально-семантических категорий. Наиболее ярким, прототипическим средством выражения смысла попытки в русском языке являются модальные глаголы со значением попытки, стремления: 1) пытаться, 2) стараться, 3) стремиться, 4) пробовать (в значении стараться), 5) порываться. Основное семантическое свойство, позволяющее объединить их в один (синонимический) ряд, - это выражение усилия, напряжения (физического, интеллектуального, душевного, психологического).
8. Одним из наиболее сложных способов выражения смысла «попытка - результат» являются ситуации (смысловые ансамбли) с видовым контрастом немодальных полнозначных глаголов типа догонял, догонял, насилу догнал; убеждал, но так и не убедил. Ситуации указанного типа принято называть аспектуально-модально-таксисными комплексами. Значительную роль в формировании смыслового оттенка «попытка - результат» в данных ситуациях играет синтаксическая структура, сополагающая два смысловых момента - попытку осуществления действия и успешный/безуспешный итог, результат этой попытки. Особое значение в формировании указанных смысловых отношений имеют предложения с противительными отношениями и отрицанием.
9. Конативный вариант употребления глаголов несовершенного и совершенного вида необходимо квалифицировать как специфическую разновидность (оттенок) проявления потенциальной модальности в сфере частных ситуативных значений вида; конативная модальность способна наслаиваться (осложняя их) не только на конкретно-процессное, но и на неограниченно-кратное, и на обобщённо-фактическое частное значение вида.
10. Глаголы «безуспешной попытки» искать и ждать, отражающие факт субъективного стремления к успеху, но объективно, по природе своей обреченные на неуспех, являются (особенно глагол искать) самыми яркими и наиболее часто встречающимися выразителями конативности и составляют ее ядро наряду с такими модальными модификаторами конативности, как глаголы пытаться, стараться, стремиться, пробовать.
Апробация результатов исследования. Основные положения монографии были представлены автором на 16 научных конференциях различного уровня, в том числе международных: «Типология вида: проблемы, поиски, решения» (Москва, 1997), «Теория и практика преподавания славянских языков» (Печ, 1998), «Русский язык как средство реализации диалога культур России и стран АТР на современном этапе» (Хабаровск, 1998), «Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад» (Набережные Челны, 1999), «Владимир Даль и со-временная филология» (Нижний Новгород, 2001), «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2004). По теме диссертации опубликовано двадцать научных работ, включая монографию.
Структура исследования. Монография состоит из введения, шести глав, заключения, а также списка литературы, словарей и энциклопедических изданий.
1. Милютина М.Г. Семантика конативности и потенциальная модальность: комплекс «попытка - результат» и его выражение в современном русском языке. - М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. - 296 с.
2. Милютина М.Г. Конативные аспектуальные ситуации и их разновидности в современном русском языке / М.Г.Милютина // Филологические науки. - 1997. - № 3. - С.48-56.
3. Милютина М.Г. К вопросу о классификации конативных ситуаций (на материале русского языка) / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Спецвыпуск: Взаимодействие культур. - Ижевск, 1996. - С.63- 65.
4. Милютина М.Г. К вопросу о классификации конативных аспектуальных ситуаций нестандартного типа в современном русском языке / М.Г. Милютина // Типология вида: проблемы, поиски, решения: материалы Международной научной конференции, 16-19 сентября 1997 г., МГУ им. М.В.Ломоносова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.315-320.
5. Милютина М.Г. Особенности конативных ситуаций с глаголами «безуспешной попытки» / М.Г.Милютина // Язык. Культура. Дея-тельность: Восток - Запад: доклады 2-й Международной научной конференции (24-26 августа 1999 г.). - Выпуск 2: Филологические аспекты межкультурных коммуникаций. - Набережные Челны: Изда-тельство Института управления, 1999. - С.249- 252.
6. Милютина М.Г. Специфика глаголов, потенциально способных выражать значения конативной модальности / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 9. - 1999. - С.305-308.
7. Милютина М.Г. Специфика конативных ситуаций в русском языке (природа конативной модальности) / М.Г.Милютина // Язык. Функции. Жизнь: сб. статей в честь профессора А.В.Бондарко / РГПУ им. А.И.Герцена, кафедра русского языка. - СПб., 2000. - С.90-97.
8. Милютина М.Г. Модальность попытки как специфическая разновидность потенциальной модальности / М.Г.Милютина // Владимир Даль и современная филология: материалы Международной научной конференции. 22-23 ноября 2001 года. Нижний Новгород. Т.1. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2001. - С.324-327.
9. Милютина М.Г. Глагольный вид и потенциальная модальность / М.Г.Милютина // Современные тенденции в преподавании иностран-ных языков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Набережные Челны: Изд-во НФ НГЛУ, 2003. - С.154-158.
10. Милютина М.Г. Отрицание как семантический компонент, усиливающий значение попытки / М.Г.Милютина // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: сб. статей Всероссийской (с международным участием) научной конференции. В трёх то-мах. Т.2. - Соликамск, 2004. - С.105-107.
11. Милютина М.Г. Система частных значений вида и семантика потенциальной имплицитной модальности / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 5. - Выпуск 2. - 2004. - С.90-99.
12. Милютина М.Г. Типы субъектов и объектов в конативных ситуациях / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 5. - Выпуск 2. - 2005. - С.105-112.
13. Милютина М.Г. Типы конативных ситуаций видового контраста с точки зрения выражения временных отношений / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 5. - Выпуск 2. - 2005. - С.113-116.
14. Милютина М.Г. К вопросу о конативности / М.Г.Милютина // Тезисы докладов 2-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. Ч.1. - Ижевск. 1995. - С.61.
15. Милютина М.Г. Конативные аспектуальные ситуации и их разновидности в современном русском языке / Conative aspectual situations and their varieties in modern Russian / М.Г. Милютина // Тезисы Международной научной конференции «Типология вида: проблемы, поиски, решения». - М.: Изд-во МГУ, 1997. - С.53-54.
16. Милютина М.Г. Ситуации со значением «попытки» в русском языке / М.Г. Милютина // Тезисы докладов IV Международной конференции «Теория и практика преподавания славянских языков» (г. Печ, 24-25 апреля 1998 г.) / Ун-т им. Януса Паннониуса, кафедра славянской филологии. - Печ, 1998. - С.41.
17. Милютина М.Г. Модальный статус конативных ситуаций / М.Г. Милютина // Тезисы докладов Международной научно-методической конференции «Русский язык как средство реализации диалога культур России и стран АТР на современном этапе» (Хабаровск, 20-21 октября 1998). - Хабаровск: Изд-во Хабаровского ун-та. - С. 25- 26.
18. Милютина М.Г. Контролируемость как важнейший признак конативной ситуации / М.Г.Милютина // Тезисы докладов 4-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1999. - С.83.
19. Милютина М.Г. Эксплицитные и имплицитные варианты базовой таксисной последовательности «тенденция, попытка - успех, осуществление» / М.Г.Милютина, Л.В.Подчезерцева // Тезисы докладов 4-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1999. - С.84.
20. Милютина М.Г. Модальность попытки как разновидность потенциальной модальности / М.Г.Милютина // Тезисы докладов 5-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. Ч.1. - Ижевск, 2001. - С.4-6.