Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМАНТИКА КОНАТИВНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ: КОМПЛЕКС «ПОПЫТКА - РЕЗУЛЬТАТ» И ЕГО ВЫРАЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №103418

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

русский язык

Объем работы42
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Предметом исследования в монографии являются природа и сущность конативной модальности (от лат. conatus- попытка, стремление), а также способы её выражения в современном русском языке.
Объект исследования - речевые ситуации, отражающие важный аспект человеческой деятельности - попытку её реального осуществления, например: «Я теперь иногда нарочно пытаюсь возродить в себе то странное ощущение <...> но как я ни силюсь, мне это не удаётся» (И.Долиняк); «Анна закрылась руками в мучительно-тяжёлой нравственной борьбе. В эту минуту, казалось, она делала последнее усилие над собою: она ломала себя <...> наконец переломила» (В.Крестовский). Толковый словарь трактует попытку как действие, направленное на осуществление или достижение чего-л., но без полной уверенности в успехе. В словарном толковании отмечены важные для понимания сущностной характеристики понятия «попытка» смысловые составляющие: направленность на осуществление, достижение, а также устремлённость к успеху и одновременно неуверенность в таком - успешном, результативном - исходе действия.
Актуальность исследования. Как известно, объективный мир - это всеобъемлющая данность, в которую активно вторгается человек, пытаясь осуществить свои желания и реализовать свои намерения. Сегодняшняя антропологическая парадигма научного знания исходит из того, что человек познаёт мир через осознание, а значит, и отражение в языке своей предметной и теоретической деятельности. Об этом пишут многие исследователи: Н.Д. Арутюнова, Г.В. Колшанский, Б.А. Серебренников, Е.В. Урысон, М. Хайдеггер, Е.С. Яковлева и другие. Мир объективный субъективизируется (Мельник 1997).
Язык не может обойтись без выражения таких смыслов, как попытка, стремление, движение к цели, результат, итог, потому что без стремления к цели невозможно осуществление деятельности. Человек давно осознал и выразил посредством языка эту важнейшую истину: находит только тот, кто ищет, а открывают только тому, кто пытается достучаться («Ибо всякий просящий прием-лет, и ищущий обретает, и толкущему отверзается» [Лк. 11: 9, 10]). Бездействию всегда предпочитается действие, пусть и без уверенности в успехе. Этот факт отражает, в частности, и английская пословица «Even to try is good»(’Даже попытаться - хорошо’). Таким образом, всё, что связано с выражением в языке деятельностного и волевого аспекта, является актуальным для научного исследования, тем более что современная, в значительной степени «гуманизированная» лингвистика активно интересуется социально значимыми действиями человека.
Смысл «попытка» логически связан с другим смыслом - «результат», «успех», «итог», поэтому правильнее говорить не просто о значении попытки, а о смысловом комплексе «попытка - результат (успех)».
Конкретные речевые проявления комплексного смысла «попытка - результат» имеют разнообразный характер. Этот языковой смысл может быть представлен как в эксплицитном виде, когда он формируется с помощью модальных глаголов пытаться, стараться, стремиться и др., так и в скрытом, имплицитном виде, когда в его формировании участвуют ситуации сложного (в смысле взаимодействия различных категорий) типа - конативные, в рамках которых взаимодействуют функционально-семантические поля реальной и ирреальной модальности, аспектуальности, таксиса (такие ситуации чаще всего представляют собой таксисно-модально-аспектуальный комплекс), а также темпоральности. Все эти разнообразные речевые реализации смыслового комплекса «попытка - результат (успех)», безусловно, представляют интерес для исследования и нуждаются в подробном системном описании.
Целью монографии является выяснение модального статуса конативности и системное (с опорой на принцип функционально-семантического поля) описание речевых ситуаций, выражающих комплексное типовое значение «попытка - результат» в современном русском языке.
