Актуальность проблемы и темы исследования. Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране. В обществе возникли иные по сравнению с предыдущим этапом образовательные потребности: внимание к запросам субъектов образовательного процесса, возможность вариативности образования, соответствие международным стандартам и т.д. В ответ на данные экспектации в стране начали появляться образовательные учреждения негосударственной формы собственности, которые мобильно и эффективно стремились удовлетворить новые образовательные потребности населения. При этом особый статус - негосударственная школа - не противоречил Закону РФ «Об образовании», где указывается, что система образования складывается из сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов (ст. 8). Именно в новых типах школ, прежде всего активизировался процесс разработки и обновления программ, методик, технологий, учитывающих альтернативные варианты образовательных запросов и жизненных стратегий.
Однако с течением времени часть данных школ оказалась на пороге кризисных ситуаций, вызванных различными обстоятельствами: усилением центростремительных тенденций в развитии системы образования, обновлением содержания общего среднего образования (что до некоторой степени девальвировало альтернативность образовательных услуг в школах нового типа), проблемами педагогической компетентности кадров данного учреждения и т.д.
Как правило, при приеме на работу в данное образовательное учреждение директор руководствовался и профессиональной подготовкой, и впечатлением от личности самого претендента. В связи с этим часто в школе оказывались в качестве работающих педагогов бывшие журналисты, инженеры, переводчики и т.д. Знаниевая составляющая их подготовки не вызывала нареканий, но опыта работы с детьми, требующими в альтернативной школе особого внимания, не хватало. С другой стороны, и педагоги стажисты также испытывали определенные трудности: опыт работы в традиционной массовой школе, позволяющий решать многие педагогические задачи, в частности обеспечение и выполнение образовательных стандартов, является определенным тормозом на пути поиска нестандартных решений в новых условиях и ситуациях (мало- комплектность классов, упор на дифференциацию и индивидуализацию обучения).
Еще одним фактором, в определенной степени препятствующим стабильной жизнедеятельности негосударственной школы, явилось отсутствие единой педагогической корпоративной культуры как следствие разнородности состава работающих педагогов. В той или иной мере перед подобными проблемами в силу различных обстоятельств оказались и негосударственные, и государственные школы.
Не случайно, поэтому среди приоритетных направлений развития системы отечественного образования в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» было названо «повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни».
Перечисленные выше проблемы не миновали и негосударственную школу «Источник» (г. Екатеринбург). Проведенное анкетирование в 2000 г. показало, что подавляющее большинство педагогов перешли на работу в альтернативное образовательное учреждение с целью наиболее полной профессиональной самоактуализации, которую, оказалось, затруднительно воплотить в массовой школе. Однако и в новой школе по разным причинам профессиональное саморазвитие и самоопределение остались не до конца разрешимой проблемой.
Однако как показала практика, условия работы негосударственной школы имеют свою специфику, которая слабо учитывается при общих методических рекомендациях: максимальная дифференциация и индивидуализация процесса обучения, невозможность использовать опыт традиционных методических объединений, поскольку часто работают 1-2 учителя-предметника и т.д.
Как одно из возможных решений кризисной ситуации было предложено обратить особое внимание на методическую (технологическую) составляющую труда педагога; изучить опыт методической работы в массовой школе. Об интенсивном развитии данной области педагогики в последнее время свидетельствуют труды Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, Т.В. Морозовой, Э.М.Никитина, М.М. Поташника, П.И. Третьякова и др. Проведены исследования в области повышения эффективности деятельности методических служб различного уровня (работы В.И. Воротилова, Ю.А. Долженко, Л.И. Филатовой, Е..В. Че- редниковой и др.), выявлены тенденции в развитии методической работы на современном этапе (исследования В.М. Лизинского, Т.Н. Макаро¬вой, Л.П. Романдина, К.М.Ушакова и др.).
Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и ранее, но остро ощущается необходимость пересмотра наработанных содержания и форм деятельности в данной области с учетом актуальных научных направлений. На сегодняшний день методическая работа разворачивается в школьных, районных, городских методических объединениях и методических центрах. Причем, если в первых продолжает осуществляться именно методическая работа, то в методических центрах речь идет об организации методической службы. Школьная методическая служба является качественно новым этапом развития в этой области. Деятельность методической службы предполагает объединение педагогов по самым различным основаниям: группы, занимающиеся проблемным, интерактивным и др. обучением, педагоги, включившиеся в научно-исследовательскую работу, учителя-воспитатели и др. При этом структурирование носит подвижный характер, что позволяет педагогам или одновременно быть включенными в различные группы, или при необходимости переходить из группы в группу. При таком подходе повышается профессиональная компетентность учителя, учитель становится субъектом методической деятельности, т.е. активным, инициирующим участником, способным к творческому саморазвитию.