В соответствии с поставленной целью в монографии решаются следующие задачи: 1) установить модальный статус попытки, то есть определить её место в системе других модальных значений, а именно проанализировать, какое место занимает попытка в системе отношений «желание - намерение - попытка»; рассмотреть возможности взаимодействия обозначенных смысловых элементов; 2) выявить эксплицитные и имплицитные способы языкового выражения смысла попытка - результат (успех) и описать их как целостную многоступенчатую систему речевых вариантов; 3) определить основные при-знаки, характерные для конативных ситуаций; проанализировать контекстуальные условия, в которых выявляется семантика конативной потенциальности; 4) более точно обозначить систему частных видовых значений, способных по-разному (с разными смысловыми оттенками) имплицитно выражать потенциальное значение, в связи с чем показать, какое место занимают в этой системе категориальные ситуации с конативной модальностью; 5) подробно проанализировать видовые категориальные ситуации, выражающие значение попытка - результат имплицитно, учитывая такие аспекты, как роль отрицания и противительных отношений в формировании конативного смыслового оттенка в данных ситуациях; объём их внешней и внутренней модальной рамки; типы субъектов и объектов в таких ситуациях; варианты таксисных отношений, формирующих синтаксическое и смысловое пространство данных ситуаций, и некоторые другие аспекты; 6) выстроить типологию конативных аспектуальных ситуаций в современном русском языке; 7) соотнеся и критически осмыслив данные разных классификаций, обозначить контуры лексико-семантического поля глаголов, способных выражать конативное значение, определить ядерные и периферийные зоны этого поля; 8) осуществить подробный лингвистический анализ конативных ситуаций с глаголами «безуспешной попытки», выявив отличительные особенности ситуаций с указанными глаголами.
Теоретическая и методологическая база исследования. Настоящая работа написана в русле грамматической семантики. Основной задачей этого направления является изучение взаимодействия семантических категорий и форм их выражения в языке.
Автору монографии близки идеи русской школы функциональной грамматики. Поэтому базовыми для многих положений, имеющихся в работе, являются система взглядов и основная терминология, представленные в многотомной коллективной монографии «Теория функциональной грамматики» (далее сокращённо - ТФГ), а также в работах Ю.С. Маслова, А.В. Бондарко, Т.В. Булыгиной, М.Я. Гловинской, Н.А. Козинцевой, Е.В. Падучевой, В.С. Храковского, М.А. Шелякина, Дж. Форсайта и других исследователей.
Основными принципами описания материала в монографии являются системность, антропоцентризм, недискретность и функционализм. Основным методом, применяемым в работе, является метод функционально-семантического анализа материала. При этом особенно важным для воплощения исследовательской программы является преимущественное использование анализа материала «от семантики к формальным средствам», применяемого в функциональной грамматике. Основным приёмом интерпретации материала в реферируемой работе является приём классификации и систематики.
В целом базовыми для анализа фактического материала и, соответственно, для классификационной структуры работы являются два подхода, обусловленные ориентацией на обозначенные основные принципы и методы описания: 1) полевый подход, позволяющий бо-лее отчётливо представлять континуальность языкового пространства, непрерывность речи; 2) ситуативно-речевой подход, акцентирующий внимание на языке не как системе форм, но на языке в действии, в ситуации общения, в контексте и тем самым дающий возможность достаточно полно (с учётом многих составляющих) анализировать речевой материал.
В монографии активно используются и другие современные методики: применяются элементы методики семантического толкования и компонентного анализа слова, метод ситуативного (контекстуального) анализа материала, а также отдельные методические приёмы логического анализа языка.
Научная новизна исследования заключается в том, что пристальное внимание в монографии направлено на изучение речевых ситуаций, выражающих значение попытки осуществления действия в современном русском языке (конативных), которые до сих пор не являлись предметом подробного системного описания.
В реферируемой работе конативные ситуации описываются как сложная система вариантов, выясняется их специфика, выявляется их связь с признаками контролируемости и бенефактивности. Обозначен модальный статус конативных ситуаций: конативность определена как самостоятельный специфический подтип потенциальной модальности.
Впервые подробно проанализированы эксплицитные и имплицитные варианты выражения комплексного смысла «попытка - результат». Определена специфика конативных ситуаций с глаголами «без-успешной попытки и безуспешного стремления» - искать и ждать; представлены конкретные образцы анализа ситуаций с данными глаголами.
Теоретическая значимость исследования определяется развитием идей грамматической семантики, функциональной грамматики и аспектологии. В монографии обсуждается одна из актуальных на сегодняшний день проблем - проблема межкатегориального взаимодействия, а именно взаимодействия вида и потенциальной конатив- ной модальности, в связи с чем подвергаются подробному анализу категориальные ситуации сложного типа - модально-аспектуально-таксисные комплексы.
В монографии обозначена «модальная перспектива» конативности, которая обусловлена её системными парадигматическими и синтагматическими отношениями с другими разновидностями модальных значений.
В работе удалось уточнить (дополнив её) систему частных видовых значений, имеющих модальный оттенок потенциальности.
В реферируемом исследовании впервые представлена подробная функционально-семантическая типология конативных аспектуальных ситуаций в современном русском языке.
Практическая значимость исследования заключается в том, что наблюдения и выводы, представленные в монографии, могут быть использованы в учебных пособиях различного типа при описании вопросов межкатегориального взаимодействия, типологии модальности, частных значений вида. Многочисленный и разнообразный фактический материал может послужить базой для составления методических пособий и формирования комплекса упражнений по теме «Частные значения вида» в курсе «Русский язык как иностранный». Результаты исследования могут применяться и активно применяются автором монографии в спецкурсах и спецсеминарах по функциональной грамматике и аспектологии.
Фактической основой для работы послужили в основном примеры из русской художественной литературы Х1Х-ХХ вв., в некоторых случаях автор опирался на публицистические и научные тексты. В отдельных случаях приводились примеры, взятые из толковых словарей, а также авторские. Помимо всего остального, использовались примеры, извлечённые из обширной картотеки «Словаря современного русского литературного языка» ИЛИ РАН. Примеры, использованные в монографии, пронумерованы и составляют 350 наименований; общее количество представленных в картотеке автора примеров включает более 3 тысяч единиц.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В модальных значениях отражается не только оппозиция реальное/ирреальное, но и динамика связей между ними, которая представ-лена понятием потенциальности. В рамках изъявительного наклонения (индикатива) модальность попытки, осуществляющая динамическую связь между субъектом и результатом действия, накладывается на базовое значение реальности. Поэтому попытка связывает область ирреального (активной возможности) с областью реального и лежит в семантической плоскости потенциальности.
2. Если понятие потенциальности связывает ирреальное с реальным, то конативная потенциальность является таким промежуточным звеном, такой областью пересечения, которая деятельно, активно осуществляет эту связь. В ситуациях типа Я пытаюсь всё изменить мир, пользуясь словами Н.Д.Арутюновой, не только осмысляется, но и ощущается прежде всего в его динамически изменчивом аспекте.
3. Попытка, являясь конкретной семантической разновидностью внутрисинтаксической волюнтативной модальности, вписывается (встраивается) в систему синтагматических отношений с модальными значениями желания (хотения) и намерения. При этом попытка является важным (заключительным) звеном в системе обозначенных от-ношений, знаменуя собой плавный переход от пассивной готовности к активному осуществлению действия.
4. Попытка как разновидность модальности потенциальности отсылает нас к возможному миру, который представляется говорящему «достижимым из действительного мира», ожидаемым, - максимально близкому миру, потому что прогнозируемый результат попытки покоится на знаниях об объективных потенциях этого (реального) мира и человека.
5. Выражение смысла попытка в русском языке связано с целым комплексом взаимосвязанных значений: 1) намеренность действия, а значит, контролируемость, целенаправленность (направленность на результат) и 2) усилие. Кроме того, в конативных ситуациях присутствует (на уровне импликации) ещё один очень важный смысл, связанный с субъектом ситуации, - неуверенность в успешном исходе действия.