Однако анализ имеющихся источников не выявил разработку и воплощение подобной методической службы в практике работы негосударственных образовательных учреждений. В итоге анализ научных исследований, программных документов, практики работы конкретного образовательного учреждения выявил ряд противоречий:
- между завышенными образовательными ожиданиями общества к деятельности школ негосударственного статуса и типичными для образовательных учреждений кадровыми, корпоративными, др. проблемами, обусловленными традициями массовой школы;
- между повышенными требованиями к работе педагогов в образовательных учреждениях различных типов и видов и неготовностью педагогов удовлетворить данные ожидания общества в силу недостаточного научно-методического и технологического опыта работы в данных ОУ;
- между традиционными подходами, сложившимися в организации методической работы в общеобразовательной школе, и недостаточной их эффективностью в условиях малокомплектных негосударственных образовательных учреждений.
Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы возможности современной методической работы, адекватной тенденциям развития системы образования и отвечающей внутренним запросам образовательного учреждения?
Формулировка проблемы позволила определить тему исследования: «МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДА¬ГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗО¬ВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
Объект исследования - процесс развития педагогического коллектива в негосударственном образовательном учреждении.
Предмет исследования - школьная методическая служба, способствующая развитию педагогического коллектива в негосударственном образовательном учреждении.
Цель исследования заключается в выявлении, обосновании, апробации возможностей школьной методической службы в процессе развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: школьная методическая служба может стать эффективным условием развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения, если
- имеет вариативную (по степени включения в методическую работу школы) структуру;
- решает задачи не только сугубо учебно-методического, но научно-исследовательского характера;
- учитывает при определении содержания деятельности запросы конкретного образовательного учреждения и возможности как коллективные, так и индивидуальные, педагогического состава школы;
- способствует развитию ценностно-ориентационного единства педагогического коллектива, формированию его благоприятного эмоционально-психологического климата, укреплению профессиональных и личных контактов педагогов.
С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы методической работы на современном этапе развития системы образования.
2. Уточнить структуру и содержание деятельности методической службы в негосударственном образовательном учреждении.
3. Апробировать в ходе опытно-поисковой работы структуру и содержание деятельности школьной методической службы в негосударственном образовательном учреждении.
4. Установить взаимосвязь школьной методической службы и развития педагогического коллектива школы.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют психологические основы теории деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В. А. Петровский С. Л. Рубинштейн и др.); идеи о сущности и закономерностях профессионального развития педагога (В.С. Безрукова, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.), концепции реформирования педагогического образования и совершенствования профессиональной подготовки педагогов (Б.С. Гершунский, С. А. Днепров, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили К.М. Ушаков и др.), аксиологические положения о педагогическом образовании и педагогической компетентности (А.Г. Асмолов, Н.А. Асташова, А.С. Белкин, И.Ф. Исаев, А.В. Меренков, В.А. Сластенин), теории управления образованием (Ю.А. Конаржевский, Н.Д. Никандров, В.С. Лазарев, В.П. Симонов, П.И.Третьяков, М.М. Поташник), психолого-педагогические положения об общении и взаимодействии субъектов образовательного процесса (А.Б. Добрович, М.С. Каган, В.А. Кан- Калик, И.А. Зимняя, Е.В. Коротаева, Г.А. Цукерман и другие).
Для реализации задач исследования использовались различные методы научного познания. Среди них теоретические: историко-логический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы, включенное наблюдение, статистическая и графическая обработка результатов опытно-поисковой работы.
Исследование было осуществлено в три этапа.
На первом этапе (1999-2000 гг.) проводилось изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, велась работа над формированием понятийного аппарата диссертации, изучался опыт деятельности негосударственных образовательных учреждений, что дало основание для первичного определения объекта, предмета исследования, формулировки рабочей гипотезы и задач исследования.
На втором этапе (2001-2003 гг.) в ходе опытно-поисковой работы проводилась проверка структуры и содержания деятельности школьной методической службы на базе негосударственного образовательного учреждения школы «Источник».
На третьем этапе (2003-2004 гг.) теоретически и статистически обрабатывались результаты опытно-поисковой работы; обобщались результаты, уточнялись формулировки выводов и рекомендаций.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Определены возможности методической службы в процессе развития педагогического коллектива негосударственной школы как нового типа образовательного учреждения.
2. Выявлена структура школьной методической службы негосударственного образовательного учреждения: методический совет, объединения педагогов на основе определенной темы исследования, психолого-педагогический консилиум, а также методическая работа по индивидуальным траекториям педагогов.
3. Обоснованы показатели развития педагогического коллектива школы: ценностно-ориентационное единство, уровень сплоченности и состояние эмоционально-психологического климата педагогического коллектива.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено содержание понятия «методическая служба», трактуемое как особое подразделение, решающее вопросы не только учебно-методического, но и научно-исследовательского характера, повышающее общую профессионально-педагогическую компетенцию учителя, способствующее его активизации, творческому саморазвитию, адекватной вписанности в окружающую его корпоративную культуру.