6. Важнейшей особенностью ситуаций, выражающих смысл стремления, попытки является то, что субъект оценивает результат: успешное достижение результата оценивается положительно; безуспешность, безрезультатность оценивается отрицательно.
7. Способы выражения семантического комплекса «попытка - результат» в современном русском языке достаточно разнообразны - от лексического (явного) выражения обоих компонентов данного комплекса, когда этот смысл доминирует, - до их несобственно лексического, смешанного (имплицитного) представления в ситуациях сложного в смысле взаимодействующих категорий типа, когда указанный смысл выявляется как оттенок, сосуществующий вместе с другими смыслами, формируемыми целым комплексом функционально-семантических категорий. Наиболее ярким, прототипическим средством выражения смысла попытки в русском языке являются модальные глаголы со значением попытки, стремления: 1) пытаться, 2) стараться, 3) стремиться, 4) пробовать (в значении стараться), 5) порываться. Основное семантическое свойство, позволяющее объединить их в один (синонимический) ряд, - это выражение усилия, напряжения (физического, интеллектуального, душевного, психологического).
8. Одним из наиболее сложных способов выражения смысла «попытка - результат» являются ситуации (смысловые ансамбли) с видовым контрастом немодальных полнозначных глаголов типа догонял, догонял, насилу догнал; убеждал, но так и не убедил. Ситуации указанного типа принято называть аспектуально-модально-таксисными комплексами. Значительную роль в формировании смыслового оттенка «попытка - результат» в данных ситуациях играет синтаксическая структура, сополагающая два смысловых момента - попытку осуществления действия и успешный/безуспешный итог, результат этой попытки. Особое значение в формировании указанных смысловых отношений имеют предложения с противительными отношениями и отрицанием.
9. Конативный вариант употребления глаголов несовершенного и совершенного вида необходимо квалифицировать как специфическую разновидность (оттенок) проявления потенциальной модальности в сфере частных ситуативных значений вида; конативная модальность способна наслаиваться (осложняя их) не только на конкретно-процессное, но и на неограниченно-кратное, и на обобщённо-фактическое частное значение вида.
10. Глаголы «безуспешной попытки» искать и ждать, отражающие факт субъективного стремления к успеху, но объективно, по природе своей обреченные на неуспех, являются (особенно глагол искать) самыми яркими и наиболее часто встречающимися выразителями конативности и составляют ее ядро наряду с такими модальными модификаторами конативности, как глаголы пытаться, стараться, стремиться, пробовать.
Апробация результатов исследования. Основные положения монографии были представлены автором на 16 научных конференциях различного уровня, в том числе международных: «Типология вида: проблемы, поиски, решения» (Москва, 1997), «Теория и практика преподавания славянских языков» (Печ, 1998), «Русский язык как средство реализации диалога культур России и стран АТР на современном этапе» (Хабаровск, 1998), «Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад» (Набережные Челны, 1999), «Владимир Даль и со-временная филология» (Нижний Новгород, 2001), «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2004). По теме диссертации опубликовано двадцать научных работ, включая монографию.
Структура исследования. Монография состоит из введения, шести глав, заключения, а также списка литературы, словарей и энциклопедических изданий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Милютина М.Г. Семантика конативности и потенциальная модальность: комплекс «попытка - результат» и его выражение в современном русском языке. - М.-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. - 296 с.
2. Милютина М.Г. Конативные аспектуальные ситуации и их разновидности в современном русском языке / М.Г.Милютина // Филологические науки. - 1997. - № 3. - С.48-56.
3. Милютина М.Г. К вопросу о классификации конативных ситуаций (на материале русского языка) / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Спецвыпуск: Взаимодействие культур. - Ижевск, 1996. - С.63- 65.
4. Милютина М.Г. К вопросу о классификации конативных аспектуальных ситуаций нестандартного типа в современном русском языке / М.Г. Милютина // Типология вида: проблемы, поиски, решения: материалы Международной научной конференции, 16-19 сентября 1997 г., МГУ им. М.В.Ломоносова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - С.315-320.