2. Установлено, что методическая служба школы, имеющая вариативную структуру, решающая задачи как учебно-методического, так и научно-исследовательского характера, учитывающая запросы конкретного образовательного учреждения и возможности как коллективные, так и индивидуальные педагогического состава школы, способствует развитию ценностно-ориентационного единства педагогического коллектива, формированию благоприятного эмоционально-психологического климата, укреплению профессиональных и личных контактов педагогов.
3. Определена структура методической службы школы, в которую включены: методический совет, выполняющий установочно-координирующую функцию, блок вариативного, индивидуального или группового, включения педагогов в собственно методическую работу; психолого-педагогический консилиум, обеспечивающий диагностическую и консультационно-сопроводительную поддержку всех звеньев методической службы.
Практическая значимость работы заключается в
- разработке содержания деятельности методической службы негосударственного образовательного учреждения на исходно-установочном, организационном и коррекционно-итоговом этапах деятельности;
- возможности использования опыта и содержания методической службы школы «Источник» в различных типах образовательных учреждений.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными методологическими и теоретическими позициями, применением комплекса теоретических и эмпирических методов научного исследования, адекватных природе исследуемого объекта, и опытно- поисковой работой автора.
Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялась на различных уровнях: локальном - непосредственная деятельность соискателя как организатора и участника общей опытно-поисковой работы в негосударственном образовательном учреждении школе «Источник» г. Екатеринбурга; городском - в городских педагогических чтениях «Воспитание: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга» (2001 г.), «Модернизация образования: проблемы и направления, опыт Екатеринбурга» (2001, 2003 гг.); региональном - «Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога» (2002г.), «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже ХХ-ХХ1 столетий», (2000г); всероссийском - «Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога» (Екатеринбург, 2002 г.); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004, 2005 гг.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определение: «школьная методическая служба образовательного учреждения», понимаемое как особое подразделение, решающее вопросы учебно-методического и научно-исследовательского характера, повышающее общую профессионально-педагогическую компетенцию учителя, способствующее его активизации, творческому саморазвитию, адекватной вписанности в окружающую его корпоративную культуру.
2. Структура школьной методической службы негосударственного образовательного учреждения, которая включает методический совет, блок вариативного (индивидуального или группового) включения педагогов в собственно методическую работу; психолого-педагогический консилиум.
3. Школьная методическая служба, деятельность которой направлена на обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса через совершенствование у работающих педагогов профессиональных компетенций, способствует развитию творческой инициативы как индивидуального, так и корпоративного характера; укрепляет педагогический коллектив посредством развития деловых и личных взаимоотношений, является эффективным условием развития педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 18 таблиц, 3 схем, заключения, списка литературы, приложений.
1. Чернякова Н.Н. Некоторые исторические аспекты формирования социальной педагогики // Социально-педагогические проблемы воспитания и образования ХХ-ХХ1 столетий: Тез. докл. межрег. научн. практ. конф. // Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2000. 0,2 п.л.
2. Чернякова Н.Н. К вопросу о современных тенденциях развития методической работы в школе // Воспитание: проблемы и опыт образовательной практики Екатеринбурга: Матер. VII город. пед. чтений / Дом Учителя. Екатеринбург, 2001. 0,5 п.л.
3. Коротаева Е.В., Чернякова Н.Н. Идея адаптивности как основа программы развития школы // Модернизация образования: проблемы, направления, опыт Екатеринбурга: Матер. VIII город. пед. чтений / Дом Учителя, Екатеринбург. 2002. 0,3/0,15 п.л.
4. Коротаева Е.В., Чернякова Н.Н. Анализ развития методической службы в системе школьного управления// Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога: Мат. III Всерос. конф. / Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург, 2002. 0,8/0,4 п.л.
5. Чернякова Н.Н. Возможности школьной методической службы в организации деятельности педагогического коллектива // Модернизация образования: проблемы. направления, опыт Екатеринбурга: Мат. IX город. пед. чтений. / Дом Учителя, Екатеринбург, 2003. 0,2 п.л.
6. Чернякова Н.Н. Возможности методической службы в развитии ценностно-ориентационного единства коллектива школы //Теория и практика образования в период детства: Сб. ст./ Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2003. 0,2 п.л.
7. Чернякова Н.Н. Возможности методической службы в развитии педагогического коллектива // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Мат. У Всерос. очно-заочной научно-практ. конф. / Челябинск: Образо¬вание, 2004. 0,2 п.л.
8. Коротаева Е.В., Чернякова Н.Н. Методическая служба школы «Источник»: объединение разнодумающих единомышленников // М.: Директор школы, 2004. № 5. 0,7/ 0,3 п.л.
9. Чернякова Н.Н. Педагогическая интеграция в организации методической службы в школе // Интеграция методической (научно - методической работы) и система повышения квалификации кадров: Мат. У1 Всерос. очно-заочной научно-практ. конф./ Челябинск: Образование, 2005. 0,2 п.л.