5. Милютина М.Г. Особенности конативных ситуаций с глаголами «безуспешной попытки» / М.Г.Милютина // Язык. Культура. Дея-тельность: Восток - Запад: доклады 2-й Международной научной конференции (24-26 августа 1999 г.). - Выпуск 2: Филологические аспекты межкультурных коммуникаций. - Набережные Челны: Изда-тельство Института управления, 1999. - С.249- 252.
6. Милютина М.Г. Специфика глаголов, потенциально способных выражать значения конативной модальности / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 9. - 1999. - С.305-308.
7. Милютина М.Г. Специфика конативных ситуаций в русском языке (природа конативной модальности) / М.Г.Милютина // Язык. Функции. Жизнь: сб. статей в честь профессора А.В.Бондарко / РГПУ им. А.И.Герцена, кафедра русского языка. - СПб., 2000. - С.90-97.
8. Милютина М.Г. Модальность попытки как специфическая разновидность потенциальной модальности / М.Г.Милютина // Владимир Даль и современная филология: материалы Международной научной конференции. 22-23 ноября 2001 года. Нижний Новгород. Т.1. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2001. - С.324-327.
9. Милютина М.Г. Глагольный вид и потенциальная модальность / М.Г.Милютина // Современные тенденции в преподавании иностран-ных языков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Набережные Челны: Изд-во НФ НГЛУ, 2003. - С.154-158.
10. Милютина М.Г. Отрицание как семантический компонент, усиливающий значение попытки / М.Г.Милютина // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: сб. статей Всероссийской (с международным участием) научной конференции. В трёх то-мах. Т.2. - Соликамск, 2004. - С.105-107.
11. Милютина М.Г. Система частных значений вида и семантика потенциальной имплицитной модальности / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 5. - Выпуск 2. - 2004. - С.90-99.
12. Милютина М.Г. Типы субъектов и объектов в конативных ситуациях / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 5. - Выпуск 2. - 2005. - С.105-112.
13. Милютина М.Г. Типы конативных ситуаций видового контраста с точки зрения выражения временных отношений / М.Г.Милютина // Вестник УдГУ. Серия «Филологические науки». - № 5. - Выпуск 2. - 2005. - С.113-116.
14. Милютина М.Г. К вопросу о конативности / М.Г.Милютина // Тезисы докладов 2-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. Ч.1. - Ижевск. 1995. - С.61.
15. Милютина М.Г. Конативные аспектуальные ситуации и их разновидности в современном русском языке / Conative aspectual situations and their varieties in modern Russian / М.Г. Милютина // Тезисы Международной научной конференции «Типология вида: проблемы, поиски, решения». - М.: Изд-во МГУ, 1997. - С.53-54.
16. Милютина М.Г. Ситуации со значением «попытки» в русском языке / М.Г. Милютина // Тезисы докладов IV Международной конференции «Теория и практика преподавания славянских языков» (г. Печ, 24-25 апреля 1998 г.) / Ун-т им. Януса Паннониуса, кафедра славянской филологии. - Печ, 1998. - С.41.
17. Милютина М.Г. Модальный статус конативных ситуаций / М.Г. Милютина // Тезисы докладов Международной научно-методической конференции «Русский язык как средство реализации диалога культур России и стран АТР на современном этапе» (Хабаровск, 20-21 октября 1998). - Хабаровск: Изд-во Хабаровского ун-та. - С. 25- 26.
18. Милютина М.Г. Контролируемость как важнейший признак конативной ситуации / М.Г.Милютина // Тезисы докладов 4-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1999. - С.83.
19. Милютина М.Г. Эксплицитные и имплицитные варианты базовой таксисной последовательности «тенденция, попытка - успех, осуществление» / М.Г.Милютина, Л.В.Подчезерцева // Тезисы докладов 4-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1999. - С.84.
20. Милютина М.Г. Модальность попытки как разновидность потенциальной модальности / М.Г.Милютина // Тезисы докладов 5-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. Ч.1. - Ижевск, 2001. - С.4-6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